Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс
Оценка 5

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Оценка 5
Образовательные программы
docx
музыка
3 кл
13.11.2017
Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс
3-4 пояснительная записка.docx
Пояснительная записка. Рабочая   программа   по   предмету   «Музыка,   пение   (танец)»   для   3   ­   4   класса специального   (коррекционного)   уровня   разработана   на   основе:   Программа   специальных (коррекционных)   образовательных   учреждений   VIII   вида   под   редакцией   И.   М. Бгажноковой  М.,   «Просвещение»,   2011г.   и   в   соответствии   с   учебным   планом образовательного учреждения.  Среди   школьных   предметов   эстетического   цикла   музыка   занимает   значительное место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с нарушением интеллекта.   Музыка   призвана   развивать   детей   эмоционально,   творчески   обогащать   их художественные впечатления.  Особенности   преподавания   предмета   «Музыка»   определяются   спецификой музыкального   искусства,   которое   обращено   к   духовному   миру   ребенка.   Влияние   на нравственно­эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально­образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально­ творческой деятельности обучающихся. Цель учебного   предмета   «Музыка,   пение   (танец)»   ­   формирование   средствами музыки гармоничной социально ­ адаптированной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями,   обогащение   музыкальных   впечатлений   детей,   развитие   музыкальности обучающихся.  Под музыкальностью понимаются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,   умение   различать   такие   средства   музыкальной   выразительности,   как   ритм,   темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Основными задачами программы   являются:  Задачи образовательные: ­ формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально­исполнительской деятельности; ­ формировать музыкально­эстетический словарь; ­ формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; ­ совершенствовать певческие навыки; ­ развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально­исполнительские навыки. Задачи воспитательные: ­ помочь самовыражению детям с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; ­   способствовать   преодолению   неадекватных   форм   поведения,   снятию   эмоционального напряжения; ­ содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими,   развивать   эмоциональную   отзывчивость,   активизировать   творческие способности. Задачи коррекционно­развивающие: ­ Развивать личностное отношение ребенка к явлениям музыкального искусства; ­ Развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой; ­ Корректировать освоение детьми музыкального языка; ­ Корректировать слуховое внимание и память. Общая характеристика учебного предмета Музыкально­эстетическая   деятельность   занимает   одно   из   ведущих   мест   в   ходе формирования   художественной   культуры   детей   с   отклонениями   в   развитии.   Среди различных   форм   учебно­воспитательной   работы   музыка   является   одним   из   наиболее привлекательных   видов   деятельности   для   умственно   отсталого   ребенка.   Благодаря развитию   технических   средств   музыка   стала   одним   из   самых   распространенных   и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.  Восприятия предмета у таких детей ограниченны, но тем не менее они в состоянии овладеть предусмотренными программой навыками, понять и запомнить материал. Музыка способствует нормализации психических процессов, а также преодолению невротических расстройств, свойственных обучающимся коррекционных школ. Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств. Обучающиеся  должны получать от урока только положительные эмоции. Главная задача   педагога   музыки   –   придать   всем   видам   работы   с   детьми   эмоциональную привлекательность.  В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: ­ коррекционная направленность обучения; ­ индивидуализация и дифференциация процесса обучения; ­комплексное   обучение   на   основе   передовых   психолого   –   педагогических технологий. Для   осуществления   этих   принципов   учителю   музыки   необходимо   разобраться   в структуре аномального развития личности ребенка с нарушением интеллекта; оценивать уровень   развития   музыкальных,   творческих   возможностей,   характер   эмоциональных нарушений. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии   с   художественными   образами   других   искусств   –   литературы   (сказки, поэзия),   изобразительного   искусства   (живописи,     книжных   иллюстраций   и   др.),   театра (оперы, балета), кино. В данной программе используются положения, направленные на развитие ребенка:           ­   восприятие   музыки   является   способностью,   определяющей   интерес   к музыкальному   искусству   и   успешность   музыкальной   деятельности   (В.