Программа по развитию артикуляционной моторики

  • Документация
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аналитическая справка учителя - логопеда за 2013-2016 учебные годы. В справке отражен веся работа учителя-логопеда по направлениям за учебный год, куда входит как индивидуальная и групповая работа. Используется при аттестации учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию. Также материал полезен для педагогов - психологов.Аналитическая справка учителя-логопеда
Иконка файла материала 1.1.1 Аналитическая справка.docx
10 Аналитическая  справка о деятельности  учителя ­ логопеда муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа№1» Михайловой Алсу Таштимировны   Образование высшее, педагогическое. В 1993 году окончила Тобольский государственный   педагогический   институт   им.   Д.И.   Менделеева   по специальности   учитель   начальных   классов,   в   1997   году   ­   Уральский государственный   педагогический   университет   по   специальности   учитель   и логопед вспомогательной школы. Стаж педагогической работы 17 лет, в МБОУ «Излучинская ОСШ №1» работает учителем – логопедом 13 лет.                  1.  Позитивные   результаты   коррекционно   –   развивающей   деятельности учителя – логопеда, активная социальная направленность. Учитель – логопед первой квалификационной категории.   1.1. Динамика речевого развития учащихся за последние три года. По результатам анализа работы учителя – логопеда Михайловой А.Т. за последние   три   года,   отмечаются   позитивные   результаты   коррекционно   – развивающей деятельности: В течение 2007 – 2008 учебного года  логопедический пункт посещали 40 учеников. Из них, в результате проведённой коррекционной работы выпущено: ­   с хорошей  речью  5 учащихся 1 классов, 3 ученика 3 классов; ­ со значительными улучшениями речи   2 учащихся 1 классов, 10 учеников 3 классов;  ­ выбыло в течение учебного года 4 ученика, 1 учащийся отчислен; ­ оставлены для продолжения коррекционной работы 12 учеников 1 классов (10 из которых обучаются в классе компенсирующего обучения) с ОНР, 3 ученика 3 классов. Приложение 1.1.1 Табличный отчет За 2008 – 2009 учебный год  из 32 учеников выпущено: ­  с хорошей  речью  2 воспитанника группы ПП, 2 ученика 2 класса; ­     со   значительными   улучшениями   речи     4  учащихся  4   классов,   1  ученик  2 класса; ­ выбыло в течение учебного года 4 ученика, 2 учащихся отчислено; ­ оставлены для продолжения коррекционной работы 6 воспитанников  групп ПП, 11 учеников 2 классов (9 из них обучаются в классе КО). Приложение 1.1.2 Табличный отчет В период 2009 – 2010 учебного года  логопедический пункт посещали 24 ученика. Из них, выпущено: ­  с хорошей  речью  2 ученика 3 класса и  со значительными улучшениями речи 4 учащихся 3 класса;10 ­ выбыло в течение учебного года 1 ученик; ­ оставлены для продолжения коррекционной работы 17 учащихся 1 классов (11 из класса КО). Приложение 1.1.3 Табличный отчет Положительная   динамика   речевого   развития   подтверждается   и мониторингом   уровня   развития   устной   и   письменной   речи   учащихся, зачисленных на логопедический пункт. Приложения 1.1.4 Мониторинги уровня развития устной и письменной речи учащихся Приложение 1.1.5. Речевой профиль В   2010/2011   учебном   году   педагог   подготовила   ПРИЗЕРА   «Осеннего» тура Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», занявшего2 место. Приложение 1.1.6. Свидетельство, подтверждающее, что Михайлова А.Т. подготовила ПРИЗЕРА «Осеннего» тура Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», занявшего2 место. 1.2. Диагностическое сопровождение  коррекционно – развивающего обучения Планированию коррекционной логопедической работы предшествует ком плексное обследование детей. Цель данного обследования ­ установить уровень развития устной и письменной речи, степень нарушения речи, психологические особенности, определить маршрут индивидуального развития.  В рамках диагностического направления, в течение учебного года, Алсу Таштимировна   проводит   первичное   обследование   воспитанников   групп предшкольной   подготовки,   посещающих   образовательное   учреждение. Своевременной диагностике способствует проведение занятий по подготовке к школе, в Школе воскресного дня, которые начинаются с февраля. Учащиеся, поступившие в 1 класс, обследуются в начале сентября.  