Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 5

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
Взрослым
02.03.2019
Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства.
конспект.docx
ПОЧЕМУ ДЕТИ ЛГУТ? Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются,   что   ложь   —   это   признак   порочного   характера   ребенка,   что   из   маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих. Многие родители и учителя теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим? Для меня же (как и для большинства психологов) детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. ТИПИЧНАЯ СИТУАЦИЯ Учительница   спрашивает   у   третьеклассницы   Кати,   написала   ли   она   сочинение, заданное   на   дом.   Катя   отвечает,   что   написала,   но   забыла   дома.   На   предложение учительницы принести сочинение на перемене (Катя живет в соседнем со школой доме), она отвечает, что у нее нет ключей и дома никого нет. В конце концов выясняется, что сочинение Катя не написала. Похожие ситуации повторяются часто. Причем говорит неправду Катя не только в школе, но и дома. Катя поступила в нашу школу во втором классе. Она приехала из другого города, там училась по более легкой программе. За прошедший год ей пришлось не только привыкать к новому стилю жизни, к новому дому, городу, к новым людям, но и наверстывать упущенное по школьной программе. Ее родители очень боялись, что девочка не сможет соответствовать уровню школы, тем более что старшая дочь не смогла учиться в седьмом классе — ее пришлось перевести в другую школу. Катя много занималась дополнительно, по выходным ходила с семьей в музеи и театры (чтобы «повысить культурный уровень»). У нее нет друзей — ей просто некогда общаться со сверстниками. Все   учителя   спрашивали   у   классного   руководителя:   а   умеет   ли   эта   девочка улыбаться? Ее лицо было всегда напряженно, губы сжаты, и она действительно никогда не улыбалась.   Учительница   и   ребята   относились   к   ней   доброжелательно,   не   обижали, старались помочь, но теплых отношений ни с кем в классе ей установить не удалось. А потом начались срывы. В доме отдыха, куда Катя поехала на каникулах с классом, она постоянно ссорилась с одноклассницами. Например, рассердившись на одноклассницу, Катя бросила ее очки в бассейн, сказав учительнице, что это произошло случайно. Если дома   Кате   что­то   не   разрешали,   она   начинала   кричать   и   топать   ногами.   В   школе   она постоянно привирала, чтобы избежать выговоров и двоек. Описанный случай я назвала типичным, потому что большинство детей, попавших в неблагоприятную для них ситуацию, стараются исправить положение с помощью лжи. ОТ НЕДОСТАТКА ЛЮБВИ К сожалению, родителей и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенку «неповадно было»? И очень немногие задумываются над причинами такого поведения. А   ведь   только   понимание   причин   неискренности   ребенка   поможет   преодолеть возникшее   отклонение   в   его   поведении.   В   большинстве   случаев,   чтобы   изменилось поведение ребенка, достаточно изменить ситуацию, в которой он находится. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он   испытывает   трудности   в   общении   со   сверстниками,   у   него   низкая   самооценка.   Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения поведения. 1 Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, он стремится   именно   рассердить   родителей   и   учителей,   даже   если   ему   за   это   придется понести наказание. Ложь   для   детей   —   это   еще   и   способ   доказать   самим   себе   и   окружающим   свою независимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Бывает,   ребенок   испытывает   такой   восторг   от   удачного   обмана,   что   стремится поделиться своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и признается во лжи. Тем   не   менее   успешность   лжи   укрепляет   в   ребенке   уверенность,   что   это   лучшая   из возможностей восторжествовать над обидчиками. Таким образом, можно выделить четыре основные причины детской лжи. Чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы: — избежать неприятных для себя последствий; — добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих); — получить власть над окружающими (иногда отомстить им); — защитить что­то или кого­то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь). Надо   отметить,   что   перечисленные   причины,   ведущие   к   утаиванию   и   искажению правды, в равной мере относятся и к поведению взрослых. ХВАСТУНЫ И ФАНТАЗЕРЫ Слегка   приврав,   немного   исказив   факты,   мы   избегаем   неприятных   объяснений, выходим из затруднительного положения и вообще облегчаем себе жизнь. Наши дети все это видят и «мотают на ус». Умение   подать   информацию   в   выгодном   для   себя   свете,   в   общем­то,   полезно (например, в будущем оно может пригодиться при поступлении на работу), но постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики. Так   называемый   уход   ребенка   в   мир   фантазий   свидетельствует   о   его   серьезной неудовлетворенности жизнью. Непопулярные и малоуспешные дети учатся скрывать свои неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательно впечатление о себе. Например, ребенок теряет дневник с плохими оценками или рассказывает родителям, как хорошо он сделал доклад, как его хвалили. На самом деле все было именно так, но только   с   кем­то   из   его   одноклассников.   