Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Оценка 5
Документация +3
docx
искусство +1
Взрослым
16.09.2019
В приложенном документе представлена программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура" Трухиной Н.Б., преподавателя ИЗО в Детской школе искусств города Сарова. В программе представлены: характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, форма проведения учебных/аудиторных занятий, цели, задачи учебного предмета, учебно-тематический план, содержание учебного предмета.
Программа по учебному предмету Живопись Трухиной Н.Б..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Детская школа искусств" города Сарова
Программа
по учебному предмету «Живопись» ДПП «Архитектура» Саров, 2019 г.
«Одобрено»
Методическим советом
образовательного учреждения
«Утверждаю»
ДиректорКолповская Наталья Анатольевна
________________
(подпись)
Дата рассмотрения
Дата утверждения
Разработчик: Трухина Наталья Борисовна, преподаватель ИЗО Пояснительная записка
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом
федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе в области архитектурного искусства «Архитектура».
Она строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно
усложняется с каждым годом обучения.Основу программы «Живопись» составляют
цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в
данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Гризайль», в
старших классах «Интерьер».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой
композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие
элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны
требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе
«Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения
предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи
световоздушной среды.
2.Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Живопись» рассчитан на 4 года для детей в
возрасте с 10 лет при максимальной нагрузке 264 часа (аудиторная нагрузка составляет
132 часа из расчета 1 час в неделю с 1 по 4 классы, на самостоятельную работу отводится
132 часа).
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета,
сведения о затратах учебного времени,
графике промежуточной и итоговой аттестации
учебной
Вид
работы,
аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной аттестации
Классы/полугодия
1
1
2
2
3
Аудиторные
занятия (в часах)
Самостоятельная
работа
16
16
Вид
16
16
17
17
зачет
4
17
17
5
16
16
3
6
17
17
4
8
17
17
7
16
16
зачет
зачет
Всего
часов
132
132 промежуточной
аттестации
Максимальная
учебная нагрузка
(в часах)
32
34
32
34
32
34
32
34
264
Видом промежуточной аттестации служат творческие просмотры (зачеты) во 2,6,8
полугодиях.
4.Форма проведения учебных/аудиторных занятий
Форма проведения учебных/аудиторных занятий мелкогрупповая. Данная форма
занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с
принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
5.Цели и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Живопись» является художественноэстетическое
развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы
учебного предмета художественноисполнительских и теоретических знаний, умений и
навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и
подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные
профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
–приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ,
в том числе:
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
знаний разнообразных техник живописи;
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственновоздушной среды;
умений изображать объекты предметного мира, пространство;
навыков в использовании основных техник и материалов;
навыков последовательного ведения живописной работы;
–формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональныеобразовательные программы в
области изобразительного искусства.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач
учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества. Учебнотематический план
Первый год обучения
№
Наименование темы
я
и
т
я
н
а
з
о
г
о
н
б
е
ч
у
д
и
В
I полугодие
я
а
н
б
е
ч
у
я
а
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
а
к
з
у
р
г
а
н
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Характеристика цвета.
Хроматические и ахроматические цвета
аудиторное
занятие
Характеристика цвета. Три основных
свойства цвета.
аудиторное
занятие
Нюанс
Световой контраст (ахроматический
контраст)
Цветовой контраст (хроматический)
Одновременный цветовой контраст
Пограничный цветовой контраст
Последовательный цветовой контраст
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
я
л
д
е
и
н
а
д
а
З
ы
т
о
б
а
р
й
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
с
1
1
1
1
1
1
1
1
е
и
н
а
д
а
з
е
о
н
р
о
т
и
д
у
А
1
1
1
1
1
1
1
1 9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Теплые и холодные цвета
Цветовой круг
Цветовая гармония. Полярная
гармония.
