Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Оценка 4.6
Документация +3
docx
Междисциплинарный 3
2 кл
22.04.2017
Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.
«ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс.docx
Программа по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями ФГОС особое внимание уделяется организации
внеурочной деятельности по различным направлениям. Программа дополнительного
образования «ТЕСТОПЛАСТИКА» имеет общекультурную направленность и
предназначена для разновозрастных категорий обучающихся.
Программа составлена на основе Примерных программ по внеурочной деятельности
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Мир, в котором живет человек сегодня, заставляет людей искать ориентиры,
преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в
результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении
упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой
взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим,
но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение
непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее,
никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков,
отображение в народном искусстве.
Декоративноприкладное творчество – удивительный вид творчества, дающий
возможность раскрыть свои способности любому человеку.
Изучение декоративноприкладного искусства в рамках дополнительного образования
способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся,
расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественноэстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому
обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного
искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального
общего образования.
Среди многообразия видов декоративноприкладной творческой деятельности
занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни
человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком
окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития
воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, но, пожалуй,
наиболее ярко творческое воображение и мышление.
Лепка одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического
воспитания помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать
прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет
с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки,
пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую
фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые
приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время.
В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди
детей соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название
"Тестопластика". Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль,
мука, вода. Тесто материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из
него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность
воплощать самые интересные и сложные замыслы.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства:
способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе
изготовления, чтобы получить желаемый результат;
стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен
запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка
возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение
приемов лепки, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия
(самостоятельное выполнение работы);
совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда; имеет огромное
значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них
совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие
глазомера.
Использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное
устное планирование, способствует развитию речи, навыков планирования своей работы,
умения последовательно выполнять работу. Занятия лепкой с точки зрения психологии
они служат стимулом для
получаются эмоционально
разгрузочными,
интеллектуального и эстетического развития учащихся. Кроме того, занятия лепкой
развивают коммуникативные навыки.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью,
простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое
тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины , панно все можно сделать из соленого теста. Нужны только
фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек,
ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или
натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней
равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно
заняться этим творчеством. Во всяком случае, приготовить поделку в качестве подарка
способен каждый.
Цель данной программы
способности, абстрактное мышление и воображение.
– научить лепке из соленого теста, развить художественные
Задачи предметные:
знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития
декоративно – прикладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с соленым тестом,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного
творчества; формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль
с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке соленого теста;
приобретение навыков учебноисследовательской работы.
Личностные:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность;
развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление;
память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать общую
умелость, моторику рук, глазомер;
пробуждать любознательность в области народного, декоративноприкладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
формировать творческие способности, духовность культуры; развивать умение
ориентироваться в проблемных ситуациях;
повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию
формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Метапредметные:
формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат
и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в
высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты,
веры в
созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры
взаимопонимания,
милосердия, общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения
заданий;
самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных
задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;
определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных
ситуациях под руководством учителя;
определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими
заданиями, или на основе различных образцов;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения,
результатом действий на определенном этапе;
использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
оценка своего задания по параметрам, заранее представленным;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
В ходе творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных
личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное
и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность
помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Ученик научится:
называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные промыслы и
ремесла; понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, прочность, эстетическую выразительность – и
руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности; анализировать
предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу,
осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых
практических действий; организовывать свое рабочее место в зависимости от вида
работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию.
Ученик получит возможность научиться:
уважительно относится к труду людей, понимать культурноисторическую ценность
традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их, понимать особенности
проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную
проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его
реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,
комплексные работы).
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала,
информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о
проделанной работе.
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в
работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и
навыки работы с пластичным материалом в технике тестопластики.
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек,
обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от
изменения какихто деталей игрушки до моделирования и конструирования новых
игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность,
достоверность, повторяемость и практичность.
Задания направлены на приобщение детей к языку художественной
выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка
декоративноприкладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается
творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и
большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему
раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно,
окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом,
им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи,
игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия
обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и
чувствовать прекрасное.
Программа поможет решить:
1. учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение
материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к
общению искусством;
2.воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте
окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой
деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности;
3.творческие задачи: умение осознанно использовать образновыразительные
средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой
самореализации средствами художественной деятельности.
В результате обучения учащиеся должны знать:
виды декоративно – прикладного творчества (лепка, роспись, и т.п.) в области
композиции, формообразовании, цветоведения;
историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно прикладного
искусства в жизни человека;
народные художественные промыслы России и родного края;
названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
историю возникновения лепки из солёного теста;
основные приемы работы с соленым тестом;
названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при
обработке различных материалов;
об особенностях лепных игрушек; о проектной деятельности.
Должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место; пользоваться инструментами
ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными инструментами и материалами; выполнять работы
самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки,
полученные на уроках технологии;
сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь,
проявлять
самостоятельность;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
применять разные формы лепки;
определять последовательность действий при выполнении работы;
изготавливать объёмные изображения людей и животных, предавая их
простейшие движения;
объединять изображённые предметы, соблюдая пропорции предметов и
соотнося их между собой.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов:
приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре,
аппликации, коллаже и других видов прикладной деятельности. Изготовление
обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень результатов:
расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью;
углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской
деятельности.
