Программа по музыке 1-7 кл.
Оценка 4.8

Программа по музыке 1-7 кл.

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
музыка
1 кл—7 кл
22.01.2017
Программа по музыке 1-7 кл.
Программа по музыке для 1-7 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования В.О. Усачева, Л.В.Школяр для 1-4 классов, Т.И. Науменко, В.В. Алеевым (Волгоград, 2011г) для 5-7 классов. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценност-ного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка В современных условиях социально­культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как культурно­исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции   художественного   образования,   разработанной   в   Академии   Образования Российской   Федерации,   указывается,   что   в   процессе   гуманизации   и   гуманитаризации образовательной   школы   дисциплины   художественного   цикла   должны   переместиться   в центр изучения, т.к. обладают невостребованным воспитательным потенциалом. Музыка,   как   и   другие   искусства,   в   системе   общего   образования   имеет   особое предназначение  духовного   совершенствования   человека.  Воздействуя   интонационно   на чувства, сознание и неосознанные пласты человеческой психики, на личность в целом, она активно формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрение человека. Духовные   ценности,   запечатленные   в   музыке,   —   общечеловеческие   и   глубоко личностные   одновременно.   Передаются   они  только   через   сопереживание.  Огромное значение   в   этом   процессе   имеет   явление  катарсиса  —   эмоционального   «очищения», «просветления» души. Но к катарсическим  вершинам музыкального переживания  ведет путь   эмоционального   и   художественного   развития   личности.   Поэтому   важнейшими задачами музыкального образования должно быть  развитие художественного восприятия детей и воспитание эстетических чувств. Рабочая   прогшрамма   среднего   (основного)   общего   образования   по   музыке разработана на основе следующих документов: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ (п. 2, 3 ст. 28); 3. 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства   образования   РФ   №1089   от   05.03.2004г.   «Об   утверждении   федерального компонента   государственного   образования   стандартов   начального   общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования»; Рабочая программа, утвержденная   Уставом МОУ «СОШ №3» г. Тырныауза.  Программа рассчитана на 33 часа в год по 1 часу в неделю в первом классе и 35 часов в год по 1 часу в неделю 2­7 классы. Программа по музыке для 1­ 7   классов   разработана   и   составлена   в   соответствии   с   федеральным   компонентом государственного   образовательного   стандарта   второго   поколения   основного     общего образования В.О. Усачева, Л.В.Школяр для 1­4 классов,  Т.И. Науменко, В.В. Алеевым (Волгоград,   2011г)   для   5­7   классов.   Помимо   этого   в   данной   разработке   учитываются концептуальные  положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского. Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данного учебного курса,   является   принципиальная   установка,   отстаивающая   самоценность   музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребёнку познавать мир и самого себя в этом мире, отвечает цели разностороннего развития личности учащегося, обеспечивает усиление   эмоционально­нравственного,   и обязательного минимума содержания начального общего и основного общего образования (стандарт). Данная   рабочая   программа   составлена   с учетом регионального  компонента образования школьников, в котором возрастает роль художественных   ценностей   Кабардино­Балкарии,   появляется   возможность   широкого использования   на   музыкальныз   занятиях   событий   и   фактов   из   истории   Кабардино­ Балкарии,   нашедших   свое  выражение  в  художественных  образах  национальной   музыки. Целостное представление об истории, культуре и традициях родного края может сложится в   сознании   ребенка   при   условии   широкого   использования   на   уроках   музыки   воспитательного   воздействия   музыки, художественного   материала,   связанного   с   памятниками   и   достопримечательностями Кабардино­Балкарской Республики, ее культурными центрами, музеями, историей.  Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют формиро­ ванию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и  осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с  музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого  самовыражения.  Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально­ценност­ ного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально­творческой  деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе  в процессе занятий музыкой.  