Рабочая программа по предмету «Музыка» для 8-9 класса составлена на основе примерной программы по музыке для основного общего образования (8-е изд. – М.: Дрофа и учебников по музыке 8-9 класс- авторы Т.И.Науменко, В.В Алеев. В соответствии учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка»» отводится 18 часов (из расчета 1 час в неделю на полугодие). В 9 классе 16 часов (из расчета 1 час в неделю на полугодие).Программа по музыке 8-9 класс
8-9 кл МУЗЫКА ПРОГРАММА.doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Аксентисская основная школа»
РАССМОТРЕНО
На заседании М/О
Протокол №___от «____»__________2017г.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель.директора по УВР Директор МБОУ «Аксентисская ОШ»
__________ А.Н.Копаёва ______________Т.А.Губанихина
«____»______________2017 г. «____»______________2017 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета «Музыка»
Класс 89
Учитель Полетуева Светлана Борисовна п. Аксентис
2017 год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 89 класса составлена на основе примерной
программы по музыке для основного общего образования (8е изд. – М.: Дрофа и
учебников по музыке 89 класс авторы Т.И.Науменко, В.В Алеев. В соответствии
учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка»» отводится 18 часов (из
расчета 1 час в неделю на полугодие). В 9 классе 16 часов (из расчета 1 час в неделю на
полугодие).
культурная адаптация школьников в современном информационном
приобретение культурнопознавательной, коммуникативной и социально
Цель программы —формирование основ художественной культуры школьника, как
неотъемлемой части его общей духовной культуры.
Задачи реализации данного курса:
овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
—
пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно
историческом процессе развития человечества;
— углубление художественнопознавательных интересов и развитие
интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
—
эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды
искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений,
нравственноэстетические ценности мировой художественной культуры. Отношение к
памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого
человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию
личности учащихся
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их
взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы прозы и
поэзии, изобразительного искусства живописи и скульптуры, архитектуры и графики,
книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок оперы, а
так же кино.
Отличительные особенности программы, ценностные ориентиры содержания:
во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции
её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих
граней, врастающих в различные сферы бытия, природу, обычаи, верования, человеческие
отношения, фантазии, чувства;
в системном погружении в проблематику музыкального содержания; в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода,
применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения,
музыкознания;
в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает
мир»);
в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически
целесообразного литературного и изобразительного рядов.
2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов
по основным разделам
8 класс
1. Раздел. О традиции в музыке (3 часа)
Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая.
Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.
Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский
Песня остаётся с человеком. Т. Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю
Чичков . Наша школьная страна.
2. Раздел. Сказочномифологические темы (2 часа)
Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н. РимскогоКорсакова
«Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и
света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…».
Заключительный уроквикторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с
птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета
«Весна священная» П. Чайковский стихи ТолстогоА. «Благословляю вас, леса…». Хоровое
пение Я. Дубравин Песня о земной красоте. Л. Квинт Здравствуй, мир.
3. Раздел. Мир человеческих чувств ( 6 часов)
Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о
слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.
Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в
музыке. Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги
в русском искусстве. Прослушивание: Н. Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из
оперы «Садко». Фрагмент. П. Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.
Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений
Онегин». Фрагмент. П Чайковский Увертюрафантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер
Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б. Окуджава. Песня о оцарте. В.
Высоцкий. Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В. Высоцкий. Песня о друге.
К. Кельми. Замыкая круг.
4. Раздел. В поисках истины и красоты (2 часа)
Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества
до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.
Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москвереке. Вступление к опере
«Хованщина». С. Рахманинов. Колокола № 1. Н. РимскийКорсаков. Увертюра «Светлый
праздник». Хоровое пение Е. Крылатов Колокола.
5. Раздел. О современности в музыке ( 4часа) Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века:
«Турангалиласимфония» О. Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и
эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.
Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А. Онеггер. Пасифик
231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии. О.Мессиан.
