Программа повышения квалификации
Оценка 4.8

Программа повышения квалификации

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
07.01.2017
Программа повышения квалификации
Примерная программа повышения квалификации руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров образовательных организаций. «Организация платных образовательных услуг в соответствии с требованиями нового Федерального закона «Об образовании» как дополнительный ресурс для развития образовательного учреждения» на примере Второй Новосибирской гимназии". Целью данной программы является формирование готовности и способности слушателей применять алгоритм предоставления платных услуг на базе своего ОУ.
программа повышения квалификации платные услуги на базе ОУ.docx

Примерная программа повышения квалификации

руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров образовательных организаций

 

«Организация платных образовательных услуг в соответствии с требованиями нового Федерального закона «Об образовании» как дополнительный ресурс для развития образовательного учреждения»

 на примере Второй Новосибирской гимназии

Разработчик:

Курченкова Ж.В.

 

Пояснительная записка

Актуальность темы. На современном этапе становления российской государственности особое значение приобретают вопросы образовательной политики. Развитие цивилизованных рыночных отношений в нашей стране неразрывно связано с появлением и развитием рынка образовательных услуг. В условиях перехода к рынку образовательные учреждения (ОУ) оказались слабо защищёнными в экономическом отношении, несмотря на государственную поддержку. Установленный размер государственного финансирования даёт образовательным учреждениям лишь вполне определённые шансы выжить, но этого недостаточно, т.к. образовательное учреждение должно постоянно развиваться. Удовлетворение потребности личности, общества и государства в получении гражданами качественного образования в новых условиях невозможно без развития потенциала образовательных учреждений.

В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема привлечения внебюджетных средств, в том числе через предоставление дополнительных платных образовательных услуг, что в большинстве случаев связывается с повышением результативности образования при одновременном сохранении его доступности для населения.

Целью данной программы  является формирование готовности и способности слушателей применять алгоритм предоставления платных услуг на базе своего ОУ.

Для реализации этой цели программа должна обеспечить освоение теоретического понятия «образовательная услуга», сущность которого состоит в том, что:

с позиции личности - это процесс передачи потребителю знаний, умений и навыков общеобразовательного и профессионального характера, необходимых для удовлетворения его личных потребностей в приобретении профессии, саморазвитии и самоутверждении, осуществляемый в тесном контакте с потребителем по установленной форме и программе;

с позиции образовательной организации - это процесс профессиональной подготовки (повышения квалификации, переподготовки) кадров, необходимой для обеспечения его работоспособности, поддержания конкурентоспособности и развития в постоянно изменяющихся рыночных условиях;

с позиции государства - это процесс, обеспечивающий расширенное воспроизводство совокупного личностного и интеллектуального потенциала общества (В.Б. Банслова).

Т.е. образовательная услуга – это экономическая и социально-значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками, приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях.

При разработке программы автор руководствовался основными принципами системно-деятельностного подхода в обучении:

1.      Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания).

2.      Принцип непрерывности изложения и усвоения материала (преемственность между модулями курса).

3.      Принцип целостного представления о проблеме, рассматриваемой в рамках программы курсов повышения квалификации.

4.      Принцип минимакса (даем больше, возьми сколько можешь).

5.      Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело).

 

Категория слушателей: главные бухгалтера, руководители и заместители руководителя общеобразовательных учреждений.

В качестве форм организации учебной работы слушателей курсов повышения квалификации предлагаются  инвариантные (лекция, мини-лекции (информирующего, проблемного характера), анализ теоретико-практического материала и т.д.) и вариативные  (в форме активной дискуссии, проблемного поиска, аналитической работы, индивидуального и группового проектирования) виды деятельности.

В программу включены модули, в которых слушатели смогут освоить обобщенный способ проектирования платных образовательных услуг на базе своего ОУ в ходе  решения таких частных практических задач как:

·         выявление причин недовольства со стороны потребителя качеством предоставляемых услуг;

·         определение условий успешной деятельности образовательного учреждения;

·         обоснование алгоритма действий по реализации платных услуг на базе образовательного учреждения;

·         отбор наиболее эффективной технологии, позволяющей максимально точно определить ситуацию на рынке образовательных услуг;

·         анализ и экспертиза соответствия пакета необходимых документов утвержденным требованиям к предоставлению услуг.

Все перечисленные задачи являются на сегодня весьма актуальными, вызывают интерес руководящих работников бюджетных и автономных общеобразовательных учреждений, реализующих платные образовательные услуги.

