Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе
Оценка 4.8

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
1 кл—4 кл
23.04.2017
Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе
Изучение церковно-славянского языка – первого письменного литературного языка всех славянских народов, претерпевшего исторические изменения, приобретает особую значимость в ряду других школьных дисциплин.Изучение церковно-славянского языка позволяет увидеть развитие современного русского языка в его исторической перспективе и родственных языковых связях. Обращение к истокам русского языка помогает лучшему пониманию и усвоению учащимися через близкородственный славянский язык, сохранивший архаику и грамматические формы, как древних классических (латынь, греческий), так и современных индоевропейских (английский, немецкий, французский) языков. В ходе его изучения отчетливо прослеживаются исторические и культурные связи славянских народов в контексте развития цивилизации.Церковно-славянский язык помогает объяснить многие явления современного русского языка, непонятные и нелогичные современному носителю языковой нормы, что позволит стать учащимся осмысленно грамотными. Знание церковно-славянского языка позволяет свободно читать и пе-реводить древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием и невещественной сокровищницей духовной культуры. Таким образом, предлагаемый курс направлен на языковое развитие, нравственно-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьника, формирование у него ценностной ориентации на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку, что позволит воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Курс «Церковнославянский язык» сохраняет преемственность воспитательного идеала от Святой Руси к современной России.
3 Программа Церковнославянский язык.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Общая характеристика учебного предмета Цель   и   задачи   языкового   образования   в   школе   значительны   и разнообразны. Именно они определяют особую роль языка в ряду других гуманитарных дисциплин. Трудно переоценить роль языка в нашей жизни. Это не только средство коммуникации, но и особая знаковая система, служащая сохранению знаний, исторической памяти, духовности и самосознания поколений (не случайно слово «язык» обозначало понятие «народ»). Особенно   актуальным   становится   языковое   образование   в   стандарте образования нового поколения, который рассматривает компетентность как «знание   в   действии»,   учитывает   опыт   реализации   компетентностного подхода, в частности, его правомерный акцент на достижении учащимися способности   использовать   на   практике   полученные   знания   и   навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям, когда на первый план выдвигаются   универсальные   учебные   действия   надпредметного   и метапредметного характера. Языковое образование позволяет формировать знаково­символические   и   коммуникативные   универсальные   учебные действия. И в этом аспекте изучение русского языка в его исторической перспективе,   возможность   которого   предлагает   учебный   курс «Церковнославянский   язык»,   становится   особенно   насущным   и необходимым.  Изучение   церковнославянского   языка   –   первого   письменного литературного языка всех славянских народов, претерпевшего исторические 1 изменения,   приобретает   особую   значимость   в   ряду   других   школьных дисциплин. Еще   лингвисты   и   методисты   XIX   в.   (Ф.И.Буслаев,   Ф.Ф.Фортунатов,   настойчиво   стремились   связать А.А.Шахматов, преподавание русского языка в школе с его теорией и историей.   Л.И.Поливанов) Изучение   церковнославянского   языка   позволяет   увидеть   развитие современного   русского   языка   в   его   исторической   перспективе   и родственных   языковых   связях.   Обращение   к   истокам     русского   языка помогает   лучшему   пониманию   и   усвоению   учащимися   через близкородственный   славянский   язык,   сохранивший   архаику   и грамматические формы, как древних классических (латынь, греческий), так и   современных   индоевропейских   (английский,   немецкий,   французский) языков.   