Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»
Оценка 4.8

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
02.04.2017
Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»
Повышение педагогической культуры родителей – одно из приоритетных направлений в деятельности учителя. Без взаимодействия с семьей, как бы не старался педагог, не получится полноценного воспитательного процесса. - Как в любом направлении нашей педагогической деятельности мы составляем программу работы, так мы составляем ее и для работы с родителями. Да. Верно, программа есть, но все ли мы реализуем ее на практике, зачастую ставя работу с родителями на второй план, довольствуясь родительскими собраниями и редкими беседами, иногда приглашая поучаствовать родителей в спортивном конкурсе. Меняется время, меняется поколение учеников и соответственно поколение родителей. Необходим новый, немного нетрадиционный подход.Опыт моей работы отличается тем, что с внедрением ФГОС, необходим новый, творческий , креативный подход к работе с родителями. Одна из целей моего опыта– в процессе совместной деятельности педагога, родителей и учащихся активизировать их познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
Программа работы с родителями КАПЛИНА Л.П. МКОУ Новомеловатская СОШ.с.Медвежье.docx
МКОУ Новомеловатская СОШ с. Медвежье Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий» Автор программы: учитель начальных классов Каплина Любовь Павловна Форма: родительское собрание Вид деятельности: проблемно­ценностное общение Направление воспитания: психолого­педагогическое просвещение  родителей Пояснительная записка. Актуальность программы. Повышение педагогической культуры родителей – одно из  приоритетных направлений в деятельности учителя. Без взаимодействия с  семьей, как бы не старался педагог, не получится полноценного  воспитательного процесса. ­ Как в любом направлении нашей педагогической деятельности мы  составляем программу работы, так мы составляем ее и для работы с  родителями. Да. Верно, программа есть, но все ли мы реализуем ее на  практике, зачастую ставя работу с родителями на второй план, довольствуясь  родительскими собраниями и редкими беседами, иногда приглашая  поучаствовать родителей в спортивном конкурсе. Меняется время, меняется поколение учеников и соответственно  поколение родителей. Необходим новый, немного нетрадиционный подход. 1 сентября. У детей в глазах радость, немного тревоги и волнения ( но это от  новизны ощущений), предвосхищение будущей деятельности. А что же в  глазах родителей? Конечно это любовь, нежность и …..если не ужас, то страх. Что дальше, как потом и т.д. И, как правило, это настроение передается  детям. Мне очень часто приходится встречаться с родителями. Иногда  создается впечатление , что они задавая вопрос о своем ребенке, ждут сразу  негативного ответа, порицаний, наставлений, но никак не совета, помощи и  взаимодействия. И как правило, те же чувства возникают и у детей –  неуверенность в своих силах, страх, робость. Родителей можно понять, они  так же попали в незнакомую среду, они не знают учителя, они беспокоятся о  своих детях, они растеряны. Им в конце концов нужно помощь. Поэтому и возникла необходимость пересмотреть программу работы с  родителями по всем направлениям. Научить родителей помогать своим детям  учиться и развиваться. 1 В Примерной основной образовательной программе говориться о  повышении педагогической культуры родителей ( законных представителей),  и это направление рассматривается как одно из ключевых направлений  реализации программы духовно нравственного развития и воспитания.           В связи с переходом на новый стандарт, мы говорим о формировании  УУД у школьников. И я подумала, а почему бы не составить программу  формирования УРД( универсальные родительские действия), ведь родители  нуждаются в формировании коммуникативных, регулятивных,  познавательных и личностных результатах, не меньше самих детей. Сроки реализации 2016­2017 уч.г. Исполнители мероприятий программы: Родительский, детский и педагогический коллектив МКОУ Новомеловатская  СОШ с. Медвежье. Цель программы:  ­ создание единой образовательной среды в школе и семье, формирование  УРД (универсальных родительских действий). Задачи Программы:  ­ повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их  знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;  ­ содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения родителей в  жизнедеятельность классного сообщества;  ­ содействие родителям в решении проблем воспитания детей ­формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, как личного  примера для детей. ­ выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности  ребенка;  ­ пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики  неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны  родителей.  