В ходе экспертной оценки соответствия платных услуг требованиям нового закона «Об образовании» слушатели приобретают возможность для развития базовых профессиональных компетенций. При этом слушатели получат возможность научиться разрабатывать собственную технологию внедрения платных услуг на базе своего образовательного учреждения.

Результатом обучения по программе является способность слушателей применять алгоритм предоставления платных услуг на базе своего ОУ, проявленная в виде следующих компетенций:

  • способность проводить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг, т.е. определять перечень услуг, востребованных на рынке образования;
  • способность организовать деятельность образовательного учреждения по предоставлению платных услуг, направленную на удовлетворение потребностей общества, повышение качества образования и развития ОУ;
  • способность осуществлять контрольно-оценочную деятельность в отношении предоставляемых услуг;
  • способность удерживать конкурентные позиции на рынке образовательных услуг.

Для возможности обучения по программе слушатели должны:

·         иметь высшее профессионального образования (переподготовка) в области управления образовательными учреждениями, менеджмента или высшее педагогическое образование и стаж работы в должности руководителя/заместителя руководителя не менее 5 лет; для бухгалтеров – высшее профессиональное образование, стаж работы в образовательном учреждении в должности главного бухгалтера не менее 5 лет;

·         обладать мотивацией и быть заинтересованными в организации платных услуг не базе образовательного учреждения или улучшении качества предоставляемых услуг;

·         владеть знаниями нового Закона «Об образовании» в части предоставления платных услуг; Закона  «О некоммерческих организациях»; Закона «О защите прав потребителей», Закона «Об автономных учреждениях»,  Гражданским кодексом РФ;

·         владеть такими понятиями как «образование» и «услуга».

Правовое  регулирование  оказания  платных  образовательных  услуг осуществляется Федеральным  законом от 29.12.2012 №273–ФЗ, Законом Российской Федерации  от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013  №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

 

Содержание программы

 

1. Модуль постановки учебной задачи: «Проблема удовлетворения потребностей общества в получении качественных платных образовательных услуг». 

Выявление причин недовольства со стороны общества качеством существующих услуг. Рассмотрение реальных отзывов о деятельности учреждения в области предоставления платных услуг, изучение результатов анкетирования потребителей платных дополнительных услуг на предмет удовлетворенности услугами (на примере опыта гимназии). Проблематизация необходимости изменений в процедуре предоставления услуг. Диагностика затруднений руководителей, связанных с внедрением и оказанием платных услуг.

 

2. Модуль создания теоретических знаний: «Качество образовательных услуг, как дополнительный ресурс для развития ОУ, условия успешной деятельности учреждения».

Выявление многоаспектности понятия «образовательная услуга». Определение перечня услуг, востребованных на рынке образования и условий успешной деятельности учреждения образования, исходя из специфики понятия «образовательная услуга».

 

3. Модуль освоения теоретических знаний: «Проектирование алгоритма организации и предоставления платных услуг на базе ОУ».

Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность ОУ в части предоставления платных услуг. Анализ требований нового законодательства к качеству предоставляемых услуг на базе ОУ. Проектирование алгоритма организации и предоставления платных услуг с учетом имеющейся нормативно-правовой базы и основных этапов реализации данного направления.

 

3.1.« Изучение спроса и предложения на рынке образовательных услуг, разработка механизмов диагностики (практический компонент)»

Работа с теоретическим материалом, анализ результатов, полученных в ходе выполнения практико-ориентированного задания по изучению спроса. Выявление технологий, способных помочь в вопросах изучения спроса и предложения. Применение данных технологий на практике. Определение наиболее эффективной технологии, позволяющей максимально оценить ситуацию на рынке образовательных услуг.

 

3.2. «Диагностика условий качественного предоставления услуг»

Индивидуальная работа по разработке или доработке имеющегося пакета документов (положение, договоры, приказы о начале деятельности, прайс и т.д.) в соответствии с правилами предоставления платных услуг в образовательных учреждениях (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013  №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»).

 

4. Модуль контроля и оценки итоговых результатов «Анализ пакета документов, необходимых для работы по направлению «Платные образовательные услуги»

Анализ пакета документов в соответствии с требованиями и правилами оказания платных услуг на базе ОУ.

 

Деятельностно-ориентированный

учебный план реализации дополнительной 

профессиональной образовательной программы

(повышение квалификации)

 

 

Учебные задачи

Вид модуля

Название модуля

 

 

 

Частно-практические задачи

 

Формы и методы организации коллективно-распределенной деятельности

 

1.