В   течение   учебного   года     Михайлова   А.Т.   осуществляет   обследование уровня   развития   устной   и   письменной   речи   учащихся,   вновь   прибывших   в образовательное учреждение. В   своей   работе   Михайлова   А.Т.   использует   тестовую   методику обследования устной речи, разработанную Т. А. Фотековой и  диагностическое пособие  «Логопедическое   обследование  устной  и  письменной   речи  учащихся начальных   классов»,   которое   было   разработано   совместно   с   учителем   ­ логопедом   Скубриевой   С.В.,   представлено   и   одобрено   на   методическом объединении учителей – логопедов Нижневартовского района.  Приложение 1.2.1  Диагностическое пособие «Логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов» С   целью   выявления   учащихся,   испытывающих   трудности   в   овладении навыками   письменной   речи,   Алсу   Таштимировна   проводит   обследование навыков письма и чтения три раза в год: на начало учебного года, на конец10 первого полугодия  и на конец учебного года. Данные обследования заносятся в таблицы.  Такой  мониторинг проводится в течение  всего  периода обучения в начальном звене.  Приложение 1.2.2 Результаты   комплексного   обследования   учащихся   рассматриваются   на заседа   ниях   психолого­медико­педагогического   консилиума,   где,   при необходимости, выстраивается дальней шая работа всех специалистов с детьми, составляется карта индивидуального со провождения, индивидуальные планы, коррекционные программы. 1.4. Коррекционно ­ развивающее сопровождение образовательного процесса Для  осуществления  коррекционно –  развивающей  работы  с учащимися, зачисленными на логопедический пункт, Михайловой А.Т. разработана    «Рабочая   программа   по   профилактике   и   коррекции   нарушений   устной   и письменной речи учащихся 1 – 4 классов», составленная на основе программно – методических   материалов   для   логопедических   занятий   с   младшими школьниками Козыревой Л.М.  Приложение   1.4.1   «Рабочая   программа   по   профилактике   и   коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1 – 4 классов» На своих занятиях Михайлова А.Т. опирается на методику Ястребовой А.В., но в   своей   работе   применяет   комплексные   методики,   а   также   имеет   свои оригинальные разработки. Алсу   Таштимировна   старается   не   превратить   логопедические   занятия   в   а   обеспечить бесконечный   процесс   написания   или   переписывания, разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации.  Поэтому она применяет и элементы методики Садовниковой И.Н., которая включает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи   «без   ручки   и   тетради»,   предлагая   достаточный   объем   разнообразных упражнений,   большая   часть   которых   выполняется   в   устной   форме   с   четко организованной   системой   сигналов   обратной   связи   (карточки,   символы, цифровой ряд, действия с мячом, с хлопками и т.д.) Занимательный   речевой   материал,   используемый   Михайловой   А.Т.на занятиях,   также   способствует   снятию   напряжения   и   страха   письма   у   детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе групповых занятий. В  марте  2011  года,  в  рамках   декады   русского   языка   в  образовательном учреждении, учителя – логопеды, совместно с библиотекарем, подготовили и провели мероприятие: «Логопедическая викторина», для учащихся 1, 2 классов. 1.5. Разработки учебно­методических пособий в области коррекционной педагогики А.Т.   