В   ходе   его   изучения   отчетливо   прослеживаются   исторические   и культурные связи славянских народов в контексте развития цивилизации. Церковнославянский   язык   помогает   объяснить   многие   явления современного   русского   языка,   непонятные   и   нелогичные   современному носителю   языковой   нормы,   что   позволит   стать   учащимся   осмысленно грамотными. Знание   церковнославянского   языка   позволяет   свободно   читать   и переводить древнеславянские и древнерусские тексты, являющиеся нашим духовным наследием и невещественной сокровищницей духовной культуры. Таким образом, предлагаемый курс направлен на языковое развитие, нравственно­патриотическое,   духовное   и   эстетическое   воспитание школьника,   формирование   у   него   ценностной   ориентации   на   осознание русского   языка   как   духовной   ценности,   его   значимости   в   жизни современного общества; на формирование любви и уважения к русскому языку,   что   позволит   воспитать   высоконравственного,   творческого, компетентного   гражданина   России,   принимающего   судьбу   Отечества   как 2 свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,   укорененного   в   духовных   и   культурных   традициях многонационального   народа   России.   Курс   «Церковнославянский   язык» сохраняет   преемственность   воспитательного   идеала   от   Святой   Руси   к современной России. Современное   преподавание   русского   языка   не   создает   в   сознании школьника целостной языковой картины мира, факты языка представлены разрозненно,   не   системно,   что   затрудняет   усвоение   программного материала.   Теоретическая   составляющая   курса   и   использование   метода сравнительно­исторического языкознания позволит создать теоретическую базу, способствующую продуктивному и осмысленному изучению не только русского, но и любого иностранного языка. Сама языковая система обретет стройность и смысл. Историческая составляющая курса представит русский язык во всем многообразии связей и исторических тенденций.  Зачастую   учащиеся   не   знают   таких   элементарных   сведений:   почему наша азбука называется кириллицей, кто такие славяне, из какого языка произошел русский язык; общности славянских языков; родственных связей языков индоевропейских, то есть не знают о том, что немецкий, английский, литовский, персидский и русский языки произошли от общего языка­предка, что в этих языках много соответствий.  Осознание   подобных   связей   и   соответствий   могло   бы   не   только облегчить   изучение   иностранных   языков   индоевропейской   группы,   но   и ощутить  единство   с другими  народами,  воспитать  в  детях   уважительное отношение к другим культурам.  Цели и задачи курса: 3 культуры   всех   славянских   народов, –   формирование   представления   о   церковнославянском   языке   как величайшей   ценности,   достоянии   общечеловеческой   и   национальной культуры,   раскрытие   его социокультурного и  исторического значения для становления и развития духовного   облика   русского,   всех   славянских   народов,   его   величия   и богатства как языка богослужения Русской Православной Церкви; – духовно­нравственное развитие обучающихся, формирование у них национального самосознания и гражданской идентичности; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих овладение церковнославянским языком, осмысленное участие в богослужении; –   освоение   знаний   об   особенностях   функционирования церковнославянского   языка   как   языка   богослужения;   об   основных   динамике   его   развития; традициях   церковнославянского   языка, исторической   перспективе   взаимодействии церковнославянского и русского языка;   русского   языка, –   обогащение   представлений   о   разнообразии   стилей   русского   языка через знакомство с новыми жанрами, такими как проповедь, житие, молитва и др.  Для   достижения   поставленных   целей   необходимо   решение следующих практических задач:  воспитание  уважения   к   церковнославянскому   языку   как   к богослужебному   языку   Русской   Православной   Церкви   и   первому литературному языку славян;  развитие  языковой и речевой культуры и логики, языкового чутья, умения решать коммуникативные задачи; 4  освоение  первоначальных   знаний   об   истории   происхождения славянской   письменности,   роли   св.   