Освоить понятие платная образовательная услуга, как дополнительный ресурс для развития ОУ

1.1.Постановки учебной задачи

4 часа

Проблема удовлетворения потребностей общества в получении качественных дополнительных платных образовательных услуг

(квазипрофессио-нальная деятельность)

Выявление причин недовольства общества качеством предоставляемых образовательных услуг, реализуемых на базе образовательных учреждений

 

 Мотивирование к учебно-познавательной деятельности через ролевую игру.

Внутренний аудит качества предоставления платных образовательных услуг.

Рассмотрение отзывов о деятельности учреждения в области предоставления платных услуг, изучение результатов анкетирования потребителей платных дополнительных услуг на предмет удовлетворенности услугами/ активная дискуссия и  обобщение полученных результатов.

 

 

1.2.Создания теоретических знаний

5 часов

Качество образовательных услуг, как дополнительный ресурс для развития ОУ, условия успешной деятельности учреждения

(квазипрофессио-нальная деятельность)

Определение условий успешной деятельности ОУ по оказанию платных дополнительных услуг, в том числе, на основе практического опыта. Определение перечня услуг, востребованных на рынке образования, исходя из специфики образовательной услуги.

Проблемная лекция/ выделение и уточнение ключевого понятия;

2 часа

 Самостоятельная работа в парах по определению условий успешной деятельности ОУ и составлению перечня востребованных услуг/ презентация результатов,   анализ и систематизация полученных результатов.

3 часа

 

 

1.3. Освоения теоретических знаний

6 часов

Проектирование алгоритма организации и предоставления платных услуг на базе ОУ

(учебно-профессиональная деятельность)

Определение этапов реализации предоставления платных услуг на базе ОУ

Анализ основных документов, регламентирующих деятельность ОУ в условиях системных изменений в части предоставления платных услуг /проблемная лекция

2 часа

Рассмотрение вопросов организации платных образовательных услуг: расчёт цены на образовательную услугу; заключение договора с заказчиком (потребителем) услуги; заключение договора с работником (исполнителем); преимущества заключения гражданско-правового договора при организации платных образовательных услуг/ работа в группах/ презентация полученных знаний/обобщение,

4 часа

 

 

1.3.1.Освоения теоретических знаний

6 часов

Изучение спроса и предложения на рынке образовательных услуг, разработка механизмов диагностики (практический компонент)

(учебно-профессио-нальная дея-тельность)

 

Выбор современных технологий, позволяющих изучить

спрос и предложения на рынке образовательных услуг. Применение данной технологии на практике с предъявлением полученных результатов.

Поисковый метод, метод анализа и отбора содержания/групповая работа, презентация и сравнительный анализ полученных результатов, выявление наиболее действенной технологии

 

 

1.3.2.Освоения теорети-ческих знаний

5 часов

Диагностика условий качественного предоставления услуг

(учебно-профессиональная деятельность/

профессиональная деятельность)

Анализ соответствия договорных отношений требованиям законодательства РФ; соответствия условий оказания платных дополнительных образовательных услуг требованиям Закона РФ «Об образовании» и СанПиН; соответствия стоимости услуги требованиям к ценообразованию

Сопоставительный анализ /индивидуальная работа по разработке пакета документов

 

 

1.4.Контроля и оценки

4 часа

 

 

Анализ и обобщение опыта собственной деятельности через презентацию и защиту самостоятельно подготовленных документов

 

 

Итого: 30 часов

На базе образовательного учреждения (гимназия) – 24 часа

На базе своего образовательного учреждения – 6 часов

Лекции – 4 часа

Практические занятия – 26 часов

 

Базовый понятийный аппарат

Образование

1. Образование как совокупность знаний, умений, навыков, которыми обладает индивид.

В этом смысле образование является основой и инструментом для получения определенной экономической выгоды в виде личных доходов для индивидуума, обладателя этой совокупности знаний, умений и навыков; прибыли для работодателя, использующего указанные знания, умения и навыки работника в производстве или иной хозяйственной деятельности; экономической выгоды для национального хозяйства, развивающегося за счет использования в производственной и непроизводственной сфере знаний, умений и навыков национального человеческого капитала.

Также в этом смысле образование имеет и огромное социальное значение, обеспечивая индивиду, его получающему, определенный уровень жизни и определенное место в социуме; а обществу в целом обеспечивая дальнейшее развитие не только в экономической, но и социальной, культурной, научной и даже политической сфере.

