Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Оценка 4.6
Документация
docx
русский язык
5 кл
30.05.2017
Программа по русскому языку 5 класс (УМК Ладыженской) включает следующие разделы: планируемые результаты изучения, содержание учебного предмета, тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (ФГОС 170 часов). В тематическом планировании предусмотрены уроки контроля (диктанты, тестирование), уроки развития речи (изложения, сочинения).
5а рус.docx
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Учащийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от
целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими
нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Программа модифицирована в соответствии с учебным планом по таким темам:
Язык и общение (3)часа
Повторение изученного в начальных классах 26 ч
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непро
веряемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разде
лительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж,
число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце суще
ствительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях при
лагательных.
Местоимения 1, 2го и 3го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени);
правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряже
ния; буква ь во 2м лице единственного числа глаголов. Правописание тсяи тъся; раздельное
написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 27ч
I.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные
предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделе
ния (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Пред
ложения с однородными членами, не связанными союзами,' а также связанными союзами а,
но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но,
и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного
предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом
предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы,
потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побу
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II.
дительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III.
Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 18ч
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные
звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные.
Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонор
ные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит." Рукописные и
печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимо
Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозна
чения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический
разбор. Орфографические словари.
II.
учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпи
ческих).
III.
сти от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи 18ч
I.
зна
чение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II.
словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.
Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи 23ч
I.
Из
менение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных сло
вах. Роль окончаний в словах. Нулевое окончание. Корень, суффикс, приставка; их
назначение
в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правопи
сание чередующихся гласных о и а в корнях ложлаг, рос раст. Буквы ё и о после
ши
пящих в корне. Буквы ы и ы после ц.
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться
орфографическими и морфемными словарями.
III.Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология.Орфография.Культура речи.49ч. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существитель
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в пред
Имя существительное 18ч
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собст
венные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и пло
щадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов,
картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих
названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение
существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существитель
ных.
Склонение существительных на ия, ий, ие. Правописание гласных в падежных окончаниях
имен существительных.
II.
ными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного
(чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительныесинонимы для более точного выражения мыслей
и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III.
Имя прилагательное 12ч
I.
ложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилага
тельных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных
с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких по родам и чис
лам.
II.
трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательнымисинонимами для более точного выражения
мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III.
этого жанра.
Глагол 19ч
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на ть (тъся), ти (тисъ), чь (чъся)). Право
писание шьсяи чь (чъся) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в без
ударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и ив корнях глаголов бербир, дердир,
мер
мир, перпир, тертир, стелстил. Правописание не с глаголами.
И. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются
ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным
существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при
глаголах имена существительные в нужном падеже.
Доказательства и объяснения в рассуждении.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна,
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности Умение использовать в речи глаголысинонимы (например, со значением высказывания, пе
ремещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного
повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе.
Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного 6ч
Тематическое планирование уроков русского языка
в 5 классе ФГОС 170 часов
Тема урока
Раздел 1: ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ 3 ч
Колво
часов
№
урока
1.
2.
3.
4.
Язык и речь. Язык и человек
Язык и его единицы
Р. Р. Стили речи
Раздел 2: ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ 22 ч
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
5. Орфограмма.
6. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне.
7. Правописание согласных в корне слова.
8. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
9.
Буквы и, у, а после шипящих.
10. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами
11. Входной контроль
12. Р. Р. Что мы знаем о тексте.
13. Р.Р. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)
14. Части речи.
15. Глагол.
16.
Тся и –ться в глаголах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 17. Р. Р. Тема текста.
18. Личные окончания глаголов. Не с глаголами.
19. Имя существительное как часть речи. Падежные окончания
существительных
20. Имя прилагательное как часть речи.
21. Местоимение как часть речи
22. Р.Р. Основная мысль текста. Обучающее сочинениеописание по картине
Пластова «Летом»
23. Р.Р. Обучающее сочинениеописание по картине Пластова «Летом».
24. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
25. Анализ диктанта и работа над ошибками.
Раздел 3: СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (25+4) 29 ч
26. Синтаксис и пунктуация.
27. Словосочетание.
28. Разбор словосочетаний.
29. Предложение.
30. Р.Р. Сжатое изложение.
31. Виды предложений по цели высказывания
32. Виды предложений по интонации.
33. Р. Р. Сочинение на свободную тему.
34. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
35. Сказуемое.
36. Тире между подлежащим и сказуемым.
37. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные
члены предложения.
38. Дополнение
39. Определение.
40. Обстоятельство.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 41. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с
однородными членами
1
1
1
1
1
42. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
43. Предложения с обращениями.
44. Контрольный диктант.
45. Анализ контрольного диктанта.
46. Р. Р. Письмо.
47. Р. Р. Устное сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».
48. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
49. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
50. Прямая речь.
51. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
52. Диалог.
53. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
54. Анализ диктанта и работа над ошибками.
