Программа по ритмике 1-2 класс
Оценка 4.6

Программа по ритмике 1-2 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
музыка
1 кл—2 кл
13.11.2017
Программа по ритмике 1-2 класс
Публикация является частью публикации:
пояснительная записка 1 -4.docx
Пояснительная записка Рабочая   программа   по   предмету   «Ритмика»   для   1   класса   составлена   на   основе Примерной   адаптированной   основной   общеобразовательной   программы   образования обучающихся   с   лёгкой   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями) иПрограммы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида Подготовительный класс   1­4 классы, под редакцией В.В. Воронковой,   и в соответствии с учебным планом ОУ.  Умственная   отсталость   обучающихся   связана   с   нарушениями   интеллектуального развития,   которые   возникают   вследствие   органического   поражения   головного   мозга   на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком   у   всех   обучающихся,   воспитанников   с   умственной   отсталостью   выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Преподавание   ритмики   в   специальном   (коррекционном)   образовательном учреждении VIIIвида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического   и   физического   развития   обучающихся   с   ограниченными   возможностями здоровья средствами музыкально­ритмической деятельности. Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   федерального   компонента государственного   образовательного   стандарта,   определяет   общую   стратегию   обучения, воспитания   и   развития   обучающихся   с   легкой   умственной   отсталостью   средствами учебного предмета. Цель: коррекция   недостатков детей с ОВЗ средствами музыкально­ритмической деятельности.   психического   и   физического   развития  Для достижения данной цели выполняются следующие задачи: образовательные: ­  развивать     музыкальный   слух,   память,   внимание,   чувства   ритма   и  двигательные способности; ­ изучение различных игр и упражнений; ­ формировать танцевальные движения; ­ развивать умения слушать музыку,   выполнять под музыку разнообразные движения,  с речевым сопровождением и пением, играть на простейших музыкальных инструментах. коррекционно – развивающие: ­  коррекция   имеющихся   отклонений   в   физическом   развитии:   нормализация   мышечного тонуса,   снятие   напряжения   мышц,   формирование   правильной   осанки,   формирование   и развитие мышечной памяти; ­ развитие умения согласовывать движения частей тела во времени и пространстве; ­  развитие     подвижности   пальцев,   умения   ощущать   напряжение   и   расслабление   мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук; ­ развитие представления  о пространстве и умения ориентироваться в нем; ­ развитие дыхательного аппарата и речевой моторики; ­   создание   благоприятной   основы   для   совершенствования     психических   функций: мышление, память, внимание, восприятие; ­  формирование положительной мотивации. воспитательные: ­ воспитание эстетического чувства и художественного вкуса; ­ воспитание интереса к творческой самореализации; ­ привитие навыков участия в парной и коллективной творческой деятельности. Общая характеристика учебного предмета. Ритмика  ­ это  танцевальные  упражнения  под  музыку, которые  учат чувствовать ритм   и   гармонично   развивают   тело.   Ритмика   способствует   правильному   физическому развитию  и   укреплению   детского    организма.  Развивается   эстетический  вкус,   культура поведения и общения, художественно ­ творческая и танцевальная способность, фантазия, память,   обогащается   кругозор.   Занятия   по   ритмике   направлены   на   воспитание организованной, гармонически развитой личности. Ритмика одно из самых органичных и любимых занятий детей. Научить ребенка согласовывать свои движения с музыкой, выражать игровой образ, передавать в движениях темп   и   динамику   мелодии   –   важная   задача   педагога,   особенно   в   первый   год обучения.Трудно переоценить значение движения в развитии детей.  Содержанием   работы   на   уроках   ритмики   является   музыкально­ритмическая деятельность обучающихся. Чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. Обучающиеся  учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в   колонне   в   соответствии   с   заданными   направлениями,   перестроения   с   образованием кругов,   квадратов,   «звездочек»,   «каруселей»,   движения   к   определенной   цели   и   между предметами)   осуществляется   развитие   представления   обучающихся   о   пространстве   и умения ориентироваться в нем. Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать  ритмичность  и координацию  движений рук. Этот  вид деятельности важен в связи с тем, что у обучающихся с лёгкой умственной отсталостью   часто наблюдается нарушение   двигательных   функций   и   мышечной   силы   пальцев   рук.   Скованность   или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный   интерес   уобучающихся,   расширяет   их   знания,   развивает   слуховое восприятие. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений   и   характер   упражнений.Движения   под   музыку   не   только   оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для  совершенствования  таких  психических  функции,  как  мышление,  память,  внимание, восприятие.   