«Ликование звёзд.» Д. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джазбэнда и
оркестра. Д. Герман «Привет, Долли».Дж. Леннон. П. Маккартни. Вчера. Хоровое пение:
М. Дунаевский. Песня о дружбе. А. Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю. Чичков
Россия, Россия
9 класс
Тема года: «Музыка как часть духовной культуры человека» (16 часов)
1. Раздел «Что такое музыка сегодня» (4 часа)
О понятии «Современная музыка». Г. Канчели Симфония №6, I часть. Почему и как
меняется музыка. Г. Свиридов Поэма «Отчалившая Русь»; Б. Чайковский Концерт для ф
но с оркестром I часть. О неизменном в музыке. Б. Чайковский Концерт для кларнета и
камерного оркестра I часть; А. Караманов «Ave Maria». «Новая» жизнь «старой» музыки.
Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная» I часть. Виды музыки в современном мире.
Полисемичность понятия «современная музыка». Тема утраченной гармонии в
современной музыке (на примере Симфонии № 6 Г. Канчели).
Музыкальный материал:
Г. Канчели. Симфония №6. I часть, фрагменты (слушание); А. Рыбников «Я тебя никогда
не забуду» (пение).
Эволюционные процессы в музыке как следствие эволюции в окружающем мире. Образы
ушедшего прошлого в произведениях искусства (на примере стихотворения Д. Самойлова
«Двор моего детства» и вокальной пьесы Г. Свиридова «Поосеннему кычет сова»).
Художественный материал:
Поэзия
Д. Самойлов. «Двор моего детства».
Музыка
Г. Свиридов. «Поосеннему кычет сова», из поэмы для баритона и фортепиано
«Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина (слушание); В. Высоцкий «Песня о друге» (пение).
Живопись
Е. Куманьков. «У Сивцева Вражка»; «Петровские ворота»; «Последние дни»;
«Гнездниковский переулок»; В. Семенов. «Шарманщик».
Воплощение красоты и гармонии в музыке ХХ века (на примере I части концерта для
кларнета и камерного оркестра Б. Чайковского). Преходящее и неизменное в искусстве (на
примере стихотворения Р. Гамзатова «Вернулся я...»).
Художественный материал:
Музыка
Б. Чайковский. Концерт для кларнета и камерного оркестра. I часть (слушание); К. Кельми
«Замыкая круг» (пение). Поэзия
Р. Гамзатов. «Вернулся я...»
«Старая» музыка в условиях духовных запросов нашего современника. Новые варианты
интерпретаций «старых» произведений (на примере I части «Неоконченной» симфонии
Ф.Шуберта).
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт. Симфония № 8 «Неоконченная», I часть, экспозиция (слушание); Е. Крылатов
«Будь со мной» (пение).
Многообразие стилей и жанров в области академической и массовой музыки XX века.
Знакомство с некоторыми из них и их обсуждение.
Музыкальный материал: по выбору учащихся.
Тест, синквейн.
2. Раздел: «Человек в музыке» (6 часов)
«Искусство – это твой собственный голос». Музыка и музицирование. О любительской
музыке. Ш. Гуно фрагменты из оперы «Фауст»; Р. Щедрин «Весёлый марш монтажников
высотников». Авторская песня и её герой. Песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора,
Ю. Кима. Рокмузыка и её герой. Фрагменты песен рокгрупп. О разности вкусов.
Любительское пение как форма самовыражения человека. Коллективное обсуждение
вопросов, связанных с любительским пением.
Музыкальный материал:
Примеры вокальной музыки (слушание); Е. Крылатов «Будь со мной» (пение).
Облагораживающая роль музицирования в жизни людей. Различные виды музицирования.
Домашние концерты как средство досуга, как воплощение душевного единения семьи,
друзей. Различные культуры музицирования. Жанры и жанровые разновидности «прошлой»
и современной любительской музыки. Вторая половина XX века период расцвета
любительской песни (репертуар, тематика, обстановка исполнения).
Художественный материал:
Литература
М. Булгаков. «Белая гвардия», фрагмент.
Музыка
Ш. Гуно. Каватина Валентина; Куплеты Мефистофеля, из оперы «Фауст» (слушание);
Романс «Когда на него ты глядишь» (в исполнении В. Паниной, слушание); А. Дольский.
«Исполнение желаний» (слушание, участие в исполнении); Р. Щедрин. «Веселый марш
монтажниковвысотников», из кинофильма «Высота» (слушание).
