Программа по русскому языку
Оценка 4.8

Программа по русскому языку

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
26.04.2017
Программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования. Программа реализуется в пределах основной профессиональной образовательной программы и осваивается с учетом профиля получаемого профессионального образования.В программе определены цели, задачи, требования к изучению дисциплины
прогр на сайт знанио.docx
БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛОГОДСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  ТЕХНОЛОГИИ  И  ДИЗАЙНА» . РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК» для специальности     54.02.01  ДИЗАЙН (в промышленности)                       базовый уровень Вологда,  2016 г. Рабочая   программа   разработана  c  учетом:   требований   Федерального   государственного образовательного  стандарта  среднего  (полного) общего  образования  (приказ  Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17   мая   2012   г.   №   413);   Приказа Минобразования   России   от   29   декабря   2014   №   1645   «Внесение   изменений   в   приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; требований Фундаментального ядра  содержания общего образования; примерной   программы     общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Русский   язык   и литература»   для   профессиональных   образовательных   организаций,   рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением  «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ  «ФИРО»)  в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением     среднего   общего   образования   (протокол   №   3   от   21   июля   2015   г., регистрационный номер рецензии 377 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»); «Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии   или   специальности   среднего   профессионального   образования   (письмо Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки   рабочих   кадров   и   ДПО   от 17.03.2015 № 06­259)  Организация­разработчик:  БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна» Разработчик: Попова Татьяна Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории Рекомендована     Предметной цикловой комиссией  общеобразовательных дисциплин,  протокол № ___ от ________201__ г.  2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  стр.  4  10 33 36 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Русский язык.  1.1. Область применения рабочей программы        Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» отражает обязательный минимум содержания образовательной программы среднего общего образования с учетом требований Федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего   (полного)   общего образования по русскому языку.                Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» составлена на основании примерной   программы   общеобразовательной     учебной   дисциплины   «Русский   язык   и литература.   Русский   язык»   для   профессиональных   образовательных   организаций, рекомендованной   Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве  примерной программы для реализации основной профессиональной  образовательной программы СПО  на базе основного  общего образования с   получением   среднего   общего   образования     протокол   №   3   от   21   июля   2015   года регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 года ФГАУ «ФИРО»                   Программа   дисциплины   «Русский   язык»   реализуется   в   пределах   основной профессиональной   образовательной   программы   и   осваивается   с   учетом  социально­ экономического    профиля   получаемого   профессионального   образования   по   специальности 54.02.01  ДИЗАЙН (в промышленности)        Программа может быть использована при изучении русского языка в  профессиональных образовательных организациях  и организациях дополнительного  образования. Экзамен   проводится   по   русскому   языку.   По   литературе   проводится     обязательное сочинение   (зачет).   Обучающиеся,   получившие   зачет,   допускаются   к     экзамену   (ЕГЭ)   по русскому языку.    Место   учебной   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной 1.2. образовательной программы         Общеобразовательная учебная дисциплина «Русский язык»  относится к общим дисциплинам общеобразовательного   учебного   цикла   и   принадлежит     обязательной   предметной   области «Русский язык» ФГОС СОО. 4 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык».     Изучение   учебной   дисциплины  «Русский   язык»,    на   базовом   уровне   среднего   общего образования направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития ­   воспитание   уважения   к   русскому   (родному)   языку,   который   сохраняет   и   отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; ­ понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; ­   осознание   эстетической   ценности,   потребности   сохранить   чистоту   русского   языка   как явления национальной культуры; ­ формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной   практики,   основанного   на   диалоге   культур,   а   также   различных   форм общественного сознания, осознание своего места в в поликультурном мире; ­способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки   зрения   языкового   оформления,   эффективности   достижения   поставленных коммуникативных задач; ­ готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной  деятельности; ­   способность   к   самооценке   на   основе   наблюдения   за   собственной   речью,   потребность речевого самосовершенствования; Личностные   результаты   освоения   адаптированной   основной   образовательной   программы должны отражать: 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха; 2) для обучающихся с нарушениями опорно­двигательного аппарата: владение   навыками   пространственной   и   социально­бытовой   ориентировки;   умение самостоятельно   и   безопасно   передвигаться   в   знакомом   и   незнакомом   пространстве   с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно­пространственной организации; способность   к   осмыслению   социального   окружения,   своего   места   в   нем,   принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов. в метапредметном направлении ­   владение   всеми   видами   речевой   деятельности:   аудированием,   чтением   (пониманием), говорением, письмом;   ­ владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 5 −   применение   навыков   сотрудничества   со   сверстниками,   детьми   младшего   возраста, взрослыми  в процессе  речевого  общения,  образовательной,  общественно  полезной,  учебно­ исследовательской, проектной и других видах деятельности; −   овладение   нормами   речевого   поведения   в   различных   ситуациях   межличностного   и межкультурного общения; − готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; −   умение   извлекать   необходимую   информацию   из   различных   источников:учебно­научных текстов,   справочной   литературы,   средств   массовой   информации,   информационных   и коммуникационных   технологий   для   решения   когнитивных,   коммуникативных   и организационных задач в процессе изучения русского языка;  Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать: 1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение   навыками   определения  и   исправления   специфических   ошибок   (аграмматизмов)   в письменной и устной речи; 