Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Оценка 4.6

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Оценка 4.6
Документация +3
docx
Междисциплинарный 3
2 кл
22.04.2017
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс
Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
«ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс.docx
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс Пояснительная записка       В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   особое   внимание   уделяется   организации внеурочной   деятельности   по   различным   направлениям.   Программа   дополнительного образования   «ТЕСТОПЛАСТИКА»   имеет   общекультурную   направленность   и предназначена  для разновозрастных категорий обучающихся.     Программа составлена на основе   Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования.      Мир,   в   котором   живет   человек   сегодня,   заставляет   людей   искать   ориентиры, преодолевать   противоречивость   многих   представлений   и   знаний,   образующихся   в результате   неудержимого   потока   информации.   В   поисках   цельности,   в   стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но   и   с   прошлым.   Здесь   внимание   его   устремляется   на   все,   что   рождает   ощущение непреходящих   ценностей.   Именно   к   таким   ценностям   и   относит   он   нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.       Декоративно­прикладное   творчество   –   удивительный   вид   творчества,   дающий   возможность раскрыть свои способности любому человеку.    Изучение декоративно­прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует   воспитанию   эстетической   культуры   и   трудолюбия   обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.      Программа актуальна,  поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование   ценностных   эстетических   ориентиров,   художественно­эстетической оценки   и   овладение   основами   творческой   деятельности,   дает   возможность   каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно­прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования.       Среди   многообразия   видов   декоративно­прикладной   творческой   деятельности занимает   лепка.   Этот   вид   деятельности   связан   с   эмоциональной   стороной   жизни человека,   в   ней   находят   своё   отражение   особенности   восприятия   человеком окружающего   мира:   природы,   общественной   жизни,   а   также   особенности   развития воображения.   В   лепке   проявляются   многие   психические   процессы,   но,   пожалуй, наиболее ярко­ творческое воображение и мышление.      Лепка ­ одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания   ­   помогает   формировать   художественный   вкус,   учит   видеть   и   понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы,   что   способствует   развитию   речи,   развивают   наблюдательность,   детскую фантазию.       Лепить   можно   из   разных   пластичных,   экологически   чистых   материалов,   которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.      В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей     соленое   тесто.   Этому   виду   творчества   придумали   современное   название   ­ "Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто ­ материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него  достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства: ­способствует   концентрации   внимания,   заставляет   сосредоточиться   на   процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;  ­стимулирует   развитие   памяти,   так   как   ребенок,   чтобы   сделать   поделку,   должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;  ­активизирует   мыслительные   процессы.   В   процессе   конструирования   у   ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);  ­совершенствует   трудовые   умения,   формирует   культуру   труда;   имеет   огромное значение   в   развитии   конструктивного   мышления,   творческого   воображения, художественного вкуса;   ­развивает   у   детей   способность   работать   руками   под   контролем   сознания,   у   них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.  Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии   они   служат   стимулом   для получаются   эмоционально­   разгрузочными, интеллектуального   и  эстетического  развития  учащихся.  Кроме  того, занятия  лепкой развивают коммуникативные навыки. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка. Фигурки, картины , панно ­ все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт.   Взрослые   люди,   попробовав   эту   детскую   забаву,   не   остаются   к   ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка способен каждый. Цель данной программы   способности, абстрактное мышление и воображение.    –  научить лепке из соленого теста,  развить художественные  Задачи предметные: ­знакомить   учащихся   с   историей   и   современными   направлениями   развития декоративно – прикладного творчества;  ­научить   детей   владеть   различными   техниками   работы   с   соленым   тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;  ­закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;    ­знакомить   с   основами   знаний   в   области   композиции,   формообразования, цветоведения,   декоративно   –   прикладного   искусства;   раскрыть   истоки   народного творчества; ­формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; ­совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста;  ­приобретение навыков учебно­исследовательской работы.  Личностные:      развивать   природные   задатки,   творческий   потенциал   каждого   ребенка: фантазию, наблюдательность;  развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;  развивать   положительные   эмоции   и   волевые   качества;   развивать   общую умелость, моторику рук, глазомер;  пробуждать любознательность в области народного, декоративно­прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;  развивать   смекалку,   изобретательность   и   устойчивый   интерес   к   творчеству художника, дизайнера;   формировать творческие способности, духовность культуры; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;  повышать   сенсорную   чувствительность   (способность   тонкому   восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.      