Не   находя   в   реальном   мире   того,   что   может повысить его значимость в глазах окружающих, ребенок придумывает нечто, способное произвести выгодное впечатление. Мама третьеклассника, недавно переведенного в нашу школу, рассказала, что ее сын просит разрешения принести в класс фотографии из папиных заграничных командировок, чтобы   показать   их   ребятам.   Мама   недоумевала,   почему   ребят   могут   интересовать   эти фотографии. Наблюдая за этим классом, я обнаружила, что с некоторых пор значимыми для ребят стали   не   личные   качества   и   достижения   сверстников,   а,   как   они   сами   говорили,   их «крутость». Под «крутостью» подразумевалось наличие у родителей машины­иномарки, регулярное посещение «Макдоналдса», празднование дня рождения в престижном клубе, обладание дорогими игрушками и вещами, а также поездки во время каникул за границу. Только тому, кто мог похвастать хоть чем­нибудь из этого списка, удавалось завоевать популярность у одноклассников. 2 Успешный в учебе и общительный новенький очень хотел быть принятым в новый коллектив, но не мог похвастаться ничем из перечисленного, поэтому он и принес в школу папины фотографии, сказав, будто он сам побывал в Оксфорде. Отверженный   сверстниками   ребенок   способен   придумать   что   угодно,   лишь   бы привлечь   к   себе   их   внимание.   Своим   поведением   он   напоминает   героя   гоголевской «Коляски», и разоблачение для него так же ужасно. Ведь в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходится врать все больше, и в конце концов он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается еще менее привлекательным для окружающих. Если же фантазеру удается избежать разоблачения, то постепенно он сам начинает верить в свои выдумки и «переселяется» в придуманный мир, где он удачлив и всеми любим. И ребенок окончательно замыкается в себе. БЕСКОРЫСТНО И БЕЗОПАСНО Но бывают и совсем другие фантазеры. Эти дети используют обман не только для того,   чтобы   защитить   себя   или   кого­то   еще,   почувствовать   свою   силу,   приукрасить собственные достоинства или возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. В таких случаях вымысел столь очевиден, что это понимают и ребенок, и взрослый, но подыгрывают друг другу. Лина все время рассказывает о себе и своей семье необычные истории. На уроке зашел разговор о террористах, Лина сказала, что ее семье пришлось бежать из Израиля, потому что их преследовали и хотели убить. На другом уроке учитель спрашивал ребят о домашних животных, и Лина рассказала, что у них на балконе живет пингвин. Наши учителя привыкли к необычным жизненным условиям своих учеников: многие живут попеременно то в одной, то в другой стране, у некоторых дома обитают питоны и прочие экзотические животные. Но родители Лины не подтверждали ее рассказов и очень пугались всплеска ее фантазии. Лина   начала   придумывать   разные   небылицы,   как   только   научилась   говорить.   Она очень активная девочка, любит рисовать, делает свои рисунки красочными, с большим количеством деталей, самозабвенно играет с другими детьми, придумывая неожиданные повороты сюжета. В   то   же   время   ей   нравится   эпатировать   окружающих   своими   выдуманными,   но похожими на реальность рассказами. Она любит быть в центре внимания, очень рвется отвечать перед всем классом. Поговорив с родителями и учителями, мы решили никак не реагировать на Линины истории, максимально поощрять ее успехи в учебе и привлекать к общественной жизни класса (подготовке и участию в различных мероприятиях). Не получая ожидаемого восхищения своими рассказами, Лина охотно переключилась на   другую   деятельность.   Научившись   писать,   Лина   с   удовольствием   стала   писать фантастические   повести   и   рассказы,   после   чего   ее   фантазирование   в   реальной   жизни окончательно сошло на нет. СИГНАЛ ТРЕВОГИ Иногда, столкнувшись с детской ложью, взрослые надеются, что все само как­нибудь устроится. Они не придают значения происшедшему, делая вид, что ничего из ряда вон выходящего не случилось. Для   ребенка   одинаково   вредны   как   родительская   агрессия,   так   и   родительское бездействие, особенно если вспомнить, что в большинстве случаев детская ложь — это сигнал  тревоги. Последствия  родительского равнодушия могут быть  очень серьезными, вплоть до развития у ребенка асоциальных черт характера. 3 Психолог Л.Б. Филонов в своей работе «Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением» выделил факторы, повлиявшие на появление и развитие лживости. Анализируя   жизненный   путь   людей,   осужденных   за   преступления,   связанные   с мошенничеством, аферами, обманом и другими формами лжи, он пришел к выводу, что на раннем этапе развития индивида не может быть и речи о лжи как о намеренном введении в заблуждение.   Грани   между   выдумкой,   добавлением   от   себя   и   преувеличением   обычно стерты, фантазии и вымысел переплетаются. До   трех   лет   не   существует   различия   между   детьми,   «у   которых   впоследствии развивается или не развивается качество лживости», оно появляется только в 4–5 лет. Сознательное   использование   лжи   и   умалчивания   появляются,   когда   ребенок   боится наказания   за   проступки   и   за   испытываемые   чувства.   