Программа по родной литературе

  • Документация
  • doc
  • 08.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа дисциплины "родная литература" для 9 класса рассчитана на 17 часов. В результате обучения Выпускник получит возможность научиться: - выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести; - характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоционального содержание; - выявлять этапы развития сюжета; - выявлять элементы композиции повести, рассказа; - составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану; - анализировать различные формы выражения авторской позиции; - сопоставлять реальные и фантастические эпизоды; - составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания; - составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Иконка файла материала Программа родная литература 17 часов.doc
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты ­ осознание  значимости  чтения  и  изучения  родной  литературы  для своего дальнейшего развития;  ­ формирование потребности в систематическом чтении  как  средстве  познания  мира  и  себя  в   этом  мире,  гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;  ­ понимание родной литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа,  как особого способа познания жизни.                                                Метапредметные результаты ­ умение  понимать  проблему,  выдвигать  гипотезу,  структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять  причинно­следственные  связи  в  устных  и   письменных высказываниях, формулировать выводы; ­ умение  самостоятельно  организовывать  собственную  деятельность, оценивать ее, определять  сферу своих интересов; ­ умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в  самостоятельной деятельности. Личностные результаты ­ формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня; ­ осознание  себя  представителями  своего  народа  и  гражданами Российского государства; ­ формирование чувства любви к Родине и патриотизма; ­ формирование основ коммуникативной компетентности в общении; ­ совершенствование духовно­нравственных качеств личности. В результате освоения учебного курса  выпускник научится:  ­ правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе  и наизусть; ­ устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров; осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица,  художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) —  небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки; ­ составлять план характеристики героев, составлять устные и письменные характеристики  литературного героя или героев (в том числе групповую, сравнительную) в объеме курса литерату­ры, изучаемого школьниками в 5­9 классах; ­ давать нравственную оценку героям рассказа, повести; ­ составлять сообщение о поэте, писателе, баснописце и устно рассказывать о нём; ­ определять значения незнакомых слов с помощью словарей и справочной литературы; ­ эстетически воспринимать произведения изобразительного искусства, книжной графики, созвучные  изучаемым произведениям; ­ устно иллюстрировать художественное произведение; ­ создавать, представлять и защищать собственные иллюстрации; ­ находить цитатные примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия, изучаемые в курсе  литературы 9 класса. Выпускник  получит возможность научиться: ­ выявлять черты фольклорной традиции в литературной сказке, рассказе, повести; ­ характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно­эмоционального  содержание;­ выявлять этапы развития сюжета; ­ выявлять элементы композиции повести, рассказа; ­ составлять план анализа эпизода и анализировать его по плану; ­ анализировать различные формы выражения авторской позиции; ­ сопоставлять реальные и фантастические эпизоды; ­ составлять план (в том числе цитатный) литературного произведения, план устного и письменного  ответа на проблемный вопрос, план письменного высказывания; ­ составлять устный и письменный ответ на проблемный вопрос. 2. Содержание учебного предмета Введение.  Своеобразие курса родной русской литературы  в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека  Из древнерусской литературы. Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и  разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» как  памятник древнерусской литературы. Значение «Слова...» для русской  литературы последующих веков. Из русской литературы XVIII века. Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического  направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества. Из литературы XIX века. Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» ­ подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с  Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.).  Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору). А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.  Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. Из литературы XX века. В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства. Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика  психологического параллелизма. К.Д.Воробьёв. «Гуси­лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке.  Смысл названия рассказа. Из современной русской литературы. А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» ­ многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о  проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их  роль в раскрытии образа автора. Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору. В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.  Сочинение  «Диалог поколений». Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного  выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы. В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической  прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический  параллелизм как сюжетно­композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать  прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору). Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно  закончившейся войны. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти,  долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя. Творчество поэтов Ульяновской области (по выбору учителя). Поэтическое изображение родной  природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой в произведениях.3.Тематическое планирование Название темы Количество часов № п/п 1. 1.1. 2. 2.1. 2.2. 3. 3.1. Из русской литературы XVIII века. Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы  русского романтического направления 18 века. Тема трагической  любви. Мотив вселенского одиночества. Из русской литературы XIX века. Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» ­ подлинная энциклопедия  народной жизни: «Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,  «Кающийся грешник». А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в  рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости  судьбы. Нравственное перерождение героини. Из литературы XX века. В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному  миру. Красота искусства. 3.2. Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная  жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма. К.Д.Воробьёв. «Гуси­лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая  нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. Из современной русской литературы. А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки». Языковые средства  философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. Анализ  отдельных миниатюр цикла по выбору В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.  Две героини, две судьбы. Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов  рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».  Символические образы. В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).  Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.  Психологический параллелизм как сюжетно­композиционный  принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их  портреты и характеры, мировоззрение. Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя.  Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.  Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно  закончившейся войны. Захар  Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя  рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей  человеческой жизни в изображении писателя. Творчество поэтов Ульяновской области 3.3. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. 4.9. 7. 1 1 2 1 1 4 1 1 2 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17.1. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского  настроения в произведениях Ульяновских авторов. Анализ  стихотворения по выбору ИТОГО: 1 17 часов