Каникулы – самое долгожданное для детей и самое беспокойное для взрослых время. Для детей – пора радостная, для взрослых – пора тревог и забот. Приходят каникулы, а вместе с долгожданным отдыхом – проблемы: чем наполнить это время, чтобы оно не осталось бездарно растраченным.
Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Кроме этого значимость проблем детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.
В 2015 году на территории СГО в соответствии с муниципальными заданиями функционирует: 35 городских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей и 2 загородных оздоровительных лагеря.
Залогом успешного проведения оздоровительной кампании во многом зависит от уровня подготовки не только педагогических кадров, но и уровня подготовки вожатых.ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении Конкурса программ и методических материалов
по организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков городских оздоровительных лагерей
с дневным пребыванием детей Серовского городского округа
Отраслевой орган администрации Серовского городского округа
Управление образования
ПРОГРАММА
по подготовке вожатых
оздоровительных лагерей
на территории
Серовского городского округа
Программа рассчитана
на подростков и молодежь 1425 лет.
Срок реализации – 1 год
Подготовили: организационнометодическое объединение по
сопровождению оздоровительной кампании
на территории Серовского городского округаг. Серов
Если на месте тебе не сидится,
Хочется петь, танцевать, веселиться,
Хочется в игры с детьми поиграть
В "Школе вожатого" будем вас ждать.
Если вы не угомонный народ
Школа вожатых вас ждет.
Пояснительная записка
Каникулы – самое долгожданное для детей и самое беспокойное для
взрослых время. Для детей – пора радостная, для взрослых – пора тревог и
забот. Приходят каникулы, а вместе с долгожданным отдыхом – проблемы:
чем наполнить это время, чтобы оно не осталось бездарно растраченным.
Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние
годы как составляющая государственной социальной политики в отношении
семьи и детей. Кроме этого значимость проблем детского отдыха и
оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и
являющимися системообразующими в реализации
развития детей,
государственной политики в отношении подрастающего поколения.
В 2015 году на территории СГО в соответствии с муниципальными
заданиями функционирует: 35 городских оздоровительных лагерей с дневным
пребыванием детей и 2 загородных оздоровительных лагеря.
Залогом успешного проведения оздоровительной кампании во многом
зависит от уровня подготовки не только педагогических кадров, но и уровня
подготовки вожатых.
Специфика работы с современными подростками в оздоровительном
лагере требуют от отрядного вожатого психологопедагогических знаний,
практических умений и творческого отношения к работе.
2Цель программы
Подготовка вожатых к организации работы по воспитанию и
оздоровлению детей в условиях городских и загородных оздоровительных
лагерей.
Задачи программы
научить вожатых умениям и навыкам по формированию и организации
деятельности временного детского коллектива,
овладеть навыками проектной деятельностью,
организовать возможность практической деятельности для
разнообразной творческой деятельности, обеспечивающей развитие личности
детей и подростков,
овладеть навыками планирования деятельности вожатого, определения
особенностей психологопедагогического сопровождения детских
коллективов разного возраста,
сформировать навыки практической работы с детьми.
Механизм реализации программы
Данная программа рассчитана на обучение в течение 1 года по двум
группам:
1
2
Кадровое обеспечение программы
педагоги организаторы МАОУ ДО «Центр детского творчества»;
3 педагоги дополнительного образования МАОУ ДО «Центр детского
творчества»;
приглашённые специалисты;
педагог – психолог;
педагог по музыке (музыкальный руководитель);
педагог ОБЖ.
Основные формы проведения занятий
традиционные;
активные формы коллективной работы;
творческие мастерские;
психологические занятия;
организационнодеятельностные игры;
сюжетноролевые игры.
ПРОГРАММА
подготовки вожатых городских оздоровительных лагерей
дневного пребывания детей
(для учащихся 1417 лет общеобразовательных учреждений)
Занятия проводятся в каникулярное время (осенние, зимние, весенние
сессии) на базе МАОУ ДО «Центр детского творчества».
№ Время проведения
Количество часов
1.
2.
3.
Осенняя сессия
Зимняя сессия
Весенняя сессия
Всего:
всего
теор.
практ.
12 часов
12 часов
12 часов
36 часов
8
8
8
24
4
4
4
12
4Комплектование групп осуществляется по принципу свободного набора.
Для обучения в школе вожатых производится набор учащихся 14 – 17 лет.