Н.   Шацкая,   Д.Б. Кабалевский);           ­   тематика   занятий   носит   воспитательно­образовательный   характер   и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);           ­   воспитательно­образовательный   процесс   направлен   на  развитие   творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);      ­ систематическое развитие музыкально­слуховых представлений о языке музыки и   овладение   соответствующими   музыкальными   навыками   являются   базой   для   развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);      ­ певческая культура ­ важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников (Н. Д. Орлова, Т. Н. Овчинникова). Для   детей,   обучающихся   в   коррекционной   школе,   восприятие   музыки   является ведущим   видом   деятельности   на   уроках,   так   как   базируется   на   ярких   музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее натурального звучания. Существует много методов для того чтобы воплотить в жизнь эту важную задачу. Наиболее распространенные из них: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно­слуховой (исполнение музыки) и наглядно­зрительный (показ видео, картинок, применение наглядных пособий). Словесный метод также очень важен. Речь идет не о рассказе о музыке, а о необходимости углубить   восприятие   музыки   детьми.Перед   исполнением   пьесы   необходимо   сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает   музыка?»,   «О   чем   рассказывает   музыка?»,   «Как   рассказывает   музыка?».   Эта последовательность   может   быть   использована   как   схема   беседы   о   музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий. Практический   метод. При   первом   прослушивании   пьесы   учащимся   предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может показать видеофрагмент   пьесы.   Дети   должны   вспомнить   название   пьесы   и   её   автора.   Педагог уточняет и дополняет ответы детей. На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения определить их роль в создании музыкального образа.  Для   развития   восприятия   используются   такие   приемы,   как   прослушивание,   чтение стихотворений,   показ   иллюстраций   и   видео,   игрушек,   передача   характера   музыки   в движении, а также создание аппликации из ткани. Формы реализации программы: ­ фронтальные,  ­ парные,  ­ групповые, ­ индивидуальные. Методы реализации программы:            ­ практический,            ­ объяснительно – иллюстративный,            ­ наблюдение.      Способы и средства:            ­ модели и таблицы,            ­ технические средства,            ­ рисунки, картины,            ­ дидактические материалы.  Формы уроков: урок­ беседа, диалог; урок­путешествие; урок­ игра (элементы используются практически на каждом уроке); урок­ викторина; урок­  контроль, обобщения знаний; урок­презентация; урок­ концерт (тематические уроки, посвящённые праздникам) Место предмета в учебном плане  На изучение предмета «Музыка, пение (танец)» в 3 ­ 4 классах начальной школы отводится по 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68 часов (34 учебные недели). Структура курса по музыке, 3  класс Четверть Количество уроков в неделю I II III 2 2 2 IV 2 Итого 68 уроков Структура курса по музыке, 4 класс Четверть Количество уроков в неделю Итого  Итого I II III IV 2 2 2 2 Основные требования к знаниям и умениям 3 класса Итого 68 уроков названия инструментов симфонического и народного оркестров; звучание   музыкальных   инструментов:   скрипка,   домра, виолончель; элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек;   балалайка, названия инструментов симфонического и народного оркестров; звучание  скрипки и балалайки; нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счёт линеек. Должны знать: 1­й уровень    2 – й уровень    Должны уметь: 1­й уровень       2 – й уровень    распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни; пользоваться приёмом распева – на 1 слог 2 звука; петь   знакомую   мелодию   и   правильно   артикулировать   в   сопровождении инструмента и без него песню; различать звучание симфонического и народного оркестров; различать на слух песню, танец, марш; пользоваться   приёмами   игры   на   ударных   инструментах:   бубен,   маракас, деревянные ложки, металлофон; различать на слух танец, песню и марш; петь знакомую мелодию песни и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него;  пользоваться приёмами игры на ударных инструментах. Основные требования к знаниям и умениям 4 класса Должны знать: 1­й уровень     динамические оттенки: форте, пиано, меццо – форте, меццо ­ пиано; графическое изображение нот: до, ре, ми; порядок нот в гамме до мажор; нотную   запись:   