Программа подготовки детей к школе
Оценка 5

Программа подготовки детей к школе

Оценка 5
Разработки курсов
doc
математика +2
Детсад
17.06.2019
Программа подготовки детей к школе
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе». Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, территории обслуживания, закреплённой за школой, не посещающих дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
подготовка детей к школе ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА.doc
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Социально ­ педагогическое название объединения   «Предшкольная подготовка»  наименование учебной дисциплины    1 года сроки реализации  модифицированная вид программы   6 ­7 лет возраст учащихся СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел   …………………………………………………4 1.1. Пояснительная записка……………………………………….4 2. Содержательный раздел…………………………………………9 2.1. Общая характеристика программы дополнительного  образования    «Подготовка детей  к школе» …………………………………….9 2.2. Результаты освоения программы  дополнительного образования       «Подготовка детей к школе»…………………………………..……10 2.3. Содержание программы  дополнительного образования       «Подготовка детей к школе»………………………………………12 3. Организационный раздел …………………………………….13 3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»………..14  3.2. Кадровое обеспечение ………….………………………………….44 3.3.  Материально­техническое обеспечение ……………………..44 1.1. Пояснительная записка Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут  нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной   модернизацией   образования   и   с   целью   обеспечения   равных стартовых   возможностей   для   образования   детей   перед   школой   и   введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».   Данная   программа   предназначена   для   подготовки   к   школе   детей, территории   обслуживания,   закреплённой   за   школой,   не   посещающих дошкольные учреждения, и  готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.  Актуальность и целесообразность создания программы дополнительной образования  «Подготовка к школе»   Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос   родителей   и   школы.   Готовность   к   обучению   в   школе   принято рассматривать   как   физиологическую,   психологическую   и   социально­ личностную   готовность   к   школьному   обучению,   т.е.   такой   уровень физического,   психического   и   социального   развития   ребенка,   который необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них,   так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе занимает   особое   место   в   системе   образования.  Проблема   преемственности между   дошкольным   и   начальным   школьным   образованием   постоянно привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не секрет,   что   адаптационный   период   у   детей,   поступающих   в   первый   класс, может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются к   новым   условиям   до   конца   первого   года   обучения.   Особенно   остро   эта проблема стоит в настоящее время. Многие дети дошкольного возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный период   для   формирования   познавательных   процессов,   мотивационной, личностной и социально­психологической, эмоционально­волевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности. Школа  предъявляет  к  первокласснику   довольно  высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не  только к новым формам общения.   У   него   должна   быть   развита   мотивационная   сфера,   где любознательность   выступает   как   основа   познавательной   активности, сформированы эмоционально­волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных   учебных   действий   (УУД),   коммуникативными   и   речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения   УУД,   предложенными   федеральными   стандартами   начального общего  образования, составляет   основу  начального  образования.  В  связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.    Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной  психологической готовностью) является приоритетной для успешного  обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.  Поступление ребёнка в школу – это ответственный  и сложный момент в его  жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую  готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества  характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и  выполнять  правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью  подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств,  необходимых для овладения учебной деятельностью, ­ любознательности,  самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью   на занятиях  является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает  материал значительно успешнее.  Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В  игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального  предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра  на этом этапе становится символической по своему существу. Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из  ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у  ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается  содержательная сторона интеллекта. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и  произвольной памяти. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в  игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию. Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует  от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать  словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи. В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые  открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает  постигать определенные правила, принятые в обществе. