Программа профессиональной пробы и погружения в профессию
Оценка 4.8

Программа профессиональной пробы и погружения в профессию

Оценка 4.8
Образовательные программы
pdf
классное руководство
Детсад—9 кл
19.06.2017
Программа профессиональной пробы и погружения в профессию
Программа профессиональной пробы и погружения в профессию для учащихся 9-х классов. Внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения, которые помогут обучающимся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует их интересам, способностям и возможностям в социуме.
18-programma-profprob.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

            «Средняя общеобразовательная школа №3»

     

 

                    Программа профессиональной пробы и погружения в                профессию для учащихся 9-х классов

 

 

ФИО педагога: Калганова Татьяна Владимировна Должность : Учитель английского языка

Тема: Подготовка профессий и специальностей топ 10 Срок работы: 2015-2017гг.

 

 

 

 

  

 

Пояснительная записка

В современном активно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Вопервых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Вовторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте – в противном случае время может оказаться упущенным и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь. 

Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс и принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация, которая приобретает новое качество и становится не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.  Актуальность -необходимость внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения, которые помогут обучающимся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует их интересам, способностям и возможностям в социуме. 

В связи с этим объективно необходимым становится разработка программ профессиональных проб и их дальнейшее внедрение в практику профориентационной работы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся. 

Профессиональные пробы являются составной частью предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. 

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов общеобразовательных организаций относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

 

Профессиональная проба – профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Участие в профессиональных пробах способствует проявлению внутренней активности личности в самоопределении и помогает достичь значительных успехов в практической деятельности. 

Профессиональные пробы носят строго практико-ориентированный характер и имеют профориентационную направленность. 

Цель профессиональных проб – формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико ориентированного погружения в профессию.  Задачи профессиональных проб: 

условиями труда в различных отраслях; 

деятельности; 

 

Ожидаемый результат  посещения профессиональной пробы –

1)  формирование осознанного отношения к представленной профессии.

2)  получение учащимися достаточно полных сведений о рабочих профессиях; 3) учащиеся соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии;  4) осознанный выбор профильного предмета.

 

Тематический план

№п/п

Тема

Всего часов

1

Классификация указанных профессий по типам

1

2

Профессиональные качества, необходимые для профессий, связанной с технологий

приготовления пищи

1

3

Из представленного пресного теста формировать изделия: вареники, пельмени, хинкали, манты. Проявить творчество

1

4

Выполнить следующие формы нарезки: брусочки, соломки, кубики, дольки

1

5

Приготовление татарских национальных блюд: эчпочмак, кыстыбый, чак- чак и показ своих индивидуальных блюд

1

6

Определение блюда из теста

1

7

Составление технологической карты для приготовления пельменей

1

8

Замес теста, с использованием всех ингредиентов 

1

0

Раскатка теста, формовка. Проявить творчество при формовки

1

                                    Итого

9

 

«Повар, кондитер» 

Общая характеристика профессии 

Принимает и организует хранение продуктов в соответствии с санитарногигиеническими нормами. Производит первичную обработку продуктов. Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия.  Работа в системах "человек-техника" (обработка неживых объектов и использование технических приспособлений), "человек-знак" (использование хранимой в памяти информации о рецептах блюд) и "человек - художественный образ" (оформление блюд).

 Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия массового спроса, а также лечебные, диетические и заказные блюда. 

Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами. Производит первичную обработку продуктов, закладку продуктов согласно рецептуре. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей.

 Профессионально важные качества: 

   образная память; 

   эстетический вкус; 

   хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения; 

   аккуратность; 

   подвижность кистей рук, пальцев;

   физическая выносливость;

   высокая тактильная чувствительность;  творческая мышления; 

   дисциплинированность. 

Квалификационные требования: 

Чтобы стать поваром, не обязательно иметь высшее образование, достаточно закончить поварские курсы либо кулинарное училище, иметь мастерство повара, хорошее воображение, фантазию, эстетический вкус, физическую выносливость, аккуратность, опыт работы в приготовлении различных блюд, знать кухни разных народов мира, условия хранения продуктов, рецепты приготовления разных блюд. 

Где можно обучаться: «Нефтеюганский Политехнический  колледж».

Возможные места работы: 

Предприятие общественного питания. Столовые в учреждениях.  Близкие и родственные виды деятельности: Кондитер. Пекарь. Шефповар. 

Профессиональная проба «Повар, кондитер» 

Цель профессиональной пробы: формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения и путях получения дальнейшего образования избираемой профессии, связанной с приготовлением пищи. Профессиональная проба направлена на: 

  углубление знаний о характере труда, перспективе профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с приготовлением пищи. 

  формирование первоначальных знаний, умений и навыков; 

  выявление склонностей и способностей обучающихся к выполнению работ по приготовлению пищи. 

Обучающиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:  

профессией; 

 

требованиями профессии; 

 

Продолжительность пробы - 16 часов. 

 

Проектирование профессиональной пробы   Подготовительный этап - 2 часа 

Вопросы для рассмотрения: содержание и характер труда профессии повара , программист, перспективы профессионального роста по данной профессии, профессионально-важные качества. Современный рынок труда и социальнопсихологический портрет современного профессионала. 

