Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. (Д.Шостакович)
«Музыкальный эрудит»
Цели и задачи:
Цели:
1.Раскрыть духовный и творческий потенциал учащихся.
2.Расширить теоретические познания в музыкальном искусстве.
3.Обогатить музыкальный кругозор школьников.
Задачи:
5. Воспитание интереса к пению и музицированию.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 11 до 15 лет.
Программа рассчитана на 1 год.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся (М., Просвещение, 2013 г.)
Направленность программы «Музыкальные эрудиты» по содержанию является музыкально – эстетической, общекультурной направленности, по форме организации - кружковой, рассчитанной на 1 год.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие
принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность
в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников
склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные
и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит
развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость
и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, его кругозор, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, заложить фундамент творческой личности, закрепить нравственные нормы поведения в обществе.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая.
Основными формами проведения занятий являются беседы, лекции, музыкальные игры, конкурсы, викторины, видео просмотры, посещение филармонии.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят.
Важной формой занятий являются совместные просмотры и обсуждение концертов, спектаклей, кинофильмов, мюзиклов.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части.
Режим занятий
Расписание занятий строится из расчета три занятия в неделю в 1 группе, три занятия в неделю во 2 группе. Образовательный процесс организован в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Планируемые результаты реализации программы:
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, на концертах. Приобретение знания, что голос – наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям отечественной культуры. Знание, что музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки. Получение теоретических знаний, элементарной нотной грамоты, биографические сведения о композиторах, истории создания их шедевров. Ознакомление с разновидностями вокальных и инструментальных коллективов, тембрах музыкальных инструментах и приёмах игры на них, что позволит свободно различать их на слух.
У ученика будут сформированы:
-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе, включение в творческую деятельность под руководством учителя;
-бережное отношение к своему голосу;
-получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества;
-знание, что музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки;
-эмоциональный отклик на произведения, и умение выражать свои эмоции;
-умение применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах;
- умение определить жанр;
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;
- чувство прекрасного на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
- умение оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки.
К концу года занятий школьники узнают:
1. Природу музыкального искусства.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. Основы нотной грамоты.
4. Жанры вокальной и инструментальной музыки.
5. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
6. Сведения о русских и зарубежных композиторах.
7. Разнообразие оркестров и их состав.
8. Происхождение и тембральную окраску инструментов симфонического и русского народного оркестров.
9. Известные коллективы г.Озерска.
Форма подведения итогов:
-участие в концертах на классных и школьных мероприятиях;
-участие в муниципальных конкурсах;
-участие в областных конкурсах;
-участие в муниципальной олимпиаде;
-участие в региональной олимпиаде.
Содержание курса.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию».
Тема «Сольфеджио»
Содержит теоретические и практические занятия по освоению элементарной нотной грамоты.
Темы «Охрана голоса», «Дыхательная гимнастика»
Занятия объединяют игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки примарной зоны.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Тема «Академический вокал», «Эстрадный вокал»
На этих занятиях детям дается грамотная певческая установка. Применяются музыкальные упражнения, развивающие голосовой аппарат, вырабатывается умение чисто исполнять унисон.
Темы «Народная песня», «Русский народный оркестр В.В.Андреева»
Действенное знакомство со свадебным обрядом и плач-причитанием; с жанрами русских народных песен. Школьники узнают об основателе русского народного оркестра и о музыкальных инструментах, входящих в его состав.
Темы «Академический хор», «Народный хор», «Церковный хор»
Данные занятия призваны познакомить учащихся с вокалом; дать понятие, что даёт вокальное искусство в формировании личности. Занятия включают в себя беседы, посещение концертов, видеопросмотры и аудиопрослушивание, участие детей в концертах. Подробные сведения о вокальном мастерстве и его особенностях.
Тема «Дирижёр и оркестр», «Симфонический оркестр»
На этих занятиях школьники подробно знакомятся с профессией дирижёра, узнают имена выдающихся отечественных и зарубежных маэстро. Различают состав оркестра по музыкальным семействам, осваивают слуховой опыт по звучанию тембральной окраски.