Содержание программы
Данная программа предполагает 4 основных блока занятий:
1 нормативноправовой;
2 психологопедагогический;
3 методический;
4 практический (игровой)
Блок
Нормативно
правовой
Психолого
педагогический
Цель блока
Правовое просвещение
старшеклассников,
знакомство с трудовой
дисциплиной, правами и
обязанностями
вожатого.
Формирование системы
знаний по организации
безопасной
жизнедеятельности в
пришкольном лагере,
воспитание чувства
личной ответственности
Формирование у
обучающихся
первоначальных основ
знаний психолого
педагогической работы
с детьми, детских
возрастных
особенностях,
закономерностях
становления детского
коллектива, проблемах
межличностного
общения,
возникновении и
преодолении
межличностных и
Лекция, беседа
Практикум
Занятия с
элементами тренинга
Психологические
игры
Тестирование на
самопознание
Диалог – анализ
успехов каждого.
Форма проведения Краткое содержание
Лекция
Практикум
«Ведение
документации
отрядного вожатого»
Нормативно –
правовые основы
деятельности
вожатого.
Обязанности вожатых.
Составление
инструкции вожатого.
Ведение отрядной
документации.
Организация
жизнедеятельности в
лагере, охрана жизни
и здоровья детей,
режимные моменты,
санитарно
гигиенические
требования. Техника
безопасности.
Алгоритм успеха.
Основы
психологических
знаний. Возрастные
особенности детей и
младших подростков,
их учет в работе
вожатого.
Психологическая
структура временного
детского
разновозрастного
коллектива.
Раскрытие тактики
бесконфликтного
поведения и
5групповых конфликтов,
эмоциональных
состояниях детской
психики.
Методический
Лекция, беседа
Практикум
Обучающие игры
Ярмарка идей
Знакомство с
разнообразием форм
деятельности.
Знакомство с
алгоритмом (схемой)
разработки сценария
праздника, игры или
мероприятия. Развитие
умения прогнозировать
и анализировать.
Накопление личной
методической копилки.
конструктивного
общения. Техника «Я
– высказывание» как
основа
конструктивного
общения.
Рождение конфликта.
Создание ситуаций
конфликтов и тактика
выхода из них. Игры
на снятие
психологических и
эмоциональных
барьеров.
Самотестирование.
Приемы
самоорганизации и
саморегуляции.
Логика развития
лагерной смены.
Подготовительный
период. Особенности
организационного
периода. Особенности
работы вожатого в
разновозрастных
отрядах. Виды
массовых игр и
методика их
проведения. Игры на
знакомство,
взаимодействие.
Основной период
смены.
Заключительный
период смены. Виды
сюжетно ролевых
игр, методика их
проведения, методика
проведения
спортивных
мероприятий и
подвижных игр.
Техника безопасности
при проведении
спортивных
мероприятий.
Действия вожатого в
экстремальных
ситуациях. Методика
6Практический
Знакомство с
основными видами
игры, как ведущего
вида деятельности
ребенка. Практическое
освоение игрового,
методического
материала. Воспитание
нравственных качеств
по отношению к
окружающим.
Сюжетноролевые
игры
Практикум
Проведение
школьных
мероприятий,
подвижных перемен
Диалоганализ
разработки
сценарного плана
творческого
мероприятия.
Игротека вожатого.
Роль и место
наглядности в отряде.
Имидж отряда.
Визитная карточка
отряда.
Оформительский
практикум. Система
отрядных огоньков.
Составление
алгоритма,
проведение
самоанализа, анализа,
условия успешности.
Организация
музыкальных часов.
Конкурс вожатского
мастерства (зачѐт).
Содержание учебнотематического плана
Тема 1
«Организационноустановочное занятие. Самопрезентация».
Цель: сформировать рабочую группу, познакомить с программой,
задачами, требованиями.
Введение понятия «вожатый». Кратко из истории профессии вожатого.
Система, программа, требования работы. Алгоритм успеха вожатого. Игры на
самопрезентацию «Это здорово!», «Ассоциации», «Рекламное объявление».
Тема 2
«Нормативно – правовые основы деятельности вожатого.
Обязанности вожатых. Составление инструкции. Ведение отрядной
документации».
Цель: провести правовое просвещение старшеклассников, познакомить с
трудовой дисциплиной, правами и обязанностями вожатого; познакомить с
ведением отрядной документации.
Нормативно – правовые основы деятельности вожатого. Обязанности
вожатых. Нормативноправовое регулирование взаимоотношений. Специфика
7позиции вожатого. Составление инструкции вожатого. Перечень отрядной
документации. Ведение отрядной документации.