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего  дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование,  лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ  характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего  определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение  добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало  привлекает. Программа   разработана   в   соответствии   с   основными   требованиями   одобренных   и существующих   программ   дошкольного   обучения, рекомендованных   Министерством   образования   Российской   Федерации.  В основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности дошкольного   и   начального   общего   образования,   что   способствует простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.  Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических  функций, необходимых для систематического  обучения в школе.     Цель  программы: ­ успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям   и   создание   условий   гуманного   (комфортного)   перехода   с   одной образовательной ступени на другую.            Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано  на:  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее  самореализации;  формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и  уровню образовательной программы картины мира;  формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему  общество и нацеленного на совершенствование этого общества; направлено на:  создание условий для развития личности ребенка;  развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;  обеспечение эмоционального благополучия ребенка;  приобщение обучающихся  к общечеловеческим ценностям;  профилактику асоциального поведения;  создание условий для самоопределения, творческой самореализации  личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной  культуры;  укрепление психического и физического здоровья ребёнка. Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к школе» являются:  ­ формирование положительного отношения к учению; ­ формирование познавательного интереса, желания узнавать новое; ­ формирование адекватной возрастному уровню картины мира; ­ развитие логики;  ­ анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; ­ развитие фантазии и творческих способностей;  ­ развитие речи;  ­ умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;  ­ развитие памяти и внимания;  ­ развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку; ­ создание предпосылок к школьному обучению; ­ формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий); Программа   построена   с   учётом   возрастных   возможностей   детей. Большое   внимание   уделено   решению   творческих   задач     ­  самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих поисковые творческие элементы.  Формирование   положительного   отношения   к   учению   достигается подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую   деятельность   лучше   усваивать   сложный   материал.   Интересные сюжеты   превращают   занятие   в   увлекательную   игру.   Игры   помогают   снять напряжение,   переключить   внимание   ребёнка   с   одного   задания   на   другое. Динамические переменки позволяют переключать активность детей. Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого­либо конкретного задания,   что   с   одной   стороны   приучает   их   к   дисциплине,   с   другой   –   не утомляет. В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру, поэтому  игровые  образовательные  технологии  являются  ведущими  во  всех разделах   учебно­познавательного   блока   программы,   а   предлагаемые   детям знания   выступают   в   качестве   средства   развития   личности   ребёнка   – дошкольника. Для успешной реализации программы подготовки детей к школе  используются различные педагогические технологии: ­ игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста  является игровая; ­ информационно­коммуникационные – обеспечивают наглядность,  доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые  возможности добычи информации; ­ технологии деятельностного метода, развития критического и  творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск  новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка. Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично  сочетается с групповыми методами работы. Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого– педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе,  промежуточная диагностика.                  Пространство   занятий   готовит   малыша   к   общению   в   школьном коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой ­ быть   терпеливыми   и   мудрыми   с   окружающими   людьми.   Дети   учатся усидчивости   и   дисциплине,   необходимой   в   школе,   постепенно   привыкая   к тому,   что   в   классе   необходимо   слушать   учителя   и   трудиться.   Занятия проходят   в   комфортной   атмосфере,   в   которой   педагог   находит индивидуальный   подход   к   каждому   ребёнку,   помогает   развить   ему творческий потенциал. Раздел 2. Содержательный раздел 2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования «Подготовка детей к школе» Основные положения программы:              1. подготовка к школе носит развивающий характер;  2. не допускает дублирования программ первого класса; 3. помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со  сверстниками, с взрослыми);  4. обеспечивает формирование ценностных установок;  5. ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных  возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; 6. обеспечивает постепенный переход от непосредственности к  произвольности; 7. организует и сочетает в единой смысловой последовательности  продуктивные виды деятельности;  8. готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том  числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; 9. инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.         