Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
9 кл
06.04.2018
Данная программа призвана помочь обучающимся с ОВЗ ГКОУ для детей-сирот с.Камышла подготовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Помощь эта состоит не в прямом воздействии, а во взаимодействии социального педагога, родителей и учащихся, а также других сотрудников школы. Поэтому она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с учащимися.
Программа включает в себя такие виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
Применяемые методики: деловые и ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности.
Главная задача социального педагога - помочь учащимся познать себя выбрать направление профессиональной деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости и нравственности.
Актуальность программы в том, что она позволяет детям задуматься над проблемой трудоустройства и помочь в будущем выборе профессии. Профориентационная работа в период нахождения ребёнка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в современном обществе.
ПРОГРАММА точный.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Самарской области для детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
имени Акчурина А.З. с. Камышла
Программа
по профориентационной работе
с учащимися с ОВЗ.
Социальный педагог:
Шафигуллина Ю.Р. 1.Паспорт программы
Полное наименование программы
Программа деятельности социального
педагога по профориентационной
работе с учащимися с ОВЗ
Основания для разработки программы
Разработчик программы
Период и этапы реализации
программы
Цель программы
Основные задачи реализации
программы
1.Конвенция о правах ребенка.
2.Закон РФ «Об основных
гарантиях прав ребенка».
3.Закон РФ «Об образовании»
Социальный педагог Шафигуллина
Юлия Равилевна
20172020 г.
I этап – подготовительный (сентябрь
декабрь 2017 года);
II этап – основной/практический
(январь 2018 – декабрь 2019 года);
III этап – аналитический/обобщающий
(январьиюнь 2020 года)
Формирование ответственного
отношения к выбору профессии и
создание условий для
профессионального самоопределения
обучающихся в соответствии со
склонностями, способностями,
индивидуальными особенностями, с
потребностями общества.
1. Создать систему профориентации
учащихся через организацию урочной
и внеурочной
деятельности учащихся.
2. Сформировать у учащихся
положительную мотивацию к
трудовой деятельности.
3. Обеспечить профпросвещение,
профдиагностику, профконсультации
учащихся.
4. Научить анализировать свои
возможности и способности и Ожидаемые конечные результаты,
важнейшие целевые показатели
программы
Процедура внесения изменений в
программу
соотносить их с требованиями,
выдвигаемыми выбранной
профессией.
1. Социализация учащихся с ОВЗ,
воспитание людей, адаптированных к
современным социально
экономическим условиям.
2. Увеличение численности
выпускников, поступающих в учебные
заведения по выбранному профилю.
На протяжении всего срока
реализации программы допускаются
изменения, продиктованные ритмом
современной жизни, складыванием
объективных и субъективных
предпосылок.
2.Пояснительная записка.
Введение
«Воспитывать детей надо не для счастья,
а для труда – это и принесет им счастье».
К.Д Ушинский
Выпускникам наших школ очень трудно выбрать правильный ориентир и не
затеряться в этих возможностях. В жизни наших выпускников, детей с
ограниченными возможностями здоровья ,ориентиром служит школа, которая
должна помочь и направить своего воспитанника на правильный путь.
Поэтому была разработана программа по профориентационной работе для
детей с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ для детей –сирот с.
Камышла.
Социальноэкономические условия жизни в современном обществе диктуют
свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Рыночные
отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его
интенсивность. Требуются такие качества, как высокий профессионализм,
выносливость, ответственность, чтобы не только выжить, но и достойно жить,
принося при этом пользу обществу. Когда каждый из учеников встаёт перед
важным вопросом в жизни: «Куда после школы идти учиться, какую выбрать
профессию?». От этого выбора зависит будущее ученика. Профессиональная
ориентация является одним из главных этапов в процессе образования, особенно обучающихся с ОВЗ. Школа и родители должны взять на себя
ответственность за то, чтобы помочь ребёнку сориентироваться и сделать
осознанный правильный выбор, который будет соответствовать его
возможностям, способностям, интересам и поможет добиваться поставленной
цели.
Необходимо уделять большое внимание проведению профориентационной
работы среди учащихся. Поэтому встала необходимость создания программы
по профориентации детей с ОВЗ, которая будет включать в себя как
получение знаний о себе и о мире профессий, так и помощь в соотнесении
этих знаний со знаниями, о профессиональной деятельности.
Данная программа призвана помочь школьникам с ОВЗ подготовиться к
самостоятельной трудовой деятельности. Помощь эта состоит не в прямом
воздействии, а во взаимодействии социального педагога , родителей и
учащихся, а также других сотрудников школы. Поэтому она реализуется
через учебновоспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с
учащимися. Комплексность программы диктует многообразие видов
деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной. Наряду с основной
формой организации учебного процесса — уроком в форме
психокоррекционной работы — рекомендуется проводить тестирования,
практические занятия с использованием надежных методик, деловых и
ролевых игр, проблемнопоисковых задач, элементов исследовательской и
проектной деятельности. Главная задача социального педагога помочь
учащимся познать себя выбрать направление профессиональной
деятельности и, как следствие, повысить уровень успеваемости и
нравственности.