Тема 3
«Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и
здоровья детей, режимные моменты, санитарно гигиенические
требования.
Действия вожатого в
экстремальных ситуациях».
Техника безопасности.
Цель: сформировать систему знаний по организации жизнедеятельности
в пришкольном лагере, способствовать овладению учащимися умением
оказывать первую помощь, воспитывать чувство личной ответственности.
Организация жизнедеятельности в лагере, требования по охране жизни и
здоровья детей, режимные моменты, санитарно гигиенические требования
(СанПиН). Предупреждение ситуаций, опасных для жизни и здоровья детей.
Техника безопасности. Оказание первой доврачебной помощи. Действия
юного вожатого в экстремальных ситуациях. На занятия приглашаются
медицинский работник, преподаватель ОБЖ.
Тема 4
«Основы психологических знаний. Возрастные особенности детей и
младших школьников, их учет в работе вожатого».
Цель: познакомить с возрастными особенностями детей младшего и
среднего школьного возраста, воспитывать чувство товарищества и
понимания.
Эмоциональная разминка. Возрастные особенности детей и младших
подростков, их учет в работе вожатого. Особенности межличностного
общения. Составление памятки. Ролевые игры. Занятие проводит педагог
психолог. Диалоганализ.
Тема 5
«Конфликты в условиях пришкольного лагеря и стратегии выхода
из них, предупреждения. Методические рекомендации по работе с
разными категориями детей».
Цель: познакомить с техникой возникновения конфликта; признаками
конфликта, показать стратегию выхода из конфликтной ситуации.
Тестирование на самопознание.
Анализ
конфликтных ситуаций. Как разрешить конфликтную ситуацию. Сюжетно
ролевая игра. Составление памятки поведения. Диалоганализ.
Рождение конфликта.
Тема 6
8Игротека вожатого. Виды массовых игр и методика их
проведения. Методика составления каталога детских летних игр, игр,
воздействующих на эмоциональный настрой.
Цель: познакомить с методикой организации и проведения игр, их
апробация, анализ игр. Пополнение методической копилки.
Эмоциональная разминка. Знакомство с методикой организации и
проведения массовых игр. Знакомство с играми, воздействующими на
эмоциональный настрой. Анализ игр, их соответствие возрасту, месту
проведения и характеру мероприятия. Диалог – анализ.
Тема 7
Подготовительный период.
Особенности организационного
периода. Особенности формирования временного детского коллектива.
Особенности работы вожатого в разновозрастных отрядах. Игры на
знакомство, взаимодействие, сплочение отряда.
Цель: познакомить с особенностями и проблемами адаптационного
периода, с играми, актуальными в данный период; пополнение методической
копилки.
Эмоциональная разминка: «Приветствие». Логика развития смены. Цели
и дела подготовительного, организационного периода. Этапы формирования
временного коллектива, условия, сложности. Основные формы работы в
разновозрастном отряде. Педагогические рекомендации. Пополнение
методической копилки и апробация игр на создание, взаимодействие и
сплочение коллектива. Диалоганализ.
Тема 8
Основной период смены. Заключительный период смены. Виды
сюжетноролевых и подвижных игр, спортивных мероприятий,
особенности их проведения. Техника безопасности при проведении
различных мероприятий.
Цель: познакомить с особенностями и проблемами основного и
заключительного периодов, познакомить с играми, актуальными в данные
периоды, пополнение методической копилки.
Методическая разминка. Основной и заключительный периоды смены.
Цели и основные дела этих периодов. Ярмарка идей. Позиция вожатого в
каждом из периодов. Педагогические рекомендации. Разновидность игр в
лагере. Методика проведения. Диалоганализ.
Тема 9
9Роль и место наглядности в отряде. Имидж отряда. Визитная
карточка отряда.
Цель: познакомить с методикой оформления отрядных уголков и
работой отрядных средств массовой информации.
Соответствие оформления и наглядности тематике смены. Ярмарка идей.
Назначение и содержание отрядного уголка.
Тема 10
Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой
погоды. Интеллектуальные и творческие игры.
Цель: пополнить методическую копилку играми, создающими
интересное времяпровождение в непогоду.
Методическая разминка «Ярмарка идей». Творческая мастерская «А за
окнами дождь…». Разработка и проведение интеллектуальных и творческих
игр. Формы проведения. Диалог – анализ.
Тема 11
Вожатское мастерство
(зачѐт).