Михайловой   разработаны   методические   материалы   в   области10 коррекционной   педагогики,   которые   могут   быть   использованы   не   только учителями – логопедами. В методических  пособиях представлены некоторые методы и приемы коррекционной работы, которые могут использовать в своей работе с детьми педагоги и родители. ­ Методическое пособие «Формирование навыков фонематического анализа и синтеза»;  Приложение 1.5.1 ­   Методическое   пособие   «Элементы   коррекционной   работы   с   младшими школьниками, имеющими нарушения чтения»;  Приложение 1.5.2 ­ Учебно – методическое пособие «Воспитание звуковой культуры речи»; Приложение 1.5.3 ­ Методические рекомендации для учителей «Формирование операций контроля при коррекции нарушений письма»;  Приложение 1.5.4 ­ Буклеты  «Как научить ребенка слышать и различать звуки речи?»;  Приложение 1.5.5 «Совершенствование навыка чтения в домашних условиях»,  Приложение 1.5.6 «Предупреждение ошибок чтения и письма»,  Приложение 1.5.7 Формирование операций контроля при письме», Приложение 1.5.8 «Готовимся к школе».  Приложение 1.5.9 1.7. Консультативно­просветительская деятельность Участниками коррекционного процесса нашей школы являются педагоги и роди тели. Свою коррекционную работу Михайлова А.Т. осуществляет в тесной связи психологом  и с  учителями  начальных  классов ­   это  взаимопосещение занятий,   взаимопомощь,   привлечение   учителей   к   контролю   речевой деятельности   детей,   выступление   на   методических   объединениях   учителей начальных классов и педагогических советах.  Ежегодно   Михайлова   А.Т.   принимает   участие   в   работе   психолого­ педагогического   консилиума   по   комплектованию   классов   компенсирующего обучения. С   целью   ознакомления   учителей   с   организацией   и   методами логопедической   работы,   и   осуществления   взаимодействия   с   учителями   по вопросам   освоения   учащимися   общеобразовательных   программ,   Алсу Таштимировной были запланированы и проведены:    в 2007 – 2008 учебном году методические консультации:10 ­ «Развитие навыков языкового анализа и синтеза». ­ «Развитие навыков словообразования на ИГЗ». ­ «Совершенствование лексико – грамматической стороны речи учащихся»». ­ «Развитие связной речи учащихся». в 2008 – 2009 учебном году: ­ методическая консультация на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка»; ­ выступление на школьном семинаре для учителей начального звена по теме: «Формирование   навыков   фонематического   анализа   и   синтеза   у   младших школьников»; ­ сообщение «Результаты обследования устной речи учащихся 1 классов и групп ПП   и   принятые   меры»   к   совещанию   педагогического   коллектива   по   теме: «Создание условий для успешной адаптации детей»;  ­ выступление на тему: «Уровень речевого развития учащихся 4 классов» на совещании по преемственности школы 1 и 2 ступени.  2009 – 2010 учебный год В начале учебного года А.Т. Михайлова познакомила учителей с резуль результатами обследования речевого развития учащихся. ­ Провела  методическую консультацию  на тему  «Формирование операций контроля при коррекции нарушений письма»; Приложения 1.7.1 Протоколы методических консультаций и родительских собраний  в   школьных   педагогических   чтениях  ­   Участвовала «Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной деятельности», по теме: «Нарушения письменной речи как причина неуспеваемости учащихся»; Приложение 1.7.2 Программа педагогических чтений ­   На   педагогическом   совете   выступила   с  сообщением:  «Результаты обследования устной речи учащихся 1 классов». Приложение 1.7.3  Результаты обследования устной речи учащихся 1 классов Полноценная   логопедическая   работа   невозможна   без   участия   в   ней родителей.   Поэтому   пропаганда   логопедических   знаний   среди   них   является важной составной частью работы Михайловой А.Т.  Большую работу Алсу Таштимировна проводит и с родителями учащихся, посещающих   логопедический   пункт.   Между   учителем   –   логопедом   и родителями   поддерживается   постоянный   контакт,   установлена   система непрерывной и эффек тивной обратной связи.  