программа по учебному предмету живопись профориентационный класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 02.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по учебному предмету живопись в профориентационном классе. В ней подробно изложены цели и задачи для всех заданий, которые направлены на профориентационную подготовку учащихся для поступления в высшие и средние учебные заведения. Помогает учащимся профессионально соорентироваться в выборе дальнейшей профессии.
Иконка файла материала программа по учебному предмету живопись профориентационный класс.doc
Муниципальное   учреждение дополнительного образования                      «Детская художественная школа»                                               муниципального образования городского округа «Ухта» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»    Программа по учебному предмету ЖИВОПИСЬ (профориентационный класс)2017 «Принято»  Методическим советом МУ ДО  «ДХШ» МОГО «Ухта»                                                                                                 2017       (дата рассмотрения) «Утверждаю»                Директор МУ ДО «ДХШ»  МОГО «Ухта»                                           ________________________________  __________________                  (подпись)                                                                2017          (дата утверждения)            Разработчик(и) – Пушина Ирина Владимировна, преподаватель высшей категории МУ ДО «ДХШ» МОГО «Ухта»                                                                                                                                      Рецензент Ф.И.О. Емельянова Наталья Николаевна,  должность:  заместитель директора по учебной работе,  преподаватель высшей категории     МУ ДО «ДХШ» МОГО «Ухта»                                                           Рецензент Ф.И.О. _______________________________________________________________ должность ____________________________________________________________Структура программы учебного предмета 1. Пояснительная записка ­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном      процессе; ­ Срок реализации учебного предмета; ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета; ­ Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­ Цели и задачи учебного предмета; ­ Обоснование структуры программы учебного предмета; ­ Методы обучения; ­ Описание материально­технических условий реализации учебного предмета. 2. Содержание учебного предмета ­Учебно­тематический план; ­ Содержание разделов и тем. Годовые требования. 3. Требования к уровню подготовки учащихся ­ Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения. 4. Формы и методы контроля, система оценок ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание; ­ Критерии оценки. 5. Методическое обеспечение учебного процесса ­ Методические рекомендации преподавателям; ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся; ­ Дидактические материалы. 6. Список литературы и средств обучения ­ Методическая литература; ­ Учебная литература; ­ Средства обучения.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета,  его место и роль в образовательном процессе            Программа   учебного   предмета   «Живопись»   разработана   на   основе   «Рекомендаций   по организации   образовательной   и   методической   деятельности   при   реализации   общеразвивающих программ   в   области   искусств»,   направленных   письмом   Министерства   культуры   Российской Федерации   от   21.11.2013   №191­01­39/06­ГИ,   составлена   в   соответствии   с   требованиями вступительных экзаменов в профильные ВУЗы и СУЗы   России,  а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детской художественной.       Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из основных предметов в учебном процессе   в   детской   художественной   школе.   Невозможно   переоценить   значение   живописи   в формировании   творческой   личности.     Живопись   в   плане   познания   художником   материальной формы имеет для искусства не меньшее значение, чем рисунок, так, как каждую вещь мы видим не только, как предмет определенной формы, но и как предмет определенного цвета.            Все виды деятельности в художественной школе тесно связаны и направлены на изучение особенностей реалистической передачи натуры средствами живописи.       Основным принципом обучения предмету является неразделимость процесса работы над цветом и формой, так, как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.           