Темы: «Струнные музыкальные инструменты», «Народные струнные инструменты», «Спутница гитара», «Ударные музыкальные инструменты», «Балалайка», «Домра», «Гармонь» «Духовые музыкальные инструменты», «Орган»
В занятия включено знакомство с историей их происхождения, со сказками о музыкальных инструментах, совместный просмотр видеороликов, мультфильмов по теме, слушание звучания инструментов, определение их тембров.
Тема «Опера», «Балет»
Основная задача этих занятий - дать обширное понятие об этих крупных театральных жанрах. Познакомить с лучшими отечественными театрами оперы и балета. Проектная деятельность: специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый ребятами комплекс действий, завершающийся объединением материала и созданием общей афиши каждой группой.
Темы «Композиторы – детям»
Включают в занятия биографические сведения о В.Шаинском, А.Пахмутовой, А.Ермолове, П.Чайковском, К.Сен-Сансе. Ребята подробно знакомятся с репертуаром этих композиторов. Музицируют.
Тема «Мюзикл»
Вводит школьников в мир молодого, современного жанра, где они знакомятся с синтетическим музыкальным спектаклем на основе сплетения вокала и хореографии. Узнают тембры электронных инструментов.
Тема «Музыканты-виртуозы»
Ребята узнают о необыкновенных способностях талантливейших исполнителей – гениальном скрипаче Н.Паганини; великом русском певце (басе) –Фёдоре Шаляпине; молодом талантливом пианисте Денисе Мацуеве; саксофонисте с мировым именем Игоре Бутмане.
Тема «Озерские музыканты»
Знакомит детей с детским композитором-песенником С.Л.Моисеевым; с композитором, дирижером, музыковедом, преподавателем ЧГАКИ – А.М.Михайловым; с дирижёром муниципального оркестра «Россияне» - Б.И.Борисовым; с преподавателем ЧГАКИ, Заслуженным работником культуры, вокалистом – А.П.Великановым.
Учебно-тематическое планирование программы
№ |
Тема |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Вводное |
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы. |
2 |
2 |
Охрана голоса. |
Инструктаж по здоровьесберегающей технологии. |
2 |
3 |
Композиторы - детям |
По творчеству В.Шаинского |
4 |
4 |
Композиторы - детям |
«Карнавал животных» К.Сен-Санс |
12 |
6 |
Композиторы - детям |
П.Чайковский «Времена года». |
8 |
7 |
Композиторы - детям |
Творчество А.Н.Пахмутовой. |
5 |
7 |
Дыхательная гимнастика |
Знакомство с комплексом упражнений по Стрельниковой |
2 |
8 |
Эстрадная детская песня |
Знакомство с А.Ермоловым (гость г.Озёрска) |
5 |
9 |
Академический вокал |
Звуковедение. Унисон. Регистры. Дикция. Темп. |
10 |
12 |
Струнные музыкальные инструменты |
Составляющие этой группы инструментов |
5 |
13 |
Народные струнные инструменты |
Рассказ о балалайке и домре |
2 |
15 |
Ударные музыкальные инструменты |
Рассказ об инструментах этой группы. |
3 |
17 |
Деревянно-духовые музыкальные инструменты |
Состав этого семейства |
1 |
21 |
Медно-духовые инструменты |
Видеопоказ |
1 |
22 |
