ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
чтение
3 кл
30.03.2019
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на основе программы «Перспективная начальная школа», требованиями Примерной основной образовательной программы образовательного Учреждения, Положения о Совете по введению новых ФГОС НОО начального образования по ГКУ РО Семичанскаой школы- интерната (утв. Приказом № 45 от 24.04.2013года), учебного плана ГКОУ РО Семичанской школы интернат на 2015- 2016 учебный год, приказа Семичанской школы - интерната № 54 от 11.08.2015 года, «Об утверждении рабочих программ и воспитательных планов на 2015-2016гг.
чтение 3.doc
Раздел 1. Пояснительная записка………..стр. 23
Раздел2. Общая характеристика…………стр. 41
1
Раздел3. Место учебного предмета……….стр. 1
2
Раздел4. Содержание………………………..стр. 1
3 1 9
Раздел 5. Тематическое планирование……стр.
2032
Раздел 6. Календарнотематическое планирование…стр.
3374
Раздел 7. Материальнотехническое обеспечение…….стр.7
5
Раздел 8.
Контроль и оценка результатов обучения……
1 стр.
7678
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Раздел1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на основе программы «Перспективная начальная
школа», требованиями Примерной основной образовательной программы
образовательного Учреждения, Положения о Совете по введению новых
ФГОС НОО начального образования по ГКУ РО Семичанскаой школы
интерната (утв. Приказом № 45 от 24.04.2013года), учебного плана ГКОУ РО
Семичанской школы интернат на 2015 2016 учебный год, приказа
Семичанской школы интерната № 54 от 11.08.2015 года, «Об утверждении
рабочих программ и воспитательных планов на 20152016гг.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании
следующих нормативноправовых документов:
1.Законом Российской Федерации «Об образовании РФ».
2.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред.
приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
2 3. Примерной и авторской программы начального общего образования по
литературному чтению Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская.
4. Учебного плана ГКОУ РО Семичанской школы – интернат на 20152016
учебный год, приказ № 54 от 11.08.2015 года.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью
соответствуют требованиям Федерального компонента государственного
стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено
изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в
обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
отнесены к элементам дополнительного содержания.
Данная программа «Литературное чтение» для учащихся 3 класса
разработана на основе примерной программы «Литературное чтение» (авторы
Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2012),
рекомендованной Министерством образования и науки РФ
и является
адаптированной.
Составлена в соответствии с Федеральными государственными
и учебным планом
образовательными стандартами образования
образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Программа обеспечена соответствующим программе учебно
методическим комплексом:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1. —
М.: Академкнига/Учебник, 2012
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 2. —
М.: Академкнига/Учебник, 2012
3 Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. Под ред.
Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2012
Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетради для
самостоятельной работы № 1 и № 2. — М.: Академкнига/Учебник, 2012
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс:
Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012
4 Раздел 2.Общая характеристика учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета «Литературное чтение»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность
школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут
необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание
значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения,
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие
литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей
точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
овладение основами
освоение приемов поиска нужной информации,
коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного
чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением
времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой,
ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной
учебной задачи.
В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:
5 – духовнонравственные;
– духовноэстетические;
– литературоведческие;
– библиографические.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи,
которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение
вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура,
работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Учащиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая
индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного
просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе
предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов авторов изучаемых произведений;
перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание
текстов, прочитанных в классе;
6 • рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных
произведений;
• читать наизусть 68 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница
«Содержание», иллюстрации).
Учающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники
произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее
элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых
особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная
сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение,
контраст и др.).
Учащиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
7 • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух
оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;
• находить и различать средства художественной выразитель¬ности в
авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем
преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и поме¬щать изучаемые
сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках
разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями,
создание собственных текстов.
Учащиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп
чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные
произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы)
в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное
произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,
прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных
диалоговых фрагментов литературных текстов.
Учащиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной
работы получат возможность научиться:
8 • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их
художественных особенностей, выражения собственного отношения и в
соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных
произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и
сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с
точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений)
делиться своими личными впечатлениями И наблюдениями, возникшими в ходе
обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся
научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро
находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык
условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и
«Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные
строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных
разделах нужную информацию;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею,
переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки,
умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и
удерживать заявленный аспект;
9 • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой,
тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и
учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками
информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами,
сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых
и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе:
распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и
встраивать ее в общее рабочее поле;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками
зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или
пробовать высказывать собственную точку зрения;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и
полученного результата.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
10 «Литературное чтение» к концу 3го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая
индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего
чтения;
• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в
процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника
«Ключ и заря»;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений;
перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание
текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев
разных произведений;
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница
«Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
11 • составлять тематический, жанровый и монографический сборники
произведений.
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги
по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных
произведений;
• самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую
сказку;
• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух
оснований): особенности построения и основная целевая установка
повествования;
• находить и различать средства художественной выразительности в
авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола
(называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать
изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в
сказках разных народов мира.
12 Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию,
темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные
произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления
(отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное
произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного,
прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных
диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и
коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи
их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в
соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных
произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения
и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями
с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений)
делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе
обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
13 Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в
Стандарте и Образовательной программе.В силу особенностей учебного
предмета выделяем:
Ценность патриотизма, гражданственности любовь к России, своему
народу, своему краю; служение Отечеству.
Ценность нравственных чувств нравственный выбор; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства
человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль,
честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Ценность природы, окружающей среды родная земля; заповедная
природа; экологическое сознание.
Ценность прекрасного красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают
развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций.
14 15 Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане
Программа и материал УМК рассчитаны на 136 ч в год (4ч в неделю), что
соответствует ФГОС в 3 классе.
Согласно учебному плану ГКОУ РО Семичанской школыинтерната на
20152016 уч. год на изучение литературного чтения в 3 классе из федерального
компонента выделяется – 136 часов, а также добавлен 1 час из школьного
компонента. Таким образом, на изучение литературного чтения в 3 классе
выделено 5 часа в неделю, 34 учебные недели). Итого – 170 часов.
На основании Примерных программ, содержащих требования к содержанию
образования по литературному чтению, и с учетом стандарта конкретного
образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
16 С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий
(уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения
(планируемые результаты), что представлено в табличной форме.
17 Раздел4. Содержание предмета
Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами,
как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе
формируются самые первые представления о литературном процессе как
движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с
особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор
младших школьников. Основной литературой для анализа является по
прежнему классическая и современная детская литература, русская и
зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных
текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая
близка и понятна и детям, и взрослым.
Продолжается знакомство младших школьников с живописными
произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых
литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную
параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном
произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми
важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной
терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную
выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием
ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.
18 Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении
литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных
народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и
поэтическом произведении.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых
доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на
слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Формирование
умения удерживать в процессе полилога обсуждаемый аспект.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения,
повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего
чтения.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и
выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух:
правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения),
беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих
смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники
чтения, установки на увеличение его скорости.
Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные
особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур:
контраста, звукописи, повторов.
Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать
дополнять их или тактично и
высказывания одноклассников,
аргументированно опровергать.
Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной
переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
19 Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование,
чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая
культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого
общения.
Формирование библиографической культуры
Формирование представлений о жанровом,
тематическом и
монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные
сборники.
Составление сборника избранных
произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности
пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с
рекомендованным списком.
Понятие «Избранное».
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о
животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех
народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента
времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее
древняя сказочная история.
Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их
этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между
животными и особенностей их внешнего вида).
Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость
героя (а не его физическое превосходство).
Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер –
начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и
благодарным.
Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).
20 Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного
опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики
сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор
пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.
Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и
мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части
басни из сказки о животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей.
Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени:
Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального
конфликта и морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа.
Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров
героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя,
характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера
или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.
Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа.
Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая
заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений):
объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным
миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть
характер героя (рассказ).
21 Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя
рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения
окружающего мира; через открытое выражение чувств.
Средства
художественной выразительности, используемые для создания яркого
поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение,
контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени.
Формирование начальных нагляднообразных
представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту
времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды
древности), а также авторских литературных и живописных произведений.
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений
литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и
музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о
том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам
искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не
тематическое сходство).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение
жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и
волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение,
олицетворение, контраст и др.).
Раздел «Элементы творческой деятельности»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции
живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные
произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения
выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых
фрагментов литературных текстов.
22 Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и
коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и
наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов,
живописных и музыкальных произведений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям,
инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с
репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки: «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»;
бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*;
бурятская сказка «Снег и заяц»;
венгерская сказка «Два жадных медвежонка»;
индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О
радже и птичке»*, «Хитрый шакал»;
корейская сказка «Как барсук и куница судились»;
кубинская сказка «Черепаха, кролик и удавмаха»;
шведская сказка «По заслугам и расчет»*;
хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»;
сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
* Произведения, отмеченные звёздочкой, входят в хрестоматию.
23 Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп: «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбешка»,
«Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»;
Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*;
Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*;
японские хокку: Басё, Бусон, Дзесо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А. Пушкин: «Зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней
модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»;
И. Крылов: «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука»,
«Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;
Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»);
И. Бунин «Листопад»;
К. Бальмонт «Гномы»;
С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»;
В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»;
24 К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрепанный
воробей»;
Н. ГаринМихайловский «Детство Темы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов: «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок
листопада»*, «Отражение»*;
Н. Матвеева: «Картофельные олени», «Гуси на снегу»;
В. Шефнер «Середина марта»;
С. Козлов: «Июль», «Мимо белого облака луны», «Сентябрь»;
Д. Дмитриев «Встреча»;
М. Бородицкая «На контрольной»;
Э. Мошковская: «Где тихийтихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылек»*,
«Осенняя вода»*, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*;
Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»;
Л. Пантелеев «Честное слово»;
Б. Житков «Как я ловил человечков»;
Саша Черный «Дневник фокса Микки»;
Н. Тэффи «Преступник»;
* Произведения, отмеченные звёздочкой, входят в хрестоматию.
25 Н. Носов «Мишкина каша»*;
Б. Заходер «История гусеницы»;
В. Драгунский: «Ровно 25 кило», «Кот в сапогах»*;
Ю. Коваль: «Березовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами», «Под
соснами»*;
С. Козлов: «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать»,
«Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*;
К. Чуковский «От двух до пяти»;
Л. Каминский «Сочинение»;
И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже XX — XXI веков
Поэзия
В. Лунин: «Идем в лучах зари»*, «Ливень»*;
Д. Дмитриев «Встреча»*;
Л. Яковлев «Для Лены»;
М. Яснов: «Подходящий угол»; «Гусеница — бабочке»; «Мы и птицы»*;
Г. Остер «Вредные советы»;
Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин: «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*;
Маша Вайсман: «Лучший друг медуз»,
«Приставочка моя
любименькая»*;
26 Т. Пономарева: «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В
шкафу», «Помощь»;
О. Кургузов «Мальчикпапа»*;
С. Махотин «Самый маленький»*;
А. Иванов «Как Хома картины собирал»*.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
Название разделов учебника
Кол – во часов
Устное народное творчество. Сказки о
животных
Авторская литература народов мира
Классики русской литературы
Классики советской и русской детской
литературы
Современная детская литература на рубеже ХХ
ХХI веков
22 ч
20 ч
35 ч
53 ч
40 ч
Всего:
170 час
27 Раздел 5. Тематическое планирование УУД.
№ п/п
Разделы, темы.