Содержание  программы предмета «Музыка» реализует Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего  образования и опирается на  развивающее музыкальное образование  и  деятельностное  освоение  искусства.                                         Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, нау­ чить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в  учащихся муз культуру как часть всей их духовной культуры». Цель достигается реше­ нием следующих ведущих взаимосвязанных задач, реализующихся на основе развития  музыкального восприятия учащихся:                                                                                              1. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;        2. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и  восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,   творческого воображения певческого голоса;                                                                                3. Освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно­образной природе, жанровом и  стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;  музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечествен­ ных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с  другими видами искусства и жизнью;                                                                                             4. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально­ творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нот­ ную запись), инструментальном музицировании, музыкально­пластическом движении,  импровизации, драматизации исполняемых произведений;                                                          5. Воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному искусству своего народа и  других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном  общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;  эмоционально­ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской  культуры учащихся.  личностные УУД:  реализовать способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, в становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости; проявлять понимание и уважение к ценностям культуры и истории своего народа, родной страны, культур других народов; соотносить поступок с моральной нормой. регулятивные УУД: анализировать   собственную   работу:   соотносить   план   и   совершённые   операции, выделять   этапы   и   оценивать   меру   освоения   каждого,   находить   ошибки, устанавливать их причины. оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства; анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).             познавательные УУД: сравнивать   различные   объекты:   выделять   из   множества   один   или   несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признаку. выявлять сходство и различие объектов. коммуникативные УУД: приобщаться к отечественному и зарубежному музыкальному наследию; уважать   духовный   опыт   и   художественные   ценности   разных   народов   мира, культурные традиции Отечества, малой родины и семьи; участвовать   в   коллективном   или   ансамблевом   пении,   инструментальном музицировании и т. д., развивать умения «слышать другого»; выстраивать   совместную   деятельность   и   поиск   в   процессе   учебных   ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач; Решение   ключевых   задач   личностного,   познавательного,   регулятивного   и коммуникативного   развития   предопределяется   специальной   организацией   музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно­педагогическом процессе.             Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.   Освоение   содержания   основного   общего   образования   по   предмету   «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно­творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений. В процессе музыкальных занятий учащиеся расширяют   и   обогащают   опыт   адекватного   восприятия   устной   речи,   ее   интонационно­ образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно­эмоциональное содержание   произведений   искусства;   совершенствуют   умения   формулировать   свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать   (в  прямой   или   в   косвенной  форме)   в   диалог   с   произведением   искусства,   его автором,   с   учащимися,   с   учителем;   формулировать   собственную   точку   зрения   по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны   и   мира,   подтверждая   ее   конкретными   примерами   и   аргументами;   приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.  творческой деятельности, приобретаемый   на   музыкальных   занятиях,   способствует   также   овладению   учащимися умениями и навыками контроля и оценки  своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;     координировать   свою   деятельность   с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.  