2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра: способность   планировать,   контролировать   и   оценивать   собственные   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации   при   сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение   умением   выполнять   действия   по   заданному   алгоритму   или   образцу   при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; овладение   умением   оценивать   результат   своей   деятельности   в   соответствии   с   заданными эталонами при организующей помощи тьютора; овладение   умением   адекватно   реагировать   в   стандартной   ситуации   на   успех   и   неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; овладение   умением   активного   использования   знаково­символических   средств   для представления  информации  об  изучаемых   объектах   и  процессах,   различных   схем   решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога­психолога и тьютора; способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу­психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого­либо вопроса; способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников. в предметном направлении ­ сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно­научнойт(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 6 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; − сформированность представлений об изобразительно­выразительных возможностях русского языка; −   сформированность   умений   учитывать   исторический,   историко­культурный   контекст   и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; −   владение   навыками   анализа   текста   с   учетом   их   стилистической   и   жанрово­родовой специфики;   осознание   художественной   картины   жизни,   созданной     в   литературном произведении,   в   единстве   эмоционального   личностного   восприятия   и   интеллектуального понимания; − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Задачами курса являются:  закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;   закрепить  и  расширить  знания  учащихся  о  тексте,  совершенствуя  в то  же  время навыки конструирования текстов;  дать   общие   сведения   о   языке   в   соответствии   с   Обязательным   минимумом   содержания среднего (полного) общего образования;   обеспечить   дальнейшее   овладение   функциональными   стилями   речи   с   одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;   обеспечить   практическое   использование   лингвистических   знаний   и   умений   на   уроках литературы,   полноценное   восприятие   учащимися   содержания   литературного   произведения через его художественно­языковую форму;   способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Требования к результатам освоения учебной дисциплины  «Русский язык ». Требования к результатам освоения учебной дисциплины личностным, включающим готовность   и   способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному   самоопределению, сформированность   их   мотивации   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной деятельности,   системы   значимых   социальных   и   межличностных   отношений,   ценностно­ смысловых   установок,   отражающих   личностные   и   гражданские   позиции   в   деятельности, правосознание,   экологическую   культуру,   способность   ставить   цели   и   строить   жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; Личностные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать: 1) умение ясно, логично и точно излагать   свои мысли в устной и письменной речи, понимать   смысл   познавательной   задачи,   выстраивать   аргументацию,   приводить   примеры   и контрпримеры; 2) представление о русском языке   как части мировой культуры и о месте русского языка  в современной цивилизации;   7 3)   креативность   мышления,   инициативу,   находчивость,   активность   при   решении лингвистических  задач; 4) умение контролировать процесс и результат учебной  деятельности; 5) способность к эмоциональному восприятию; 6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 7) готовность   и   способность   к   образованию,   в   том   числе   самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;          8) для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;          9) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: сформированность   и   развитие   основных   видов   речевой   деятельности   обучающихся   ­ слухозрительного   восприятия   (с   использованием   слуховых   аппаратов   и   (или)   кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;        10) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами   литературного   языка,   нормами   речевого   этикета;   приобретение   опыта   их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию. Требования   к   результатам   освоения   учебной   дисциплины  метапредметным, включающим  освоенные   обучающимися  межпредметные   понятия  и   универсальные   учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно­исследовательской, проектной и социальной деятельности; Метапредметные результаты освоения учебной дисциплины должны отражать: 1) умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать   все   возможные   ресурсы   для   достижения   поставленных   целей   и   реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  2) умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной деятельности,   учитывать   позиции   других   участников   деятельности,   эффективно   разрешать конфликты;  3) владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках   информации, критически   оценивать   и   интерпретировать   информацию,   получаемую   из   различных источников; 5) умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных   технологий (далее   –   ИКТ)   в   решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных   задач   с соблюдением   требований   эргономики,   техники   безопасности,   гигиены,   ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 8 6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;  8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.  Требования к результатам освоения учебной дисциплины предметным, включающим освоенные обучающимися  в ходе изучения  учебного предмета умения, специфические для данной   предметной   области,   виды   деятельности   по   получению   нового   знания   в   рамках учебного   предмета,   его   преобразованию   и   применению   в   учебных,   учебно­проектных   и социально­проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.                    Предметные результаты освоения базового курса учебной дисциплины должны отражать: 1) сформированность представлений о русском языке  как части мировой культуры и о месте русского языка  в современной цивилизации;  2)    использование   готовых   компьютерных   программ,   в том   числе   для   поиска   пути решения и иллюстрации правил; 5) сформированность   представлений   об   основных   понятиях,   идеях   и   методах лингвистического  анализа;  6) владение   основными   лингвистическими     понятиями;   сформированность   умений; применение изученных  правил  для  задач  с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире; умений находить и оценивать вероятности   наступления   событий   в   простейших   практических   ситуациях   и   основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций: ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Решать   проблемы,   оценивать   риски   и   принимать   решения   в   нестандартных ситуациях. Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,   профессионального   и личностного развития Использовать профессиональной деятельности Работать   в   коллективе   и   в   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями информационно­коммуникационные технологии   в     9 ОК 7. Ставить   цели,   мотивировать   деятельность   подчиненных,   организовывать   и контролировать  их  работу с принятием на себя  ответственности  за результат выполнения заданий. 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины          Для специальностей среднего профессионального образования социально­экономического профиля максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 293 часа, в том числе:  обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося ­ 114 часа;  самостоятельная работа обучающегося ­57 часов.    2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  Объем часов          176          117 50 59 25 Вид учебной работы  Максимальная учебная нагрузка (всего)  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:  практические работы контрольные работы  Самостоятельная работа обучающегося (всего)  в том числе: выполнение индивидуального проекта тематика внеаудиторной самостоятельной работы ― выполнение домашних контрольных работ; ― выполнение индивидуальных заданий; ― выполнение тестовых заданий; ― подготовка сообщений, докладов; ― подготовка презентаций; ― решение практических заданий; ― подготовка рефератов Промежуточная  аттестация в форме  письменного экзамена ( тест) 10 11 2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  «Русский язык и литература.   Русский язык» Наименование разделов и Содержание учебного материала, лабораторные работы и Объем часов тем  1 практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)  2 Учебная дисциплина «Русский язык» Введение Содержание  Язык   как   средство   общения   и   форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как   развивающееся   явление.   Язык   как   система.   Основные уровни   языка.   Русский   язык   в   современном   мире.   Язык   и культура.   Отражение   в   русском   языке   материальной   и духовной   культуры   русского   и   других   народов.   Понятие   о русском   литературном   языке   и   языковой   норме.   Значение русского   языка   при   освоении   профессий   СПО   и специальностей СПО. Практические занятия Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение   заданий   по   обобщению   знаний   о   современном русском   языке   как     науке   и   анализу   методов   языкового исследования  Практические занятия Входная контрольная работа  за курс основной школы Самостоятельная работа написать рефераты     по темам: «Язык и общество», « Язык и культура»,   «Язык   и   история   народа»,   «Типы   норм», «Выдающиеся ученые­русисты», «Русский язык в кругу языков народов России», «Влияние русского языка на становление и развитие других языков», «Культура речевого общения». Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи 3                        5 1 1 1 2 11 Уровень освоения  4 1 2 2 Тема 1.1  Язык и речь Тема 1.2  Стили речи 2 2 3 2 3 2 Содержание   Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее   компоненты.  Основные   требования   к   речи:   правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Самостоятельная работа: выполнить анализ текста Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный   стиль   речи,   его   основные   признаки,   сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально­деловой   стиль   речи,   его   признаки,   назначение. Жанры официально­делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Публицистический   стиль   речи,   его   назначение.   Основные   Основы   ораторского жанры   публицистического   стиля. искусства.   Особенности построения публичного выступления. Художественный   стиль   речи,   его   основные   признаки: образность,   использование   изобразительно­выразительных средств и др. Текст   как   произведение   речи.   Признаки,   структура   текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат,аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально­смысловые   типы   речи   описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.   Подготовка   публичной   речи. (повествование, текста. структуры   Практические занятия Анализ   основных   стилевых   разновидностей   письменной   и устной   речи   .Определение   типа,   стиля,   жанра   текста   (по заданному способу). Анализ   Лингвостилистический (стилистический,   речеведческий)   анализ   текста.   Освоение видов переработки текста. Изучение   особенностей   построения   текста   разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую. Самостоятельная работа Подготовить рефераты и сообщения по темам: «Официально­ деловой   стиль   речи»,   «Очерк»,   «Устное   выступление. Дискуссия». «Научный стиль речи». «Публицистический стиль речи», написать автобиографию, заявление, доверенность. Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Тема 2.1Фонетика. Содержание  Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги.   Соотношение   буквы   и   звука.   Фонетическая   фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения   в   стихотворной   речи.   Интонационное   богатство русской речи. Фонетический разбор слова. Практические занятия Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского  языка.Фонетический  анализ слова Наблюдение над выразительными средствами фонетики Самостоятельная работа. Написать  рефераты и сообщения по темам:     «Выразительные   средства   русской   фонетики», «Благозвучие   речи»,   «Звукопись   как   изобразительное средство»,  «Ассонанс, аллитерация». Орфоэпические   нормы:   произносительные   нормы   и   нормы ударения.   Произношение   гласных   и   согласных   звуков, Тема 2.2Орфоэпия            2 2 2 3 2 2 1 2 2 2 2 2 Тема2. 3Графика.  Орфография. заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Практические занятия Сопоставление   устной   и   письменной   речи.   Орфоэпический анализ слова Самостоятельная работа. Подготовить рефераты и сообщения по   темам:   «Основные   нормы   современного   литературного произношения и ударения в русском языке»;. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс,   аллитерация.  Правописание   безударных   гласных, звонких   и   глухих   согласных.   Употребление   буквы  ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з­ / с­.Правописание и/ы после приставок Практические занятия Наблюдение   над   функционированием   правил   орфографии   и пунктуации   в   образцах   письменных   текстов.   Графический анализ слова. Самостоятельная   работа:  составление   личного   словаря «Пишу и говорю правильно». 3. Лексикология и фразеология                                                                                        Тема 3.1. Лексикология Слово   в   лексической   системе   языка.   Лексическое   и грамматическое значение слова.Многозначность слова. Прямое и   переносное   значение   слова.   Метафора,   метонимиякак выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы   и   их   употребление.   Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,паронимов. Контекстуальные   синонимы   и   антонимы.   Градация. Антитеза.Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимство­ванная лексика, старославянизмы). Лексика   с   точки   зрения   ее   употребления:   нейтральная, книжная,   лексика   устной   речи   (жаргонизмы,   арготизмы, диалектизмы).   Терминологическая   Профессионализмы. 