Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут
нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».
Данная программа предназначена для подготовки к школе детей, территории обслуживания, закреплённой за школой, не посещающих дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
подготовка детей к школе ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА.doc
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Социально педагогическое
название объединения
«Предшкольная подготовка»
наименование учебной дисциплины
1 года
сроки реализации
модифицированная
вид программы
6 7 лет
возраст учащихся
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел …………………………………………………4
1.1. Пояснительная записка……………………………………….4
2. Содержательный раздел…………………………………………9
2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе» …………………………………….9
2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»…………………………………..……10
2.3. Содержание программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»………………………………………12
3. Организационный раздел …………………………………….13 3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»………..14
3.2. Кадровое обеспечение ………….………………………………….44
3.3. Материальнотехническое обеспечение ……………………..44
1.1. Пояснительная записка
Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций
дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в
начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут
нивелировать желание учиться на все последующие годы. В соответствии с
комплексной модернизацией образования и с целью обеспечения равных
стартовых возможностей для образования детей перед школой и введена
программа дополнительного образования «Подготовка детей к школе».
Данная программа предназначена для подготовки к школе детей,
территории обслуживания, закреплённой за школой, не посещающих
дошкольные учреждения, и готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Актуальность и целесообразность создания
программы дополнительной образования «Подготовка к школе»
Созданием данной образовательной программы послужил социальный
запрос родителей и школы. Готовность к обучению в школе принято
рассматривать как физиологическую, психологическую и социально
личностную готовность к школьному обучению, т.е. такой уровень
физического, психического и социального развития ребенка, который
необходим для его здоровья. Все составляющие школьной готовности тесно
взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них, так или иначе,
сказываются на успешности обучения в школе. Подготовка детей к школе
занимает особое место в системе образования. Проблема преемственности
между дошкольным и начальным школьным образованием постоянно
привлекает внимание, как педагогов системы дошкольных учреждений, так и
учителей начальной ступени образования. И это не случайно. Ни для кого не
секрет, что адаптационный период у детей, поступающих в первый класс,
может растянуться не на один месяц, а многие из них с трудом адаптируются
к новым условиям до конца первого года обучения. Особенно остро эта
проблема стоит в настоящее время. Многие дети дошкольного возраста не
имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих семьях не
уделяется достаточного внимания развитию детей, упускается сензитивный
период для формирования познавательных процессов, мотивационной,
личностной и социальнопсихологической, эмоциональноволевой готовности к школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие
в 1 класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования.
Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоциональноволевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми
компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством
овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального
общего образования, составляет основу начального образования. В связи с
этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не
менее важной целью программы.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного
обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Поступление ребёнка в школу – это ответственный и сложный момент в его
жизни. При подготовке к школе необходимо учесть психологическую
готовность к школьному обучению, сформировать у ребёнка те качества
характера, которые помогут ему построить общение со сверстниками и
выполнять правила школьной жизни, т.е. научить учиться. Ведущей целью
подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств,
необходимых для овладения учебной деятельностью, любознательности,
самостоятельности, прилежания. Ведущей деятельностью на занятиях
является игровая, т.к. в ситуации дидактической игры ученик усваивает
материал значительно успешнее.
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В
игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального
предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра
на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из
ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у
ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается
содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и
произвольной памяти.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в
игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует
от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать
словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые
открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает
постигать определенные правила, принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего
дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование,
лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ
характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего
определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение
добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало
привлекает.
Программа разработана в соответствии с основными требованиями
одобренных и
существующих программ дошкольного обучения,
рекомендованных Министерством образования Российской Федерации. В
основе программы лежит принцип преемственности и непрерывности
дошкольного и начального общего образования, что способствует
простому и естественному поступлению ребёнка в первый класс.
Программа «Подготовка детей к школе» решает задачи общего развития
будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических
функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы:
успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую.
Содержание программы «Подготовка детей к школе» ориентировано
на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
самореализации;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и
уровню образовательной программы картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения;
создание условий для самоопределения, творческой самореализации
личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной
культуры;
укрепление психического и физического здоровья ребёнка.
Задачами программы подготовки детей к школе «Подготовка детей к
школе» являются:
формирование положительного отношения к учению;
формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
формирование адекватной возрастному уровню картины мира;
развитие логики;
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
развитие фантазии и творческих способностей;
развитие речи;
умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
развитие памяти и внимания;
развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,
формировать положительную самооценку;
создание предпосылок к школьному обучению;
формирование предпосылок УДД (универсальных учебных действий);
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей.
