Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.Программа профилактики суицидального поведения
Программа профилактики суицидального
поведения "Перекресток"
Кузнецова Ольга Евгеньевна.,психолог
Пояснительная записка.
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение
субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом.
Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число
суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень
самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых
высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин
смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетними совершается изза конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со
стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей,
одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев
подростки решались на самоубийство изза безразличия родителей, педагогов на их
проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых.
Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от
одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.
Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и
самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,
внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не
планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)
адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей
отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма
отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными,
неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной
работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных
групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо
Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 0351102ин/2203 “О мерах по усилению
профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю.
“Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006, программу по
профилактике суицида Отдела по делам молодежи Октябрьского района города Ижевска.
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к
жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно
устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:1.
Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии,
физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в
работе с педагогами и родителями.
2.
Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание
экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового
состояния.
3.
Изучение особенностей психологопедагогического статуса каждого учащегося с
целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в
психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4.
5.
6.
7.
Создание системы психологопедагогической поддержки учащихся разных
возрастных групп в воспитательнообразовательном процессе лицея так и в период
трудной жизненной ситуации.
Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для
оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование
детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только
собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
2.
3.
Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но
имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной
поддержке.
Работа с неблагополучными семьями.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся
летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние
на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы,
нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой –
это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе
социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое
оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его
формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий
к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести кформам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие
официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя
жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых
является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием
социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального
климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.
тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки
плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на
собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть,
сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности
ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как
самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоциональноценностных ориентаций учебновоспитательного
процесса.
6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и
психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и
избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации
взаимоотношений в детскородительской среде.
Достоинства настоящей программы авторы видят
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для
формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю,
учителюпредметнику строить учебновоспитательную работу в системе, с учетом
психологических и возрастных особенностей учащихся;
В создании условий для своевременной корректировки выявленных
психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебновоспитательного
процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система
совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей,
направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее
в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое
здоровье.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (Таблица)
Приложение.
Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный
психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный
психолог, 2005, №5.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам //
Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся
10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа
жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы
проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный
психолог, 2005, №2
7.
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов
среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный
психолог, 2006, №15.
8.
9.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10,
12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы
риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
11.
12.
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.13.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.:
А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
14.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые
играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
15.
Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный
психолог, 2005, №2, 3, 4
16.
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С
– П , 2006. – 176 с.
17.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный
психолог, 2004, №40, 41, 42.
18.
19.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции
эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
20. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 1112 лет // Школьный
психолог, 2002, №11.