Программа по изобразительному искусству 1 класс
Оценка 4.8

Программа по изобразительному искусству 1 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл
24.03.2017
Программа по изобразительному искусству 1 класс
Программа по изобразительному искусству для 1 класс. По программе УМК "Гармония" В 1 классе закладываются основы интереса к изучению изобразительного искусства. Автор программы Копцевой Т.А. Цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника.отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе .
РП изо 1 кл. +.docx

1. Пояснительная записка

Данная программа предназначена для организации процесса обучения изобразительному искусству в Муниципальном общеобразовательном автономном учреждении «Курманаевская СОШ» в 1 классе.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373, с последующими изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010г. №1241).

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную. 
«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка. 

В 1 классе закладываются основы интереса к изучению изобразительного искусства. Решению этой задачи способствуют материалы, представленные на страницах учебника: разнообразные задания (в том числе игровые), стимулирующие познавательную и творческую активность детей, рождающие чувство удовлетворения от результатов творческого труда; привлекательные темы, тексты и многочисленные иллюстрации, близкие опыту первоклассников, способствуют расширению детских представлений о художнике и природе родного края, о различных способах реализации творческих замыслов при освоении изобразительных, декоративных и конструктивных видов деятельности.

            Приоритетная цель начального художественного образования – развитие  культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства  как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

              По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

               В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие         задачи:

 развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);

- формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе  изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

 освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в  произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой  художественной культуры;

 развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, 

Виды и формы контроля: викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, тесты.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 ч в неделю, всего 33 часа (33недели).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

           ЛичностныеУУД: способность к самостоятельной учебной деятельности, личная ответственность за результаты своего труда; умение накапливать и проявлять опыт эмоционально-ценностных отношений к миру; наличие авторского неповторимого стиля в выполнении творческих заданий; умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и т.п. для достижения своих творческих замыслов.

Метапредметные УУД: проявление навыков моделирования новых образов путем трансформации известных с использованием средств изобразительного языка; усвоение способов решения проблем творческого и поискового характера; наличие мотивов учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

– познавательные: расширяется представление школьников об основных видах пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, фантастический, исторический); о ведущих художественных музеях страны и мира;

– регулятивные: проявляется способность работать по правилам: понимать и принимать учебные и творческие задачи, выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– коммуникативные: умение искать информацию для решения проблемной ситуации; проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение использовать возможности ИКТ для достижения образовательной задачи.

Предметные УУД: выполнение заданий в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творческой деятельности; проявление навыков работы на компьютере: заливкой, мозаикой, реставратором и др., навыков художественного восприятия, оценки и анализа произведений пластических искусств; овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и творческими процессами (созерцание – созидание);

 

1.      Содержание учебного предмета, курса

5.1 Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

к/р

Художник и мир природы

7ч.

 

Художник и мир животных

8ч.

 

Художник и мир человека

11ч.

 

Художник и мир искусства

7ч.

к/р

5.2 Содержание тем.

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства»,содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:

·         выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

·         различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

·         различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;

·         участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

·         понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

·         различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

·         живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;

·         графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;

·         скульптурными материалами: пластилин или глина;

·         конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:

·         Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

·         Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

·         Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

·         Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

·         Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.

·         Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

·         Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий

Раздел  «Художник и мир природы»  (7ч) определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

    Раздел «Художник и мир животных» (8ч) расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

            Раздел «Художник и мир человека» (11ч) расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

            В  разделе «Художник и мир искусства» (7 ч)  осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

 

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

 -картины знаменитых художников, муляжи фруктов и овощей, картинки животных, птиц, насекомых, красная книга, пластилин, краски,  кисти, альбомы, учебная и  художественная литература;

-технические средства обучения: компьютер, диапроектор, проигрыватель;

- видеоматериалы: презентации, фильмы о знаменитых художниках, о космосе и космонавтах, ракетах, транспорте.

- музыкальные материалы;

- учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т. А. Копцева. В..П. Копцев, Е. В. Копцев. «Яхонт»  «Ассоциация 21 век» ;

- методическое пособие для учителя по изобразительному искусству 1 класс.

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» ученик научится:

  • выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
  • различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
  • различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
  • участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения; 
  • понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
  • различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу;
  • использовать в практической работе полученный художественно-творческий опыт работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной деятельности, навыки работы с:
    1. живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
    2. графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.; 
    3. скульптурными материалами: пластилин или глина;

Приложение.

Виды работ

к/р

-

-

-

-

 

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, 33 часа

Учебник «Изобразительное искусство», автор Копцева Т.А., Копцев В.П.

33 часа: 33 недели из расчета 1 час в неделю

1 четверть 9 недель * 1 = 9 часов

2 четверть 7 недель * 1 = 7 часов

3 четверть 9 недель * 1 = 9 часов

4 четверть 8 недель * 1 = 8 часов

Тема: ХУДОЖНИК  И  ПРИРОДА  РОДНОГО  КРАЯ

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Художник и мир природы  (7часов)

 

1

Введение. Творческая   папка художника  с3-9

1

 

 

2

Художественные материалыс10-15

1

 

 

3

 Многообразие цветов с16-21

1

 

 

4.

Мир природы   дарит нам Материалы для творчества с22-25

1

 

 

5.

Небесные переливы цвета с26-29

1

 

 

6.

 «Есть у солнца  друг…» с30-33

1

 

 

7.

Капризы природы с34-35

1

 

 

Художник и мир животных (8часов)

1

Художник рисует диких зверей с36-41

1

 

 

2

Художник  рисует  домашних    животных

1

 

 

3

 «В аквариуме есть кусочек моря…»

1

 

 

4

Художник рисует птиц

1

 

 

5

Букашки-таракашки

1

 

 

6

 

У зверей тоже бывают мамы и папы с58-61

1

 

 

7


«Если б только мы умели Понимать язык зверей…» с62-67

1

 

 

8

Животные – наши соседи с68-69

1

 

 

                                                                                                 Художник и мир человека (11 часов)

1

Ты – художник с70-74

1

26.12

 

2

Художник рисует родной край с75-79

1

16.01

 

3

«Какие бывают девочки…» с80-83

1

23.01

 

4

 

«Какие бывают мальчишки…» с84-87

1

30.01

 

5

 

Мужской портрет с88-91

1

06.02

 

6

 

Былинные богатыри с92-97

1

20.02

 

7

 

Рисуем маму с98-99

1

27.02

 

8

Моя  семья  с100-101

1

06.03

 

9

 

Знаменитые скульптуры с102-105

1

13.03

 

10

Транспорт на улицах твоего селения

1

20.03

 

11

Фантастический транспорт  с110-111

1

 

 

                                                                                                             Художник и мир искусства (7ч)

1

В мире книг с112-116

1

 

 

2

Музыка цвета.Театр теней с117-119

 

1

 

 

3

 

Цирковое представление

 

1

 

 

4

 

Планетарий

 

1

 

 

5

 

В мире музея

1

 

 

6

 

Народные промыслы

 

1

 

 

7

 

Обобщающий урок. Выставка

1

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка Данная программа предназначена для организации процесса обучения изобразительному искусству в

Пояснительная записка Данная программа предназначена для организации процесса обучения изобразительному искусству в

Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; – развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе…

Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; – развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе…

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования

Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования

Point. Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека»…

Point. Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека»…

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, 33 часа

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, 33 часа

Капризы природы с34-35 1

Капризы природы с34-35 1

Рисуем маму с98-99 1 27

Рисуем маму с98-99 1 27

Программа по изобразительному искусству 1 класс

Программа по изобразительному искусству 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017