Метапредметные: ­формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;  ­приобщать   учащихся   к   системе   культурных   ценностей,   отражающих   богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;  ­побуждать   к   овладению   основами   нравственного   поведения   и   нормами гуманистической   морали   (доброты,   веры   в созидательные   способности   человека,   терпимости   по  отношению   к   людям,   культуры   взаимопонимания,   милосердия, общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);  ­развивать   потребность   к   творческому   труду,   стремление   преодолевать   трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;  ­добиваться максимальной самостоятельности детского творчества; ­самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; ­самостоятельно   определять   важность   или     необходимость   выполнения   различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях; ­определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно; ­определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; ­определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов; ­корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; ­использовать в работе литературу, инструменты, приборы; ­оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным; ­участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и   ответственное   отношение   к   делу,   инициативность,   любознательность,   потребность помогать   другим,   уважение   к   чужому   труду   и   результатам   труда,   культурному наследию.  Ученик научится: называть   наиболее   распространенные   в   своем   регионе   традиционные   промыслы   и ремесла;   понимать   общие   правила   создания   предметов   рукотворного   мира: соответствие   изделия   обстановке,   прочность,   эстетическую   выразительность   –   и руководствоваться   ими   в   своей   продуктивной   деятельности;   анализировать предлагаемую   информацию,   планировать   предстоящую   практическую   работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических   действий;   организовывать   свое  рабочее   место  в  зависимости   от  вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.  Ученик получит возможность научиться: уважительно относится к труду людей,  понимать культурно­историческую ценность традиций,   отраженных   в   предметном   мире,   и   уважать   их,   понимать   особенности проектной   деятельности,   осуществлять   под   руководством   учителя   элементарную проектную деятельность в малых группах:  разрабатывать  замысел,  искать  пути  его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы).  Каждое   занятие,   как   правило,   включает   теоретическую   часть   и   практическое выполнение   задания.   Теоретические   сведения   —   это   объяснение   нового   материала, информация   познавательного   характера,   общие   сведения   о   предмете   изготовления. Практические   работы   включают   изготовление,   оформление   поделок,   отчет   о проделанной работе.  Отчет   о   проделанной   работе   позволяет   научить   ребенка   последовательности   в работе, развить навыки самоконтроля.  Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.  В процессе   занятий,   накапливая   практический   опыт   в   изготовлении   игрушек, обучающиеся   от   простых   изделий   постепенно   переходят   к   освоению   сложных,   от изменения   каких­то   деталей   игрушки   до   моделирования   и   конструирования   новых игрушек, тематических композиций.  Программа   строится   на   таких   дидактических   принципах,   как   доступность, достоверность, повторяемость и практичность. Задания   направлены   на   приобщение   детей   к   языку   художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно­прикладного   искусства   (аппликация,   декоративные   композиции   из скульптурного   материала)   и   бумажной   пластики.   Кроме   этого,   предполагается творческая   работа   с   природными   материалами.   Разнообразие   видов   деятельности   и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.  Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.  Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся,   расширению   кругозора,   развитию   способности   воспринимать   и чувствовать прекрасное. Программа поможет решить: 1.  учебные задачи:  освоение   детьми   основных   правил   изображения;  овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению искусством;  2.воспитательные задачи:  формирование эстетического отношения  к красоте окружающего  мира;  развитие   умения  контактировать  со   сверстниками  в  творческой деятельности;   формирование   чувства   радости   от   результатов   индивидуальной   и коллективной деятельности;  3.творческие   задачи:  умение   осознанно   использовать   образно­выразительные средства  для   решения   творческой   задачи;   развитие   стремления   к   творческой самореализации средствами художественной деятельности.  В результате обучения учащиеся должны знать:       виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области композиции, формообразовании, цветоведения;  историю   ремесел   и   рукоделий,   о   месте   и   роли   декоративно­   прикладного искусства в жизни человека;  народные художественные промыслы России и родного края;  названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;  историю возникновения лепки из солёного теста;  основные приемы работы с соленым тестом;    названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;  правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;  об особенностях лепных игрушек; о проектной деятельности.  Должны уметь:          правильно организовать свое рабочее место; пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;  соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными   инструментами   и   материалами;   выполнять   работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;  сотрудничать   со   сверстниками,   оказывать   товарищескую   помощь, проявлять  самостоятельность;  последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);  применять разные формы лепки;  определять  последовательность действий при выполнении работы;  изготавливать   объёмные   изображения   людей   и   животных,   предавая   их простейшие движения;  объединять   изображённые   предметы,   соблюдая   пропорции   предметов   и соотнося их между собой.  Ожидаемые результаты: Первый уровень результатов: приобретение   обучающимися   первоначальных   знаний   о  живописи,   скульптуре, аппликации,   коллаже   и   других   видов   прикладной   деятельности.   Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы. Второй уровень результатов: расширение   знаний   обучающихся,   знакомство   с   проектной   деятельностью; углубление   знаний   обучающихся,   знакомство   с   навыками   исследовательской деятельности. Третий уровень результатов: закрепление   навыков   обучающихся,  углубление   знаний   и  навыков   проектно­ исследовательской деятельности. Независимо от предметного содержания у обучающихся должны формироваться общеучебные   знания,   умения   и   способы   деятельности.   