Особое   внимание   на   уроках   живописи   уделяется   работе   с   натуры,   которая     сочетает практические   задания   по   предмету   с   теоретическим   знакомством   учащихся   с   творчеством классических   художников   по   репродукциям,   и   творчеством   художников   Коми   республики. Сочетание таких подходов, к подаче учебного материала, является наиболее эффективной формой эстетического  воспитания учащихся, развития  их трудовой активности, а так же для создания условий способствующих самостоятельному творчества.          В большом количестве ВУЗов и СУЗов рисунок — учебный предмет, который необходимо сдавать при поступлении.        Рекомендуемая продолжительность урока ­  40­45 минут.        Возраст учащихся, приступающих к освоению учебного предмета «Живопись» ­ от  14 лет. Срок реализации учебного предмета При реализации программы «Изобразительное искусство» со сроком обучения 1 год срок  реализации учебного предмета «Живопись» составляет 1 год. Продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год, по 3 часа в неделю.       Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета Общая трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа102 часа 102 часа 0 часов Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации Класс  Полугодие  Аудиторные занятия Максимальная учебная нагрузка Вид промежуточной и итоговой аттестации Проф. класс 1 48 48 2 54 54 зачет год 102 102 Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю В связи с большой загруженностью учащихся в общеобразовательной организации  самостоятельная работа программой не предусмотрена. Класс Аудиторные занятия Самостоятельная работа Профориентационный  класс 3 часа 0 часов Форма проведения учебных занятий                Учебные занятия по учебному предмету «Живопись» проводятся в форме аудиторных занятий.        Занятия по учебному предмету осуществляется в форме групповых занятий (численностью от 11 человек), мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Мелкогрупповая форма занятий   позволяет   преподавателю   построить   процесс   обучения   в   соответствии   с   принципами дифференцированного и индивидуального подходов.  Цель и задачи учебного предмета      Целью учебного предмета «Живопись» являются:     художественно­эстетическое развитие личности  учащегося;  раскрытие творческого потенциала;   приобретение   в   процессе   освоения   программы  художественно­исполнительских   и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка их к поступлению   в   образовательные   учреждения,   реализующие   основные   профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.    развитие интереса к изобразительному искусству и художественному    последовательное освоение двух­ и трехмерного пространства;    знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами         Задачами учебного предмета «Живопись» являются: ●     творчеству; ● ●     живописи; ● ● ● ● ●     обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего     изучение выразительных возможностей тона и цвета;    развитие способностей к художественно­исполнительской деятельности;    обучение навыкам самостоятельной работы:     приобретение учащимися опыта творческой деятельности;    формирование у выпускников мотивации к продолжению профессиональногопрофессионального образования.  Воспитание   эстетического   отношения   к   действительности,   аккуратности,   усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца.   Обоснование структуры программы       Обоснованием структуры программы является «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,  направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191­01­ 39/06­ГИ. Программа содержит следующие разделы:     сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение ●        учебного предмета; ●   ●   ●   ●   ●         В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание  учебного предмета».     распределение учебного материала;     описание дидактических единиц учебного предмета;     требования к уровню подготовки учащихся;     формы и методы контроля, система оценок;      методическое обеспечение учебного процесса. Методы обучения            Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: ●   словесный (объяснение, беседа, рассказ);   ●   наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);   ●   практический;   ●     эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные        Предложенные методы работы, в рамках предпрофессиональной образовательной   программы,   являются   наиболее   продуктивными   при   реализации   поставленных целей   и   задач   учебного   предмета,   и   основаны   на   проверенных   методиках,   и   сложившихся традициях изобразительного творчества. впечатления). Описание материально­технических условий реализации  учебного предмета        Каждый   учащийся    обеспечивается    доступом    к    библиотечным фондам, фондам   аудио   и  видеозаписей  школьной  библиотеки.  