В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности «Психологическая азбука» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности «Психологическая азбука» во 2 классе «А», составлена на основе авторской программы развивающих занятий «Психологическая азбука» авторы-составители: Т.А.Аржакаева, И.В.Вачков, А.Х.Попова (Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-ом классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2014).
ВД Психологическая азбука 2 класс А.docx
20172018 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
г.о. ОреховоЗуево
Директор МОУ СОШ №22
____________ Л. М. Кузьмина
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Психологическая азбука»
2 «А» класс
Составитель: Лукахина Мария Игоревна,
педагогпсихолог
высшей квалификационной категории 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности «Психологическая азбука»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
По окончании 2 класса у обучающихся будут сформированы:
Личностные
результаты
:
мотивация на самопознание и самоизменение;
стремление к совершенствованию своих способностей;
зачатки осознания своих достоинств и недостатков;
зачатки рефлексивной самооценки;
осознание актуальных желаний и мотивов поведения;
сформированная мотивация на достижение результата;
осознание своих когнитивных возможностей, способность адекватно судить о своих
успехах / неуспехах в учении.
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД
умение воспринимать и понимать смысл учебных и игровых задач;
умение осознавать способы выполнения действий;
сформированность навыков самоконтроля и рефлексии;
произвольность внимания, памяти и мышления.
Познавательные УУД
сформированность анализа объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
сформированность синтеза как составление целого из частей;
сформированность сравнения, сериации и классификации по существенным
признакам;
сформированность выведения общего для ряда единичных объектов;
сформированность подведения под понятие на основе выделения существенных
признаков и их синтеза;
сформировнность умения решать проблемы творческого характера;
умение решать проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД
умение работать в паре.
Предметные результаты:
воспринимать на слух учебный текст (о человеке, психических процессах, свойствах
и видах) в исполнении учителя;
формирование адекватной самооценки;
самоузнавание; взаимоузнавание;
формирование социального доверия;
развитие коммуникативных навыков
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Данная программа является рабочей программой внеурочной деятельности
«Психологическая азбука» во 2 классе «А», составлена на основе авторской программы
развивающих занятий «Психологическая азбука» авторысоставители: Т.А.Аржакаева,
И.В.Вачков, А.Х.Попова (Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2ом
классе. 2е изд. – М.: Генезис, 2014).
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 22 на 20162017 учебный год рабочая
программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Введение в мир психологии
– 3 часа
И я мои желания 4 часа
Формы организации занятий
ВД
Работа в парах и группах;
игры на приветствие,
ассоциации, визуализацию;
изобразительная
деятельность;
упражнение
психологического характера
на обмен информацией;
презентация одноклассника;
диагностическое
упражнение на измерение
уровня самооценки;
слушание и анализ сказки;
упражнения на развитие
рефлексии;
закрепление знаний качеств
человека;
Игры на взаимодействие;
упражнения на развитие
рефлексии и выражение
желаний;
слушание и анализ сказки;
диагностическое
упражнение на исследование
учебной мотивации и
осознание своих желаний,
мотивов;
диагностическое
упражнение на измерение
социометрического статуса;
Основные виды
деятельности обучающихся
Учиться выражать свои
чувства и впечатления с
помощью слов, невербальных
и изобразительных средств.
Развивать умение слушать,
Настроиться на совместную
работу.
Осознать качества своего
характера и личностные
изменения, происшедшие за
лето.
Развивать навыки
коллективного
сотрудничества.
Осознать ценность и пользу
психологических знаний для
школьной и повседневной
жизни.
Осознать актуальные
желания и мотивы
поведения.
Знакомиться с понятиями
«желания» и «потребности».
Развивать рефлексию.
Иметь представление о
разнообразии мотивов.
Знакомиться с феноменом
борьбы мотивов.
