Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова
Оценка 4.8

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература
3 кл
12.03.2017
Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» • Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, приказ № 01-10 от 11.02.15 г • Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы) • Программа Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Феде¬рального государственного образовательно¬го стандарта начального общего образова¬ния, Концепции духовно-нравственного раз¬вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально¬го общего образования. На основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской программы курса «Литературное чтение» В.А. Лазаревой, которая обеспечена учебником В.А. Лазаревой 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. - М. : Просвещение, 2013.
рабочая программа литература 3 класс.docx
Cодержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» 3. Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение» 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» 6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8. Описание материально­технического обеспечения образовательной деятельности 1. Пояснительная  записка           Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273­ФЗ от 29.12.2012 г   Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»  Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на  2015/2016 учебный год, приказ № 01­10 от 11.02.15 г  Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год  Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)  Программа  Л.В. Занкова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2012. Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального   общего   образования,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   планируемых   результатов начального общего образования. На основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению (М.: «Просвещение, 2011г.), авторской   программы     курса   «Литературное   чтение»     В.А.   Лазаревой,       которая   обеспечена   учебником   В.А.   Лазаревой   3   класс.   Учебник   для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. ­ М. : Просвещение, 2013. Цель  курса «Литературное чтение» в начальной школе нравственно­эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности   личностно,   полноценно   и   глубоко   воспринимать   художественную   литературу   на   базе   изучения   основ   ее   теории   и   практики   анализа художественного текста. В ходе реализации рабочей программы решаются задачи, сформулированные в пояснительной записке к курсу «Литературное чтение»   В. А. Лазаревой:   формирование   навыка   беглого,   осознанного   и   выразительного   чтения   учащимися   разных   видов   текстов,   и   прежде   всего   художественного; совершенствование   читательских   навыков   как   основы   глубокого   и   полноценного   восприятия   детьми   художественного   текста;   формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу; ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умение извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально­образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств; развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;   формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками­читателями нравственных   ценностей,   содержащихся   в   художественных   произведениях;   развитие   нравственных   представлений   и   качеств   личности   ребенка   и формирование нравственных понятий. Курс «Литературное чтение» пропедевтический. Принцип построения программы ­ концентрический. Литературная «вертикаль» проявляется в том, что творчество великих русских писателей и поэтов изучается по программе на протяжении всех лет обучения в школе. Третий год обучения выстроен на основе родо­жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ. Продолжается   и   усложняется   работа   по   анализу   разных   видов   текста.   Ученики­читатели   учатся   находить   в   произведении   элементы   сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ­переживание ­ с идеей произведения. Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников XX века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена. К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А. Платонова. Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета,  способов изображения развития  характера  героя и внутренней борьбы как  основы эволюции героя, выявлять  в тексте  и осмысливать роли художественной детали и портрета. Углубление   в   лирику   идет   через   вхождение   учеников­читателей   в   сложное   лирическое   переживание.   Расширяются   представления   детей   о фантастическом   изображении   действительности,   об   основах   художественного   вымысла;   учащиеся   знакомятся   со   «странными»   героями,   сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора. Обращенность   текстов   к   возрасту,   близкому   читательскому,   знакомые   сюжетные   коллизии,   узнаваемые   ситуации   способствуют   личностному восприятию учениками­читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах на­ родного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора. Реализуя принципы системно­деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников­читателей, в 3 классе введена проектная деятельность «Музейные странички». Это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Данная работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно­познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка. Учебный материал третьего года обучения позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем.  Семья, как   частица   общества   и   основа   продолжения   рода;   роль   семейных   и   национальных   традиций;   истоки   героического   поступка;   незаметная   красота обыденногои   др.   Также   формировать   через   противопоставление   такие   нравственные   понятия,   как  великодушие   и   душевная   черствость,   подлость   и благородство, верность и предательство, отвага и трусость. В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ как сочинение­рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе», сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами». В итоге третьего года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (15­20 строк), вводятся прозаические отрывки для заучивания. Логика   изложения   и   содержание   авторской   программы   полностью   соответствует   требованиям   федерального   государственного   стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений Приоритетной целью обучения литературному чтению в данной программе является формирование у детей читательской компетентности, любви к чтению, желания становиться грамотным читателем, а также осознание роли художественного чтения как способа самовоспитания, самотворения. 2. Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение» Главной же целью, сверхзадачей курса является нравственное воспитание детей, формирование у них нравственных понятий, чувств и личностных качеств. На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения самого сложного для восприятия ­ художественного текста. Дети читают вслух и про себя, развивая технические навыки и совершенствуя качества чтения, не только такие, как осознанность и самостоятельность, но и выразительность.   Именно   на   уроках   литературного   чтения   появляется   возможность   работать   над   выразительным   чтением.   Поскольку   дети   читают художественные   тексты,   они   должны   научиться   не   только   извлекать   эмоционально­образную   информацию,   но   и   передавать   ее   другим   людям   в выразительном чтении. Это способствует формированию коммуникативной компетентности учащихся. Кроме того, очень важно научить ребенка искать необходимую   ему   информацию   в   справочных   изданиях,   детских   журналах   и   грамотно   использовать   Интернет,   удовлетворяя   свою   природную   и приобретенную познавательную активность. Литературоведческая пропедевтика предполагает в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы, основными литературоведческими понятиями и терминами и формирование у учеников­читателей навыков простейших видов анализа художественного текста. В начальной школе формируются представления учеников­читателей об образной природе художественного текста, закладывается фундамент целостного анализа произведения, формируется способность полноценно воспринимать художественный текст, уметь находить в тексте и работать с эмоционально­образной информацией. Поэтому основные умения, составляющие основу читательской компетентности, следующие:  умение увидеть картину, нарисованную автором;  умение эмоционально отозваться на прочитанный текст;  умение понять авторскую мысль.  Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка. Нравственно­эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.   Одной из главных задач литературного  чтения  является  развитие речи  учащихся.  Курс литературного  чтения  органически  связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Эти задачи решаются, прежде всего, с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словом и словосочетаниями в этом разделе не только позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России. Главные  задачи  развития  речи  ребенка  на  уроках  литературного  чтения   ­  это  перевод  информации,  извлекаемой  из  художественного   текста учеником­читателем, на его язык и передача своих впечатлений другим людям. Особое значение придаётся организации учебного диалога. Чаще всего он превращается в полилог, в котором участвуют и ученик, и его товарищи, и учитель, да и автор произведения тоже, поскольку ученики­читатели должны не только понять авторскую позицию, но и «отнестись к ней»: согласиться или не согласиться, поспорить с автором, как и с другими участниками диалога и т.д.   Этот  вид  учебной   деятельности   способствует   развитию  коммуникативных   навыков,   а  в  воспитательном   плане   ­   формированию   такого  важного человеческого качества, как толерантность. Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:   расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;  формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;  создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;  развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;  развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии. Развитие   способности   к   рефлексии,   специально   организованная   деятельность   по   оценке   своего   труда,   самооценка,  универсальные   регулятивные учебные действия необходимы ребенку не только в учебной деятельности, но и в жизни как важнейшее личностное качество. Поэтому на уроках и в наших учебных книгах, в методическом аппарате учебников предусмотрены не только саморедактирование, но и начальные задания, предполагающие наблюдение ученика­читателя за своими душевными движениями, их причинами и собственными усилиями ума, а также их анализ. Так запускается механизм самоанализа. Основу и логику процесса развития речи и творческих способностей детей составляет постепенное убирание «опор»: в речевой деятельности ­ движение от изложения к сочинению, в других видах творческих работ ­ от действий по образцу и алгоритму к созданию своего собственного текста, от подражания ­ к творчеству. Опыт творческой деятельности учащиеся получают в разных сферах: читательской, речевой, собственно художественной (рисование),  драматической  (чтение   по ролям,  инсценирование).  Значение  творчества  в жизни детей трудно недооценить,  оно развивает,  формирует ученика как личность, а в литературном творчестве, особенно драматическом, позволяет перевоплотиться, примерить на себя чужую роль, а значит ­ понять другого человека. Это очень важно для нравственного воспитания и для жизни ребенка.   3. Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане На предмет «Литературное чтение» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 136 часов (4 часа в неделю; 34 учебные недели).   Из вариативной части выделен 34 часа литературного чтения (1 час в неделю). Всего за год 170 часов (5 часов в неделю). В вариативной части заложены часы интегрированного краеведческого курса «Мы ­  дети природы» 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение» В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является  духовно­нравственное воспитание учащихся. Глубокому освоению учениками­читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения отобраны по двум основаниям: высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала. Главным условием решения задач нравственного развития и начального литературного образования младших школьников является совершенствование форм и методов организации ценностно­ориентированной деятельности учащихся в процессе самостоятельного анализа художественных произведений на уроках литературного чтения. Огромную роль в осуществлении этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов осмысления   нравственных   ценностей   и   сопереживания,   поскольку   как   в   постижении   художественного   текста,   так  и   в   деле   нравственного   развития учащихся особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания.  Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в данном предмете ­ нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик­читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути ­ своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором.   В конечном  итоге  он  сможет  воспринять   «чужое» или  даже   чуждое   ему  как   свое,  личное,  получит  представления  о  нормах  поведения   и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою – важнейший метод нравственного воспитания. Читая и анализируя произведение в процессе педагогически верно организованных обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире; осмысливает нравственные образцы и «примеривает» их на себя. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником­ читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно­смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать   коммуникативные   умения   учащихся,   а   кроме   того,   учит   их   системно   мыслить,   не   только   анализируя,   но   и   синтезируя,   обобщая,   делая собственные выводы из конкретных фактов. Реализуя принципы системно­деятельностного подходак обучению, авторы выстроили систему нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения. Все это реализуется на уроках литературного чтения в русле развития и углубления нравственных представлений учащихся через осмысление и эмоциональное принятие ими основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добру и злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости. Одновременно происходит  осмысление   главных особенностей  русского  национального  характера:  патриотизма,  героизма,  гуманизма,  коллективизма,  совестливости, терпимости, толерантности и др. Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»: 1. Первоначальные представления о нравственной норме. 2. Осмысление ее. 3. Эмоциональное принятие. 4. Воплощение в слове (вербальный уровень). 5. Воплощение в поступке (социальный уровень). Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда ­ необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности. Поэтому в учебники для 3 и 4 классов   заложены четыре долгосрочных социальных проекта, особую воспитательную ценность которым придает вовлечение в работу над ними родителей, и особенно бабушек и дедушек, чтобы не «порвалась связь времен».  Особая   ценность   предмета   заключается   в   том,   что   все   эти   уровни,   начиная   с   самого   первого,   ученик­читатель   проходит   самостоятельно.   Даже нравственные ценности ребенок извлекает из текста при его анализе, а не получает от учителя. Поэтому вторая важнейшая сторона работы учителя ­ обучение ребенка анализу текста. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов  освоения курса, заложенных в ФГОС НОО. Универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия У третьеклассника будут формироваться: ­ мотивация к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интерес к содержанию художественных произведений; ­   эмоциональное   отношение   к   поступкам   и   характерам   героев   литературных произведений различных жанров и форм; ­   начальные   представления   о   нравственных   понятиях:   патриотизм,   героизм   и защита  Родины,  отвага  и смелость,  ответственность  человека  за  свою судьбу, великодушие и совестливость; ­ представления о защите Родины как долге гражданина; ­ интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений; ­ умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности. Третьеклассник получит возможность для формирования: ­   интереса   к   литературе   как   особому   способу   изображения действительности, передачи чувств и мыслей героев; ­ ответственности за родных и близких, за свое дело, понятия о деятельной любви, сердечности и совестливости, смелости, коллективизме; ­   чувства   сопричастности   своему   народу,   принятия   его   культурных традиций,   представления   о   сметливости,   талантливости   и   щедрости русского человека; оптимизме и нравственном здоровье народа; ­ адекватного понимания причин успешности в учебной деятельности; ­ первоначальной нравственной оценки поступков героев доступных по жанру произведений; ­ основ для самовыражения в творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Третьеклассник научится: ­ принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные   правила   работы  с  художественным   текстом   в   зависимости   от учебной задачи; ­ принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника; ­ произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; ­   осуществлять   самоконтроль   и   самопроверку   усвоения   учебного   материала каждого раздела программы; ­ соотносить внешнюю оценку и самооценку. Третьеклассник получит возможность научиться: ­  осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей; ­ корректировать свои действия с учетом поставленных задач; ­   работать   с   учебником,   хрестоматией   и  дополнительной   литературой   во внеурочное время; ­ проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; ­ выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному чтению; ­ принимать решения относительно ответов на вопросы, помеченные значком «трудный вопрос или задание»; ­ адекватно оценивать действия окружающих и свои действия. Познавательные универсальные учебные действия Третьеклассник научится: ­ пересказывать текст по плану; ­   выделять   смысловые   части   текста   и   составлять   план   литературного произведения; ­ определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения; ­ самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос; ­ понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы; ­ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Третьеклассник получит возможность научиться: ­ пересказывать  близко к тексту небольшие по объему  и разные по жанру тексты, формулировать выводы; ­ участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста; ­   ориентироваться   в   словарях   и   справочниках,   в   контролируемом пространстве Интернета; ­ проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ­ создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме; ­ понимать структуру построения рассуждения. Коммуникативные универсальные учебные действия Третьеклассник научится; ­ принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; ­ участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях; ­ проявлять интерес к общению и групповой работе; ­ проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе; ­ использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; ­ выражать свои мысли в устной и письменной речи. Третьеклассник получит возможность научиться: ­ выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературных  произведениях; ­ уважать мнение собеседников; ­ принимать участие в подготовке и проведении спектаклей; ­ проявлять инициативу и самостоятельность в построении коммуникации; ­ контролировать свои действия в коллективной работе; ­ оценивать групповую работу и результаты коллективной деятельности Предметные результаты Виды речевой и читательской деятельности Третьеклассник научится: ­ воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта; ­   читать   художественные,   научно­популярные   и   справочные   тексты  со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; ­ выразительно читать вслух доступные произведения; ­ пересказывать текст кратко, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы; ­ соотносить главную мысль и название произведения; ­   ориентироваться   в   тексте,   находить   в   нем   повествование,   описание, рассуждение; ­ понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; ­ узнавать пройденные литературные произведения и их авторов; ­ находить портрет и пейзаж в литературном произведении; ­ видеть особенности юмористических текстов; ­ соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал; ­ самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Третьеклассник получит возможность научиться: ­   понимать   возможности   литературы   