1 2 3 2 2 4 2 2 2 2 2 2 Тема 3.2 Фразеологизмы   лексических     исследование лексика.Активный   и   пассивный   словарный   запас;   архаизмы, историзмы,   неологизмы.Особенности   русского   речевого этикета.   Лексика,   обозначающая   предметы   и   явления традиционного   русского   быта.   Фольклорная   лексика   и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Практические занятия Лингвистическое и фразеологических   единиц   —   выведение   алгоритма лексического   анализа.   Наблюдение   над   функционированием лексических   единиц   в   собственной   речи,   выработка   навыка составления   текстов   (устных   и   письменных)   с   лексемами различных сфер употребления. Лексико­фразеологический   разбор.  Фразеологизмы.   Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.   Лексические   и   фразеологические   словари. Лексические   нормы.   Лексические   ошибки   и   их   исправление. Ошибки   в   употреблении   фразеологических   единиц   и   их исправление.  Практические занятия Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. Наблюдение над   изобразительно­выразительными   средствами   лексики. Составление   связного   высказывания   с   использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. Самостоятельная работа. Подготовить рефераты и сообщения по темам: «Жаргонная и диалектная   лексика»,   «Арготизмы», «Диалектизмы»,   «Слова­термины»; подготовить     рефераты   и   сообщения   по   темам:   «Русская фразеология»,   «Крылатые   слова,   пословицы   и   поговорки» «Изобразительные   возможности   синонимов,   антонимов, омонимов».   «Профессионализмы»,   «Жаргонизмы», 2 2 1 2 2 2 2 2 Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография Тема 4.1 Морфемика Тема 4.2. Словообразование Содержание  Понятие   морфемы   как   значимой   части   слова. Многозначность   морфем.   Синонимия   и   антонимия   морфем. Морфемный разбор слова. Практические работы.  Морфемный  анализ для понимания  внутренней формы слова, наблюдения   за   историческими   процессами   Наблюдение   над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ   одноструктурных   слов   с   морфемами­омонимами; сопоставление слов с морфемами­синонимами. Самостоятельная работа Выполнить морфемный  анализ слова. Содержание  Способы   словообразования.   Словообразование знаменательных   частей   речи.   Особенности   словообразования профессиональной   лексики   и   терминов.  Понятие   об этимологии. Словообразовательный анализ. Практические работы.    для Словообразовательный, понимания   внутренней   формы   слова,   наблюдения   за историческими   процессами   Распределение   слов   по словообразовательным восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования   этимологический   анализ     гнездам, Тема 4.3. Орфография Самостоятельная работа Выполнить словообразовательный анализ слова.   Содержание  Речевые   ошибки,   связанные   с   неоправданным   повтором однокоренных   слов.   Правописание   чередующихся   гласных   в корнях слов. Правописание приставо при­ / пре­. Правописание 20 3 2 2 3 2 2 2 2 2,3 2 2,3 3 2 сложных слов. Практические работы.  Наблюдение   над   функционированием   правил   орфографии   и пунктуации   в   образцах   письменных   текстов.   Составление текстов   (устных   и   письменных)   с   использованием однокоренных слов, слов одной структуры. Этимологический анализ для понимания  внутренней формы  слова, наблюдения за историческими процессами Самостоятельная   работа.  Составить   орфографический словарь   трудных   слов.  Употребление   приставок   в   разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи Раздел  5. Морфология и орфография Тема 5.1. Имя  существительное Имя прилагательное.  Имя   существительное. Содержание  Грамматические   признаки   слова   (грамматическое   значение, грамматическая   форма   и   синтаксическая   функция). Знаменательные   и   незнаменательные   части   речи   и   их   роль   в построении   текста.   Лексико­ грамматические   разряды   имен   существительных.   Род,   число, падеж   существительных.   Склонение   имен   существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.  Морфологический   разбор   имени   существительного. Употребление форм имен существительных в речи.  Имя прилагательное. Лексико­грамматические разряды имен прилагательных.Степени   сравнения   имен   прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор   имени   прилагательного.   Употребление   форм   имен прилагательных в речи. Практические работы. Морфологический разбор частей речи Самостоятельная работа 2 2 51 3 2,3 2 2 2 2         2,3         2 Тема 5.2. Имя числительное. Местоимение. Тема 5.3.  Глагол.   Подготовить   рефераты и сообщения по темам: «Употребление существительных   и     прилагательных   в   речи»,   «Разряды прилагательных», «Степени сравнения прилагательных».  Основные выразительные   средства   морфологии.  «Употребление существительных   в   речи»,   «Род   несклоняемых   имен   существительных», «Существительные общего рода»   Значение   местоимения. Содержание  Имя   числительное.   Лексико­грамматические   разряды   имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор   имени   числительного.   Употребление   числительных   в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода.  Местоимение.   Лексико­   Правописание грамматические   разряды   местоимений. местоимений.   Морфологический   разбор   местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи   предложений   в   тексте.  Синонимия   местоименных форм. Практические работы. Морфологический разбор частей речи Самостоятельная работа подготовить   сообщения по темам: «Употребление числительных в речи», « Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с сущ разного рода».«Местоимение как средство связи предложений в тексте», « Синонимия местоименных форм». Содержание    Глагол.   Грамматические   признаки   глагола.Правописание суффиксов   и   личных   окончаний   глагола.   Правописание  не  с глаголами.   Морфологический   разбор   глагола.   Употребление форм   глагола   в   речи.  Употребление   в   художественном тексте 3 2 2 3 2      2,3 2 2 одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. Самостоятельная работа подготовить  сообщения: «Употребление форм глагола в речи»,  «Спряжение глаголов»,  «Вид и время глагола», «Правописание – ться – и –тся­ в глаголах. Причастие   как   особая   форма   глагола.   Образование действительных   и   страдательных   причастий.   Правописание суффиксов   и   окончаний   причастий.   Правописание  не  с причастиями.   Правописание   –н­   и   –нн­   в   причастиях   и отглагольных   прилагательных.   Причастный   оборот   и   знаки препинания   в   предложении   с   причастным   оборотом. Морфологический   разбор   причастия.  Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.  Деепричастие   как   особая   форма   глагола.   Образование деепричастий   совершенного   и   несовершенного   вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и   знаки   препинания   в   предложениях   с   деепричастным оборотом.   Морфологический   разбор   деепричастия. Употребление   деепричастий   в   текстах   разных   стилей. Особенности   построения     предложений   с   деепричастиями. Синонимия деепричастий. Самостоятельная работа Подготовить рефераты и сообщения по темам: «Употребление причастий в текстах разных стилей», « Синонимия причастий»  «Употребление деепричастий в текстах разных  стилей»,«Синонимия деепричастий», «Особенности построения предложений с деепричастиями» Наречие.   Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов­омонимов.Морфологический наречия.   Грамматические   признаки   наречия.     разбор 3 4 4 4 2 2 2 2 Тема 5.4 Причастие Деепричастие Тема 5.5 Наречие. Синонимия   наречий   при Употребление   наречия   в   речи. характеристике   признака   Использование действия. местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории   состояния   (безлично­предикативные   слова). Отличие слов категории состояния от слов­омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. Практические работы. Морфологический разбор частей речи Самостоятельная работа Написать    рефераты   и  сообщения  по  темам:    «Употребление наречия   в   речи»,   «Синонимия   наречий   при   характеристике признака  действия», « Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте». Служебные части речи Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных   предлогов   (в   течение,   в   продолжение, вследствие и др.) от слов­омонимов.Употребление предлогов в составе   словосочетаний.   Употребление   существительных   с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.  Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов­омонимов.Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц  не  и  ни  с   разными   частями   речи.  Частицы   как средство   выразительности   речи.  Употребление     тчастиц   в речи.  Междометия   и   звукоподражательные   слова. Правописание   междометий   и   звукоподражаний.   Знаки препинания   в   предложениях   с   междометиями.   Употребление междометий в речи. 2 4 2 2 2 2 2 2 Практические занятия 2,3 Тема 5.6 Служебные части речи Предлог   Союз Тема 5.7 Служебные части речи Частица    Междометия алгоритма выведение Исследование   текста   с   целью   освоения   основных   понятий морфологии:   грамматические   категории   и   грамматические значения;   морфологического разбора.Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Анализ   и   характеристика   общего   грамматического   значения, морфологических   и   синтаксических   признаков   слов   разных частей   речи.Сопоставление   лексического   и   грамматического значения слов. Выявление   нормы   употребления   сходных   грамматических форм в письменной речи.Образование слов и форм слов разных частей   речи   с   помощью   различных   словообразовательных моделей   и   способов   словообразования   и   словоизменения; использование   способа   разграничения   слов­омонимов, принадлежащих к разным частям речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. Наблюдение   над   функционированием   правил   орфографии   и пунктуации в образцах письменных текстов.Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами Самостоятельная работа Подготовить   рефераты   и   сообщения   по   темам:   «Союзы   как средство связи предложений в тексте», « Употребление союзов в простом и сложном предложении». «Употребление частиц в речи»,  «Употребление междометий в речи». Раздел . 6. Синтаксис и пунктуация Тема 6.1. . Словосочетание. единицы   Содержание  Основные   предложение,   сложное   синтаксическое   целое. выразительные средства синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в   Словосочетание,  Основные синтаксиса. 5 4 2           52 3 2 Тема 6.2. Простое предложение. 4 4 4 2,3 2   Нормы   построения   словосочетаний.  Значение  Синонимия словосочетании. словосочетаний. Синтаксический   разбор   словосочетания   в   построении   предложения. словосочетаний. Практические работы Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических   понятий,   освоения   основных   научных положений   о   синтаксическом   уровне   современной   системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний.Синонимия словосочетаний Самостоятельная работа  Подготовить   рефераты   и   сообщения   по   темам:   «Синонимия словосочетаний»,«Значение   словосочетания   в   построении предложения». Содержание. Простое   предложение.   Виды   предложений   по   цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство   русской   речи.   Логическое   ударение.   Прямой   и обратный порядок слов.  Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире   между   подлежащим   и   сказуемым.   Согласование сказуемого с подлежащим.  Второстепенные приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия   согласованных   и   несогласованных   определений. Обстоятельства   времени   и   места   как   средство   связи предложений в тексте. Односоставное   и   неполное   предложение.   Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные   предложения   с   главным   членом   в   форме   члены   предложения   (определение, Тема 6.3 Односложное простое предложение 5 3 5 2,3 2 2 сказуемого. Синонимия односоставных предложений.  Практические работы  Наблюдение   над   существенными   признаками   простого   и сложного   предложения;   использование   способа   анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Самостоятельная работа  Подготовить   сообщения.   Стилистические   функции   и   роль порядка   слов   в   предложении.  Синонимия   составных сказуемых.   Единство   видовременных   форм   глаголов­ сказуемых как средство связи предложений в тексте. Содержание  Односложное   простое   предложение.   Предложения   с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения   в   разных   стилях   речи.  Синонимика   ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. Предложения   с   обособленными   и   уточняющими   членами.  Синонимия   обособленных   и Обособление   определений. необособленных   определений.  Обособление   приложений. Обособление   дополнений.   Обособление   обстоятельств.   Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие   члены   предложения.Стилистическая   роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки   препинания   при   словах,   грамматически   несвязанных   с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов­омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними.   Использование   вводных   слов   как   средства   связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в Тема 6.4 Сложное предложение 6 2 5 2 разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Самостоятельная работа. Подготовить рефераты и сообщения по темам:   «   Роль   второстепенных   членов   предложения   в построении   текста»,   «Синонимия   согласованных   и несогласованных   определений»,     «Обстоятельства   времени   и места как средство связи предложений в тексте».«Синонимия односоставных   предложений»,   «Предложения   односоставные   и двусоставные как синтаксические синонимы»; « Использование неполных предложений в речи».   «   Употребление   однородных   членов   предложения   в   разных стилях   речи»,   «Синонимика   ряда   однородных   членов предложения с союзами и без союзов». Сложное   предложение.   Сложносочиненное   предложение. Знаки   препинания   в   сложносочиненном   предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.  Употребление   сложносочиненных   предложений   в речи. Сложноподчиненное   предложение.   Знаки   препинания   в сложноподчиненном Использование сложноподчиненных   предложений   в   разных   типах   и   стилях речи. Бессоюзное   сложное   предложение.   Знаки   препинания   в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.  Синонимика   простых   и   сложных   предложений (простые   и   сложноподчиненные   предложения,   сложные союзные   и   бессоюзные   предложения).  