Однотоновые гармонии
Трехцветная и многоцветная гармония
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
Цветовые гармонии родственных цветов
аудиторное
Гармонии родственноконтрастных
цветов
занятие
аудиторное
занятие
Гармонические
сочетаниявзаимодополнительныхцветов
аудиторное
занятие
II полугодие
Гармония по общему цветовому тону
Цветовой контраст (хроматический)
Гармония по насыщенности и светлоте
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
аудиторное
занятие
занятие
Гармония по общему цветовому тону
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
Наименование темы
Второй год обучения
о
г
о
н
б
е
ч
у
д
и
В
я
и
т
я
н
а
з
я
а
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
а
к
з
у
р
г
а
н
я
а
н
б
е
ч
у
I полугодие
я
л
д
е
и
н
а
д
а
З
й
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
с
ы
т
о
б
а
р
Гармония по общему цветовому тону
Контрастная гармония (на
ненасыщенных цветах)
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности (на насыщенных цветах)
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1
1
1
1
1
1
1
е
о
н
р
о
т
и
д
у
А
е
и
н
а
д
а
з
1
1
1
1
1
1 7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Гармония по насыщенности
Контрастная гармония
Световой контраст (ахроматический).
Гризайль.
Гармония по светлоте и насыщенности
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
II полугодие
Гармония по общему цветовому тону
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
1.
2.
Гармония по общему цветовому тону.
Нюанс.
Гармония по насыщенности
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
Третий год обучения
№
Наименование темы
о
г
о
н
б
е
ч
у
д
и
В
я
и
т
я
н
а
з
I полугодие
Контрастная гармония (на насыщенных
цветах)
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
я
а
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
а
к
з
у
р
г
а
н
я
а
н
б
е
ч
у
1
1
я
л
д
е
и
н
а
д
а
З
й
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
с
ы
т
о
б
а
р
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
е
и
н
а
д
а
з
е
о
н
р
о
т
и
д
у
А
1
1 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
аудиторное
занятие
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
аудиторное
занятие
Контрастная гармония (на
ненасыщенных цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
II полугодие
17.
Гармония по общему цветовому тону
18.
19.
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Контрастная
ненасыщенных цветах
гармония
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
на
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
Четвертый год обучения
Гармония по светлоте
№
Наименование темы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
е
о
н
р
о
т
и
д
у
А
е
и
н
а
д
а
з
о
г
о
н
б
е
ч
у
я
и
т
я
н
а
з
д
и
В
я
а
н
ь
л
а
м
и
с
к
а
М
а
к
з
у
р
г
а
н
я
а
н
б
е
ч
у
я
л
д
е
и
н
а
д
а
З
й
о
н
ь
л
е
т
я
о
т
с
о
м
а
с
ы
т
о
б
а
р 1. Контрастная гармония
(на насыщенных цветах)
I полугодие
Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
Гармония по общему цветовому тону и
светлоте
аудиторное
занятие
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13. Гармония по общему цветовому тону
14.
15.
16.
Второе полугодие 17. Гармония по общему цветовому тону и
насыщенности
(на ненасыщенных цветах)
18.
19.
20.
21.
22. Гармония по насыщенности и светлоте
23.
24.
25.
26.
27.
28. Нюансная гармония
29.
30.
31.
32.
33.
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
аудиторное
занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание учебного предмета
Годовые требования В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в
основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были
более эмоциональными, редко используется черный цвет.
В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах,
светлоте, со сложным колоритом.
Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами
живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и
навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции,
конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами,
предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.
Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии
среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их
объемной формы.
В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме
предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу
материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.
В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим
характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом
решении, решение пространства и цельности.
Первый год обучения
Первое полугодие
Использование акварели,
смешение красок с черным цветом.
1.Тема. Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими,
основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составныхцветов
из основных. Орнамент с основными и составными цветами в двух квадратах 10*10
см.Применение лессировок.
бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: орнамент с основными и составными цветами.Использование
акварели,бумаги формата А4.