Для   родителей   проводятся   систематические   консультации, индивидуальные беседы, анкетирование с целью сбора амнестических данных, выявления   индивидуальных   особенностей   их   детей,     выступления   на родительских собраниях по темам:10 2007 – 2008 учебный год ­ «Результаты обследования речи учащихся»; ­ «Выработка единых требований к ребёнку логопату»; ­ «Трудности первых школьных месяцев, или, зачем столько знать о звуках?» ­ «Анализ результатов коррекционной работы»; 2008 – 2009 учебный год ­ «Результаты обследования письменной речи учащихся»; ­ «Цели и задачи логопедической службы в школе»; ­ «Выработка единых требований к ребёнку логопату»; ­ «Совершенствование навыка чтения в домашних условиях»  ­ «Если ребенок пишет с ошибками»; ­ Выступления на тему: «Анализ результатов коррекционной работы». В 2009 – 2010 учебном году, учителем – логопедом были запланированы и проведены следующие консультативно – просветительские мероприятия: ­ Сообщение для родителей учащихся 1 классов: «Цели и задачи логопедической службы в школе»; ­   Выступления   на   родительских   собраниях   1   классов   с   результатами обследования устной речи учащихся; ­ Консультация: «Выработка единых требований к ребёнку логопату»; ­  Консультация для родителей учащихся 2 классов ­  «Формирование операций контроля как профилактика нарушений письма» ­   Сообщение   на   тему:   «Совершенствование   навыка   чтения   в   домашних условиях»   (для   родителей   учащихся   2   классов   подготовлены     буклеты   с подборкой   игр   и   упражнений,   направленных   на   совершенствование   навыка чтения); ­   Консультация   для   родителей   учащихся   2  классов:   «Если   ребенок   пишет   с ошибками»; ­ Выступления на тему: «Анализ результатов коррекционной работы». В составе ПСЛ службы участвует в проведении родительских всеобучей. Приложения 1.7.4. Программы родительских всеобучей В процессе работы с родителями Алсу Таштимировна широко использует вспомогательные сред ства (информационные стенды, тематические выставки, буклеты), с целью оказания помощи в создании специального речевого режима в семье,   знакомства   с   методами   и   приемами   коррекционной   работы,   которые могут использовать родители в своей работе с детьми. Приложение 1.7.5. 1.8. Организация предметно ­ пространственной развивающей среды в кабинете логопеда Большое   значение   в   успешной   коррекционной   логопедической   работе имеют   оснащение,   а   также   дизайн   логопедического   кабине   та.   Кабинет Михайловой   А.Т.   оснащен   в   соответствии     «Инструктивно­методического письма о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе».10 Всё пространство логопедического кабинета разделено на пять зон. Первая   зона  кабинета   предназначена   для   проведения   подгрупповых   и групповых   занятий   с   детьми.   Её   элементами   являются   ученические   парты   и стулья, навесная доска, компьютер, компьютерный стол, магнитофон, столик. Пространственно­организующим   элементом  второй   зоны  служит   настен   ное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации. В оборудование третьей зоны ­  рабочего  места Алсу Таштимировны ­ входит   письменный   стол,   стулья   для   взрослых,   шкафы   для   книг,   игрушек, наглядных   пособий,   документации.   Эта   зона   предназначена   так   же   для проведения индивидуальных консультаций для родителей и педагогов. Четвёртая   зона  –   игровая,   включает   в   себя   ковер,   игрушки,   игры, пособия. Эта  зона  используется для  проведения  физминуток,  упражнений  на релаксацию и развитие речевого дыхания. Пятая   зона  ­   уголок   «   Играем   с   пальчиками   и   развиваем   речь»   ­ комплексы   пальчиковой   гимнастики,   мозаики,   конструкторы,   палочки,   бусы, шнуровка, об водка, наборы мелких предметов. Приложение 1.8.1 Паспорт логопедического кабинета 2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно ­ коммуникационных Одним   из   основных   направлений   инновационной   деятельности Михайловой   А.Т.   является   внедрение   в   коррекционно   –   развивающую деятельность  здоровьесберегающих технологий,  что прослеживается на всех этапах логопедических занятий.  Так   же   использует   личностно­ориентированные   современные   Среди   них:  технология   уровневой педагогические   технологии. дифференциации   обучения,   технология   развивающего   обучения, технология   индивидуального   обучения,   технология   использования   в обучении игровых методов. Являясь   учителем   ­   логопедом,   Михайлова   А.Т.   активно  использует информационно   –   коммуникационные   технологии  в   коррекционно   – развивающей   деятельности.  