Количество часов
Примерная
программа
Рабочая
программа
1
2
3
4
5
6
7
8
3 класс
Учимся наблюдать и копим впечатления
Постигаем секреты сравнения
Пытаемся понять, почему люди фантазируют
Учимся любить
Набираемся житейской мудрости
Продолжаем разгадывать загадки смешного
Как рождается герой
Сравниваем прошлое и настоящее
ИТОГО
20
18
15
20
16
25
38
18
170
20
18
15
20
16
25
38
18
170
Планируемые результаты обучения
Тема (раздел)
освоение
предметных
знаний (базовые
понятия)
универсальные учебные действия
Сергей Козлов «Июль».
Картина А. Герасимова
«После дождя»
Приём
олицетворения
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска
и анализа живописного произведения; работа с
музыкальным произведением; работа с дидактическими
иллюстрациями; поиск нужной библиографической и
содержательной информации. Логические: подведение под
28 понятие; установление причинно-следственных связей.
Личностные: смыслообразование (формирование базовых
нравственно-этических ценностей); контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата
деятельности.
29 Юрий Коваль
«Берёзовый пирожок»
Картина М. Шагала
«Окно в сад»
Приём
олицетворения
Владимир Маяковский
«Тучкины штучки»,
С.Козлов «Мимо белого
яблока луны…», С
Есенин «Нивы сжаты,
рощи голы…»
Работа над
приёмами
сравнение,
олицетворение
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью
поиска и анализа живописного произведения; работа с
музыкальным произведением; перечитывание текста с
разными задачами; работа с дидактическими
иллюстрациями. Личностные: смыслообразование
(формирование базовых нравственно-этических ценностей)
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; работа с музыкальным
произведением; перечитывание текста с разными
задачами. Логические: подведение под понятие.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям); смыслообразование
(формирование базовых нравственно-этических ценностей);
контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности
Александр Пушкин
«Вот север, тучи
нагоняя…», «Опрятней
модного паркета…»,
Вадим Шефнер
«Середина марта»,
хокку Дзёсо, Басё
Работа над
приёмами
сравнение,
олицетворение,
контраст
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с разными
задачами. Логические: подведение под понятие.
Личностные: смыслообразование (формирование базовых
нравственно-этических ценностей); контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
Вадим Шефнер
«Середина марта»,
хокку Дзёсо, Басё
Картина И. Грабаря
«Мартовский снег»
Работа над
приёмами
сравнение,
олицетворение,
контраст
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью
поиска и анализа живописного произведения;
перечитывание текста с разными задачами; работа с
дидактическими иллюстрациями. Логические: подведение
30 под понятие; установление причинно-следственных связей.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям); смыслообразование
(формирование базовых нравственно-этических ценностей)
31 Н.Матвеева «Гуси на
снегу», Эмма
Мошковская «Где
тихий, тихий пруд...»,
хокку Ёса Бусона
Работа над
приёмами
контраст и
звукопись
С.Козлов «Сентябрь»,
«Как оттенить тишину»
Работа над
приёмами
сравнение и
контраст
Иван Бунин «Листопад» Приемы
олицетворение,
сравнение,
контраст,
звуковые
впечатления
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью
поиска и анализа живописного произведения;
перечитывание текста с разными задачами; работа с
маркированными в тексте словами и строчками.
Логические: анализ объектов с целью выделения в них
существенных признаков; подведение под понятие.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям); смыслообразование
(формирование базовых нравственно-этических ценностей);
контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и
результата деятельности. Коммуникативные:
взаимодействие
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях. Логические: подведение под
понятие. Личностные: самоопределение (учет чужой точки
зрения, помощь сквозным героям); контроль и
самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата
деятельности
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с разными
задачами. Логические: подведение под понятие.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям). Коммуникативные: кооперация
Записная книжка Кости
Погодина.
