Программа по внеурочной деятельности "Будь здоров"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ПРОГРАММА.docx
ПРОГРАММА    ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «Будь здоров!» ( спортивно­оздоровительное направление) Автор­составитель: Филатова Елена Александровна,  учитель начальных классов ГБОУ СОШ п. Краснооктябрьский1.Пояснительная записка.        Программа   «Будь здоров!» реализует спортивно­оздоровительное направление во внеурочной  деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом  начального  общего образования второго поколения.        Реализация внеурочной деятельности по спортивно­оздоровительному направлению – это  обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В  современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким  снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся  ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно­ психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является  неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни,  основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует  значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в  том числе курения, алкоголизма и наркомании. Актуальность программы: Как   никогда   актуальной   остаётся   проблема   сохранения   и   укрепления   здоровья   с   раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян.   Помочь   России   выйти   из   кризиса   смогут   только   успешные   люди.   Успешные   –   значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно   (способные   к   самопознанию,   самоопределению,   самореализации,   самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.      Программа внеурочной деятельности по спортивно­оздоровительному направлению «Будь здоров!» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие  сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является   комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая  познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя,  как теоретическую –  изучение полезных и вредных привычек,  так и практическую части – организация подвижных игр.         Путей   и   программ,   направленных   на   первичную   профилактику   злоупотребления   курением   и наркотическими   веществами,   предложено   много.   Очень   важно,   чтобы   профилактика   асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.  Программа   помогает   создать   поведенческую   модель,   направленную   на   развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.  В программу включено знакомство с  различными  подвижными играми.  Игра – естественный  спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания  детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре  родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств:  любви к Родине; ее культуре и наследию.   Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.  Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно­связочного аппарата,  мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.  Цели программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.   приобщение к занятиям  подвижными играми, использование их в свободное время на основе  формирования интересов к определённым видам двигательной активности. Задачи, решаемые в рамках данной программы:   обеспечить двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;  познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при  организации досуга;  профилактика вредных привычек;  воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься  спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;  развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание,  ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально­ чувственную сферу;   воспитывать  культуру  игрового общения,  ценностного  отношения  к  играм  как   наследию  и к проявлению  здорового  образа  жизни. Место курса в учебном плане: Программа рассчитана для учащихся 1 класса, на 1 год обучения. На  реализацию курса «Будь здоров!»  в  1  классе  отводится  66  ч  в год  ( 2  часа  в  неделю).  Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина.     70%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся на  свежем воздухе или в спортзале.  Остальное время  распределено на всевозможные  тематические  беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и  внеклассных  мероприятий по формированию здорового образа жизни.                                          Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет­ресурсы,  разработки  внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.  Ценностные ориентиры: В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения   знаний   и   представлений   в   поведении.   Педагог   учитывает,   что   ребёнок,   изучая   себя, особенности   организма,   психологически   готовится   к   тому,   чтобы   осуществлять   активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика   работы   с   детьми   должна   строиться   в   направлении   личностно­ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.    Данная  программа строится на принципах:  Научности ­   содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию  здоровья школьников.  Доступности ­  содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями  младших школьников.   Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с  окружающими, с одноклассниками.  Патриотизма – индентификация себя с Россией, её культурой.  При этом необходимо выделить практическую направленность курса.Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным  привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.  Обеспечение мотивации     Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.  