Алсу   Таштимировна     неоднократно   представляла свой   опыт   использования   информационных   технологий   на   заседаниях методического объединения учителей ­ логопедов Нижневартовского района. использование мультимедийных презентаций, которые дают Одним из направлений внедрения информационных технологий является  ● возможность   оптимизировать   педагогический   процесс,   индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.  ● Работа в текстовом редакторе. Михайлова А.Т. активно использует в своей работе ● Специализированную   программу:   логопедический   тренажер10 ДЭЛЬФА ● Программно­методические комплексы, электронные учебники ● Программный модуль «Семейный наставник»,   ● Комплекс программ «Учимся с Гарфилдом».  ● Образовательные, развивающие игры ● Обучающая игра “Баба – Яга учится читать» ● Электронные сборники занимательных игр,  направленные на развитие познавательных процессов ● Мультимедийные энциклопедии   Современные   средства   ИКТ   используются   Михайловой   А.Т.   в консультативно   ­   просветительской   работе   с   педагогами   и   родителями учащихся.    Приложение   2.1.   Мультимедийные   презентации   к   логопедическим занятиям 3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Михайлова   А.Т.,   является   активным   участником   Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», ее публикации представлены на сайте Фестиваля, на компакт­диске и в сборнике тезисов: 2010/2011 учебный год – конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии «Дифференциация Б   –   Д»;   2009/2010   учебный   год   ­   конспект   логопедического   занятия   по коррекции нарушений письма во 2 классе по теме «Дифференциация звуков Ж – Ш»; 2008/2009 учебный год ­ Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений   письма   по   теме   «Буква   мягкий   знак».   Имеет   дипломы   за предоставление   своего   педагогического   опыта   на   Всероссийском   фестивале «Открытый урок», является членом педагогического клуба  «Первое сентября», активным участником сетевого сообщества «Сеть творческих учителей». Алсу   Таштимировна   принимает   активное   участие   в   следующих мероприятиях по распространению  педагогического опыта:  ● на окружной научно­практической конференции: «Новые методические    14.05.2008г., подходы   к   изучению   предметного   содержания   УМК   «Школа   России»   в начальной   школе»,   выступила   с   докладом   на   тему «Фразеологические   обороты   как   средство   обогащения   речи   младших школьников» (статья опубликована в «Сборнике материалов окружной научно ­ практической конференции»).  Приложение 3.5. Документы, подтверждающие факт публикации ● 29.10.2010 года, на III региональной научно – практической конференции  «Традиции и инновации в образовательном пространстве ХМАО­Югры: новая модель образования в стратегии 2020 года», в секции «Актуальные проблемы образования периода детства» выступила с докладом на тему: «Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у младших школьников»;10 ● 14.05.2010 г, на конференции «Перспективы и механизмы реализации на­ циональной   образовательной   инициативы   «Наша   новая   школа»     в   секции «Здоровье школьников» поделилась опытом работы по теме: «Развитие речевого дыхания как здоровьесберегающий компонент логопедических занятий»; Алсу Таштимировна принимает активное участие в научно­методических мероприятиях   района   и   школы,   выступает   на   семинарах   и   заседаниях методического объединения учителей ­ логопедов, где делится опытом своей работы: ● 04.03.2011 г.,  на семинаре для учителей – логопедов муниципальных образовательных учреждений Нижневартовского района «Дизартрия. Методы и приемы работы с детьми с дизартрией» выступила с сообщением «Интернет как одна из форм повышения уровня квалификации учителя – логопеда»; ● 26.03.2010 г., к районному семинару для специалистов образовательных учреждений «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном   учреждении. Организация взаимодействия   специалистов РПМПК   и   ПМПк»,   подготовила   сообщение   на   тему:   «Логопедическое обследование учащихся младшего школьного возраста. Речевая карта»; ● 