Рабочая программа соответствует углубленному уровню освоения курса обществознания и включает проблемы методологии общественных наук, общественных наук и философии, человека, его природы и деятельности, основ социологии. Программа имеет учебно-методическое сопровождение, контрольные вопросы, список рекомендованной литературы, календарно-тематическое планирование, соответствует требованиям, предъявляемым к рабочим программа по ФГОС
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА №887»
Рекомендовано
Руководитель М/О учителей
истории и искусства
А.Г. Шевлякова
Протокол №_____6_________
от «17» июня 2016 г.
Принято
на заседании Методического Совета
Протокол №_____________
от «_____»_________2016 г.
Утверждаю
Директор ГБОУ Школа №887
__________Ю.В. Плотникова
От «___» __________2016 г.
Рабочая программа по обществознанию
для учащихся 10 класса (профильный уровень)
на 20182019 учебный год
Учитель: Волосков И.В.
Количество часов в неделю: 10 класс – 2чПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена в соответствии с:
федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и
науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
авторской программой Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А. И. Матвеева, которая включена в сборник: Программы
общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 11 классы – М. «Просвещение» 2010 г
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы общего образования;
требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта.
обязательным минимумом содержания учебных программ.
Рабочая программа по обществознанию в 10 профильном классе рассчитана на 2 часа в неделю, итого 70 час.
Учебник: Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.
Лабезниковой. – М.: Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2010
Цели и задачи курса
Цели учебного предмета обществознание структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся,
воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической
деятельности. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний,
отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, 2 политика, духовно
нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые
объекты.
Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии,
социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Помимо
знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных
норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения
некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых
необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области
социальных дисциплин.
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению
социальногуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и
уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для
эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и
самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в
сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейнобытовой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений; различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социальногуманитарного познания;
уметь
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинноследственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и
общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграммах,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания
по заданным темам;
• систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм,
экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
• подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления
самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением
Предусматривается формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления,
оценки и классификации объектов
— использование элементов причинноследственного и структурнофункционального анализа;
— исследование реальных связей и зависимостей;
— умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
— объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
— отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
— передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
— уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой
информации;— владение навыками редактирования текста;
— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
— участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез,
осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза;
— формулирование полученных результатов;
— создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием
мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств,
умение импровизировать;
— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам
и правилам ведения диалога (диспута).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции
Российской Федерации;
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего
профессионального образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением.
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей
профессиональной деятельности.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Социальногуманитарные знания и профессиональная деятельность (8 ч)
Естественнонаучные и социальногуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место
философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социальногуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество и человека в
индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.Профессиональная деятельность в сфере социальногуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально
гуманитарного профиля. Основные профессии социальногуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (1 ч)
Тема 2. Общество и человек (14 ч)
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность
человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия
общества от социума. Социум как особенная часть мира. 7 Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы.
Социальная система и ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социальнофилософский, историкотипологический,
социальноконкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность
общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы
социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного
развития. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Повторение по теме (1 ч)
Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (2ч)
Тема 3. Деятельность как способ существования людей (11 ч)
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в
сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Трудовая
деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России. Политическая деятельность. Власть и
политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Повторение по теме (2ч)
Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (2 ч)
Тема 4. Сознание и познание (12 ч)
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и
рациональное познание. Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни
человеческих знаний. Мифологическое и рациональнологическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные
особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания. Социальное познание, его особенности.
Современные проблемы социальных и гуманитарных наук. Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и
обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Повторение по теме (2 ч)
Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (2 ч)
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (15ч)
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности.
Понятие возраста в психологии. Становление личности. Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации,
убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Общение как обмен информацией. Средствамежличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как
межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как
взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и
стереотипы межличностного восприятия. Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах.
Интеграция в группах разного уровня развития. 8 Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.
Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль
лидерства. Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье. Антисоциальные
группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп. Конфликт. Проблема межличностного
конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
Повторение по теме (2 ч)
Готовимся к экзамену. Тестирование по теме (3 ч)
Итоговое повторение (7 ч)
Резерв (3 ч)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение № 2
Количест
во часов
13
Основные виды деятельности
Дата
№
Раздел
Тема
–
Социально
гуманитарные
знания
профессиональная
деятельность. (13 ч)
и
1
Наука и философия
1
сентябрь
плюрализм»,
«политология как наука»,
Объяснять понятия и термины: «общественные науки»,
«социальногуманитарное знание», «социология как
наука»,
«социальная
психология как наука», «философия», «предмет науки»,
«философский
«умозрительная
деятельность»;
показать особенности различных
общественных наук, отличия общественных наук от
естественных наук; ознакомить с классификацией
социальногуманитарных наук; развивать у учащихся
умения
поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания,
осуществлять
комплексный23
4
56
Человек и общество в
ранних мифах и первых
философских учениях.
Философия
и
общественные науки в
Новое и Новейшее время
Из истории русской
философской мысли
2
1
2
сентябрь
сентябрь
сентябрь
участвовать в дискуссии, работать с документами
Объяснять понятия и термины: «миф», «мифологическое
сознание», «даосизм», «буддизм», «конфуцианство»,
«Веда», «реинкарнация», «йога», «дао», «логос».
Ознакомиться с особенностями мифологического
сознания людей древности;
развивать умения
осуществлять комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задания, работать с
таблицей, схемой.
Объяснять понятия и термины: «гуманизм», «разделение
властей», «социалистический идеал», «технократизм»,
«экзистенциализм», «социальная статика», «социальная
динамика».
Ознакомиться со средневековыми
представлениями о человеке и обществе и взглядами на
общество и человека в Новое и Новейшее время;
развивать умения осуществлять комплексный поиск,
систематизацию социальной информации по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания;
выполнять тестовые задания
«всеединство»,
«культурный раскол»,
Объяснить понятия и термины: «цивилизационный
«цивилизация
подход»,
догоняющего типа»,
«деизм»,
«культурный тип»; ознакомить с характеристикой
общественной мысли России.
Осуществлять
комплексный поиск,
систематизацию социальной
информации по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания,
работать с документами;
составлять таблицу, групповая работа78
9
10
Деятельность
в
социальногуманитарной
сфере
и
профессиональный
выбор
ОБЩЕСТВО И
ЧЕЛОВЕК (13 ч)
Повторение по теме:
«Социально
гуманитарные знания и
профессиональная
деятельность»
Происхождение человека
и становление общества
2
13
1
сентябрь
«профессиограмма».
«профессия»,
Объяснять понятия и термины:
«профессия социальногуманитарного
«должность»,
профиля»,
Ознакомиться с
особенностями профессиональной деятельности в сфере
социальногуманитарного профиля. Выяснить и обсудить
в группах потребности современного общества в
специалистах социальногуманитарного профиля.
Охарактеризовать и проанализировать основные
профессии социальногуманитарного профиля. Развивать
умения
поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные
исследования по
социальной проблематике;
анализировать документы, давать развернутый ответ на
вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое
мнение. Устный опрос (индивидуальнописьменные
упражнения)
осуществлять
комплексный
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий, комплексное повторение, практикум
октябрь
«антропосоциогенез»,
Объяснять понятия и термины: «человечество»,
«антропогенез», «социальная память», «гоминиды»,
«социогенез»,
«тотем»,
«исторический тип», «культура». Ознакомиться с
теориями происхождения человека и становления
общества, объяснять особенности человечества как
результата биологической и социальной эволюции;
осуществлять комплексный поиск, систематизировать
октябрь11
12
13
Сущность человека как
проблема философии
1
социальную информацию по теме,
сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задания; анализировать
документы, давать развернутый ответ на вопрос,
участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение.