Новизна. Опыт моей работы отличается тем, что с внедрением ФГОС, необходим  новый, творческий , креативный подход к работе с родителями. Одна из целей моего опыта– в процессе совместной деятельности  педагога, родителей и учащихся активизировать их познавательную,  исследовательскую и творческую деятельность, тем самым, повышая качество знаний учащихся. В процессе взаимодействия семьи и школы происходит формирование  всех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально­ценностного отношения к миру. От  2 педагога требуется создание необходимых условий , для реализации данного  проекта и создание ситуации успеха. Главным направлением в организации сотрудничества классного  руководителя и родителей является формирование у родителей понимания  принадлежности к школьному образовательно­ воспитательному  пространству. Специфика проблем родителей школьника: Страх перед неудачей своих детей Незнакомый родительский коллектив Кто такой учитель? В какой классный коллектив попал ребенок? Сложности  взаимоотношений ребенка со сверстниками и учителем. Формы и методы работы с родителями, как условие формирования универсальных родительских действий Учебное сотрудничество­педагог воспринимает родителя как равноправного  партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует  взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и  свободны в своих высказываниях. Родитель свободно пользуется помощью  педагога или других родителей. Родительские собрания ­ формируют у родителей все виды УРД. Это  икоммуникативные­ постановка вопросов, умение планировать  воспитательный процесс планирования сотрудничества, регулятивные­  планирование работы, целеполагание, оценка деятельности  родителей, познавательные – формулировать проблемы, структурировать  знания, личностные­ смыслообразование, нравственно­стетическое  оценивание. Адаптационный период­это период, когда формируются все виды УРД.  Родителям необходимо научиться общаться между собой и педагогом,  формировать доброжелательный и ( коммуникативные и личностные),уметь  организовать свое время и время своих детей, планировать работу и  предвидеть результат, контролировать свою деятельность, по отношению к  ребенку ( регулятивные), сформировать положительное отношение к  учебному процессу, развивать в себе патриотические чувства,  интернационализм( личностные), уметь правильно пользоваться полученной  информацией, уметь вместе с детьми добывать эти знания( познавательные). Именно в адаптационный период помощь родителей необходима детям, как  никогда, а толь родитель владеющий педагогической культурой, может  грамотно помочь ребенку , поэтому формирование УРД так важно но этом  этапе. Творческая, проектная, исследовательская деятельность Совместная с педагогом и детьми проектно­ исследовательская работа,  помощь детям в создании базы проектов класса. Нацеленность проектов на  3 оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов. Совместная творческая деятельность детей и родителей при работе над проектами– способствую  формированию коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Так же  для развития регулятивных , коммуникативных и познавательных  универсальных действий способствуют выставки, конкурсы , тестирование  родителей. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени  проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы  своих детей.            Огромное значение имеет положительное общение детей (во время  работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с  родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем  беседы и нравоучения. В результате совместной проектной деятельности дети узнают много  нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их  родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”. Трудовая деятельность ­ совместное проведение субботников и рейдов,  формирует у родителей личностные УРД­ организованность,  дисциплинированность, внимательность. Родители выполняют поручения  педагога по оформлению класса, оказывают помощь в оформлении и  проведении праздников. Деятельность по формированию здорового и безопасного образа жизни.  