Рабочая программа по литературе для 9 класса(по учебнику В. Я. Коровиной). Содержит в себе планируемые результаты обучения, темы учебного курса с указанием количества часов, отведенных на каждую из тем, тематический план, а также тематическое планирование. Программа составлена с учетом ФГОС.
9 программа литер.doc
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация
«Православная классическая гимназия святителя Филарета
Московского»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор АНОО
«Православная классическая гимназия
святителя Филарета Московского»
_______________ /И.В. Макарова/
Приказ № од от 01.09.2016г.
Рабочая программа по литературе
9 класс
Составитель: Савостьянова Анастасия Валерьевна
учитель русского языка и литературы без категории
Коломна 2016 год
2 Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических
и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного. уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм. правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
3 • формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах
деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы:
4 • умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью:
• формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора
и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
• умения анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•
определение в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно
художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного
произведения;
5 • приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и
культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их
оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на
вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
рефераты на литературные и обще культурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного
искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование
эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов
литературных произведений.
Форма организации образовательного процесса: классноурочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через
чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые,
развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии),
проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно
коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации,
технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
6 Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного,
фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных,
объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных,
восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими
заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических
работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных
изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления
орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов
разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексикофразеологический), наблюдения за речью
окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными
информационными источниками: учебнонаучными текстами, справочной литературой,
средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде);
итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ
текста.
7 Содержание учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с
искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы.
Литература как искусство слова (углубление
представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства.
Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской
литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор
русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного
сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества
государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины,
мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.
8 «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский
слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного
поэтического новаторства.
в
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из
Петербурга
(Обзор.) Широкое изображение российской
действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности
повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты
сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Москву».
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести.
Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.
Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной
литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика,
фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые
предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы
дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной
фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей
веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
9 Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и
острая сатира.
Меткий
афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А.
Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Общечеловеческое звучание образов персонажей.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На
холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я
памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический
характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические
отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна
— нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и
Онегина. Автор как идейнокомпозиционный и лирический центр романа. Пушкинский
роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев;
«органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах
пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» —
первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.
Главные и второстепенные герои.
10 Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть
«Фаталист» и ее философскокомпозиционное значение. Споры о романтизме и
реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г.
Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос
вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм
художественной литературы (начальные представления). Психологический роман
(начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система
образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение
с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романомпутешествием.
Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как
антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора
— от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя
на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном
типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер
комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос,
сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное
комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь
в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные
герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности,
воплощение истины, благодати, красоты.
11 Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в
понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.
Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками:
самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в
возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика
души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия
психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской
литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и
негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях
рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по
выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство
русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
12 Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о
ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных
слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл
названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная
недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика
Булгаковасатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие
понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба
человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и
труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования.
Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор».
Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя).
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической
поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
13 Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить
среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство
Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»,
«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике
поэта. Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике
Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...»,
«Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью —
потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о
любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Гдето в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина
обобщений поэтамыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной
лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики
ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
14 «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных
тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная
предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в
стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»
(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль
стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.
Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно
глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще
березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и
музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь
как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.
Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как
переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого
бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками.
Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы:
буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от
15 мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения
души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в
загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной
идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного
земным человеком, разумом поэта). Универсальнофилософский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
монологи Гамлета из сцены пятой (1й акт), сцены первой (3й акт), сцены четвертой
(4й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое
значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.
Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет
как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица
перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части
трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.
Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на
небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и
Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто
каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в
ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ
мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философскодраматическая поэма.
Повторение
16 № Тема
Учебнотематическое план
9 класс (102 часа)
Всего
часов
Внеклассное
Развитие
чтение
(в том
числе)
речи
(в том числе)
1
2
3
4
5
6
7
Введение
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века
Из русской литературы XIX
века
Из русской литературы XX
века
Из зарубежной литературы
Повторение
Итого:
1
3
11
52
27
9
2
105
6
6
6
6
17 Календарнотематическое планирование
Тематическое планирование по литературе
Классы: 9
Учитель: Савостьянова Анастасия Валерьевна
Количество часов по учебному плану
Всего 105 часов; в неделю 3 часа.
Плановых внеклассных чтений 6
Плановых работ по развитию речи 6
Планирование составлено на основе программы Н.В. Егоровой
Учебник: Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я.
Коровина и др.– М.: Просвещение, 2008. –399с.