Способы   передачи чужой   речи.   Знаки   препинания   при   прямой   речи.   Замена прямой   речи   косвенной.   Знаки   препинания   при   цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге предложении. .   по     синтаксической   предложение Практические занятия Наблюдение   над   существенными   признаками   простого   и сложного   предложения;   использование   способа   анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.Сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение   над   функционированием   правил   пунктуации   в образцах письменных текстов. Упражнения синонимии: двусоставное/односоставное   предложение,   предложение   с обособленными   определениями   и   обстоятельствами /сложноподчиненное   придаточными определительными и обстоятельственными и др. Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.Составление   схем   простых   и   сложных предложений по схемам.Составление связного высказывания с использованием предложений   определенной   структуры,   в   том   числе   на лингвистическую   тему.Применение   синтаксического   и пунктуационного разбора простого предложения. Самостоятельная работа.  Составить   текст   с   использованием   сложносочиненных   с   использованием   сложноподчиненных предложений; предложений;     с   использованием   бессоюзных   сложных предложений; подготовить  сообщения: «Синонимика простых и  сложных  предложений»,  составить  текст  с  использованием предложений разных видов связи   предложений   и   составление   с   6 2 7 2 Раздел 7. Повторение, подготовка к экзамену Тема 7.1Повторение  изученного Систематизация изученного  Практическая  работа Тест            5 2 4 Выполнение индивидуальных проектов по учебной дисциплине Примерная тематика индивидуальных проектов Пр ­50ч Лекц 67 Сам 59 25 .Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия. 1. Русский язык среди других языков мир 2. 3. Языковой портрет современника. 4. Молодежный сленг и жаргон. 5. Деятельность М. В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка. 6. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. 7. Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков. 8. Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие,  диалекты, жаргонизмы. 9. Язык и культура. 10. Культурно­речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. 11. Вопросы экологии русского языка. 12. Виды делового общения, их языковые особенности. 13. Языковые особенности научного стиля речи. 14. Особенности художественного стиля. 15. Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования 16. Экспрессивные средства языка в художественном тексте 17. СМИ и культура речи. 18. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. 19. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы. 20. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. 21. Русское письмо и его эволюция. 22. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация 23. Антонимы и их роль в речи. 24. Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи. 25. Старославянизмы и их роль в развитии русского языка. 26. Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке. 27. В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». 28. Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. 29. Исторические изменения в структуре слова. 30. Учение о частях речи в русской грамматике. 31. Грамматические нормы русского языка. 32. Лексико­грамматические разряды имен существительных (на материале произведений  художественной литературы). 33. Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских  поэтов). 34. Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании. 35. Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике. 36. Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление. 37. Слова­омонимы в морфологии русского языка. 38. Роль словосочетания в построении предложения. 39. Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики 40. Синтаксическая роль инфинитива. 41. Предложения с однородными членами и их функции в речи. 42. Обособленные члены предложения и их роль в организации текста. 43. Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций. 44.  Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. 45. Синонимика простых предложений. Наименование разделов  Раздел 1. Язык и  речь.  Функциональные  стили речи 2.3. Характеристика основных видов деятельности обучающихся на уровне учебных действий по дисциплине «Русский язык » Характеристика основных видов учебной деятельности Предметные  Метапредметные    Формировать  понятия   о ­ нормах   русского   литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;  Формировать  умение − создавать   устные   и   письменные монологические и диалогические   высказывания различных   типов   и   жанров   в учебно­научнойт(на   материале изучаемых учебных дисциплин), социально­культурной и деловой сферах общения; −   навыками самоанализа   и   самооценки   на основе за собственной речью; −   умением представлять   тексты   в   виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; −Формировать  представления об изобразительно­ выразительных   возможностях наблюдений  Владеть   Владеть            ­  Владеть  всеми   видами   речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;   ­ владение языковыми средствами —  Уметь  ясно,   логично   и   точно излагать   свою   точку   зрения, использовать   адекватные   языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа   языковых   явлений   на межпредметном уровне; − навыки сотрудничества   со   сверстниками, детьми   младшего возраста, взрослыми   в   процессе   речевого образовательной, общения, общественно   полезной,   учебно­ исследовательской,   проектной   и других видах деятельности; −  Овладевать  нормами   речевого поведения   в   различных   ситуациях межличностного и межкультурного общения; −  Готовиться  к   самостоятельной  Применять      Личностные   Формировать        народом ­ уважение   к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и ценности, нравственные накопленные на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов; ­ Понимать роль родного языка как основы   успешной   социализации личности;  Формировать  мировоззрение, ­ соответствующее современному уровню   развития   науки   и общественной практики, основанного на диалоге культур,  а также форм общественного сознания, осознание своего места в в поликультурном мире; ­  Способность  к самостоятельной, творческой   и   ответственной деятельности; ­  различных русского языка; −  Формировать    умения учитывать исторический, историко­культурный   контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста; −Формировать  способность выявлять   в   художественных   темы   и текстах   образы, проблемы   выражать   свое отношение   к   теме,   проблеме текста развернутых аргументированных   устных   и письменных высказываниях; −  Формировать  представления о   системе   стилей   языка художественной литературы. в     правило Формулировать  работы  Формулировать  по теме.   