Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Программа профессиональной пробы и погружения в профессию для учащихся 9-х классов
ФИО педагога: Калганова Татьяна Владимировна Должность : Учитель английского языка
Тема: Подготовка профессий и специальностей топ 10 Срок работы: 2015-2017гг.
Пояснительная записка
В современном активно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Вопервых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Вовторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте – в противном случае время может оказаться упущенным и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
Профессиональное самоопределение представляет собой непрерывный процесс и принципиальное значение в этой связи имеет профессиональная ориентация, которая приобретает новое качество и становится не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Актуальность -необходимость внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения, которые помогут обучающимся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует их интересам, способностям и возможностям в социуме.
В связи с этим объективно необходимым становится разработка программ профессиональных проб и их дальнейшее внедрение в практику профориентационной работы с целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся.
Профессиональные пробы являются составной частью предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов.
Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов общеобразовательных организаций относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).
Профессиональная проба – профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид и способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Участие в профессиональных пробах способствует проявлению внутренней активности личности в самоопределении и помогает достичь значительных успехов в практической деятельности.
Профессиональные пробы носят строго практико-ориентированный характер и имеют профориентационную направленность.
Цель профессиональных проб – формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению посредством практико ориентированного погружения в профессию. Задачи профессиональных проб:
условиями труда в различных отраслях;
деятельности;
Ожидаемый результат посещения профессиональной пробы –
1) формирование осознанного отношения к представленной профессии.
2) получение учащимися достаточно полных сведений о рабочих профессиях; 3) учащиеся соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии; 4) осознанный выбор профильного предмета.
№п/п |
Тема |
Всего часов |
1 |
Классификация указанных профессий по типам |
1 |
2 |
Профессиональные качества, необходимые для профессий, связанной с технологий приготовления пищи |
1 |
3 |
Из представленного пресного теста формировать изделия: вареники, пельмени, хинкали, манты. Проявить творчество |
1 |
4 |
Выполнить следующие формы нарезки: брусочки, соломки, кубики, дольки |
1 |
5 |
Приготовление татарских национальных блюд: эчпочмак, кыстыбый, чак- чак и показ своих индивидуальных блюд |
1 |
6 |
Определение блюда из теста |
1 |
7 |
Составление технологической карты для приготовления пельменей |
1 |
8 |
Замес теста, с использованием всех ингредиентов |
1 |
0 |
Раскатка теста, формовка. Проявить творчество при формовки |
1 |
Итого |
9 |
«Повар, кондитер»
Принимает и организует хранение продуктов в соответствии с санитарногигиеническими нормами. Производит первичную обработку продуктов. Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия. Работа в системах "человек-техника" (обработка неживых объектов и использование технических приспособлений), "человек-знак" (использование хранимой в памяти информации о рецептах блюд) и "человек - художественный образ" (оформление блюд).
Приготавливает и оформляет блюда и кулинарные изделия массового спроса, а также лечебные, диетические и заказные блюда.
Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами. Производит первичную обработку продуктов, закладку продуктов согласно рецептуре. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей.
Профессионально важные качества:
• образная память;
• эстетический вкус;
• хорошо развитые обоняние и вкусовые ощущения;
• аккуратность;
• подвижность кистей рук, пальцев;
• физическая выносливость;
• высокая тактильная чувствительность; творческая мышления;
• дисциплинированность.
Квалификационные требования:
Чтобы стать поваром, не обязательно иметь высшее образование, достаточно закончить поварские курсы либо кулинарное училище, иметь мастерство повара, хорошее воображение, фантазию, эстетический вкус, физическую выносливость, аккуратность, опыт работы в приготовлении различных блюд, знать кухни разных народов мира, условия хранения продуктов, рецепты приготовления разных блюд.
Где можно обучаться: «Нефтеюганский Политехнический колледж».
Возможные места работы:
Предприятие общественного питания. Столовые в учреждениях. Близкие и родственные виды деятельности: Кондитер. Пекарь. Шефповар.
Цель профессиональной пробы: формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения и путях получения дальнейшего образования избираемой профессии, связанной с приготовлением пищи. Профессиональная проба направлена на:
• углубление знаний о характере труда, перспективе профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с приготовлением пищи.
• формирование первоначальных знаний, умений и навыков;
• выявление склонностей и способностей обучающихся к выполнению работ по приготовлению пищи.
Обучающиеся, освоившие программу профессиональных проб, должны овладеть следующими компетенциями:
профессией;
требованиями профессии;
Продолжительность пробы - 16 часов.
Вопросы для рассмотрения: содержание и характер труда профессии повара , программист, перспективы профессионального роста по данной профессии, профессионально-важные качества. Современный рынок труда и социальнопсихологический портрет современного профессионала.