2.Тема. Характеристика цвета. Три основных свойства цвета. Закрепление знаний о
возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение
составлять сложные цвета.Тема «Листья». Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа:
Тема:
«Ненастье».Использование акварели,бумаги формата А4.
3.Тема. Нюанс. Развитие представления о локальном цвете и нюансах. Понятие «среда».
Влияние освещения на цвет. Изображение драпировок, сближенных по цветовому тону, без
складок в вертикальной и горизонтальной плоскостях при теплом
освещении.Использование акварели, бумаги формата А4.Самостоятельная работа:
изображение драпировок,сближенных по цветовому тону, без складок в вертикальной и
горизонтальной плоскостях при холодном освещении. Использование акварели,бумага
формата А4.
4.Тема. Световой контраст (ахроматический контраст). Гризайль.
Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Выполнение упражнения в
квадрате: разработать декоративную композицию из светлых предметов на темном
фоне.Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: монохром.
Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне. Использование
акварели,бумаги формата А4.
5.Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы.
Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в
зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели,бумаги формата А4. Самостоятельная работа:
аудиторное задание по памяти.Использование акварели,бумаги формата А4.
6.Тема. Одновременный световой (ахроматический) контраст. Влияние тональной
разницы цветов, находящихся в паре, на их яркость. Понятие «одновременный световой
контраст». Выполнение упражнений в квадратах 10*10 см из различных форм,
приближенных к геометрическим. Использование акварели,бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: разработать орнамент из простых геометрических фигур,
используя одновременный световой контраст.Использование акварели,бумаги формата А4.
7.Тема. Пограничный цветовой контраст. Влияние друг на друга цветовых тонов
стоящих рядом. Понятия «пограничный цветовой контраст» и «пограничный контраст»
хроматических цветов. Выполнение композиций из геометрических элементов в двух
квадратах 10*10 см.Использование акварели,бумаги формата А4. Самостоятельная работа:
разработать декоративный натюрморт в двух квадратах 10*10 см из трех предметов,
используя пограничный цветовой контраст.Использование акварели,бумаги формата А4.
8.Тема. Последовательный цветовой контраст. Влияние одного цветового тона на
другой, стоящий рядом. Понятие «последовательный цветовой контраст».Выполнение
композиций из геометрических элементов в двух квадратах 10*10 см.Использование
акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: разработать декоративную
плоскость в двух квадратах 10*10 см , используя последовательный цветовой контраст.
Использование акварели,бумаги формата А4.
9.Тема. Теплые и холодные цвета. Знакомство с группой теплых цветов и с группой
холодных цветов.Выполнение декоративных композиций в двух квадратах 10*10 см,
используя теплые и холодные цвета.Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: разработать декоративную плоскость в двух квадратах 10*10
см , используя теплые и холодные цвета. Использование акварели,бумаги формата А4.
10.Тема. Цветовой круг. Знакомство с 8частным кругом И. Ньютона. Выполнение
цветового круга на формате листа А4 в цвете. Самостоятельная работа: нарисовать
декоративную птицу, используя
все цвета из круга И. Ньютона. Использование
акварели,бумаги формата А4.
11. Цветовая гармония. Полярная гармония. Понятие «цветовая гармония», «полярная
гармония», «дополнительные цвета».Декоративная композиция на листе А4 в квадрате на
дополнительных цветах (красныйзеленый, желтыйфиолетовый и т.д.)Использование
акварели (техника alaprima), бумаги различных форматов. Самостоятельная работа:
декоративная композиция по тому же принципу. Использование акварели,бумаги формата
А4.
12.Тема. Однотоновые гармонии. Понятие однотоновой гармонии. На листе А4 в
квадрате выполнить декоративную композицию , основанную на одном цветовом тоне
разной светлоты ( например, красный, из основного 8частногоцветового круга,
разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга).Самостоятельная
работа: декоративная композиция по тому же принципу. Использование акварели,бумаги
формата А4.