Школьниками   должны   быть усвоены знания о процессе учебного труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации: ­ планирование и организация рабочего места;  ­ рациональное размещение инструментов и материалов;  ­ распределение рабочего времени;  ­ соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; ­ контроль за ходом деятельности;  ­ соотнесение результатов деятельности с образцом;  ­ осуществление сотрудничества при коллективной работе;  ­ соблюдение   безопасных   приемов   труда   при   работе   с   различными   инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;  ­ выдвигать   свои   идеи   и   оценивать   их   с   позиции   экономической   доступности   и посильности исполнения;  ­ выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;  ­ осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;  ­ комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;  ­ выбирать необходимые материалы и инструменты;  ­ оценивать процессы и результат своего труда;  ­ выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.    Условия реализации общеобразовательной программы.    Программа «Тестопластика» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся декоративно­прикладным творчеством и лепкой из солёного теста. Занятия проходят 1 час в неделю, 34 занятия  в год.  Общекультурное направление «Город мастеров»   Тестопластика. Тематическое планирование (2 класс) № п/п Темы занятий 2 класс 1. Секреты лепки из солёного теста. 2. 3. 4.  Человечки и животные. Растения и животные. Виртуальная экскурсия в музей.   5. Подготовка изделий к выставке. Итого  Учебно­тематическое планирование  2 класс Наименование тем Секреты лепки сложных элементов. Декор изделий. Сборка и склеивание. «Фрукты на тарелке» «Корзинка с грибами» «Декоративная пластина» «Человечки­спейсики» «Змея на ветке» «Птичий двор» «Елочка» № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кол­во часов 6 10 14 1 3 34 Часы Дата 2 2 2 1 3 3 3 1 4 1 4 2 3 1 2 9. «Сказочные герои на  Новогоднем празднике» 10. 11. 12. 13. 14. 15. «Снеговик» «Пряничный домик» «Подарок маме» «Персонаж любимой сказки» Виртуальная экскурсия в музей народных промыслов Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки Итого: 34 занятия.                        Содержание  деятельности 2 класс изделий. 1.Секреты лепки из солёного теста. (6ч.) Познакомить детей с правилами составления узоров . Декор на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с приёмами   сборки   деталей   при   помощи   зубочисток   и   путём   склеивания.   Побуждать детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке.  Использовать знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др.  Уточнить   знание   форм:   шар, цилиндр   и   др.   Закрепить   умение   лепить   корзинку,   уточнить   знание     формы   ­   диск. Продолжать упражнять детей в раскатывании теста  скалкой,   работая   двумя   руками одновременно. Для орнамента использовать мелкие шарики, диски,     развивать общую ручную   умелость.   Формировать   умение   планировать   работу   по   реализации   замысла, предвидеть результат и  достигать его. 2.   Человечки   и   животные.   (10ч.)  Закрепить   умение   лепить   фигуру   человека   в движении. Закрепить умение располагать фигуру на подставке. Формировать умение планировать работу по реализации замысла,     предвидеть результат и достигать его. Упражнять в синхронизированной работе обеих рук.  Для   развития   мелкой   моторики бисером,     цветными   нитками   и   т.д.   украсить поделку    Развивать воображение,     формировать   умение   планировать   работу     по     реализации     замысла, предвидеть результат и достигать его. Учить лепить из исходной формы – широкий цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать заготовку   прямыми   движениями   ладоней.   Повышать   сенсорную   чувствительность, развивать воображение. 3. Растения и животные. (14ч.)  Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать   в   диски   определённого   размера.   Накладывать   диски   поочерёдно   от большего   к   меньшему.     Воспитывать   любовь   к   окружающей     природе,     передавать красоту ёлочки.  Развивать общую ручную и мелкую моторику. Развивать связную речь.   Упражнять   в   использовании   разных   приёмов   лепки   из   солёного   теста. Продолжать учить детей лепить фигурки зверей,   выделяя  их  характерные  признаки. Закрепить у детей умение передавать замысел лепки. Развивать общую ручную умелость.  Показать  способ   формирования   конуса   (туловище   вместе   с головой).  Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с тестом. Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игр. Сравнивать разные способы изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать  освоение рельефной лепки. 4. Виртуальная экскурсия в музей. (1ч.)  Расширять  знания детей о различных видах народных промыслов,  промыслов основанных на лепке. 5. Подготовка изделий к выставке. (3ч.)  Развивать навыки общения и согласовывать свои  интересы с интересами других детей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009г.№ 373.  «Методические   рекомендации   по   аттестационной   и   аккредитационной   оценке воспитательной   деятельности   ОУ,   реализующих   общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» ­ письмо МО РФ от 15.10.2003.   Антипова  М. А, Рубцова  Е.С.  Волшебный  мир  солёного  теста. 2000  лучших поделок. Ростов­на –Дону, ИД «Владис», 2010 г. Горский   В.А.   под   ред.   Примерные   программы   внеурочной   деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г. Григорьев   Д.В.   Куприянов   Б.В.  «Программы   внеурочной   деятельности.     Художественное творчество»  М. Просвещение, 2011 г. Григорьев   Д.В.,   Степанов   П.В.   «Внеурочная   деятельность   школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.  Кочеткова   Н.В.   «Мастерим   игрушки   сами»   Образовательная   программа   и конспекты занятий (для детей 7­14 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.  Симоненко   В.   Д.   Технология.   Программа   начального   и   основного   общего образования. ­ М.: Вентана­Граф, 2008 г.  Синеглазова   М.О.   Удивительное   соленое   тесто.   Москва.   Издательский     Дом МСП. 2006 г.  Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007 г.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления  «ТЕСТОПЛАСТИКА»  2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017