Отличительные особенности авторской песни (время возникновения, лирическая и
гражданская направленность, соотношение стихов и музыки). Кто был создателем
авторской песни. Авторская песня как социальное явление. «Осуществление»
идеологических противоречий советского времени в произведениях искусства. Образ героя
авторской песни; его приоритеты и ценности.
Музыкальный материал:
В. Высоцкий. «Песня о друге», из кинофильма «Вертикаль» (слушание, участие в
исполнении); Б. Окуджава. «Песенка об Арбате» (слушание, участие в исполнении);
«Настоящих людей так немного» (слушание, участие в исполнении); А. Галич. «Я в путь
собирался всегда налегке» (слушание, участие в исполнении).
Революционное значение рокмузыки в массовой музыкальной культуре. Черты общности и
отличия авторской песни и рокпесни. «Битлз» и «битломания». Современные направления
рокмузыки. Образ героя рокпесни.
Музыкальный материал: Песни из репертуара группы «Битлз»: «Мишель»; «Вчера»; «Земляничные поляны»;
«Помогите!» (слушание); А. Макаревич. «Однажды мир прогнётся под нас» (слушание); Ю.
Шевчук. «Родина»; «Осень» (слушание); В. Цой. «Хочу перемен»; «Звезда по имени
солнце» (пение).
Музыкальные вкусы человека, формируемые временем, в котором он живёт. Несовпа
дения, конфликты музыкальных интересов и предпочтений между различными
поколениями; причины этого явления, пути преодоления взаимных непониманий.
Музыкальный материал: Повторение пройденного.
Ю. Шевчук «Родина» (пение).
Тест, музыкальная викторина.
3. Раздел: «Новые музыкальные взаимодействия» (7 часов)
О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: история. М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И.
Штраус «Сказки Венского леса». О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность.
Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др. Стилевые взаимодействия. А
Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри
«Exercises in Free Love». Об особенностях музыкального концерта: музыка и зрелище.
Фрагменты произведений В. Моцарта, Н. Паганини; рокгруппа Rammstein «Солнце»;
видеофрагменты различных исполнителей. Музыкальная сцена сегодня. А. Пярта «Коллаж
на тему BACH». Выход за пределы сцены. Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини
фрагмент из оперы (в исполнении Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Музыка –
целый мир. Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении
«Оркестра мира»).
«Лёгкая» и «серьёзная» музыка в творчестве композиторов прошлых столетий (на примере
творчества М. Глинки и И. Штрауса). Понятие «музыкальный шлягер». Интонационные
особенности некоторых музыкальных жанров, размывающие границы музыкального
академизма.
Музыкальный материал:
М. Глинка «Не искушай меня без нужды»; И. Штраус «Сказки Венского леса» (слушание);
А. Якушев «Вечер бродит» (пение).
Размежевание и сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в отечественной музыкальной
культуре XXXXI веков. Обращение композиторовакадемистов к киномузыке (на примере
творчества Д. Шостаковича, А. Эшпая, А. Шнитке, С. Губайдулиной, Г. Канчели).
Критерии оценки «лёгкой» и «серьёзной» музыки.
Музыкальный материал: Музыка к кинофильмам А. Эшпая, Т. Хренников и др (слушание);
Д. Шостакович «Песня о встречном» (пение).
Различные виды стилевых взаимодействий в музыкальном искусстве XX начала XXI века.
1. Полистилистика в творчестве композиторов академического направления (на примере
Серенады А. Шнитке).
2. Слияние академической и массовой музыки в современных аранжировках (на примере
творчества В. Мэй).
3. Синтез различных музыкальных культур в условиях современной концертной жизни (на
примере дуэта М. Кабалье и Ф. Меркьюри).
Музыкальный материал:
А Шнитке «Серенада»; А. Вивальди «Бури» из «Времён года» (исп. В. Мэй); Ф. Меркьюри
«Exercises in Free Love» (слушание); М. Минков «Старый рояль» (пение).
Различные формы концерта; особенности его составного характера. Синтетическая
природа концерта, ориентированная одновременно на слуховое и зрительное восприятие.
