Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Оценка 4.6

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
9 кл
06.04.2018
Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.
Данная программа призвана помочь обучающимся с ОВЗ ГКОУ для детей-сирот с.Камышла подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Помощь эта состоит не в прямом воздействии, а во взаимодействии социального педагога, родителей и учащихся, а также других сотрудников школы. Поэтому она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с учащимися. Программа включает в себя такие виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная. Применяемые методики: деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности. Главная задача социального педагога - помочь учащимся познать себя выбрать направление профессиональной деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости и нравственности. Актуальность программы в том, что она позволяет детям задуматься над проблемой трудоустройства и помочь в будущем выборе профессии. Профориентационная работа в период нахождения ребёнка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в современном обществе.
ПРОГРАММА точный.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей ­ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла Программа    по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.                                       Социальный ­ педагог:  Шафигуллина Ю.Р. 1.Паспорт программы Полное наименование программы Программа деятельности социального педагога  по профориентационной  работе с учащимися с ОВЗ  Основания для разработки программы Разработчик программы Период и этапы реализации  программы Цель программы Основные задачи реализации  программы 1.Конвенция о правах ребенка. 2.Закон   РФ   «Об   основных гарантиях прав ребенка».           3.Закон РФ «Об образовании» Социальный педагог Шафигуллина  Юлия Равилевна 2017­2020 г. I этап – подготовительный (сентябрь­ декабрь 2017 года); II этап – основной/практический  (январь 2018 – декабрь 2019 года); III этап – аналитический/обобщающий (январь­июнь 2020 года) Формирование ответственного  отношения к выбору профессии и  создание условий для  профессионального самоопределения  обучающихся в соответствии со  склонностями, способностями,  индивидуальными особенностями, с  потребностями общества. 1. Создать систему профориентации  учащихся через организацию урочной  и внеурочной деятельности учащихся. 2. Сформировать у учащихся  положительную мотивацию к  трудовой деятельности. 3. Обеспечить профпросвещение,  профдиагностику, профконсультации  учащихся. 4. Научить анализировать свои   возможности и  способности и Ожидаемые конечные результаты,  важнейшие целевые показатели  программы Процедура внесения изменений в  программу соотносить их с требованиями, выдвигаемыми выбранной  профессией. 1. Социализация учащихся с ОВЗ,  воспитание людей, адаптированных к  современным социально­  экономическим условиям. 2. Увеличение численности  выпускников, поступающих в учебные заведения по выбранному профилю. На протяжении всего срока  реализации программы допускаются  изменения, продиктованные ритмом  современной жизни, складыванием  объективных и субъективных  предпосылок. 2.Пояснительная записка. Введение  «Воспитывать детей надо не для счастья,  а для труда – это и принесет им счастье». К.Д Ушинский Выпускникам наших школ очень трудно выбрать правильный ориентир и не  затеряться в этих возможностях. В   жизни наших выпускников,  детей с  ограниченными возможностями здоровья ,ориентиром служит школа, которая  должна помочь и направить своего воспитанника на правильный путь.  Поэтому  была разработана программа по профориентационной работе для  детей  с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ для детей –сирот с.  Камышла. Социально­экономические условия жизни в современном обществе диктуют  свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Рыночные  отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его  интенсивность. Требуются такие качества, как высокий профессионализм,  выносливость, ответственность, чтобы не только выжить, но и достойно жить,  принося при этом пользу обществу. Когда каждый из учеников встаёт перед  важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую выбрать  профессию?». От этого выбора зависит будущее ученика. Профессиональная  ориентация является одним из главных этапов в процессе образования, особенно обучающихся с ОВЗ.  Школа и родители должны взять на себя  ответственность за то, чтобы помочь ребёнку сориентироваться и сделать  осознанный правильный выбор, который будет соответствовать его  возможностям, способностям, интересам и поможет добиваться поставленной цели. Необходимо уделять большое внимание проведению профориентационной  работы среди учащихся. Поэтому встала необходимость создания программы  по профориентации детей с ОВЗ, которая будет включать в себя как  получение знаний о себе и о мире профессий, так и помощь в соотнесении  этих знаний со знаниями, о профессиональной деятельности. Данная программа  призвана помочь школьникам с ОВЗ подготовиться к  самостоятельной трудовой деятельности. Помощь эта состоит не в прямом  воздействии, а во  взаимодействии социального педагога , родителей и  учащихся, а также других сотрудников школы. Поэтому она реализуется  через учебно­воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с  учащимися. Комплексность программы диктует многообразие видов  деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной. Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком в форме  психокоррекционной работы — рекомендуется проводить тестирования,  практические занятия с использованием надежных методик, деловых и  ролевых игр, проблемно­поисковых задач, элементов исследовательской и  проектной деятельности. Главная задача социального педагога ­ помочь  учащимся познать себя выбрать направление профессиональной  деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости и  нравственности. 