Третий уровень результатов: закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно
исследовательской деятельности.
Независимо от предметного содержания у обучающихся должны формироваться
общеучебные знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть
усвоены знания о процессе учебного труда и выработаны первоначальные умения по его
практической реализации:
планирование и организация рабочего места;
рациональное размещение инструментов и материалов;
распределение рабочего времени;
соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя
и по операционной карте;
контроль за ходом деятельности;
соотнесение результатов деятельности с образцом;
осуществление сотрудничества при коллективной работе;
соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами,
материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;
выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и
посильности исполнения;
выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;
комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
выбирать необходимые материалы и инструменты;
оценивать процессы и результат своего труда;
выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Условия реализации общеобразовательной программы.
Программа «Тестопластика» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся
декоративноприкладным творчеством и лепкой из солёного теста. Занятия проходят 1
час в неделю, 34 занятия в год.
Общекультурное направление «Город мастеров»
Тестопластика. Тематическое планирование (2 класс)
№
п/п
Темы занятий
2 класс
1. Секреты лепки из солёного теста.
2.
3.
4.
Человечки и животные.
Растения и животные.
Виртуальная экскурсия в музей.
5. Подготовка изделий к выставке.
Итого
Учебнотематическое планирование 2 класс
Наименование тем
Секреты лепки сложных элементов.
Декор изделий. Сборка и склеивание.
«Фрукты на тарелке»
«Корзинка с грибами»
«Декоративная пластина»
«Человечкиспейсики»
«Змея на ветке»
«Птичий двор»
«Елочка»
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Колво
часов
6
10
14
1
3
34
Часы
Дата
2
2
2
1
3
3
3
1 4
1
4
2
3
1
2
9.
«Сказочные герои на Новогоднем празднике»
10.
11.
12.
13.
14.
15.
«Снеговик»
«Пряничный домик»
«Подарок маме»
«Персонаж любимой сказки»
Виртуальная экскурсия в музей
народных промыслов
Подготовка изделий к выставке.
Оформление выставки
Итого: 34 занятия.
Содержание деятельности 2 класс
изделий.
1.Секреты лепки из солёного теста. (6ч.) Познакомить детей с правилами составления
узоров . Декор
на плоских и объёмных формах. Познакомить детей с
приёмами сборки деталей при помощи зубочисток и путём склеивания. Побуждать
детей к передаче формы и характерных особенностей фруктов при лепке. Использовать
знакомые приёмы: оттягивание, сглаживание и др.
Уточнить знание форм: шар,
цилиндр и др. Закрепить умение лепить корзинку, уточнить знание формы диск.
Продолжать упражнять детей в раскатывании теста
скалкой, работая двумя руками
одновременно. Для орнамента использовать мелкие шарики, диски, развивать общую
ручную умелость. Формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и
достигать его.
2. Человечки и животные. (10ч.) Закрепить умение лепить фигуру человека в
движении. Закрепить умение располагать фигуру на подставке. Формировать умение
планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Упражнять в синхронизированной работе обеих рук. Для развития мелкой моторики бисером,
цветными нитками и т.д.
украсить поделку
Развивать
воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его. Учить лепить из исходной формы – широкий
цилиндр. Передавать характер образа: овальное туловище, изогнутый хвост. Раскатывать
заготовку прямыми движениями ладоней. Повышать сенсорную чувствительность,
развивать воображение.
3. Растения и животные. (14ч.) Учить лепить ёлочку модульным способом. Шарики
расплющивать в диски определённого размера. Накладывать диски поочерёдно от
большего к меньшему. Воспитывать любовь к окружающей природе, передавать
красоту ёлочки. Развивать общую ручную и мелкую моторику. Развивать связную речь.
Упражнять в использовании разных приёмов лепки из солёного теста.
Продолжать учить детей лепить фигурки зверей, выделяя их характерные признаки.
Закрепить у детей умение передавать замысел лепки. Развивать общую ручную
умелость. Показать
способ формирования конуса (туловище вместе с
головой). Развивать сенсорную чувствительность. Воспитывать аккуратность в работе с
тестом. Привлечь детей к изготовлению атрибутов для игр. Сравнивать разные способы
изображения, использовать стеку для отделки формы. Продолжать освоение рельефной
лепки.
4. Виртуальная экскурсия в музей. (1ч.) Расширять знания детей о различных видах
народных промыслов, промыслов основанных на лепке.
5. Подготовка изделий к выставке. (3ч.) Развивать навыки общения и согласовывать
свои интересы с интересами других детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009г.№ 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке
воспитательной деятельности ОУ,
реализующих общеобразовательные
программы различного уровня и напрвленности» письмо МО РФ от 15.10.2003.
Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших
поделок. Ростовна –Дону, ИД «Владис», 2010 г.
Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа и
конспекты занятий (для детей 714 лет) Издательство «Учитель» 2010 г.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего
образования. М.: ВентанаГраф, 2008 г.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. Москва. Издательский Дом
МСП. 2006 г.
Хананова И. Соленое тесто. Москва. 2007 г.
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «ТЕСТОПЛАСТИКА» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.