Церемония вручения
сертификатов о прохождении курса обучения в школе вожатых.
Цель: подвести итоги прохождения курса школы вожатых определить
группу вожатых для работы в городском оздоровительном лагере дневного
пребывания лагере.
Ожидаемые результаты
Формирование у старшеклассников представления о себе в
дальнейшей
(перспектива
профессиональной роли
профессиональной деятельности у старшеклассников).
вожатого
Получение ребятами первоначальных знаний правовой, психолого
педагогической грамотности.
Приобретение учащимися коммуникативного опыта,
опыта
самоорганизации, опыта позитивной социализации.
Получение эмоциональнонравственной поддержки в самоопределении.
Развитие творческого потенциала каждого участника.
Формирование отряда юных вожатых, которые смогут провести КТД,
познакомить и развлечь детей с помощью игры, провести организационный
сбор, музыкальный час, помочь взрослым в проведении спортивного
мероприятия, соблюдая все правила техники безопасности, и др.
Взаимодействие со специалистами, сбор методического материала по
итогам работы, обобщение и систематизация приобретенных знаний.
10Прогнозирование и корректирование программы школы вожатых на
следующий учебный год с учѐтом всех выявленных недостатков.
ПРОГРАММА
подготовки вожатых загородных оздоровительных лагерей
(молодежь 1825 лет)
Данная программа рассчитана на курс обучения в течение трех месяцев
(мартапрельмай) 1 раз в неделю (выходной день) по 2 часа.
Участниками программы являются студенты профучилищ и техникумов
Серовского городского округа, планирующих работать в загородных
оздоровительных лагерях города.
№ Содержание (тематика)
1.
2.
3.
4.
5.
Нормативноправовые основы деятельности отрядного
вожатого детского оздоровительного лагеря
Психологопедагогические основы знаний отрядного
вожатого
Управленческие основы работы вожатого в ДОЛ
Методические основы работы вожатого. Основные
направления и формы работы отрядного вожатого
Разработка и презентация творческих проектов: сценариев,
разработок мероприятий, карточек игр, оформительских
работ и другое.
Всего:
Количество часов
всего
2
теор.
1
4
2
8
6
22
2
1
4
8
практ.
1
2
1
4
6
14
Содержание учебнотематического плана
Занятие 1: Нормативноправовые основы деятельности
отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря.
Теория
Правовые основы деятельности вожатого: изучение основных
документов, которыми необходимо руководствоваться вожатым при работе с
детьми в детском оздоровительном лагере;
Изучение правовых документов РФ, регулирующих деятельность
вожатого детского оздоровительного лагеря.
Медикосанитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в
загородном оздоровительном лагере.
11Методика оказания первой медицинской помощи детям в условиях ДОЛ
Практическое задание: Анализ документов, необходимых для работы
вожатого.
Занятие 2: Психологопедагогические основы знаний отрядного
вожатого.
Теория
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.
Особенности формирования временного детского коллектива в
условиях детского оздоровительного лагеря.
Возрастные особенности детей. Методы работы с детьми разных
возрастов.
Социальный статус ребенка. Понятие ребенок в трудной жизненной
ситуации.
Конфликты в условия ДОЛ и стратегии выхода из них.
Практическое задание: Решение педагогических ситуаций.
Занятие 3: Управленческие основы работы вожатого в ДОЛ.
Теория
Управленческие аспекты деятельности вожатого.
Характеристика комплексной организации смены ДОЛ (логика смены):
организационный, основной и заключительный периоды.
Педагогические цели и задачи каждого периода.
Практическое задание: Подготовка самоанализа деятельности вожатого.
Занятие 4:
Здоровьесберегающие компоненты детского
оздоровительного лагеря.
Теория
Медикосанитарное обеспечение отдыха и оздоровления детей в
загородном оздоровительном лагере.
Режим дня.
Оздоровительная работа в отряде. Профилактика вредных привычек.
Экстремальные ситуации в ДОЛ и особенности действия вожатого в
них.
Методика оказания первой медицинской помощи детям в условиях
ДОЛ.
12Практическое задание: Разработка отрядного мероприятия по
профилактике
вредных привычек.
Занятие 5: Методические основы работы вожатого.
Теория
Формы и методы работы отрядного вожатого. Мероприятие. Дело.
Игра.
Виды массовых мероприятий и дел, методика их подготовки и
проведения КТД по методике Иванова в условиях детского лагеря.
Методика подготовки отрядного мероприятия, дела.