Объяснять понятия и термины: «человек», «субъект»,
«деятельность», «мышление», «язык», «философская
антропология», «субъектность», «философия жизни»;
ознакомиться с социальной сущностью деятельности
человека; выяснить роль и значение мышления в жизни
человека; развивать у учащихся умения осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия социально
гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с
документами
октябрь
октябрь
Общество
и
общественные отношения
Общество
развивающаяся система
как
1
1
отношения»,
Объяснять понятия и термины: «общество», «социум»,
«общественные
«культура»,
«закономерности общественного развития», «законы»,
«тенденции», «природа». Познакомиться с социальными
взаимодействиями и общественными отношения,
анализировать общество как форму совместной
жизнедеятельности людей; осуществлять комплексный
поиск, систематизировать социальную информацию по
теме, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные
задания; тестирование
Объяснить понятия и термины: «общество как система»,
«общественный институт», «сфера жизни общества»,
«система», «саморазвивающаяся система», «социальная
революция». Познакомиться с системным строением
общества, выделять особенности социальной системы, ее
Октябрь1415
Типология обществ
2
подсистемы и элементы, проанализировать процессы
изменчивости и стабильности общества. Осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия социально
гуманитарных наук. Участвовать в дискуссии, работать с
документами; работать в группе, выступать публично,
формулировать на основе приобретенных социально
гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы
по определенным проблемам
принуждение»,
«традиционное
Объяснять понятия и термины:
общество»,
«индустриализация»,
«техногенная
цивилизация»,
общество»,
«постиндустриальное
«западное общество», «цивилизация восточного типа»,
«внеэкономическое
«теократия»,
«секуляризация», «социальный контракт». Ознакомиться
с типологией обществ с точки зрения социально
философского, историкотипологического и социально
конкретного уровней. Осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания;
составлять схемы, таблицы.
Октябрь
1617
Историческое развитие
человечества:
поиски
социальной макротеории
2
Объяснять понятия и термины: «цивилизация»,
«общественноэкономическая формация», «стадиальный
подход к истории», «локальноцивилизационный подход
к истории», «культурноисторический тип», «творческое
меньшинство», «базис», «надстройка». Ознакомиться с
подходами к изучению истории, обсудить смысл и
направленность общественного развития, исследовать
типологию цивилизаций по группам
Октябрь,
ноябрь18
19
20
Исторический процесс.
Факторы
изменения
общества.
Проблема общественного
прогресса
Свобода в деятельности
человека
1
1
1
«народные массы»,
Объяснять понятия и термины: «исторический процесс»,
«типы социальной динамики», «факторы социальных
«субъекты исторического процесса»,
изменений»,
«философия истории», «эволюция»,
«революция»,
«реформа»,
«историческая
личность». Ознакомиться со смыслом и направленностью
исторического процесса, охарактеризовать роли его
участников, выяснить типы социальной динамики,
исследовать факторы изменения социума. Осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие
теоретические положения и понятия социально
гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с
документами; давать развернутый ответ на вопрос,
участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение
«регресс»,
Объяснять понятия и термины: «общественный
прогресс»,
«многовариантность
общественного развития», «историческая альтернатива»,
«критерий прогресса»; ознакомиться с особенностями
общественного прогресса, показать многообразие и
неравномерность процессов общественного развития,
подчеркнуть
общественного
прогресса;
осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
противоречивость
«необходимость»,
Объяснять понятия и термины: «свобода», «свобода
выбора»,
«ответственность»,
«свободное
«деиндивидуализация»,
«предопределение»; ознакомиться с ролью свободы и
необходимости в человеческой деятельности; развивать у
учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
общество»,
ноябрь
ноябрь
ноябрь2123
2426
Деятельность как
способ
существования
людей (10ч)
Повторение по теме:
«Общество и человек»
Деятельность людей и ее
многообразие
3
10
3
27
Содержание и формы
духовной деятельности
1
систематизацию социальной информации по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания;
анализировать документы по, давать развернутый ответ
на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать
свое мнение.
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий, комплексное повторение, практикум
ноябрь
«потребности»,
«бессознательное».
Объяснять понятия и термины: «деятельность», «мотивы
деятельности»,
«интересы»,
«творчество», «цель», «средства достижения цели»,
«действия»,
Ознакомиться с
социальной сущностью деятельности человека, с
типологией деятельности,
выяснить природу и
особенности творческой деятельности; развивать у
учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
«духовные
«духовная
Объяснять понятия и термины:
деятельность»,
ценности»,
«специализированная и неспециализированная духовная
«духовное
деятельность»,
самоопределение
«аксиология»,
«распредмечивание
«опредмечивание ценностей»,
ценностей»,
«секуляризация»;
ознакомиться с
особенностями деятельности в сфере духовной
«духовный мир»,
личности»,
декабрь
декабрьпроцесс
объяснить
культуры,
сохранения,
распространения и освоения духовных ценностей;
развивать у учащихся умения осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания
2829
Трудовая деятельность
2
30
31
3233
Политическая
деятельность.