Организующее   начало   музыки,   ее   ритмическая   структура,   динамическая окрашенность,   темповые   изменения   вызывают   постоянную   концентрацию   внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Задания   на   самостоятельный   выбор   движений,   соответствующих   характеру мелодии,   развивают   у   обучающихся   активность   и   воображение,   координацию   и выразительность движений. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Постепенно   обучающиеся   преодолевают   скованность,   у   них   возрастает   осознание ответственности за свои действия. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом. Игра оказывает бесспорное влияние на все аспекты детского развития. Особую роль приобретает   игровой   компонент,   поскольку   он   способствует   сохранению   внимания   и интереса на протяжении всего занятия. Использование речевого материала в стихотворной форме облегчает овладение движением, так как ритм стихотворений помогает сохранить ритмичность   движений.Ритмические  музыкальные  игры  способствуют   развитию  у  детей музыкальности   и   пластической   выразительности,   гармонично   развивают.   Музыкальные игры   снимают   психоэмоциональное   напряжение,   воспитывают   навыки   группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Игра очень важна для нормального развития способностей детей, поскольку она закладывает   основы   для   будущих   способностей   детей   к чтению,   письму,   счету и творческому мышлению. Рабочая   программа   по   ритмике   состоит   из   следующих   разделов:   упражнения   на ориентировку   в   пространстве,   ритмико­гимнастические   упражнения,   игры   под   музыку, танцевальные упражнения, упражнения с детскими музыкальными инструментами. В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем,   а   также   указаны   знания   и   умения,   которыми   должны   овладеть   обучающиеся, занимаясь конкретным видом музыкально­ритмической деятельности. В первом классе, в первом полугодии, на уроках   проходит знакомство и работа над каждым разделом. Во втором полугодии проводятся сюжетные уроки, объединённые одной темой.   На каждом уроке  чередуются различные виды упражнений; разучивание   танцев, музыкальных игр,  которые  соответствуют возрасту и развитию обучающихся.  Дети   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями) малоэмоциональны. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации также   отличаются   специфическими   особенностями:   они   лучше   запоминают   внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, позже,  формируется произволь­ ное   запоминание,   которое   требует   многократных   повторений.  Во   втором   классе   дети разучивают   танцы.   Темы   уроков   повторяются,   т.к.   детям     требуется   продолжительная работа: координация движений, синхронное произведение танца и т.д. Раздел   «Упражнения   на   ориентировку   в   пространстве»  составляют   упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.  Правильное исходное положение.  Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.  Построение в круг из шеренги, цепочки.  Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.  Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Раздел   «Ритмико­гимнастические   упражнения»  составляют   ритмико­гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально­двигательных навыков, а   также  упражнения  на    координацию  движений.Основная  цель  данных  упражнений  – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Задания   на   координацию   движений   рук   лучше   проводить   после   выполнения   ритмико­ гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Общеразвивающие упражнения:  Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами.  Движения   рук   в   разных   направлениях   без   предметов   и   с   предметами   (флажки, погремушки, ленты,обручами, мячами, шарами).  Наклоны   и   повороты   туловища   вправо,   влево   (класть   предметы   перед   собой   и сбоку).  Приседание с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).  Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.  Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений:  Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).  Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх.  Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой, правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т.д.  Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.  Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнения на расслабление мышц:  Подняв руки в сторону и слегка наклонившись вперед, по сигналу уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение.  Свободное круговое движение рук.  Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). Раздел «Игры под музыку» ­ научить обучающихся создавать музыкально­двигательный образ.  Причем   учитель   должен   сказать   название,   которое   определяло   бы   характер движения,   например:   «зайчик»   (подпрыгивание),   «лошадка»   (прямой   галоп),   «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).  После   того   как   обучающиеся   научатся   самостоятельно   изображать   повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок.  Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).  Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии   с   изменениями   в   музыке   (легкий   танцевальный   бег   сменяется стремительным спортивным; легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.).  