скрипичный   ключ,   нотный   стан,   счёт   линеек,   добавочные линейки; инструменты и их звучание: флейта, кларнет, труба, саксофон;   2 – й уровень    динамические оттенки: форте, пиано; порядок нот в гамме до мажор; нотную   запись:   скрипичный   ключ,   нотный   стан,   счёт   линеек,   добавочные линейки. Должны уметь: 1­й уровень        2 – й уровень      следить за движением мелодии по графической записи на доске во время пения; петь округлённым звучанием в верхнем регистре и мягким звуком в нижнем регистре; петь гамму домажор вверх и вниз с названием нот; петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него; играть на металлофоне короткую песню – попевку; отметить сильную долю в марше, вальсе, польке; устанавливать  различия в звучании  симфонического,  народного, духового оркестров; следить за движением  мелодии по графической  записи  на доске во время пения; петь гамму до мажор вверх и вниз с названием нот; петь осмысленно, выразительно выученную песню с аккомпанементом и без него; играть на металлофоне короткую песню – попевку на повторяющихся звуках; устанавливать   различия   в   звучании   симфонического,   народного,   духового оркестров. Содержание учебного предмета, курса. В программу включены следующие разделы:  • • • • хоровое пение; игра на музыкальных инструментах; слушание музыки; музыкальная грамота. Раздел "Хоровое пение".  здоровьесберегающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря их рациональной   организации,   предполагающей   сочетание   разных   видов   музыкальной деятельности,   чередование   разнохарактерных   песен,   требующих   решения   различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным,   тисситурное   удобство   и   напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий;   нефорсированным   звуком, Хоровое пение – коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело. На первых уроках   учитель   прослушивает   детей,   проверяет   в   игровой   форме   уровень   развития   их музыкального слуха и фиксирует показатели – диапазон голоса и качество интонирования. При   исполнении   песен   всем   классом   и   индивидуально   необходимо   уделять   большое внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Особенностью   детей   с   нарушением   интеллекта   является   наличие   дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и запомнить текст песен. Поэтому   работа   над  дикцией является   основной   формой   работы   на   уроках   музыки   в начальной школе. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также чистое звучание слов и фраз   в   целом.   На   качество   дикции   влияет   способ   звукообразования,   степень   развития певческого дыхания, артикуляционного аппарата и владения фразировкой. Главная задача – научить детей правильно артикулировать звуки, сливая их в слоги и слова, практически применять правила культуры речи, правила логики речи. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, включающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки.   Программой   предусмотрена   систематическая   работа   над   чётким   и   ясным произношением текста.  Можно рекомендовать ряд попевок, состоящих из 3 ­5 звуков, в диапазоне от примы до терции на слоги: лю, ду, лё, ми, мэ, ма, му, ди, да, ра и др. Перед исполнением   песен   важная   роль   отводится   подготовке   голосового   аппарата   к   пению, т.е. распеванию. Систематическое   использование   упражнений,   направленных   на расширение   диапазона   голоса,   развитие   звуковысотного   слуха,   певческого   дыхания, чистоты интонации способствует развитию естественного, легкого звучания  голоса. На уроках   используются   распевки и логоритмические упражнения. Использование логопедических распевок, направленных на автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков, гласных и согласных звуков, развитие фонематического слуха и т.д. существенно улучшает состояние речевой моторики детей. Необходимость   включения   логоритмических   упражнений   в   коррекционно   – образовательный процесс обусловлена ее высокой эффективностью для речевого развития, положительной эмоциональной окрашенностью, доступностью танцевально – ритмических движений, сопровождаемых скороговорками, чтением стихов, пением. С помощью таких распевок и упражнений у детей с нарушением интеллекта развивается моторика мелких мышц   кисти,   крупная   моторика,   формируется   умение   запоминать   порядок   движений, обогащается внимание, память, выразительность речи, произношение.    логопедические На   уроке   музыки   актуально,   возможно   и   необходимо   использовать   современные здоровьесберегающие   технологии   в   игровой   форме.   Привычные   виды   музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждый урок   с   жизнеутверждающей валеологической   песенки –   распевки,   дающей   позитивный настрой на весь день. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы,   поднимают   настроение,   улучшают   эмоциональный   климат   на   уроке, подготавливают голос к пению. Программой предусмотрены валеологические песенки – распевки   (О.   Арсеневской),   упражнения   для   развития   голоса   и   музыкального   слуха,   а также коррекции речевых нарушений у детей начальной школы. Предлагаемый материал может использоваться в качестве рекомендуемого содержания, дополняться, изменяться. Особое   внимание   при   работе   с   учащимися   уделяется   выработке   техники правильного   дыхания.   Требования   к   развитию   певческого   дыхания   могут   быть следующими:   вдох   спокойный,   оптимальный,   без   поднятия   плеч,   бесшумный.   Брать дыхание рекомендуется через нос и рот одновременно. Выдох спокойный, экономный, без специального выдувания и напряжения.  Певческий   диапазон   детей   с   нарушением   интеллекта   ограничен,   и   поэтому необходимо подбирать песни с небольшим диапазоном и удобной для детей тональности. Песенный репертуар, включает в себя песни современных авторов и композиторов.  При выборе   репертуара   необходимо   учитывать   разнообразные   условия,   требования   и обстоятельства, интересы детей. В репертуар каждого класса необходимо включать песни для   исполнения   на   школьных   концертах   и   праздниках.  В   работе   с   детьми   следует подбирать мелодии, простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом. За год обучения дети разучивают от 10 до 15 песен. Раздел "Слушание музыки".  Чтобы   воспитать   любовь   к   музыке,   надо   научить   детей   её   слушать,   и   обязательно   в качественном   исполнении.   Здесь   используются   технические   средства   обучения (аудиозаписи,   видеофильмы).  Наиболее   распространенным   видом   представления демонстрационных материалов являются мультимедиа презентации, включающие в себя аудио и видео фрагменты. Сказочность, мир игрушек и животных – вот что привлекает ребёнка   в   начальных   классах   при   прослушивании   музыки.  Песня,   марш   и   танец – основные жанры, составляющие содержание изучаемого предмета. С темой «Музыкальные жанры» учащиеся знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Наряду с освоением учащимися нового материала важной задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Многократное возвращение к данной теме и ее повторение обусловлены   особенностями   интеллектуального,   психического   развития   детей   с   ОВЗ. Одной   из   задач   урока   музыки   в   школе VIII вида   является   коррекция   эмоционально   – волевой   сферы   ребенка.   На   уроках   дети   знакомятся   с выразительными возможностями музыки,   с   музыкальными   произведениями,   различными   по   своему характеру   и   настроению.   Анализируя   характер   прослушанных   произведений,   особое внимание   необходимо   уделять   роли   таких   средств   музыкальной   выразительности   в создании образа как мелодия, ритм, темп, динамические оттенки. Важным средством музыкальной выразительности является тембр.  Как правило, фортепиано – это первый инструмент,   с   которым   знакомятся   дети.   Школьники   в   возрасте   7   –   9   лет   хорошо различают звучание многих инструментов: балалайки, скрипки, трубы, флейты. Тембровое разнообразие способствует преодолению слуховой пассивности. Целесообразно привлекать детей   к   определению   звучания   тех   или   иных   инструментов   при   прослушивании симфонических   произведений.   Знакомство   с   тембрами   представлено   в   темах «Музыкальные   инструменты»,   «Инструменты   народного   оркестра»,   «Инструменты симфонического оркестра». Предлагается 3 последовательных этапа прослушивания: 1. Дети   ещё   не   понимают   языка   музыки,   и   необходимо   предварительное объяснение содержания прослушиваемого произведения. 2. Прослушивание произведения связано с последующим проведением беседы (о характере музыки и её выразительных средствах) с предварительными вопросами, которые направляют внимание детей.  3. и беседы. Прослушивание музыкального произведения без предварительной подготовки Музыкальный   материал   для   слушания   в   данной   программе   представлен произведениями   русских,   зарубежных   и   советских   композиторов,   отличающихся доступностью,   жанровым   разнообразием,   яркостью,   красочностью   музыкального   образа. Исходя   из   степени   подготовленности,   уровня   интеллектуального   развития,   а   также личностных особенностей учащихся, музыкальный репертуар для слушания может быть изменен в зависимости от местных условий. Раздел "Музыкальная грамота". Главное   в   младших   классах   –   это   дать   понятие   о   высоте   звука,   силе   звучания (пианино,   форте)   и   длительности   звучания   (длинные   и   короткие   звуки),   элементарные сведения   о   нотной   записи:   скрипичный   ключ,   нотный   стан,   счёт   линеек,   добавочная линейка,     графическое   изображение   нот,   порядок   нот   в   гамме   до   мажор.  