Раздел 4: ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
(11+5) 16 ч
55. Фонетика. Гласные звуки.
56. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.
57. Согласные звонкие и глухие.
58. Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по
рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
59. Графика. Алфавит.
60. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
61. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
62. Орфоэпия.
63. Р. Р. Описание предмета в художественном стиле.
64. Р.Р. Сочинениеописание предмета.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 65. Фонетический разбор слова.
66. Повторение по теме «Фонетика».
67. Контрольный тест.
68. Анализ контрольного теста.
69. Р. Р. Подготовка к сочинению по картине.
70. Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы,
фрукты, птицы»).
Раздел 5: ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (7+3) 10 ч
71. Слово и его значение.
72. Однозначные и многозначные слова.
73. Прямое и переносное значение слова.
74. Омонимы.
75. Синонимы и их роль в речи.
76. Антонимы.
77. Повторение изученного по теме «Лексика». Тест.
78. Р. Р. Устное сочинение по картине И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь».
79. Р. Р. Подготовка к подробному изложению по рассказу К. Г. Паустовского
«Первый снег».
80. Р.Р. Написание подробного изложения.
Раздел 6: МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (17+3) 20 ч
81. Морфема. Изменение и образование слов.
82. Окончание. Основа слова.
83. Р.Р.Выборочное изложение с изложением лица.
84. Корень слова.
85. Приставка. Суффикс.
86. Р. Р. Рассуждение, его структура и разновидности.
87. Чередование звуков. Беглые гласные.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 88. Варианты морфем.
89. Морфемный разбор.
90. Правописание гласных и согласных в приставках.
91. Буквы З и С на конце приставок.
92. Буквы а – о в корнях –лаг лож.
93. Буквы а – о в корнях –раст, рос, ращ.
94. Правописание букв а – о в корнях –раст, рос, ращ.
95. Буквы О – Ё после шипящих в корне.
96. Буквы И – Ы после Ц.
97. Повторение по теме.
98. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
99. Анализ диктанта и работа над ошибками.
100. Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский.
Раздел 7: МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ
«Сирень в корзине»).
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15+ 4*) 19 ч
числа.
единственном числе.
«Перо и чернильница»).
101. Имя существительное как часть речи.
102. Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
103. Имена существительные собственные и нарицательные.
104. Род имен существительных.
105. Имена существительные, которые имеют только форму множественного
106. Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
107. Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк.
108. Три склонения имен существительных.
109. Падежи имен существительных.
110. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в
111. Р. Р. Подготовка к подробному изложению с изменением лица.
112. Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.
113. Множественное число имен существительных.
114. Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
115. Морфологический разбор имени существительного.
116. Повторение изученного по теме «Имя существительное».
117. Диктант с грамматическим заданием.
118. Анализ диктанта и работа над ошибками.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 119. Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).
Раздел 8: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8 +3*) 11 ч
120. Имя прилагательное как часть речи.
121. Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
122. Гласные в падежных окончаниях имен прилагательных.
123. Р. Р. Описание животного.
124. Прилагательные полные и краткие.
125. Полные и краткие прилагательные.
126. Морфологический разбор имени прилагательного.
127. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
128. Анализ диктанта и работа над ошибками.
129. Р. Р. Подготовка к изложению. Описание животного (отрывок из повести И.
130. Р. Р. Изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева
С. Тургенева «Муму»).
«Муму»).
Раздел 9: ГЛАГОЛ (23 +6*) 29 ч
131. Глагол как часть речи.
132. Не с глаголами.
133. Правописание не с глаголами.
134. Р. Р. Рассказ.
135. Неопределенная форма глагола.
136. Правописание ться и –тся в глаголах.
137. Виды глагола.
138. Виды глаголов.
139. Правописание букв е – и в корнях с чередованием.
140. Буквы е – и в корнях с чередованием.
141. Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
142. Время глагола.
143. Прошедшее время глагола.
144. Настоящее время глагола.
145. Будущее время глаголов.
146. Спряжение глаголов.
147. Спряжение глагола.
148. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием.
149. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
150. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
151. Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук.
152. Морфологический разбор глагола.
153. Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.
154. Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
155. Повторение изученного по теме «Глагол».
156. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
157. Р. Р. Подготовка к сочинениюрассказу по рисунку (О. Попович. «Не взяли
158. Р. Р. Сочинениерассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).
«Шоколадный торт»).
на рыбалку»).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 159. Итоговый мониторинг.
Раздел 10: ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (9 + 2*) 11 ч
160. Р. Р. Подготовка к контрольному сочинению.
161. Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.
162. Орфограммы в приставках и корнях слов.
163. Орфограммы в окончаниях слов.
164. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.
165. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
166. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
167. Анализ ошибок диктанта.
168. Повторение и обобщение изученного.
169. Резервный урок.
170. Урокрезерв.
Итого: 170 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Программа по русскому языку. 5 класс (УМК Ладыженской).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.