знать/понимать   В результате изучения музыки ученик должен:      совершенствованию   умений   Опыт     ∙         специфику музыки как вида искусства;  ∙          возможности музыкального искусства  в отражении вечных проблем жизни;                       основные жанры народной и профессиональной музыки;  ∙         многообразие музыкальных образов и способов их развития;  ∙         основные формы музыки;  ∙         характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;  ∙         виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;  ∙         имена выдающихся композиторов и музыкантов­исполнителей;    уметь ∙          эмоционально­образно   воспринимать   и   характеризовать   музыкальные произведения;  ∙          узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы  народного музыкального  творчества,  произведения  современных  композиторов;                     выразительно исполнять соло: несколько народных песен,  песен композиторов­ классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);  исполнять   в   хоре   вокальные   произведения   (с   сопровождением   и   без   сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);  сравнивать   музыкальные   произведения   на  основе  полученных  знаний  об  интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,  образной сфере музыки и музыкальной драматургии;  сравнивать  интерпретацию  одной  и  той же  художественной   идеи,   сюжета  в творчестве различных композиторов;  ∙         различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;  ∙         ∙         ∙         ∙          устанавливать взаимосвязи   между   разными   видами   искусства   на   уровне   общности   идей,   тем, художественных образов.  Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для:     певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и  сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных   праздниках;   слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;   размышления о музыке  и её анализа, выражения  собственной позиции относительно прослушанной музыки;   музыкального   самообразования:   знакомство   с   литературой   о   музыке,   слушание музыки   в   свободное   от   уроков   время   (посещение   концертов,   музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио­ и телепередач и др.); определение своего   отношения   к   музыкальным   явлениям   действительности;   выражение   своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий. Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения музыки являются:  формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров; принятие мультикультурной картины современного мира; становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;    формирование   навыков   самостоятельной   работы   при   выполнении   учебных   и     творческих задач;  готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение познавать мир через музыкальные формы и образы; творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира; использование   фантазии,   воображения   при   выполнении   учебных   действий; формирование духовно­нравственных оснований;  сотрудничество   в   ходе   реализации   коллективных   творческих   проектов,   решения различных музыкально­творческих задач.      Метапредметными  результатами изучения музыки являются: регулятивные УУД:         самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока; выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством; способность контролировать время на выполнение заданий;   осознание качества и уровня усвоения; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися; умение   находить,   систематизировать,   преобразовывать   информацию   из   разных источников; способность   занимать   личностную   позицию   по   отношению   к   тому   или   иному произведению, аргументировать свою точку зрения; умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ; коммуникативные УУД:    умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке; умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах; умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно­творческих задач. познавательные УУД:  способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; умение самостоятельно получать знания;   формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение находить  главные идеи в текстовом материале; преобразование музыкального образа в пространственно­графический; потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметными результатами изучения музыки являются:   представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества; наблюдать   объекты   и   явления   культуры;   воспринимать   и   анализировать   смысл художественного образа музыкального произведения; различать   особенности   музыкального   языка, выразительности, специфики музыкального образа; различать основные жанры народной и профессиональной музыки; описывать   явления   музыкальной   культуры,   используя   для   этого   специальную терминологию; представлять систему общечеловеческих ценностей;   художественных   средств            осознавать  ценности музыкальной  культуры  разных народов мира  и места  в ней отечественного музыкального искусства; воспринимать   эстетические   ценности,   высказывать   мнения   о   достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности; реализовывать   свой   творческий   потенциал,   осуществлять   самоопределение   и самореализацию личности на музыкальном художественно­образном материале; применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале. Д.