Программа "Путь к успеху"
Оценка 4.6

Программа "Путь к успеху"

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
психологическая работа +1
Взрослым
02.11.2017
Программа "Путь к успеху"
Программа «Путь к себе — пусть к успеху» на протяжении нескольких лет успешно реализуется мною с учащимися 7-11 классов. Изучение курса предполагает ознакомление с материалом без глубокого проникновения в теоретические основы психологии. Более важным представляется формирование умений и навыков самостоятельного успешного выхода из проблемных жизненных ситуаций, формирование компетентностей социализации в постшкольную образовательную и общественную среду. Программа «Путь к себе – путь к успеху» построена на идее о том, что успешен тот, кто знает себя, свои способности, потребности, может самоорганизовать себя. Успешный человек – это человек, самоопределившийся в личной жизни, профессии, в своём жизненном пути. В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные идеалы, планы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждёт коллектив, общество. Самоопределившаяся личность — это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Важно, что психолог не учит «правильному выбору», не «руководит» выбором, не «диагностирует» все, что связано с выбором. Роль психолога заключается в том, чтобы создать условия для повышения готовности учащихся к адекватному поведению в ситуации выбора образовательного, профессионального, жизненного пути. Программа «Путь к себе — путь к успеху» рассчитана на 36 часов, но я представляю и сокращённый её вариант на 18 часов. Результаты реализации программы носят непосредственный и отсроченный во времени характер. Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностически результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.Программа «Путь к себе — пусть к успеху» на протяжении нескольких лет успешно реализуется мною с учащимися 7-11 классов. Изучение курса предполагает ознакомление с материалом без глубокого проникновения в теоретические основы психологии. Более важным представляется формирование умений и навыков самостоятельного успешного выхода из проблемных жизненных ситуаций, формирование компетентностей социализации в постшкольную образовательную и общественную среду. Программа «Путь к себе – путь к успеху» построена на идее о том, что успешен тот, кто знает себя, свои способности, потребности, может самоорганизовать себя. Успешный человек – это человек, самоопределившийся в личной жизни, профессии, в своём жизненном пути. В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные идеалы, планы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждёт коллектив, общество. Самоопределившаяся личность — это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Важно, что психолог не учит «правильному выбору», не «руководит» выбором, не «диагностирует» все, что связано с выбором. Роль психолога заключается в том, чтобы создать условия для повышения готовности учащихся к адекватному поведению в ситуации выбора образовательного, профессионального, жизненного пути. Программа «Путь к себе — путь к успеху» рассчитана на 36 часов, но я представляю и сокращённый её вариант на 18 часов. Результаты реализации программы носят непосредственный и отсроченный во времени характер. Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностическим результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.
программа Путь к успеху.docx
ГУ «Мичуринская средняя школа» Программа  по психологии для учащихся 7­11 классов  "Путь к себе – путь к успеху». Кудрявцева Лилия Вячеславовна педагог­психолог Пояснительная записка. Современный   книжный   рынок, СМИ  изобилуют  советами, как  стать успешным, предлагая готовые алгоритмы успешности: «делай так, делай то, и   успех   в   твоих   руках!»   