Выполнять разбор. Владеть  приемами  разбора слов. определения  фонетический стандартными Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика,  орфография       из оценивать информационно­познавательной деятельности,   включая   умение ориентироваться   в   различных информации, источниках критически и Интерпретировать  информацию, получаемую   из   различных источников; −  Уметь  извлекать   необходимую информацию   различных источников:учебно­научных текстов,   справочной   литературы, средств   массовой   информации, информационных и коммуникационных технологий для когнитивных, решения коммуникативных и организационных   задач   в   процессе изучения русского языка; Адекватно   использовать  речевые средства   для   решения   различных коммуникативных   задач;  владение устной   и   письменной   речью; строить  монологическое контекстное высказывание. Адекватно, и точно последовательно   отображать  в речи     объяснение) содержание совершаемых действий, как громкой социализированной   речи;   так   и   в форме   внутренней   речи,   как   в (описание,   форме     в             Способность  вести   диалог   с другими   людьми,   достигать   в   нем взаимопонимания,  находить  общие цели   и   сотрудничать   для   их достижения. Сознательное   отношение  к непрерывному   образованию   как условию успешной профессиональной   и   общественной деятельности. Способность  к   самооценке   на основе   наблюдения   за   собственной речью,   потребность   речевого действия устной, так и в письменной речи.  Уметь анализировать, критически оценивать   и   интерпретировать информацию. Строить  логическое   рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. Анализировать   и   осмысливать текст     на   основе   комбинирования ранее   изученных   алгоритмов   и   способов решать упражнения. Объяснять  изученные   положения на   самостоятельно   подобранных конкретных примерах. Осуществлять  поиск   информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Использовать готовые  компьютерные программы, в том  числе для поиска путей решения и  иллюстрации решения упражнений.  Определять причины возможных  потерь или приобретения лишних  решений и пути исправления  данных ошибок. Осуществлять  поиск необходимой информации   для   выполнения учебных заданий. Анализировать   и   осмысливать самосовершенствования; Вносить  необходимые   коррективы в действие после его завершения на основе   его   и   учета   характера сделанных ошибок.   к самостоятельному   поиску   метода решения, поиска информации. готовым  Быть   Адекватно использовать речь для планирования   и   регуляции   своей Раздел 3.  Лексикология и  фразеология    понятие Формулировать  лексики, фразеологии. Находить  лексическое значение слова .Применять правила.  правила. Формулировать Объяснять  изученные положения   на   самостоятельно подобранных конкретных примерах. Осуществлять  исследование Применять  изученные   правила на практике    Раздел 4.  Морфемика,  словообразование,  орфография Формулировать определения. Применять  изученные   правила при выполнении упражнений. Находить орфограммы в тексте Находить  в   тексте   требуемую информацию; определять тему и главную мысль текста. Выполнять основе изученного материала.  упражнения   на     и помощь активность деятельности,   использовать   речь для регуляции своего действия. ставить  вопросы;   обращаться   за помощью;   формулировать   свои затруднения; предлагать  сотрудничество; проявлять  во взаимодействии   для   решения коммуникативных задач слушать   и   вступать   в  диалог, участвовать  в   коллективном обсуждении проблем. Учитывать   стремиться различных   сотрудничестве. Понимать  информацию, представленную   в   текстовой форме; отделять   новое   знание   от  известного;   ставить   вопросы   к тексту и искать ответы на них. Ориентироваться    знаний; выполнять производить синтез.  разные   мнения   и координации в в   системе анализ, позиций к               учебные   учебную   текст задачи,  переформулировать условие,  моделировать  условие   и строить логическую цепочку.   Уметь  формулировать   и задачу; удерживать преобразовывать практическую задачу   в   познавательную;   ставить новые задачи   в сотрудничестве с учителем. Применять установленные правила в планировании способа решения; Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять  последовательность промежуточных и соответствующих   им   действий   с учетом конечного результата; составлять    последовательность действий; предвидеть  знаний,   характеристик; возможности конкретного   результата решении задачи осуществлять  и пошаговый контроль по результату; осуществлять   констатирующий   и прогнозирующий   контроль   по результату и по способу действия. Осуществлять  констатирующий   и уровень   усвоения временных его предвидеть получения   при итоговый целей план и Раздел 5.  Морфология и  орфография  обосновывать  приводить прогнозирующий   контроль   по результату и по способу действия. Развернуто суждения, доказательство. Осуществлять  поиск   информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Быть готовым к самостоятельному поиску метода решения  задачи; Использовать готовые  компьютерные программы для  анализа информации  статистического характера.   определения Формулировать  по теме Использовать  умение определения   частей   речи   на практике. Выполнять  морфологический разбор слов Применять  изученные   правила на практике Владеть  навыками   анализа текста с учетом   их   стилистической   и   жанрово­ родовой   специфики;   осознание художественной картины жизни,   в   литературном созданной   произведении,   в   единстве эмоционального   личностного восприятия и интеллектуального понимания;   Раздел 6.  Синтаксис и  пунктуация Проводить синтаксический и  пунктуационный разбор Формулировать определения  по теме Находить пунктуационные  ошибки Решать упражнения,  находя  пунтограммы Использовать компьютерное  моделирование и эксперимент для  изучения частей речи. Анализировать и осмысливать  текст, переформулировать  условие, извлекать необходимую  информацию, моделировать  условие  с помощью схем, рисунков, строить логическую цепочку  ­Осознавать  эстетическую ценность,   потребность   сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;         к ­Способность  речевому самоконтролю;   оцениванию   устных и письменных высказываний с точки зрения   языкового   оформления, эффективности достижения поставленных   коммуникативных задач; Быть   готовым  отстаивать   свою точку   зрения   при   решении вероятностных   задач,   при   анализе информации статистического характера. Находить  информацию   практических задач.  Выражать свои мысли в устной и  письменной речи. Слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном  обсуждении проблем. Учитывать разные мнения и  стремиться к координации  различных позиций в  сотрудничестве.  дополнительную для решения Владеть  умением анализировать   текст   с   точки зрения   наличия   в   нем   явной   и скрытой,   и второстепенной информации; основной     Договариваться  и  приходить  к общему   решению   совместной деятельности,   в   том   числе   в ситуации столкновения интересов. Сформировать  основы логического мышления для решения вероятностных задач. Использовать  приобретенные знания   и   умения   в   практической деятельности   и   повседневной жизни. рассуждений, критически  оценивать полученный ответ,  осуществлять самоконтроль,  проверять ответ на соответствие  условию. Осуществлять поиск необходимой  информации для выполнения  учебных заданий с использованием  учебной литературы.  Искать наиболее эффективные  способы решения задач в  зависимости от конкретных  условий. Строить речевое высказывание в  устной и письменной  форме. Осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по результату. использовать  при презентации  выводов – Mikrosoft Power Point. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению      Оснащение учебного кабинета «Русский язык» обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, информационными средствами, а также техническими средствами обучения, учебно­практическим оборудованием.  