Программа по литературе (5 класс, УМК Чертова) содержит следующие разделы: планируемые результаты изучения, содержание курса, тематическое планирование (соответствует требованиям ФГОС, 136 часов). Программа включает в себя уроки-знакомство с теорией литературы (система стихосложения, средства художественной выразительности), уроки контроля (сочинения, тестирование), уроки внеклассного чтения.
чертов 5.docx
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования предметными результатами изучения предмета
«Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального
удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа
(отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей
смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно
эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате
освоения программы по литературе основной школы на углубленном уровне:
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики (5–
6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные изобразительновыразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять
особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родожанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственнофилософской, социальноисторической и
эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать
литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе
– на своем уровне);
пользоваться основными теоретиколитературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих
классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные
вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению
(59 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ
Виды деятельности:
а) чтение
б) анализ
в) развитие устной и письменной речи прозаического произведения, прочитанного
произведения.
Термины:
Литература как искусство слова.
Художественный образ, его признаки.
Миф и сказка.
Фольклор и литература.
Сказка фольклорная и сказка литературная.
Фольклорные жанры (сказка, песня, загадка, пословица, поговорка).
Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, литературная сказка, басня).
Тема произведения.
Идея произведения (мораль в басне).
Сюжет. Эпизоды.
Художественные средства (метафора, олицетворение, эпитет, постоянный эпитет,
сравнение, гипербола, аллегория).
Ритм, рифма. Способы рифмовки.
Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха.
Вольный стих (в басне).
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
(Вводный урок)
Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в
литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщённость,
метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка»,
«намёк» и как одно из средств коммуникации.
МИФОЛОГИЯ
«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
Образы богов и людей в мифах.
Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства.
Художественные образы в мифологии и средства их создания (метафора, сравнение,
эпитет, гипербола, аллегория).
Теория литературы. Миф. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет,
гипербола, аллегория.
Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и
развёрнутый ответ на вопрос.
Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.
Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Русские пословицы из собрания В. И. Даля.
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы
пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.
Сказки «Царевналягушка», «Женадоказчица», «Лиса и журавль».
Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды
сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Три типа русских народных сказок.
Особенности волшебных сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра
и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажиживотные, чудесные
предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и
концовки в народной сказке.
Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки,
загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных). Основные темы
русского фольклора. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре. Традиционные зачины и
концовки в народных сказках.
Связь с другими искусствами. Сказочные образы в изобразительном искусстве.
Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи.
Пересказ самостоятельно прочитанной сказки
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
(Обзор)
Ш. Перро. «Золушка».
X. К. Андерсен. «Снежная королева».
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».
А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
В.М. Гаршин. «Attalea Princeps».
Р. Киплинг. «Маугли».
Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые
персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и
поучительный характер литературных сказок. Чувство ответственности за свои
поступки, верность данному слову. (А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные
жители»).
Сила любви, дружбы и стойкости в сказке.(X. К. Андерсен. «Снежная королева»). Теория литературы. Литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной
сказке.
АННОТАЦИЯ
(Практикум)
Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам,
антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации.
Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику
литературных сказок.
«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
юношекожемяке»).
Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи.
Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные
проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.
Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.
Развитие речи. Письменная работа: «Что бы я рассказал людям будущего о
летописях». Фантазиякартина «Ещё одно последнее сказанье — / И летопись окончена
моя...» (монахлетописец за работой). «Размышление летописца о народных героях Древней
Руси».
Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец
Сильвестр». «Несторлетописец» В. М. Васнецова.
Внеклассное чтение. «Сказание о белгородском киселе». «Повесть о разорении
Рязани Батыем».
ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(Обзор)
Эзоп. «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук».
Федр. «Лисица и Ворон», «Лисица и Аист».
Ж. де Лафонтен. «Дуб и Трость».
Г. Э. Лессинг. «Свинья и Дуб».
Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII— XVIII веков. Аллегория
как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека при помощи
образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов и образов.
Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них
основной идеи (морали).
Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль)
басни.
Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
И. А. КРЫЛОВ
Слово о баснописце.
Басни «Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под Дубом».Широко
распространённые и оригинальные сюжеты в баснях Крылова. Связь басен с традицией
русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы
и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова.
Развёрнутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных
персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.
Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.
Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И. А.
Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинениеминиатюра на
основе басенной морали (или сочинение собственной басни).
Внеклассное чтение. И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Дуб и Трость», «Мартышка
и Очки», «Стрекоза и Муравей».
А. С. ПУШКИН
Слово о поэте.
Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».
Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола,
особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения
эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в сти
хотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа
человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры). Языковые особенности
лирики А. С. Пушкина, средства выразительности.
Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение
миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.
Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Няня».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина.
Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные
сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра
над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и
нравственности. Поучительный характер сказки.
Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка
спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Слово о поэте.
Стихотворение «Бородино».
История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ
Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы.
Приёмы создания образа боя. Основная идея стихотворения.
Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм,
рифма. Звукопись.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина», «Два великана».
Н.В. ГОГОЛЬ
Слово о писателе.
Повесть «Ночь перед Рождеством».
Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров.
Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческое и христианское начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла
и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие
повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и
юмора в повести. Языковые особенности повести.
Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного
плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким
обоснованием еговыбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала».
ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
(Обзор)
А. С. Пушкин. «Унылая пора, очей очарованье...» (отрывок из стихотворения
«Осень»), «Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).
Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится...»,
«Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...».
А. А. Фет. «Чудная картина...», «Я пришёл к тебе с приветом...».
А. К. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».
И. А. Бунин. «Лес, точно терем расписной...» (отрывок из стихотворения
«Листопад»).
Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении.
Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы.
Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени года.
Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения или фрагмента.
Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений.
Составление поэтической антологии об одном из времён года.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Слово о писателе.
Повесть «Муму».
Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России.
Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское
отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ барыни
как типичной помещицы. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.
Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или
герою.
Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Воробей».
Н. А. НЕКРАСОВ
Слово о поэте.
Стихотворение «Крестьянские дети».
Изображение жизни простого народа. Тема нелёгкой крестьянской доли. Образы
крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической
организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.
Языковые особенности лирики, средства выразительности.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения. Устный ответ на вопрос с использованием цитаты из стихотворения.
Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».
ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
И СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ
Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с
другими образами, средств создания художественного образа. Примерный план рассказа о
заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале
повести И. С. Тургенева «Муму»).
(Практикум)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Слово о писателе.
Рассказ «Кавказский пленник».
Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и
второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина
и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его
гуманистическое звучание. Чувство дружбы, товарищества в рассказе. Смысл
названия. Поучительный характер рассказа.
Теория литературы. Сюжет. Эпизод.
Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода
от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей
рассказа с использованием цитирования.
ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ
(Обзор)
И. С. Никитин. «Русь».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...».
И. Северянин. «Запевка».
Н. М. Рубцов. «Родная деревня».
Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение
жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного
воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.
Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер. Средства
выразительности, образ лирического героя.
Развитие речи. Составление поэтической антологии.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
И. А. БУНИН
Слово о поэте.
Стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у
зверя есть нора...».
Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и
средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных
образов.
Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Солнечные часы».
Слово о поэте.
Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты,
С.А. ЕСЕНИН
рощи голы...».
Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта.
Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских
метафор, эпитетов, сравнений.
Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Внеклассное чтение. С. А. Есенин. «Песнь о собаке».
П.П. БАЖОВ
Слово о писателе.
Сказ «Медной горы Хозяйка».
Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в
произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени.
Средства создания образа народного умельца, мастера. Языковые жанровые
особенности сказа.
Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.
Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.
Внеклассное чтение. П. П. Бажов. «Синюшкин колодец».
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(Обзор)
В. Гюго. «Отверженные» («Козетта», «Гаврош»).
М. Твен. «Приключения Тома Сойера».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. П. Чехов. «Мальчики».
Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Чувства дружбы,
взаимовыручки. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и
смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребёнок в мире взрослых и среди
сверстников.
Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание
поступков, речь).
Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении.
Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.
ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
(Практикум)
Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение
фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвящённых
знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о
литературном произведении.
Слово о писателе.
Повесть «Алые паруса».
А.С. ГРИН Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грэя. Утверждение
веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля,
паруса. Смысл названия повести.
Теория литературы. Образы предметов. Символ.
Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.
Внеклассное чтение. А. С. Грин. «Зелёная лампа».
А.П. ПЛАТОНОВ
Слово о писателе.
Рассказ «Неизвестный цветок».
Основная тема и идейное содержание рассказа. Чувство стойкости, умения
трудиться. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной ма
неры писателя. Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа.
Символ. Язык произведения. Рассказ.
Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.
Внеклассное чтение. А. П. Платонов. «Цветок на земле».
ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
(Практикум)
Ритм в художественной прозе и поэзии. Сопоставление ритмической организации
стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский
язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и
трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма
(точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрёстная, парная, кольцевая).
Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок,
монорима, стихотворений с определённым стихотворным размером, способом рифмовки.
Тема и идея литературного произведения.
С.Я. МАРШАК
Слово о поэте.
Пьесасказка «Двенадцать месяцев».
Фольклорные (сказочные) традиции в пьесесказке. Поучительный смысл
произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль
монологов и диалогов. Особенности жанра пьесы.
Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса сказка. Монолог. Диалог.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.
МОНОЛОГ И ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗА (Практикум)
Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах.
Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных
эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о
речевой характеристике персонажа.
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
А. П. Катаев. «Сын полка».
(Обзор) Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в
условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер
военной поэзии и прозы. Языковые особенности, средства выразительности, образы
героев.
Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор
воспоминаний о событиях военного времени, участниках Великой Отечественной войны.
В.П. АСТАФЬЕВ
Слово о писателе.
Рассказ «Васюткино озеро».
Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в
изображении родной природы.
Теория литературы. Пейзаж.
Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента с использованием цитирования.
Внеклассное чтение. В. П. Астафьев. «Удар сокола».
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ
ПИСАТЕЛЕЙ
(Обзор)
Дж. Лондон. «Белый Клык».
Э. СетонТомпсон. «Королевская аналостанка».
Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пёс».
В.П. Астафьев. «Жизнь Трезора».
Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и
благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о
животных. Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или
письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.
ЖАНР РАССКАЗА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(Обзор)
А.П. Чехов. «Хирургия».
А.Конан Дойл. «Камень Мазарини».
М. М. Зощенко. «Галоша».
Р. Брэдбери. «Всё лето в один день».
Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события
рассказывания в рассказе. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический,
научно фантастический, детективный.
Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации
юмористических, научнофантастических и детективных рассказов для самостоятельного
чтения.
ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Практикум)
Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы
в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном произведении. Идея произведения и
возможные способы её выражения. Краткая характеристика тематики и идейного
содержания произведения (на материале басни И. А. Крылова «Свинья под Дубом»,
стихотворения С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...», повести А. С. Грина «Алые
паруса»). № урока
Тема урока
Колво часов
1.
2.
3
4
5
6
78
9
1011
12
1314
15
16
17
1819
20
21
22
23
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА 2 ч
Литература как искусство слова.
Административный контроль
МИФОЛОГИЯ 3 ч
Мифы об искусстве. «Аполлон и музы», «Дедал и
Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
Образы богов и людей в мифах.
Художественный образ в мифе.
Славянская мифология.
ФОЛЬКЛОР 4 ч
Фольклор и народная словесность. Русские пословицы и
поговорки.
Русские народные сказки. «Царевналягушка», «Жена
доказчица», «Лиса и журавль».
Три типа русских народных сказок. Особенности
волшебных сказок.
Творческая работа с использованием пословиц,
поговорок или загадок.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА – 7 ч
Сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или
Подземные жители».
Чувство ответственности за свои поступки,
верность данному слову.
Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Чёрная
курица, или Подземные жители».
Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Сила любви, дружбы и стойкости в сказке.
Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная
королева».
Урок внеклассного чтения по литературным
сказкам.
РАЗДЕЛ 5: ПРАКТИКУМ. АННОТАЦИЯ – 1 Ч
Аннотация. Практикум.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ч
Древнерусские летописи. «Сказание о хитрости
воеводы Претича и храбрости юношикиевлянина».
«Сказание о белгородском киселе».
Древнерусские летописи. «Предание об основании
Киева». «Сказание о юношекожемяке».
ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7 ч
Жанр басни в Античной литературе. Басни Эзопа,
Федра
Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1 24
25
26
27
28
2930
31
32
33
34
3536
37
38
39
40
41
42
4344
45
46
Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева.
Басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок», «Волк на
псарне».
Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».
Выразительное чтение басен И. А. Крылова
Контрольная работа №1. Тест. Басня и сказка.
А. С. ПУШКИН – 8 ЧАСОВ
Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»,
«Няне», «Зимнее утро».
Языковые особенности лирики А. С. Пушкина,
средства выразительности.
Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина.
Образ царевны в «Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях».
Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С.
Пушкина.
Итоговый урок. Выразительное чтение
произведений А. С. Пушкина.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ – 4 ЧАСА
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Образ исторического события в стихотворении М. Ю.
Лермонтова «Бородино».
Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина»,
«Два великана».
Выразительное чтение стихотворений М.Ю.
Лермонтова.
Н.В. ГОГОЛЬ – 6 ЧАСОВ
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Фантастические события в повести «Ночь перед
Рождеством».
Мир Диканьки.
Языковые особенности повести.
Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя
«Заколдованное место».
Контрольная работа №2 Тест. Пушкин А.С.,
Лермонтов М.Ю. , Гоголь Н.В.
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ – 3 ЧАСА 47
48
49
5051
52
53
54
5556
57
58
Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и
А. А. Фета.
Описание любимого времени года с использованием
цитат.
Обучение анализу стихотворения.