Основные принципы построения программы: ­ общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;  ­ развитие творческой деятельности;  ­ развитие личностных компетенций;  ­ поддержка и сохранение здоровья;  ­ формирование духовно­нравственных установок и ориентаций;  ­ развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям  образования;  ­сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.           Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учёт  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность;   вариантность   и   вариативность;   доступность   и достаточность;  наглядность;   достоверность;   комплексность;   взаимосвязь   с   окружающим миром;  использование   произведений   искусства,   интеграция   всех   видов   искусства, произведений   детского   творчества;   разнообразие   игровых   и   творческих заданий;  многообразие видов художественно­творческой деятельности (игровая,  музыкальная, художественно­речевая, театрализованная).  Ценностные ориентиры           На основании требований к ребенку, изложенных в основных  документах дошкольного и начального общего образования (федеральные  государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования и федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен  портрет дошкольника, поступающего первый класс.  Портрет дошкольника, поступающего в первый класс  Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими  качествами:  ­ физически развит, владеет основными культурно­гигиеническими навыками; ­ самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;  ­ соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за  растениями, животными, игрушками, книгами;  ­ знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и  природе;  ­ владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и  сверстниками; ­ использует вербальные и невербальные способы общения; ­ владеет диалогической речью и конструктивными способами  взаимодействия с детьми и взрослыми; ­ осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме. 2.2. Результаты освоения программы  дополнительного образования «Подготовка детей к школе»  В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для    достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и  предметных результатов.    Личностные УУД:  мотивационные и коммуникативные;  формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в  школе; положительное отношение к школьному обучению.      Метапредметные  результаты Познавательные УУД:  знаково­символическое   моделирование   и   преобразование   объектов;   анализ объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных,   несущественных); синтез   как   составление   целого   из   частей,  в   том   числе   с   самостоятельным достраиванием,   выполнением   недостающих   элементов;   сравнение   и сопоставление;   осуществление классификации;   установление   аналогии;   самостоятельный   выбор   способов задач   в   зависимости   от   конкретных   условий;   осознанное   и   произвольное   построение   выделение   общего   и   различного; высказывания     речевого   в   устной   форме. Регулятивные УУД:  осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение  заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию  взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату;  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.  Коммуникативные УУД:  овладение определенными вербальными и невербальными средствами  общения; эмоционально­позитивное отношение к процессу сотрудничества с  взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение  слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты Ребенок научится:  ­ распознавать первый звук в словах;  ­ внимательно слушать литературные произведения;  ­ называть персонажей, основные события;  ­ отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;  ­ пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;  ­ составлять элементарный рассказ по серии картинок;  ­ обсуждать нравственные стороны поступков людей;  ­ участвовать в коллективных разговорах;  ­ использовать принятые нормы вежливого речевого общения;  ­ различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;  ­ считать от 0 до 9 и в обратном направлении;  ­ определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с  цифрами;  ­ ориентироваться в пространстве;  ­ ориентироваться в тетради в клетку;  ­ выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;  ­ правильно использовать кисть при рисовании;  ­ выполнять элементарный орнамент в полосе;  ­ использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,  загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).  Ребенок получит возможность научиться:  устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по  имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,  благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);   различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;   различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,  чистоговорки, колыбельные, потешки);  устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в  прямом и обратном направлении;  присчитывать и отсчитывать по одному, по два;   использовать основные правила построения линейного орнамента;  различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского и др. Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной программы: ­ сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности; ­ развитая функция произвольного поведения; ­ овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать её ход, правильно оценивать её результаты); ­ сформированность индивидуальных учебно­познавательных умений (умений наблюдать,   «слушать»   и   «слышать»,   смотреть   и   видеть,   воспринимать   и понимать   речь   взрослого,   сверстников,   воспринимать   и   понимать   язык художественной   литературы,   умений   следовать   инструкции,   умений умственной   деятельности:   анализировать, классифицировать и др.); ­   сформированность   умений   взаимодействия   со   сверстниками   в   процессе фронтальных   форм   организации   деятельности   (умение   относить   к   себе учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и понимать речь сверстников); ­   развитость   разнообразных   практических   умений   (двигательных,   игровых трудовых, графических, социально­нравственных и др.)   сравнивать,   обобщать, 2.3. Содержание программы дополнительного образования «Подготовка к школе» Программа дополнительного образования «Подготовка к школе» рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 6­7  лет.  2 часа в неделю – обучение грамоте и развитие речи «Грамотейка» ­  64  часа в год; 2 часа в неделю  – подготовка руки к письму «Волшебные пальчики» ­ 64  часа в год; 2  часа  в неделю – математика и конструирование  «Математические  ступеньки», в количестве 64 часа за год. Занятия систематизированы по 3 направлениям: «Подготовка к обучению чтению»    курс «Обучение грамоте» «Подготовка к обучению письму» «Математические ступеньки» Календарный учебный график Занятия группы  проводятся  два  раза в неделю.  Продолжительность  занятия – 30 минут. Количество занятий – 3.  Всего 192 занятия  в течение 9 месяцев (С сентября по май с учётом  календарных каникул в конце каждой учебной четверти). Начинаются занятия проведением родительского собрания в сентябре .  Основная форма организации работы ­ игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Характер   воздействия   на   дошкольника   должен   соответствовать   его возрастным   и   психологическим   особенностям   –   его   образному   мышлению, поведению,   расположенности   к   игровой   деятельности.   Игра   на   занятии приближает   условия   обучения   в   школе   к   условиям   детского   сада.   Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает материал значительно успешнее.  При реализации данной образовательной программы  применяются   словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы  взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа,  подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные  упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на  развитие внимания, памяти) На занятиях с будущими первоклассниками используются  следующие   виды работ: ­ беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов; ­ инсценировка сказок, дидактическая игра; ­ подвижные музыкальные паузы, физминутки; ­ заочные экскурсии и путешествия. ­  разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное  полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные  разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков  (красный ­ гласный, синий ­  согласный, зеленый ­ согласный мягкий);  предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные  картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы;  рабочие листы ­ прописи букв, цифр). Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых  заданий. Форма подведения итогов по реализации дополнительной  образовательной программы «Подготовка к школе» – открытое занятие  для родителей.            3.Организационный раздел  3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»                      Учебный курс                                         Обучение грамоте и развитие речи «Грамотейка»  Итого 2        64 Подготовка руки к письму  «Волшебные пальчики» «Математические ступеньки» Максимальный объём  учебной  нагрузки детей за неделю Максимальный объём учебной  нагрузки детей за год 2 2 6 _        64 64 _ 192      Цели и задачи курса «Обучение грамоте» Курс   «Обучение   грамоте»   нацелен   на   разностороннее   развитие   ребенка посредством   различных   видов   деятельности,   выполняющий   функции развития:  связной речи;  фонетического слуха;  творческого мышления;  мелкой моторики движений;  мышц двигательного аппарата руки;  двигательных и зрительных факторов как единого целого действия. Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям:  развитие связной речи;  подготовка к обучению чтению;  подготовка к обучению письму. Таким образом, курс «Обучение грамоте» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи ребенка. Дети получат возможность  научиться:  правильно произносить все звуки;  выделять из слов звуки;  отлично и ясно произносить слова;  выделять слова и предложения из речи;  орфоэпические нормы произношения;  раскрыть смысл несложных слов;  давать описание знакомого предмета;  пересказать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;  составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;  работать на листе бумаги сверху вниз и слева направо. Содержание программного материала. Речевое развитие.  обучение рассказыванию по заданной теме.  чтение сказок, стихотворений, из пересказ, инсценирование, заучивание.  чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки, на каждом занятии игры. Подготовка к обучению чтению.  предложение и слово.  звук.  чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки , на каждом занятии игры. Подготовка к обучению письму.  знакомство с тетрадью, ее разлиновкой.  горизонтальная и вертикальная линия.  графические упражнения.  штриховка.  пальчиковые игры.  росчерки.  правила посадки при письме. Перед началом изучения курса «Обучение грамоте» обязательно следует организовать   индивидуальную   встречу   детей   с   логопедом.   Результаты обследования   сообщить   родителям.   Распределить   определенные   игровые упражнения для индивидуальных и коллективных занятий с детьми.

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе

Программа подготовки детей к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019