Фактичес
кие сроки
№
урок
а
1
2
3
4
Тема урока
Домашнее задание
Плановые
сроки
прохожден
ия темы
29.08.–4.09.
5.09.–11.09.
5.09.–11.09.
5.09.–11.09.
Литература как искусство слова
Вводный урок. Древнерусская
литература
«Слово о полку Игореве» –
величайший памятник
древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» –
величайший памятник
древнерусской литературы
Литература XVIII века (общий
обзор).
18 5
6
7
8
9
10
11
М.В. Ломоносов. «Вечернее
размышление…»
«Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея
Величесва государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года»
Г. Р. Державина «Властителям и
судиям».
Г. Р. Державина «Памятник».
А. Н. Радищев «Путешествие из
Петербурга в Москву»
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза".
«Бедная Лиза как произведение
сентиментализма. Новые черты
русской литературы.
12
Понятие о романтизме. (Лекция)
13
14
15
16
17
Очерк жизни и творчества В. А.
Жуковского
В.А.Жуковский «Светлана».
Особенности жанра баллады..
Фольклорные мотивы.
Вн. чт. К. Н. Батюшков. Е. А.
Баратынский.
А. С. Грибоедов: личность и
судьба. История создания
комедии. Особенность
композиции.
"Горе от ума". Знакомство с
героями. Чтение и анализ 1
действия.
19
12.09.–
18.09.
12.09.–
18.09.
12.09.–
18.09.
19.09.–
25.09.
19.09.–
25.09.
19.09.–
25.09.
26.09.–2.10.
26.09.–2.10.
26.09.–2.10.
3.10.–9.10.
3.10.–9.10.
3.10.–9.10.
10.10.–
16.10. 10.10.–
16.10.
10.10.–
16.10.
17.10.–
23.10.
17.10.–
23.10.
17.10.–
23.10.
18
"Горе от ума".
19
20
21
22
2 действие комедии. Обучение
анализу монолога. Фамусовская
Москва.
"Горе от ума".3 действие
комедии. Анализ сцены бала.
Чацкий в системе образов.
"Горе от ума". 4 действие
комедии. Смысл названия комедии
"Горе от ума". Проблема жанра.
Новаторство и традиции в
комедии.
Р. Р. И. А. Гончаров "Мильон
терзаний ".
Обучение конспектированию.
Тестирование по материалам
ЕГЭ
Домашнее сочинение по комедии
"Горе от ума".
"Век нынешний и век минувший" в
комедии.
"Софья начертана не ясно …"(А.
Пушкин)
"Смысл названия комедии".
"Чацкий и Молчалин в комедии
Грибоедова "Горе от ума"
"Москва, Страстная площадь,
дом П.А.Фамусова ". Софье
Павловне Фамусовой"…
"Смешное и грустное в комедии
Грибоедова "Горе от ума".
"Стихи, их своеобразие и
совершенство в комедии А.С.
Грибоедова "Горе от ума" и
20 другие.
23
Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и
судьба.
24
25
26
27
28
Дружба и друзья в лирике А.С.
Пушкина
Свободолюбивая лирика
Любовная лирика
Адресаты любовной лирики
Пушкина.
Тема поэта и поэзии в лирике
Пушкина.
«Цыганы»
«Цыганы» как романтическая
поэма. Герои поэмы. Противоречие
двух миров: цивилизованного и
естественного.
29
«Евгений Онегин» История
создания романа.
Композиция. Сюжет. Жанр романа
в стихах. Система образов романа.
30
Трагические итоги жизненного
пути.
Типическое и индивидуальное в
образах Онегина и Ленского.
31
Татьяна Ларина – нравственный
идеал Пушкина.
32
33
34
Татьяна и Ольга.
Анализ двух писем.
Эволюция взаимоотношений
Татьяны и Онегина
Автор в романе как идейно
композиционный и лирический
центр романа.
21
24.10.–
30.10.
24.10.–
30.10.
24.10.–
30.10.
31.10.–6.11.
31.10.–6.11.
31.10.–6.11.
14.11–20.11.
14.11–20.11.
14.11–20.11.
21.11.–
27.11.
21.11.–
27.11.
21.11.–
27.11. 35
36
37
38
«Евгений Онегин» как
энциклопедия русской жизни.
Реализм романа.
Пушкинский роман в зеркале
критики: В.Г. Белинский, А.А.
Григорьев
Р. Р. Подготовка к сочинению по
роману.
Вн. чт. «Моцарт и Сальери».
Проблема «гения и злодейства».
Два типа мировосприятия
персонажей.
39 М.Ю.Лермонтов. Личность,
судьба, эпоха.
Мотивы вольности и одиночества в
лирике.
