ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа
Оценка 4.9

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
13.01.2017
ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа
Каникулы – самое долгожданное для детей и самое беспокойное для взрослых время. Для детей – пора радостная, для взрослых – пора тревог и забот. Приходят каникулы, а вместе с долгожданным отдыхом – проблемы: чем наполнить это время, чтобы оно не осталось бездарно растраченным. Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Кроме этого значимость проблем детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения. В 2015 году на территории СГО в соответствии с муниципальными заданиями функционирует: 35 городских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и 2 загородных оздоровительных лагеря. Залогом успешного проведения оздоровительной кампании во многом зависит от уровня подготовки не только педагогических кадров, но и уровня подготовки вожатых.ПОЛОЖЕНИЕ о проведении Конкурса программ и методических материалов по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков городских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей Серовского городского округа
городская программа школа вожатого 2015.doc
Отраслевой орган администрации Серовского городского округа Управление образования ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа  Программа рассчитана на подростков и молодежь 14­25 лет. Срок реализации – 1 год                                                     Подготовили: организационно­методическое объединение по                                                        сопровождению оздоровительной кампании                                                      на территории Серовского городского округа г. Серов                                                                            Если на месте тебе не сидится, Хочется петь, танцевать, веселиться, Хочется в игры с детьми поиграть ­ В "Школе вожатого" будем вас ждать. Если вы не угомонный народ Школа вожатых вас ждет. Пояснительная записка Каникулы  –  самое   долгожданное   для   детей   и   самое   беспокойное   для взрослых время. Для детей – пора радостная, для взрослых – пора тревог и забот. Приходят каникулы, а вместе с долгожданным отдыхом – проблемы: чем наполнить это время, чтобы оно не осталось бездарно растраченным. Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи   и   детей.   Кроме   этого   значимость   проблем   детского   отдыха   и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и   являющимися   системообразующими   в   реализации развития   детей, государственной политики в отношении подрастающего поколения. В   2015   году   на   территории   СГО   в   соответствии   с   муниципальными заданиями функционирует: 35 городских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и 2 загородных оздоровительных лагеря. Залогом   успешного   проведения   оздоровительной   кампании  во   многом зависит от уровня подготовки не только педагогических кадров, но и уровня подготовки вожатых.  Специфика   работы   с   современными   подростками   в   оздоровительном лагере   требуют   от   отрядного   вожатого   психолого­педагогических   знаний, практических умений и творческого отношения к работе. 2 Цель программы Подготовка   вожатых   к   организации   работы   по воспитанию   и оздоровлению   детей   в   условиях   городских   и   загородных   оздоровительных лагерей. Задачи программы научить вожатых  умениям и навыкам по формированию и организации деятельности временного детского коллектива, овладеть навыками  проектной деятельностью, организовать   возможность   практической   деятельности   для разнообразной творческой деятельности, обеспечивающей развитие личности детей и подростков, овладеть навыками планирования деятельности вожатого, определения особенностей   психолого­педагогического   сопровождения   детских коллективов разного возраста, сформировать навыки практической работы с детьми. Механизм реализации  программы Данная   программа   рассчитана   на   обучение   в   