Кирилла   и   Мефодия   в   просвещении славян;   графике,   фонетике,   грамматике,   лексике   церковнославянского языка;   овладение   элементарными   способами   анализа   изучаемых   явлений языка;  овладение  умениями   правильно   читать   по­церковнославянски, осознанно   участвовать   в   церковной   службе,   читать   наизусть   основные молитвы;   совершенствование   каллиграфических   и   артикуляционных навыков;  обогащение словарного запаса и общекультурного уровня учащихся;   воспитание  духовности   и   нравственности   через   осмысленное   и глубокое постижение текстов духовного содержания; уважения к родному языку   и   его   истории,   чувства   сопричастности   к   сохранению   его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. На   начальном   этапе   обучения   предмет   «Церковнославянский   язык» занимает важное место, может быть интегрирован в курсы «Русский язык», «Литературное   чтение»,   «Музыка»,   «Основы   православной   культуры». Успехи   в   изучении   церковнославянского   языка   во   многом   определяют результаты обучения школьника по другим учебным предметам, поскольку касаются,   помимо   прочего   развития,   универсального   навыка   чтения   и понимания текста.  5 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ  ПО ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМУ ЯЗЫКУ (1­4 класс) Личностными результатами изучения церковнославянского языка в 1­4 классе являются:   осознание роли церковнославянского языка в формировании духовно­ нравственных качеств личности;  осознание   церковнославянского   языка   как   языка   православного богослужения, приобщения к духовному опыту Церкви;  понимание   церковнославянского   языка   как   невещественной сокровищницы   нашей   духовности,   хранителя   исторической   памяти, духовности и самосознания поколений соотечественников;  формирование   позиции   гражданина,   ответственного   за   сохранение духовности и исторической памяти народа.  Метапредметными результатами  изучения церковнославянского языка в 1­4 классе являются:   овладение   базовыми   понятиями   православного   вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания веры, науки и религии;  формирование   целостной   картины   мира   на   основе   православного мировоззрения и мировосприятия; 6  высокая языковая культура и информационная поисковая активность;  навыки   осмысленного   чтения   и   понимания   текста,   наблюдения   за языковыми явлениями;  формирование   знаково­символических   и   коммуникативных универсальных учебных действий;  осмысленное участие школьников в православном богослужении.  Предметными   результатами  изучения   церковнославянского языка в 1­4 классе являются:   формирование   представления   о   церковнославянском   языке   как   о культурном   достоянии   русского   народа,   языку   богослужения   Русской Православной Церкви;  овладение   знаниями   об   истории   возникновения   славянской письменности   и   роли   святых   равноапостольных   Кирилла   и   Мефодия   в просвещении славян;  знание церковнославянской азбуки и цифири, надстрочного узорочья, основных особенностей церковнославянского языкового строя;   умение читать и писать церковнославянский текст.  СТРУКТУРА КУРСА Изучение   церковнославянского   языка   в   1­4   классе   является   первым этапом системы лингвистического образования школьников. Его обучение ведется в рамках Воскресной школы. Обучение церковнославянскому письму и графике идет в 1­2 классе параллельно с обучением чтению. Освоение письма и чтения рекомендуется осуществлять     в   3   классе   с   параллельным   изучением   основных   понятий церковнославянского   языка,   истории   возникновения   славянского   письма, 7 роли свв. Кирилла и Мефодия в просвещении славян, освоением основного лексического   запаса.   Совершенствование   навыков   чтения   и   письма рекомендуется   осуществлять   в   4   классе   с   параллельным   освоением основных вопросов орфографии и грамматики церковнославянского языка, а также расширением и углублением словарного запаса учащихся. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ Материал курса «Церковнославянский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:  основы   знаний   о   начале   славянской   письменности,   роли   святых равноапостольных   Кирилла   и   Мефодия   в   просвещении   славян,   понятии церковнославянского языка;  ознакомление с графикой, названием и произношением букв и цифр церковнославянского языка;  чтение   и   понимание   церковнославянских   текстов,   расположенных последовательно   в   соответствии   с   тематикой   и   содержанием   к   урокам «Основы православной культуры», развитие речи. Учебный   материал   призван   дать   школьникам   первоначальное представление   о   церковнославянском   языке   с   учетом   возрастных особенностей школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного и церковнославянского языка. Изучение   правил   письма   и   чтения   церковнославянского   текста, основных   понятий   предмета   служит   решению   практической   задачи 8 осмысленного участия школьников в православном богослужении, основных коммуникативных задач, повышает уровень языковой культуры учащихся. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную   роль   в   обучении   церковнославянскому   языку   играет целенаправленная работа по развитию у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:  интеллектуальных   (обобщать,   сравнивать,   классифицировать, конвертировать из одной знаковой системы в другую и др.);  познавательных   (стремление   к   Богопознанию,   развитие   учебно­ познавательных   мотивов,   учебной   самостоятельности,   потребности употребления   ЦСЯ   в   повседневной   молитвенной   практике,   принимать, сохранять, ставить новые цели в познании, работать над их достижением);  организационных   (планировать   свою   деятельность,   работать   в соборном единстве, служить ближним). При изучении курса «Церковнославянский язык» происходит развитие и   становление   самостоятельной   ответственной   личности   ребенка, способного   контролировать   не   результат,   а   способ   действия   в   рамках работы на опережение в соборном единстве с одноклассниками для пользы обществу. В   ходе   освоения   церковнославянского   языка   формируются   умения, связанные   с   информационной   культурой:   читать,   писать   в   родственной знаковой   системе,   работать   с   текстом,   пользоваться   словарями   и справочниками. Также достигается основная цель осознанного участия в православном богослужении   и   воспитание   высокодуховной   и   высоконравственной 9 личности,   имеющей   активную   гражданскую   позицию,   ответственной   за судьбу родины.  10 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (1– 4 класс)  Виды речевой деятельности Слушание   (аудирование).  Восприятие   и   понимание   звучащего церковнославянского   языка.  Поскольку   церковнославянский   язык   не является   разговорным,   но   имеет   исключительно   книжный богослужебный   характер,   предполагается   правильное   чтение   и произнесение соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.    текста,   церковнославянского   Чтение. Правильное чтение и понимание церковнославянского текста. Письмо.   Правильное   написание   церковнославянского   текста. Безошибочное   списывание   текста.   Написание   под   диктовку церковнославянского   текста   (30   слов)   в   соответствии   с   изученными нормами правописания.  Систематический курс Основные   вехи   истории   церковнославянского   языка.  Начало славянского   письма.   Жизнь   и   труды   святых   равноапостольных   Кирилла (Константина)  и Мефодия. Славянские  азбуки –  глаголица  и  кириллица. Славянская  письменность в Болгарии  и  Киевской Руси. Москва  – центр славянской   письменности   и   культуры.   Изводы   церковнославянской письменности. 11 Графика. Орфография Азбука славянская.  Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Названия букв   славянской   азбуки.   Церковнославянские   буквы,   сходные   с современными русскими и отличные от них. Древние азбуки и буквари. Надстрочные знаки и знаки препинания. Надстрочные знаки и знаки препинания.   Правила   употребления   знаков   ударения,   придыхания.   Знаки титла. Числовое значение букв. Правила   церковнославянской   орфографии.  Употребление надстрочных   знаков.   Правила   употребления   надстрочных   знаков:   знаков ударения, придыхания. Знаки титла. Простое и буквенное титло. Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятка, сотни, тысячи. Правописание «дублетных» букв: e­широкое и е­узкое; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и торжественного и «омега». Правописание разновидности буквы «ук». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс­малый». Правила употребления букв, заимствованных из греческого: «кси», «пси», «фертъ» и «фита». Правила чтения Церковнославянская   лексика.  Семантические   группы   слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические особенности.  Словарные   слова (употребляемые   в  Псалтири,  Евангелии   и наиболее   распространенных   гимнографических   текстах:   тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.) Развитие речи 12 Первоначальные понятия высокого стиля речи. Умение определять в тексте церковнославянские слова. Текст.   Признаки   текста.   Последовательная   работа   над церковнославянским текстом. Знакомство с основными жанрами книг церковного богослужения. К   концу   обучения   в   начальной   школе   обеспечивается   готовность школьников к дальнейшему образованию, достигается необходимый уровень их общей и лингвистической компетенции и речевого развития.   13 МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской   Федерации   не   предусматривает   обязательное   изучение церковнославянского языка на этапе основного общего образования. Таким образом, часы на изучение предмета формируются   в рамках Воскресной школы в количестве 34 часов в год с 1по 4 класс. Всего 136 часов.  Календарно­тематическое   планирование   по   Церковнославянскому языку   составлено   на   основе   «Сборника     прописей   и   текстов   на церковнославянском языке», используемых в курсе «Основы православной культуры» (начальная школа)/Сост.: Игумен Георгий (Шестун), протоирей Андрей   Федосов,   иеромонах   Антоний   (Подоровский),       Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина. –   Самара: Издательство «Книга», 2008.  по благословению   Сергия,   архиепископа   Самарского   и Высокопреосвященнейшего   Сызранского.  Курс делится на две  большие части: 1   часть   –   «Прописи»   для   учащихся   1­2   классов.   Учащиеся познакомятся с буквами, научатся их писать и понимать. 2   часть   –   «Церковнославянские   тексты»   для   учащихся   3­4   классов. Учащиеся научатся читать и понимать церковнославянские тексты, которые расположены последовательно в соответствии с тематикой и содержанием к уроку «Основы православной культуры». Все церковнославянские тексты заимствованы   из   Священного   Писания,   святоотеческой   литературы, молитвословов. 14 ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС № п/п Название темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Церковнославянская  Азбука. Вводный урок. Буква   А, Аз. Буква   Б,  Буки. Буква   В, Веди. Буква   Г, Глаголь. Буква   Д, Добро. Буква   Е, Есть. Буква   Ж, Живете. Буква    З, Земля. Буква     Зело. Буква    И,  Иже. Буква    Идесятиричное. Буква    К, Како. Буква   Л, Люди. Буква   М, Мыслете Буква   Н, Наш. Буква   О, Он. Буква   W,  Омега. Буква   П, Покой. Буква   Р,  Рцы. Буква   С,  Слово. Чтение слов с изученными буквами. Повторение изученного. ИТОГО: Кол­во часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 34 часа К концу обучения 1­го года церковнославянскому языку учащиеся должны знать и уметь:  рассказывать о началах славянского письма; 15  осознавать   роль   и   значение   святых   равноапостольных   Кирилла   и Мефодия в развитии славянской письменности;  различать названия букв славянской азбуки до буквы С ( СЛОВО); выделять буквы, схожие с современными, знать их имена;   писать в прописях церковнославянские буквы, схожие с современными;   выделять буквы, отличные от современных, знать их имена;  писать   в   прописях   церковнославянские   буквы,   отличные   от современных. 16 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС №п/п Тема урока 1. 2. 3. 4. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Кирилл   и   Мефодий   –   создатели   древнерусской письменности.  Повторение изученных  старославянских букв. Буква Т.   Твердо. Буква Ф.  Ферт. Буква  Х.  Хер. Буква  Ц. Цы. Буква Ч.  Червь. Буква Ш.  Ша. Буква Щ.  Ща. Буква Ю.  Ю. Буква Ъ. Ер. Буква Ы. Еры. Буква Ь.  Ерь. Буква   Ять. Буква   От. Буква   Ук. Буква   Я.  Буква  Юс. Повторение изученных букв. Надстрочные знаки ударения. Правила орфографии. Буква  Кси. Буква  Пси. Буква  Фита. Буква  V.  