Образ поэтапророка
Адресаты любовной лирики
Лермонтова.
Эпоха безвременья в лирике
М.Ю.Лермонтова.
Анализ «Думы». «Родина»
«Герой нашего времени»
первый психологический роман в
русской литературе. Композиция.
«Бэла» Печорин как
представитель «портрета
поколения». Загадки образа
Печорина в главах
«Максим Максимыч». Печорин в
системе мужских образов романа.
Дружба в жизни Печорина.
40
41
42
43
44
45
22
28.11.–4.12.
28.11.–4.12.
28.11.–4.12.
5.12.–11.12.
5.12.–11.12.
5.12.–11.12.
12.12.–
18.12.
12.12.–
18.12.
12.12.–
18.12.
19.12.–
25.12.
19.12.–
25.12. 46
«Тамань». «Журнал Печорина»
как средство самораскрытия его
характера.
47
«Княжна Мери»
Печорин в системе женских
образов романа. Любовь в жизни
Печорина.
48
«Фаталист».
Споры о романтизме и реализме
романа «Герой нашего времени».
49
Тестирование
50
51
52
53
54
55
56
57
Домашнее сочинение по
творчеству Лермонтова.
Проблематика и поэтика первых
сборников Н.В. Гоголя «Мертвые
души». Обзор содержания.
Система образов поэмы
«Мертвые души».
Р. Р. Обучение анализу эпизода.
Образ города в поэме «Мертвые
души».
Чичиков как новый герой эпохи
и как антигерой. Эволюция его
образа в замысле поэмы.
«Мертвые души» поэма о
величии России. Эволюция образа
автора
Р. Р. Поэма в оценках В.Г.
Белинского. Подготовка к
сочинению.
19.12.–
25.12.
26.12.–1.01.
26.12.–1.01.
26.12.–1.01.
9.01.–15.01.
9.01.–15.01.
16.01.–
22.01.
16.01.–
22.01.
16.01.–
22.01.
23.01.–
29.01.
23.01.–
29.01.
23.01.–
29.01.
58
А.Н.Островский. «Бедность не
30.01.–5.02.
23 порок».
Слово о драматурге.
59
Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе и
угроза распада. Любовь в
патриархальном мире и ее влияние
на героев пьесы «Бедность не
порок». Комедия как жанр
драматургии.
30.01.–5.02.
60
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи».
30.01.–5.02.
Основные этапы жизни и
творчества.
61
62
Тип «петербургского мечтателя»
в повести «Белые ночи». Черты его
внутреннего мира.
Роль истории Настеньки в
повести «Белые ночи».
Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании
Достоевского. Развитие понятия о
повести
63 Вн. чт. (По повести
Л.Н.Толстого «Юность»)
Личность Л.Н.Толстого. Замысел
автобиографической трилогии и ее
воплощение. Подлинные и мнимые
ценности жизни
64
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть
чиновника».
Эволюция образа «маленького
человека» в русской литературе
XIX века и чеховское отношение к
нему.
6.02.–12.02.
6.02.–12.02.
6.02.–12.02.
13.02.–
19.02.
65
А.П.Чехов «Тоска».
13.02.–
24 19.02.
13.02.–
19.02.
20.02.–
26.02.
20.02.–
26.02.
20.02.–
26.02.
6.03.–12.03.
66
Тема одиночества человека в
мире. Образ многолюдного города
и его роль в рассказе.
Р. Р. Подготовка к сочинению
«В чем особенности
изображения внутреннего мира
героев русской литературы XIX
века?»
(на примере произведений А.Н.
Островского, Ф.М. Достоевского,
Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)
67
Вн. чт. Лирика Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Их стихотворения разных жанров.
Эмоциональное богатство русской
поэзии.
68
Русская литература XX века.
Многообразие жанров и
направлений.
69
И. Бунин. «Темные аллеи».
Слово о писателе. История любви
Надежды и Николая Алексеевича.
«Поэзия» и «проза» русской
усадьбы.
70 Мастерство И.Бунина в рассказе
«Темные аллеи».
Лиризм повествования.
25 71 М.Булгаков. «Собачье сердце»
6.03.–12.03.
как социальнофилософская
сатира на современное общество.
История создания и судьба
повести. Система образов повести.
Жизнь и судьба.
72
Поэтика повести М.Булгакова
«Собачье сердце».
Гуманистическая поэзия автора.
Смысл названия.
73 М.А.Шолохов. «Судьба
человека».
Смысл названия рассказа. Судьба
человека и судьба Родины.
74
Особенности авторского
повествования
в рассказе «Судьба человека».
Композиция рассказа, автор и
рассказчик, сказовая манера
повествования. Роль пейзажа,
широта реалистической типизации,
особенности жанра.
