программа по обществознанию

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа соответствует углубленному уровню освоения курса обществознания и включает проблемы методологии общественных наук, общественных наук и философии, человека, его природы и деятельности, основ социологии. Программа имеет учебно-методическое сопровождение, контрольные вопросы, список рекомендованной литературы, календарно-тематическое планирование, соответствует требованиям, предъявляемым к рабочим программа по ФГОС
Иконка файла материала 10 класс Обществознание (профиль).docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №887» Рекомендовано Руководитель М/О учителей истории и искусства  А.Г. Шевлякова Протокол №_____6_________ от «17» июня 2016 г. Принято на заседании Методического Совета Протокол №_____________ от «_____»_________2016 г. Утверждаю Директор ГБОУ Школа №887 __________Ю.В. Плотникова От «___» __________2016 г. Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса (профильный уровень) на 2018­2019 учебный год Учитель: Волосков И.В. Количество часов в неделю: 10 класс – 2чПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена в соответствии с:  федеральным   компонентом   государственного   образовательного   стандарта,   утвержденным   Приказом   Министерства   образования   и  науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; авторской программой Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева,  которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 ­11 классы – М. «Просвещение» 2010 г  федеральным перечнем учебников,   рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных   учреждениях, реализующих программы общего образования; требованиями   к   оснащению   образовательного   процесса   в   соответствии   с   содержательным   наполнением   учебных   предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. обязательным  минимумом содержания учебных программ. Рабочая программа по обществознанию в 10  профильном  классе рассчитана на 2 часа в неделю, итого ­ 70 час. Учебник:  Обществознание:   профил.   уровень:   учеб.   для   10   кл.   общеобразоват.   учреждений.   /   Под   ред.   Л.Н.   Боголюбова,   А.Ю. Лабезниковой. – М.: Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2010 Цели и задачи курса Цели   учебного   предмета   обществознание   структурированы   путем   выделения   пяти   направлений:   развитие   личности   учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, 2 политика, духовно­ нравственная  сфера. Все  означенные  компоненты  содержания взаимосвязаны,  как связаны и  взаимодействуют  друг с другом изучаемые объекты.  Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо   современному   человеку;   изучаются   вопросы,   являющиеся   основой   для   будущей   профессиональной   подготовки   в   области социальных дисциплин.  Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:    развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально­гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;  воспитание   общероссийской   идентичности,   гражданственности,   социальной   ответственности;   приверженности   гуманистическим   и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации; освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного   взаимодействия   с   социальной   средой   и   успешного   получения   последующего   профессионального   образования   и самообразования;  овладение   умениями   получения   и   осмысления   социальной   информации,   систематизации   полученных   данных;   освоение   способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;   формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно­бытовой деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса знать/понимать •   биосоциальную   сущность   человека,   основные   этапы   и   факторы   социализации   личности,   место   и   роль   человека   в   системе общественных отношений; различные подходы к исследованию проблем человека и общества; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально­гуманитарного познания; уметь • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; •  анализировать  актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; •  объяснять  причинно­следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально­экономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграммах, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно­популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; •   систематизировать,   анализировать   и   обобщать   неупорядоченную   социальную   информацию;   различать   в   ней   факты   и   мнения, аргументы и выводы;•  оценивать  действия   субъектов   социальной   жизни,   включая   личности,   группы,   организации,   с   точки   зрения   социальных   норм, экономической рациональности; •  формулировать  на   основе   приобретенных   обществоведческих   знаний   собственные   суждения   и   аргументы   по   определенным проблемам; • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально­экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; • совершенствования собственной познавательной деятельности; •   критического   восприятия   информации,   получаемой   в   межличностном   общении   и   в   массовой