Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Новотроицкая средняя общеобразовательная школа»
Филиал «Таскаевская начальная общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
«Согласовано:» «Утверждаю:»
На заседании педсовета
Протокол № Директор школы______ от___________2016г, Приказ № от ______2016г.
Рабочая программа факультатива
«Волшебный карандаш»
(художественно-эстетическое направление)
для учащихся 7-8 лет
Составитель:
Третьякова Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
За основу программы взят ФГОС начального образования, концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планирование результатов начального общего образования, Закон РФ «Об образовании, примерные программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского
Общая характеристика курса
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Ра бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Место учебного курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю. Возраст детей от 7 до 9 лет. Занятия проводятся согласно учебного плана
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культур созидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру
Требования к планируемым результатам освоения программы:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
1. Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2. Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
3. Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
4. сфорсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7 Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8 Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
3. Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
4. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
5. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
6. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
1. Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
2. Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
3. Понимание образной природы искусства;
4. Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
5. Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
6. Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
7. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
8. Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
9. Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
10. Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
11. Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
12. Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
13. Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.
Содержание учебного курса «Волшебный карандаш»
Введение в программу - Техника безопасности в кабинете. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
В мире много интересного – Виды деятельности: аппликация, рисование. Основные понятия: Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция. Практическая работа: лепка животных, коллективная работа. Рисование наскального рисунка, подводного царства
Красота в умелых руках – Виды деятельности: рисование. Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе. Практическая работа: поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей, сказочного сюжета, рождественских композиций. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки
Весеннее пробуждение - Виды деятельности: рисование, аппликация. Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Коллективная работа, творческая работа, фантазия. Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок.
Учебно-позанятийный план
№
|
Тема |
Всего часов |
Из них |
||
Теория |
Практика |
примечание |
|||
I |
Знакомство с искусством |
1 |
|
|
|
1 |
Путешествие по радуге. Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
1 |
|
II |
В мире много интересного |
|
|
|
|
2 |
Мои каникулы |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
Дерево колдуньи |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Холодные и теплые тона. Осень. |
1 |
1 |
1 |
|
5 |
Фруктовая мозаика |
1 |
|
1 |
|
6 |
Мы ходили в зоопарк |
1 |
|
1 |
|
7 |
Домашние животные. Кошка. |
1 |
|
1 |
|
8 |
Разноцветные рыбки |
1 |
|
1 |
|
9 |
Осьминожки |
1 |
|
1 |
|
III |
Красота в умелых руках |
12 |
|
|
|
10 |
Волшебный лес |
1 |
|
1 |
|
11 |
Невиданный зверь
|
1 |
|
1 |
|
12-13 |
Узоры на стекле |
2 |
|
2 |
|
14-15 |
Зимняя сказка |
2 |
1 |
1 |
|
16-17 |
Сказочная птица |
2 |
1 |
1 |
|
18-19 |
Что за чудо эти сказки
|
2 |
1 |
1 |
|
20 |
Фигуры из снега |
1 |
|
1 |
|
21 |
Сказочные герои |
1 |
|
1 |
|
IV |
Весеннее пробуждение |
|
|
|
|
22 |
Весенний пейзаж
|
1 |
1 |
1 |
|
23 |
Весенний натюрморт |
1 |
1 |
1 |
|
24 |
Портрет |
1 |
|
1 |
|
25-26 |
Теремок |
2 |
1 |
1 |
|
27-28 |
Космос. Коллаж |
2 |
1 |
2 |
|
29-30 |
Мой маленький друг |
2 |
1 |
2 |
|
31-32 |
Весёлый лужок |
2 |
|
1 |
|
33 |
Превращение ладошки |
1 |
|
1 |
|
34 |
Лето здравствуй ! |
1 |
|
1 |
|
|
Итого |
34 |
12 |
34 |
|
Учебно – методическая литература.
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.