Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)
Оценка 4.6

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
7 кл
29.04.2018
Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)
В данной программе представлены теоретические и практические основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на примере проведения литературной гостиной, тематических часов, викторин, экскурсий. Программа составлена на основе имеющегося материала по краеведению и направлена на формирование патриотизма как личностной характеристики каждого из воспитанников и коллективного гражданско-патриотического сознания воспитанников школы-интерната.
прграмма по краеведению.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  «Специальная школа – интернат № 66» УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «Школа­интернат № 66» ______________  Т.С.Виноградова Программа рекомендована педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. Программа обсуждена  на методическом  объединении учителей Протокол № 1 от 29 августа 2017 г. Составитель программы: учитель русского языка и чтения Барсукова Людмила Сергеевна Рецензент:  кандидат педагогических наук Славгородская Марина  Владимировна Новокузнецк, 2017 Содержание Пояснительная записка Тематический план Содержание программы Требования к результатам освоения программы Список литературы Тезаурус 3 5 7 9 10 11 Пояснительная записка В   данной   программе   представлены теоретические   и   практические   основы   гражданско­ патриотического   воспитания   обучающихся     на примере проведения литературной гостиной, тематических часов, викторин, экскурсий.   Программа   составлена   на   основе   имеющегося   материала   по краеведению   и   направлена   на   формирование   патриотизма   как   личностной характеристики   каждого   из   воспитанников   и   коллективного   гражданско­ патриотического сознания воспитанников школы­интерната. Главнейшая   задача   учителя   чтения   –   информационная   подготовка каждого обучающегося к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда её реализует человек, осознающий   свою   роль   в   окружающем   мире,   понимающий   значение   своего края  в жизни  страны. Информационная  культура   человека  невозможна  без решения   воспитательных   задач.   Существуют   различные   направления   в воспитании личности. Одно из важных – это воспитание любви к родному краю. Научив маленького человека любить свой край, свой город, мы научим его   любить   и   свою   Отчизну,   что   сделает   его   ответственным   гражданином своей страны. Место рождения. Оно у каждого своё. Для нас – это Новокузнецк,  с его улочками, взбегающими на взгорки, красивым сосновым бором в Листвягах, окаймляющим   посёлок     со   всех   сторон.   В   детстве   река   Томь   купает мальчишек   и   девчонок   в   своих   водах,   баюкает   ветрами,   манит   звёздами. Кажется,   что   нет   земли   чудеснее   и   дороже,   чем   этот   маленький   клочок большой Родины, спрятавшийся за далёкими елями Сибири.  Очаг информационной культуры для ребят – это школьная библиотека и уроки   чтения.   Основное   направление   данной   программы   –   пробуждение   в душе ребят добрых чувств к своему дому, и чем раньше это будет сделано, тем больше духовных сил будет у человека в жизни. У него будут корни, которые поддержат его вдали от родного очага.  Материала   по   краеведению   накоплено   достаточно   много.   Он систематизирован   и   обобщён.   Опыт   работы   по   данному   направлению представлен на методическом совете учителей – предметников. Особенность данной программы «Открывая Родину, узнаём себя…» заключается в том, что она   даёт   возможность   обучающимся   изучить   родной   край   более   подробно через знакомство с произведениями писателей и поэтов Кузбасса, экскурсии, дополнительную литературу. В   соответствии   с   этим   можно   выделить   основные   цели   программы «Открывая Родину, узнаём себя…»:  создание познавательного интереса к изучению истории родного края, осознанию своего места в окружающем мире;  развитие   исследовательской   и   познавательной   деятельности обучающихся;  обеспечение условий для формирования нравственных и гражданских качеств. Для достижения необходимо решить следующие задачи:   создать условия для творческой самореализации обучающихся;  расширить   познавательный   и     культурный   кругозор   обучающихся (экскурсии, встречи, обзоры);  содействовать   организации   поисковой   работы   по   изучению   родного края;  развивать навыки культурного общения с окружающими.  