Ижица. Титло. Правила чтения. Читаем на церковнославянском языке. Повторение  изученного. ИТОГО: Кол­во часов 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 2 34 часа 17 К концу обучения 2­го года церковнославянскому языку учащиеся должны знать и уметь:  различать названия всех букв славянской азбуки ;   выделять буквы, схожие ссовременными, знать их имена;  писать   в   прописях   все   церковнославянские   буквы,   схожие   с современными;   пересказывать основные вехи развития церковнославянской азбуки;  правильно писать в прописях надстрочные знаки и знаки препинания;  различать   знаки   титла   по   начертанию   и   правилам   употребления, писать знаки титла в прописях;  знать правила написания букв, надстрочных знаков;  обнаруживать знаки ударения в церковнославянском тексте;  читать с соблюдением правил; читать слова с соблюдением правил. 18 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   ПО ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС Глаголица и Кириллица. Повторение  изученного. Священные символы глаголицы. Церковнославянское письмо как художество. Правила чтения. Символика иконы. Цифра «два». Цифра «три». Цифра «четыре». № п/п   Название темы 1. 2. 3. 4. 5. 6.  Цифра «один». 7. 8. 9. 10. Цифра «пять». 11. Цифра «шесть». 12. Цифра «семь». 13. Цифра «восемь». 14.  Цифра «девять». 15. Цифра «десять». 16. Повторение чисел от 1 до 10. 17. Числа от 11 до 19. 18. Десятки. 19. Сотни. 20. Числа больше 1000. 21. Числа больше 10000. 26.  Повторение  изученного. Кол­во часов 4 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 ИТОГО: 34 часа К концу обучения 3­го года церковнославянскому языку учащиеся должны знать и уметь:  знать священные символы глаголицы;  различать числовое значение букв;  определять числовое значение букв;  ориентироваться в нумерации псалмов, страниц (по Псалтири);  решать задачи с числовым значением букв;  писать   в   прописях   слова   и   выражения   по   правилам церковнославянской графики;  знать правила чтения церковнославянского текста и выполнять их;  читать небольшие церковнославянские тексты с соблюдением правил. 20 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС №п/п Название темы Кол­во  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. часов 1 1 1 1 1 1 1 1   Тропарь   духовный   Святителя   Димитрия Церковнославянская азбука. Повторение. Правила чтения церковнославянских текстов. Чтение Тропаря Иоанну Крестителю. Чтение Тропаря Пресвятой Богородице. Чтение Тропаря Кресту. Алфавит Ростовского. Чтение   тропаря   праздника   «Покров   Пресвятой Богородицы». Чтение   Молитвы   перед   сражением. Великомученнику Георгию Победоносцу. Чтение Евангелие от Марка. Великое славословие. Чтение фрагмента. Чтение Тропаря Мученику (общего). Чтение Евангелие от Матфея. Чтение Ирмосы 9­й Песни первого и Второго Канонов РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Чтение Тропаря Крещения Господня. Чтение Молитвы Праведного Симеона Богоприимца. Чтение Евангелие от Луки. Чтение   Канона   Покаянного   ко   Господу   нашему Иисусу Христу». Чтение Евангелие от Иоанна. Чтение   Алфавита     Духовного   Святителя   Димитрия Ростовского. 1 Чтение Кондака Пресвятой Богородицы. 2 Чтение Евангелие от Иоанна. Чтение Пасхальной Стихиры. 1 Чтение   Алфавита   Духовного   Святителя   Димитрия 1 3 1 1 3 1 1 1 3 1 3 1 21 24. Ростовского. Повторение изученного. Итого: 2 34 часа К концу обучения 4­го года церковнославянскому языку учащиеся должны знать и уметь:  знать историю славянского письма.  составлять рассказ о начале славянской письменности;  осознавать   роль   и   значение   святых   равноапостольных   Кирилла   и Мефодия   в   развитии   славянской   письменности.   Рассказывать   о   жизни святых;  называть   причины   появления   славянской   письменности   в   Древней Руси;  читать азбучную молитву с кратким объяснением;  читать   и   объяснять   церковнославянские   тексты   из   Священного Писания, святоотеческой литературы и молитвословов;  оценивать свое чтение с точки зрения правильности;  слышать ошибки в чтении и исправлять их. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕКСТЫ 1. Трисвятое. 2. Краткое славословие ко Пресвятой Троице. 3. Молитва ко Пресвятой Троице. 4.Молитва Господня (Отче наш). 22 5. Похвала Пресвятой Богородице. 