Б.   Кабалевский   неоднократно   подчёркивал,   что   программа   принципиально вариативна,   необходимо   творческое   отношение   учителя   в   организации   и   проведении уроков. Поэтому, не смотря на то, что содержание каждой темы указывается, возможно, включение в урок (если возникает  такая необходимость) непрограммных произведений, которые   рассматриваются   с   точки   зрения   критериев   художественно­педагогического анализа:   художественной   ценности   и   увлекательности   для   школьников,   педагогической целесообразности   и   воспитательного   потенциала.   Это   позволяет   учителю   свободно маневрировать   в   рамках   тематического   построения,   активнее   подыскивать   новый музыкальный   материал,   с   новых   позиций   осмысливать   уже   известные   сочинения,   в различных комбинациях применять их в таких формах музыкальной деятельности детей, как слушание музыки и размышления о ней, в хоровом, ансамблевом, инструментальном, пластическом музицировании, импровизациях и пр. Т.е. темы планирования определяют лишь   общие   направления   в   работе   педагога­музыканта   и   ключевые   моменты   в формировании  музыкальной  культуры учащихся. Своё выражение  они могут найти при разработке   конкретных   сценариев   уроков   музыки   с   учётом   общего   и   музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий. Основной   формой организации   музыкально­воспитательного   процесса   является  урок.  Для   современного урока музыки характерна целостная гибкая структура с разнообразием художественных образов, видов музыкальной деятельности и эмоционально­смысловой драматургией. Урок выстраивается как цепочка взаимосвязанных художественно­коммуникативных ситуаций. В центре каждой ситуации общение с музыкальным произведением или создание «своей» музыки.   В   соответствии   с   тематическим   построением   учебного   материала   выделяется следующая типология урока:                — уроки введения в тему;                — уроки углубления и развития смысловых аспектов темы;                — уроки обобщения темы; — уроки контроля усвоения темы. Каждый тип урока может быть воплощен в различные формы:                                                             — проблемные и творческие уроки, уроки­исследования и игры;                            —уроки­концерты, уроки­спектакли, уроки­загадки, уроки­турниры, уроки­  экскурсии,  путешествия, ярмарки, сказки и т.п.; — монографические, интегрированные уроки, панорамные уроки. Включенные в урок различные виды деятельности способствуют тому, чтобы  заинтересовать каждого ученика  и в целом удовлетворить интересы и запросы всех.             Особенность данной программы – охват широкого культурологического  пространства, которые подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального  искусства и включение в конспект уроков музыки сведений из истории, произведений  литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия,  множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках,  близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует  развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха», и «внутреннего зрения». Основные понятия и музыкальные термины, которые вводятся на уроке, постепенно  учащиеся начинают овладевать ими и использовать в своей музыкальной деятельности. Содержание учебного предмета.             Содержание   программы   в   начальной   школе   соответствует   обязательному минимуму   содержания   образования   и   базируется   на   изучении   школьниками   основ музыкального искусства:  ­ жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);  ­ интонация как носитель образного смысла музыкального произведения;  ­ основные средства музыкальной выразительности;  ­ развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;  ­ формы музыки – одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации;  ­ освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребенком;  ­постижение различных пластов музыкальной культуры, национальных и индивидуальных стилей, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).  Музыкальная   культура   мира осваивается младшими школьниками привыявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов. Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как   и   русская,   трактуется   в   программе   широко   и   многозначно:   как   искусство специфического художественно­образного выражения чувств, мыслей, отношения людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается   на   образцы   отечественной   и   мировой   музыкальной   культуры.   Содержание программы   концентрируется   в   учебных   темах   каждого   полугодия.   Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами.   Такой   принцип   расположения   музыкального   материала   условно   назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно­воспитательном процессе дает возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет   служить   необходимым   стимулом   для   повторного   «вживания»   ребенка   в   их содержание,   интонационно­образные   особенности,   будет   порождать   новые   мысли   и чувства,   ассоциации   с   другими   образцами   музыки,   закреплять   уже   полученные представления, знания, исполнительские знания и умения. Постоянное обращение к музыке одних   и   тех   же   композиторов,   смысловые   повторы   произведений   способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе. Тема  1   класса   «Как можно   услышать   музыку».  Звучание   музыки   в   окружающей   жизни   и   внутри   самого человека. Что значит слышать музыку – внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать,   следить,   различать,   изменять,   оценивать,   познавать?   Колыбельная   песня, колыбельность – начало познания музыки и жизни. Родные корни: родная речь, родной музыкальный   язык   –   интонирование   и   озвучивание   народных   загадок,   пословиц, скороговорок.   Искусство   слышать   различные   человеческие   состояния:   музыка   радости, музыка печали, музыка тревоги и т.д. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние человека и т.д. Первое прикосновение к освоению музыкального языка – характер, темп, мелодия, ритм, интонация. № п/п Содержание Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 1 класс (33 часа) Фактическая дата проведения Дата проведения Кол­ во часов 1 четверть. Тема «Как можно услышать музыку?» ­ 9ч. 1. 2. 3. Введение в проблему рождения музыки. Что значит слышать музыку? Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Родные корни: речь, загадки, скороговорки. В мире сказочных мелодий. Играем в сказку. Идем в поход. 4. 5. 6. 7. 8. Музыкальные краски осени. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2 четверть. Тема «Звучащий образ Родины» ­ 7 часов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Звучащий образ Родины. Былина,   былинность   как   художественное явление. «...Дела   давно   минувших   дней,   преданья старины глубокой». Детская   жизнь,   «подслушанная»   и отраженная   композиторами   в   своих произведениях. Поход в музыкальный зоопарк. И   Шелест   к   Шороху   спешит   (бумажная симфония). 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 3 четверть. Тема «Что может музыка» ­ 9 часов. Где живут ноты. Введение. Что может музыка? Зима в музыке. 1. 2. 3. Музыка и движения. 4. 5. Музыка передает характер сказочных героев. 6. Музы не молчали. 7. 8. Музыка и стихи о маме. 9. Мелодия и краски пробуждающейся природы Природа просыпается (Весна в музыке). 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. в жизни человека. 4 четверть. Тема «Как можно услышать музыку» ­ 8 часов. 1. 2. 3. В детском музыкальном театре (балет). В детском музыкальном театре (опера). Легко ли стать музыкальным исполнителем? (симфония) Русские народные инструменты. На концерте. 4. 5. 6. Музыкальная прогулка по выставке. 7. 8. Легко ли стать музыкантом? Что значит услышать музыку? 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч.                      Тема  2 класса «Три кита в музыке», «Куда ведут нас три кита?»  помогает ощутить   детям   разницу   в   характере   музыки   марша,   танца,   песни,   рассматриваются различные жизненные ситуации прикоторых они звучат. Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс  (35 часов) № п/п Содержание Кол­во часов Дата проведения Фактическая дата проведения 1 четверть. Тема «Три кита в музыке» ­ 9 ч. «Три кита» в музыке – песня, танец, марш. «Киты» встречаются вместе. О чем говорит музыка. Что выражает музыка. Что изображает музыка. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Музыка рисует картины природы. 7. Обобщающий урок по теме «Три кита»  встречаются вместе. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 2 четверть. Тема «Музыкальная речь» ­ 7 ч. Что такое музыкальная речь. Содержание музыкальной речи. 8. 9. 10. Построение музыки. 11. Характер музыки. 12. Обобщение по теме «Музыкальная речь». 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 3 четверть. Тема «Сказка в музыке» ­ 10 ч. 13. Сказка в музыке. 14. Песня в сказке. 15. Танец в сказке. 16. Марш в сказке. 17. Музыкальные сказки. 18. Обобщение темы «Сказка в музыке». 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 4 четверть. Тема «Секреты музыки» ­ 9 ч. 19. Выразительность и изобразительность в  музыке. 