13.Тема. Трехцветная и многоцветная гармонии. Поиск цветовых отношений. Понятие
«трехцветная» и «многоцветная» гармонии. На листе А4 в квадратах выполнить
декоративную композицию на основе трехцветной гармонии, построенной на
противопоставлении трех основных цветов (желтого, красного, синего) и декоративную
композицию на основе многоцветной гармонии, в которой при большом разнообразии
цветов нельзя выделить главное. Самостоятельная работа: декоративная композиция по
тому же принципу. Использование акварели,бумаги формата А4. 14.Тема.Цветовые гармонии родственных цветов. Понятие «цветовая гармония
родственных цветов». На листе А4 в квадрате выполнить декоративную композицию на
сочетании родственных цветов (желтый, оранжевожелтый, оранжевый).Самостоятельная
работа: декоративная композиция по тому же принципу. Использование акварели,бумаги
формата А4.
15. Тема. Гармонии родственноконтрастных цветов. Понятие «родственно
контрастная» гармония.На листе А4 в квадрате выполнить декоративную композицию на
сочетании родственноконтрастных цветов (от желтого до фиолетового по
спектру).Самостоятельная работа: декоративная композиция по тому же принципу.
Использование акварели,бумаги формата А4.
16.Тема.Гармонические сочетаниявзаимодополнительных цветов.
Понятие «взаимодополнительные» цвета. На листе А4 в квадрате выполнить декоративную
композицию на основе взаимодополнительных цветов (желтыйфиолетовый, красный
зеленый, синийоранжевый).Самостоятельная работа: декоративная композиция по тому же
принципу. Использование акварели, бумаги формата А4.
Второе полугодие
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений.Локальный
цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Натюрморт из различных фруктов и
овощей на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.Использование акварели,бумаги
формата А4.
2. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы.
Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в
зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на
красном фоне). Использование акварели,бумаги различных форматов.Использование
акварели,бумаги формата А4. Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.
Использование акварели,бумаги формата А4
3. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Применение различных
приемов акварели. Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений.
Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги формата а4.
Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти. Использование акварели,бумага
формата А4
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Тонкие цветовые отношения. Понятия
«цветовая гамма», «колорит».Использование в процессе работы различных приемов
акварели, передача формы и материальности предметов. Натюрморт из трех предметов в
сближенной цветовой гамме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги формата
А4.
этюды отдельных предметов домашней
утвари.Использование акварели,бумага формата А4.
Самостоятельная работа:
Второй год обучения
Первое полугодие
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие навыков и умений работы с
акварелью. Передача оттенков локального цвета.Этюд ветки с плодами рябины, винограда,
яблок и т.д. на нейтральном фоне.Использование акварели (техника alaprima), бумаги
формата А4. Самостоятельная работа: этюд ветки со сложными листьями (клен, вяз) на
нейтральном фоне.Использование акварели, бумага формата А4.
2. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Развитие представлений о
влиянии цветовой среды на предмет.Лепка формы предметов с учетом цветовых и
тональных отношений.Этюд овощей или грибов на контрастном фоне.Использование акварели (многослойная живопись),бумаги формата А4.Самостоятельная работа: этюды
фруктов на контрастном фоне.Использование акварели, бумаги формата А4.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных
цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений.Выражение характера формы
силуэтом.Натюрморт из 23 предметов насыщенного цвета разной материальности на
светлом фоне. Использование акварели (техника «по сырому»), бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.
Использование акварели, бумаги формата А4.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Изучение понятий пространственной среды и
силуэта. Передача характера формы при помощи различных приемов работы с акварелью.
Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: эскизы домашних животных. Использование акварели, бумаги
формата А4.
5. Тема. Контрастная гармония.Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений,
совершенствование акварельных приемов.Работа кистью по форме, передача изменений
локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов.Этюды двух
предметов быта, контрастных по форме и цвету.Использование акварели, бумаги формата
А4.Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне. Использование акварели,
бумаги формата А4.
6. Тема. Световой контраст (ахроматический). Гризайль. Передача светотеневых
отношений и тональная передача объема и формы.Найти конкретные различия тонов
предметов и драпировки.