6. Молитва ко Ангелу хранителю. 7. Молитва утренняя. 8.Молитва вечерняя. 9. Молитва о здравии и спасении живых. 10. Молитва о усопших. 12.Молитва перед учением. 13. Молитва после учения. 14. Молитва перед вкушением пищи. 15. Молитва после вкушения пищи. 23 ЛИТЕРАТУРА Церковнославянские прописи: 1.Кириллица   –   Священная   Азбука.   Сборник   прописей   и   текстов   на церковнославянском   языке,   используемых   в   учебном   курсе   «Основы православной   культуры»   (начальная   школа).   Сост.:   Игумен   Георгий (Шестун), протоиерей Андрей Федосов, иеромонах Антоний (Подоровский), Е.П.Бельчикова,  Т.М.Сливкина. – Самара: Издательство «Книга», 2008. 2. Горячева И.А. Церковнославянские прописи и уроки орнамента. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.  3. Макарова Е.В. Прописи по церковнославянскому языку. Изд. 5­е. М.: Православная педагогика, 2003.  4. Прописи славянские. Часть а. Буквы. СПб.: Знаки, 2004.  5.   Прописи   церковнославянские   для   детей.   М.:   Издательский   Совет Русской Православной Церкви, 2001. 5. Книги для чтения 1.   Библия.   Книги   священного   писания   Ветхого   и   Нового   Завета   на церковнославянском языке. 2. Правило ко святому Причащению.М.: ИС РПЦ, 2005. 3. Православный молитвослов на церковнославянском языке. М.: ИМ РПЦ, 2007. 4. Тропари и кондаки с пояснениями. – М.: ИС РПЦ, 2006. 5.   Учебный   молитвослов:   Молитвы   утренние   и   на   сон   грядущим. Составитель Е.Тростникова. – М.: ИС РПЦ, 2006. 24 . Учебные пособия, учебные программы 1. Бугаева, И.В., Левшенко, Т.А. Церковно­славянский язык: Учебные грамматические таблицы / И.В. Бугаева, Т.А. Левшенко. – М., 2009. 2. Букварь школьника. Сотницы. Начала познания вещей Божественных и человеческих. – М.: Сибирская благозвоница», 2002.  – стр. 1056­1059. 3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1985. 4. Изотов А.И. Старославянский и церковнославянский языки в средней школе. М., 1992. 5. Карпенко Л.Б. Священная азбука Кирилла.– 2­е изд., исправ.­Самара: ООО «Офорт», 2006. 6. Кравецкий А.Г., Плетнева А.А. Церковнославянский язык. Учебное издание  для  общеобразовательных  учебных  заведений,  духовных  училищ, гимназий,   воскресных   школ   и   самообразования   М.:   Просвещение,   1996. (Изд. 2­е. М.: Древо добра, 2001; Изд. 3­е., Изд– е 4­е, переработ. и доп. М.: ИС РПЦ, 2006.) 7. Кравцова М.Ю. Церковнославянский язык. Программа для учащихся 2­8 классов. «Образование в современной школе», № 3, 2010, с.4­18. 8.   Миронова   Т.Л.   Необычайное   путешествие   в   Древнюю   Русь: грамматика русского языка для детей / Худож. В.Б. Тихомиров / Худож. В.Б. Тихомиров / «Русская гимназия».   – М.: Молодая гвардия; «Роман­ газета», 1994.  – 215 с., ил. Стр. 175­177. 9.   Первая   учебная   книга   церковно­славянского   языка   для   учеников низших   и   начальных   училищ,   составитель   С.Ф.Грушевский.   –   Москва, Синодальная типография, Репринт 1897 г. 10.   Сборник   труднодоступных   текстов   на   русском   и церковнославянском   языках,   используемых     в   учебном   курсе   «Основы 25 православной   культуры»   (начальная   и   основная   школы),   сост.   Е.П. Бельчикова, Н.В. Кудашева, Т.М. Сливкина, ­Самара: СИПКРО, 2005. 11. Супрун В.И. Учебник церковнославянского языка: Учебник для шк.: Под редакцией С. Кремнева.– Волгоград: кооператив «Книга», 1998. 12. Церковнославянский язык. Сборник программ. Сост. Бугаева И.В., Шестакова С.М. – М.: Просветитель, 2007. 26 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.   Саблина   Н.П.   Священный   язык:   Учебный   фильм   о церковнославянской азбуке. В 3 частях (2 DVD­диска). 2.   Сборник   труднодоступных   текстов   на   русском   и церковнославянском   языках,   используемых     в   учебном   курсе   «Основы православной   культуры»   (начальная   и   основная   школы),   сост.   Е.П. Бельчикова, Н.В. Кудашева, Т.М. Сливкина, – Самара: СИПКРО, 2005. 3. Супрун В.И. Учебник церковнославянского языка: Учебник для шк.: Под редакцией С. Кремнева.– Волгоград: кооператив «Книга», 1998. 4. Магнитофон, диктофон, ксерокс, телевизор, DVDплеер. 5.Мультимедийный проектор. 6. Экран, смарт­доска . 27

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе

Программа по церковно-славянскому языку в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017