Оборудование учебного кабинета:  ­ учебная доска; ­ учебная мебель (ученические стулья и столы, рабочее место преподавателя); ­ учебно­практическое оборудование: ­ Раздаточный материал по предмету ( тесты, тексты для анализа произведений, планы практических и семинарских  занятий) Технические средства обучения:  ­комплект ПК, монитор Acer 21.5, клавиши, мышь, системный блок со встроенной видеокартой ­телевизор 3.2. Информационное обеспечение обучения «Русский язык и литература. Русский язык.» Основные источники: 1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык Учебник­  ОИЦ «Академия»­ 2015 2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В  Русский язык и литература 10­11кл. в 2 частях,       М.,­ «Русское    слово»  ­ 2015.       3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10­11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2014.      Дополнительная литература: 1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10­11 кл. – М., 20012.  2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2012.      3.Сенина Н.А. Русский язык .Подготовка к ЕГЭ.– Ростов – на Дону.­2012      4.Русский язык : научно­ методический журнал.Учрежден Министерством образования РФ.           Интернет –ресурсы 1.Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru  2.Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Русский язык». Форма доступа: rus.1september.ru  3.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.alleng.ru  36 4.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: ruslit.ioso.ru  5.Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru  «Русский язык и литература. Русский язык ». Перечень  вопросов по русскому языку к экзамену. 1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. 2. Богатство, красота, выразительность русского языка. 3. Фонетика. Гласные и согласные звуки.  4. Чередование звуков. Место ударения в слове. 5. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению 6. Группы слов по употреблению и происхождению 7. Фразеологизм: его лексическое значение, функция в предложении и тексте 8. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.  9. Омонимы. Синонимы. Антонимы. 10.  Заимствованные слова. 11.  Словообразование. Состав слова. 12.  Основа и окончание. Корень слова. Суффикс. Приставка. 13.  Способы образования слов. 14. Морфология. Общий обзор частей речи. 15. Имена существительные. Падежи. Склонение имен существительных. 16. Правописание существительных. 17.  Значение и грамматические признаки имени числительного.  18. Разряды числительных.  19. Правописание имен числительных 20. Значение и грамматические признаки глагола.  21. Спряжение глагола 22. Правописание глаголов. 23. Значение и грамматические признаки имён прилагательных. 24. Правописание прилагательных. 25.  Значение и грамматические признаки причастий.  26. Правописание причастий. 27. Действительные и страдательные причастия.  37 28. Причастный оборот. 29. Деепричастие. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. 30. Правописание деепричастий. 31.  Наречие. Степени сравнения наречий. 32. Правописание наречий. 33. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению 34. Правописание предлогов. 35. Правописание союзов 36. Правописание частиц. 37. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. 38. Полные   и   неполные   предложения.   Двусоставные   и   односоставные   предложения.   Предложения   распространенные   и нераспространенные 39. Простое   предложение.   Типы   предложений.  Простое   предложение,   его   виды   по   цели   высказывания.   Восклицательные   и невосклицательные предложения. 40.  Главные члены предложения. 41.   Второстепенные члены предложения. 42.  Осложненные предложения.  43. Предложения с  однородными  членами.  44. Предложения с  вводными словами. 45. Предложения с  обращениями. 46.  Сложное предложение. Типы сложных предложений 47.   Сложносочиненное предложение 48.  Сложноподчиненное предложение 49.   Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными 50.  Стили речи 38 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Контроль   и   оценка  результатов   освоения   учебной   дисциплины   осуществляется   преподавателем   в   процессе   проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.  Для   текущего   контроля   и   промежуточной   аттестации   создан   фонд   оценочных   средств   (ФОС).   ФОС   включает   в   себя контрольно­измерительные   материалы,   предназначенные   для   определения   соответствия   (или   несоответствия)   индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.              При изучении тем всего курса текущий контроль включает входную контрольную работу и   контрольные работ по темам входящим в курс изучения. Также в контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся применяется промежуточный контроль:  самостоятельные работы на 15 ­ 20 минут по каждой теме предмета для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки;  зачеты по теоретической части для проверки теоретических заданий по данной теме;  тематические   тесты   для   проверки   усвоения   теоретических   знаний   по   теме,   путем   применения   тестовых   заданий   в   различных формах: задания с готовыми ответами, задания со свободным кратким ответом,  задания на дополнение высказывания. Оценка   индивидуальных   образовательных   достижений   по   результатам   текущего   контроля   и   промежуточной   аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) 5 4 3 2 вербальный аналог отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно 39 Основные показатели оценки результата дисциплины «Русский язык» Личностные Результатом формирования личностных учебных универсальных действий  следует считать:  положительное отношение к урокам русского языка  умение признавать собственные ошибки;  формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);  формирование лингвистической  компетентности. Метапредметные Результатом   формирования  познавательных   учебных   универсальных   действий  будут   являться умения:   произвольно и осознанно владеть общими приемами разбора слов;  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;  использовать знаково­символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;  учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;  уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;  уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;  уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;  уметь устанавливать причинно­следственные связи;  уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  уметь устанавливать аналогии;  владеть общим приемом решения учебных задач;  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки;  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;  уметь  осуществлять  выбор  наиболее  эффективных  образовательных  задач в  зависимости  от конкретных условий. Основным критерием сформированности коммуникативных  учебных универсальных действий можно считать коммуникативные способности обучающегося, включающие в себя:  желание вступать в контакт с окружающими;  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;  умение   организовать   общение,   включающее   умение   слушать   собеседника,   умение   эмоционально 40 сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку

Программа по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2017