Вокальные попевки – упражнения следует петь как с текстом, так и с названием нот (с 3 – го класса). Музыкальная грамота должна стать средством познания музыки.        Обучающимся   важна   двигательная   разрядка,   поэтому   на   уроках   вводятся движения под музыку, которые помогают лучше понять, почувствовать характер музыки и её   ритмические   особенности:   ходьба   на   месте,   несложные   движения   кистями   рук, повторение несложного ритмического рисунка ладонями или ударными инструментами. («Танцуй, малыш», «Танцевальная ритмика» Т. Суворовой, «Коммуникативные танцы – игры для детей» А. Бурениной.) Раздел "Игра на музыкальных инструментах". Знакомство с инструментами и игра на них: деревянные ложки, бубны, треугольник, маракас металлофон и другие.  На уроках музыки  целесообразно  применять  ударно  –  шумовые   инструменты:  бубен,  треугольник, деревянные   ложки,   барабан,   маракас,   металлофон.   Обучаясь   игре   на   музыкальных инструментах,   дети   открывают   для   себя   мир   музыкальных   звуков   и   их   отношений, осознаннее   различают   красоту   звучания   различных   инструментов.   У   них   улучшается качество пения. Именно поэтому в программе уделяется особое внимание этому разделу. Детское   музицирование   расширяет   сферу   музыкальной   деятельности   ребенка   с ограниченными   возможностями   здоровья,   способствует   развитию   музыкальной   памяти, внимания,   помогает   преодолению   излишней   застенчивости,   скованности,   снятию психоэмоционального напряжения. В процессе игры ярко проявляются  индивидуальные черты   каждого   исполнителя:   наличие   воли,   эмоциональности,   сосредоточенности, развиваются   и   совершенствуются   творческие   и   музыкальные   способности.   Для   многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный   мир.   Это   прекрасное   средство   не   только   индивидуального   развития,   но   и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Начиная с 1­го класса дети знакомятся с музыкальными произведениями и одновременно участвуют   в   коллективном   музицировании,   определяя   сильную   долю   в   марше,   польке, вальсе. Во   2­х   классах   предлагается   осваивать   навыки   игры   на   металлофоне   на   материале коротких простейших детских песен – прибауток. В 3­х и в 4­х классах мелодии усложняются, но в пределах терции. В   третьем   классе   темы   уроков   разделены   на   4   раздела.   В   разделе   «В   сокровищнице Волшебницы   музыки»   дети   знакомятся   с   музыкой   в   широком   культурологическом контексте. События, которые сопровождают жизнь ребёнка, такие,  как смена времён года (осень, зима), времени суток (утро, вечер) помогали связывать музыкальные впечатления с окружающим миром, людьми, своим собственным отношением к происходящему вокруг. Это необходимо для того, чтобы дети могли осознать роль музыки в повседневной жизни человека вообще, в своей собственной, отображения окружающего его мира в музыкальных произведениях. Раздел «В стране музыкальных инструментов» продолжаем знакомство с музыкальными     инструментами,   с   известными   мастерами   создания   этих   инструментов. «Волшебное   царство   звуков»   знакомство   детей   со   средствами   музыкальной выразительности   (темп,   регистр   и   т.д.).   В   разделе   «На   родных   просторах»   введение обучающихся в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства, их знакомство с государственной символикой России, историей формируют основы российской гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине. В четвёртом классе темы уроков разделены на   семь разделов. Разделы «Сказка в музыке»   и «Музыкальный театр» учат   детей воспринимать музыкально – сценические (опера,   балет,   мюзикл)   и   инструментально   –   симфонические   (концерт,   симфония, симфоническая   сказка)   жанры..  Раздел   «Музыкальный   жанр»   более   подробно   дети знакомятся   с   музыкальными   жанрами:   песня   (колыбельные,   народные   и   др.),   с разновидностями   танцев   (полька,   вальс,   хоровод),     и   маршами   (военный,   траурный, свадебный, шуточный и др.). Раздел «Музыкальная азбука» знакомство   с названием нот, сколько   линеек,   всё   это   проходит   в   игровой   форме.     Раздел   «Мир   оркестра»   дети знакомятся с видами оркестров (духовые, симфонические и т.д.).  «Музыка вокруг нас» продолжают знакомство с известными выдающимися композиторами.  Раздел «Родина моя» продолжать детей вводить   в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного   музыкального   искусства,   их   знакомство   с   государственной   символикой России, историей формируют основы российской гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине.  