Создание профильного экоотряда на базе пришкольного оздоровительного лагеря – одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д. В программе особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Программа профильной смены Зеленая планета.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
г.Ангарск
Программа
экологической
профильной смены
«Зеленая планета»
Программу составила: Болотова Надежда Викторовна,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 14» г. Ангарска Название проекта
программа экологической профильной смены «Зеленая планета»
Направление проекта
Целевая аудитория
Разработчик проекта
экологическая социализация всех участников образовательного
процесса
субъекты образовательного процесса
Болотова Надежда Викторовна, учитель географии в
МБОУ "СОШ № 14"
Ведущая идея проекта
Организация деятельности экологической профильной смены на базе
школы, способствующей формированию экологической культуры
обучающихся уровня основного общего образования
Цель
Задачи
создание условий для формирования экологической культуры
обучающихся ступени основного общего образования.
1. Сформировать представления об основах экологической
культуры на примере экологически сообразного поведения в
быту и в природе, безопасного для человека и окружающей
среды;
2. Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к
природе;
3. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании,
его режиме, структуре, полезных продуктах;
4. Развить потребность в занятиях физической культурой и
спортом;
5. Сформировать представление о рациональной организации
режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить
ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой
режим дня;
Срок реализации
с 05.06 по 17.06.
Паспорт проекта Пояснительная записка
Актуальность
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут
быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех
людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости
реализации принципов устойчивого развития. Именно в школьном возрасте закладываются
основы мировоззрения человека,
его отношения к окружающему миру.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных
ориентиров. Для этого всем, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение
человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не
менее значимыми видами. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов
используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются
к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции люди должны
соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание
ее самоценности: с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание
создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие
устремления
законов.
Чтобы реализовывать эти принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно
поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в
области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции
устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции
устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация
общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными
средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой
подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания
школьников.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт
работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов
школы.
ограничить
природных
рамками
следует
Согласно концепции ФГОС, урок географии характеризуется расширением границ
образовательного пространства, выходом за рамки классноурочной системы через
внеурочную деятельность. География как учебный предмет имеет большие возможности
для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с
окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и
текущими событиями в нашей стране и мире.
лекции,
Создание профильного экоотряда на базе пришкольного оздоровительного лагеря
– одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку
представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники,
игры,
т.д.
В программе особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу,
место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе
взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры,
ответственного отношения к окружающей среде,
к своему здоровью.
наблюдения и исследования и
экскурсии, Занятия по программе направлены на формирование активной жизненной позиции. Они
помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него, зависит
состояние окружающей нас среды. Даже маленький человек способен изменить в лучшую
(или в худшую) сторону свое окружение. С этих позиций большое внимание уделяется
посильной практической деятельности детей. Экологическое образование рассматривается
как неотъемлемая часть общего образования.
компетентностного подхода».
Опытно – экспериментальная площадка «Учебные практики как средство
реализации
Учебно – исследовательские практики
являются одной из форм учебной и внеучебной деятельности обучающихся, которая
предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию,
прогнозировать, проектировать, принимать нестандартные решения.
В географии выделяется несколько видов учебно исследовательских практик:
1.Физикогеографическая практика включает проведение полевых наблюдений,
ознакомление c природными явлениями в естественных условиях. Практика в курсе
«Физическая география» – выявление основных географических взаимосвязей,
взаимозависимости и взаимообусловленности компонентов природной среды.
Экологическая практика в географии предусматривает владение приемами
исследовательской деятельности в области охраны природы и рационального
природопользования.
Главное назначение географоэкологической площадки – выполнение учащимися
предусмотренных учебной программой практических работ и наблюдений в природе, в
результате чего
работе с
географическими приборами. В процессе работы на площадке учащиеся приобретают
знания из различных учебных дисциплин, а так же при выполнении практических работ
интегрируются знания из различных областей знаний.
приобретаются практические навыки учащихся при
Топографическая практика включает практические работы по карте, выполнение
различных геодезических измерений: углов и расстояний с помощью теодолита,
превышений с помощью нивелира
Социальнополитические и экономические проблемы современного общества
привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых
сторон научнотеоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от
прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный
процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у
учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный
опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности
педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе
школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в
стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и
более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа
экологического воспитания школьников определяет основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и
экологическим мышлением.
Учебная программа смены направлена на углубление и расширение теоретических
знаний по географии, развитие умений работы с разнообразными географическими
объектами, формирование познавательных предметных навыков, в том числе и тех,
которые можно отработать в условиях практической деятельности.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы,
обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения,
а также преемственность в воспитании учащихся.
Цель: создание условий для формирования экологической культуры обучающихся
ступени основного общего образования.
Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить
различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического
сознания, развитие экологической культуры.
Первый уровень экологическое просвещение обеспечивает ориентацию
школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается
включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или
внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс информации,
доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).
Второй уровень экологическое сознание предусматривает формирование
категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания
предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом
экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).
