Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр.
Объектом исследования является процесс формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Предметом исследования являются педагогические условия формирования положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Положительные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее при использовании подвижных игр при соблюдении следующий условий:
-осуществить подбор игр на различные нравственные качества (взаимопомощь, сочувствие, взаимовыручка и др.);-формировать игровой опыт и опыт разрешения проблемных игровых ситуаций;-организовать развивающую среду для совместной игровой деятельности с включением подвижных игр.
Задачи исследования:1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.2.Выявить особенности взаимоотношений детей в старшем дошкольном возрасте.3.Разработать и апробировать систему занятий, включающих подвижные игры, по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.4. Определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, метод обобщения передового педагогического опыта);-эмпирические (беседа, наблюдение, интервьюрирование);-метод математико-статистической обработки результатов.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанную систему занятий-игр можно использовать как методическое руководство для воспитателей и методистов ДОУ по формированию положительных взаимоотношений дошкольников
Теоретическими основами нашего исследования являлись:1.Теоретико-методологические исследования работы по вопросам развития взаимоотношений детей дошкольного возраста Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Т.А.Макарова, В.П.Залогина, И.А.Аржанова, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, В.Г Нечаева, Р.С.Буре, А.В.Булатова, Р.И.Жуковская, П.Сабади, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, В.В.Гориневский, В.Г.Яковлев.
2. «Игра – это огромное светлое окно, через которое: в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий о окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Экспериментальнач работа проводилась на базе МБОУ детский сад «Черемушка» г. Димитровграда с детьми старшей группы с марта по май 2015г. В исследовании приняли участие 24 дошкольника – 12 детей экспериментальной и 12 контрольной группы. Работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый (контрольный).
На основе анализа психолого-педагогической литературы, для исследования умения взаимодействовать старших дошкольников со сверстниками, был использован методико-диагностический комплекс «Мониторинг в детском саду» Научно-методическое пособие» Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова.
Результаты диагностики видны в табл. №1, диаграммы 1. Было выявлено что повышение игровых умений, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников. Высокая социальная компетентность у 21% дошкольников, 58% испытывали затруднения в разрешении проблемных ситуаций, 21% -показали полную беспомощность.
По итогам константирующего эксперимента был разработан план формирующего эксперимента. Его цель- разработать и апробировать систему занятий, включающих подвижные игры, по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
В формирующем этапе участвовало 12 детей экспериментальной группы. На данном этапе исследования необходимым педагогическим условием для повышения эмоциональной и коммуникативной сферы использовались:Подвижные игры, коммуникативные, беседы на различные темы, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии.
В качестве основных компонентов, направленных на формирование управляемого поведения, в эксперименте выступали: коллективный характер игры, длительность игры, использование увлекательного сюжета, поручение ребенку роли ведущего, ознакомление его с главными и промежуточными целями игры.
Использовались: проблемно-диагонстическая ситуация : «Гости из зазеркалья», интерактивные игры на сплоченность и сотрудничество, подвижные игры на физкультурных занятиях, беседы, игры на обучение эффективным спсобам общения, игры на снятие конфликтности, наблюдение за ситуацией взаимодействия в играх с правилами.
В ходе эксперимента значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой необходимо показать свою заинтересованность в каждом, без исключения, ребенке. Особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых, которые не могли удовлетворить свою потребность в «принятии их» детьми и взрослыми.
Целью контрольного эксперимента : определить эффективность работы по формированию положительных взаимоотношений. На итоговом этапе эксперимента было выявлено, что формирующий этап повлиял на межличностные отношения дошкольников. Изменились личностные характеристики: высокий уровень компетентности обнаружили у 24% дошкольников, 68% испытали небольшие затруднения в решении предложенных проблемных ситуаций, 8% -испытывали затруднения в разрешении проблемных ситуаций.
Результаты анной экспериментальной работы подтверждают гипотезу о том, что положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста будут формироваться эффективнее, если организовать развивающую среду для совместной игровой деятельности с включением дидактических, подвижных игр, позволяют сделать следующие выводы:
- общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника и является условием формирования общественных качеств личности;
- игру можно использовать как средство формирования способности к общению, т.к. именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Исходя из проделанной работы, можно сказать, что система подвижных игр подобранная для развития положительных взаимоотношений детей, оказала значительное влияние на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, был обеспечен педагогический процесс, получили положительные результаты в развитии эмоциональной сферы дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.