Ожидаемые результаты 3 класс ­ воспринимать музыку разного эмоционально ­ образного содержания; ­ различать музыку разных жанров: песня, танец, марш; ­ уметь определять характер и жанр  музыкальных произведений: марши – торжественные, веселые, бодрые; танцы – вальсы, польки, народные пляски; ­ уметь петь звукоряд до мажор вверх и вниз; ­  различать   звучания     инструментов   симфонического   оркестра   (скрипка,   виолончель), инструментов народного оркестра (балалайка, домра, рожок); ­ владеть элементарными музыкальными понятиями: звук,   звукоряд, нота, скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек,  темп, ритм, мелодия и др.; ­ знать имена изучаемых композиторов; ­  исполнение   чистым, ясным, лёгким звуков попевок и песен в диапазоне ДО1 – ДО2, соблюдая певческую установку; ­ уметь правильно брать дыхание перед началом пения; ­ уметь правильно формировать гласные и чётко, ясно произносит согласные звуки; ­ исполнять на металлофоне простые песни ­ попевки. Ожидаемые результаты 4 класс ­ воспринимать музыку разного эмоционально ­ образного содержания; ­   уметь   определять   в   музыкальном   произведении   основное   настроение,   разные   части, выразительные особенности, наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения; ­   иметь   представление   о   строении   музыкального   произведения:   фраза,   предложение, вступление, проигрыш, заключение; ­ уметь различать мелодию и аккомпанемент в песне; ­ различать динамические оттенки: форте, пиано, меццо – пиано, меццо ­ форте; ­  различать   звучания     духовых   музыкальных   инструментов   (труба,   флейта,   кларнет, саксофон); ­владеть   элементарными   музыкальными   понятиями:   звук,     звукоряд,   нота,   темп,   ритм, мелодия и др.; ­ знать графическое изображение нот: до, ре, ми; ­знать   имена   композиторов:   П.И.   Чайковский,   В.Моцарт,М.ГлинкаС.   Прокофьев,   Л. Бетховен, Д.Кабалевский, И. С. Бах; ­исполнять   чисто   и   выразительно   попевки   и   песни   в   диапазоне   ЛЯ   –   ДО2,   соблюдая певческую установку; ­ уметь правильно брать дыхание перед началом пения; ­ уметь правильно и чётко проговаривать текст в песнях; ­ понимать нотную запись: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек; ­ уметь слышать сильную долю в марше, вальсе, польке; ­ устанавливать различия в звучании симфонического, народного, духового оркестров; ­ уметь петь звукоряд до мажор вверх и вниз без сопровождения и с аккомпанементом; ­ играть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный материал для  3 класса Пение Первая четверть  «Скворушка прощается» ­ муз. Т.Попатенко, сл. М. Ивенсен. «Родина моя» ­ муз. А. Абрамова, сл. И. Мазина. «Песня о школе» ­ муз. Д. Кабалевского, сл. В. Викторова. «Земелюшка ­ чернозём» ­ р.н.п. «Идёт коза рогатая» ­ р.н.п. в обработке Д. Кабалевского. «А я по лугу» ­ р.н.п. Вторая четверть «Ёлочка» ­ муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашёвой. «Новогодняя полька»  ­ муз. А. Филиппенко, сл. Г. Бойко. «К нам приходит Новый год» ­ муз.Т. Попатенко, сл. Г.Ладонщикова. «Как на тоненький ледок» ­ р.н.п. «В хороводе были мы» ­ р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я» ­ р.н.п. Третья четверть «Стой! Кто идёт?» ­ муз.В.Соловьёва – Седого, сл. А. Погорельского. «Самая хороша» ­ муз. В. Иванникова, сл. Л.Фадеевой. «Кролик» ­ муз.А.Островского, сл. З. Петровой. «Мы знаем песенку» ­ муз. Р. Рустамова, сл. Д.Широкова. «Пастушья песня» ­ франц. Н. п. «1,2.3,4.5» ­ чешск. Н.п., обр. Р.Бойко. Четвёртая четверть «Дружат дети всей Земли» ­ муз. Л.Львова ­ Компанейца, сл. В.Викторова. «Кисель» ­  р.н.п. «Козёл и коза» ­ укр. н. п. «Перепёлочка» ­ белор. н. п. «Наша песенка простая» ­ муз. А. Александрова,  сл. М. Ивенсен. «Котя – котенька – коток» ­ р.н.п., обр. Т. Попатенко. Дополнительный материал «Осень» ­ муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазина. «Березка» ­ муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агажановой. «Частушки» ­ муз. Т. Попатенко, сл. М.Кравчука. «Неваляшки» ­ муз. З.Левиной, сл. З. Петровой. «Антошка» ­ муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина. «Ёлка» ­ муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой. «Наш край» – муз. Д. Кабалевского, сл. А Пришельца. «Улыбка» ­ муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского.  Слушание «Сурок» ­ муз. Л. Бетховена.  «Марш» ­ муз.С. Прокофьева. «Марш тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе. «Итальянская полька» ­ муз. С. Рахманинова. «Вальс» из балета «Золушка» муз.С. Прокофьева. «Походная» ­ муз. Л. Бетховена. «Осень» ­ муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева. Музыкальная сказка «Крокодил и Чебурашка» ­ муз. И. Арсеева (полька, марш, песня, вальс). Музыкальная сказка «Петя и волк» ­ муз. С.