И.С. ТУРГЕНЕВ – 5 ЧАСОВ
Повесть И. С. Тургенева «Муму».
Образ барыни как типичной помещицы.
Образ Герасима.
Образ исторического времени в повести
Смысл названия повести.
Н.А. НЕКРАСОВ – 4 ЧАСА
Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
Языковые особенности лирики, средства
выразительности.
Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова.
Резервный урок.
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
ПРАКТИКУМ. ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ –
2 ЧАСА
5960
6162
63
64
6566
6768
69
70
71
Заглавный образ в литературном произведении.
Практикум.
Л.Н. ТОЛСТОЙ – 6 ЧАСОВ
Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
Чувство дружбы, товарищества в рассказе.
Образы горцев.
Образы Жилина и Костылина.
Контрольная работа №3. Сочинение.
ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ – 5 ЧАСОВ
Образ Родины в русской поэзии XIX века. «Русь» И. С.
Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К.
Толстого. Средства выразительности, образ
Лирического героя.
Образ Родины в русской поэзии XX века. «Запевка» И.
Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова.
Урок внеклассного чтения по произведениям русской
поэзии.
Резервный урок.
И.А. БУНИН – 2 ЧАСА
2
2
1
1
2
2
1
1
1 72
73
74
75
76
7778
7980
81
8283
84
85
8687
88
89
Стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у
дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
Стихотворение И. А. Бунина «Няня».
С.А. ЕСЕНИН – 5 ЧАСОВ
Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя
родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи
голы...».
Образ Родины в поэзии С. А. Есенина.
Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина.
Обучение анализу стихотворения
П.П. БАЖОВ – 3 ЧАСА
Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
Языковые жанровые особенности сказа.
Образ рассказчика в сказе.
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – 8 ЧАСОВ
«Приключения Тома Сойера» М. Твена.
Чувства дружбы, взаимовыручки.
Мир детства в повести
Урок внеклассного чтения по новелле О. Генри «Вождь
краснокожих».
Урок внеклассного чтения по произведениям о
детях.
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».
Резервный урок.
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
1
ПРАКТИКУМ. ПИСЬМЕННЫЙ ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ –
9091
Контрольная работа №4. Письменный отзыв о
литературном произведении.
2 ЧАСА
92
93
94
95
96
9798
99
А.С. ГРИН – 5 ЧАСОВ
Повесть А. С. Грина «Алые паруса».
Образ Ассоль.
Образ Грэя.
Описание первой встречи героев
Финал повести.
А.П. ПЛАТОНОВ – 3 ЧАСА
Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок».
Чувство стойкости, умения трудиться.
Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».
2
1
1
1
1
1
2
1 ПРАКТИКУМ. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ –
3 ЧАСА.
100
101
102
103104
105
Поэзия и проза как формы художественной речи.
Сочинение стихотворных загадок, монорима.
Тема и идея литературного произведения.
С.Я. МАРШАК – 3 ЧАСА
Пьесасказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Особенности жанра пьесы.
Заглавный образ в пьесесказке.
1
1
1
2
1
ПРАКТИКУМ. МОНОЛОГ И ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА –
3 ЧАСА.
106
107
108
Монолог и диалог как средства создания образа.
Работа над речевой характеристикой героя.
Резервный урок.
1
1
1
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ –
7 ЧАСОВ.
Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Языковые особенности, средства
выразительности, образы героев.
Повесть В. П. Катаева «Сын полка».
Дети и война.
Образ Вани Солнцева.
Смысл названия повести.
Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой
Отечественной войне.
В. П. АСТАФЬЕВ – 4 ЧАССА
Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
Человек и природа в рассказе
Урок внеклассного чтения по рассказу В. П.
Астафьева «Зачем я убил коростеля?».
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – 7 ЧАСОВ.
Рассказ Э. СетонаТомпсона «Королевская
аналостанка».
Образы животных и образы людей в рассказе.
Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пёс».
Образ Арктура.
Урок внеклассного чтения по произведениям о
животных.
Контрольная работа №5. Сочинение.
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
109110
111112
113
114
115
116
117
118119
120
121
122
123
124
125126 ЖАНР РАССКАЗА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ – 5 ЧАСОВ
Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень
Мазарини».
Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».
Научнофантастический рассказ Р. Брэдбери «Всё лето
в один день».
Внеклассное чтение по рассказам Р. Брэдбери.
Письменные отзывы о прочитанном рас сказе.
1
1
1
1
1
127
128
129
130
131
ПРАКТИКУМ. ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – 5 ЧАСОВ.
132
133
134
135136
Тема и идея литературного произведения.
Административный контроль.
Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного
чтения.
Резервный урок.
1
1
1
2
ИТОГО 136 часов.
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Программа по литературе. 5 класс (УМК Чертова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.