передавать   сложное   настроение, развитие чувства; ­   находить   способы   создания   характера   и   изображения   внутреннего   мира героя в произведениях разных жанров; ­ пересказывать текст подробно, выборочно и кратко; ­ определять роль портрета и пейзажа в произведениях; ­  находить   в   юмористических   текстах   прием   неожиданности   в   создании комического; ­   понимать   обусловленность   характеров   героев   сказок   разных   народов национальными   особенностями   и   представлениями   народов   о   счастье, справедливости, добре и зле; ­ создавать свои небольшие художественные тексты. Круг детского чтения Третьеклассник научится: ­   ориентироваться   в   содержании   книги   по   заголовку,   оглавлению,   по выделенным в тексте словам и иллюстрациям; ­ определять содержание книги по ее обложке; ­ самостоятельно находить книги определенной тематики; ­ выбирать книги для самостоятельного чтения, в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике; ­ работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов; ­ оформлять сочинения и сказки в виде книги. Третьеклассник получит возможность научиться: ­ понимать назначение обложки, содержания и других элементов книги; ­  сравнивать  разные  издания  одного  и  того же произведения,  в том числе иллюстрации; ­ иметь представление об элементах книги (разделах, главах и т.д.); ­ составлять сборники сочинений, стихотворений, пословиц и оформлять их иллюстрациями или фотографиями; ­ находить аннотацию к книге; ­  коллективно   работать   над   составлением   книги­сборника   в   распределении отдельных произведений по разделам, в составлении содержания, написании предисловия, послесловия, оформлении обложки; ­ находить рекомендуемые статьи в детской периодике. Литературоведческая пропедевтика Третьеклассник научится: ­ сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно­популярные, поучительные и комические; ­ различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ; ­ понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет; ­ находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки; ­  выделять  события рассказа;  понимать  сюжет как  цепь  событий,  составлять сюжетный план произведения. Третьеклассник получит возможность научиться: ­ выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках, в былинах и мифах разных народов; ­ эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин; ­ понимать диалогическую и драматическую природу басни, находить мораль и самостоятельно выводить ее как главную мысль басни; ­   понимать   возможность   эволюции   характера   героя   литературного произведения; ­ понимать функции многозначности поэтического слова. Творческая деятельность Третьеклассник научится: ­ пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой; ­ находить в сказках способы создания характера героя; ­ читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения; ­ подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению. Третьеклассник получит возможность научиться: ­ менять темп и способ чтения в зависимости от задач; ­ передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором; ­ читать и разыгрывать диалоги, пересказывать тексты; ­   сочинять   небольшие   тексты,   используя   предусмотренные   программой средства создания произведений небольших жанров. Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3­го года обучения Обучающиеся должны: иметь представление: об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературными; об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке; об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин; об особенностях жанра басни. знать: наизусть 15 – 20 стихотворений разных авторов; имена 4 – 5 классиков русской т зарубежной литературы, имена 4 – 5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их  произведений, прочитанных в классе; уметь: читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70 – 80 слов в минуту; различать малые жанры фольклора; находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе; отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою; рассказывать о любимом литературном герое; устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).                  6. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» Круг детского чтения Осенние странички (9 часов) Г.А. Ладонщиков «Верная примета»; А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»; С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»; Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». 1. Народные сказки (25 час) А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; русские народные сказки: «Баба­яга», «Сивка­Бурка», «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Дочь­ семилетка»; «Земляника под снегом» (японская сказка); «Бедняк и богач» (литовская сказка); «Кукушка» (ненецкая сказка); «Ах и Ох» (узбекская сказка). 2. Преданья старины глубокой (24 час) «Илья Муромец и Соловей­разбойник» (отрывок); «Добрыня Никитич и Змей» (отрывок); «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» (отрывок). Мифы и легенды Древней Греции: «В начале существовал лишь вечный, безграничный хаос...», «Подвиги Геракла» («Лернейская гидра»). Славянские мифы и предания. Зимние странички (7 часов) А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода...»; Т.Г. Авлова «Снег по области пройдет...»; С.Я. Маршак «Как поработала зима!..»; А.А. Фет «Печальная береза...»; С.А. Есенин «Береза». 3. Авторские сказки (22 часов) Г.­Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Весенние странички (8 часов) А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»; Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится...»; С.А. Есенин «Черемуха»; И.С. Соколов­Микитов «Грачи» (отрывок); А.А. Блок «Ворона». 4. Рассказы (24 часов) В.К. Железников «Три ветки мимозы», «Рыцарь»; Б.С. Житков «Как я ловил человечков»; Ю.Я. Яковлев «Полосатая палка»; С.Г. Георгиев «Дедушка»; К.Г. Паустовский «Кот­ворюга». 5. Басни (8 часов) Эзоп «Пчелы и Зевс», «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса»; И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Квартет»; СВ. Михалков «Дальновидная Сорока». 6. Поэзия (18 часов) А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок); И.С. Никитин «Утро»; А.А. Фет «Еще светло перед окном...»; А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...»; Д.С. Самойлов «Осень»; Н.М. Рубцов «Хлеб»; Ю.И. Коваль «Вот шагает гражданин»; Р.С. Сеф «Слезы»; Н.Н. Матвеева «Грустный заяц»; Г.Б. Остер «Очень страшная история»; из русского («Ехала деревня мимо мужика...», «Из_залеса, из­за гор...»), английского («Вопрос и ответ»), французского («Что я видел»)   фольклора;   Э.   Лир   «Лимерики»;   Ю.И.   Коваль   «Сундук»;   О.Е.   Григорьев   «Полотер»;   Ф.Д.   Кривин   «Ночь»;   Ю.Д.   Владимиров   «Ниночкины покупки»; Э.Н. Успенский «Неудачник». 7. Пьесы (13 часов) Е.Л. Шварц «Красная Шапочка». Летние странички (12  часов) С.А. Есенин «С добрым утром!»; В.В. Маяковский «Тучкины штучки»; Р.Г. Гамзатов «С целым миром спорить я готов...»; СП. Щипачев «Подсолнух»; И.А. Бунин «Детство»; Ф.