При   этом   не   учитывается   «индивидуальный профиль» успеха и  индивидуальный путь к нему, то есть личность идущего к успеху остаётся далеко за пределами пространства поиска успеха. Не   стоит   успокаивать   себя   расхожим   мнением   про   то,   что   «жизнь научит». К сожалению, мы всё чаще констатируем, что много вокруг нас людей,   которых   жизнь   почему­то   не   научила   или   научила   такому,   что больно   бьёт   по   окружающим   и   самому   «ученику   от   жизни»:   рост наркомании,   алкоголизма,   самоубийств   среди   несовершеннолетних убеждают нас в этом. Важно,  чтобы   успешность  стала   стилем   жизни,  а  успешный  человек вызывал   не  чувство   зависти   или   злобы,  а  был   бы   для   другого   человека мощным стимулом к саморазвитию или самосовершенствованию. Программа «Путь к себе – путь к успеху» построена на идее о том, что успешен   тот,   кто   знает   себя,   свои   способности,   потребности,   может самоорганизовать   себя.   Успешный   человек   –   это   человек, самоопределившийся в личной жизни, профессии, в своём жизненном пути. В психологическом плане самоопределившаяся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные идеалы, планы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждёт коллектив, общество, это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Изучение   предлагаемого   курса   предполагает   ознакомление   с материалом   без   глубокого   проникновения   в   теоретические   основы психологии,   более   важным   представляется   формирование   умений   и навыков   самостоятельного   успешного   выхода   из   проблемных   жизненных ситуаций, формирование компетентностей социализации  в постшкольную образовательную и общественную среду. Важно, что психолог не учит «правильному выбору», не «руководит» выбором, не «диагностирует» все, что связано с выбором. Роль психолога заключается   в   том,   чтобы   создать   условия   для   повышения   готовности учащихся к адекватному поведению в ситуации выбора образовательного, профессионального, жизненного пути. Помогает   ли   изучение   курса   проявить   учащимся   свою индивидуальность,   обрести   конкретный   успех   в   конкретном   деле, формируется ли умение «быть успешным»? Уверена, что да. Зачетной работой по курсу является «организация собственного успеха каждым из учащихся или группой учащихся в школьном и/или внешкольном пространстве.  На   этапе   апробации   программы   учащимися   10­х   классов   были организованы и проведены мероприятия для учащихся начальной школы, общешкольные акции. Исследования, проведённые учащимися, с использованием созданных ими видеороликов и электронных презентаций были продемонстрированы на занятиях по предпрофильной подготовке учащихся 9­х классов. Примерами таких работ могут служить:  исследование   по   теме   «Наиболее   востребованные   профессии будущего»,  исследование   по   теме   «Вычисление   индекса   востребованности профессий на современном рынке труда г. Костаная» и др. Участие в проектной игре «Личный профессиональный план», деловой игре  «Устройство  на   работу»,  помогло   нескольким  учащимся   не  только окончательно утвердиться в своём профессиональном выборе, но и сделать конкретные шаги в построении своей профессиональной карьеры. Несколько   учащихся   уже   сделали   вполне   конкретные   шаги   в   плане профессионального   самоопределения,   начав   работать   по   выбранному направлению (менеджер, педагог СТОСМ). Изначально   программа   в   течение   двух   лет   (2008­09   и   2009­2010 учебный годы)  апробировалась на старшей ступени обучения[1]. В 2010­11 учебном году программа в сокращённом её варианте послужила основой для   проведения   профилактической   деятельности   с   учащимися   группы риска [2]. С 2011 года программа успешно реализуется в образовательных учреждениях города. Целевое назначение программы:  создание   условий   для   накопления   личностных   ресурсов   для конструктивного подхода к осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы. Задачи:  актуализация   и   активизация   процесса   исследования   собственных личностных   ресурсов,   необходимых   для   успешного   жизненного самоопределения,  повышение   психологической   компетентности   учащихся   через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности,  прояснение и развитие временной перспективы будущего,  осмысление старшеклассниками своих жизненных ценностей,  формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни,  выработка навыков самоанализа,  раскрытие возможностей целенаправленного саморазвития,  формирование   готовности   брать   на   себя   ответственность   за   свой выбор,  профилактика нарушений психологического здоровья. Категория обучающихся:  учащиеся 7­11 классов. Продолжительность программы.  