3. Планирование коррекционной работы. В ГКОУ для детей­сирот с. Камышла обучаются дети с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ),   нуждающиеся в специальных  образовательных условиях. Индивидуальный маршрутный лист. ФИО ФИО Ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные  нарушениями  интеллектуального  развития.   Ребёнок с ОВЗ, трудности в обучении, обусловленные  нарушениями  интеллектуального  Нуждается в специальных  образовательных условиях Нуждается в специальных  образовательных условиях развития.   4.Общая характеристика детей с ОВЗ: У данных обучающихся при потенциально­ сохраненных возможностях  интеллектуального развития, наблюдается недостаточное развитие  познавательных сфер: мышления, памяти, внимания, недостаточность темпа и  подвижности психических процессов, повышенная утомляемость,  несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная  неустойчивость. Для обеспечения коррекции их психического развития и  эмоционально­волевой сферы, активизации познавательной деятельности,  формирования навыков и умений учебной деятельности  и создана эта  программа. 5. Коррекционная работа. Рабочая программа  по  профориентации  включает в себя коррекционную  работу, основанную на психофизических особенностях детей с ОВЗ,  характеризующихся конкретным типом восприятия учебного материала  (осмысливают фрагментально, воспринимают лишь часть материала),  снижением интеллектуальной деятельности, слабым развитием операции  анализа и синтеза, преобладанием наглядно­образного мышления,  замедленным темпом мышления, низким уровнем работоспособности.  Ученики с ОВЗ нуждаются в специальных образовательных условиях, которые включают:  индивидуализацию подхода при обучении;  создание ситуации успеха;  предотвращение наступления утомления чередованием умственной и  практической деятельности;  осуществление своевременной обратной связи между учеником и  учителем;  приёмы обучения базируются на особенностях обучающихся  воспринимать и воспроизводить материал на репродуктивном уровне:  алгоритмизация, выполнение работы по образцу; активное использование методических приёмов деятельностного  подхода к обучению;   использование нестандартных форм контроля;  система оценки знаний, умений и навыков отражает и ситуативный  успех ученика с учётом степени мыслительной деятельности,  интеллектуальной активности обучающихся;  учёт рекомендаций, указанных в индивидуальных коррекционно­ образовательных маршрутах (ИКОМ). 6. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:  наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;  поэтапное формирование умственных действий;  опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;  безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных  поступков;  обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 7. Общая характеристика . Актуальность программы  предполагает проведение занятий в форме  профессиональных проб, позволяющих обучить подростков основным  принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на  рынке труда; также она ориентирована на формирование общеучебных  умений, которые являются надпредметными. Новизна программы заключается в том, что в процессе изучения   предполагается подготовка обучающихся к жизни в динамичном мире и  вооружении знаниями, способными помочь учащимся принять осознанное  решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения. Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу  обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели  одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая  заключается в выполнении учебной задачи определённой группой  обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических  парах и парах сменного состава. Рабочая программа имеет целью создание условий для осознанного  профессионального самоопределения учащихся в соответствии со  способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально­ профессиональной адаптации в обществе и способствует решению  следующих задач изучения курса:  расширение представления учащихся о современном «рынке  профессий»;  формирование умения соотносить свои интересы и способности с  требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;  формирование положительного отношения к себе, осознание своей  индивидуальности применительно к реализации себя в будущей  профессии; способствование проектированию подростками своих жизненных и  профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных  моделей достижения высокой квалификации в ней.  8. Место данной программы  в учебном плане. Данный курс рекомендован для воспитанников  8­9­10  классов и  осуществляется во внеурочное время.  Курс  состоит из пяти разделов,  введения и заключения. Каждый раздел разбит на темы. Занятие состоит из  практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение  личности, мира труда и профессий.                9.  Требования к результатам обучения. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: знать:  значение профессионального самоопределения, требования к  составлению личного профессионального плана;  правила выбора профессии;  понятие о профессиях и профессиональной деятельности;  понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в  связи с выбором профессии;  понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально  – волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.  иметь представления:  о смысле и значении труда в жизни человека и общества;  о современных формах и методах организации труда;  о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;  о предпринимательстве;  о рынке труда. уметь:  соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями  конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;  использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой    деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим  признакам профессиональной деятельности, а также о современных  формах и методах хозяйствования в условиях рынка;  пользоваться сведениями о путях получения профессионального  образования. 