75
А.И. Солженицын. «Матренин
двор»
Слово о писателе. Картины
послевоенной деревни. Образ
рассказчика. Тема праведничества
в рассказе.
76
Образ праведницы
26
6.03.–12.03.
13.03.–
19.03.
13.03.–
19.03.
13.03.–
19.03.
20.03.–
26.03. Образ праведницы в рассказе
«Матренин двор». Трагизм ее
судьбы. Нравственный смысл
рассказапритчи.
Тестирование по произведениям
второй половины XIX и XX
веков.
«Серебряный век» русской
поэзии.
А.А.Блок. Слово о поэте.
Своеобразие лирики.
77
78
79
Образы и ритмы поэта. «Ветер
принес издалека...», «О, весна без
конца и без краю…» и др.
80
«О доблестях…»
81
С.А.Есенин. Своеобразие
лирики.
Тема Родины. «Вот уж вечер...»,
«Разбуди меня завтра рано…» и
др.
82
Размышления о жизни, любви,
природе, предназначении
человека
На основе лирики С.А. Есенина.
«Письмо к женщине», «Не жалею,
не зову, не плачу…».
20.03.–
26.03.
20.03.–
26.03.
27.03.–2.04.
27.03.–2.04.
27.03.–2.04.
3.04.–9.04.
83
Слово о В.В. Маяковском.
3.04.–9.04.
27 «Послушайте!», «А вы могли бы?»,
«Люблю» (отрывок). Новаторство
поэзии Маяковского.
84 М.И.Цветаева. Биография
поэтессы.
Стихи о поэзии, о любви, о жизни и
смерти. Особенности поэтики
Цветаевой.
85
Образ Родины в лирическом
цикле М. Цветаевой
«Стихи о Москве». «Родина».
Традиции и новаторство в
творческих поисках поэта.
86
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.
Тема гармонии с природой, любви
и смерти в лирике поэта.
Философский характер лирики
Заболоцкого.
87
«Я отраженье вашего лица»
А.А.Ахматова.
Слово о поэтессе. Трагические
интонации в любовной лирике.
88
Стихи А.Ахматовой о поэте и
поэзии.
Особенности поэтики.
89
Б.Л. Пастернак. Философская
глубина лирики.
Слово о поэте. Вечность и
современность в стихах о природе
28
3.04.–9.04.
10.04.–
16.04.
10.04.–
16.04.
10.04.–
16.04.
24.04.–
30.04.
24.04.–
30.04. и любви.
90
А.Т.Твардовский. Стихи о
Родине и о природе.
Слово о поэте. Интонация и стиль
стихотворений «Урожай»,
«Весенние строчки».
«Я убит подо Ржевом».
91
Проблемы и интонации стихов о
войне.
92 Вн. чт. Песни и романсы на
стихи русских поэтов XIXXX
вв.
93
Тестирование по изученному
материалу.
94
Вн. чт. Античная лирика.
Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни
одна средь женщин…» и др.
Чувства и разум в любовной
лирике поэта.
95
Данте Алигьери. «Божественная
комедия» (фрагменты).
Слово о поэте. Множественность
смыслов поэмы и ее универсально
философский характер.
96
У. Шекспир. «Гамлет». Гуманизм
эпохи Возрождения.
97 Общечеловеческое значение героев
Шекспира
29
24.04.–
30.04.
1.05.–7.05
1.05.–7.05
1.05.–7.05
8.05.–14.05.
8.05.–14.05.
8.05.–14.05.
15.05.–
21.05. 98
Одиночество Гамлета
Одиночество Гамлета его
конфликте с реальным миром
«расшатавшегося века».
99
Трагизм любви Гамлета и
Офелии.
Философский характер трагедии.
100
Гамлет как вечный образ мировой
литературы.
101 И.В. Гете. «Фауст».
Слово о поэте. Эпоха
Просвещения. «Фауст» как
философская трагедия.
102
Противостояние добра и зла,
Фауста и Мефистофеля.
103 Смысл сопоставления Фауста и
Вагнера.
Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Идейный смысл трагедии.
104 Повторение. Итоговое
тестирование.
Выявление уровня литературного
развития учащихся.
15.05.–
21.05.
15.05.–
21.05.
22.05.–
28.05.
22.05.–
28.05.
22.05.–
28.05.
29.05.–4.06.
29.05.–4.06.
105 Итоги года и задание на лето.
29.05.–4.06.
30 «Рассмотрено»
«Согласовано»
Заседание школьного методического
Зам. директора по УВР
объединения протокол №
_____________________ .
от ___ 08. 2016г.
___. 08.2016 г.
31
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Программа по литературе 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.