Музыкальновизуальное выражение в лазерном шоу «В ожидании Кусто» Ж. М. Жарра. «Жанровая мозаика» в кукольном спектаклепародии «Необыкновенный концерт».
Коллективное обсуждение вопроса: «Роль композитора и исполнителя во время
проведения концерта».
Музыкальный материал:
Ж. М.Жарр. «В ожидании Кусто», фрагмент (слушание); музыкальные фрагменты из
кукольного спектакля «Необыкновенный концерт» (слушание); рокгруппа Rammstein
«Солнце» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были» (пение).
Взаимосвязь между содержанием концерта и местом его проведения. Характер концерта в
расчёте на состав аудитории. Специфика «синтетических» концертов (на примере
«Декабрьских вечеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина).
Художественный материал:
Живопись
Д. Веласкес. «Портрет инфанты Маргариты»; П. Пикассо. «Портрет инфанты Маргариты»
(по Веласкесу).
Музыка
А. Пярта «Коллаж на тему BACH» (слушание); А. Пахмутова «Как молоды мы были»
(пение).
Концерты на открытом воздухе. Сближение «лёгкой» и «серьёзной» музыки в условиях
демократизации концертной жизни: музыка на стадионах.
Музыкальный материал:
Г. Гендель «Музыка на воде»; Дж. Пуччини фрагмент из оперы (в исполнении Л.
Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса) (слушание); О. Митяев «Как здорово» (пение).
Роль музыки в духовной жизни человека. «Оркестр мира» как выражение
межнационального единства музыкальной культуры.
Музыкальный материал:
Р. Вагнер Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (в исполнении «Оркестра
мира») (слушание); И. Грибулина «Прощальная» (пение)
3. Требования к уровню подготовки выпускников
Будут сформированы
эмоциональноценностное отношение к искусству на основе присвоения художественного
опыта человечества;
формирование культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа
возможность реализовать свой творческий потенциал в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
музыкальноценностное отношение к
художественноэстетический вкус,
заинтересованность отношения к искусству;
—участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к
художественным интересам сверстников
—инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебнотворческих
задач;
—наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая
образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности,
привнесение красоты в человеческие отношения).
понимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
понимать позицию слушателя
произведениям разных видов искусства,
эмоциональноая отзывчивость и
эмпатия, планировать свои действия в соответствии с учебными задачами
понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно
историческом развитии современного социума
представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и
т. д.);
развитие устойчивой потребности в общении с мировым искусством в собственной
внеурочной и внешкольной деятельности
творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем
Обучающийся научиться
осуществлять поиск нужной информации, используя дополнительный материал
ориентироваться в способах решении исполнительской и творческой задачи
проводить сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями
музыкального и изобразительного искусства, анализировать, сравнивать, обобщать,
устанавливать связи и отношения между явлениями культуры
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию;
соотносить различные произведения по настроению, формам, по средствам музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, динамика, темп)
Обучающийся научиться
учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия музыки
принимать активное участие в коллективной музыкальнотворческой деятельности
Понимать важность исполнения и работы по группам
Получит возможность научиться
культурнопознавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности
контролировать свои действия в индивидуальной и коллективной работе
проявлять инициативу в коллективной музыкально творческой деятельности
умение строить речевые высказывания для передачи своего впечатления от музыки;
усвоить культурные традиции, нравственные эталоны и нормы социального поведения
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;
понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль
туры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного
образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов
искусства;
художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их
функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностноориетирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях
языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра и кино;
использовать опыт художественно творческой деятельности на уроках, во внеурочных и
внешкольных занятиях искусством.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
устойчивый интерес к различным видам учебнотворческой деятельности, размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной
музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных
музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической
значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности;
ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать
наиболее значимые произведения;
уметь анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров
искусства, применять художественновыразительные средства разных искусств в своем
творчестве.
Выпускники основной школы научатся:
воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в
ней место отечественного искусства;
понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе
нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы
и умозаключения;
описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого
соответствующую терминологию;
структурировать изученный материал и информацию, полученную из других
источников; применять умения и навыки в какомлибо виде художественной
деятельности; решать творческие проблемы.
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Программа по музыке 8-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.