Музыкальные инструменты |
Арфа. Гитара. Орган. |
3 |
24 |
Танцевальные жанры |
Вальс, полька, полонез, менуэт, мазурка, танго, фокстрот. |
8 |
30 |
«Щелкунчик» П.Чайковский |
История создания. Просмотр. |
4 |
31 |
Сольфеджио |
Скрипичный ключ, длительности, диез, бекар, бемоль, басовый ключ, ритм, лады, динамика ит.д. |
29 |
39 |
Гармонь |
История происхождения. |
1 |
40 |
Орган |
История происхождения. |
1 |
41 |
Дом для феи музыки |
Лучшие отечественные театры оперы и балета. |
5 |
42 |
Жанр песня |
Основы вокального жанра. |
5 |
43 |
Дирижёр и оркестр |
Беседа, игра «Дирижёр и оркестр» |
1 |
44 |
Симфонический оркестр |
Состав по группам оркестра |
1 |
45 |
Народная песня. |
Жанры н.р.п. |
5 |
46 |
Русский народный оркестр |
История возникновения первого коллектива.(В.В.Андреев) Состав по группам |
6 |
47 |
Церковный хор |
Знакомство с a.capella |
2 |
48 |
Академический хор |
Мужской, женский, детский |
4 |
49 |
Опера |
Понятие о жанре. Слушание фрагментов «Кармен» Ж.Бизе. |
6 |
50 |
Виртуозы-исполнители |
Н.Паганини, Ф.Шаляпин, Д.Мацуев, И.Бутман. |
4 |
52 |
Мюзикл |
Понятие о жанре. «Призрак оперы» (просмотр, обсуждение) |
3 |
53 |
Озерские музыканты |
А.Михайлов, А.Великанов, С.Моисеев, Б.Борисов |
3 |
|
Итого |
|
153 |
Технические средства обученя:
-компьютер,
-проектор,
-экран,
-музыкальный центр (караоке),
-диски с записью музыкальных сказок,
-диски с музыкой (классической и детской),
-музыкальные инструменты,
-синтезатор.
Литература
1. Т.И.Бакланова «Планета знаний» - «Музыка» - Москва “Астрель” - 2006
2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
3. А. Лопатина, М. Скребцова «Волшебный мир музыки» - Москва “Амрита – Русь” - 2009
4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой» - Москва "Метафора" - 2005
6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
7.Т.Э.Тютюнникова «Сто секретов музыки для детей» - СПб: ЛОИРО,2003
8. Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры» - М.: Просвещение, 1982
9. И.Бодраченко «Музыкальные игры» - Москва “Айрис – Пресс” – 2009
10. Способин И. В. «Элементарная теория музыки» - Москва "Просвещение" - 1992
11. Абелян Л. « Забавное
сольфеджио» - М.: Композитор, 1990
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».
2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».
3. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи».
4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
5. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».
6. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
8. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
9. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Календарно-тематическое планирование
№ |
ДАТА |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
Форма контроля |
||
план |
факт |
||||
1 |
|
|
Знакомство с содержанием программы. |
|
|
2 |
|
|
Инструктаж. |
|
|
3 |
|
|
Охрана голоса. |
|
|
4 |
|
|