Передача объема и пространства тональными
средствами.Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме
и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование
акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды комнатных растений
(гризайль).Использование акварели, бумаги формата А4.
7. Тема. Гармония по светлоте и насыщенности.Передача светотеневых отношений,
моделировка формы предметов.Передача локального цвета предметов в многообразии
цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из
двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом
освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом). Использование
акварели,
этюды комнатных
растений.Использование акварели, бумаги формата А4.
Второе полугодие
Самостоятельная работа:
бумаги формата А4.
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Развитие умения передавать цветовые и
тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов
работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок).Этюд стеклянного кувшина или бутылки
на цветном фоне.Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа:
этюд банки с водой на нейтральном фоне.Использование акварели, бумаги формата А4.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закреплениенавыков передачи
материальности прозрачных предметов.Передача тоном и цветом нюансов родственных по
гамме цветов.Натюрморт с предметом из стекла. Фон холодный. Использование акварели
(«по сырому»), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла,
различных по тону. Использование акварели, бумаги формата А4.
3. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Колористическая цельность. Смягчение
контрастов. Выражениевлияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и
полутона. Передача глубины пространства.Натюрморт с кувшином и фруктами на темном
фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом).Использование акварели (техника alaprima), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды фруктов
на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
4. Тема. Гармония по насыщенности. Передача точных светотоновых и цветовых
отношений. Определение различия тональных и цветовых отношений в натюрморте. Связь
предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве
цветовых оттенков.Натюрморт из контрастных по цвету предметов(с предварительным
эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.Использование акварели,
бумаги формата А4.
5. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте.Закрепление полученных
навыков. Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из
трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник).Использование акварели
(многослойная акварель), бумаги формата А4. Самостоятельная работа:
этюды
металлического предмета на разном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.
Третий год обучения
Первое полугодие
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического
видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с
акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями.
Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды овощей и
фруктов.Использование акварели, бумаги формата А4.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о
сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен.
Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная
работа над формой), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды отдельных
предметов домашней утвари. Использование акварели, бумаги формата А4.
3. Тема. Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового
единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте.
Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре
поверхностями на темном фоне.Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.
Использование акварели, бумаги формата А4.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных
цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени.Натюрморт из
предметов быта против света. Использование акварели, бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией.
Использование акварели, бумаги формата А4.
Второе полугодие
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения.
Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры
предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование
акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: копирование репродукций с
изображением птиц.Использование акварели, бумаги формата А4.
6. Тема. Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения.
Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с
предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.Использование
акварели, бумаги формата А4.
7. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного
живописнопластического решения. Передача формы предметов и пространства в
натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из
атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотистокоричневой). Использование
акварели («по сырому), бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды отдельных
предметов искусства. Использование акварели, бумаги формата А4.
8. Тема. Гармония по светлоте.
Последовательное ведение длительной работы.
Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом.Натюрморт в светлой
тональности. Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюд
этого натюрморта по памяти. Использование акварели, бумаги формата А4.
Четвертый год обучения
Первое полугодие
1. Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Цельность и декоративность
колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из
живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне.
Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды живых
цветов. Использование акварели, бумаги формата А4.
2. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных
цветах). Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача
световоздушной среды. Натюрморт в различных техниках из атрибутов художника со
сложной по фактуре и цвету драпировкой с введением гипса (с предварительным
эскизом).Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа:
копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных
художников.Использование акварели, бумаги формата А4.
3. Тема. Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Последовательное ведение
длительной постановки. Применение различных приемов работы с акварелью. Ритмическое
построение цветовых пятен. Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами.
Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А4. Самостоятельная
работа: этюды отдельных предметов, различных по материалу.Использование акварели,
бумаги формата А4.
4. Тема. Гармония по общему цветовому тону. Применение на практике полученных
знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Этюд драпировки со складками.
Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюд драпировки
со складками. Использование акварели, бумаги формата А4.