Основные направления реализации программы:         ­организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях; – организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.); – организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года; дорогах; – активное использование спортивной площадки  – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек; – санитарно­гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; – организация питания учащихся; –  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, – организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на – организация и проведение профилактической работы с родителями; – организация встреч родителей с медицинским работником. Формы занятий: беседы игры элементы занимательности и состязательности викторины конкурсы  праздники часы здоровья        Алгоритм работы с подвижными играми. 1. Знакомство с содержанием игры. 2. Объяснение содержания игры. 3. Объяснение  правил игры. 4. Разучивание игр. 5. Проведение игр. Режим и место проведения занятий: Занятия проводятся во второй половине дня.  Время занятий – 35минут. Место проведения – спортивный зал, пришкольная спортивная площадка,  кабинет для внеурочных  занятий.  Подвижные игры и спортивные праздники проходят по усмотрению учителя на свежем  воздухе или в спортивном зале. Конкурсы, беседы, викторины в кабинете для внеурочных занятий. Результатом   практической   деятельности   по   программе   «Будь   здоров!»   можно   считать следующие критерии:     Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни. Среди учащихся начальных классов нет курящих детей. Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса.  Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.Классный руководитель   координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор   и   оформление   информации   по   темам   укрепления   здоровья.   Результаты   представляем   на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы. Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.   Формы подведения итогов работы: Анкетирование детей  Мониторинг  состояния здоровья детей Спортивные праздники с привлечением родителей В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 1 класса должны:  иметь представление:        о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением  физической подготовленности; о режиме дня и личной гигиене; о вредных и полезных привычках; о народных играх;  о различных видах подвижных игр; о соблюдении правил игры.     уметь:       применять на практике приобретенные  знания  о правилах ведения здорового образа жизни:  занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;  играть в подвижные игры; применять игры  самостоятельно;  соблюдать правила игры; работать в коллективе. 2.Планируемые результаты освоения программы: Предполагаемые результаты реализации программы Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по  двум уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания  социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об основах  здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом;   о русских народных играх и играх разных народов; о правилах конструктивной групповой работы;  об  основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах  самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым  ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты. У учеников будут сформированы:    установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам,  бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народауважительное отношение к культуре других народов. Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих  универсальных учебных действий (УУД).  Регулятивные УУД: Обучающийся научится:  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательные УУД: Обучающийся научится:    проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью;    формулировать свои затруднения;  предлагать помощь и сотрудничество;   слушать собеседника;  договариваться и приходить к общему решению;   формулировать собственное мнение и позицию;   осуществлять взаимный контроль;  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты:  формирование первоначальных представлений о значении   спортивно­оздоровительных   занятий  для укрепления здоровья, для  успешной учёбы и социализации в обществе. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,  утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.) 3.Учебно­тематический план занятий № п/п                          Содержание программы    Всего часов 1 2 2.1 2.2 2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 Вводные занятия. За здоровый образ жизни Спорт  любить —   здоровым быть! Народные игры. Русские  народные игры и игры  разных народов Подвижные игры Играя, подружись с бегом Игры – эстафеты Игры с прыжками Кто сильнее? Игры­ соревнования Мой весёлый звонкий мяч! 2 36 4 22 4 3 4 3 4 Часы аудиторных занятий 1 Часы внеаудиторных занятий 1 3 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 33 4 22 3 3 3 3 42.2.6 2.3 2.4 2.5 3. Сюжетные игры Пальчиковые игры. Зимние забавы Спортивные праздники Игры на развитие  психических процессов 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 Что нужно знать и  уметь, чтобы никогда не  болеть! Полезные  и вредные  привычки Здоровое питание – отличное настроение. Лечебная физкультура.  Приёмы самомассажа и  релаксации Помоги себе сам  Праздники  Часы здоровья Итоговое занятие Итого  4 3 4 3 4 23 5 5 3 3 3 4 1 66 ­ 3 ­ ­ 3 10 3 5 ­ ­ ­ 2 1 18 3 ­ 4 3 1 13 2 ­ 3 3 3 2 ­ 48 4.Содержание программы (66ч.): 1 раздел ( 2 ч) Вводные занятия За здоровый образ жизни. Беседы о безопасном поведении на дороге по пути в школу, в школе, на  льду, на реке, на морозе. 2 раздел (  36 ч) Спорт  любить —  здоровым быть!  Показать детям как можно разнообразить активные игры в школе. Цель данного направления работы  предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень  активных игр для детей.  Народные игры ( 4ч.)  Разучивание русских народных игр: «Кот и мышь», «Коршун»,  «Горелки», «Пчёлки и ласточка».  Разучивание  игр разных народов. Украинские народные  игры: «Высокий дуб», «Колдун»,  «Мак», «Перепёлочка».  Белорусские народные игры:  «Заяц­месяц», «Иванка», «Хлоп, хлоп,  убегай!».  2.2 Подвижные игры (22ч.)  