20. Секреты выразительности в музыке. 21. Секреты изобразительности в музыке. 22. Секреты художественной выразительности. 23. Обобщение по теме «Секреты музыки». 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. Тема  3   класса   «Песня,   танец   и   марш   перерастают   в   песенность, танцевальность,   маршевость»,   «Интонация   и   развитие»,   «Формы   музыки» утверждают, что именно эти свойства музыки и делают ее близкой, доступной и понятной даже   малоопытным   слушателям   и  выводят   нас  на  широчайшие   музыкальные   просторы. Интонация – основа, зерно музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия – интонационно­осмысленное   музыкальное   построение.   Осознать   типы   построения музыкальной формы как некие общие закономерности развития. Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 3 класс  (35 часов) Фактическая дата  проведения 1 четверть. Тема «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, Дата  проведения Кол­во часов №  п/п Содержание 1. Песня, танец и марш перерастают в  песенность, танцевальность, маршевость. 2ч. маршевость» ­ 9 ч. Песенно – танцевальная музыка. Танцевальность. Песенно – маршевая музыка. Обобщающий урок по темам четверти. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2 четверть. Тема «Интонация в музыке» ­ 7 ч. Интонация. Характер музыки. Выразительные и изобразительные  интонации. Обобщение темы «Интонация в музыке». 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 3 четверть. Тема «Развитие музыки» ­ 10ч. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Развитие музыки. Куплетная форма.  Сопоставление различных темпов, тембров.  Контрастное сочетание частей.  Исполнительское развитие. 11. Мажор и минор. 12. 13. 14. Художественная выразительность в музыке. Интонация и развитие – основа музыки. Обобщение темы «Развитие музыки». 6ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 4 четверть. Тема «Формы музыки» ­ 9ч. Построение музыки. Одночастная форма. Двухчастная форма. 15. 16. 17. 18. Форма «Рондо». 19. 20. 21. Вариационная форма. Обобщение темы «Построение музыки». Обобщение тем года. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. Тема  4   класса   «Музыка   моего   народа»,   «Между   музыкой   моего   народа   и музыкой разных народов нет непереходимых границ» помогает понять детям сходство и различие народной и композиторской песни. Народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражаются события, дух, атмосфера всей его жизни. Песенность, певучесть – характернейшие   черты   русской   народной   музыки   и   выросшей   из   нее   композиторской музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, и этот язык понятен всем другим народам без перевода. При знакомстве с музыкой народов КБР обратить внимание детей, как в характере музыки отражаются характер народа, особые черты народной речи: от темпераментной и стремительной до плавной и текучей. Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 4 класс  (35 часов) №  п/п 1. 2. 3. Содержание Кол­во часов Дата  проведения Фактическая дата  проведения 1 четверть. Тема «Народные и композиторские песни» ­ 9ч. Народные и композиторские песни. Их  сходство и различие. Русская народная частушка. Народные русские трудовые песни. 3ч. 1ч. 1ч. 4. 5. Народные современные песни. Обобщение темы.  3ч. 1ч. 2 четверть. Тема «Музыка разных народов» ­ 7ч.  6. Музыка русских композиторов. 7. Музыка украинских композиторов. 8. Музыка белорусских композиторов. 9. Музыка Закавказья. 10. Музыка композиторов КБР. 11. Обобщение тем «Музыка разных народов». 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 3 четверть. Тема «Музыкальный язык» ­ 10ч. 12. Музыкальный язык. 13. Музыка немецких композиторов. 14. Музыка венгерских композиторов. 15. Итальянские сочинения Глинки. 16. Музыка польских композиторов. 17. Музыка австрийских композиторов. 18. Музыка Японии.  «Вишня» я.н.песня. 19. Обобщение тем. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 4 четверть. Тема «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет непереходимых границ» ­ 9ч. 20. Композитор. Исполнитель. Слушатель. 21. Характерные особенности мелодии. 22. Общие принципы построения мелодии. 23. Обобщение тем четверти, года. 3ч. 2ч. 3ч. 1ч. Основное   содержание   программы   5   –   7   классов   представлено   следующими содержательными   линиями:   «Музыка   как   вид   искусства»,   «В   чём   сила   музыки», «Музыкальный   образ   и   музыкальная   драматургия»,   «Музыка   в   современном   мире: традиции   и   инновации»,   «Музыкальное   искусство   как   духовный   опыт   человечества   и современные технологии в искусстве».         Тема   5 класса «Музыка и другие виды искусства»  раскрывается  в двух крупных разделах  –  «Музыка   и   литература»   и   «Музыка   и   изобразительное   искусство».   