Большое внимание уделено решению творческих задач самостоятельное
определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не
известных, но необходимых при проектировании, решении задач, содержащих
поисковые творческие элементы.
Формирование положительного отношения к учению достигается
подбором занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через
игровую деятельность лучше усваивать сложный материал. Интересные
сюжеты превращают занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять
напряжение, переключить внимание ребёнка с одного задания на другое.
Динамические переменки позволяют переключать активность детей.
Занятия проходят в игровой свободной форме. Дети сидят за столами
лишь недолгое время, необходимое на выполнение какоголибо конкретного
задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не
утомляет.
В возрасте 6 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру,
поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех
разделах учебнопознавательного блока программы, а предлагаемые детям
знания выступают в качестве средства развития личности ребёнка –
дошкольника.
Для успешной реализации программы подготовки детей к школе
используются различные педагогические технологии: игровые, т.к.ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста
является игровая;
информационнокоммуникационные – обеспечивают наглядность,
доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые
возможности добычи информации;
технологии деятельностного метода, развития критического и
творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск
новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Ориентация на самостоятельную деятельность ребёнка органично
сочетается с групповыми методами работы.
Формы оценки и контроля усвоения учебной программы: психолого–
педагогическая диагностика учащихся на начальном и завершающем этапе,
промежуточная диагностика.
Пространство занятий готовит малыша к общению в школьном
коллективе, учит доказывать свою точку зрения, с одной стороны, а с другой
быть терпеливыми и мудрыми с окружающими людьми. Дети учатся
усидчивости и дисциплине, необходимой в школе, постепенно привыкая к
тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться. Занятия
проходят в комфортной атмосфере, в которой педагог находит
индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогает развить ему
творческий потенциал.
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Общая характеристика программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»
Основные положения программы:
1. подготовка к школе носит развивающий характер;
2. не допускает дублирования программ первого класса;
3. помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми);
4. обеспечивает формирование ценностных установок;
5. ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
6. обеспечивает постепенный переход от непосредственности к
произвольности;
7. организует и сочетает в единой смысловой последовательности
продуктивные виды деятельности;
8. готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том
числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; 9. инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
развитие творческой деятельности;
развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья;
формирование духовнонравственных установок и ориентаций;
развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям
образования;
сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность; вариантность и вариативность; доступность и
достаточность;
наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим
миром;
использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства,
произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих
заданий;
многообразие видов художественнотворческой деятельности (игровая,
музыкальная, художественноречевая, театрализованная).
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных
документах дошкольного и начального общего образования (федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования и федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен
портрет дошкольника, поступающего первый класс.
Портрет дошкольника, поступающего в первый класс
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими
качествами:
физически развит, владеет основными культурногигиеническими навыками;
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью;
соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за
растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения;
владеет диалогической речью и конструктивными способами
взаимодействия с детьми и взрослыми;
осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
2.2. Результаты освоения программы дополнительного образования
«Подготовка детей к школе»
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные УУД:
мотивационные и коммуникативные;
формирование Я – концепции и самооценки при подготовке к обучению в
школе;
положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
знаковосимволическое моделирование и преобразование объектов; анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным
достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и
сопоставление;
осуществление
классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов
задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное
построение
выделение общего и различного;
высказывания
речевого
в
устной форме.
Регулятивные УУД:
осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение
заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД:
овладение определенными вербальными и невербальными средствами
общения; эмоциональнопозитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение
слушать собеседника; задавать вопросы. Предметные результаты
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по
цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с
цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
правильно использовать кисть при рисовании;
выполнять элементарный орнамент в полосе;
использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание,
загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по
имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться,
благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки,
чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в
прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
использовать основные правила построения линейного орнамента;
различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского и др.
Критерии и индикаторы эффективности реализации учебной
программы:
сформированная мотивационная готовность к учебной деятельности;
развитая функция произвольного поведения; овладение детьми основными компонентами учебной деятельности (умение
принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, контролировать
её ход, правильно оценивать её результаты);
сформированность индивидуальных учебнопознавательных умений (умений
наблюдать, «слушать» и «слышать», смотреть и видеть, воспринимать и
понимать речь взрослого, сверстников, воспринимать и понимать язык
художественной литературы, умений следовать инструкции, умений
умственной деятельности:
анализировать,
классифицировать и др.);
сформированность умений взаимодействия со сверстниками в процессе
фронтальных форм организации деятельности (умение относить к себе
учебную задачу, работать в общем темпе и ритме, способность слышать и
понимать речь сверстников);
развитость разнообразных практических умений (двигательных, игровых
трудовых, графических, социальнонравственных и др.)