Программа рассчитана на 34 часа при часовой недельной нагрузке,  Сокращённый вариант программы рассчитан на 18 часов. Выбор   варианта   реализации   программы   зависит   от   возможности включения   программы   в   учебный   план   образовательного   учреждения, нагрузки учащихся. Полный   вариант   программы   предпочтительнее   использовать   для ведения   в   качестве   факультативного   или   элективного   курса,   приурочив завершение курса к проведению в школе недели психологии или научно­ практической конференции учащихся. Сокращённый   вариант   программы   удобен   для   блочного   ведения программы   или   методом   погружения.   Данный   вариант   может   быть использован   при   работе   с   учащимися   во   внеурочное   время,   каникулы (оздоровительные   площадки,   лагеря),   с   отдельными   группами   учащихся (одарённые дети, подростки группы риска и др.). Методы работы  на   занятиях включают   лекции,   беседы,   дискуссии,   тренинги. ролевые   и   деловые   игры,   семинары,   практикумы, Преобладающим   является   использование   интерактивных   форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе. Планируемый результат. Результаты  проведения курса носят непосредственный и отсроченный во времени характер. Непосредственные   результаты   выражаются   в   овладении   навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Ввиду   того,   что   процесс   самоопределения   не   детерминируется временем обучения в школе, то прогностически результатом работы можно считать   готовность   и   психологическую   обеспеченность   готовности   к позитивной   жизненной   самореализации, выпускников школы. Критерии эффективности:   успешную   социализацию  востребованность курса учащимися,  высокий уровень мотивации при изучении курса,  положительные   оценки   со   стороны   родителей,   педагогов, администрации,  результаты   анкетирования   учащихся,   проводимого   до   и   после ведения курса. Примерное тематическое планирование  курса «Путь к себе­путь к успеху».  Темы Введение (1 час). Тема 1. Введение в курс. Кол­во часов 1 час Раздел 1 .Что такое жизненный успех? (4часа). Тема 2. Моё представление об успехе. Тема 3. Шаги к успеху. Раздел 2. Я как личность (14 часов). Тема 4. Человек как личность и индивид. Тема 5. Структура личности. Тема 6. Способы познания и самопознания личности. Тема 7. Знакомство с самим собой. 2 часа 2 часа 2 часа 3 часа 2 часа 7 часов Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху (15часов). Тема 8. Главное ­ желание. Тема 9. Я ­ властелин эмоций. 2 часа 4 часа Тема 10.Как «организовать» успех. Тема 11. Я в социуме. Заключение (1 час). Тема 12. «Формула» успеха. Итого 5 часов 4 часа 1 час 36 часов Примерное тематическое планирование курса  «Путь к себе­путь к успеху»  (сокращённый вариант). Темы Введение (1 час). Тема 1. Введение в курс. Кол­во часов 1 час Раздел 1 .Что такое жизненный успех? (2 часа). Тема 2. Моё представление об успехе. Тема 3. Шаги к успеху. Раздел 2. Знакомство с самим собой (Диагностический этап)  (3 часа) Тема 3. Мой темперамент и характер. Тема 4. Мои жизненные ценности.  1 час. 1 час. 1 час 1 час  1 час. Тема 5. Я в общении. Раздел   3.   Как   организовать   успех.   Самосовершенствование   и саморазвитие   как   путь   к   успеху(Коррекционно­развивающий, формирующий этап) (10часов). Тема 6. Главное – желание и воля. Тема 7. Я ­ властелин эмоций. 2 часа 3 часа Тема 8.Я среди других людей. Тема 9. Моя профессия Заключение (повторный диагностический и рефлексивный этап)  (2 часа). Тема 10. Моя «формула» успеха. Итого 3 часа 2 часа 2 часа 18 часов Содержание занятий. Введение (1 час). Тема 1. Введение в курс (1 час). Психологии как наука. Значение психологических знаний для человека. Диагностические   методики:   социометрия,   анкетирование   (мотивация выбора курса, ожидания от изучения). Упражнения: «Автобусная остановка». Задания   для   самостоятельной   работы: сочинение­рассуждение   «Что значит быть успешным человеком?» Раздел 1. Что такое жизненный успех? (4часа). Тема 2. Моё представление об успехе (2 часа). Составляющие   жизненного   успеха.   «Размер»   успеха.   Субъективность оценки жизненного успеха. Упражнения: «Ассоциации», «Слепой и поводырь», «Что такое жизненный успех?» (индивидуальное и групповое выполнение). Задания для самостоятельной работы: «Способы достижения успеха» (индивидуальное выполнение). Тема 3. Шаги к успеху (2 часа). Отличие   цели   от   мечты.   Умение   формулировать   СВОИ   цели   в   жизни. Дерево целей. Цена достижения цели. Знание   себя,   умение   организовать   себя   в   достижении   цели,   умение управлять собой – важные шаги в достижении успеха. Упражнения:   «Способы   достижения   успеха»   (групповое   выполнение), «Курица», «Дорожная карта». Задания   для   самостоятельной   работы: дать   определение   понятиям «личность», «индивид», «индивидуальность». Раздел 2. Я как личность (14 часов). Тема 4. Человек как личность и индивид (2 часа). Понятия   «индивид», характеризующие человека как личность.   «личность»,   «индивидуальность».   Явления, Игра «МПС», «Отгадай меня». Дискуссия «Все ли люди личности?». Задания для самостоятельной работы: эссе «Я­личность». Тема 5. Структура личности (3 часа). Мотивы   и   потребности   человека.   Темперамент   и   характер.   Эмоции. Склонности и способности. Направленность личности. Самосознание. Упражнения: «Сундук желаний», «Летающая тарелка», Ролевая игра «Поездка в автобусе». Игра­ конкурс «Самый­самый…». Задания  для   самостоятельной   работы: Предложить   способы   изучения себя и других людей. Тема 6. Способы познания и самопознания личности (2 часа). Общее представление о методах исследования в психологии. Деловая игра «Психологическая лаборатория». Тема 7. Знакомство с самим собой (7часа). Практикум   по   самопознанию.   Консультирование   по   результатам полученных диагностических данных. Диагностические   методики:   «3­ФЛО»,   Опросник   Айзенка,   «КОС­1», «Ценностные   ориентации   личности   (ЦОЛ)»,   «Ценностные   ориентации» М.Рокича, тест «Образ мира», ТЮФ. Задания   для   самостоятельной   работы: Предложить   способы   снятия психоэмоционального   напряжения,   модели   поведения   в   стрессовых ситуациях. Раздел 3. Самосовершенствование и саморазвитие как путь к успеху (15часов). Тема 8. Главное ­ желание (2 часа). Тренинг мотивации достижения. Тема 9.Я ­ властелин эмоций (4 часа). Влияние   психоэмоционального   состояния   на   успешность   деятельности. Стресс   и   его   влияние   на   человека.   Приемы   регуляции   эмоционального состояния, улучшения работоспособности. Упражнения: «Ассоциации». Диагностические   методики:   Шкала   тревожности   Филлипса,   Опросник САН,   Методика   определения   уровня   нервно­психической   устойчивости (анкета «Прогноз»). Ролевая игра «На приёме у психотерапевта». Задания   для   самостоятельной   работы: проанализировать   «расход» времени на учебу, досуг, др. виды деятельности. Тема 10. Как «организовать» успех (5 часов). Основы   самоменеджмента.   Понятие   о   самоменеджменте.   Время   как стрессор. Капитал времени. «Поглотители времени». Функции, правила и техники самоменеджмента. Практикум. Задания   для   самостоятельной   работы: сочинение   «Плюсы   и   минусы моего общения». Тема 11. Я в социуме (4 часа). Повышение   коммуникативной   компетентности   как   одно   из   условий формирования успешной личности. Диагностические   методики:   «Q­сортировка»,   тест   описания   поведения К.Томаса. Упражнения: «Превратим минусы в плюсы», «Ассоциации». Игра « «Да» ­ не говорить», «Потерпевшие кораблекрушение». Заключение (1 час). Тема 12.«Формула» успеха (1 час). Заключительный урок­рефлексия. Упражнения: «Автобусная остановка», «Пожелания». Использованная литература. 1. Панькова Л.Н. Программа элективного курса для учащихся 10–11­х классов "Психология успеха"::Статьи Фестиваля «Открытый урок»// [Электронный ресурс].­   URL:http://festival.1september.ru/articles/578445/ 2. Панькова   Л.Н.   Психологическое   сопровождение   и   обеспечение работы образовательного учреждения в режиме «второго расписания» //   Сфера   детства.   