18.02.2010, на районном семинаре для молодых специалистов «Повыше­ ние физической подготовленности  и физического развития учащихся», провела мастер класс «Дыхательная гимнастика как средство релаксации на уроках»; ● 01.12.2008, на районном семинаре для учителей – логопедов «Фонетико – фонематическая недостаточность у детей с недоразвитием речи», поделилась опытом работы по теме: «Формирование навыков фонематического анализа и синтеза»,   провела   открытое   логопедическое   занятие   «Обозначение   мягкости согласных буквой ь на конце слова» 2 класс; ● 24.04.2007, на семинаре для учителей, работающих в классах компенси­ рующего обучения по теме: «Формирование приемов учебной деятельности у младших школьников, обучающихся в классах КО», поделилась опытом работы по   теме:   «Организация   логопедической   работы   в   классах   компенсирующего обучения. Диагностика»; ● 16.03.2007, на методическом объединении учителей – логопедов образо­ вательных   учреждений   района   по   теме:   «Дифференциальная   диагностика сходных   речевых   нарушений»,   выступила   с   сообщением:   «Отграничение сходных состояний при общем недоразвитии речи и фонетико­фонематическом недоразвитии»; ● 31.10.2006, на методическом объединении учителей – логопедов образо­ вательных   учреждений   района   «Преемственность   в   работе   дошкольных   и школьных логопедических служб», представила доклад на тему: «Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов»; ● 26.04.2005, провела открытое логопедическое занятие по теме: «Работа с предлогами» на методическом объединении учителей – логопедов «Основные принципы и направления в организации логопедической помощи детям с ЗПР»; ● 20.01.2004, на районный семинар для учителей – логопедов «Развитие ре­10 чевого   и   физиологического   дыхания»,   подготовила   сообщение   на   тему: «Развитие речевого дыхания и голоса через игру». ● в 2010 г., на школьных педагогических чтениях «Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебной   деятельности»,   выступила   с   сообщением   по   теме:   «Нарушение письменной речи как причина неуспеваемости учащихся». А.Т.   Михайлова   участвовала   в   группе   поддержки   на   муниципальном конкурсе «Учитель года», имеет благодарность. Алсу   Таштимировна   является   победителем   конкурса   педагогических инициатив 2008 года ­ «ИКТ в творчестве учителя» в номинации «Разработка урока   с   использованием   ИКТ»   (1   место);   дипломантом   сетевого   конкурса учебно   –   методических   разработок   педагогов   Нижневартовского   района   в номинации   «Разработка   урока   с   использованием   ЦОР»   (3   место),   2009г.; участником школьного конкурса «ИКТ в творчестве учителя». Приложение 3.1. Таблица «Публикации по направлению деятельности» Приложение   3.2.   Таблица   «Выступления   на   научно   –   педагогических конференциях, семинарах, методических объединениях» Приложение   3.3.   Таблица   «Проведение   мастер   –   классов,   практикумов, открытых уроков» Приложение 3.4. Таблица «Участие в различных конкурсах» Приложения   3.5.   Материалы,   подтверждающие   факты   публикаций, выступлений, проведения мастер – классов, участие в конкурсах  4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка В 2008 году Михайлова А.Т. прошла курсы повышения квалификации в БУ «Институт развития образования» по теме «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника» в объёме 72 часов, г. Ханты­Мансийск. Активно   использует   Интернет,   как   одну   из   форм   повышения   уровня квалификации: является активным участником мастер – классов «Создание КОР (креативных образовательных ресурсов)» и «Виртуальная экскурсия с помощью POWER POINT» в «Сети творческих учителей». Активный член сообщества «… с особыми образовательными потребностями». Приложение   4.1.Сетификат,   подтверждающий   прохождение   курса обучения Приложение 4.2. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации Дата         Учитель ­ логопед                                                                           А.Т. Михайлова Председатель Управляющего совета  МБОУ Излучинская ОСШ №1                           О.П. Ананьева