сравнивать,
обобщать,
2.3. Содержание программы дополнительного образования
«Подготовка к школе»
Программа дополнительного образования «Подготовка к школе»
рассчитана на будущих первоклассников – детей дошкольного возраста 67
лет.
2 часа в неделю – обучение грамоте и развитие речи «Грамотейка» 64
часа в год;
2 часа в неделю – подготовка руки к письму «Волшебные пальчики» 64
часа в год;
2 часа в неделю – математика и конструирование «Математические
ступеньки», в количестве 64 часа за год.
Занятия систематизированы по 3 направлениям:
«Подготовка к обучению чтению» курс «Обучение грамоте»
«Подготовка к обучению письму»
«Математические ступеньки»
Календарный учебный график
Занятия группы проводятся два раза в неделю. Продолжительность
занятия – 30 минут. Количество занятий – 3.
Всего 192 занятия в течение 9 месяцев (С сентября по май с учётом
календарных каникул в конце каждой учебной четверти).
Начинаются занятия проведением родительского собрания в сентябре .
Основная форма организации работы игровая, так как именно в игре
развиваются творческие способности личности. Характер воздействия на дошкольника должен соответствовать его
возрастным и психологическим особенностям – его образному мышлению,
поведению, расположенности к игровой деятельности. Игра на занятии
приближает условия обучения в школе к условиям детского сада. Как
показывают исследования, в ситуации дидактической игры ученик усваивает
материал значительно успешнее.
При реализации данной образовательной программы применяются
словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы
взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа,
подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные
упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на
развитие внимания, памяти)
На занятиях с будущими первоклассниками используются следующие
виды работ:
беседы, использование загадок, задач, занимательных стихов;
инсценировка сказок, дидактическая игра;
подвижные музыкальные паузы, физминутки;
заочные экскурсии и путешествия.
разнообразный дидактический материал (подвижная азбука (наборное
полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные
разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков
(красный гласный, синий согласный, зеленый согласный мягкий);
предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные
картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы;
рабочие листы прописи букв, цифр).
Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых
заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной
образовательной программы «Подготовка к школе» – открытое занятие
для родителей.
3.Организационный раздел
3.1. Учебный план занятий «Подготовка детей к школе»
Учебный курс
Обучение грамоте и развитие речи
«Грамотейка»
Итого
2
64 Подготовка руки к письму
«Волшебные пальчики»
«Математические ступеньки»
Максимальный объём учебной
нагрузки детей за неделю
Максимальный объём учебной
нагрузки детей за год
2
2
6
_
64
64
_
192
Цели и задачи курса «Обучение грамоте»
Курс «Обучение грамоте» нацелен на разностороннее развитие ребенка
посредством различных видов деятельности, выполняющий функции
развития:
связной речи;
фонетического слуха;
творческого мышления;
мелкой моторики движений;
мышц двигательного аппарата руки;
двигательных и зрительных факторов как единого целого действия.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям:
развитие связной речи;
подготовка к обучению чтению;
подготовка к обучению письму.
Таким образом, курс «Обучение грамоте» решает задачи подготовки детей
к обучению чтению, письму и совершенствованию связной речи ребенка.
Дети получат возможность научиться:
правильно произносить все звуки;
выделять из слов звуки;
отлично и ясно произносить слова;
выделять слова и предложения из речи;
орфоэпические нормы произношения;
раскрыть смысл несложных слов;
давать описание знакомого предмета;
пересказать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
работать на листе бумаги сверху вниз и слева направо. Содержание программного материала.
Речевое развитие.
обучение рассказыванию по заданной теме.
чтение сказок, стихотворений, из пересказ, инсценирование, заучивание.
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки, на каждом
занятии игры.
Подготовка к обучению чтению.
предложение и слово.
звук.
чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы, считалки , на каждом
занятии игры.
Подготовка к обучению письму.
знакомство с тетрадью, ее разлиновкой.
горизонтальная и вертикальная линия.
графические упражнения.
штриховка.
пальчиковые игры.
росчерки.
правила посадки при письме.
Перед началом изучения курса «Обучение грамоте» обязательно следует
организовать индивидуальную встречу детей с логопедом. Результаты
обследования сообщить родителям. Распределить определенные игровые
упражнения для индивидуальных и коллективных занятий с детьми.
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Программа подготовки детей к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.