Осознать свои мотивы,
мотивы своего поведения. классификация мотивов;
проект «Я и мои желания»;
Кладовая памяти – 11 часов Игра на групповое
взаимодействие;
слушание, конспектирование
и анализ сказки;
ролевая игра;
игры на групповое
взаимодействие; упражнение
на развитие рефлексии;
диагностическое
упражнение на исследование
памяти; ролевая игра по
сюжету сказки;
упражнения на развитие
памяти;
чтение по ролям;
слушание и анализ рассказа;
определение характера
музыкального фрагмента;
упражнения на развитие
эмоциональной памяти;
ассоциации;
проект «Что я знаю о
памяти»;
Лабиринты мышления – 11
часов
Загадка, упражнение на
классификацию, слушание,
анализ и инсценирование
Развивать позитивные
мотивы.
Учиться анализировать
мотивы поведения других
людей.
Осознать свои когнитивные
возможности, способность
адекватно судить о своих
успехах / неуспехах в
учении.
Совершенствовать свои
способности.
Осознать значимость для
человека внимания,
ощущения, памяти,
мышления, эмоций.
Развивать рефлексивные
способности и навыки
коллективной работы.
Осознать особенности своей
памяти.
Развивать мнемические
способности.
Упорядочить представление
о памяти. Знакомиться с
видами памяти.
Изучить особенности
собственной памяти,
осознать её сильные и
слабые стороны.
Знакомиться с
особенностями
эмоциональной памяти.
Развивать рефлексию
переживаний.
Развивать и тренировать
свою память.
Знакомиться с некоторыми
способами эффективного
запоминания и с
преимуществами смыслового
запоминания. Закрепить
способы эффективного
запоминания. Обобщить
сведения о памяти.
Знакомиться с
содержанием понятия
«мышление». сказки;
упражнение на нахождение
свойств предметов,
признаков сходства и
различия;
загадки, игры и упражнения
на определение свойств
предметов;
упражнения,
восстанавливающее
работоспособность; загадки,
игры и упражнения на
выделение существенных и
несущественных,
противоположных, сходных
и отличительных свойств
предметов;
игры и упражнения на
обобщение, нахождение
закономерности и
установление
последовательности;
работа в парах и группах;
игры и упражнения на
совмещение нескольких
признаков в одном предмете,
противоположных
признаков;
игры на восстановление
работоспособности;
игры и упражнения на
установление смысловой
связи между словами;
решение логических задач с
помощью схемы или
таблицы;
слушание и анализ сказки;
игры и упражнения на
развитие творческого
мышления;
игры и упражнения на
установление логической
связи;
проект «Что я знаю о
мышлении»
Игры на групповое
взаимодействие; составление
слов из заданных букв;
упражнения на развитие
воображения: необычное
Развивать умения
анализировать, сравнивать,
обобщать.
Развивать логическое
мышление.
Развивать диалектический
взгляд на действительность.
Актуализировать
самооценочную
деятельность.
Осознать свои умственные
возможности.
Развивать способность
гибко и оригинально
мыслить.
Закрепить умения
обобщать, мыслить логично.
Развивать рефлексию
способов умственной
деятельности.
Обобщить сведения о
мышлении.
Уметь решать проблемы
творческого характера;
Развивать креативные
способности.
Развивать навыки
Как стать талантливым – 5
часов использование предметов,
кляксы, реклама ненужной
вещи, несуществующее
животное;
упражнения на развитие
воображения: небылицы,
новые названия знакомых
вещей;
определение необходимых
способностей для разных
профессий;
слушание и анализ сказки;
игра «Королевство
Внутреннего мира»;
самопрезентация;
проект «Как стать
талантливым»;
совместной творческой
деятельности.
Упорядочить
представления о фантазии и
воображении.
Знакомиться с понятием
«способности».
Развивать интерес к
самопознанию.
Осознать свои способности.
Развивать интерес к
собственному внутреннему
миру.
Осознать содержание
собственной психической
реальности.
Развивать рефлексию.
3. Тематическое планирование
№
Тема занятия
1. Мои летние впечатления
2.
3.
Какой Я?
Психология – знакомая незнакомка
4. Мои желания
5.
Сказка о борьбе мотивов
6. Мои мотивы
7.
Какие мотивы у других?
Проект «Я и мои желания»
8.
9.
Загадка Психоочистителя
Загадка Психоочистителя
10. Что такое память?