Прокофьева. Дополнительный материал  С. Прокофьев «Утро»,  «Вечер». М.П. Мусоргского «Рассвет на Москва­реке» (вступление к опере «Хованщина»). З. Петровой, сл. А. Островского «Спокойной ночи!», «Спят усталые игрушки».  И. Сидельникова «Осеннее настроение». П.И.   Чайковского  из  цикла   «Времена  года»:  «Сентябрь.   Охота»,  «Октябрь.  Осенняя песня», Февраль «Масленица», «Апрель. Подснежник»,«Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря». П.Чайковского «Зимнее утро», «Концерт», «Мелодия для скрипки и фортепиано»,«Новая кукла», «Болезнь куклы»,«Неаполитанская песенка»   Ц.Кюи «Зима», «Зимой» муз. Р.Шуман. А. Дворжак «Цыганская мелодия». Р.Шуман «Песня Итальянских моряков, «Дед Мороз». С.Майкапар «Песня моряков».   К.Сен – Санс сюита «Карнавал животных»   Гимн РФ, гимн УР. А.Гречанинов «Материнские ласки». Музыкальный материал для  4 класса Пение Первая четверть  «Наш край» ­ муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца. «Семеро жуков» ­ нем. Н. п., обр. В. Тюкова.  «Осенние листья» ­ муз. Ю. Слонова, сл. И. Токмаковой. «Про нашего учителя» ­  муз. Р. Бойко, сл. М. Лаписовой.  «Игра в гости» ­ муз.  Д. Кабалевского, сл. И. Рахимова. «Дважды два ­ четыре» ­ муз. В. Шаинского,  сл. М. Пляцковского. Вторая четверть «Ёлочка» ­ муз. Н. Гольденберг, сл. З.Александровой. «Родина моя»  ­ муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Щербицкого. «Ах ты, зимушка, зима» ­ муз. А. Александрова, сл. народные. «Почему медведь зимой спит»  ­ муз. Л.Книппера, сл. А. Коваленкова. «У каждого свой музыкальный инструмент» ­ эст. .н.п. Третья четверть «Со вьюном я хожу» ­  р.н.п.  «Чудак» ­ муз. В. Блага, сл.  М. Везели. «Ах вы, сени, мои сени» ­  р.н.п.  «До, ре, ми, фа, соль» ­ муз. А.Островского, сл. З. Петровой.  «Мамина песенка» ­ муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. Четвёртая четверть «Победой кончилась война» ­ муз. Р. Габичвадзе, сл. С. Михалкова.  «Веснянка» ­ укр. н. п. «Здравствуй, весна»  ­ муз. А.Островского, сл. О. Высотской. «Песенка слонёнка и мышей» ­ муз. Б. Чайковского,  сл. Д. Самойлова. «Калоши» ­ муз. А.Островского, сл. З. Петровой. Дополнительный материал «Листопад» ­ муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко. «Скворушка» ­ муз. П. Чисталёва, сл.  П. Образцова. «В гостях у вороны» ­ муз. М. Раухвергера, сл. М. Кравчука.  «Кто пасётся на лугу» ­ муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных. «Чему учат в школе» ­ муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского. «В лодке» ­ муз. М. Раухвергера, сл. Н. Найдёновой. «Наш край» – муз. Д. Кабалевского, сл. О. Высотской. «Вот уж зимушка проходит» ­ р.н.п.  «Блины» ­ р.н.п. «Как у наших у ворот» ­ р.н.п. «Кукушка» ­ польск. н. п. Слушание «Детский альбом» ­ муз. П. Чайковского: «Жаворонок», «Итальянская песенка»,  «Неаполитанская песенка».  «МаршЧерномора»  из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка.  Фрагменты из музыки Ф. Черчилля к кинофильму «Белоснежка и семь гномов». «Тоска по весне»  ­ муз. В. Моцарта, сл. К. Овербека. «Ты, соловушка, умолкни» ­ муз. М. И. Глинка. «Полька» ­   муз. А. Александрова.  Музыкальная сказка «Три поросёнка» ­ муз. Д. Уотта. «Рондо – марш» ­ муз. Д. Кабалевского  «Шествие кузнечиков» ­ муз. С.Прокофьева. «Добрый жук» ­ муз. Д.Спадавеккиа «За рекой старый дом» ­ муз. И. С. Бах. «Песенка про кузнечика» ­ муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова. Дополнительный материал П.И.Чайковский   балет   «Спящая   красавица»,   «Лебединое   озеро»,   «Щелкунчик»;  Финал «Четвёртой симфонии для фортепиано с оркестром». Русские народные песни «Камаринская» (плясовая); «Из­за гор, гор высоких» (свадебная).  «Мелодия» А.Рубинштейн. «Музыку космоса» муз. А. Рыбников. «Весна, осень» муз. Г.Свиридов. «Карнавал животных» муз. К.Сен – Санс. Гимн РФ, гимн УР.  «Богатырская симфония» муз. Б. Бородин. П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром (1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ». Джулио Каччини «Ave Maria», «Аве Мария» муз. Шуберт. «Жаворонок» муз. П.И.Чайковского; «Жаворонок» муз. М.Глинка. Опера «Снегурочка» муз. Н.А.Римского – Корсакова. «Снегурочка» муз. П.И.Чайковского. Опера «Орфей и Эвридика» муз. Глюк. Материально – техническое обеспечение предмета «Музыка, пение (танец)» Материально­технические   условия   реализации   программы   учебного   предмета «Музыка, пение (танец)» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований   к   результатам   освоения   программы,   установленных   Федеральным государственным   образовательным   стандартом   общего   образования   обучающихся   с умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями).   Материально­техническая база   образовательной   организации   должна   соответствовать   санитарным   и противопожарным   нормам,   нормам   охраны   труда.   