Подготовка к
использованию
приёма
олицетворения в
своём сочинении
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с разными
задачами. Логические: установление причинно-
следственных связей. Личностные: самоопределение (учет
чужой точки зрения, помощь сквозным героям);
32 смыслообразование (формирование базовых нравственно-
этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
33 Сочинение
Александр Пушкин
«Зимнее утро»
Валентин Берестов
«Большой мороз»,
«Плащ»
Картины В. Ван Гога
«Ботинки», «Отдых
после работы»
В.Берестов «Большой
мороз», «Плащ»
Картины В. Ван Гога
«Ботинки», «Отдых
после работы»
Логические: подведение под понятие. Личностные:
самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь
сквозным героям); смыслообразование (формирование
базовых нравственно-этических ценностей; формирование
опыта переживаний, опыта примерок)
Приём контраста
и смысл его
использования в
литературе
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с разными
задачами. Логические: подведение под понятие.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям); смыслообразование
(формирование базовых нравственно-этических ценностей)
Осознанное и
выразительное
чтение;
понимание
природы
художественного
приема и его
особенностей
Познавательные: поход в «Музейный Дом» с целью поиска
и анализа живописного произведения; перечитывание
текста с разными задачами; работа с дидактическими
иллюстрациями. Логические: подведение под понятие.
Личностные: смыслообразование (формирование базовых
нравственно-этических ценностей; формирование опыта
переживаний, опыта примерок); контроль и самоконтроль,
оценка и самооценка процесса и результата деятельности.
Коммуникативные: кооперация
Осознанное и
выразительное
чтение;
понимание
природы
художественного
приема и его
особенностей
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; поход в «Музейный Дом» с целью
поиска и анализа живописного произведения.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям). Коммуникативные:
взаимодействие
34 С.Козлов «Разрешите с
вами посумерничать»
Юрий Коваль «Вода с
закрытыми глазами»,
хокку Ранрана
Подвести к
выводу о
ценности
общения и
совместного
переживания
красоты природы
Убедиться в том,
что человек не
может и не
должен быть
одинок.
Учиться видеть
не только
глазами, но и
сердцем.
Личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения,
помощь сквозным героям).
Познавательные: поиск и выделение необходимой
информации в словарях; перечитывание текста с разными
задачами. Личностные: самоопределение (учет чужой
точки зрения, помощь сквозным героям);
смыслообразование (формирование базовых нравственно-
этических ценностей); контроль и самоконтроль, оценка и
самооценка процесса и результата деятельности
35 Убедиться в
том, что
человек не
может и не
должен быть
одинок.
Учиться
видеть не
только
глазами, но
и сердцем.
Д
а
т
а
В
и
д
К
о
л
-
в
о
П
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
ы
е
:
п
е
р
е
ч
и
т
ы
в
а
н
и
е
Познав
ательн
ые:
перечи
тывани
е
текста
с
разным
и
задача
ми.
Личнос
тные:
смысло
образов
ание
(форми
ровани
е
базовы
х
историк
о-
культур
ных
ценнос
тей)
Расс
матр
иват
ь
хара
ктер
ы
лите
рату
рных
геро
ев в
разв
итии
Позн
ават
ельн
ые:
поис
к и
выде
лени
е
необ
ходи
мой
инфо
рмац
ии в
слов
арях;
похо
д в
«Муз
ейны
й
Дом»
с
цель
ю
поис
ка и
анал
Обобщение по
разделу «Учимся
наблюдать и
копим
впечатления»
Краткий пересказ основных событий и
фрагментов текста Сравнительный анализ
текстов; осознанное и выразительное
чтение
Видение
ситуации в
рассказе с
точки
зрения
разных
героев
рассказаСк
азка
«Откуда
пошли
болезни и
лекарства»
36
Позна
вател
ьные:
переч
итыва
ние
текст
а с
разны
ми
задач
ами.
Лично
стные
:
смысл
ообра
зован
ие
(форм
ирова
ние
базов
ых
истор
ико-
культ
урных
ценно
стей)
Лично
стные
:
контр
оль и
самок
онтро
ль,
оценк
а и
самоо
ценка
проце
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.