Повторение по теме:
«Деятельность
как
способ существования
людей»
Готовимся к экзамену.
Тестирование по теме:
«Деятельность
как
способ существования
1
1
2
Объяснять понятия и термины: «труд», «социология
труда», «социальное партнерство», «содержание труда»,
«культура труда», «человеческий фактор производства».
Ознакомить с особенностями трудовой деятельности
людей, с социологией труда, объяснить сущность
социального партнерства и исследовать перспективы его
развития в России; развивать у учащихся умения
осуществлять комплексный поиск, систематизировать
социальную информацию по теме,
сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задания
Объяснять понятия и термины: «политика», «власть»,
«политическая власть»,
«легитимность власти»,
«политические действия», «властвование», «харизма».
Ознакомиться с типологией властных отношений;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме,
сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать
познавательные и проблемные задания
декабрь
Декабрь
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий, комплексное повторение, практикум
Декабрь,
январь
Систематизация и контроль качества знаний по теме
(тест в формате ЕГЭ)
Декабрь,
январьлюдей»
Сознание
познание (12 ч)
и
Проблема познаваемости
мира.
10
1
Истина и ее критерии
1
34
35
январь
январь
деятельность»,
понятия и термины:
«знание»,
Объяснять
«познавательная
«онтология»,
«гносеология», «чувственное познание», «рациональное
познание», «ощущения», «восприятие», «представление»,
«понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные
идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование».
Ознакомиться с особенностями познавательной
деятельности;
осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания, работа с
таблицей, схемой.
«эмпиризм»,
Объяснять понятия и термины:
«рационализм», «относительная истина», «абсолютная
истина», «сенсуализм», «критерий»; ознакомиться с
основными подходами к пониманию истины и ее
критериев;
осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания;
раскрывать на примерах важнейшие теоретические
положения и понятия философской науки, участвовать в
дискуссии, работать с документами, работать в группе,
выступать публично,
формулировать на основе
приобретенных
знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам
социальногуманитарных
3637
Многообразие
познания мира
путей
2
Объяснять понятия и термины: «уровни человеческих
знаний», «мифологическое знание», «рационально
логическое знание», «жизненный опыт», «здравый
январь3839
Научное познание.
Особенности научного
познания.
40
41
Социальное познание.
Особенности
социального познания.
Знание и сознание.
Теоретическое
и
обыденное сознание
2
1
1
смысл», «эсхаталогия», «паранаука»; ознакомиться с
видами и уровнями человеческих знаний; осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания
закон»,
«гипотеза»,
Объяснять понятия и термины: «научная теория»,
«эмпирический
«научный
эксперимент», «моделирование», «научная революция»,
«дифференциация», «интеграция». Ознакомиться с
основными особенностями методологии научного
мышления, методами научного познания; осуществлять
комплексный поиск, систематизировать социальную
информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать
выводы,
рационально решать познавательные и
проблемные задания
Объяснять понятия и термины: «научное социальное
знание», «обыденное знание», «методы социального
познания», «социальный факт», «смысл», «ценности»,
«интерпретация», «культурный контекст», «идеальный
тип», «конкретноисторический подход»; ознакомиться с
особенностями социального познания,
раскрыть
проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у
учащихся умения осуществлять комплексный поиск,
систематизировать социальную информацию по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
Объяснять понятия и термины:
«общественное
сознание», «индивидуальное сознание», «общественная
психология», «идеология», «сознание», «обыденное
сознание», «массовое сознание», «общественное мнение».
Ознакомиться с особенностями категорий «сознание» и
«знание»;
комплексный поиск,
систематизацию социальной информации по теме,
осуществлять
январь
февраль
февраль42
43
4445
4647
Духовная
сфера
жизни общества (20
часов)
Самопознание и развитие
личности
Повторение по теме:
«Сознание и познание»
Готовимся к экзамену.