Вокальные упражнения. |
|
|
5 |
|
|
Академический вокал. |
|
|
6 |
|
|
Эстрадный вокал. |
|
|
7 |
|
|
Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой). |
|
|
8 |
|
|
Упражнения (по Стрельниковой) |
|
|
9 |
|
|
Унисон. |
|
|
10 |
|
|
Звуковедение. |
|
|
11 |
|
|
Дикция. |
|
|
12 |
|
|
Регистры |
|
|
13 |
|
|
Тембр. |
|
|
14 |
|
|
Темп. |
|
|
15 |
|
|
Вокальные упражнения. |
|
|
16 |
|
|
Ритмические упражнения. |
Практическая работа. |
|
17 |
|
|
Звуковедение. |
|
|
18 |
|
|
Сольфеджио. |
|
|
19 |
|
|
Нотный стан. |
|
|
20 |
|
|
Скрипичный ключ. |
|
|
21 |
|
|
Гамма (нотная запись). |
|
|
22 |
|
|
Гамма (вокальное исполнение). |
|
|
23 |
|
|
Тактовая черта. |
|
|
24 |
|
|
Длительности. |
|
|
25 |
|
|
Целая длительность. |
|
|
26 |
|
|
Половинная длительность. |
|
|
27 |
|
|
Четвертная длительность. |
|
|
28 |
|
|
Восьмая длительность. |
|
|
29 |
|
|
Штрихи. |
|
|
30 |
|
|
LEGATO |
|
|
31 |
|
|
STACCATO |
|
|
32 |
|
|
PORTAMENTO |
|
|
33 |
|
|
Диез. |
|
|
34 |
|
|
Бемоль. |
|
|
35 |
|
|
Бекар. |
Практическая работа. |
|
36 |
|
|
Размер 2/4. |
|
|
37 |
|
|
Размер 3/4. |
|
|
38 |
|
|
Размер 4/4. |
|
|
39 |
|
|
Паузы. |
|
|
40 |
|
|
Целая пауза. |
|
|
41 |
|
|
Половинная пауза. |
|
|
42 |
|
|
Четвертная пауза. |
|
|
43 |
|
|
Восьмая пауза. |
|
|
44 |
|
|
Письменная запись пауз. |
|
|
45 |
|
|
Басовый ключ. |
|
|
46 |
|
|
Гамма в басовом ключе. |
|
|
47 |
|
|
Реприза. |
Практическая работа. |
|
48 |
|
|
Знакомство с творчеством А.Ермолова (гость г.Озёрска) |
|
|
49 |
|
|
Разучивание песни «Любимая школа» (1к. +припев) |
|
|
50 |
|
|
Разучивание песни «Любимая школа» (2к. +припев) |
|
|
51 |
|
|
Работа над артистизмом. |
|
|
52 |
|
|
Биография В.Я.Шаинского (гость г.Озёрска) |
|
|
53 |
|
|
Песни для мультфильмов. |
|
|
54 |
|
|
Попурри из знаменитых песен. |
Исполнение |
|
55 |
|
|
В.Шаинский - классик отечественной мультипликации. |
|
|
56 |
|
|
Биография А.Н.Пахмутовой. |
|
|
57 |
|
|
Музыка к кинофильмам. |
|
|
58 |
|
|
Песни для пионерии. |
|
|
59 |
|
|
Разучивание песни «Беловежская пуща». |
|
|
60 |
|
|
Вокально-хоровая работа над песней. |
Исполнение |
|
61 |
|
|
Биография П.И.Чайковского |
|
|
62 |
|
|
История создания альбома «Времена года». |
|
|
63 |
|
|
«Январь», «Февраль». |
|
|
64 |
|
|
«Март», «Апрель». |
|
|
65 |
|
|
«Май», «Июнь». |
|
|
66 |
|
|
«Июль», «Август». |
|
|
67 |
|
|
«Сентябрь», «Октябрь». |
|
|
68 |
|
|
«Ноябрь», «Декабрь». |
Викторина |
|
69 |
|
|
Биография Камиля Сен-Санса. |
|
|
70 |
|
|
История создания сюиты «Карнавал животных». |
|
|
71 |
|
|
«Королевский марш льва» |
|
|
72 |
|
|
«Черепахи» |
|
|
73 |
|
|
«Слон» |
|
|
74 |
|
|
«Птичник» |
|
|
75 |
|
|
«Куры и петух» |
|
|
76 |
|
|
«Антилопы» |
|
|
77 |
|
|
«Персонаж с длинными ушами» |
|
|
78 |
|
|
«Рыбки в аквариуме» |
|
|
79 |
|
|
«Пианисты» |
|
|
80 |
|
|
«Лебедь» |
|
|
81 |
|
|
Разнообразие танцевальных жанров. |
|
|
82 |
|
|
Вальс. Полька. |
|
|
83 |
|
|
