2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся |
Объём часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе |
33 |
|
|||||
Тема 1.1 Природа человека, врождённые и приобретённые качества |
Содержание учебного материала |
27 |
|
||||
1 2 |
Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. |
2 |
2 |
||||
3 4 5 |
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». |
3 |
|||||
6 7 |
Много вариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. |
2 |
|||||
8 9 |
Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. |
2 |
|||||
10 11 |
Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. |
2 |
|||||
12 13 14 |
Научное познание общества. Проблемы цивилизационного и формационного подходов к изучению общества. Развитие общества |
3 |
|||||
Практическая работа Основные институты общества. |
1 |
|
|||||
Самостоятельная работа
6. Исторические типы стратификации, современная стратификация |
12
|
|
|||||
Тема 1.2 Общество, как сложная система |
Содержание учебного материала |
6 |
|
||||
15 16 |
Бытие человека, человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация и воспитание. |
2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, анализ и сравнение различных типов общества, подготовка сообщений. |
4 |
|
|||||
Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества |
44 |
|
|||||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества |
Содержание учебного материала |
14 |
|
||||
17 |
Понятие и культура. Материальная и духовная культура. |
1 |
2 |
||||
18 19 20 |
Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодёжной субкультуры. |
3 |
|||||
21 22 |
Особенности современного этапа развития духовной культуры российского общества. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. |
2 |
|||||
23 24 25 |
Культура общения, труда, учёбы, поведения в обществе. Этикет. Учреждение культуры. Государственные гарантии свободы доступа и культурным ценностям. |
3 |
|||||
Практическая работа Духовная жизнь общества как вид деятельности современного искусства |
1 |
|
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, изложение и аргументация собственных суждений. |
4 |
|
|||||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
|
Содержание учебного материала |
12 |
|
||||
26 27 28 29 |
Наука. Классификация наук. Особенности научного познания. Свобода научного поиска. Ответственность учёного перед обществом |
4 |
2 |
||||
30 31 32 33 |
Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Общее, профессиональное и дополнительное образование |
4 |
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности. |
4 |
|
|||||
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
|
Содержание учебного материала |
19 |
|
||||
34 35 36 37 |
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. |
4 |
2 |
||||
38 39 40 41 42 43 |
Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. |
6 |
|||||
44-45 |
Духовная жизнь общества как вид деятельности современного искусства |
2 |
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта обучающихся. Подготовка к контрольной работе. |
4 |
|
|||||
Контрольная работа по разделам 1 и 2 |
1 |
||||||
Семинар по теме: «Искусство и религия как элементы духовной культуры» |
2 |
||||||
Раздел 4 Социальные отношения |
37 |
|
|||||
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация |
Содержание учебного материала |
9 |
|
||||
46 47 |
Социальные отношения. Понятия «социальная общность» и «социальная группа». |
2 |
2 |
||||
48 49 |
Социальная стратификация. Социальная мобильность. |
2 |
|||||
50 51 |
Многообразие социальных ролей человека. Социальный статус и престиж. |
2 |
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей. |
3 |
|
|||||
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты |
Содержание учебного материала |
11 |
|
||||
52 53 54 |
Престижность профессиональной деятельности. Самоконтроль. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. |
3 |
2 |
||||
55 56 57 |
Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодёжи. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. |
3 |
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, анализ типичных социальных ситуаций, решение отдельных социальных ситуаций с учётом личного социального опыта студентов, изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни. Социальные конфликты. |
5 |
|
|||||
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы |
Содержание учебного материала |
17 |
|
||||
58 59 60 61 |
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодёжь как социальная группа. Особенности молодёжной политики в РФ. |
4 |
2 |
||||
62 63 64 |
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в РФ. |
3 |
|||||
65 66 67 |
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ. |
3 |
|||||
Практическая работа Составить «Древо семьи» |
1 |
|
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, выбор правомерных форм поведения в типичных социальных ситуациях. Семья в современной России. |
6 |
|
|||||
Раздел 5 Политика как общественное явление |
31 |
|
|||||
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе |
Содержание учебного материала |
19 |
|
||||
68 69 70 71 72 |
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, её структура. Политические институты. |
5 |
2 |
||||
73 |
Государство как политический институт. |
1 |
|||||
74 75 76 77 |
Признаки государства. Государственный суверенитет. Функции государства. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов. |
4 |
|||||
78 79 80 81 82 |
Формы государства: территориально-государственное устройство. Политический режим. Типология режимов. Демократия. Правовое государство: понятие, признаки. |
5 |
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, анализ типичных политических ситуаций, определение алгоритма исполнения политических ролей, изложения и аргументация собственных суждений о политических реалиях. |
4 |
|
|||||
Тема 5.2 Участники политического процесса |
Содержание учебного материала |
12 |
|
||||
83 |
Личность и государство. Политический статус личности. |
1 |
2 |
||||
84 |
Гражданское общество и государство. |
1 |
|||||
85 |
Выборы в демократическом обществе. |
1 |
|||||
Практическая работа Влияние политических партий на взаимодействие общества и государства |
1 |
|
|||||
Самостоятельная работа Работа с источниками социальной информации, определение алгоритма поведения в политических ситуациях, исполнения политических ролей. Подготовка к контрольной работе. |
4 |
|
|||||
Контрольная работа по разделам 4 и 5 |
1 |
|
|||||
Семинар по теме: «Государство в политической системе» |
1 |
||||||
Практическая работа Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. |
1 |
||||||
Дифференцированный зачет |
1 |
||||||
Итого: Максимальная учебная нагрузка обучающегося Обязательная учебная нагрузка обучающегося |
145 95 |
|
|||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.