Участники программы: старшие школьники ­ 7 – 9 классы. Среди основополагающих принципов выделяются:   научность, гуманизм, демократизм;  приоритетность   исторического,   культурного   наследия   России,   ее духовных ценностей и традиций;  системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;  многообразие   форм,   методов   и   средств,   используемых   в   целях обеспечения эффективности воспитания;  его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;  тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания. Программа   опирается   на   принципы   универсальности   основных направлений   гражданско­патриотического   воспитания   и   личностно   ­ ориентированного подхода, предполагающего использование особых форм и методов   патриотической   работы   с   учётом   возрастных   и   индивидуальных особенностей воспитанников школы­интерната. Тематический план № Тема занятий Количество часов Форма  контроля Лекции Практика I. Мой   край   на   карте Родины  (обзор   краеведению) книг   по 1.1.Открывая   родину, узнаём себя (викторина– утешествие) 1.2.   Нарисуй   «портрет»   города для международной выставки.   Составь 1.3.   план экскурсии   для   туристов по городу Новокузнецку. 1.4.   Тайны   имён   земли Кузнецкой (познавательный час) Дорогие   мои   земляки! (познавательный час) 2.1.   Ими   славится   наш город   с людьми известными города) (встреча     2.2.   Они   сражались   за Родину (информационный час) 2.3.   Презентация   книг О.Костюнина «Тяжинский самородок», 1 1 1 1 1 Составление дайджеста Тест Выпуск  экспресс ­  газеты Защита  проектов Сочинение Викторина Подготовка  интервью Составление альбома Написание  очерка 1 1 1 1 1 1 1 «Человек из легенды» 2.4. Народные промыслы жителей   нашего   края (посещение музея прикладного и шорского ремесла)   Литературный   Кузбасс (озвученная выставка)   Вернусь 3.1. звездопадом… (литературный   час   о творчестве Е.Дубро) III. 3.2.   Я   родом   отсюда… (литературно – музыкальный   час   о творчестве В.Фёдорова)   3.3.   Моя   Горная   Шория (литературная гостиная о творчестве С.С.Торбокова)   3.4.   Шорский   народный эпос с собирателями   шорского эпоса) (встреча   1 1 1 1 1 1 Викторина Составление дайджеста Звёздный  час Конкурс  чтецов Конкурс  чтецов отзывы I Знаешь   ли   ты   свой родной край? IV. (краеведческая игра) 1 Викторина Итого: 9ч. 8ч. Содержание программы Программа состоит из четырёх разделов. I Мой город на карте Родины.  На первом занятии обучающиеся знакомятся   с   картой   Кузбасса,   особенностями   края   и   местоположением города   Новокузнецка.   Обзорная   выставка   книг   по   краеведению   дополнит знания   обучающихся   о   родном   крае.   Составление   дайджеста   закрепит услышанную   информацию.   Последующие   занятия   обратят   внимание обучающихся   непосредственно   на   свой   родной   город.   Ребята   узнают   о коренных   жителях   края   –   шорцах   и   телеутах,   особенностях   расселения, начале освоения территории города. Практические занятия по составлению экспресс – газеты и защите планов экскурсий помогут увидеть, что знают и любят   в   своём   городе   ребята.   Обучающиеся   откроют   для   себя   тайны некоторых   названий   города.   Почему   именно   Томская   писаница?   Откуда названия   Новокузнецк,  Осинники?     Кто   назвал   реку   Томь?  О   чём     может рассказать липовая роща? II Дорогие мои земляки. Любой населённый пункт славится своими людьми. Во втором разделе занятий ребята встретятся с известными людьми города, попытаются составить вопросы, чтобы взять у них интервью. Дети узнают о шорских поселенцах, их занятиях и поселениях. Посещение музея прикладного искусства и шорской культуры познакомит ребят со старинными предметами,   которые   жители   использовали   в   работе   и   которые   чудом сохранились и дошли до наших дней.  Книги О.Костюнина познакомят ребят со   знаменитыми   земляками:   Стыкут   А.И.   и   Масаловым   Н.И.   Итогом презентации   книги   «Тяжинский   самородок»   станет     написание   очерка   об А.И.Стыкут.   III Третий   раздел   посвящён   литературному   Кузбассу.  После обзорной   выставки   книг   поэтов   и   писателей   Кузбасса   ребята   попытаются составить информационно – просветительские дайджесты. После знакомства с творчеством В.Фёдорова ребята блеснут своим умением выразительно читать стихотворения.   О   знаменитой   землячке   Е.Дубро   ребятам   расскажет   её родственница, жительница села Бороковка, Исакова А.И. После этого ребята прочтут   книгу   Е.Дубро   «Бумажный   кораблик»   и   поделятся   своими размышлениями   о   прочитанном.   Стихотворения   шорского   поэта С.С.Торбокова  покажут истинную красоту Горной Шории, встреча с шорским ансамблем     народного   творчества     воспроизведёт   ту   музыку,   на   которой воспитывался   будущий   поэт.     