11. Виды памяти
12. Какая у меня память?
Плановые
сроки
прохождения
Скорректиро
ванные сроки
прохождения
01.09 – 02.09
04.09 – 08.09
11.09 –15.09
18.09 – 23.09
25.09 – 30.09
02.10 – 07.10
16.10 – 21.10
23.10 – 28.10
30.10 – 04.11
06.11 – 11.11
13.11 – 18.11
27.11 – 02.12 13. Какая у меня память?
14. Эмоциональная память
15. Как лучше запоминать?
16. Я умею запоминать!
17. Я умею запоминать!
18. Проект «Что я знаю о памяти»
19. Сказка о профессоре Мышлении
20. Как развивать свой ум: конкурс знающих и
находчивых
21. Учимся думать вместе!
04.12 – 09.12
11.12 – 16.12
18.12 – 23.12
25.12 – 30.12
09.01 – 13.01
15.01 – 20.01
22.01 – 27.01
29.01 – 03.02
05.02 – 10.02
22. Учимся обобщать и находить закономерности
12.02 – 17.02
23. Учимся обобщать и находить закономерности
26.02 – 03.03
24. Учимся находить противоположности
25. Учимся находить противоположности
26. Учимся думать логично
27. Учимся думать логично
28. Учимся думать творчески
29. Проект «Что я знаю о мышлении»
30. Фантазируем с Фантузей
31. Что такое способности?
32. Я знаю, что я …
05.03 – 10.03
12.03 – 17.03
19.03 – 24.03
26.03 – 31.03
09.04 – 14.04
16.04 – 21.04
23.04 – 28.04
30.04 – 05.05
07.05 – 12.05
33. Королевство Внутреннего мира. Проект «Как
14.05 – 19.05
стать талантливым».
34. Королевство Внутреннего мира. Проект «Как
21.05 – 31.05
стать талантливым».
Итого 34 часа
4. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательной деятельности курса
Перечень учебнометодического обеспечения 1 Аржакаева Т.А., Вачков И. В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа
развивающих занятий во 2м классе. 2е изд. – М.: Генезис, 2014. – 136 с.
2 Аржакаева Т.А., Вачков И. В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 2
класс. 2е издание – М.: Генезис, 2013. – 64 с.
3 Вачков, И. В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира.
Королевство Разорванных Связей / И. В. Вачков. – М.: Генезис, 2012. – 416 с.
4 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. —
М.: Просвещение, 2008. 21 с.
1 Журнал школьный психолог. Методические рекомендации по проведению занятий
Ресурсы сети интернет
http://psy.1september.ru/
2 Сайт для психологов, работающих в системе образования, психодиагностические
методики http://www.practic.childpsy.ru/
3 Тесты, проекты, книги, тексты http://www.psychology.ru/
4 Фестиваль педагогических идей 1 сентября http://festival.1september.ru/
5 Презентация «Общение» http://prezentacii.com/obschestvoznanie/2902obschenie.html
6 Программа внеурочной деятельности педагогапсихолога "Психологическая азбука»
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2014/02/18/psikhologicheskaya
azbukavneurochnayadeyatelnost2klass
7 Аудиозаписи для релаксации http://nsportal.ru
8 Развитие личности младших школьников посредством курса «Психологическая
азбука» в условиях реализации ФГОС НОО http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie
nauki/library/2013/04/01/razvitielichnostimladshikhshkolnikovposredstvom
9 Презентация «Планета друзей или азбука общения»
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/planetadruzejjiliazbukaobshhenija.html
Доска настенная аудиторная 5ти элементная с магнитной поверхностью зеленого (под
Перечень используемого учебного оборудования
мел) и белого (под маркер) цвета.
Компьютер
Телевизор
Музыкальный центр
Системный блок
Монитор ж/к
Плакат «Что ты сейчас чувствуешь?»
Плакат «Как я преодолеваю трудности». «Согласовано»
Протокол № 3 заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «30» августа 2017 г.
«Согласовано»
Зам. директора по ВР _______ Горшкова О.И.
«30» августа 2017 г.
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Программа "Психологическая азбука"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.