коммуникации;   осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; • предвидения возможных последствий определенных социальных действий; • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением Предусматривается формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — использование элементов причинно­следственного и структурно­функционального анализа; — исследование реальных связей и зависимостей; — умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); — объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); — отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; — передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); — перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; — выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);  —   уверенная   работа   с   текстами   различных   стилей,   понимание   их   специфики;   адекватное   восприятие   языка   средств   массовой информации;— владение навыками редактирования текста; — самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; —   участие   в   проектной   деятельности,   в   организации   и   проведении   учебно­исследовательской   работы:   выдвижение   гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза; — формулирование полученных результатов; — создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных   технологий,   реализация   оригинального   замысла,   использование   разнообразных   (в   том   числе   художественных)   средств, умение импровизировать; — пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:     эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами  ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции, оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;  самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;  нравственной оценки социального поведения людей; предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;                       ориентации   в   социальных   и   гуманитарных   науках,   их   последующего   изучения   в   учреждениях   среднего   и   высшего профессионального образования;                  осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Курс   призван   помочь   осуществлению   выпускниками   осознанного   выбора   путей   продолжения   образования   или   будущей  профессиональной деятельности. Содержание учебного предмета  Тема 1. Социально­гуманитарные знания и профессиональная деятельность (8 ч) Естественнонаучные и социально­гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия  и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Основные  этапы  развития  социально­гуманитарного  знания.  Древние  мыслители  о  мире  и  человеке.  Взгляды  на  общество и  человека  в индустриальную   эпоху.   Общественная   мысль   России.   Философские   искания   XIX   века.   Русская   философская   мысль   начала   XX   века.Профессиональная деятельность в сфере социально­гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально­ гуманитарного профиля. Основные профессии социально­гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.  Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (1 ч) Тема 2. Общество и человек (14 ч)  Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека   как   проблема   философии.   Социальная   сущность   деятельности.   Мышление   и   деятельность.   Соотношение   мышления   и   языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. 7 Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально­философский, историко­типологический, социально­конкретный.   Восток   и   Запад.   Цивилизационное   развитие   общества.   Типология   цивилизаций.   Смысл   и   направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.  Повторение по теме (1 ч) Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (2ч) Тема 3. Деятельность как способ существования людей (11 ч)  Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере   духовной   культуры.   Сохранение   и   распространение   духовных   ценностей.   Освоение   ценностей   духовной   культуры.   Трудовая деятельность.  Социология   труда.   Социальное   партнерство   и   перспективы   его   развития   в   России.   Политическая   деятельность.  Власть   и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.  Повторение по теме (2ч) Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (2 ч) Тема 4. Сознание и познание (12 ч)  Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально­логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности   методологии   научного   мышления.   Дифференциация   и   интеграция   научного   знания.   Социальное   познание,   его   особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.  Повторение по теме (2 ч) Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (2 ч) Тема 5. Личность. Межличностные отношения (15ч)  Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие   возраста   в   психологии.   Становление   личности.   Направленность   личности.   Социальная   установка.   Ценностные   ориентации, убеждения.   Социальная   принадлежность   и   социальная   позиция.   Социальное   поведение.   Общение   как   обмен   информацией.   Средствамежличностной   коммуникации.   Вербальное   и   невербальное   общение.   