2. Образование – это и особая сфера деятельности, в ходе которой человека обучают, тренируют, прививают навыки, то есть формируют у него указанную выше совокупность знаний, умений и навыков.

Наконец, образование представляет собой систему общественных отношений по передаче знаний, информации, умений и навыков (отношений по поводу оказания образовательных услуг), то есть некое пространство, в котором регулярно встречаются продавцы и покупатели образовательных услуг и организуется процесс торговли. Другими словами это рынок образовательных услуг.

Услуга

Статья 128 ГК РФ рассматривает услугу в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, но в то же время, хотя услуги и являются равноправным объектом гражданских прав, находятся они в одном подразделе с работами. Это обстоятельство связано со схожестью двух понятий. Поэтому в содержание понятия «услуга» часто вкладывается разный смысл: в широком смысле – это практически любая полезная деятельность, в узком смысле – это предмет договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).

Услуга -  любая деятельность или благо,  которую одна сторона может предложить другой. При приобретении товара покупателю не интересен процесс труда, который уже в прошлом. Важно рассмотреть товар, примерить, попробовать и на основе своих ощущений сделать выбор. А вот при приобретении услуги покупатель еще не знает, что в действительности получит, так как в момент покупки продукт труда еще не существует. В связи с этим можно сделать выводы об особенностях услуг, которые необходимо учитывать продавцу.

1. Услуги неосязаемы в момент покупки. Покупателю приходится верить продавцу лишь на слово, который продает ему только обещание сделать нечто, имеющее ценность для него. Понятно, что в этом случае продажа осложняется. Для того чтобы покупатель поверил, продавцу нужно придумать, как сделать услугу более осязаемой. Например, показать возможные результаты, полученные при осуществлении аналогичных услуг раньше, или дать адреса заказчиков услуг для того, чтобы потенциальный покупатель мог бы с ними связаться, посмотреть, что получили эти заказчики в результате выполнения услуг, спросить об их мнении и так далее. То есть, нужно проявить внимание и терпение к потенциальному покупателю, а также творческий подход.

2. Непостоянство качества. Качество услуг может изменяться в широких пределах в зависимости от многих факторов. Например, на качество медицинских услуг может повлиять: состояние здоровья и расположение духа врача, характер посетителя, число посетителей, ожидающих приема врача, и так далее. Поэтому продавец услуги должен предпринять особые меры, обеспечивающие гарантию качества услуги. Эти меры могут быть внешними, направленными на клиента, когда ему, так или иначе, гарантируется качество предоставляемой услуги, и внутренними, когда с помощью системы внутренних экономических и организационных мероприятий сотрудники фирмы, предоставляющие услуги, становятся заинтересованными в высоком качестве предоставляемых услуг.

3. Привязка к времени. Услугу очень часто невозможно перенести на другое время, что создает проблемы для организаций, предоставляющих услуги. Например, обеспечение транспортом в часы пик требует большего количества транспортных средств, чем в течение дня. Предоставление туристических услуг в летний период требует большего числа сотрудников туристических агентств, чем зимой, и так далее. В подобных случаях организации, предоставляющие услуги, должны прибегать к таким мероприятиям как привлечение сотрудников на временную работу, дифференцирование цен в зависимости от времени предоставления услуг, организация приема предварительных заказов, привлечение самого клиента к выполнению части работы и другое.

4. Привязка к человеку, предоставляющему услугу. Например, в то время как к одному парикмахеру приходит большое количество людей в день, к другому идет весьма малое число покупателей. Здесь нужно разобраться в причинах такого явления и, возможно, повысить имидж другого парикмахера, предложить ему повысить квалификацию, улучшить отношение к клиентам, дифференцировать цену услуг в зависимости от того, кто ее предоставляет, организовать систему записи на прием и тому подобное.

5. Возможность приспособления услуги к запросам конкретного клиента. Эта особенность услуги очень важна, так как выгодно отличает услугу от товара. Когда потребитель покупает товар, он имеет дело с готовым продуктом, который, за редким исключением, изменить нельзя. Когда потребитель покупает услугу, то весь процесс ее производства еще впереди и можно на него повлиять таким образом, чтобы приспособить услугу к индивидуальным запросам клиента. Это важное преимущество услуги необходимо всегда использовать для получения конкурентного преимущества, учитывая при этом, что будущее маркетинга не в массовости, а в индивидуализации. Здесь необходимо понять, что хочет конкретный клиент. Часто это бывает не просто. Поэтому в процессе производства услуги необходимо наладить хорошее взаимодействие с клиентом, показывать ему промежуточные результаты и учитывать его мнение.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранник М. А. «Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия».