Третий уровень развитие экологической культуры приносит осознание
учащимися взаимодействия "природачеловек" как ценности. Переход экологических
проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость
ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях школьного
образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм
интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе "природанаука
производствообществочеловек", охватывающей все уровни взаимодействия "природа
человек".
Задачи:
Сформировать представления об основах экологической культуры на примере
экологически сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его
режиме, структуре, полезных продуктах;
Расширять теоретические знания по географии, развивать умения работать с
разнообразными географическими объектами, формирование познавательных
предметных навыков
Основные принципы экологического образования:
Построение системы экологического образования с начала 90х годов базировалось
на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. Сластенина, И. Т.
Суравегина. Учеными были разработаны специфические принципы экологического
образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу
экологического образования:
•принцип единства познанияпереживаниядействия;
•принцип систематичности и непрерывности;
•принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к
анализу экологических проблем и путей их решения;
•принцип междисциплинарности.
Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного
педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о
взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия,
которое пробуждает нравственноэстетические переживания и стремление внести
практический вклад в её улучшение. Этот принцип ориентирует педагогов на сочетание
рационального познания природы и места в ней человека с чувственноэмоциональным
воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной
средой. Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в
практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в
дошкольном и младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоционально
эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное.
Принцип систематичности и непрерывности рассматривается как организационно
педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного
отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в
системе классноурочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно
полезного труда. Для достижения поставленных целей и задач необходима четкая система
содержания способов и организационных форм учебновоспитательного процесса.
Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов
базируется на том, что ближайшее окружение школьника, повседневное общение с
окружающей средой раскрывают разные аспекты взаимодействия человека с природой,
вооружают навыками жить с ней в согласии. Нельзя переоценить значение краеведческого
принципа применительно к реализации задач экологического образования. Природное и
социальное окружение оказывает непосредственное влияние на школьника и определяет
стиль его отношения к природе. Особая роль при реализации краеведческого принципа
принадлежит практической деятельности учащихся, направленной на развитие их
экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое образование только
знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или
отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе
с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В
систему представления учащихся должны включаться данные, показывающие глобальный
характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ.
Развивая заботу учащихся о природе родного края, учитель внушает им мысль, что забота
об условиях жизни на Земле общая забота всего человечества. Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов
раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с
природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику
развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета
с последовательным обобщением и углублением экологических проблем.
Актуальность программы заключается в выполнении важной социальной функции,
помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные
социальноэкономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить
опыт здорового образа жизни. Социальная направленность выражается в формировании
экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и
природой,
а также в широкой начальной профессиональной ориентации.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется
и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды
приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого
общества и во многом определяют возможности его выживания. Чем больше людей будут
рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия
общества по ее охране. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является
одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и
реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную
деятельность.
Таким образом, для более эффективного формирования экологической культуры
младшего школьника учитель должен использовать вышеизложенные принципы
экологического образования.
Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов
обучения. Большинством учителей, работающих в данном направлении отдаёт
предпочтение данным методам, формам и методическим приёмам обучения:
стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей
среде, для чего используются на уроках сюжетноролевые игры, беседы, доклады
учащихся, викторины;
развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия
природообразующей деятельности человека,
для чего привлекаются методы,
обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение,
установление причинноследственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа,
наблюдение традиционные методы;
формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать
экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания
проблемный подход к процессу обучения;
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем
окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов,
организация экологической тропы, защита природы восстановление леса, пропаганда
экологических знаний: лекции, беседы, плакаты). Преподавание основ экологии обладает рядом специфических особенностей и самой
значительной из них является то, что в общем весьма «сухое» научное знание, которое
составляет ядро экологии, должно быть положено на подготовленную почву.
Виды деятельности участников программы:
Ведущие методы преподавания – наблюдение;
Эксперимент;
Моделирование;
Названные методы определяют формы организации учебной деятельности
учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с
раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой
природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.
Таким образом, для повышения уровня экологического образования педагогом
должны быть учтены рассмотренные принципы, методы и приемы и использованы в
соответствии с поставленными целями.
Основные направления программы:
Общешкольные
творческие дела
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности;
Природоохранительные акции «Лекарственные растения
Иркутской области», «Лесные пожары». Соблюдение правил
противопожарной безопасности; «Экологический патруль»
Формы работы с
группой
Общение с природой
Наблюдения за жизнью природы (Изучение древесной
растительности вокруг школы, на берегу реки, антропогенное
влияние на растительность); экскурсии.
Обследование флоры и фауны местной территории. Посещение
зоопарка, экскурсия на природу, экскурсия в Ботанический сад.
Выращивание рассады цветов для школьной клумбы.
Исследовательская деятельность учащихся.
Экологические игры
Олимпиада по экологии, ролевая игра «Как обезопасить свою
жизнь».
Экологические проекты
Исследовательский проект «Исчезающие виды нашего региона:
стратегия спасения»
Классные часы, беседы
«Правила поведения в лесу, у водоема», профилактическая
беседа о мерах противопожарной безопасности. «Лесные пожары»;
составление правил противопожарной безопасности.
Предполагаемый
результат
Знание ребятами причин экологических проблем и способов
выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав
людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных
инициатив.