Особенности   общения   в   информационном   обществе.   Общение   как межличностное   взаимодействие.   Типы   взаимодействия:   кооперация   и   конкуренция.   Общение   в   юношеском   возрасте.   Общение   как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия  в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного  восприятия.  Малые  группы. Группы условные. Референтная  группа. Межличностные  отношения  в группах. Интеграция   в   группах   разного   уровня   развития.   8   Межличностная   совместимость.   Групповая   сплоченность.   Дружеские   отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные группы.   Дедовщина   и   другие   формы   насилия   в   группе.   Особая   опасность   криминальных   групп.   Конфликт.   Проблема   межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.  Повторение по теме (2 ч) Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (3 ч) Итоговое повторение (7 ч) Резерв (3 ч)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Приложение № 2 Количест во часов 13 Основные виды деятельности Дата № Раздел Тема –   Социально гуманитарные знания   профессиональная деятельность. (13 ч) и 1 Наука и философия  1 сентябрь плюрализм»,       «политология   как   наука», Объяснять понятия и термины: «общественные науки», «социально­гуманитарное   знание»,   «социология   как наука»,   «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский «умозрительная деятельность»;   показать   особенности   различных общественных   наук,   отличия   общественных   наук   от естественных   наук;   ознакомить   с   классификацией социально­гуманитарных   наук;   развивать   у   учащихся умения поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания, осуществлять комплексный2­3 4 5­6 Человек   и   общество   в ранних   мифах   и   первых философских учениях. Философия и общественные   науки   в Новое и Новейшее время   Из   истории   русской философской мысли 2 1 2 сентябрь сентябрь сентябрь участвовать в дискуссии, работать с документами Объяснять понятия и термины: «миф», «мифологическое сознание»,   «даосизм»,   «буддизм»,   «конфуцианство», «Веда»,   «реинкарнация»,   «йога»,   «дао»,   «логос». Ознакомиться   с   особенностями   мифологического сознания   людей   древности;   развивать   умения осуществлять   комплексный   поиск,   систематизацию социальной   информации   по   теме,   сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   рационально   решать познавательные   и   проблемные   задания,   работать   с таблицей, схемой. Объяснять понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей»,   «социалистический   идеал»,   «технократизм», «экзистенциализм»,   «социальная   статика»,   «социальная динамика».   Ознакомиться   со   средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество   и   человека   в   Новое   и   Новейшее   время; развивать   умения   осуществлять   комплексный   поиск, систематизацию   социальной   информации   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания; выполнять тестовые задания   «всеединство»,   «культурный   раскол», Объяснить   понятия   и   термины:   «цивилизационный   «цивилизация подход», догоняющего   типа»,   «деизм», «культурный   тип»;   ознакомить   с   характеристикой общественной   мысли   России.   Осуществлять комплексный   поиск,   систематизацию   социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные   задания,   работать   с   документами; составлять таблицу, групповая работа7­8 9 10   Деятельность в социально­гуманитарной сфере и профессиональный выбор   ОБЩЕСТВО   И ЧЕЛОВЕК (13 ч) Повторение   по   теме: «Социально­ гуманитарные   знания   и профессиональная деятельность» Происхождение человека и становление общества 2 13 1 сентябрь   «профессиограмма».   «профессия», Объяснять   понятия   и   термины:   «профессия   социально­гуманитарного «должность», профиля»,   Ознакомиться   с особенностями профессиональной деятельности в сфере социально­гуманитарного профиля. Выяснить и обсудить в   группах   потребности   современного   общества   в специалистах   социально­гуманитарного   профиля. Охарактеризовать   и   проанализировать   основные профессии социально­гуманитарного профиля. Развивать умения поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания; осуществлять   индивидуальные   и   групповые   учебные исследования   по   социальной   проблематике; анализировать документы, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.   Устный   опрос   (индивидуально­письменные упражнения) осуществлять комплексный       Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум октябрь   «антропосоциогенез», Объяснять   понятия   и   термины:   «человечество», «антропогенез»,   «социальная   память»,   «гоминиды», «социогенез», «тотем», «исторический   тип»,   «культура».   