Студенты   педагогического   отряда, занимающиеся   шорской   народной   культурой   познакомят   ребят   с особенностями народного эпоса коренных народов Сибири. IV Заключительный раздел «Знаешь ли ты свой родной край?» Краеведческая   игра   «Знаешь   ли   ты   свой   родной   край?»   подведёт   итог проделанной работе. Викторина покажет, насколько действенной была работа библиотекаря и учителя чтения и оставила ли она след в душе ребят. Требования к результатам освоения программы Обучающиеся должны знать: ­  особенности   расположения   Кузбасса,   климатические   и   природные условия, обитателей флоры и фауны; ­ истоки родного края: коренные жители, год образования, особенности названия, участие города  в исторических событиях; ­  имена   земляков,   приумножающих   славу   села,   ветеранов   войны, защищавших родину во время Великой Отечественной войны; ­ книги О.Костюнина о наших земляках; ­ литературный Кузбасс.   Обучающиеся должны уметь: ­ составлять информационно – просветительные списки литературы; ­ работать с тестами по краеведению; ­ выпускать экспресс – газету; ­ составлять интервью; ­ защищать проекты; ­ писать сочинения, выразительно читать стихотворения Список литературы Литература для библиотекарей, педагогов 1 Казаркин, А.П. ­ Литературное краеведение в Кузбассе [Текст]: учебное   пособие   /   А.П.Казаркин.   –   Кемерово:   Областной   институт усовершенствования учителей, 1993. – 81 с. 2 Кацюба,   Д.В.,   Николаев,   Р.В.   ­   Этнография   народов   Сибири [Текст]: учебное пособие / Д.В.Кацюба, Р.В.Николаев. – Кемерово: Областной институт усовершенствования учителей, 1994. – 202 с 3 Котляров, Ю.С. ­ Памятники Кузбасса [Текст]: информационное издание / Ю.С.Котляров. – Кемерово: Книжное издательство, 1980. – 190 с. 4 Кушникова,   М.М.   ­   Остались   в   памяти   края:   страницы литературно   –   краеведческого   поиска   [Текст]:   информационное   издание   / М.М.Кушникова. – Кемерово: Книжное издательство, 1984. – 192 с. 5 Фибих,   Л.В.   ­   Музыкальная   культура   Кузбасса   [Текст]: методическое   пособие   /   Л.В.Фибих.   –   Кемерово:   Областной   институт усовершенствования учителей, 1993. – 60 с. Литература для обучающихся 1 Всекузбасская   Книга   памяти   т.6   [Текст]:   справочное   издание   / составители Е.В. Баталова, З.П.Верховцева и др. – Кемерово: Кузбасс, 1999. – 702 с. 2 Историческая   энциклопедия   Кузбасса   т.1   [Текст]:   справочное издание / составители В.П.Машковский, Г.Г.Халиулин. – Познань: Штамма, 1996. – 377 с. 3 Костюнин, О.В. ­ Человек из легенды [Текст]: информационное издание / О.В.Костюнин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 44  4 Костюнин, О.В. ­ Тяжинский самородок [Текст]: информационное издание / О.В.Костюнин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 80  5 Лаврина,   В.Л.   ­   История   Кузбасса   в   рассказах   для   детей   от древних   веков   до   нашего   времени   [Текст]:   информационное   издание   / В.Л.Лаврина. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 80 с. 6 Шабалин,   В.М.   ­   Тайны   имён   Земли   Кузнецкой   [Текст]: справочное   издание   /   В.М.Шабалин.   –   Кемерово:   Областной   институт усовершенствования учителей, 1994. – 221 с. Тезаурус 1 2 Верования – убеждённость в существовании высших сил. Гидронимы – названия водных объектов: рек, озёр, морей, ручьёв, родников, болот. 3 4 5 6 Календарь – способ счисления дней в году. Кузбасс – Кузнецкий бассейн. Ландшафт – общий вид местности. Ойконимы   –   названия   населённых   пунктов:   городов,   посёлков, деревень. 7 Орнамент   –   живописное,   графическое   или   скульптурное украшение   из   сочетания   геометрических,   растительных   или   животных элементов. 8 Оронимы – названия горных систем, отдельных горных вершин, долин, впадин. 9 10 Острог – город, укреплённый частоколом. Региональный   компонент   –   компонент   в   изучении   материала, относящегося к местным особенностям. 11 12 Телеуты, шорцы – коренные жители края. Топонимика   –   наука,   занимающаяся   изучением   происхождения топонимов, их языковой принадлежности. 13 Традиционная культура – культура, сохранившаяся от старины, основанная на традиции. 14 Фольклор   –   совокупность   обычаев,   обрядов,   песен,   явлений народного быта. 15 Этнография   –   наука,   изучающая   материальную   и   духовную культуру народов. Приложение 1 Информационно – просветительская  деятельность по вопросам краеведения Дайджест /   А.П.Казаркин.   –   Кемерово: 1.   Всекузбасская   Книга   памяти   т.6   [Текст]:   справочное   издание   /   сост. Е.В.Баталова. З.П.