Полонез. Менуэт. Мазурка. |
|
|
84 |
|
|
Танго. Фокстрот. |
Викторина |
|
85 |
|
|
Музыкальные лады. |
|
|
86 |
|
|
Мажор. |
|
|
87 |
|
|
Минор. |
|
|
88 |
|
|
Динамика. |
|
|
89 |
|
|
FORTE. FORTISSIMO. |
|
|
90 |
|
|
PIANO. PIANISSIMO. |
|
|
91 |
|
|
Жанр песня. |
|
|
92 |
|
|
Мелодия. |
|
|
93 |
|
|
Аккомпанемент. |
|
|
94 |
|
|
A*CAPELLO. |
|
|
95 |
|
|
Церковный хор. |
|
|
96 |
|
|
Хорал. Кант. |
|
|
97 |
|
|
Академический хор. |
|
|
98 |
|
|
Мужской хор. |
|
|
99 |
|
|
Женский хор. |
|
|
100 |
|
|
Детский хор. |
|
|
101 |
|
|
Народная песня. |
|
|
102 |
|
|
Солдатские песни. Трудовые песни. |
Исполнение |
|
103 |
|
|
Колыбельные. Плясовые песни. |
|
|
104 |
|
|
Плач. Причитания. |
|
|
105 |
|
|
Свадебный обряд на Руси. |
|
|
106 |
|
|
Русский народный оркестр. |
|
|
107 |
|
|
В.В.Андреев – основатель первого национального оркестра. |
|
|
108 |
|
|
Балалайка. |
|
|
109 |
|
|
Домра. |
|
|
110 |
|
|
Гусли. |
|
|
111 |
|
|
Гармонь. Баян. |
|
|
112 |
|
|
Деревянные шумовые. |
|
|
113 |
|
|
Муниципальный оркестр «Россияне» - творческий портрет коллектива. |
|
|
114 |
|
|
Знакомство с дирижером Б.И.Борисовым. |
Посещение концерта |
|
115 |
|
|
Опера. Дом для феи музыки. |
|
|
116 |
|
|
Большой театр. |
|
|
117 |
|
|
Мариинский театр. |
|
|
118 |
|
|
Театр оперы и балета им. Луначарского (г. Екатеринбург). |
|
|
119 |
|
|
Театр оперы и балета им. М.И.Глинки (г. Челябинск). |
|
|
120 |
|
|
Как создается опера? |
|
|
121 |
|
|
Оперные профессии. |
|
|
122 |
|
|
Театральное закулисье… |
Создание афиши |
|
123 |
|
|
Оркестровая яма. |
|
|
124 |
|
|
Великие оперные певцы. |
|
|
125 |
|
|
«Кармен» - видеопросмотр. |
Обсуждение |
|
126 |
|
|
Дирижер. Симфонический оркестр. |
|
|
127 |
|
|
Группа струнно-смычковых инструментов. |
|
|
128 |
|
|
Группа деревянно-духовых инструментов. |
|
|
129 |
|
|
Группа медно-духовых инструментов. |
|
|
130 |
|
|
Группа ударных инструментов. |
|
|
131 |
|
|
Арфа. |
|
|
132 |
|
|
Гитара. |
|
|
133 |
|
|
Орган. |
Викторина |
|
134 |
|
|
Жанр балет. |
|
|
135 |
|
|
История создания балета «Щелкунчик». |
|
|
136 |
|
|
Как создается балет? |
Создание афиши |
|
137 |
|
|
Балетные профессии. |
|
|
138 |
|
|
Великие танцовщики. |
|
|
140 |
|
|
Видеопросмотр. |
Обсуждение |
|
141 |
|
|
Мастерство исполнителя. |
|
|
142 |
|
|
Н.Паганини. |
|
|
143 |
|
|
Ф.Шаляпин. |
|
|
144 |
|
|
Д.Мацуев. |
|
|
145 |
|
|
И.Бутман. |
|
|
146 |
|
|
Жанр мюзикл. Специфика и новизна. |
|
|
147 |
|
|
Биография Э. Ллойда Уэббера. |
|
|
148 |
|
|
«Призрак оперы» - видеопросмотр. |
обсуждение |
|
149 |
|
|
Знакомство с творчеством А.Великанова. |
Посещение концерта |
|
150 |
|
|
Знакомство с творчеством С.Моисеева. (песни для детей). |
|
|
151 |
|
|
Знакомство с творчеством А.Михайлова. («Диптих») |
|
|
152 |
|
|
Игра «Угадай мелодию!» |
|
|
153 |
|
|
Обобщение теоретических знаний. |
Викторина |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.