Второе полугодие
1. Тема. Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных
цветах). Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест.
Эскизы натюрмортов в интерьере (венский стул, виолончель, ткань со складками).
Использование акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: копирование с
репродукций картин известных отечественных и зарубежных художников с подобной
композицией. Использование акварели, бумаги формата А4.
2. Тема. Гармония по насыщенности и светлоте. Цветотональное решение. Выделение
смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический
натюрморт из четырех предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование
акварели, бумаги формата А4. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.
Использование акварели, бумаги формата А4. 3. Тема. Нюансная гармония.
Грамотное последовательное ведение длительной
постановки. Поиск интересного живописнопластического решения. Натюрморт с чучелом
птицы. Использование акварели (многослойная акварель), бумаги формата А4.
Самостоятельная работа: этюды с репродукций художникованималистов.Использование
акварели, бумага формата А4.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств,
знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;
умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно
воздушной среды;
работах;
умение изображать объекты предметного мира, пространство;
умение раскрывать образное и живописнопластическое решение в творческих
навыки в использовании основных техник и материалов;
навыки последовательного ведения живописной работы;
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в
достаточном объеме учебной информации;
приобретение навыков творческой деятельности;
умение планировать свою домашнюю работу;
осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью;
умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков
взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
уважительное отношение к иному мнению и художественноэстетическим
взглядам, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
определение наиболее эффективных способов достижения результата
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и
корректирующую функции.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде зачетов творческих просмотров во
2, 6 и 8 полугодиях. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
В свидетельство выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно». При промежуточной аттестации используются и другие системы
оценок обучающихся: зачет/незачет, или пятибальная , включающая «плюс и минус».
Любые методы контроля должны носить обучающую функцию (самооценка, оценка
однокласников, комментарии преподавателя по оценке). Также при аттестации учащихся
учитывается его участие в конкурсах и выставках. Оценка за просмотр в 8 полугодии
является итоговой по предмету «живопись» и выставляется в свидетельство.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков: 1 год обучения
грамотно компоновать изображение в листе;
грамотно передавать локальный цвет;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
2 год обучения
грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
грамотно передавать оттенки локального цвета;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
грамотно передавать материальность простых мягких и зеркальнопрозрачных
поверхностей.
3 год обучения
грамотно компоновать сложные натюрморты;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;
грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
грамотно компоновать объекты в интерьере;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 («отлично») ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 («хорошо») при условии невыполнения одногодвух пунктов данных критериев;
3 («удовлетворительно») при невыполнении трехчетырех пунктов критериев.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует
рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с
натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой
гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого
иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и
формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
посещение выставок;
поиск необходимого материала в сетевых ресурсах; чтение дополнительной литературы;
выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
посильное копирование шедевров мирового искусства;
выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
наглядноплоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели, натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайдфильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.
Список рекомендуемой литературы
Методическая литература
1. Алексеев С.О.О колорите. М., 1974
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись,
станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и
изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003
3. Беда Г.В. Живопись. М., 1986
4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.:
Владос, 2004
5. Все о технике: цвет. Справочник для художников. М.: АртРодник, 2002
6. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. М.: Арт
Родник, 2004
7. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1992
8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ,
1997
11. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений
ДШИ. – М., 2008
12. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986
13. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992
14. Люшер М. Магияцвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996
15. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. –
Ростов н/д: Феникс, 2007
16. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных
отделений ДШИ. – М., 2003
17. Психология цвета. Сб. пер. с англ. М.: Рефлбук, Ваклер, 1996
18. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975
19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного
искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974
20. Учебная литература
21. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство,
1986: №1, 1988: №2
22. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 23. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. –
Обнинск: Титул, 1996
24. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997
1. ХаррисонХ.Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005
2. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985
3. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ,Агар, 1999
4. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. – М., 1968
5. УнковскийА.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Программа по учебному предмету "Живопись" ДПП "Архитектура"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.