Выполнение   имитационных   упражнений   и   игр,   построенных   на   конкретных подражательных   образах   (повадки   зверей   и   птиц,   движение   транспорта, деятельность   человека),   в   соответствии   с   определенным   эмоциональным   и динамическим характером музыки.  Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.  Музыкальные игры с предметами.  Игры с пением или речевым сопровождением. Раздел «Танцевальные упражнения» носит не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп,   шаг   польки,   переменчивый   шаг,   присядка   и   др.).   К   каждому   упражнению подбирается   такая   мелодия,   в   которой   отражены   особенности   движения.   Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке   заставляет   ходить   бодрее,   шире.   Яркий   платочек   помогает   танцевать   весело   и свободно, плавно и легко.   Знакомство с танцевальными движениями.  Бодрый, спокойный, топающий шаг.  Бег легкий, на полупальцах.  Подпрыгивание на двух ногах.  Прямой галоп.  Маховые движения рук.  Элементы   русской   пляски:   простой   хороводный   шаг,   шаг   на   всей   ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.  Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.  Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Раздел   «Упражнения   с   детскими   музыкальными   инструментами»  начинать   с подготовительных   упражнений:   сгибание   и   разгибание   пальцев   в   кулаках,   сцепление   с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.  Движение кистей рук в разных направлениях.  Поочередное   сжимание   в   кулак   и   разжимание   пальцев   рук   с   изменением   темпа музыки.  Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.  Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.  Выделение пальцев рук.  Отстукивание   простых   ритмических   рисунков   на   барабане   двумя   палочками одновременно и каждой отдельно под счет с проговариванием стихов, попевок и без них. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования «Ритмика»   1­4   классы,   согласно   годового   календарного   учебного   графика,   расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Структура курса по ритмике, 1 класс Четверть Количество недель Количество уроков Итого I II III IV 9 7 9 8 1 1 1 1 Итого 33 урока Структура курса по ритмике, 2­4 классы Четверть I II Количество недель 9 7 Количество уроков 1 1 Итого III IV 10 8 1 1 Итого 34 урока Личностные  и предметные результаты Личностные БУД       осознание   себя   как   ученика,   заинтересованного   посещением   школы,   обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное   отношение   к   окружающей   действительности,   готовность   к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;   понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических   нормах   и   правилах   поведения   в   современном   обществе;   готовность   к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Познавательные БУД     выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать   простейшие   обобщения,   сравнивать,   классифицировать   на   наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами­заместителями; наблюдать,   работать   с   информацией   (понимать   изображение,   текст,   устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Регулятивные БУД        входить и выходить из учебного помещения со звонком; приветствовать учителя; ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения); адекватно   использовать   ритуалы   школьного   поведения   (поднимать   руку,   вставать   и выходить из­за парты); работать с танцевальными принадлежностями; принимать цели  произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;   соотносить   свои   действия   и   их   результаты   с   заданными   образцами,   принимать оценку   деятельности,   оценивать   ее   с   учетом   предложенных   критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; находить свое место в строю. Коммуникативные БУД        вступать   в   контакт   и   работать   в   коллективе   (учитель−ученик,   ученик–ученик, ученик–класс);  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно   относиться,   сопереживать,   конструктивно   взаимодействовать   с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Минимальный уровень: ­ готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ­  ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; ­ ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ­ ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; ­ соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; ­ выполнять игровые и плясовые движения; ­ выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; ­ начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Достаточный уровень: ­   уметь   самостоятельнопринимать   правильное   исходное   положение   в   соответствии   с содержанием и особенностями музыки и движения; ­ организованно строиться (быстро, точно); ­ сохранять правильную дистанцию в колонне парами; ­   самостоятельно   определять   нужное   направление   движения   по   словесной   инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; ­ соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; ­ легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ­ ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями. Содержание учебного предмета, коррекционного курса Содержание   программы   и   уроки   по   данному   предмету   предполагают   использовать традиционные  методыобучения: ­   словесные   (объяснение,   беседа,   обсуждение,   словесное   сопровождение   движений   под музыку); ­   наглядные:   показ   упражнений,   ИТК   (демонстрацию   видеозаписей,   рисунков, прослушивания ритма и темпа движений); ­ практические: выполнение движений, арт – терапия, игра, упражнение. Метод     использования     слова   —     универсальный     метод     обучения.   