Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
математика
1 кл
13.02.2017
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Данный курс обладает уникальным развивающим эффектом, способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.
Документ Microsoft Office Word (5).docx
Программа
«Теория решения изобретательных задач»
Программа рассчитана на детей 1 класса.
Срок реализации программы 1 год.
Программа выполнена:
учителем начальных классов Шатохиной И.Г
Пояснительная записка
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в
развитии интеллектуально-творческой личности. Данный курс обладает уникальным развивающим
эффектом, способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки
школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию. В настоящее время без основных мыслительных операций, которые
позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с
другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать
положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Не менее важным
фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует
познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и
другие технологии, используемые в данной программе, основаны на любознательности детей, которую и
следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только
общеучебными умениями и навыками, но достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных
конкурсах.
Практическая значимость: программа направлена на
· создание условий для развития ребенка;
· развитие мотивации к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· профилактику ассоциативного поведения;
· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
· укрепление психического здоровья. Программа модифицированная.
Цель:
создание действенных условий для развития познавательной способности и познавательной
деятельности детей, их интеллекта и творческого начала
Задачи:
Обучающие:
ü обучить приемам логического мышления, анализа и синтеза;
ü научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его
на основные составные части.
ü создать прочную основу для дальнейшего обучения.
Воспитательные:
ü воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение работать в группе;
ü формировать усидчивость, терпение.
ü воспитывать интерес к предметам через занимательные упражнения.
ü воспитать такие качества ума и речи как точность, чёткость и ясность;
Развивающие:
ü Развивать внимание, мышление, воображение, память;
ü Развивать интеллектуальную, творческую личности.
Отличительные особенности программы «ТРИЗ» в том, что в нее включено большое количество заданий
на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру
программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления,
памяти, математической речи, внимания; умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы,
головоломки, обобщать и делать выводы.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 56 часов в год, два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не
должна превышать 35-40 минут.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
Ø овладеть способами исследовательской деятельности;
Ø формировать творческое мышление;
Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному
выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Ученики будут знать:
· способы решения головоломок, шарад, ребусов. Ученики будут уметь:
· использовать знания для решения заданий;
· анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
· осуществлять самостоятельный поиск решений;
· уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
· уметь проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и
несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;
· уметь решать нестандартные задачи;
· уметь строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, делать выводы;
· уметь находить рациональные способы вычислений;
Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от
темы занятия.
Модуль «Числовые задания и математические загадки» (4 часа)
№
1
2
Тема урока
Количество часов
Вводное занятие.
общее
теория
практика
4
Числовые ребусы с точками и звёздочками.
Буквы, за которыми скрываются
произвольные цифры.
Итого
4
1
1
2
2
2
Модуль «Комбинаторные задачи» (3 часа)
№
Тема урока
Количество часов
1
2
общее
теория
практика
Магические квадраты.
Лабиринты.
3
1
1
1 Итого
3
1
2
Модуль «Задачи на непрерывное рисование» (2 часа)
№
Тема урока
Количество часов
1
общее
теория
практика
Приёмы вычерчивания фигур одним
росчерком пера.
Итого
2
2
1
1
1
1
Модуль «Задачи со спичками» (4 часа)
№
Тема урока
Количество часов
1
2
общее
теория
практика
Выкладывание конфигураций. Перекладывание
спичек.
Изменение направления фигуры.
Итого
4
4
1
1
2
1
3
Модуль «Учимся отгадывать ребусы» (3 часа)
№
Тема урока
Количество часов
1
общее
теория
практика
Секреты разгадывания ребусов.
3
1
1 2
Ребусы из букв и цифр.
Итого
3
1
1
2
Модуль «Числовые головоломки» (5 часов)
№
Тема урока
Количество часов
1
2
общее
теория
практика
Выражения с одинаковыми числами
Головоломки с числами.
Итого
5
5
1
1
2
2
4
Модуль «Задачи с геометрическим содержанием» (5 часов)
№
Тема урока
Количество часов
1
2
общее
теория
практика
Определение количества фигур.