Он   видит,   что   откровенность   и честность   не   всегда   являются   тем   желаемым   поведением,   которое   «проповедуется взрослыми». Вначале   утаивание   вызывается   боязнью   наказания,   затем   вырабатываются   особые механизмы   управления   высказыванием   —   умение   не   проговариваться,   способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются им как проявление ума и ловкости. Свою ложь он начинает считать «военной хитростью», а по сути — ложь из средства сокрытия превращается в средство добывания желаемых благ. Самый   опасный   вид   лжи   —   заведомое   введение   в   заблуждение   ради   получения выгоды.   У  ребенка,  накопившего   опыт  удачных  обманов  и   способов  сокрытия  истины, возникает   стремление   оправдать   ложь   и   намерение   «отточить»   навык   лжи.   В   качестве оправдания   своего   поведения   такой   ребенок  подводит  «философскую   базу»   под  ложь: может быть, все те, которые говорят, что они правдивы, на самом деле просто умеют хорошо врать? К ситуациям оправдания относится и попытка доказать, что все люди лгут и что это закономерное и нужное поведение. Иногда искусный лжец лицемерно заявляет, что осуждает лгущих. Появившаяся в раннем детстве, порочная черта личности сначала не проявляется без особой   необходимости,   но   постепенно   индивид   привыкает   применять   ее   в   экстренных случаях. Филонов делает вывод, что в завершающей стадии развития качества человек уже не дожидается   тех   или   иных   обстоятельств,   «обладая   мощной   побудительной   силой, отрицательное   свойство   может   стать   основой   для   противоправного   поведения». Соответствующая оценка окружающих укрепляет у ребенка мнение о себе, он начинает считать   себя   способным   к   хитрости,   лжи   и   т.д.   Постоянное   неодобрение   со   стороны окружающих   побуждает   ребенка   обратиться   к   себе   подобным,   к   той   среде,   где отрицательные   качества,   наоборот,   одобряются   и   где   он   чувствует   себя   сравнительно благополучно. Ребенок   осознает   прагматические   стороны   отрицательного   качества,   стремится извлекать   из   него   пользу.   Если   дошло   до   этого,   тогда   можно   говорить   о   стойкой деформации всей личности, результатом чего становится асоциальное поведение. КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ОБМАН Чтобы   ребенок   не   стал   злостным   врунишкой,   важно   вовремя   обратить   на   него внимание, попытаться изменить ситуацию, в которой он развивается, а не реагировать на его поведение только наказаниями. Самое   эффективное   средство   борьбы   с   детской   ложью   —   это   построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении. Вернемся к ситуации с Катей. 4 Для   ее   родителей   стало   откровением,   что   их   дочь   просто   не   выдерживает напряжения, она постоянно боится не оправдать их ожиданий, быть хуже других. У нее очень   высокий   уровень   притязаний   и   низкая   самооценка.   Девочка   недовольна   своей внешностью,   мечтает   заниматься   плаванием.   Уровень   интеллекта   и   способностей соответствует средней норме нашей школы, то есть Катя вполне может учиться на твердую четверку. После   беседы   с   психологом   и   классным   руководителем   родители   постарались уменьшить свои требования к дочке, стали спокойнее относиться к тому, что у нее может что­то не получаться. Убедившись, что Катя уже может самостоятельно освоить школьную программу, родители отменили почти все дополнительные занятия с преподавателями, дав дочке возможность побольше отдыхать и общаться со сверстниками. Они разрешили Кате приглашать   к   себе   в   гости   одноклассников,   записали   ее   в   бассейн   и   на   ритмическую гимнастику.   А   в   выходные   старались   как   можно   больше   бывать   с   детьми   на   свежем воздухе, посещая парки и музеи под открытым небом. Через полгода все учителя знали, что Катя умеет улыбаться, а она почти перестала изворачиваться и врать. Первое, что необходимо сделать учителю или родителю солгавшего ребенка, — это разобраться в причинах лжи. Что­то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи. Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты). Август   Айхорн,   австрийский   психоаналитик,   рекомендует   воздержаться   от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» — гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди­ка, расскажи мне еще раз» и т.д. Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем­то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать». Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном   доверительном   отношении:   «В   наших   отношениях   нет   ничего   важнее,   чем доверие.   Если   ты   сделаешь   что­то   такое,   что   мне   наверняка   не   понравится,   не   бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты   найдешь   в   себе   смелость   сказать   правду».   Естественно,   данное   ребенку   обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок. Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося. В   редких   случаях   требуется   ваша   немедленная   реакция,   обычно   разговор   можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи. Из­за   грубого   обращения   ребенок   может   почувствовать   по   отношению   к   вам враждебность,   а   это   чувство   тоже   не   способствует   установлению   доверительных отношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не   форсируйте   события,   а   лучше   постарайтесь   ему   помочь,   расположите   его   к откровенности. 