Основы музыки: интонационно­ образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение   художественных   идей   и   средоточие   смысла.   Музыка   вокальная, симфоническая и театральная; вокально­инструментальная и камерно­инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и   их   традиции,   творчество   выдающихся   отечественных   и   зарубежных   композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).               Взаимодействие  и взаимосвязь  музыки  с другими  видами  искусства  (литература, изобразительное   искусство).   Композитор   –   поэт   –   художник;   родство   зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства. Воздействие   музыки   на   человека,   её   роль   в   человеческом   обществе.   Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вид искусства. Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 5 класс  (35 часов) № п/п Содержание Кол­во часов Дата проведения Фактическая дата проведения 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1ч. 1 четверть. Тема «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» ­ 9ч. Тв­во Рахманинова. Вокализ, мелодия,  аккомпанемент. 1ч. Тв­во  Чайковского.  «Грустная песня». Тв­во Глинки, Балакирева. Женские голоса. 1ч. Тв­во Свиридова. Понятия: хор, кантата, поэма.1ч. Тв­во Римского – Корсакова. Понятие – опера.  2ч. «Садко». Женские и мужские голоса. Понятие – опера. Женские и мужские голоса. 1ч. 1ч. Тема моря в опере. Мужские голоса. Обобщающий урок. 1ч. 2 четверть. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» ­ 7ч. Тв ­ во Моцарта.  Понятие «симфония» 9. 10. Роль музыки, музыкальных  инструментов в  2ч. 1ч. сюжетах сказок. 11. Тв ­ во Бородина. Понятие «квартет» в  музыке. 12. Тв­во Гайдна.  «Неоконченная симфония». 13. Обобщающий урок. 2ч. 1ч. 1ч. 3 четверть. Тема «Можем ли мы увидеть музыку» ­ 10ч. 14. Понятие­скульптура, выразительные  возможности музыки и камня. 15. Особенности живописи и ее связь с  музыкой. 16. Особенности  строения  симфонического оркестра. 17. Тв ­ во Бородина. Понятие­ симфония.  «Богатырская симфония». 18. Тв­во Мусоргского. Понятие­ опера.  «Хованщина». 19. Тв­во Грига.  Понятия ­ сюита,  женские голоса. Изобразительность в  музыке. 20. Обобщающий урок. 21. Тв­ во Мусоргского. Тв­во Репина. 22. Тв­во Прокофьева. Кантата «А. Невский». Состав хора, понятие­ кантата. 23. Тв­во Стравинского. Понятие­ балет. 24. Балет Стравинского «Петрушка» 25. Выразительные возможности пения  a capella,  инструментов 26. Понятийный лад в зависимости от  произведения 27. Обобщающий урок. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 4 четверть. Тема «Можем ли мы услышать живопись» ­ 9ч.        Тема 6 класса «В чём сила музыки» раскрывается в двух разделах «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». Связь музыкального искусства с внутренним миром ребёнка. Содержательные истоки музыки (природа, сказки, мифы, былины и др.). Воздействие музыки на человека. Особенности музыкальной выразительности. Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 6 класс  (35 часов) Содержание Кол­во часов Дата проведения Фактическая дата проведения 1 четверть. Тема «Преобразующая сила музыки» ­ 9ч. Диалог в песне, шансонье­ понятие. Тв­во Чайковского, симфония­ понятие. Песенность в музыке Чайковского. Тв ­ во Шопена.  Танцевальность в музыке  Шопена. Тв­во Баха. Понятие­полифония, гомофония. 2ч. Понятие­ фуга. «Органная фуга» (соль мин.).  1ч. Орган. Обобщение тем четверти. 1ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2 четверть. Тема «Музыка воздействует на жизнь человека» ­ 7ч. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Тв ­ во Прокофьева.  Опера «Повесть о  настоящем человеке». Тв ­ во Шостаковича.  Романс, вокализ –  понятия. 10. Тв­ во Рахманинова.  II концерт для ф­но  с оркестром. 11. Обощение тем четверти. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. 3 четверть. Тема «В чем сила музыки» ­ 10ч. 12. Тв ­ во Глинки.  Опера «Жизнь за царя».  Опера, ария – понятия, хор, оркестр –  особенности. 13. Орган, полифония – понятия. 14. И.С.Бах­ «Шутка» из сюиты № 2. 15. Тв­во Римского­Корсакого. Опера  «Снегурочка». 16. Опера «Снегурочка». Возможности симф.  орк­ра. 17. Тв – во Моцарта. «Реквием». 18. Понятие: рондо, серенада. «Маленькая  ночная серенада» «Рондо в турецком стиле». 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 19. Обобщающий урок. 4 четверть. Тема «Способность музыки оказывать влияние на жизнь человека» ­ 9ч. 20. Тв­во Грига. Сюита­ понятие. «Сюита № 2». 21. История рождения вальса. Сибелиус  2ч. 1ч. 1ч. «Грустный вальс». 22. Чайковский ­ 2ч. I концерта для  ф­но с  оркестром. Понятие­концерт. 23. Тв­во Свиридова.  Музыка  из к/ф «Время,  вперед!» 24. Особенности музыки в кинофильмах. 25. Обобщение тем четверти, года. 2ч. 1ч. 2ч. 1ч. Тема  7 класса   «Музыкальный язык»  раскрывается  в двух  разделах  «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия».        