Перестановка сторон-палочек.
Черчение линий через определённое
количество точек. Игра «Получи другую
фигуру»
Итого
5
5
1
1
2
2
4
Модуль «Алгоритмические задачи» (5 часов)
№
Тема урока
Количество часов
общее
теория
практика Алгоритмические задачи
Итого
1
Модуль «Числовые построения» (6 часов)
5
5
1
1
4
4
№
Тема урока
Количество часов
1
2
общее
теория
практика
Головоломные размещения.
Занимательные перестановки.
Итого
6
6
1
1
2
3
5
Модуль «Фокусы и игры» (4 часа)
№
Тема урока
Количество часов
общее
теория
практика
Неожиданные подсчёты
Обманы зрения
Итого
4
4
1
1
2
1
3
1
2
Модуль «Задачи на планирование действий» (5 часов)
№
Тема урока
Количество часов
общее
теория
практика 1
2
3
Задачи на переливание.
Задачи на перевоз героев.
Задачи на перекладывание
Итого
5
5
1
1
1
1
2
4
Модуль «Пространственно-комбинаторные задачи» (10 часов)
№
Тема урока
Количество часов
общее
теория
практика
10
10
1
1
2
2
1
2
2
9
Задачи на разрезание.
Задачи на расстановку цифр
Домино
Подумай и реши
Газета любознательных
Итого
1
2
3
4
5
Содержание программы:
I. Числовые задания и математические загадки -Числовые ребусы с точками и звёздочками. Буквы, за
которыми скрываются произвольные цифры.
II. Комбинаторные задачи- Магические квадраты. Лабиринты. III. Задачи на непрерывное рисование- Приёмы вычерчивания фигур одним росчерком пера.
IV. Задачи со спичками- Выкладывание конфигурации. Перекладывание спичек.
Изменение направления фигуры..
V. Учимся отгадывать ребусы- Секреты разгадывания ребусов. Ребусы из букв и цифр.
VI. Числовые головоломки- Числовые ребусы. Выражения с одинаковыми числами. Головоломки с
числами.
VII. Задачи с геометрическим содержанием- Определение количества фигур. Черчение линий через
определённое количество точек. Перестановка сторон-палочек. Игра «Получи другую фигуру».
VIII. Алгоритмические задачи.
IX. Числовые построения-. Головоломные размещения. Занимательные перестановки.
X. Фокусы и игры- Неожиданные подсчёты. Обманы зрения.
XI. Задачи на планирование действий- Задачи на переливание. Задачи на перевоз героев. Задачи на
перекладывание
XII. Пространственно-комбинаторные задачи- Задачи на разрезание.
Математическое домино. Задачи на расстановку цифр. Подумай и реши Газета любознательных
Литература для учителя
1.Л.В.Мещенкова «36 занятий для будущих отличников» рабочая тетрадь в 2х частях + методическое
пособие
2.О.Холодова «Задания по развитию творческих способностей» рабочая тетрадь в 2х частях +
методическое пособие
3.Л.Ф.Тихомирова «Логика 7-10 лет»
4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников»
5.И.К.Винокурова «Развитие способностей детей 1 класс» рабочая тетрадь + методическое пособие
6.Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»
7.СD Наука без скуки
8. СD Наука без скуки -2
9.Н.И.Узодова «Занимательная математика 1-4 класс»
10.Б.А.Вахновецкий «Логическая математика для младших школьников» 1-4 часть
11.И.Ю.Матюгин «Магия памяти»
12.Сборник «Смекалка для малышей»
Литература для учащихся и родителей: 1.Л.В.Мещенкова «36 занятий для будущих отличников» рабочая тетрадь в 2х частях
2.О.Холодова «Задания по развитию творческих способностей» рабочая тетрадь в 2х частях
3.Л.Ф.Тихомирова «Логика 7-10 лет»
4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников»
5.И.К.Винокурова «Развитие способностей детей 1 класс» рабочая тетрадь
6.Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Программа по математике «Теория решения изобретательных задач»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.