Вопросы для рассмотрения:
• Содержание и характер труда профессий повар, кондитер, технолог продукции общественного питании;
• Перспективы профессионального роста по данным профессиям;
• Просмотр кинофильмов, для ознакомления с данной специальности;
• Квалификационная характеристика повара, кондитера, технолога; Выполнения простейших заданий по приготовлению пищи.
Содержание пробы
№ п/п |
Формулировка задания |
Вид деятельности |
Ожидаемый продукт |
1 |
Классифицировать указанные профессии по типам |
Практическая работа |
Таблица |
2 |
Укажите профессиональные качества, необходимые для профессий, связанной с технологий приготовления пищи |
Работа |
Перечень профессиональных качеств |
3 |
Из представленного пресного теста формировать изделия: вареники, пельмени, хинкали, манты. Проявить творчество |
Работа |
Наглядные изделия из теста |
4 |
Выполнить следующие формы нарезки: брусочки, соломки, кубики, дольки |
Работа |
Наглядные изделия по нарезке |
5 |
Приготовление татарских национальных блюд: эчпочмак, кыстыбый, чак- чак и показ своих индивидуальных блюд |
Работа |
Наглядные изделия из теста |
|
|
|
|
|
Компоненты |
|
Технологический |
Ситуативный |
Функциональный |
Проба 1-го |
||
Задание: Определение блюда из теста |
Задание: Выбор производственного инвентаря |
Подготовка рабочего места |
Задание: Составление технологической карты для приготовления пельмени |
Задание: Последовательность выполнения технологических операций при подготовки сырья для пельменей |
Задание: Подготовка начинки для пельменей, хинкалий и т.п. |
Задание: Замес теста, с использованием всех ингредиентов |
Задание: Последовательность выполнения замеса теста |
Задание: Замесить тесто, используя все ингредиенты |
Условия: Задание выполняется несамостоятельно, опираясь на полученные знания |
Условия: Задание выполняется несамостоятельно, опираясь на полученные знания |
Условия: Задание выполняется несамостоятельно |
Результат: задание считается выполненным, если замес теста выполнен правильно |
Результат: задание считается выполненным, если использовались все ингредиенты |
Результат: задание считается выполненным, если использовались все ингредиенты и выполнены технологично |
Задание: раскатка теста, формовка. Проявить творчество при формовки |
Задание: Последовательность выполнения раскатки теста, формовка |
Задание: раскатать тесто, его формовка |
Условия: Задание выполняется самостоятельно, опираясь на полученные знания Условия: Задание выполняется самостоятельно, опираясь на полученные знания |
Условия: Задание выполняется самостоятельно, опираясь на полученные знания |
Задание выполняется самостоятельно |
Результат: задание считается выполненным, если раскатка теста |
Результат: задание считается выполненным, если раскатка теста |
Результат: задание считается выполненным, если все выполнено |
выполнена правильно, |
выполнена правильно |
технологично. |
|
|
|
Заключительный этап — 2 часа. Обсуждение итогов прохождения профессиональной пробы обучающимися. Самооценка обучающихся. Оценка педагога, рекомендации. Рефлексия приобретенного практического опыта.
Реализация программы предполагает постепенное усложнение выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся, внесение в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. При этом учитываются интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, а также возрастные психолого-педагогические и валеологические особенности развития подростков.
Показатели качества
выполнения практических заданий пробы: самостоятельность;
соответствие конечного результата целям задания; обоснованность принятого
решения;
аккуратность;
активность и целеустремленность в
достижении качественного результата; стремление выполнить условия и требования
практического задания; проявление общих и специальных профессионально важных
качеств
(ПВК); рефлексия результатов
собственной деятельности.
В процессе реализации программы профессиональной пробы должное внимание уделяется обеспечению безопасности здоровья и жизни обучающихся.
Профессиональная проба завершается демонстрацией самостоятельно приготовленных блюд и подведением итогов с обсуждением того, какими начальными профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при выполнении профессиональной пробы.
Основная литература:
1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда, 2015. № 4. С. 14-17.
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСДРСС);
3. Лернер, П.С. Профессионально-технические пробы как элективные курсы в профильном обучении. Инновационные педагогические технологии повышения интерактивности профильного обучения [Текст] / П.С. Лернер // Одаренный ребенок. 2005. № 6. С. 76-86.
4. Мелехина С. И. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников [Текст]: учеб.-метод. пособие / С.И. Мелехина, Л.Н. Серебренников. Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2006. 248 с. 5. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016 – 94, ОКПДТР);
Интернет-ресурсы:
1. Технологическая карта www. gosthelp. ru/text/Texnologicheskayakarta Tex 5. html
2. Учебные вебинары www.robitex.ru/page/tech_webinars2.php
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.