С   его   помощью решаются   различные   задачи:   раскрывается   содержание   музыкальных   произведений, объясняются  элементарные  основы  музыкальной  грамоты, описывается  техника  движений  в связи  с  музыкой  и  др.  Это  определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении. Используемые технологии: коммуникативные  – групповое музицирование, коллективные инсценировки, исполнение танцев; здоровье   ­   сберегающие  возможности   занятий   по   ритмике   предполагают   чередование различных  видов музыкальной  деятельности; информационные; объяснительно­иллюстративные; игровые­  музыкальные игры. Формы уроков: вводный урок; урок изучения нового материла; урок закрепления знаний, умений, навыков; урок­путешествие; урок­ игра (используются практически  на каждом уроке); урок­ концерт; урок –  сюжетный урок; Содержание   программы   и   танцевальный     репертуар   подбираются   в   соответствии   с психофизическими и возрастными особенностями детей. 1 класс Упражнения на ориентировку в пространстве 1. Правильное   исходное   положение.   Ходьба   и   бег:   с   высоким   подниманием   колен,   с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. 2. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. 3. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. 4. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. Ритмико­гимнастические упражнения 1. Общеразвивающие упражнения - Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). ­ Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). ­ Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. 2.Упражнения на координацию движений - Перекрестное   поднимание   и   опускание   рук   (правая   рука   вверху,   левая   внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. ­ Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д. ­ Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. ­ Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. 3. Упражнение на расслабление мышц - Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке   уронить   руки   вниз;   быстрым,   непрерывным   движением   предплечья   свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. ­ Свободное круговое движение рук. ­ Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). Упражнения с детскими музыкальными инструментами 1. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. 2. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. 3.   Упражнения   для   пальцев   рук   на   детском   пианино.   Исполнение   восходящей   и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. 4.   Отстукивание   простых   ритмических   рисунков   на   барабане   двумя   палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них. Игры под музыку 1.   Выполнение   ритмичных   движений   в   соответствии   с   различным   характером   музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). 2.   Изменение   направления   и   формы   ходьбы,   бега,   поскоков,   танцевальных   движений   в соответствии   с   изменениями   в   музыке   (легкий,   танцевальный   бег   сменяется стремительным,   спортивным;   легкое,   игривое   подпрыгивание — тяжелым,   комичным   и т. д.). 3.   Выполнение   имитационных   упражнений   и   игр,   построенных   на   конкретных подражательных   образах,   хорошо   знакомых   детям   (повадки   зверей,   птиц,   движение транспорта,   деятельность   человека),   в   соответствии   с   определенным   эмоциональным   и динамическим характером музыки. 4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. 5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. Танцевальные упражнения 1.   Знакомство   с   танцевальными   движениями.   Бодрый,   спокойный,   топающий   шаг.   Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. 2. Прямой галоп. Маховые движения рук. 3.   Элементы   русской   пляски:   простой   хороводный   шаг,   шаг   на   всей   ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком). 4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. 5. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. 6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Основные требования к умениям учащихся: Учащиеся должны уметь: Достаточный уровень: ­самостоятельно принимать   правильное   исходное   положение   в   соответствии   с содержанием и особенностями музыки и движения; ­ организованно строиться (быстро, точно); ­ сохранять правильную дистанцию в колонне парами; ­   самостоятельно   определять   нужное   направление   движения   по   словесной   инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; ­ соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; ­ легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ­ ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями. Минимальный уровень: ­ готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ­ ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; ­ ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ­ ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; ­ соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; ­ выполнять игровые и плясовые движения; ­ выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; ­ начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Танцы и пляски Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе­то» Стукалка. Украинская народная мелодия Подружились. Музыка Т. Вилькорейской Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия Дополнительный материал с учетом психофизических особенностей   обучающихся 1 класса   Танец  «Грибочки» Танец «Поссорились ­ помирились» и т.