1. Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации процесса обучения изобразительному искусству в Муниципальном общеобразовательном автономном учреждении «Курманаевская СОШ» в 1 классе.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373, с последующими изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010г. №1241).
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный
материал программы по изобразительному искусству представлен следующими
компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной
деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы
художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной
мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон
изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую
и деятельностную.
«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре
модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и
мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают
ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к
окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку,
обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним
средствами художественно-образного языка.
В 1 классе закладываются основы интереса к изучению изобразительного искусства. Решению этой задачи способствуют материалы, представленные на страницах учебника: разнообразные задания (в том числе игровые), стимулирующие познавательную и творческую активность детей, рождающие чувство удовлетворения от результатов творческого труда; привлекательные темы, тексты и многочисленные иллюстрации, близкие опыту первоклассников, способствуют расширению детских представлений о художнике и природе родного края, о различных способах реализации творческих замыслов при освоении изобразительных, декоративных и конструктивных видов деятельности.
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства);
- формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки,
Виды и формы контроля: викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ, тесты.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 ч в неделю, всего 33 часа (33недели).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛичностныеУУД: способность к самостоятельной учебной деятельности, личная ответственность за результаты своего труда; умение накапливать и проявлять опыт эмоционально-ценностных отношений к миру; наличие авторского неповторимого стиля в выполнении творческих заданий; умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру и т.п. для достижения своих творческих замыслов.
Метапредметные УУД: проявление навыков моделирования новых образов путем трансформации известных с использованием средств изобразительного языка; усвоение способов решения проблем творческого и поискового характера; наличие мотивов учебной деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
– познавательные: расширяется представление школьников об основных видах пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), жанрах изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, фантастический, исторический); о ведущих художественных музеях страны и мира;
– регулятивные: проявляется способность работать по правилам: понимать и принимать учебные и творческие задачи, выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– коммуникативные: умение искать информацию для решения проблемной ситуации; проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение использовать возможности ИКТ для достижения образовательной задачи.
Предметные УУД: выполнение заданий в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творческой деятельности; проявление навыков работы на компьютере: заливкой, мозаикой, реставратором и др., навыков художественного восприятия, оценки и анализа произведений пластических искусств; овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и творческими процессами (созерцание – созидание);
1. Содержание учебного предмета, курса
5.1 Тематическое планирование
Раздел |
Кол-во часов |
к/р |
Художник и мир природы |
7ч. |
|
Художник и мир животных |
8ч. |
|
Художник и мир человека |
11ч. |
|
Художник и мир искусства |
7ч. |
к/р |
5.2 Содержание тем.
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства»,содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:
· выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
· различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
· различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
· участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
· понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
· различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
· живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
· графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
· скульптурными материалами: пластилин или глина;
· конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
· Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
· Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
· Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
· Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
· Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
· Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
· Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий
Раздел «Художник и мир природы» (7ч) определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Раздел «Художник и мир животных» (8ч) расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Раздел «Художник и мир человека» (11ч) расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В разделе «Художник и мир искусства» (7 ч) осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
-картины знаменитых художников, муляжи фруктов и овощей, картинки животных, птиц, насекомых, красная книга, пластилин, краски, кисти, альбомы, учебная и художественная литература;
-технические средства обучения: компьютер, диапроектор, проигрыватель;
- видеоматериалы: презентации, фильмы о знаменитых художниках, о космосе и космонавтах, ракетах, транспорте.
- музыкальные материалы;
- учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Т. А. Копцева. В..П. Копцев, Е. В. Копцев. «Яхонт» «Ассоциация 21 век» ;
- методическое пособие для учителя по изобразительному искусству 1 класс.
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» ученик научится:
Приложение.
Виды работ |
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
к/р |
- |
- |
- |
- |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 1 класс, 33 часа
Учебник «Изобразительное искусство», автор Копцева Т.А., Копцев В.П.
33 часа: 33 недели из расчета 1 час в неделю
1 четверть 9 недель * 1 = 9 часов
2 четверть 7 недель * 1 = 7 часов
3 четверть 9 недель * 1 = 9 часов
4 четверть 8 недель * 1 = 8 часов
Тема: ХУДОЖНИК И ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|||||
по плану |
по факту |
|||||||
Художник и мир природы (7часов) |
|
|||||||
1 |
Введение. Творческая папка художника с3-9 |
1 |
|
|
||||
2 |
Художественные материалыс10-15 |
1 |
|
|
||||
3 |
Многообразие цветов с16-21 |
1 |
|
|
||||
4. |
Мир природы дарит нам Материалы для творчества с22-25 |
1 |
|
|
||||
5. |
Небесные переливы цвета с26-29 |
1 |
|
|
||||
6. |
«Есть у солнца друг…» с30-33 |
1 |
|
|
||||
7. |
Капризы природы с34-35 |
1 |
|
|
||||
Художник и мир животных (8часов) |
||||||||
1 |
Художник рисует диких зверей с36-41 |
1 |
|
|
||||
2 |
Художник рисует домашних животных |
1 |
|
|
||||
3 |
«В аквариуме есть кусочек моря…» |
1 |
|
|
||||
4 |
Художник рисует птиц |
1 |
|
|
||||
5 |
Букашки-таракашки |
1 |
|
|
||||
6 |
У зверей тоже бывают мамы и папы с58-61 |
1 |
|
|
||||
7 |
|
1 |
|
|
||||
8 |
Животные – наши соседи с68-69 |
1 |
|
|
||||
Художник и мир человека (11 часов) |
||||||||
1 |
Ты – художник с70-74 |
1 |
26.12 |
|
||||
2 |
Художник рисует родной край с75-79 |
1 |
16.01 |
|
||||
3 |
«Какие бывают девочки…» с80-83 |
1 |
23.01 |
|
||||
4 |
«Какие бывают мальчишки…» с84-87 |
1 |
30.01 |
|
||||
5 |
Мужской портрет с88-91 |
1 |
06.02 |
|
||||
6 |
Былинные богатыри с92-97 |
1 |
20.02 |
|
||||
7 |
Рисуем маму с98-99 |
1 |
27.02 |
|
||||
8 |
Моя семья с100-101 |
1 |
06.03 |
|
||||
9 |
Знаменитые скульптуры с102-105 |
1 |
13.03 |
|
||||
10 |
Транспорт на улицах твоего селения |
1 |
20.03 |
|
||||
11 |
Фантастический транспорт с110-111 |
1 |
|
|
||||
Художник и мир искусства (7ч) |
||||||||
1 |
В мире книг с112-116 |
1 |
|
|
||||
2 |
Музыка цвета.Театр теней с117-119
|
1 |
|
|
||||
3 |
Цирковое представление
|
1 |
|
|
||||
4 |
Планетарий
|
1 |
|
|
||||
5 |
В мире музея |
1 |
|
|
||||
6 |
Народные промыслы
|
1 |
|
|
||||
7 |
Обобщающий урок. Выставка |
1 |
|
|
||||
|
||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.