Важной линией реализации темы «Музыкальный образ» является выяснение специфики образной   стороны   разных   музыкальных   произведений,   их   многообразие   в   различных музыкальных   жанрах.   Тема   раскрывается   по   двум   направлениям:   виды   музыкального образа;   средства   музыкальной   выразительности,   способствующие   раскрытию   образной стороны музыкального произведения. Реализация темы «Музыкальный образ» строится на выявлении   многообразия   музыкальных   образов   и   способов   их   развития.   Тема   второго полугодия   «Музыкальная   драматургия»   развивается   по   двум   направлениям:   принципы построения   музыкальной   драматургии;   многообразие   форм   и   жанров,   раскрывающих данные   принципы.   Реализация   темы   строится   на   выявлении   взаимосвязей   между музыкальными образами и на этой основе раскрытии содержательной линии музыкального произведения. Календарно­тематическое планирование по предмету «Музыка» 7 класс  Содержание (35 часов) Кол­во часов Дата проведения Фактическая дата проведения 1 четверть. Тема «Музыкальный образ. Виды музыкального образа» ­ 9ч. Определения музыкального образа. Тв­во Рахманинова. Образ природы в его  произведениях. Тв­во Шуберта.  Понятие баллады, диалог в  песне. Тв­во Баха. Полифония, прелюдия, фуга. Обобщающий урок. 2 четверть. Тема «Средства музыкальной выразительности, способствующие 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 2ч. раскрытию образной стороны муз.произведения» ­ 7ч. Понятие об особенностях современной  музыки и ее изобразительности Образ матери в тв­ве композиторов  Шуберта, Баха­Гуно. Особенности музыки двух религий.  Православная и католическая музыка. Особенности творчества Паганини.  «Каприс № 2». 10. Обобщение тем четверти. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 11. 12. 13. 14. 2ч. 1ч. 1ч. 2ч. 1ч. 2ч. 2ч. 1ч. 1ч. 1ч. 3 четверть. Тема «Музыкальная драматургия. Принципы построения» ­ 10ч. Тв­во Равеля, восточные интонации в  музыке. «Болеро». Понятие болеро, средства  музыкальной выразительности. Тв­во Листа.  Понятие рапсодия. Единство  нескольких образов в одном произведении.  «Рапсодия № 2». Тв­во Глинки.  Понятие увертюра.   Увертюра к опере  «Руслан и Людмила». Тв­во Моцарта.  Понятие Сонатная Форма.  1ч. 2ч. 15. 16. Моцарт. Симфония №40. 17. Обобщающий урок. 4 четверть. Тема «Многообразие форм и жанров музыкальной драматургии» ­ 9ч. 18. 19. 20. 21. Тв­во Бетховена. Симфония – главная и  побочная партии.   Симфония № 5. Тв­во Шостаковича. Симфония № 7 – тема  нашествия. Тв­во Чайковского.  Увертюра «Ромео и  Джульетта». Тв­во Грига. «Соната для виолончели с  оркестром». 22. Обобщение тем четверти, года. 2ч. 2ч. 2ч. 2ч. 1ч. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  Рабочие  программы по учебникам  Т.И. Науменко, В.В. Алеева.  Изд. «Учитель». 2011.  Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебники для общеобразовательных учреждений. 1­7  класс. М., Дрофа, 2010.   Методические   рекомендации   для   учителя:   учеб.­метод.   Пособие   /сост.   Т.И. Науменко, В.В. Алеев – М.: Дрофа 2006.  Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов. СПб.: ООО «Золотой век». 1996.  Музыка. Большой энциклопедический словарь. М.: НИ «БРЭ», 1998.  Финкельштейн. Э.И. Музыка от А до Я. СПб.: Композитор, 1997.  Майкапар А. Шедевры русской оперы. М.: Крон – пресс, 1998.  Саймон, Генри У. сто великих опер и их сюжеты. М.: Крон –пресс, 1998.  Гришанович   Н.   Музыка   в   школе:   методическое   пособие   для   учителя.   Минск:  Юнипресс, 2006. Золина   Л.В.   Уроки   музыки   с   применением   информационных   технологий.   1­8 классы: методическое пособие. М.: Глобус, 2008. Затямина Т.А. Современный урок музыки. М.: Глобус, 2008   Музыка. 1­7 классы:  поурочные планы по учебнику Науменко Т.И., Алеева В.В. Волгоград: Учитель, 2009. Список   Интернет­ресурсов   для   подготовки   уроков,   сообщений,   докладов,   рефератов, заданий в тестовой форме, заданий для музыкальных викторин:  http   http   http   http   http   http   :  //fcior.edu.ru   ://   ru.wikipedia.org/wiki   :  //lib.eparhia­saratov.ru   :  //classic.chubrik.ru  :  //dic.academic.ru/  :  //www.bogoslovy.ru Перечень средств материально­технического оснащения образовательного процесса. 1. Печатные пособия:  Комплект портретов композиторов.  Музыкальный энциклопедический   энциклопедия.1990.   словарь.   М.:   Советская  Музыкальный словарь в рассказах. Л.Михеева. М.: Советский композитор. 1988.  Комплект открыток «Волшебные инструменты». М.: Планета 1989.  Великие композиторы. Жизнь и творчество. Бетховен. Бах. Гайдн. Моцарт. 2. Информационно­коммуникационные средства:  Шедевры русской классики.  CD. 3. Технические средства обучения:  Компьютер;  Музыкальный центр.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.

Программа по музыке 1-7 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017