д.  2 класс Упражнения на ориентировку в пространстве 1. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. 2. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. 3. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. 4.   Выполнение   во   время   ходьбы   и   бега   несложных   заданий   с   предметами:   обегать   их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Ритмико­гимнастические упражнения 1. Общеразвивающие упражнения ­ Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами.  Наклоны и  повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. ­ Повороты туловища  с передачей  предмета  (флажки, мячи). Опускание  и поднимание предметов   перед   собой,   сбоку   без   сгибания   колен.   Выставление   правой   и   левой   ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. ­ Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. 2. Упражнения на координацию движений ­ Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). ­ Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки   (отведение   правой   ноги   в   сторону   и   возвращение   в   исходное   положение   с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). ­ Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. 3. Упражнения на расслабление мышц ­ Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. ­   Встряхивание   кистью   (отбрасывание   воды   с   пальцев,   имитация   движения   листьев   во время ветра). ­ Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол). Упражнения с детскими музыкальными инструментами 1.   Круговые   движения   кистью   (напряженное   и   свободное).   Одновременное   сгибание   в кулак   пальцев   одной   руки   и   разгибание   другой   в   медленном   темпе   с   постепенным ускорением. 2.   Противопоставление   первого   пальца   остальным,   противопоставление   пальцев   одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. 3.   Упражнения   на   детских   музыкальных   инструментах.   Исполнение   восходящей   и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике. 4. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных вариациях. Игры под музыку 1. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). 2. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. 3.   Передача   в   движении   разницы   в   двухчастной   музыке.   Выразительное   исполнение   в свободных плясках знакомых движений. 4. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально­двигательного образа. 5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. 6 . Инсценирование песен. 7. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Танцевальные упражнения 1. Повторение элементов танца по программе для 1 класса. 2. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. 3.   Поскоки   с   ноги   на   ногу,   легкие   поскоки.   Переменные   притопы.   Прыжки   с выбрасыванием ноги вперед. 4. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). 5. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. 6. Основные движения местных народных танцев. Основные требования к умениям учащихся: Учащиеся должны уметь: Достаточный уровень: ­ рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; ­ соблюдать правильную дистанцию в колонне по три; ­   самостоятельно   выполнять   требуемые   перемены   направления   и   темпа   движений, руководствуясь музыкой; ­   ощущать   смену   частей   музыкального   произведения   в   двухчастной   форме   с малоконтрастными построениями; ­   передавать   в   игровых   и   плясовых   движениях   различные   нюансы   музыки:   напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; ­ самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии; ­ повторять любой ритм, заданный учителем; ­   задавать   самим   ритм   одноклассникам   и   проверять   правильность   его   исполнения (хлопками или притопами). Минимальный уровень: -принимать   правильное   исходное   положение   в   соответствии   с   содержанием   и особенностями музыки и движения; ­ организованно строиться (быстро, точно); ­ сохранять правильную дистанцию в колонне парами; ­   самостоятельно   определять   нужное   направление   движения   по   словесной   инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; ­ соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; ­ легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ­ ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями. Танцы и пляски Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек» Парная пляска. Чешская народная мелодия Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку» 3 класс Упражнения на ориентировку в пространстве 1. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. 2. Построение в колонны  по три.  Перестроение  из  одного круга  в два, три  отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. 3. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. 4. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах. Ритмико­гимнастические упражнения 1. Общеразвивающие упражнения. ­ Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). ­ Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. ­ Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. ­   Поднимание   на   носках   и   полуприседание.   