Методика проведения отрядного «Огонька»
Практическое задание: Разработка плана отрядного огонька.
Занятие 6: Моделирование отрядной работы.
Теория
Логика моделирования отрядной работы в зависимости от периода
смены.
Сущность детского самоуправления и условия его развития.
Методика организации режимных моментов в ДОЛ.
Методика работы отрядных средств массовой информации.
Практическое задание: Разработка отрядных мероприятий
Занятие 7: Основные направления и формы работы отрядного
вожатого.
Теория
План отрядной работы. Формы и виды. Планирование отрядной работы с
учетом тематики смены и специфики лагеря.
План на день. Требования к составлению плана с учетом режима лагеря.
Система отрядных и общелагерных дел.
Основные принципы оформления отрядного уголка.
Практическое задание: Разработка плана на день.
Занятие 8: Игровые методики.
Теория
Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка
Классификация игр.
13 Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.
Методы и формы работы вожатого с отрядом в условиях плохой
погоды.
Методика организации и проведения мероприятий и игр на местности.
Организация работы отрядного вожатого в течение дня.
Практическое задание: Игровой практикум. Подготовить не менее 20
игры разной направленности.
Занятие 911:
Практические задания: Разработка и презентация творческих проектов:
сценариев, разработок мероприятий, карточек игр, оформительских работ и
др. Знакомство с территорией лагеря и должностными инструкциями ЗОЛ
СГО.
Прогнозируемый уровень освоения программы
1. Владеть приемами эффективного общения.
2. Знать:
Особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного
возраста и подростков;
Нормативноправовые основы работы вожатого;
Особенности временного детского коллектива;
Логику развития лагерной смены, методики организации тематических
дней;
Методику организации коллективнотворческих дел, малые формы
работы;
Возможности игры;
Особенности организации самоуправления в школе и в лагере;
Основы безопасности жизни и здоровья детей.
3. Уметь:
Проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы
с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач,
планирование собственной педагогической деятельности);
Организовывать (организация жизнедеятельности в классе, отряде,
организация работы в группе, координация собственной деятельности);
Сотрудничать с детьми, взаимодействовать с детьми;
Анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить
анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную
14деятельность;
Оформлять прессцентр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.
По окончании программы слушателям выдается сертификат об
окончании школы вожатого с правом ведения вожатской
деятельности на базе детского оздоровительного лагеря.
Литература
1. В помощь организаторам детского отдыха (сборник материалов и
рекомендаций) / сост. С.Фазылова. – Уфа, 2011.
2. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков.
Методическое пособие / сост. Е.В.Поспелова, Уфа,2010.
3. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы,
занятия кружков / авт.сост. И.В.Куц. – Волгоград: Учитель, 2011.
4. И. Борисова, Перспектива.: стр. 6 – 7, Выпуск №5 от 20 февраля 2011.
5. Из опыта работы детских оздоровительновоспитательных организаций
– победителей республиканского конкурса «Лето 2010» / сост. С.Фазылова. –
Уфа, 2010.
6. Кипарис. Учебное пособие по организации детского досуга в детских
оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России,
2011.
7. Командные игрыиспытания. Сборник игр. Кипарис – 8. / авт. сост.
Ю.Д.Беляков – М.: Педагогическое общество России, 2011.
8. Отдых, оздоровление и занятость детей и подростков и молодежи
Республики Башкоротостан – нормативные правовые акты и методические
материалы / составители А.Ш. Сурин, М.М. Гильмутдинова, Н.В. Вервинская.
Уфа, 2012 г.
9. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры. Учебное
пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2011.
10. Программнометодическое обеспечение детских оздоровительно
воспитательных учреждений / сост. М.М.Гильмутдинова, И.В.Лифанова. –
Уфа, 2011.
11. Сказка в летнем оздоровительном лагере. Методические материалы /
авт.сост. Е.В.Яценко, Г.И.Воробьева. – Бирск: Бирск.гос.пед.инт, 2010.
12. Советы для начинающих вожатых Е.Владимирова,
13. Школа интересных каникул / авт.сост. С.Г. Огнева и др. – Волгоград:
Учитель,2011.
14. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников. / сост.
М.А.Бесова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2009.
1515. Энциклопедия летних каникул (методические рекомендации
организаторам летнего отдыха детей) / сост. М.М.Гильмутдинова. – Уфа, 2011
16. www.rcpv.ru
17. www.вожатый.ru
16