Краевой   информационно­аналитический   журнал 2011 №4(14)­35 с. Литература для учителя. 1. Божович   Л.И.   Личность   и   её   формирование   в   детском возрасте.М.:1968. 2. Вагин   И.О.   Как   стать   первым.   Практическийкоучинг   по­ русски/И.Вагин, «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак» 2003.­288 с.   А.Глущай.­М.:ООО   «Издательство   АСТ»: 3. Вехова   А.П.,   Кузибецкий   А.Н.Жизненное   самоопределение старшеклассников:   педагогические   условия   развития.   Волгоград: ВГИПК РО,2003. 4. Гинзбург   М.Р.   Психологическое   содержание   личностного самоопределения//Вопросы психологии. 1994.№ 3.С.17­21. 5. Голованова   Н.Ф.Социализация   школьников   как   явление педагогическое// Педагогика.1998.№ 5.С.42­46. 6. Дереклеева   Н.И.Модульный   курс   учебной   и   коммуникативной мотивации   учащихся   или   Учимся   жить   в   современном   мире.   – М.:ВАКО,2004.­122 с.­ (Педагогика. Психология. Управление). 7. Загашев   И.Как   решить   любую   проблему.   ­   СПб.:   прайм­ ЕВРОЗНАК,2001.­128 с. (Серия «Школа мастера».) 8. Игры­обучение,   тренинг,   досуг…/Под   ред.В.В   Петрусинского//В четырёх книгах. ­ М.:Новая школа,1994.­368 с. 9. Истратова   О.Н.,   Эсказуто   Т.В.   Справочник   психолога   средней школы/серия «Справочники». ­ Ростов на/Д: «Феникс»,2003.­512с. 10.Лабиринты   психологии.   Под   ред.   Трушковой   С.В.­М.:Издат.   отдел УНЦ ДО МГУ,1996.­168 с. 11.Мнацаканян   Л.И.   Личность   и   оценочные   способности старшеклассников.­ М.:Просвещение,1991.­191 с. 12.Обозов   Н.Н.   Психология   субъекта   познания.   СПб.,   Школа практической психологии,1997 г.­56 с. 13.Пряжников   Н.С.   Карточные   профконсультационные   методики. М.,19993. 14.Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. ­ СПб,2003. 15.Столин В.В. Самосознание личности.­ М.,1983.­286 с. 16.ТюшевЮ.В.Выбор   профессии:   тренинг   для   подростков.   ­   СПб.: Питер,2006.­160 с.: ил. ­ (Серия «Практическая психология»). Литература для учащихся. 1. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии. ­ М.,1995.­80 с. 2. Гинзбург М.Р. Путь к себе. ­ М.:Педагогика,1991.­160 с.: ил. ­ (Познай себя:Психология­школьнику). 3. Кинчер Дж. Книга о тебе.40 тестов­самоисследований.­ СПб: Питер Пресс,1996.­224 с. ­ (Серия «Азбука психологии»). 4. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы.­ М.:Культура и спорт, ЮНИТИ,1997.­287 с. 5. Кумар В. Кто я? Какой я? ­ СПб: Питер Пресс,1997.­128 с.­ (Серия «Азбука психологии»). 6. Немов   Р.С.   Психология:   Пособие   для   учащихся:10­11   кл.­ М.:Просвещение,1995.­239 с.: ил. 7. Орлов   Ю.М.   Самопознание   и   самовоспитание   характера:   Беседы психолога   со   старшеклассниками:   Кн.   для   учащихся.   ­   М.: Просвещение,1987.­224 с. 8. Петровский   А.В.   Популярные   беседы   о   психологии.   М., «Педагогика»,1997.­208 с. 9. Чарный Б.М. Воспитай себя сам. ­ Пермь: Кн. изд­во,1990.­149 с. Электронные ресурсы: 1. Библиотека   сайта «Psychology.ru:   Психология   на  русском   языке»// [Электронный ресурс].­URL: http://www.psychology.ru/Library 2. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета//[Электронный ресурс]­, URL : http://www.i­ u.ru/biblio/default.aspx  3. Виртуальная библиотека по психологии//[Электронный ресурс].­URL: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm 4. «Каталог   психологической   литературы»   //[Электронный   ресурс].­ URL: http: //www.psycatalog. ru 5. «Популярная психология»,  URL: http://karpowww.narod.ru/   бесплатный   школьный   портал, 6. ПроШколу.ру   ­   URL: http://www.proshkolu.ru  «Психея», URL : http://www.psycheya.ru 7. 8. «Флогистон:   Психология   из   первых   рук»,URL: http://flogiston.ru/library 9. Электронная   библиотека   Российской   государственной   библиотеки, URL: http://elibrary.rsl.ru/ 10.PSYLIB:   Психологическая   библиотека   «Самопознание   и саморазвитие»,URL: http://psylib.kiev.ua. 11.VitalP’Art   —   Psyberia.Ru   «Продвинутая   психология   для несовершеннолетних», URL: http://psyberia.ru/about/

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"

Программа "Путь к успеху"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017