Ознакомиться   с теориями   происхождения   человека   и   становления общества,   объяснять   особенности   человечества   как результата   биологической   и   социальной   эволюции; осуществлять   комплексный   поиск,   систематизировать   октябрь11 12 13 Сущность   человека   как проблема философии 1 социальную   информацию   по   теме,   сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   рационально   решать познавательные   и   проблемные   задания;   анализировать документы,   давать   развернутый   ответ   на   вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Объяснять   понятия   и   термины:   «человек»,   «субъект», «деятельность»,   «мышление»,   «язык»,   «философская антропология»,   «субъектность»,   «философия   жизни»; ознакомиться   с   социальной   сущностью   деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека;   развивать   у   учащихся   умения   осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические   положения   и   понятия   социально­ гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами октябрь октябрь Общество и общественные отношения   Общество развивающаяся система   как 1 1     отношения», Объяснять понятия  и  термины: «общество», «социум», «общественные «культура», «закономерности   общественного   развития»,   «законы», «тенденции», «природа». Познакомиться с социальными взаимодействиями   и   общественными   отношения, анализировать   общество   как   форму   совместной жизнедеятельности   людей;   осуществлять   комплексный поиск,   систематизировать   социальную   информацию   по теме,   сравнивать,   анализировать,   делать   выводы, рационально   решать   познавательные   и   проблемные задания; тестирование Объяснить понятия и термины: «общество как система», «общественный   институт»,   «сфера   жизни   общества», «система»,   «саморазвивающаяся   система»,   «социальная революция».   Познакомиться   с   системным   строением общества, выделять особенности социальной системы, ее Октябрь14­15 Типология обществ 2 подсистемы   и   элементы,   проанализировать   процессы изменчивости   и   стабильности   общества.   Осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические   положения   и   понятия   социально­ гуманитарных наук. Участвовать в дискуссии, работать с документами;   работать   в   группе,   выступать   публично, формулировать   на   основе   приобретенных   социально­ гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам     принуждение»,   «традиционное Объяснять   понятия   и   термины: общество», «индустриализация»,     «техногенная цивилизация», общество»,   «постиндустриальное «западное   общество»,   «цивилизация   восточного   типа», «внеэкономическое   «теократия», «секуляризация», «социальный контракт». Ознакомиться с   типологией   обществ   с   точки   зрения   социально­ философского, историко­типологического и социально­ конкретного уровней. Осуществлять комплексный поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания; составлять схемы, таблицы. Октябрь 16­17 Историческое   развитие человечества:   поиски социальной макротеории 2 Объяснять   понятия   и   термины:   «цивилизация», «общественно­экономическая формация», «стадиальный подход к истории», «локально­цивилизационный подход к истории», «культурно­исторический тип», «творческое меньшинство»,   «базис»,   «надстройка».   Ознакомиться   с подходами   к   изучению   истории,   обсудить   смысл   и направленность   общественного   развития,   исследовать типологию цивилизаций по группам Октябрь, ноябрь18 19 20 Исторический   процесс. Факторы изменения общества.   Проблема общественного прогресса Свобода   в   деятельности человека 1 1 1   «народные   массы», Объяснять понятия и термины: «исторический процесс», «типы   социальной   динамики»,   «факторы   социальных   «субъекты   исторического   процесса», изменений», «философия   истории»,   «эволюция»,   «революция», «реформа»,   «историческая личность». Ознакомиться со смыслом и направленностью исторического   процесса,   охарактеризовать   роли   его участников,   выяснить   типы   социальной   динамики, исследовать факторы изменения социума. Осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические   положения   и   понятия   социально­ гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами;   давать   развернутый   ответ   на   вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение   «регресс»,   Объяснять   понятия   и   термины:   «общественный прогресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий   прогресса»;   ознакомиться   с   особенностями общественного   прогресса,   показать   многообразие   и неравномерность   процессов   общественного   развития, подчеркнуть общественного прогресса;   осуществлять   комплексный   поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания  противоречивость     «необходимость»,     Объяснять   понятия   и   термины:   «свобода»,   «свобода   выбора», «ответственность»,   «свободное «деиндивидуализация», «предопределение»;   ознакомиться   с   ролью   свободы   и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся   умения   осуществлять   комплексный   поиск, общество», ноябрь ноябрь ноябрь21­23 24­26 Деятельность   как способ существования людей (10ч) Повторение   по   теме: «Общество и человек» Деятельность людей и ее многообразие 3 10 3 27 Содержание   и   формы духовной деятельности 1 систематизацию   социальной   информации   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания; анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение. Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум ноябрь     «потребности»,   «бессознательное». Объяснять понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «интересы», «творчество»,   «цель»,   «средства   достижения   цели», «действия»,   Ознакомиться   с социальной   сущностью   деятельности   человека,   с типологией   деятельности,   выяснить   природу   и особенности   творческой   деятельности;   развивать   у учащихся   умения   осуществлять   комплексный   поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания   «духовные   «духовная Объяснять   понятия   и   термины: деятельность», ценности»,   «специализированная  и неспециализированная  духовная   «духовное деятельность», самоопределение «аксиология»,   «распредмечивание «опредмечивание   ценностей», ценностей»,   «секуляризация»;   ознакомиться   с особенностями   деятельности   в   сфере   духовной   «духовный   мир», личности»,     декабрь декабрьпроцесс объяснить культуры, сохранения, распространения   и   освоения   духовных   ценностей; развивать   у   учащихся   умения   осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания 28­29 Трудовая деятельность 2 30 31 32­33 Политическая деятельность.   Повторение   по   теме: «Деятельность как способ   существования людей» Готовимся   к   экзамену. Тестирование   по   теме: «Деятельность как способ   существования   1 1 2 Объяснять   понятия   и   термины:   «труд»,   «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства». Ознакомить   с   особенностями   трудовой   деятельности людей,   с   социологией   труда,   объяснить   сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития   в   России;   развивать   у   учащихся   умения осуществлять   комплексный   поиск,   систематизировать социальную   информацию   по   теме,   сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   рационально   решать познавательные и проблемные задания Объяснять   понятия   и   термины:   «политика»,   «власть», «политическая   власть»,   «легитимность   власти», «политические   действия»,   «властвование»,   «харизма». Ознакомиться   с   типологией   властных   отношений; осуществлять   комплексный   поиск,   систематизацию социальной   информации   по   теме,   сравнивать, анализировать,   делать   выводы,   рационально   решать познавательные и проблемные задания декабрь Декабрь Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум Декабрь, январь Систематизация   и   контроль   качества   знаний     по   теме (тест в формате ЕГЭ) Декабрь, январьлюдей» Сознание   познание (12 ч) и Проблема познаваемости мира. 10 1 Истина и ее критерии 1 34 35 январь январь     деятельность»,   понятия   и   термины:   «знание», Объяснять «познавательная «онтология», «гносеология»,   «чувственное   познание»,   «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие»,   «суждение»,   «агностицизм»,   «априорные идеи»,   «мыслительные   операции»,   «абстрагирование». Ознакомиться   с   особенностями   познавательной деятельности;   осуществлять   комплексный   поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работа с таблицей, схемой.   «эмпиризм», Объяснять   понятия   и   термины: «рационализм»,   «относительная   истина»,   «абсолютная истина»,   «сенсуализм»,   «критерий»;   ознакомиться   с основными   подходами   к   пониманию   истины   и   ее критериев;   осуществлять   комплексный   поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания; раскрывать   на   примерах   важнейшие   теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать   публично,   формулировать   на   основе приобретенных знаний собственные   суждения   и   аргументы   по   определенным проблемам социально­гуманитарных     36­37 Многообразие познания мира    путей 2 Объяснять   понятия   и   термины:   «уровни   человеческих знаний»,   «мифологическое   знание»,   «рационально­ логическое   знание»,   «жизненный   опыт»,   «здравый январь38­39 Научное познание. Особенности   научного познания. 40 41 Социальное познание. Особенности социального познания. Знание   и   сознание. Теоретическое   и обыденное сознание 2 1 1 смысл»,   «эсхаталогия»,   «паранаука»;   ознакомиться   с видами и уровнями человеческих знаний; осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания закон»,   «гипотеза», Объяснять   понятия   и   термины:   «научная   теория», «эмпирический     «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация»,   «интеграция».   Ознакомиться   с основными   особенностями   методологии   научного мышления,  методами  научного познания;  осуществлять комплексный   поиск,   систематизировать   социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,   рационально   решать   познавательные   и проблемные задания Объяснять   понятия   и   термины:   «научное   социальное знание»,   «обыденное   знание»,   «методы   социального познания»,   «социальный   факт»,   «смысл»,   «ценности», «интерпретация»,   «культурный   контекст»,   «идеальный тип», «конкретно­исторический подход»; ознакомиться с особенностями   социального   познания,   раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся   умения   осуществлять   комплексный   поиск, систематизировать   социальную   информацию   по   теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания Объяснять   понятия   и   термины:   «общественное сознание»,   «индивидуальное   сознание»,   «общественная психология»,   «идеология»,   «сознание»,   «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение». Ознакомиться с особенностями категорий «сознание» и «знание»;   комплексный   поиск, систематизацию   социальной   информации   по   теме,   осуществлять январь февраль февраль42 43 44­45 46­47 Духовная   сфера жизни общества (20 часов) Самопознание и развитие личности Повторение   по   теме: «Сознание и познание» Готовимся   к   экзамену. Тестирование   по   теме: «Сознание и познание» Духовное общества   развитие 48­49 Духовный мир личности сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать   познавательные   и   проблемные   задания анализировать документы по, давать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение Объяснять   понятия   и   термины:   «самосознание», «самопознание»,   «самооценка»,   «Я­концепция»,   «Я­ образ»,   «идентичность»;   ознакомить   с   особенностями процесса   самопознания,   выявить   роль   самосознания   в развитии   личности;   определять   трудности   познания человеком   самого   себя;   осуществлять   комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания февраль Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум февраль Систематизация   и   контроль   качества   знаний   по   теме (тест в формате ЕГЭ) Февраль­ март Объяснять   понятия:   культура,   институт   культуры, массовая   культура,   элитарная   культура,   народная культура,   субкультура,   контркультура.   Определять формы   взаимосвязи   между   уровнями   культуры, соотносить примеры и проявления культуры с видами и формами март Объяснять   понятия:   мировоззрения,   вера,   знание, стереотип. Определять признаки мировоззрения, формы взаимосвязи   между   видами   мировоззрения,   приводить март 1 1 2 2 250­51 52­53 54­55 56­58 59­60 61 Мораль и нравственность как институты культуры Наука   как   институт культуры Образование   институт культуры как Религия   как   институт культуры Искусство   как   институт культуры Средства   массовой 2 2 2 3 2 1 конкретные   примеры   проявления   разных   видов мировоззрения Объяснять понятия: мораль, нравственность, моральные нормы,   этическая   категория.   Определять   функции морали,   специфику   моральных   норм,   особенности   и сущность   этических   категорий   «добро»,   «зло», «справедливость», «ответственность».  Объяснять понятия: наука, институт культуры, функции науки,   технологическая   революция,   технологическая волна,   фундаментальная   и   прикладная   наука. Определять функции науки, ее взаимосвязь с обществом, проявления   технологических   волн,   соотносить   их   с разными   этапами   общественного   развития,   различия между фундаментальными и прикладными науками. Объяснять   понятия:   уровень   образования,   принципы образования, функции образования. Определять уровни образования,   их   взаимосвязь,   объяснять   принципы российского   образования,   приводить   примеры реализации этих принципов   понятия:     религия,   секуляризация, Объяснять религиозное мировоззрение,   религиозный   культ,   обряд,   церковь, секта,   религиозный   плюрализм, национальная   религия,   мировая   религия.   Определять функции религии, особенности современных мировых и национальных религий, тенденции развития современных религий март март апрель апрель Объяснять понятия: искусство, виды искусства, функции искусства.   Определять   особенности   видов   и   жанров искусства,   их   взаимосвязь,   приводить   примеры   связи искусства и общества Апрель­ май Объяснять   понятия:   средство   массовой   информации, майинформации   институт культуры как Обобщающее повторение модуля «Духовная сфера общественной жизни» Готовимся   к   экзамену «Обобщающий   тренинг по теме «Духовная сфера жизни общества» Повторение «Общество»   темы Обобщающее повторение (6)   темы Повторение «Деятельность как способ   существования человека»   Повторение «Сознание самопознание»     темы и Обобщающее повторение 62 63­64 65 66 67 68 1 2 1 1 1 1 функции   СМИ,   виды   СМИ.   Определять   особенности разных   видов   СМИ,   их   взаимосвязь   с   обществом   и социально­политическими процессами Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум май Систематизация   и   контроль   качества   знаний   по   теме (тест в формате ЕГЭ) май Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных   понятий,   комплексное   повторение, практикум,   работа   с   текстом,   решение   ситуативных задач, составление планов тем, таблиц, схем Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных   понятий,   комплексное   повторение, практикум,   работа   с   текстом,   решение   ситуативных задач, составление планов тем, таблиц, схем Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных   понятий,   комплексное   повторение, практикум,   работа   с   текстом,   решение   ситуативных задач, составление планов тем, таблиц, схем Формирование   у   учащихся   умений   к   осуществлению контрольной   функции;   контроль   и   самоконтроль изученных   понятий,   комплексное   повторение, практикум,   работа   с   текстом,   решение   ситуативных май май май май69­70 Итоговая работа   зачетная 2 Систематизация   и   контроль   качества   знаний   по   теме (тест в формате ЕГЭ) май задач, составление планов тем, таблиц, схем