3. Планирование коррекционной работы.
В ГКОУ для детейсирот с. Камышла обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающиеся в специальных
образовательных условиях.
Индивидуальный маршрутный лист.
ФИО
ФИО
Ребёнок с ОВЗ, трудности в
обучении, обусловленные
нарушениями
интеллектуального
развития.
Ребёнок с ОВЗ, трудности в
обучении, обусловленные
нарушениями
интеллектуального
Нуждается в специальных
образовательных условиях
Нуждается в специальных
образовательных условиях развития.
4.Общая характеристика детей с ОВЗ:
У данных обучающихся при потенциально сохраненных возможностях
интеллектуального развития, наблюдается недостаточное развитие
познавательных сфер: мышления, памяти, внимания, недостаточность темпа и
подвижности психических процессов, повышенная утомляемость,
несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная
неустойчивость. Для обеспечения коррекции их психического развития и
эмоциональноволевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности и создана эта
программа.
5. Коррекционная работа.
Рабочая программа по профориентации включает в себя коррекционную
работу, основанную на психофизических особенностях детей с ОВЗ,
характеризующихся конкретным типом восприятия учебного материала
(осмысливают фрагментально, воспринимают лишь часть материала),
снижением интеллектуальной деятельности, слабым развитием операции
анализа и синтеза, преобладанием нагляднообразного мышления,
замедленным темпом мышления, низким уровнем работоспособности.
Ученики с ОВЗ нуждаются в специальных образовательных условиях, которые
включают:
индивидуализацию подхода при обучении;
создание ситуации успеха;
предотвращение наступления утомления чередованием умственной и
практической деятельности;
осуществление своевременной обратной связи между учеником и
учителем;
приёмы обучения базируются на особенностях обучающихся
воспринимать и воспроизводить материал на репродуктивном уровне:
алгоритмизация, выполнение работы по образцу;
активное использование методических приёмов деятельностного
подхода к обучению;
использование нестандартных форм контроля;
система оценки знаний, умений и навыков отражает и ситуативный
успех ученика с учётом степени мыслительной деятельности,
интеллектуальной активности обучающихся; учёт рекомендаций, указанных в индивидуальных коррекционно
образовательных маршрутах (ИКОМ).
6. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных
поступков;
обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
7. Общая характеристика .
Актуальность программы предполагает проведение занятий в форме
профессиональных проб, позволяющих обучить подростков основным
принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на
рынке труда; также она ориентирована на формирование общеучебных
умений, которые являются надпредметными.
Новизна программы заключается в том, что в процессе изучения
предполагается подготовка обучающихся к жизни в динамичном мире и
вооружении знаниями, способными помочь учащимся принять осознанное
решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения.
Рабочая программа позволяет организовать фронтальную работу
обучающихся, при которой обучающиеся для достижения общей цели
одновременно выполняют общее задание; групповую работу, которая
заключается в выполнении учебной задачи определённой группой
обучающихся; коллективную работу, основанную на общении в динамических
парах и парах сменного состава.
Рабочая программа имеет целью создание условий для осознанного
профессионального самоопределения учащихся в соответствии со
способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями
общества, региона в кадрах; сформировать способности к социально
профессиональной адаптации в обществе и способствует решению
следующих задач изучения курса:
расширение представления учащихся о современном «рынке
профессий»;
формирование умения соотносить свои интересы и способности с
требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией; формирование положительного отношения к себе, осознание своей
индивидуальности применительно к реализации себя в будущей
профессии;
способствование проектированию подростками своих жизненных и
профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных
моделей достижения высокой квалификации в ней.
8. Место данной программы в учебном плане.
Данный курс рекомендован для воспитанников 8910 классов и
осуществляется во внеурочное время. Курс состоит из пяти разделов,
введения и заключения. Каждый раздел разбит на темы. Занятие состоит из
практической и теоретической части. Теоретическая часть включает изучение
личности, мира труда и профессий.
9. Требования к результатам обучения.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
значение профессионального самоопределения, требования к
составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а
также психофизиологических и психологических ресурсах личности в
связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально
– волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда. уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим
признакам профессиональной деятельности, а также о современных
формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального
образования.
10. Содержание программы.
Примерная система программных мероприятий
8 класс
Дата
проведения
по факту
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
«Мир удивительных профессий» коррекционное
занятие с элементами тренинга.
Диагностическое вводное занятие «Что я знаю о
себе?»
Психологический час «Формула темперамента»
Классный час «Дорога в профессию начинается в
школе»
Конкурс рисунков «Профессия моей мечты»
Психологический час «Что такое характер?»