Сроки: 5.06 – 17.06. Дата
05.06.
06.06.
07.06.
08.06.
Плансетка
экологической профильной смены
«Зеленая планета»
Мероприятие
Время
10.0012.00 Знакомство. Ознакомление с планом работы отряда,
инструктаж. Подготовка визитки отряда (название, девиз,
эмблема, песня).
Анкетирование
(Экологический мониторинг)
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Методология географии. Проектная, исследовательская
деятельность. …….
Игра «Отыщи на карте».
10.0012.00 «Экологический патруль» работа на пришкольном участке.
Разбивка клумб, высадка рассады.
Картография. Наш помощник карта
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Экскурсия на реку «Изучение разнообразия растительного мира
реки Китой»
10.0012.00 Трудовой десант
Топография. От уровня моря. Изготовление топонимического
лото для кабинета географии.
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Беседа «Знакомимся с Красной книгой»
Операция «Зеленая аптека» изучение и сбор лекарственных
растений» Изготовление листовки «Лекарственные растения».
10.0012.00 Трудовой десант
Экскурсия в Ботанический сад г.Иркутска
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Беседы об агроэкосистемах, его обитателях, растениях, 09.06.
10.06.
13.06.
14.06.
15.06.
16.06.
значение человека в агроэкосистеме и экосистеме.
10.0012.00 Трудовой десант
Беседы о реках области, их обитателях, значении водоёмов в
экосистеме.
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Экскурсия на природу р.Китой с целью исследования
экосиситемы.
10.0012.00 Трудовой десант
Работа с топографическими картами
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Экскурсия на природу «Изображение рельефа местности»
10.0012.00 Минералогия. Камень на службе человека. Знакомство с
коллекциями минералов. Экскурсия в Музей минералов.
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Экскурсия на природу «Способы определения расстояний на
местности. Движение по азимуту».
10.0012.00 Трудовой десант
Экологическая беседа «Природный холодильник»
Составляют картосхему «Многолетняя мерзлота»
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Экскурсия на природу. Выполнение краеведческих заданий.
10.0012.00 Трудовой десант
Биогеография. Ты откуда? Исследовательский проект
«Исчезающие виды нашего региона: стратегия спасения»
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Экскурсия на метеорологическую станцию
10.0012.00 Трудовой десант
Экологическая беседа «Рациональное использование природных
ресурсов»
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Исследовательский проект «Исчезающие виды нашего региона:
стратегия спасения». Изготавливление слайд – шоу из
собственных фотографий
17.06.
10.0012.00 Трудовой десант
Экскурсия в зоопарк ДТДиМ
12.0013.00 Обед
13.0015.00 Закрытие смены. Защита работ экспериментальной площадки.
Вручение сертификатов участникам смены. Методы и методики диагностики экологической культуры учащихся:
МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры
человека, их соотношении.
Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих
компонентов экологической культуры человека:
∙ система экологических знаний;
∙ практические экологические умения;
∙ владение правилами поведения в природе;
∙ интерес к экологическим проблемам;
∙ потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности
природы;
∙ убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.
МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.
Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя)
следующие дела:
∙ участие в экологических митингах;
∙ работа на даче;
∙ туристические походы;
∙ забота о домашних животных;
∙ выпуск экологической газеты;
∙ оформление стенда о природе, ее охране;
∙ изготовление скворечника;
∙ участие в конкурсе ∙ экскурсии в природу, по экологической тропе;
∙ чтение книг о природе.
МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
Цель: выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к
природе.
Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на
Ваше отношение к природе:
∙ непосредственное общение с природой;
∙ чтение книг о природе;
∙ уроки биологии, географии, физики и т. д.
∙ посещение музеев (краеведческих, художественных);
∙ участие в практических делах по охране природы;
∙ телевизионные передачи;
∙ кинофильмы о природе;
∙ беседы и лекции о природе, ее охране.
МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.
Цель: выявление спектра интересов детей к природе.
Задание: ранжируйте (расставьте по степени значимости для себя) характеристики,
отражающие Ваш интерес к природе:
∙ сбор ягод, грибов, цветов и т. п.;
∙ получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;
∙ безграничные возможности открытия чегото нового, получение новых знаний;
∙ купание, загорание;
∙ рисование природы;
∙ помощь природе в ее охране;
∙ пение на природе;
∙ игры на природе;
∙ нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;
∙ исследовательская деятельность в природе.
МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.
Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности
природы, ее компонентов.
Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:
∙ природа – источник знаний;
∙ природа дает представление о прекрасном в жизни;
∙ природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;
∙ природа дает человеку древесину;
∙ природа – источник вдохновения, творчества для человека;
∙ природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья
человека; ∙ природа – это главное богатство народа, страны.
МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.
Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности
определенных групп знаний.
Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:
∙ знания о животном мире;
∙ знания о растениях;
∙ знания о человеке;
∙ знания о экологических проблемах;
∙ знания о взаимодействии человека и природы;
∙ знания о явлениях природы;
∙ знания о цветах;
∙ знания о лекарственных травах;
∙ знания о эволюции природы;
∙ знания о возможных видах деятельности человека в природе.
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Программа профильной смены "Зеленая планета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.