10. Содержание программы. Примерная система программных мероприятий 8 класс Дата проведения по факту 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 «Мир удивительных профессий» коррекционное занятие с элементами тренинга. Диагностическое вводное занятие «Что я знаю о себе?» Психологический час «Формула темперамента» Классный час «Дорога в профессию начинается в школе» Конкурс рисунков «Профессия моей мечты» Психологический час «Что такое характер?» Психологический тест «Жизненные ценности» Устный журнал «Рабочие профессии» Беседа с психологом «Эмоциональное состояние и приёмы саморегуляции» Внеклассное мероприятие «Мир профессий» Тренинг «Межличностное взаимодействие» Классный час «Моё право на труд» Экскурсия на почтовое отделение (знакомство с работой почтальона). Игровая программа «По дорогам профессий» 15 16 17 18 19 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Встреча с работником парикмахерского салона. (знакомство с работой парикмахера и конкурс «Лучшая причёска» Беседа о профессиях каменщика и маляра. Классный час «Лучшие работники – столяры и плотники» Экскурсия в библиотеку (знакомство с работой библиотекаря) Игра «Угадай профессию» Внеклассное мероприятие «Все работы хороши, выбирай на вкус» 9 класс Дата проведения по факту Классный час «Я и моя будущая профессия» Занятие с психологом «Классификация профессий по Климову» Экскурсия в пожарную часть (знакомство с работой пожарных) Круглый стол «Профессии моей семьи» Психологический час «Темперамент и выбор профессии» Обзор литературы по вопросам выбора профессии. Классный час «Путешествие в страну профессий» Экскурсия в «Цветочный магазин» (знакомство с профессией флориста, мастер­класс по созданию букетов) Анкетирование «Интересы и склонности в выборе профессии» Встреча с выпускником школы (знакомство с его профессиональной деятельностью) Классный час «Производство и дисциплина труда» Игровая программа «Марафон профессий» Психологический час «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Классный час «Профессия переплётчика» 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Викторина «Ярмарка профессий» Экскурсия в  Центр питания (знакомство с профессией повара) Участие в конкурсе работ «Делаем сами своими руками» Классный час «Твоя профессия – ученик» 10 класс Дата проведения по факту Классный час «Все профессии важны, все профессии нужны» Диагностика «О профессиях разных, нужных и важных» Беседа «Мир профессий, или какую дверь открыть?» Психологический тест «Профессиональная зрелость»  экскурсия по ПУ ­40 Классный час «Дороги, которые мы выбираем» Тестирование по профпригодности «Твой выбор!» Познавательная игра «Мы играем в журналистов» Час полезных советов. Экскурсия на хлебокомбинат, в кондитерский цех (знакомство с профессией кондитера) Видеоальбом «Мир профессий» Экскурсия  (знакомство с профессией швеи) Презентация «Азбука профессии» Психологический тренинг «Будь готов!» Экскурсия в Похвистневский с­х техникум Классный час «Хочу быть счастливым!» Психологический час «Ошибки в выборе  профессии» День открытых дверей в Буйском  железнодорожном техникуме. Внеклассное мероприятие «Парад профессий»  (ретрансляция проектов учащихся) 11. Условия реализации программы 1. Создание атмосферы комфорта, доверия, уважения и конфиденциальности. 2. Материально­техническое обеспечение, наличие наглядного и  дидактического материала в соответствии с тематикой занятий. 3. Создание благоприятных условий и помощи в реализации данной  программы со стороны администрации, педагогического коллектива и специалистов школы. 4.Обязательная совместная деятельность с родителями (законными  представителями), учреждениями дополнительного образования и т.д. 12. Общие прогнозируемые результаты Итогом реализации данной программы  должны стать следующие результаты:  социализация учащихся с ОВЗ, воспитание людей, адаптированных к  современным социально­экономическим условиям. Подводя итоги рассмотрения подростками, имеющими ограниченные  возможности здоровья, можно сделать следующие выводы:  1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.  2. Методический инструментарий для определения типологических  особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к  возможностям подростка с ОВЗ.  3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их  возможностями.  4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно  проводить психолого­педагогическую работу по воспитанию качеств,  необходимых для овладения той или иной профессией. Список литературы 1.Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика.  – 2001. ­ №5. – С. 40­45 2.Классный час «Как выбрать профессию». Аблогина С.Л. – Классный  руководитель. 2008 №7 3.Классный час «Мы выбираем». Баранова Н.А. Классный руководитель. –  2008 №7. 4.Классные часы: 8,9 класс/ Авт­сост. А.В. Давыдова,­ М:ВАКО, 2012. 5.Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.  6.Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.  7.Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;  8. Загашев И.О. Занятия по профориентации. – М., 2008. 9.Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983. 10. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной  школе 8 вида, ж­л «Дефектология», № 5 , 2006 год. 11.Программа «Азбука профориентации XXI века» ,авторы: Кудряшова Н.В.,  Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.  Под общей редакцией к.п.н.  Богайцевой М.В.  ЗАО «Межрегиональная  служба труда и жизнеобеспечения», 2010.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.

Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.

Программа  по профориентационной работе  с учащимися  с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018