И. Тютчев «В небе тают облака...»; С.Я. Маршак «Пожелания друзьям». В рубрике «Проверь себя»: «Змея и рыба» (армянская сказка); Н.А. Некрасов «Славная осень!..»; А.И. Полежаев «Белая ночь» (отрывок); И.А. Бунин «Бушует полая вода...»; Эзоп «Галка и вороны»; А.А. Прокофьев «Месяц»; М.Ю. Лермонтов «Горные вершины спят во тьме ночной...»; В.Н. Соколов «Муравей»; Э.Н. Успенский «Память». В рубрике «Музейная страничка»: О.Э. Мандельштам «Примус» (отрывок); Е.Д. Агранович «Последний рыцарь на Арбате». 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся № Тема Виды учебной деятельности обучающихся Количество  часов 1 2 3 4 5 6 7 Изображение осени  в искусстве. А.С.Пушкин « Уж  небо осенью дышало…», Ф.И.Тютчев « Сентябрь  холодный бушевал» понимать и грамотно использовать в речи термины: пейзаж, эпитет  понимать функции многозначности поэтического слова  выразительно читать вслух доступные произведения; Осенние странички – 9 часов Формирование представления об эпитете. Г.А.  Ладонщиков "Верная примета", А. К. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...". Анализ стихотворений С.А. Есенина "Нивы сжаты,  рощи голы..."  Изображение осени в искусстве. Формирование  представления об эпитете. Анализ стихотворений  Ф.И. Тютчева "Есть в осени  первоначальной...". Входная контрольная работа Работа над картиной И.С. Остроухова "Золотая  осень". Проверка техники чтения осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая 1 1 1 1 1 1 1 8 9 Работа над картиной И.С. Остроухова "Золотая  осень". Сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая  осень". ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на 1 контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; 1 участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   высказывать   и   обосновывать текста   (задавать   вопросы, собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров (рассказ, басня, сказка, стихотворение, загадка, пословица),  находить   средства   художественной   выразительности (метафора, эпитет); составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин художников и/или на основе личного опыта; Глава 1. Народные сказки 25 час 10 11 Вхождение в мир русской волшебной сказки. А.С.  Пушкин «У лукоморья дуб зелёный". Волшебные сказки. Знакомство с содержанием сказки  "Баба­яга". осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Особенности волшебной сказки. Образ главной герои­ ни. "Баба­яга". Особенности волшебной сказки. Работа по  содержанию сказки "Баба­яга". Выявление особенностей волшебных сказок. "Сивка­ Бурка" Составление характеристики героев сказки "Сивка­ Бурка". Анализ волшебных сказок. "Сивка­Бурка".  Сюжет русской народной сказки «Бой на Калиновом  мосту».  Составление сравнительной характеристики главных  героев сказки «Бой  на Калиновом мосту». Идеи русской народной сказки «Бой на Калиновом  мосту»: патриотизм, чувство долга, товарищество,  взаимовыручка. Идеи русской народной сказки «Бой на Калиновом  мосту»: патриотизм, чувство долга, товарищество,  взаимовыручка. Обобщение материала о волшебных сказках. Изучение бытовых сказок. Русская народная сказка  «Дочь­семилетка». Художественное своеобразие бытовых сказок.  Русская народная сказка «Доч ь­ семилетка». Характеристика персонажей. Осознание социальной  направленности бытовой сказки. Русская народная  сказка «Дочь­семилетка ». Главная мысль сказки. Характеристика главной ге­ роини. Сатирическая и воспитательная направленность быто­ вых сказок. Русская народная сказка «Каша из  топора». Театрализованная игра «В мире есть такое чудо».  Японская сказка «Земляника под снегом». аргументации, иной информации); читать   со   скоростью,   позволяющей   понимать   смысл прочитанного (для всех видов текстов); использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное,   поисковое/выборочное —   в изучающее, соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);   просмотровое, ориентироваться   в   содержании   художественного   и   научно­ популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): — для художественных текстов: определять главную мысль и   героев   произведения;   определять   основные   события   и устанавливать   их   последовательность;   озаглавливать   текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую   информацию   (конкретные   сведения,   факты, описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по содержанию   произведения   и   отвечать   на   них,   подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов текстов: — для   художественных   текстов:   делить   текст   на   части, озаглавливать   их;   составлять   простой   план;   устанавливать взаимосвязь   между   событиями,   фактами,   поступками,   мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; использовать   различные   формы   интерпретации   содержания текстов: — для   художественных   текстов:   формулировать   простые выводы,   основываясь   на   содержании   текста;   интерпретировать текст,   опираясь   на   некоторые   его   жанровые,   структурные, языковые   особенности;   устанавливать   связи,   отношения,   не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Сказки других народов. Японская сказка «Земляника  под снегом». Сравнение сказок разных народов. «Бедняк и богач»  (литовская сказка). Сравнение сказок разных народов. «Бедняк и богач»  (литовская сказка). «Кукушка» (ненецкая сказка). Р/к Современные  национальные праздники. Р/к Сказки народов манси Конькова А.М.   «Хочу не хочу». «Как окунь  полосатым стал». Р/к Сказки народов манси Конькова А.М  «Лось и выдренок»,  «Жадная Тэряйка» «Ах и Ох» (узбекская сказка) ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного текста   (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Глава 2. Преданья старины глубокой 24 час Былина как жанр устного народного творчества. «Илья Муромец  и Соловей­ разбойник». Особенности былинного жанра. «Добрыня Никитич и  Змей». Особенности былинного жанра. «Алеша Попович и  ТугаринЗмеевич». Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Мифы и легенды Древней Греции. Мифы и легенды Древней Греции. «В начале  существовал лишь вечный, безграничный хаос...» Мифы и легенды Древней Греции. «В начале  существовал лишь вечный, безграничный хаос...» Контрольная работа за 1 четверть Мифы и легенды Древней Греции. Подвиги Геракла.  «Лернейская гидра».Проверка техники чтения осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное, изучающее, соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);   просмотровое,   поисковое/выборочное —   в — для художественных текстов: определять главную мысль и   героев   произведения;   определять   основные   события   и устанавливать   их   последовательность;   озаглавливать   текст, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Мифы и легенды Древней Греции. «Подвиги Геракла». «Лернейская гидра». Театрализованная игра «Древнегреческие боги на  Олимпе Изучение славянской мифологии.