Круговые   движения   ступни.   Приседание   с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. 2. Упражнения на координацию движений. ­ Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. ­ Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. ­Упражнения   на   сложную   координацию   движений   с   предметами   (флажками,   мячами, обручами, скакалками). –   Одновременноеотхлопывание   и   протопывание   несложных   ритмических   рисунков   в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). ­ Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. 3. Упражнения на расслабление мышц. ­ Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская   рук,   ослабить   напряжение,   давая   плечам,   кистям,   пальцам   слегка   пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). ­   Поднять   руки   вверх,   вытянуть   весь   корпус — стойка   на   полупальцах,   быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). ­ Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. Упражнения с детскими музыкальными инструментами 1. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками. 2.  Исполнение   гаммы  на  детском   пианино,  аккордеоне,   духовой   гармонике  в  пределах одной октавы в быстром темпе. 3. Разучивание несложных мелодий. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. Игры под музыку 1. Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. 2.   Передача   в   движении   динамического   нарастания   в   музыке,   сильной   доли   такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. 3. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. 4. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. 5. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальные упражнения 1. Повторение элементов танца по программе 2 класса. 2. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. 3.   Элементы   русской   пляски:   приставные   шаги   с   приседанием,   полуприседание   с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. 4. Движения парами: боковой галоп, поскоки. 5. Основные движения народных танцев. Основные требования к умениям учащихся: Учащиеся должны уметь: Достаточный уровень: ­   самостоятельно   уметь   правильно   и   быстро   находить   нужный   темп   ходьбы,   бега   в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; ­ четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении характер контрастных частей; ­ отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение   в   соответствии   со   сменой   частей   музыкальных   фраз;   четко,   организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; ­ различать основные характерные движения некоторых народных танцев. Минимальный уровень: ­ уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; ­ соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах; ­   самостоятельно   выполнять   требуемые   перемены   направления   и   темпа   движений, руководствуясь музыкой; ­   ощущать   смену   частей   музыкального   произведения   в   двухчастной   форме   с малоконтрастными построениями; ­   передавать   в   игровых   и   плясовых   движениях   различные   нюансы   музыки:   напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т.д.; ­ передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; ­ повторять любой ритм, заданный учителем; ­   задавать   самим   ритм   одноклассникам   и   проверять   правильность   его   исполнения (хлопками или притопами). Танцы и пляски Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия Парная пляска. Чешская народная мелодия. Пляска мальчиков «Чеботуха». Русская народная мелодия Танец с хлопками. Карельская народная мелодия Дополнительный материал. 4 класс Упражнения на ориентировку в пространстве 1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. 2. Построение в шахматном порядке. 3.  Перестроение   из   нескольких   колонн   в  несколько  кругов,   сужение   и  расширение  их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. 4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. 5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. 6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. Ритмико­гимнастические упражнения 1. Общеразвивающие упражнения. ­ Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. ­ Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. ­ Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. ­   Всевозможные   сочетания   движений   ног:   выставление   ног   вперед,   назад,   в   стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. ­ Упражнения на выработку осанки. 2. Упражнения на координацию движений. ­ Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. ­ Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. ­ Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. ­ Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). 3. Упражнение на расслабление мышц. ­ Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). ­   С   позиции   приседания   на   корточки   с   опущенной   головой   и   руками   постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). Упражнения с детскими музыкальными инструментами 1. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. 2. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. 3. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни. Игры под музыку 1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. 2. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. 3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. 4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. 5. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. Танцевальные упражнения 1. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. 2. Упражнения на различение элементов народных танцев. 3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. 4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. 5. Разучивание народных танцев. Основные требования к умениям учащихся: Учащиеся должны уметь: Достаточный уровень: ­ знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений; ­ уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг; ­ знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения,   а   также   использовать   их   при   самостоятельном   составлении   небольших танцевальных композиций; ­ уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных инструментах. Минимальный уровень: ­   уметь   правильно   и   быстро   находить   нужный   темп   ходьбы,   бега   в   соответствии   с характером и построением музыкального отрывка; ­ различать двухчастную и трехчастную форму в музыке; ­ отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение   в   соответствии   со   сменой   частей   музыкальных   фраз;   четко,   организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; ­ различать основные характерные движения некоторых народных танцев. Танцы и пляски Круговой галоп. Венгерская народная мелодия Кадриль. Русская народная мелодия Бульба. Белорусская народная мелодия Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра Грузинский танец «Лезгинка» Дополнительный материал. Материально – техническое обеспечение предмета «Ритмика» Материально­технические условия реализации программы учебного предмета «Ритмика» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися требований к результатам   освоения   программы,   установленных   Федеральным   государственным образовательным   стандартом   общего   образования   обучающихся   с   легкой   умственной отсталостью   (интеллектуальными   нарушениями).   Материально­техническая   база образовательной   организации   должна   соответствовать   санитарным   и   противопожарным нормам,   нормам   охраны   труда.   Материально­техническое   обеспечение   по   реализации программы учебного предмета «Ритмика» включает в себя пособия; цифровые средства обучения;   технические   средства   обучения;   учебно­практическое   оборудование, раздаточный материал, музыкальные инструменты. Учебно­методическое обеспечение Учебная программа по предмету Учебник Учебные пособия Методические пособия       ­   Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида   под редакцией доктора педагогических наук,   профессора В.В.Воронковой, – «Просвещение» 2013 г.  Москва     Учебно­практическое оборудование: ­   аудиторная   доска   с магнитной   поверхностью   и набором   приспособлений   для крепления   демонстрационного материала; ­   музыкальный   инструмент: фортепиано (пианино); ­комплект элементарных музыкальных   инструментов: бубен, колокольчики, ритмические   палочки,   ложки, погремушки, платочки, ленты, игрушки,   шарфы, кубики  и т.д. ­ (костюмы). Технические обучения  ­ компьютер; ­ музыкальный центр; ­ DVD; ­ телевизор.   театральный   реквизит средства   мячи,       пособия: и   Печатные наглядные пособия наглядно­дидактические материалы. Информационно­ коммуникационные средства     Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные   игры   для детей.­ М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.­ 224с. Андреева   М.,   Шукшина Первые шаги в музыке. – М., 1993 Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.     Бекина   С.И.   «Музыка   и движение»   Москва «Просвещение» 2003 г. А.И. Буренина «Коммуникативные игры для   детей»   Санкт­ Петербург 2004г. Буренина А.И. «Ритмическая   мозаика» Санкт­Петербург 2004г. Бриске И.Э. «Мир танца для   детей»   Челябинск 2005г. Касицина М. Коррекционная ритмика. Комплекс   практических материалов и технология работы   с   детьми   с нарушением   интеллекта. – М.: Изд­во «Гном» и Д, 2007 аудиозаписи обучения: ­   информационные   сайты, интернет­ресурсы; ­ и фонохрестоматии   по   ритмике (CD); ­ видеофильмы «Школа танцев для   детей»;   «Танцевально­ ритмическая   гимнастика»; «Ритмика»   Т.   Суворовой, части 1­5                 Е.П. Т.Ф. Коренева «Музыкально­ ритмические   движения» для младшего школьного возраста   (библиотека музыкального руководителя и педагога музыки   Москва   2001 год). М.А. Михайлова игры, «Танцы, для упражнения красивого   движения» Академия холдинг 2000г. Раевская «Музыкально­ двигательные упражнения   в   детском саду» Москва «Просвещение» 2000 г. Суворова Т.И. «Танцевальная   ритмика для   детей!   Санкт   – Петербург, 2004г. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам!   Бом!»   Санкт   – Петербург, 2003г. Фирилева   Ж.Е.   СА­ФИ­ ДАНСЕ.   Танцевально­ игровая   гимнастика   для детей.   Санкт­   «Детство­ Петербург: пресс», 2000. Фиш   Э.,   РудневаС. Музыкальное   движение. –   Санкт­Петербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000. Школа танцев для детей. Под   ред.   Савчук   О.   – Санкт­Петербург: «Ленинградское издательство», 2010.   –   Чибрикова­Луговская А.Е.   «Ритмика»   Москва «Дрофа» 2001 г.

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс

Программа по ритмике 1-2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2017