Также     включает   в   себя   печатные пособия;   цифровые   средства   обучения;   технические   средства   обучения;   учебно­ практическое оборудование. Печатные пособия: ­ учебно­методический комплект (учебное пособие, методическое пособие для учителя, , нотные   хрестоматии   для   слушания   музыки,   хорового   исполнительства,   коллективного инструментального исполнительства); ­ портреты композиторов; ­ портреты исполнителей и дирижеров; ­ демонстрационный комплект: музыкальные инструменты. ­ дидактический раздаточный материал; ­   наглядные   пособия   и   наглядно­дидактические   материалы:   нотоносец   и   карточки   с изображением нот, ритмическое лото, музыкальные ребусы  и т.д. Информационно­коммуникационные средства обучения: ­ информационные сайты, интернет­ресурсы, энциклопедии и др.; ­ мультимедийные энциклопедии; ­ аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD); ­   видеофильмы,   посвященные   творчеству   выдающихся   отечественных   и   зарубежных композиторов; ­ видеофильмы с записью фрагментов из мультфильмов; ­ видеофильмы с записью известных хоровых коллективов и т.д. Технические   средства   обучения    (включая   специализированные   компьютерные инструменты   обучения,   мультимедийные   средства)   дают   возможность   удовлетворить особые   образовательные   потребности   обучающихся,   способствуют   мотивации   учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся: ­ компьютер; ­ музыкальный центр; ­ DVD. Учебно­практическое оборудование: ­ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала; ­ музыкальный инструмент: фортепиано (пианино/рояль);  ­   комплект   элементарных   музыкальных   инструментов:   бубен,   бубенцы,   колокольчики, кастаньеты, ритмические палочки, ручной барабан, ксилофон, ложки (музыкальные ложки), маракас, металлофон, треугольник, 2 детских клавишных синтезатора; ­ театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.). В   образовательной   организации   должны   быть   созданы   условия   для   содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Учебно­методическое обеспечение Программа  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   0­4   классов.   Научный   руководитель   –   И.М.   Бгажнокова.   Москва, для   «Просвещение» 2011г. Дополнительная литература для учащихся 1. Рабочая тетрадь: «Музыка 2 класс» Сергеева Г.П., Е.Д.Критская, М.: Просвещение, 2013. 2. Рабочая тетрадь: «Музыка 3 класс» Сергеева Г.П., Е.Д.Критская, М.: Просвещение, 2013. 3. Рабочих тетрадей: "Музыка 3 класc"  Г.С.Ригиной; 4. Рабочих тетрадей: "Музыка 4 класc"  Г.С.Ригиной; 5. Рабочая тетрадь: «Музыка 4 класс» Сергеева Г.П., Е.Д.Критская, М.: Просвещение, 2013. Дополнительная литература для учителя 1. Агапова   И.А.,   Давыдова   М.А.   Лучшие   музыкальные   игры   для   детей.­   М.:   ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.­ 224с. 2. Алпарова Н.Н. Музыкально­игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002 3. Бугаева З.Н. Веселые уроки музыки  / М., Аст, 2002г. 4. Васина­Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г. 5. Гаврищева Л. Б. «Логопедические распевки» ­ СПб.: Детство – Пресс, 2010. 6. Гомонова Е.В. «Музыкальный фейерверк», Академия развития. 2005 г. 7. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1­8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.­ 176с 8. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис­Пресс, 2003г 9. Картушина «Вокально – хоровая работа в детском саду». – Москва Издательство «Скрипторий» ­ 2010г. 10. Кабалевский   Д.Б.   Про   трёх   китов   и   про   многое   другое.   Книжка   о   музыке/ Д.Б.Кабалевский. ­ М.,  1976г. 11. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями. – С.­П.: Речь, 2010. 12. Медведева   Е.А.   Музыкальное   воспитание   детей   с   проблемами   в   развитии музыкальных и коррекционная ритмика. 13.  «Мир музыкальных инструментов», М., 2003г. 14. Мерзлякова   С.И.   музыкально­игровой   материал.   Учебное   пособие   для учащихся /С.И. Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002 15. Новоскольцева   И.,   И.Каплунова   «Этот   удивительный   ритм»,   Издательство «Композитор» Санкт – Петербург, 2005г. 16. Орлова Т. М. «Учите детей петь». – М.: Просвещение, 1986. Электронные ресурсы: • • • • • • http://viki.rdf.ru/muzik_box/ ­ детские электронные презентации: музыка http://www.lib.ru  ­ Электронная библиотека www.rvb.ru  – Русская виртуальная библиотека http://www.standart.edu.ru   ­ Новый стандарт общего образования http://www.academic.ru  ­ словари и энциклопедии http://www.openclass.ru     Открытый   класс.   Сетевые   образовательные сообщества.

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс

Программа по музыке для детей с легкой умственной отсталостью 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2017