Р/к Происхождение  отдельных имён и фамилий. Изучение славянской мифологии. «Святогор ­ древ­ ний хранитель мира». Изучение славянской мифологии. «Перун ­ сын  Сварога». Изучение славянской мифологии. «Лада ­ богиня  любви и красоты». Изучение славянской мифологии. «Духи ­ хозяева». Изучение славянской мифологии. «Духи ­ хозяева». Изучение славянской мифологии. «Духи ­ хозяева». Р/к Мифы и предания народов ханты и манси.  «Сотворение мира», «Как кулик землю достал» Р/к Мифы и предания народов ханты и манси.  «Происхождение месяца», «Происхождение  созвездий» Отражение в мифах жизни и нравственных  представлений древних людей. Организационное занятие по работе над проектом  «Музей старинных вещей». Организационное занятие по работе над проектом  «Музей старинных вещей». Проверочная работа по теме «Преданья старины  глубокой». Р/к Первые сведения о прошлом нашего  края, о коренных народах Югры передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую   информацию   (конкретные   сведения,   факты, описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по содержанию   произведения   и   отвечать   на   них,   подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов текстов: — для   художественных   текстов:   формулировать   простые выводы,   основываясь   на   содержании   текста;   интерпретировать текст,   опираясь   на   некоторые   его   жанровые,   структурные, языковые   особенности;   устанавливать   связи,   отношения,   не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   высказывать   и   обосновывать текста   (задавать   вопросы, собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 всех видов текстов). Зимние странички 7 часов 59 60 61 62 63 64 65 Изображение зимы в искусстве. А.С. Пушкин «В тот  год осенняя погода...». Изображение зимы в искусстве. Т.Г. Авлова «Снег по  области пройдет...». Изображение зимы в искусстве. С.Я. Маршак «Как  поработала зима!..». Изображение зимы в искусстве. А.А. Фет «Печальная  береза...». Изображение зимы в искусстве. С.А. Есенин  «Береза». Р/к Изображение зимы в искусстве. Е. Айпин « В  ожидании первого снега» Р/к Изображение зимы в искусстве. Р. Ругин  «Снежные мелодии» понимать и грамотно использовать в речи термины: пейзаж, эпитет  понимать функции многозначности поэтического слова  выразительно читать вслух доступные произведения; осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной 1 1 1 1 1 1 1 литературы; участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   высказывать   и   обосновывать текста   (задавать   вопросы, собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров (рассказ, басня, сказка, стихотворение, загадка, пословица),  находить   средства   художественной   выразительности (метафора, эпитет); составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин художников и/или на основе личного опыта; Глава 3. Авторские сказки 22часа 66 67 68 69 70 71 72 73 Изучение авторских сказок. Работа над сказкой Г.­Х.  Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Работа над сказкой Г.­Х. Андерсена «Стойкий  оловянный солдатик».  Работа над сказкой Г.­Х. Андерсена «Стойкий  оловянный солдатик».  Позиция автора влитературнойсказке. Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина.«Сказка о  мёртвой царевне и о семи богатырях». Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о  мёртвой царевне и о семи богатырях». Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о  мёртвой царевне и о семи богатырях». осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); читать   со   скоростью,   позволяющей   понимать   смысл прочитанного (для всех видов текстов); использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное, изучающее, соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);   просмотровое,   поисковое/выборочное —   в ориентироваться   в   содержании   художественного   и   научно­ популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про 1 1 1 1 1 1 1 1 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о  мёртвой царевне и о семи богатырях». Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».  ОБЖ  Профилактика отравлений. Контрольная работа за 1 полугодие. Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о  царе Салтане…» Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о  царе Салтане…» Проверка техники чтения Художественный анализ сказкиА.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Наблюдение за авторской позицией в ходе  повествования. ОБЖ Отравление. Причины,  профилактика, признаки. Первая помощь при отравлении газами. Художественный анализ произведения К.Г.  Паустовского «Тёплый хлеб». Художествен н ы й анализ произведения К.Г.  Паустовского «Тёплый хлеб». ОБЖ Соблюдение мер  безопасности при пользовании газовыми приборами. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского  «Тёплый хлеб».  Изучение сказов П.П. Бажова. Изучение сказов П.П. Бажова. Изучение сказов П.П. Бажова. Проверочная работа по теме «Авторские сказки  ». себя, при прослушивании): — для художественных текстов: определять главную мысль и   героев   произведения;   определять   основные   события   и устанавливать   их   последовательность;   озаглавливать   текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую   информацию   (конкретные   сведения,   факты, описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по содержанию   произведения   и   отвечать   на   них,   подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов текстов: — для   художественных   текстов:   делить   текст   на   части, озаглавливать   их;   составлять   простой   план;   устанавливать взаимосвязь   между   событиями,   фактами,   поступками,   мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; использовать   различные   формы   интерпретации   содержания текстов: — для   художественных   текстов:   формулировать   простые выводы,   основываясь   на   содержании   текста;   интерпретировать текст,   опираясь   на   некоторые   его   жанровые,   структурные, языковые   особенности;   устанавливать   связи,   отношения,   не 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   высказывать   и   обосновывать текста   (задавать   вопросы, собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). Рассказы­ 24 часа 88 89 90 91 92 93 Рассказ как литературный жанр. В.К.  Железников«Три ветки мимозы». Характеристика главного героя и анализ его  поступка. В.К. Железников«Три ветки мимозы». Характеристика главного героя и анализ его  поступка. В.К. Железников«Три ветки мимозы». Сила благородного поступка. В.К. Железников  «Рыцарь». Сила благородного поступка. В.К. Же­лезников  «Рыцарь». Изображение внутреннего мира героя. Б.С. Житков  осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); читать   со   скоростью,   позволяющей   понимать   смысл прочитанного (для всех видов текстов); 1 1 1 1 1 1 «Как я ловил человечков». использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное, 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 Способы выражения чувств, переживаний и  внутреннего мира героя в рассказе Б.С. Житкова  «Как я ловил человечков». Способы выражения чувств, переживаний и  внутреннего мира героя в рассказе Б.С. Житкова  «Как я ловил человечков». Идейная направленность произведения Б.