течение   1   года   по   двум группам: 1 2 Кадровое обеспечение программы  педагоги ­ организаторы МАОУ ДО «Центр детского творчества»; 3  педагоги дополнительного образования МАОУ ДО «Центр детского творчества»;  приглашённые специалисты;   педагог – психолог;   педагог по музыке (музыкальный руководитель);   педагог ОБЖ. Основные формы проведения занятий  традиционные;  активные формы коллективной работы;   творческие мастерские;   психологические занятия;   организационно­деятельностные игры;  сюжетно­ролевые игры. ПРОГРАММА подготовки вожатых городских оздоровительных лагерей дневного пребывания детей (для учащихся  14­17 лет общеобразовательных учреждений) Занятия проводятся в каникулярное время (осенние, зимние, весенние сессии) на базе МАОУ ДО «Центр детского творчества». № Время проведения Количество часов 1. 2. 3. Осенняя сессия Зимняя сессия Весенняя сессия Всего: всего теор. практ. 12 часов 12 часов 12 часов 36 часов 8 8 8 24 4 4 4 12 4 Комплектование групп осуществляется по принципу свободного набора. Для обучения в школе вожатых производится набор учащихся 14 – 17 лет. Содержание программы Данная программа предполагает 4 основных блока занятий:  1 ­  нормативно­правовой;  2 ­  психолого­педагогический;  3 ­  методический;  4 ­  практический (игровой) Блок Нормативно­ правовой Психолого­ педагогический Цель блока Правовое просвещение  старшеклассников,  знакомство с трудовой  дисциплиной, правами и обязанностями  вожатого.  Формирование системы  знаний по организации  безопасной  жизнедеятельности в  пришкольном лагере,  воспитание чувства  личной ответственности Формирование у  обучающихся  первоначальных основ  знаний психолого­ педагогической работы  с детьми, детских  возрастных  особенностях,  закономерностях  становления детского  коллектива, проблемах  межличностного  общения,  возникновении и  преодолении  межличностных и  ­ Лекция, беседа  ­ Практикум  ­ Занятия с  элементами тренинга ­ Психологические  игры  ­ Тестирование на  самопознание  ­ Диалог – анализ  успехов каждого. Форма проведения Краткое содержание ­ Лекция  ­ Практикум  «Ведение  документации  отрядного вожатого» Нормативно –  правовые основы  деятельности  вожатого.  Обязанности вожатых. Составление  инструкции вожатого.  Ведение отрядной  документации.  Организация  жизнедеятельности в  лагере, охрана жизни  и здоровья детей,  режимные моменты,  санитарно ­  гигиенические  требования. Техника  безопасности. Алгоритм успеха.  Основы  психологических  знаний. Возрастные  особенности детей и  младших подростков,  их учет в работе  вожатого.  Психологическая  структура временного детского  разновозрастного  коллектива.  Раскрытие тактики  бесконфликтного  поведения и  5 групповых конфликтов, эмоциональных  состояниях детской  психики. Методический ­ Лекция, беседа  ­ Практикум  ­ Обучающие игры  ­ Ярмарка идей Знакомство с  разнообразием форм  деятельности.  Знакомство с  алгоритмом (схемой)  разработки сценария  праздника, игры или  мероприятия. Развитие  умения прогнозировать  и анализировать.  Накопление личной  методической копилки. конструктивного  общения. Техника «Я  – высказывание» как  основа  конструктивного  общения.  Рождение конфликта.  Создание ситуаций  конфликтов и тактика выхода из них. Игры  на снятие  психологических и  эмоциональных  барьеров.  Самотестирование.  Приемы  самоорганизации и  саморегуляции. Логика развития  лагерной смены.  Подготовительный  период. Особенности  организационного  периода. Особенности работы вожатого в  разновозрастных  отрядах. Виды  массовых игр и  методика их  проведения. Игры на  знакомство,  взаимодействие.  Основной период  смены.  Заключительный  период смены. Виды  сюжетно­ ролевых  игр, методика их  проведения, методика проведения  спортивных  мероприятий и  подвижных игр.  Техника безопасности при проведении  спортивных  мероприятий.  