Верховцева и др. – Кемерово: Кузбасс, 1999. – 702 с. Много   лет   прошло   с   тех   пор,   как   победоносно   завершилась   Великая Отечественная   война.   Но   у   народа   до   сих   пор   не   утихает   боль   от понесённых им утрат. Это издание – дань священной памяти героическим защитникам   Отечества,   ценой   жизни   приближавшим   День   Великой Победы. 2. Историческая энциклопедия Кузбасса т.1[Текст]: справочное издание /  Сост. В.П.Машковский, Г.Г.Халиулин. – Познань: Штамма,1996. – 377 с. В   энциклопедии   отражён   путь   развития   отраслей   промышленности, предприятий, организаций, науки, культуры и искусства, их выдающийся вклад в созидательный труд живущих на кузбасской земле людей. 3.   Казаркин,   А.П.   Литературное   краеведение   в   Кузбассе   [Текст]:   учебное пособие     Областной   институт усовершенствования учителей, 1993. – 81 с./ В работе представлено литературное краеведение как история  культура края через её отражение в художественном и публицистическом слове. 4.     Кацюба,   Д.В.,   Николаев,   Р.В.   Этнография   народов   Сибири   [Текст]: учебное пособие / Д.В.Кацюба, Р.В.Николаев. – Кемерово: О.И.У.У., 1994. – 202 с./ В   работе   рассматривается   этнография   коренных   народов   Сибирского региона.   В   ней   показаны   взгляды   учёных,   общественности,   учителей   на вопрос о введении этнографии в качестве учебного предмета в школу. 5.   Костюнин, О.В. Человек из легенды [Текст]: информационное издание / О.В.Костюнин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 44 с.   В   брошюре   автор   рассказывает   о   Н.И.Масалове,   жителе   Кузбасса, который   при   освобождении   Берлина   спас   немецкую   девочку   и впоследствии стал прообразом знаменитого памятника русскому  воину – освободителю в Трептов – парке в Германии. 6.  Костюнин, О.В. Тяжинский самородок [Текст]: информационное издание / О.В.Костюнин.   –   Кемерово:   Кузбассвузиздат,   2003.   –   80   с./  Люди   –   вот истинное   сокровище,   которым   богат     Кузбасс.   Эти   слова   А.Г.Тулеева подтверждаются   содержанием   книги,   которая   рассказывает   О художнице – самоучке Стыкут А.И. 7.   Котляров, Ю.С. Памятники Кузбасса [Текст]: информационное издание / Ю.С.Котляров. – Кемерово: Книжное издательство, 1980. – 190 с. История Кузбасса   богата   памятными   событиями.   Книга   рассказывает   о некоторых памятных местах, связанных с появлением первого  человека, с первыми русскими поселениями, зарождением  промышленности края. 8.   Кушникова,   М.М.   Остались   в   памяти   края:   страницы   литературно   – краеведческого поиска [Текст]: информационное издание / М.М. Кушникова. – Кемерово: Книжное издательство, 1984. – 192 с. Книга рассказывает о биографических и творческих связях с   Кузнецкой землёй   ряда   выдающихся   деятелей   отечественной   культуры А.Н.Радищева, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, В.В.Маяковского, о тех, кто воссоздавал   и   сохранял   для   потомков   историю   края,   его   память: И.С.Конюхове, братьях Булгаковых, К.И.Воронине. 9.  Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего   времени   [Текст]:   информационное   издание   /   В.Л.   Лаврина.   – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2004. – 80 с. Эта книга открывает тайны истории родного края, знакомит с  самыми древними   периодами   и   событиями   прошлого.   Рассказ   сочетает познавательные   и   художественные   главы,   героями   которых   являются дети. Их глазами читатели увидят прошлое  нашего края,    переживут вместе  с ними радости и беды. 10. Тулеев, А.Г. Оставаться самим собой [Текст]: информационное издание  А.Г.Тулеев. – Кемерово: Книжное издательство, 1999. – 296 с. В книге, посвящённой младшему сыну Андрею, Тулеев А.Г. перебирает по  кирпичику всю свою жизнь, осмысляя вечные вопросы: зачем живём? Что  в этой жизни представляет действительную ценность? Для кого и как  жить дальше? 11.  Фибих, Л.В. Музыкальная культура Кузбасса [Текст]: методическое  пособие / Л.В.Фибих. – Кемерово: ОИУУ, 1993. – 60 с. Данное пособие даёт возможность познакомить учителей и  учащихся с  музыкальным фольклором области и творчеством Кузбасских  композиторов, с лучшими дарованиями нашего края. 12.  Шабалин, В.М. Тайны имён Земли Кузнецкой [Текст]: справочное издание / В.М.Шабалин. – Кемерово: ОИУУ, 1994. – 221 с. Книга представляет первый в Кузбассе опыт создания обобщённого  регионального топонимического словаря, в котором объяснены свыше трёх тысяч названий населённых пунктов, рек, гор.

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)

Программа по краеведению "Открывая Родину, узнаём себя..." (7 класс воспитательная работа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018