С. Житкова  «Как я ловил человечков». Идейная направленность произведения Б.С. Житкова  «Как я ловил человечков». Нравственные испытания героя. Ю.Я. Яковлев «По­ лосатая палка». Композиция рассказа Ю.Я. Яковлева «Полосатая  палка». ОБЖ Поведение при угрозе и во время аварии Эволюция развития главного героя в рассказе Ю.Я.  Яковлева «Полосатая палка». Эволюция развития главного героя в рассказе Ю. Я.  Яковлева «Полосатая палка». Способы изображения автором внутренних пережива­ ний героя. С.Г. Георгиев «Дедушка». Способы изображения автором внутренних пережива­ ний героя. С.Г. Георгиев «Дедушка». Характеристика главных героев. С.Г. Георгиев  «Дедушка». ОБЖ Меры безопасности при  пользовании электрическими приборами в быту. Всепобеждающая сила доброты. К.Г. Паустовский  «Кот­ворюга». Идея произведения К. Г. Паустовского «Кот­ворюга». Подготовка к сочинению описанию кота. изучающее, соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);   просмотровое,   поисковое/выборочное —   в ориентироваться   в   содержании   художественного   и   научно­ популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): — для художественных текстов: определять главную мысль и   героев   произведения;   определять   основные   события   и устанавливать   их   последовательность;   озаглавливать   текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте   факты, требуемую   информацию   (конкретные   сведения, описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по содержанию   произведения   и   отвечать   на   них,   подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов текстов: — для   художественных   текстов:   делить   текст   на   части, озаглавливать   их;   составлять   простой   план;   устанавливать взаимосвязь   между   событиями,   фактами,   поступками,   мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; использовать   различные   формы   интерпретации   содержания 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 108 109 110 111 Сочинение – описание «Кот­ворюга» Проверочная работа по теме «Рассказы».  Представление проекта «Музей старинных вещей».  Р/к Экскурсия в краеведческий музей. Представление проекта «Музей старинных вещей». текстов: — для   художественных   текстов:   формулировать   простые выводы,   основываясь   на   содержании   текста;   интерпретировать текст,   опираясь   на   некоторые   его   жанровые,   структурные, языковые   особенности;   устанавливать   связи,   отношения,   не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь 1 1 1 1 на содержание текста; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного текста   (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). 112 113 Знакомство с жанром басни. Эзоп «Пчёлы и Зевс». Эзоп «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса». ­ понимать и использовать в речи термин басня ­ различать жанры художественной литературы: басню, сказку,  рассказ 1 1  Басни ­8 часов 114 115 116 117 118 119 Знакомство с жанром басни. Басни Эзопа Мораль в басне. Басни И.А. Крылова Мораль в басне. И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». Мораль в басне. И.А. Крылов «Квартет». Басни современных авторов. С.В. Михалков  «Дальновидная Сорока». Мораль в басне. Обобщение по разделу ­ понимать диалогическую и драматическую природу басни,  находить мораль и выводить её как главную мысль басни понимать   и   грамотно   использовать   в   речи   термины:   мораль, понимать функции многозначности поэтического слова  выразительно читать вслух доступные произведения; — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая 1 1 1 1 1 1 ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного текста   (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров (рассказ, басня, сказка, стихотворение, загадка, пословица),  находить   средства   художественной   выразительности (метафора, эпитет); 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 Изучение лирических произведений. А.С. Пушкин  «Зимнее утро». Р/к Ю. Шесталов «Снежное утро» Р/к Р. Ругин «Снежные мелодии» Изучение лирических произведений. И.С. Никитин  «Утро». Изучение лирических произведений. А.А. Фет «Еще  светло перед окном...». Картина А.Герасимов «После  дождя» Изучение лирических произведений. А.А. Ахматова  «Цветов и неживых вещей...». Р/к Изучение лирических произведений Е. Айпин «В  тени старого кедра» Изучение лирических произведений. Д.С. Самойлов  «Осень». Проверка техники чтения Контрольная работа за 3 четверть.  (промежуточная диагностика) Изучение лирических произведений. Н.М. Рубцов  «Хлеб». Изучение лирических произведений. Ю.И. Коваль  «Вот шагает гражданин». Изучение лирических произведений. Р.С. Сеф  «Слезы». Изучение юмористических стихотворений. Н.Н.  Матвеева «Грустный заяц». Изучение юмористических стихотворений. Г.Б. Остер составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин художников и/или на основе личного опыта;  Поэзия­ 18 часов понимать и грамотно использовать в речи термины: пейзаж, эпитет  понимать функции многозначности поэтического слова  выразительно читать вслух доступные произведения; осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   высказывать   и   обосновывать текста   (задавать   вопросы, собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 «Очень страшная история».  Изучение юмористических стихотворений. Э. Лир  «Ли­мерики». Изучение юмористических стихотворений. Ю.И.  Коваль «Сундук». Изучение юмористических стихотворений. О.Е. Гри­ горьев «Полотер», Ф.Д. Кривин «Ночь», Ю.Д.  Владимиров «Ниночкины покупки». Изучение юмористических стихотворений. Э.Н.  Успенский «Неудачник». всех видов текстов). отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров (рассказ, басня, сказка, стихотворение, загадка, пословица),  находить   средства   художественной   выразительности (метафора, эпитет); составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин художников и/или на основе личного опыта; Весенние странички (8 часов) Изображение весны в искусстве. А.С. Пушкин  «Гонимы вешними лучами...». Изображение весны в искусстве. Ф.И. Тютчев «Зима  недаром злится...». Изображение весны в искусстве. С.А. Есенин «Чере­ муха». Р/к Изучение лирических произведений. А. Тарханов  «Плач неба» Изображение весны с помощью разных  художественных средств. И.С. Соколов­Микитов  «Грачи», А. К. Саврасов «Грачи прилетели». Изображение весны с помощью разных  художественных средств. А. К. Саврасов «Грачи  прилетели» сочинение по картине понимать и грамотно использовать в речи термины: пейзаж, эпитет  понимать функции многозначности поэтического слова  выразительно читать вслух доступные произведения; осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 144 145 Изображение весны в искусстве. А.А. Блок «Ворона». Р/к Изображение лета в искусстве. А. Тарханов  «Морошковое лето» 146 147 148 Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка».  