Тестирование по теме:
«Сознание и познание»
Духовное
общества
развитие
4849
Духовный мир личности
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
анализировать документы по, давать развернутый ответ
на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать
свое мнение
Объяснять понятия и термины: «самосознание»,
«самопознание», «самооценка», «Яконцепция», «Я
образ», «идентичность»; ознакомить с особенностями
процесса самопознания, выявить роль самосознания в
развитии личности; определять трудности познания
человеком самого себя; осуществлять комплексный
поиск, систематизацию социальной информации по теме,
сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально
решать познавательные и проблемные задания
февраль
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий, комплексное повторение, практикум
февраль
Систематизация и контроль качества знаний по теме
(тест в формате ЕГЭ)
Февраль
март
Объяснять понятия: культура, институт культуры,
массовая культура, элитарная культура, народная
культура, субкультура, контркультура. Определять
формы взаимосвязи между уровнями культуры,
соотносить примеры и проявления культуры с видами и
формами
март
Объяснять понятия: мировоззрения, вера, знание,
стереотип. Определять признаки мировоззрения, формы
взаимосвязи между видами мировоззрения, приводить
март
1
1
2
2
25051
5253
5455
5658
5960
61
Мораль и нравственность
как институты культуры
Наука как институт
культуры
Образование
институт культуры
как
Религия как институт
культуры
Искусство как институт
культуры
Средства
массовой
2
2
2
3
2
1
конкретные примеры проявления разных видов
мировоззрения
Объяснять понятия: мораль, нравственность, моральные
нормы, этическая категория. Определять функции
морали, специфику моральных норм, особенности и
сущность этических категорий «добро»,
«зло»,
«справедливость», «ответственность».
Объяснять понятия: наука, институт культуры, функции
науки, технологическая революция, технологическая
волна,
фундаментальная и прикладная наука.
Определять функции науки, ее взаимосвязь с обществом,
проявления технологических волн, соотносить их с
разными этапами общественного развития, различия
между фундаментальными и прикладными науками.
Объяснять понятия: уровень образования, принципы
образования, функции образования. Определять уровни
образования, их взаимосвязь, объяснять принципы
российского образования,
приводить примеры
реализации этих принципов
понятия:
религия,
секуляризация,
Объяснять
религиозное
мировоззрение, религиозный культ, обряд, церковь,
секта,
религиозный плюрализм,
национальная религия, мировая религия. Определять
функции религии, особенности современных мировых и
национальных религий, тенденции развития современных
религий
март
март
апрель
апрель
Объяснять понятия: искусство, виды искусства, функции
искусства. Определять особенности видов и жанров
искусства, их взаимосвязь, приводить примеры связи
искусства и общества
Апрель
май
Объяснять понятия: средство массовой информации, майинформации
институт культуры
как
Обобщающее повторение
модуля «Духовная сфера
общественной жизни»
Готовимся к экзамену
«Обобщающий тренинг
по теме «Духовная сфера
жизни общества»
Повторение
«Общество»
темы
Обобщающее
повторение (6)
темы
Повторение
«Деятельность
как
способ существования
человека»
Повторение
«Сознание
самопознание»
темы
и
Обобщающее повторение
62
6364
65
66
67
68
1
2
1
1
1
1
функции СМИ, виды СМИ. Определять особенности
разных видов СМИ, их взаимосвязь с обществом и
социальнополитическими процессами
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий, комплексное повторение, практикум
май
Систематизация и контроль качества знаний по теме
(тест в формате ЕГЭ)
май
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий,
комплексное повторение,
практикум, работа с текстом, решение ситуативных
задач, составление планов тем, таблиц, схем
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий,
комплексное повторение,
практикум, работа с текстом, решение ситуативных
задач, составление планов тем, таблиц, схем
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий,
комплексное повторение,
практикум, работа с текстом, решение ситуативных
задач, составление планов тем, таблиц, схем
Формирование у учащихся умений к осуществлению
контрольной функции; контроль и самоконтроль
изученных понятий,
комплексное повторение,
практикум, работа с текстом, решение ситуативных
май
май
май
май6970
Итоговая
работа
зачетная
2
Систематизация и контроль качества знаний по теме
(тест в формате ЕГЭ)
май
задач, составление планов тем, таблиц, схем