Психологический тест «Жизненные ценности»
Устный журнал «Рабочие профессии»
Беседа с психологом «Эмоциональное состояние
и приёмы саморегуляции»
Внеклассное мероприятие «Мир профессий»
Тренинг «Межличностное взаимодействие»
Классный час «Моё право на труд»
Экскурсия на почтовое отделение (знакомство с
работой почтальона).
Игровая программа «По дорогам профессий» 15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Встреча с работником парикмахерского салона.
(знакомство с работой парикмахера и конкурс
«Лучшая причёска»
Беседа о профессиях каменщика и маляра.
Классный час «Лучшие работники – столяры и
плотники»
Экскурсия в библиотеку (знакомство с работой
библиотекаря)
Игра «Угадай профессию»
Внеклассное мероприятие «Все работы хороши,
выбирай на вкус»
9 класс
Дата
проведения
по факту
Классный час «Я и моя будущая профессия»
Занятие с психологом «Классификация
профессий по Климову»
Экскурсия в пожарную часть (знакомство с
работой пожарных)
Круглый стол «Профессии моей семьи»
Психологический час «Темперамент и выбор
профессии»
Обзор литературы по вопросам выбора
профессии.
Классный час «Путешествие в страну
профессий»
Экскурсия в «Цветочный магазин» (знакомство с
профессией флориста, мастеркласс по созданию
букетов)
Анкетирование «Интересы и склонности в
выборе профессии»
Встреча с выпускником школы (знакомство с его
профессиональной деятельностью)
Классный час «Производство и дисциплина
труда»
Игровая программа «Марафон профессий»
Психологический час «Эмоциональное
отношение к выбору профессии».
Классный час «Профессия переплётчика» 15
16
17
18
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Викторина «Ярмарка профессий»
Экскурсия в Центр питания (знакомство с
профессией повара)
Участие в конкурсе работ «Делаем сами своими
руками»
Классный час «Твоя профессия – ученик»
10 класс
Дата
проведения
по факту
Классный час «Все профессии важны, все
профессии нужны»
Диагностика «О профессиях разных, нужных и
важных»
Беседа «Мир профессий, или какую дверь
открыть?»
Психологический тест «Профессиональная
зрелость»
экскурсия по ПУ 40
Классный час «Дороги, которые мы выбираем»
Тестирование по профпригодности «Твой
выбор!»
Познавательная игра «Мы играем в
журналистов»
Час полезных советов.
Экскурсия на хлебокомбинат, в кондитерский
цех (знакомство с профессией кондитера)
Видеоальбом «Мир профессий»
Экскурсия (знакомство с профессией швеи)
Презентация «Азбука профессии»
Психологический тренинг «Будь готов!»
Экскурсия в Похвистневский сх техникум
Классный час «Хочу быть счастливым!»
Психологический час «Ошибки в выборе
профессии»
День открытых дверей в Буйском
железнодорожном техникуме.
Внеклассное мероприятие «Парад профессий»
(ретрансляция проектов учащихся) 11. Условия реализации программы
1. Создание атмосферы комфорта, доверия, уважения и конфиденциальности.
2. Материальнотехническое обеспечение, наличие наглядного и
дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.
3. Создание благоприятных условий и помощи в реализации данной
программы со стороны администрации, педагогического
коллектива и специалистов школы.
4.Обязательная совместная деятельность с родителями (законными
представителями), учреждениями дополнительного образования и т.д.
12. Общие прогнозируемые результаты
Итогом реализации данной программы должны стать следующие результаты:
социализация учащихся с ОВЗ, воспитание людей, адаптированных к
современным социальноэкономическим условиям.
Подводя итоги рассмотрения подростками, имеющими ограниченные
возможности здоровья, можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять
комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.
2. Методический инструментарий для определения типологических
особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к
возможностям подростка с ОВЗ.
3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать
профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их
возможностями.
4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно
проводить психологопедагогическую работу по воспитанию качеств,
необходимых для овладения той или иной профессией.
Список литературы
1.Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика.
– 2001. №5. – С. 4045
2.Классный час «Как выбрать профессию». Аблогина С.Л. – Классный
руководитель. 2008 №7 3.Классный час «Мы выбираем». Баранова Н.А. Классный руководитель. –
2008 №7.
4.Классные часы: 8,9 класс/ Автсост. А.В. Давыдова, М:ВАКО, 2012.
5.Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты.
Москва, 2003 г.
6.Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. – М., 1991.
7.Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;
8. Загашев И.О. Занятия по профориентации. – М., 2008.
9.Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 1983.
10. Копылова Т.Г. Система профориентационной работы в коррекционной
школе 8 вида, жл «Дефектология», № 5 , 2006 год.
11.Программа «Азбука профориентации XXI века» ,авторы: Кудряшова Н.В.,
Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А.
Под общей редакцией к.п.н. Богайцевой М.В. ЗАО «Межрегиональная
служба труда и жизнеобеспечения», 2010.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Программа по профориентационной работе с учащимися с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.