ОБЖ Особенности поведения с незнакомыми  людьми: опасные незнакомцы Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного текста   (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров (рассказ, басня, сказка, стихотворение, загадка, пословица),  находить   средства   художественной   выразительности (метафора, эпитет); составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин художников и/или на основе личного опыта;  Пьесы­ 13 часов ­ различать жанры художественной литературы: рассказ, пьеса ­ понимать и использовать в речи термин пьеса ­ читать по ролям, инсценировать, передавая настроение  произведения 1 1 1 1 1 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». Работа над пьесой Е.Л. Шварца «Красная шапочка». Работа над пьесой С.Я. Маршака «Двенадцать   месяцев» Работа над пьесой С.Я. Маршака «Двенадцать   месяцев» Работа над пьесой С.Я. Маршака «Двенадцать   месяцев» Работа над пьесой С.Я. Маршака «Двенадцать   месяцев» Работа над пьесой. Отличительные особенности пьесы и рассказа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); читать   со   скоростью,   позволяющей   понимать   смысл прочитанного (для всех видов текстов); использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное,   поисковое/выборочное —   в   просмотровое, изучающее, соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться   в   содержании   художественного   и   научно­ популярного текстов, понимать их смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): — для художественных текстов: определять главную мысль и   героев   произведения;   определять   основные   события   и устанавливать   их   последовательность;   озаглавливать   текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте   факты, требуемую   информацию   (конкретные   сведения, описания),   заданную   в   явном   виде;   задавать   вопросы   по содержанию   произведения   и   отвечать   на   них,   подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; использовать   простейшие   приёмы   анализа   различных   видов текстов: — для   художественных   текстов:   делить   текст   на   части, озаглавливать   их;   составлять   простой   план;   устанавливать взаимосвязь   между   событиями,   фактами,   поступками,   мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; использовать   различные   формы   интерпретации   содержания текстов: — для   художественных   текстов:   формулировать   простые выводы,   основываясь   на   содержании   текста;   интерпретировать текст,   опираясь   на   некоторые   его   жанровые,   структурные, языковые   особенности;   устанавливать   связи,   отношения,   не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста; ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного, самостоятельно   делать   выводы,   соотносить   поступки   героев   с нравственными нормами (толькодля художественных текстов); передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов); участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного   высказывать   и   обосновывать текста   (задавать   вопросы, собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов). 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 Летние странички­ 12 часов Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. С.А. Есенин «С  добрым утром!». Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. В.В. Маяковский  «Тучкины штучки». Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. Р.Г. Гамзатов  «С целым миром спорить я готов...». Годовая контрольная работа (итоговая  диагностика) Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. Проверка  техники чтения Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. Ф.И. Тютчев «В небе тают облака...». Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. Ф.И. Тютчев  «Летний вечер» Изучение стихотворений о лете, сопоставление  литературного образа с живописным. С.Я. Маршак  «Пожелания друзьям». Сочинение – рассуждение. «Почему поэты пишут о  лете» Проверочная работа по теме «Стихотворения» Заключительный урок­концерт. понимать и грамотно использовать в речи термины: пейзаж, эпитет  понимать функции многозначности поэтического слова  выразительно читать вслух доступные произведения; осознавать   значимость   чтения   для   дальнейшего   обучения, саморазвития;   воспринимать   чтение   с   учётом   его   цели   как источник   эстетического,   нравственного,   познавательного   опыта (приобретение   опыта   чтения,   поиска   фактов   и   суждений, аргументации, иной информации); — для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения, находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст,   с   использованием   словарей   и   другой   справочной литературы; участвовать   в   обсуждении   прослушанного/прочитанного текста   (задавать   вопросы,   высказывать   и   обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 170 Заключительный урок­концерт. работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для 1 всех видов текстов). отличать   на   практическом   уровне   прозаический   текст  от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов; различать   художественные   произведения   разных   жанров (рассказ, басня, сказка, стихотворение, загадка, пословица),  находить   средства   художественной   выразительности (метафора, эпитет); составлять   устный   рассказ   по   репродукциям   картин художников и/или на основе личного опыта; 8. Описание материально­технического обеспечения образовательной деятельности 1. Технические средства обучения: ­ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; ­ настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; ­ видеомагнитофон/видеоплеер; ­ мультимедийный проектор; ­ экспозиционный экран; ­ компьютер; ­ сканер;  ­ принтер лазерный;  2. Экранно­звуковые пособия: ­ аудиозаписи в соответствии с программой обучения; ­ видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности); ­ мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку. 3. Оборудование класса: ­ ученические двухместные столы с комплектом стульев;  ­ стол учительский с тумбой;  ­ шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;  ­ настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;   ://   edu   .  ru ИНТЕРНЕТ ­ РЕСУРСЫ: http  Федеральный портал «Российское образование» http  Единое окно доступа к образовательным ресурсам http  Российский общеобразовательный портал  .  ru   /  window  ://   school  ://   window  .  edu   .  edu   .  ru     1. Лазарева   В.А.   Литературное   чтение:   Учебник   для   3  класса:   В  2  книгах.   ­   Самара:   Издательство   «Учебная   литература»:   Издательский   дом  Литература для учителя. 2.А.И.Ворговская   Конспекты уроков  к учебнику «Литературное чтение» 3 класс, автор Лазарева В.А. ­ Издательский дом «Федоров», 2013. 3. Рабочие  программы  начальная школа. 3 класс  УМК «Дидактическая система  Л. В. Занкова»  / составитель  Пономарева Л.А.; под редакцией Е.С.  «Федоров», 2013. Галанжиной. – М.: Планета, 2013 1.   Лазарева  В.А.  Литературное   чтение:  Учебник  для  3  класса:  В  2 книгах.   ­  Самара:   Издательство  «Учебная   литература»:  Издательский  дом  Литература для ученика. «Федоров», 2013.

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова

Программа по литературному чтению 3 класс по программе Занкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017