Действия вожатого в  экстремальных  ситуациях. Методика  6 Практический Знакомство с  основными видами  игры, как ведущего  вида деятельности  ребенка. Практическое  освоение игрового,  методического  материала. Воспитание  нравственных качеств  по отношению к  окружающим. ­ Сюжетно­ролевые  игры  ­ Практикум  ­ Проведение  школьных  мероприятий,  подвижных перемен  ­ Диалог­анализ  разработки  сценарного плана  творческого  мероприятия.  Игротека вожатого.  Роль и место  наглядности в отряде. Имидж отряда.  Визитная карточка  отряда.  Оформительский  практикум. Система  отрядных огоньков.  Составление  алгоритма,  проведение  самоанализа, анализа,  условия успешности.  Организация  музыкальных часов.  Конкурс вожатского  мастерства (зачѐт).  Содержание учебно­тематического плана Тема 1 «Организационно­установочное занятие. Самопрезентация».  Цель:  сформировать   рабочую   группу,   познакомить   с   программой, задачами, требованиями.  Введение понятия «вожатый». Кратко из истории профессии вожатого. Система, программа, требования работы. Алгоритм успеха вожатого. Игры на самопрезентацию «Это здорово!», «Ассоциации», «Рекламное объявление».  Тема 2  «Нормативно   –   правовые   основы   деятельности   вожатого. Обязанности  вожатых.  Составление  инструкции.  Ведение  отрядной документации».  Цель: провести правовое просвещение старшеклассников, познакомить с трудовой дисциплиной, правами и обязанностями вожатого; познакомить с ведением отрядной документации.  Нормативно   –   правовые   основы   деятельности   вожатого.   Обязанности вожатых. Нормативно­правовое регулирование взаимоотношений. Специфика 7 позиции   вожатого.   Составление   инструкции   вожатого.   Перечень   отрядной документации. Ведение отрядной документации.  Тема 3 «Организация   жизнедеятельности   в   лагере,   охрана   жизни   и здоровья   детей,   режимные   моменты,   санитарно   ­   гигиенические требования.   Действия   вожатого   в экстремальных ситуациях».    Техника   безопасности. Цель: сформировать систему знаний по организации жизнедеятельности в   пришкольном   лагере,   способствовать   овладению   учащимися   умением оказывать первую помощь, воспитывать чувство личной ответственности.  Организация жизнедеятельности в лагере, требования по охране жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно ­ гигиенические требования (СанПиН). Предупреждение ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей. Техника   безопасности.   Оказание   первой   доврачебной   помощи.   Действия юного   вожатого   в   экстремальных   ситуациях.   На   занятия   приглашаются медицинский работник, преподаватель ОБЖ. Тема 4  «Основы психологических знаний. Возрастные особенности детей и младших школьников, их учет в работе вожатого».  Цель:  познакомить   с   возрастными   особенностями   детей   младшего   и среднего   школьного   возраста,   воспитывать   чувство   товарищества   и понимания.  Эмоциональная   разминка.   Возрастные   особенности   детей   и   младших подростков,   их   учет   в   работе   вожатого.   Особенности   межличностного общения.   Составление   памятки.   Ролевые   игры.   Занятие   проводит   педагог­ психолог. Диалог­анализ.  Тема 5  «Конфликты в условиях пришкольного лагеря и стратегии выхода из   них,   предупреждения.   Методические   рекомендации   по   работе   с разными категориями детей».  Цель:  познакомить   с  техникой   возникновения   конфликта;   признаками конфликта, показать стратегию выхода из конфликтной ситуации. Тестирование   на   самопознание.   Анализ конфликтных ситуаций. Как разрешить конфликтную ситуацию. Сюжетно ­ ролевая игра. Составление памятки поведения. Диалог­анализ.    Рождение   конфликта. Тема 6  8 Игротека   вожатого.   Виды   массовых   игр   и   методика   их проведения. Методика составления каталога детских летних игр, игр, воздействующих на эмоциональный настрой.  Цель:  познакомить   с   методикой   организации   и   проведения   игр,   их апробация, анализ игр. Пополнение методической копилки.  Эмоциональная   разминка.   Знакомство   с   методикой   организации   и проведения   массовых   игр.   Знакомство   с   играми,   воздействующими   на эмоциональный   настрой.   