Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.Программа профилактики суицидального поведения
Иконка файла материала Программа профилактики суицидального поведения.docx
Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток" Кузнецова Ольга Евгеньевна.,психолог Пояснительная записка. 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ  РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение  субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом.  Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число  суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых  высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин  смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.  Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств  несовершеннолетними совершается из­за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей,  одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев  подростки решались на самоубийство из­за безразличия родителей, педагогов на их  проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых.  Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от  одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки.  Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и  самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,  внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не  планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной)  адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей  отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма  отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными,  неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное  подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной  работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных  групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо  Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03­51­102ин/22­03 “О мерах по усилению  профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю.  “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006, программу по  профилактике суицида Отдела по делам молодежи Октябрьского района города Ижевска. Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к  жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в  работе с педагогами и родителями. 2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание  экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового  состояния. 3. Изучение особенностей психолого­педагогического статуса каждого учащегося с  целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 4. 5. 6. 7. Создание системы психолого­педагогической поддержки учащихся разных  возрастных групп в воспитательно­образовательном процессе лицея так и в период  трудной жизненной ситуации. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для  оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование  детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только  собственной личности, но и других людей. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. 2. 3. Работа с детьми и молодежью, ставшими на путь социальной дезадаптации, но  имеющими ближайшие перспективы её преодоления. Работа с детьми и молодежью, нуждающимися в срочной психоэмоциональной  поддержке. Работа с неблагополучными семьями. 4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся  летальным исходом по различным обстоятельствам. Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние  на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы,  нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой –  это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе  социального становления. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое  оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его  формирования и самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий  к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести кформам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие  официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя  жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых  является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием  социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального  климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е.  тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки  плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на  собственное уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть,  сосуществовать и взаимодействовать с ними. 5. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. 2. 3. 4. 5. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности  ребенка. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как  самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально­ценностных ориентаций учебно­воспитательного  процесса. 6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и  психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и  избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации  взаимоотношений в детско­родительской среде. Достоинства настоящей программы авторы видят   В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика; В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю,  учителю­предметнику строить учебно­воспитательную работу в системе, с учетом  психологических и возрастных особенностей учащихся; В создании условий для своевременной корректировки выявленных  психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно­воспитательного процесса. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система  совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей,  направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее  в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое  здоровье. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ  (Таблица) Приложение. Литература 1. 2. 3. 4. 5. 6. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1 Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный  психолог, 2005, №5. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам //  Школьный психолог, 2007, №4 (16). Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся  10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа  жизни // Школьный психолог, 2001, №27. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы  проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный  психолог, 2005, №2 7. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов  среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный  психолог, 2006, №15. 8. 9. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10,  12, 16, 19. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10. 10. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы  риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15 11. 12. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.13. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.:  А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980. 14. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые  играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7. 15. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный  психолог, 2005, №2, 3, 4 16. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С  – П , 2006. – 176 с. 17. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный  психолог, 2004, №40, 41, 42. 18. 19. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции  эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2 20. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11­12 лет // Школьный  психолог, 2002, №11.

Посмотрите также