Практический этап - 12 часов 

Вопросы для рассмотрения: 

  Содержание и характер труда профессий повар, кондитер, технолог продукции общественного питании; 

  Перспективы профессионального роста по данным профессиям; 

  Просмотр кинофильмов, для ознакомления с данной специальности; 

  Квалификационная характеристика повара, кондитера, технолога;  Выполнения простейших заданий по приготовлению пищи.

Содержание пробы

№ п/п

Формулировка задания 

Вид деятельности 

Ожидаемый продукт

1

Классифицировать указанные профессии по

типам 

Практическая работа 

Таблица

2

Укажите профессиональные качества, необходимые для профессий, связанной с технологий приготовления пищи 

Работа 

Перечень профессиональных

качеств 

3

Из представленного пресного теста формировать изделия: вареники, пельмени, хинкали, манты. Проявить

творчество 

Работа 

Наглядные изделия из теста

4

Выполнить следующие формы нарезки: брусочки, соломки, кубики, дольки 

Работа 

Наглядные изделия по нарезке

5

Приготовление татарских национальных блюд: эчпочмак, кыстыбый, чак- чак и показ своих индивидуальных блюд 

 Работа 

Наглядные изделия из теста 

 

 

 

 

 

Содержание пробы (Вариант2)

 

Компоненты

 

Технологический 

Ситуативный 

Функциональный 

 

Проба 1-го

Задание: Определение блюда из теста

Задание: Выбор производственного инвентаря

Подготовка рабочего места

Задание: Составление технологической карты для приготовления пельмени

Задание:

Последовательность выполнения технологических операций при подготовки сырья для пельменей 

Задание: Подготовка начинки для пельменей, хинкалий и т.п. 

Задание: Замес теста, с использованием всех ингредиентов 

Задание:

Последовательность

выполнения замеса

теста 

Задание: Замесить тесто, используя все ингредиенты 

Условия: Задание выполняется несамостоятельно, опираясь на полученные знания 

Условия: Задание выполняется несамостоятельно, опираясь на полученные знания 

Условия: Задание выполняется несамостоятельно

Результат: задание считается выполненным, если замес теста выполнен правильно 

Результат: задание считается выполненным, если использовались все ингредиенты 

Результат: задание считается выполненным, если использовались все ингредиенты и выполнены технологично

Задание: раскатка теста, формовка. Проявить творчество при формовки 

Задание:

Последовательность выполнения раскатки теста, формовка 

Задание: раскатать тесто, его формовка 

Условия: Задание выполняется самостоятельно, опираясь на полученные знания Условия: Задание выполняется самостоятельно, опираясь на полученные знания 

Условия: Задание выполняется самостоятельно, опираясь на полученные знания 

Задание выполняется самостоятельно 

Результат: задание считается выполненным, если раскатка теста

Результат: задание считается выполненным, если раскатка теста

 Результат: задание считается выполненным, если все выполнено

выполнена правильно, 

выполнена правильно

технологично. 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап — 2 часа. Обсуждение итогов прохождения профессиональной пробы обучающимися. Самооценка обучающихся. Оценка педагога, рекомендации. Рефлексия приобретенного практического опыта.  

 

Методические рекомендации  

Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков. 

 

Показатели качества выполнения практических заданий пробы:  самостоятельность;  соответствие конечного результата целям задания;  обоснованность принятого решения; 

аккуратность; 

активность и целеустремленность в достижении качественного результата;  стремление выполнить условия и требования практического задания;  проявление общих и специальных профессионально важных качеств

(ПВК);  рефлексия результатов собственной деятельности. 

 

В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся. 

Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно приготовленных блюд и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.

 

Литература  

Основная литература:  

1.                 Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. № 4. С. 14-17. 

2.                 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС); 

3.                 Лернер, П.С. Профессионально-технические пробы как элективные курсы в профильном обучении. Инновационные педагогические технологии повышения интерактивности профильного обучения [Текст] / П.С. Лернер // Одаренный ребенок. 2005. № 6. С. 76-86. 

4.                 Мелехина С. И. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие / С.И. Мелехина, Л.Н. Серебренников. Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2006. 248 с.  5. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);  

 

Интернет-ресурсы:  

1.   Технологическая карта www. gosthelp. ru/text/Texnologicheskayakarta Tex 5. html 

2.   Учебные вебинары www.robitex.ru/page/tech_webinars2.php 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс и принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация , которая приобретает новое качество и становится не только важнейшим…

Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс и принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация , которая приобретает новое качество и становится не только важнейшим…

Ожидаемый результат посещения профессиональной пробы – 1) формирование осознанного отношения к представленной профессии

Ожидаемый результат посещения профессиональной пробы – 1) формирование осознанного отношения к представленной профессии

Общая характеристика профессии

Общая характеристика профессии

Возможные места работы: Предприятие общественного питания

Возможные места работы: Предприятие общественного питания

Перспективы профессионального роста по данным профессиям; •

Перспективы профессионального роста по данным профессиям; •

Задание: Определение блюда из теста

Задание: Определение блюда из теста

Результат: задание считается выполненным, если раскатка теста

Результат: задание считается выполненным, если раскатка теста

Литература Основная литература: 1

Литература Основная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017