Учащиеся   могут пользоваться интернетом   для сбора   дополнительного   материала   по   изучению   предложенных   тем,   в том числе,   в   области  пейзажа,   интерьера,    портрета, костюма.      Библиотечный  фонд   укомплектовывается   печатными   и    электронными изданиями   основной   и   дополнительной   учебной   и   учебно ­ методической литературы   по   изобразительному   искусству,   истории   мировой   культуры,художественными   альбомами.     Мастерская по живописи должна быть оснащена мольбертами, табуретами,  магнитной доской, постановочными столами, софитами. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА       Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учетом вступительных испытаний в профильные ВУЗы и СУЗы; включает теоретическую и практическую части.          Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории живописи, включает в себя задания   по   аналитической   работе   в   области   живописи,   а   практическая   часть   основана   на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте. Четв. № п/п Учебно­тематический план по живописи   (профориентационный класс) Наименования разделов и тем 1 полугодие  1   (24ч.) Раздел 1. Колорит в живописи. 1.1 . Передача колорита  в этюде фруктов. 1.1.1. Этюд цветов и фруктов.         Раздел 2. Тональное и композиционное решение натюрморта. 2.1 . Передача тонального    и композиционного решения натюрморта. 2.1.1. Натюрморт.  Натюрморт из  предметов разных по тональности.   2  (24 ч.) Раздел 3. Форма и фактура. Гамма. 3.1 . Передача формы и фактуры в натюрморте. Цветовая гамма. 3.1.1. Натюрморт из  предметов быта.     3.1.2. Этюд постановки в холодной гамме.    2 полугодие 3  Раздел 4. Материальность и тонкие цветовые  отношения. Кол­во часов аудиторно й нагрузки 6 ч. 6 ч. 18 ч. 12 ч. 6 ч. 24 ч. 15 ч. 9 ч. 18 ч.(27 ч.) 4.1 . Передача материальности и тонких цветовых отношений . 4.1.1. Постановка   из предметов быта «со стеклом» на  сближенные  цветовые отношения (холодная гамма).     4.1.2. Постановка из предметов быта  с гипсом на сближенные цветовые  отношения (теплая гамма).   Раздел 5. Пространство, состояние и влияние среды. 5.1 . Влияние цветного фона на  предметы. 4  (27 ч.) 5.1.1. Натюрморт в интерьере.   5.1.2. Этюд фигуры  человека.          5.1.3. ЗАЧЕТ. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне. 9 ч. 9 ч. 36 ч. 12 ч. 9 ч. 15 ч. ИТОГО: 102 ч. Содержание разделов и тем. Годовые требования  чи:      Упражнение  в  передачи  формы. Выявление   тональных  отношений  окраски  и    Раздел 1. Колорит в живописи. 1.1. Передача колорита  в этюде фруктов.  Зада   освещения отдельных  овощей,  фруктов  и  цветов. Задания:  1.1.1. Этюд цветов и фруктов (овощей).  (6 часов)       Формат А2, гуашь, акварель Раздел 2. Тональное, цветовое и композиционное решение натюрморта. 2.1.  Передача тонального  цветового и композиционного решения натюрморта.  чи:   Цветовое  и  композиционное решение натюрморта,  знакомство  с  колоритом  в   Зада   живописи.  Передача   тональных  отношений. Задания:   2.1.1. Натюрморт.  (12 часов) 2.1.2. Гризайль.  Натюрморт из  предметов разных по тональности.  (6 часов) Формат А2, гуашь, акварель  чи:         Раздел 3. Форма и фактура. Гамма. 3.1. Передача формы и фактуры в натюрморте. Цветовая гамма. Зада   Повторение знаний и умений в грамотной компоновке предметов на плоскости. Повторение  понятия «Цветовая гамма». Задания:3.1.1. Натюрморт из  предметов быта.  (15 часов) 3.1.2. Этюд постановки в холодной гамме.   (9 часов) Формат А2, гуашь, акварель  чи:   Разнообразие   приемов   работы акварелью  и гуашью для  передачи  формы  и  фактуры. Раздел 4. Материальность и тонкие цветовые  отношения. 4.1. Передача материальности и тонких цветовых отношений . Зада   Повторение   и   закрепление  знаний  о  «теплой», «холодной»  гаммах и сближенных  цветовых   отношениях. Передача  тонких  цветовых отношений  в  натюрморте.  Передача  материальности  и  пространства.       Задания:     4.1.1. Постановка   из предметов быта «со стеклом» на  сближенные цветовые отношения (холодная гамма).  (9 часов) 4.1.2. Постановка из предметов быта  с гипсом на сближенные цветовые отношения (теплая гамма). (9 часов) Формат А2, гуашь, акварель.  чи:     Повторение  знаний  и  умений  о приемах  работы  акварелью и гуашью. Передача    Раздел 5. Пространство, состояние и влияние среды. 4.1. Влияние цветного фона на  предметы. Зада   материальности   и пространства. Повторение  знаний  о  цветовом рефлексе. Выявление  знаний,   умений  и навыков  полученных  ранее. Изучение  пластики  фигуры человека.  Закрепление  последовательности  работы  над этюдом. Задания:     5.1.1. Натюрморт в интерьере.  (12 часов) 5.1.2. Этюд фигуры  человека.    (9часов)      5.1.3. ЗАЧЕТ.  Натюрморт из белых предметов на цветном фоне.( 15 часов)  Формат А2, гуашь, акварель 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Живопись» является приобретение обучающимися  следующих знаний, умений и навыков:         основные сведения о предмете «живопись»; особенности живописных материалов ­ акварель и гуашь, кисти; понятия: «локальный цвет», «насыщенность» «светотень», «рефлекс», «тон», «теплые и  холодные цвета»;  особенности передачи пространства в натюрморте; основных характеристик натуры; понятия – «контрастные цвета», «сближенные цвета»; понятия: «материальность предметов», «цветовое единство», «колорит»; принципы передачи основных характеристик натуры средствами                  реалистической живописи в пространственной среде;    понятие «фактура»; цельности восприятия натуры; различные живописные приемы и способы передачи характерныхособенностей натуры (фактура, материальность).                                                 использование акварельных красок и гуаши в живописной работе; смешивание цветов, поиск необходимых оттенков; передача объема предмета; выполнение натюрморта с натуры; работа в технике акварели и гуаши; самостоятельно выполнение итоговой творческой работы      (передача основных характеристик натуры средствами живописи);                                     цветовых и тональных отношений в натюрморте; глубины пространства цветом (проработка переднего плана); тонких цветовых отношений в натюрморте (сближенные цвета); передача: материальности предметов цветом;        характера и объема драпировок;  использование различных приемов и способов работы красками для           изображение предметов во взаимосвязи с окружающей средой; изображение человека (фигура); навыки работы по живописи. 4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК        Аттестация: цели, виды, форма, содержание      Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Оценка качества реализации   включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.        Текущий контроль                  В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы,   просмотры   учебно­творческих   работ.   Текущий   контроль   успеваемости   учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки аудиторной работы на уроках, обсуждения этапов работы над живописью, выставления оценок и пр.   Преподаватель   имеет   возможность   по   своему   усмотрению   проводить     промежуточные просмотры по разделам программы. Текущая аттестация проводится в форме просмотра учебных работ, оценки заносятся в классный журнал.        Виды и формы промежуточной аттестации:      Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов. Зачеты   проходят в виде контрольных творческих работ.          Средством   промежуточной   аттестации     является   просмотр   творческих   работ   учащихся, который проводится за пределами аудиторных учебных занятий.       По окончании четвертей выставляются оценки.  По итогам 1 ­ 3 четвертей  выставляются оценки по текущим отметкам. В конце учебного года выставляются оценки: а). за итоговую годовую работу (зачет); б). за 4 четверть, с учетом оценки за итоговую годовую работу; в). за год, по четвертным оценкам, в пользу оценки за зачет.Требования к итоговой аттестации:      Итоговая аттестация проводится в форме просмотра итоговой работы.      Итоговый зачет рекомендуется проводить в виде практической самостоятельной работы  учащегося.        Итоговая работа выполняется в аудиторное время. Просмотр работ проводится во  внеаудиторное время.  Критерии оценок      По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично»,  «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». 5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа  отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. (правильный  выбор формата, компоновка изображения в листе; грамотное ведение построения, использование  выразительных особенностей живописного  материала; владение мазком, пятном; умение  самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в живописи, обобщать работу  и приводить ее к  целостности; творческий подход). 4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но  прибегает к помощи  преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки (неточность в компоновке,  небольшие недочеты в конструктивном построении, незначительные нарушения в  последовательности работы цветом, незначительные ошибки в передаче цветовых отношений;  некоторую дробность и небрежность работы.) 3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по  невнимательности). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя  (грубые ошибки в компоновке; неумение самостоятельно вести работу, самостоятельно  анализировать и исправлять ошибки в построении и цветовом решении работы, однообразное  использование живописных приемов для решения задач, незаконченность, неаккуратность,  небрежность в работе.) 2 (неудовлетворительно) – ученик не выполняет поставленные задачи, допускает грубые  нарушения в изображении (форма, цветовые отношения, в определении главного и  второстепенного, пространственного решения). Работа незавершенна без уважительной причины. . 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА      Методические рекомендации преподавателям        Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует рассматривать, как рекомендательные. Это дает возможность  педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета,   применять   разработанные   им   методики;   разнообразные   по   техникам   и   материалам задания.               Применение   различных   методов   и   форм   (теоретических   и   практических   занятий, самостоятельной работы   и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.  Программа предлагает следующую схему этапов выполнения живописи: 1. Выбор   техники исполнения и формата. 2. Этюды. 3. Упражнения по цветоведению,  по техникам  исполнения.4. Выполнение работы на формате в материале.      Работа над живописью ведется, как на учебных аудиторных занятиях, так и за их пределами. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание цветовых этюдов, индивидуальная работа с каждым учеником. Внеаудиторная работа может включать   выполнение этюдов на заданную тему.              Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная работа. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.        При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.            После выбора техники исполнения и формата работы начинается индивидуальная работа с каждым учащимся.            Ход выполнения учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих учащихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Дидактически материалы      Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы  следующие учебно­методические пособия: ­ таблица по цветоведению; ­ таблицы по этапам работы над постановкой; ­ наглядные пособия по различным   живописным техникам; ­ репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; ­ работы учащихся из методического фонда школы; ­ таблицы, иллюстрирующие основные законы живописи; ­ интернет­ресурсы; ­ презентационные материалы по тематике разделов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Электронная библиотека 1. Золотое сечение в живописи. PDF 2. Игра света и тени. PDF 3. Объемный рисунок и перспектива. PDF 4. Основы рисования. PDF 5. Рисование динамичных рук для художников. DjVu 6. Рисуем женский портрет. PDF 7. Рисунок. Наброски и зарисовки. PDF 8. Рисунок. Пейзаж-методы, техника, приемы. DjVu 9. Рисунок для изостудий-от простого к сложному. PDF 10. 11. 12. 13. 14. Рисунок человека в движении. DjVu Учитесь рисовать перспективу. PDF Фигура-методика рисования и построения. PDF Школа рисунка карандашом. PDF Как научиться рисовать пейзаж. DjVu15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Word Основы рисунка. PDF Основы рисунка. JPG, Откройте в себе художника. DjVu Полное руководство по рисунку с натуры. JPG Рисунок для архитекторов. DjVu Эмоциональный портрет. DjVu Цвет в живописи. PDF Живопись фигуры. PDF Пейзаж маслом. DjVu Рисование головы. DjVu Для тех кто рисует. DjVu Анатомия для художника. Совсем просто. PDF Кейт Фенвик "Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные Образцы рисунков из методического фонда подготовительных минуты" DjVu курсов Московского архитектурного института Word Список методической литературы 1. Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940. 2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977 3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986 4. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного  воспитания. М., 1981 5. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ и изобразительных  отделений детских школ искусств (углубленный курс). М., МКРФ 2003. Список учебной литературы 1. Барышников А.П. Перспектива, М., 1955 2. Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин 3. Основы живописи. Могилевцев В. А. 4. Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик. 5. Искусство цвета. Иоханнес Иттен   Средства обучения ­  материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,         мебелью, натюрмортным фондом; ­  наглядно­плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ     учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски; ­  демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, демонстрационные модели;