5 Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения. ИЗ ЖИЗНИ И ИЗ КНИГ Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности и порядочности самое действенное — личный пример. Родители и учителя должны быть честны даже в мелочах. Еще В.А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в школе такого педагогического   приема,   как   публичное   обсуждение   поведения   ребенка   сверстниками, считая, что при этом морально травмируется не только тот, кто совершил проступок, но и коллектив. Однако   вполне   полезно   и   разумно   обсуждать   с   детьми   поступки   абстрактного ребенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых прибегали к помощи лжи, обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации. Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи. Не стоит злоупотреблять напоминанием об известной притче про мальчика­пастуха, дважды поднявшего ложную тревогу. В своей практике я столкнулась с очень агрессивной реакцией мальчика на постоянное цитирование взрослыми этой притчи. Для примера, к каким последствиям может привести обманутое доверие окружающих, лучше использовать менее морализаторские произведения, например рассказы и повести В. Драгунского, Ю. Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, В. Крапивина и др. Если  ваши   отношения  с  ребенком   построены  на  взаимном  доверии,   если  ребенок знает, что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, кто проявляет искренний   интерес   к   нему   и   его   проблемам.   Хорошо,   когда   у   него   есть   возможность обратиться за помощью к родным и учителям, а не к сомнительной компании во дворе или первому встречному. ЛОЖЬ ВО СПАСЕНИЕ? Практически  во  всех  работах,  посвященных  проблеме  лжи,  она  определяется  как противоположность правдивым, истинным высказываниям, действиям, как отклонение от нормального — нравственного — поведения, как свидетельство недостаточно высокого уровня морального развития человека. Большинство   философов   и   психологов   в   определениях   лжи   указывают   на   ее преднамеренность. Естественно, в таком ракурсе ложь рассматривается как отрицательная черта характера. Однако, собирая материал для дипломной работы, посвященной проблеме лжи, я столкнулась с очень интересной точкой зрения. В некоторых философских и психологических работах последних лет способность ко лжи   рассматривается   как   привилегия   разумности.   Считается,   что   вся   цивилизация построена на обмане: сначала человек научился обманывать животных (приманивать их), потом появилась техника — средство обмана природы (человек стал способен делать то, чего не мог раньше, пользуясь исключительно своими физическими данными). Использование лжи для получения выгоды культивируется  в литературе. Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана (называемого, правда, хитростью)! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем. В общении мы часто стараемся скрыть свои истинные чувства, мысли, мнения, хотя и называется это не ложью, а комплиментами и правилами хорошего тона. Благодаря этому мы можем сохранять хорошие отношения с теми, чьи интересы и взгляды не только не совпадают с нашими, но и практически несовместимы. 6 К   мелкому,   «невинному»   обману   также   относится   множество   данных   и невыполненных   обещаний,   клятв   (и   в   обыденной,   и   в   политической   жизни),   слухов   и сплетен. Особо остро стоит проблема использования лжи во спасение. Многие считают, что в определенных ситуациях безнравственней сказать правду, чем скрыть ее. Таким   образом,   ложь   становится   не   только   привычной,   но   и   необходимой составляющей человеческой жизни. Рано или поздно ребенок начнет использовать ложь, самое главное — чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах не допустить этого. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Если   ребенок   начал   врать,   задайтесь   вопросами:   не   слишком   ли   жестоко   вы наказываете   его,   всегда   ли   справедливы   по   отношению   к   нему?   Не   заставляете   ли   вы ребенка защищаться любыми способами? Если ваш ребенок использует ложь не как средство защиты, а как средство нападения, значит ситуация вышла из­под контроля. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что­либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать. Если   дети   будут   уверены   в   нашей   любви   и   в   нашем   добром   отношении,   у   них окажется   меньше   поводов   говорить   неправду.   Будьте   внимательны   к   своим   детям, вникайте   в   их   проблемы,   интересуйтесь   их   жизнью,   чтобы   они   не   чувствовали   себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный   опыт   в   первый   раз   воспринимается   очень   болезненно.   Необходимо подготовить   ребенка   к   тому,   что   среди   людей,   к   сожалению,   часто   встречаются   и безответственные,   и   неискренние.   Обсудите   с   ним   причины   людской   неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников. ЛИТЕРАТУРА 1. Айхорн А. Трудный подросток. — М.: Апрель Пресс; ЭКСМО­Пресс, 2001. 2. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у  лиц с отклоняющимся поведением / Психология формирования и развития личности. М.:  Наука, 1981. 3. Фромм А. Азбука для родителей. М., 1994. 4. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993. 7

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"

Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019