Анализ   игр,   их   соответствие   возрасту,   месту проведения и характеру мероприятия. Диалог – анализ.  Тема 7 Подготовительный   период.   Особенности   организационного периода. Особенности формирования временного детского коллектива. Особенности работы вожатого в разновозрастных отрядах. Игры на знакомство, взаимодействие, сплочение отряда.  Цель:  познакомить   с   особенностями   и   проблемами   адаптационного периода, с играми, актуальными в данный период; пополнение методической копилки.  Эмоциональная разминка: «Приветствие». Логика развития смены. Цели и дела подготовительного, организационного периода. Этапы формирования временного   коллектива,   условия,   сложности.   Основные   формы   работы   в разновозрастном   отряде.   Педагогические   рекомендации.   Пополнение методической   копилки   и   апробация   игр   на   создание,   взаимодействие   и сплочение коллектива. Диалог­анализ.  Тема 8  Основной   период   смены.   Заключительный   период   смены.   Виды сюжетно­ролевых   и   подвижных   игр,   спортивных   мероприятий, особенности   их   проведения.   Техника   безопасности   при   проведении различных мероприятий.  Цель:  познакомить   с   особенностями   и   проблемами   основного   и заключительного   периодов,   познакомить   с   играми,   актуальными   в   данные периоды, пополнение методической копилки.  Методическая   разминка.   Основной   и   заключительный   периоды   смены. Цели  и  основные  дела  этих периодов.  Ярмарка идей.  Позиция вожатого  в каждом   из   периодов.   Педагогические   рекомендации.   Разновидность   игр   в лагере. Методика проведения. Диалог­анализ.  Тема 9  9 Роль и место наглядности в отряде. Имидж отряда. Визитная карточка отряда.  Цель:  познакомить   с   методикой   оформления   отрядных   уголков   и работой отрядных средств массовой информации. Соответствие оформления и наглядности тематике смены. Ярмарка идей. Назначение и содержание отрядного уголка.  Тема 10  Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой погоды. Интеллектуальные и творческие игры.  Цель:  пополнить   методическую   копилку   играми,   создающими интересное времяпровождение в непогоду.  Методическая разминка «Ярмарка идей». Творческая мастерская «А за окнами дождь…». Разработка и проведение интеллектуальных и творческих игр. Формы проведения. Диалог – анализ.  Тема 11  Вожатское   мастерство   (зачѐт).   Церемония   вручения сертификатов о прохождении курса обучения в школе вожатых. Цель:  подвести итоги прохождения курса школы вожатых определить группу вожатых для работы в городском оздоровительном лагере дневного пребывания лагере. Ожидаемые результаты Формирование   у   старшеклассников   представления   о   себе   в   дальнейшей (перспектива профессиональной   роли   профессиональной деятельности у старшеклассников).  вожатого   Получение   ребятами   первоначальных   знаний   правовой,   психолого­ педагогической грамотности.  Приобретение   учащимися   коммуникативного   опыта,   опыта самоорганизации, опыта позитивной социализации.  Получение эмоционально­нравственной поддержки в самоопределении.  Развитие творческого потенциала каждого участника.  Формирование отряда юных вожатых, которые смогут   провести КТД, познакомить и развлечь детей с помощью игры, провести организационный сбор,   музыкальный   час,   помочь   взрослым   в   проведении   спортивного мероприятия, соблюдая все правила техники безопасности, и др.  Взаимодействие  со специалистами, сбор методического материала по итогам работы, обобщение и систематизация приобретенных знаний.  10 Прогнозирование   и   корректирование   программы   школы   вожатых   на следующий учебный год с учѐтом всех выявленных недостатков.  ПРОГРАММА подготовки вожатых загородных оздоровительных лагерей (молодежь 18­25 лет) Данная программа рассчитана на курс обучения в течение трех месяцев (март­апрель­май) 1 раз в неделю (выходной день) по 2 часа. Участниками программы являются студенты профучилищ и техникумов Серовского   городского   округа,   планирующих   работать   в   загородных оздоровительных лагерях города.  № Содержание (тематика) 1. 2. 3. 4. 5. Нормативно­правовые основы деятельности отрядного  вожатого детского оздоровительного лагеря Психолого­педагогические основы знаний отрядного  вожатого Управленческие основы работы вожатого в ДОЛ Методические основы работы вожатого. Основные  направления и формы работы отрядного вожатого Разработка и презентация творческих проектов: сценариев,  разработок мероприятий, карточек игр, оформительских  работ и другое.                                           Всего:  Количество часов всего 2 теор. 1 4 2 8 6 22 2 1 4 ­ 8 практ. 1 2 1 4 6 14 Содержание учебно­тематического плана Занятие   1:   Нормативно­правовые   основы   деятельности отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря.  Теория ­   Правовые   основы   деятельности   вожатого:   изучение   основных документов, которыми необходимо руководствоваться вожатым при работе с детьми в детском оздоровительном лагере;  ­   Изучение   правовых   документов   РФ,   регулирующих   деятельность вожатого детского оздоровительного лагеря.  ­   Медико­санитарное   обеспечение   отдыха   и   оздоровления   детей   в загородном оздоровительном лагере.  11 ­Методика оказания первой медицинской помощи детям в условиях ДОЛ Практическое   задание:   Анализ   документов,   необходимых   для   работы вожатого. Занятие   2:   Психолого­педагогические   основы   знаний   отрядного вожатого. Теория ­ Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. ­   Особенности   формирования   временного   детского   коллектива   в условиях детского оздоровительного лагеря. ­   Возрастные   особенности   детей.   Методы   работы   с   детьми   разных возрастов. ­   Социальный   статус   ребенка.   Понятие   ребенок   в   трудной   жизненной ситуации. ­ Конфликты в условия ДОЛ и стратегии выхода из них. Практическое задание: Решение педагогических ситуаций. Занятие 3: Управленческие основы работы вожатого в ДОЛ.  Теория ­ Управленческие аспекты деятельности вожатого. ­ Характеристика комплексной организации смены ДОЛ (логика смены): организационный, основной и заключительный периоды.  ­ Педагогические цели и задачи каждого периода.  Практическое задание: Подготовка самоанализа  деятельности вожатого. Занятие   4:   Здоровьесберегающие   компоненты   детского оздоровительного лагеря. Теория ­   Медико­санитарное   обеспечение   отдыха   и   оздоровления   детей   в загородном оздоровительном лагере.  ­ Режим дня.  ­ Оздоровительная работа в отряде. Профилактика вредных привычек. ­ Экстремальные ситуации в ДОЛ и особенности действия вожатого в них. ­   Методика   оказания   первой   медицинской   помощи   детям   в   условиях ДОЛ. 12 Практическое   задание:   Разработка   отрядного   мероприятия   по профилактике  вредных привычек. Занятие 5: Методические основы работы вожатого.  Теория ­   Формы   и   методы   работы   отрядного   вожатого.   Мероприятие.   Дело. Игра.  ­   Виды   массовых   мероприятий   и   дел,   методика   их   подготовки   и проведения КТД по методике Иванова в условиях детского лагеря.  ­ Методика подготовки отрядного мероприятия, дела. ­ Методика проведения отрядного «Огонька»  Практическое задание: Разработка плана отрядного огонька. Занятие 6: Моделирование отрядной работы. Теория ­   Логика   моделирования   отрядной   работы   в   зависимости   от   периода смены. ­ Сущность детского самоуправления и условия его развития. ­ Методика организации режимных моментов в ДОЛ. ­ Методика работы отрядных средств массовой информации. Практическое задание: Разработка отрядных мероприятий Занятие   7:   Основные   направления   и   формы   работы   отрядного вожатого.  Теория ­План отрядной работы. Формы и виды. Планирование отрядной работы с учетом тематики смены и специфики лагеря.  ­План на день. Требования к составлению плана с учетом режима лагеря. ­ Система отрядных и общелагерных дел. ­ Основные принципы оформления отрядного уголка. Практическое задание: Разработка плана на день. Занятие 8: Игровые методики. Теория ­ Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка ­ Классификация игр.  13 ­ Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия. ­   Методы   и   формы   работы   вожатого   с   отрядом   в   условиях   плохой погоды. ­ Методика организации и проведения мероприятий и игр на местности. ­ Организация работы отрядного вожатого в течение дня. Практическое   задание:   Игровой   практикум.   Подготовить   не   менее   20 игры разной направленности. Занятие 9­11:  Практические задания: Разработка и презентация творческих проектов: сценариев, разработок мероприятий, карточек игр, оформительских работ и др. Знакомство с территорией  лагеря и должностными  инструкциями  ЗОЛ СГО.  Прогнозируемый уровень освоения программы 1. Владеть приемами эффективного общения. 2. Знать:   Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков;  Нормативно­правовые основы работы вожатого;  Особенности временного детского коллектива;  Логику развития лагерной смены, методики организации тематических      дней;  Методику организации коллективно­творческих дел, малые формы     работы;  Возможности игры;   Особенности организации самоуправления в школе и в лагере;  Основы безопасности жизни и здоровья детей. 3. Уметь:  Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы   с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач,     планирование собственной педагогической деятельности);   Организовывать (организация жизнедеятельности в классе, отряде,     организация работы в группе, координация собственной деятельности);  Сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми;  Анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить     анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную   14 деятельность;  Оформлять пресс­центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д. По   окончании   программы   слушателям   выдается   сертификат   об окончании   школы   вожатого   с   правом   ведения   вожатской  деятельности на базе детского оздоровительного лагеря. Литература 1. В   помощь   организаторам   детского   отдыха   (сборник   материалов   и рекомендаций) / сост. С.Фазылова. – Уфа, 2011. 2. В   помощь   организаторам   летнего   отдыха   детей   и   подростков. Методическое пособие / сост. Е.В.Поспелова, Уфа,2010. 3. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков / авт.­сост. И.В.Куц. – Волгоград: Учитель, 2011. 4. И. Борисова, Перспектива.: стр. 6 – 7, Выпуск №5 от 20 февраля 2011. 5. Из опыта работы детских оздоровительно­воспитательных организаций – победителей республиканского конкурса «Лето 2010» / сост. С.Фазылова. – Уфа, 2010. 6. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2011. 7. Командные игры­испытания. Сборник игр. Кипарис – 8. / авт.­ сост. Ю.Д.Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2011. 8. Отдых,   оздоровление   и   занятость   детей   и   подростков   и   молодежи Республики   Башкоротостан  – нормативные  правовые  акты  и  методические материалы / составители А.Ш. Сурин, М.М. Гильмутдинова, Н.В. Вервинская. Уфа, 2012 г. 9. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011. 10. Программно­методическое   обеспечение   детских   оздоровительно­ воспитательных   учреждений   /   сост.   М.М.Гильмутдинова,   И.В.Лифанова.   – Уфа, 2011. 11. Сказка в летнем оздоровительном лагере. Методические материалы / авт.­сост. Е.В.Яценко, Г.И.Воробьева. – Бирск: Бирск.гос.пед.ин­т, 2010. 12. Советы для начинающих вожатых  Е.Владимирова,  13. Школа интересных каникул / авт.­сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель,2011. 14. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников. / сост. М.А.Бесова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2009. 15 15. Энциклопедия   летних   каникул   (методические   рекомендации организаторам летнего отдыха детей) / сост. М.М.Гильмутдинова. – Уфа, 2011 16. www.rcpv.ru 17. www.вожатый.ru 16

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа

ПРОГРАММА по подготовке вожатых оздоровительных лагерей на территории Серовского городского округа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017