2.  Баталов А. С. «Маркетинг образовательных услуг».

3.  Денякина Л. М. Предшкольное образование: идеи, поиски, решения // Методист. – 2008. № 1. – С. 61–65.

4.  Егоршин А. П. «Управление персоналом», Н. Новгород.: Альянс 2002. – 146 с.

5.  Кириллина Ю. В. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России. – 2000. № 5. – С. 26-39

6.  Колотова А. Н. Подготовка ребенка к школе // Педагогическое образование и наука.– 2008. № 8. – С. 19–22.

7.  Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Сентябрь, 1997. – 157 с.

8.  Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» под редакцией Шкатуллы В. И. –М.: ЮРИСТЪ, 2001.

9.  Левит М. В., Плахова Л. М. Как сделать хорошую школу. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 184 с.

10.  Литвинюк А. А. «Организационное поведение». – Москва.: МГУК, 1998. – 224 с.

11.  Минина Е. А. Организация работы “круглого стола” по вопросам преемственности // Начальная школа: плюс до и после. – 2008. № 2. – С. 87–88.

12.  Михайлова В. С. Организация, содержание и методическое обеспечение классов предшкольной подготовки на базе школы // Начальное образование. – 2008. № 3. – С. 35–37.

13.  Мордовин С. К. «Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами». - Москва.: Инфра-М, 2000. – 246 с.

14.  Панкрухин А. П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога //Аlma mater. – 1997. №3. – С. 26-38.

15.  Сагинова О. В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. –1997. № 7-8. – С.14-22.

16.  Панкрухин А. П. Цена образования //Аlma mater. – 1997. №5. – С. 26–38.

17.  Попов Е. Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. –1993. № 6. – С.13-21

18.  Сластенин В. А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. – 2000. №1. – С.15–23.

19.  Скрипова, Н. Е. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе // Управление ДОУ. – 2008. № 1. – С. 23–28.

20.  Скрипак Е. И. «К вопросу о понятии «образовательная услуга»», интернет-сайт Кемеровского государственного университета www. history. kemsu. ru

21.  Скрипова, Н. Е. Предшкольное образование в муниципальной образовательной системе // Управление ДОУ. – 2008. № 1. – С. 23–28.

22.  Трудовой кодекс Российской Федерации

23.  Томашова, Г. Т. Новые аспекты предшкольного образования // Перемены. – 2008. – № 2. – С. 57–77.

24.  Турчина, Н. В. Преемственность дошкольного начального образования // Управление ДОУ. – 2008. № 1. – С. 36.

25.  Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями)

26.  Ченцов А. А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг.: дис. канд. экон. / М., 1998. – 168 с.

27.  Шаехова, Р. К. Предшкольное образование и самоценность периода детского развития // Начальное образование. – 2008. № 4. – С. 21-23.

28.  Шахриманьян И. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. – 1997. № 1. – С. 14-22.

29.  Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – Москва.: НОРМА, 2000 . – 264 с.

30.  Щетинин В. П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 2005. №3.– С. 12-26

31.  Юдина, Т. П. Образовательная программа группы предшкольного образования // Управление ДОУ. – 2008. № 1. – С. 62–74.


 

Скачано с www.znanio.ru

Примерная программа повышения квалификации руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров образовательных организаций «Организация платных образовательных услуг в соответствии с требованиями нового

Примерная программа повышения квалификации руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров образовательных организаций «Организация платных образовательных услуг в соответствии с требованиями нового

Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания)

Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания)

Закона «Об образовании» в части предоставления платных услуг;

Закона «Об образовании» в части предоставления платных услуг;

Индивидуальная работа по разработке или доработке имеющегося пакета документов (положение, договоры, приказы о начале деятельности, прайс и т

Индивидуальная работа по разработке или доработке имеющегося пакета документов (положение, договоры, приказы о начале деятельности, прайс и т

Определение условий успешной деятельности

Определение условий успешной деятельности

Освоения теорети-ческих знаний 5 часов

Освоения теорети-ческих знаний 5 часов

В связи с этим можно сделать выводы об особенностях услуг, которые необходимо учитывать продавцу

В связи с этим можно сделать выводы об особенностях услуг, которые необходимо учитывать продавцу

ЛИТЕРАТУРА 1. Баранник М. А

ЛИТЕРАТУРА 1. Баранник М. А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017