Подобраны игры, носящие соревновательный характер, с применением  инвентаря (мяча) и без него, игры с заучиванием слов.  2.2.1. Играя, подружись с бегом (4ч.):  «Бездомный заяц», «Борьба за флажки»,  «Пустое  место», «Салки по кругу» 2.2.2. Игры – эстафеты (3ч.): «Команда быстроногих», «Эстафеты­поезда», «Большая круговая эстафета».2.2.3. Игры с прыжками (4ч.): «Зайцы в огороде», «Поймай лягушку», «Придумай и покажи»,  «Кружилиха» 2.2.4. Кто сильнее? Игры­соревнования (3ч.): «Бой петухов»,  «Борьба всадников»,  «Выталкивание спиной», «Эстафета с чехардой» 2.2.5. Мой весёлый звонкий мяч! (4ч.) «Школа мяча», «Мяч – соседу», «Гонка мячей по  кругу», «Охраняй капитана», «Пушбол» 2.2.6. Сюжетные игры (4ч.): «Птица без гнезда», «Мы­весёлые ребята», «Два мороза»,  «Космонавты», «Совушка». 2.3. Пальчиковые игры (3ч.).  Это инсценировка каких­либо рифмованных историй, сказок при  помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям  ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. Д. Очень важны эти игры для  развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую­нибудь одну «пальчиковую  игру», он обязательно будет стараться придумывать новую инсценировку для других стишков и  песенок.  «Волшебные пальчики», «Здравствуй, пальчик»,  «Долго, долго мы лепили», « Как  живёшь?», «Кто приехал?», «Ну­ка, братцы, за работу». 2.4. Зимние забавы (4ч.).   Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на  санках. Лыжные гонки. 2.5. Спортивные праздники (3ч.)  Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «Богатырская сила», 3 раздел  ( 4 ч)  Игры на развитие психических процессов.     Игры на развитие  психических  процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). 4раздел ( 23 ч) Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! 4.1. Полезные  и вредные привычки. (5ч.) Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.  Курение – это болезнь. Вред от алкоголя. Наркотические вещества.  Токсические вещества.  Полезные лекарства.  Вредные лекарства. Режим дня школьника. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 4.2. Здоровое питание –отличное настроение. (5ч.)  Вредные и полезные привычки в питании. Овощи на твоём столе. Полезные и вредные жвачки, конфеты, шоколадки. Фрукты – лучшие продукты. Очень вкусная еда, но не детская она:  сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т. Д.), торты, сало.  4.3. Лечебная физкультура.( 3ч.) Приёмы самомассажа и релаксации. Релаксационные настрои.  Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, лица.  4.4. Помоги себе сам.(3ч.)  Оказание первой помощи. Познакомить детей с понятием «болезнь»,  с  необходимостью обращаться за помощью к врачам. Показать детям опасные ситуации и научить  правилам поведения в них. Показать основные приемы оказания первой доврачебной помощи.  Воспитывать желание помогать людям в трудных и опасных для здоровья ситуациях 4.5. Праздники (3ч.)  «Мама, папа, я – здоровая семья»,  «В здоровом теле – здоровый дух» 4.6. Часы здоровья.(4ч.)  «О пользе завтрака», «День каши»  Цели: рассказать детям о каше как о  традиционном блюде русской кухни, её  пользе для здоровья; познакомить с правилами  приготовления каши.  «День соков».  Цель: дать представление о значении жидкости дляжизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания  человека, разнообразии и ценности напитков.  «Фруктовый карнавал» поговорим о фруктах и их  значении для организма человека.    5 раздел ( 1 ч) Итоговое занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.  5.Материально­техническое обеспечение:  Спортивный зал;  Маты;  Коврики;  Гимнастические скамейки;  Мячи, обручи, кегли, прыгалки;  Музыкальный центр;  музыкальная фонотека;  СД– диски;  DVD – проигрыватель.  Методические разработки праздников  Приёмы самомассажа и релаксации  Электронные презентации «Вредные и полезные привычки»                                                «Фрукты и овощи на твоём столе»                                               «Режим дня школьника» 6.Календарно­тематическое планирование занятий по спортивно­оздоровительному  направлению «Будь здоров!» См. Приложение 7.Литература Литература для учителя: 1. Баранцев С.А. Физкультурно­оздоровительная работа в школе. ­ М. : Просвещение, 1988 2. Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.­ М.: ОЛМА­ПРЕСС, 2004. – 80 с. 3. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990. 4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995 5. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993. 6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное  образование. М., Просвещение, 2010. 7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие  для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010. 8. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.­ М., ВАКО, 2005. 9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4­е классы.  10. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.­ М.: Просвещение, 1986.­ 176 с. 11. Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987 12. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. ­ М.: Просвещение, 198813. Патрикеев, А.Ю.   Подвижные игры.1­4 класса. М.: Вако, 2007. ­ 176с. ­ / Мозаика детского отдыха. 14. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно­ оздоровительная деятельность. ­ М., Просвещение, 2011 15. DVD  «Уроки тётушки Совы»  ­  ТО  «Маски»,  Москва, 2009. 16. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  ­  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.  Литература  для родителей  и детей: 1. Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.­ М.: Педагогика ­ Пресс, 1992.год. 2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990. 3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г. 4. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 1995 5. Дедулевич М.Д.   Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые    поединки – Мозырь  Белый ветер 2002г. 6. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  и педагогов.­ Ярославль: Академия развития, 1997. 7. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство   ACT ­ЛТД, 1997. 8. Шебеко В.Н.,. Овсянин В.А , Карманова А.В.; «Физкульт – ура!» Программа физического  воспитания в детском саду  под редакцией В.Н. Шебеко – Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997г.

Посмотрите также