Эта деятельность развивает в родителях регулятивные УРД­ оценивать и  корректировать свой образ жизни, для предъявления примера детям,  познавательные УРД­ моделировать здоровый образ жизни с помощью  различных информационных источников, личностные – ориентировать себя и  свою семью на здоровый образ жизни, соблюдения правил безопасного  поведения и ПДД . Совместная деятельность родителей и педагога­ формирование  коммуникативных УРД­ умение строить диалог, планировать учебное  сотрудничество. Познавательные УРД ­поиск информации, логическое  построение выступлений, рефлексия деятельности. Мероприятия , праздники­ формируют у родителей регулятивные УРД­  планирование, прогнозирование, личностные­ нравственно­эстетическое  оценивание. Дистанционное общение – формирование ИКТ – компетентности родителей, основы овладения электронной почтой, блогами, форумами и чатами. Индивидуальные тематические консультации – развивают у родителей  познавательные, коммуникативные и личностные УРД­ т.е умение  формулировать проблему, проводить рефлексию, умение разрешать  конфликты, выражать свои мысли. 4 Посещение на дому – формирует личностные, регулятивные и  коммуникативные УРД , способствуют более тесному сотрудничеству и  взаимопониманию, педагог видит семью « изнутри» Вовлечение родителей в школьное самоуправление­ развивают личностные  и коммуникативные УУД, формируют умение высказывать своё мнение и  уважать позицию другого. Направления работы с родителями: Гражданско – патриотическое и правовое : беседы, род. собрания,  совместные встречи с ветеранами, КТД с совместно с детьми , дискуссии,  круглые столы. Знакомство с нормативными документами и локальными  актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традициями  школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с  содержанием образовательно­воспитательного процесса в детском  коллективе. Физкультурно­ оздоровительное: семейные соревнования, спортивные игры, беседы, консультации, беседы родителей с детьми. Нравственное и эстетическое: беседы, консультации, совместные поездки в  театры, музеи и т.д., КТД совместно с детьми, выставки, фотовыставки Экологическое: беседы, проектная и исследовательская деятельность.,  совместные экскурсии с детьми, привлечение в природоохранную  деятельность ( агитация, уборка мусора вместе с детьми и т.д.) Трудовое : совместные субботники, генеральная уборка класса, помощь в  оформлении кабинета и т.д.. Школьно­ семейное : род. собрания, консультации, дистанционное общение,  работа с портфолио, семейные праздники, проекты. Исследовательская деятельность: беседы родителей с детьми, совместная  исследовательская деятельность, проектная деятельность. Диагностическое: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его  взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи)  Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся  жизнедеятельностью в классе и школе. Просветительское: Просвещение родителей по вопросам психологии и  педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей,  психолога, соцпедагога, библиотекаря, учителей предметников.  Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному  образовательно­воспитательному пространству.             Разработка памяток для родителей по взаимодействию с детьми. Организационное направление: Проведение совместных мероприятий по  реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в  классе», где демонстрирую родителям достижения 5 Работа с родителями одаренных детей: Оказание родителям психолого­ педагогической помощи в решении проблемных ситуаций. Индивидуальная  коррекционная работа с одарёнными детьми. учащихся, родителей и педагогов школы).  Работа с неполными и неблагополучными семьями: удачными формами  работы являются занятия общешкольного педагогического всеобуча,  переписка с классным руководителем, посещение консультативных пунктов  Школа должна стать таким семьям не строгим судьей, а надежной опорой и  партнером, активно пропагандировать весь позитивный опыт воспитания в  ней. Принципы реализации программы: добровольности; значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы); вариативности форм и методов; научности; непрерывности и целостности; комплексности; сотрудничества; постоянства обратной связи; открытости; конфиденциальности.           Планируемый результат. Первый уровень результатов: Приобретение родителями знаний, первичного понимания о повседневной  жизни в школе, о среде, в которой находится его ребенок. Как и у детей, на  этом этапе особое значение имеет значение взаимодействия родителей с  учителем. Второй уровень результатов: Получение родителями позитивного отношения к базовым ценностям  школьного общества. Для достижения этого уровня особое значение имеет  взаимодействие родителей между собой, с детьми, с педагогом. Третий уровень результатов : Самостоятельные общественные действия родителей, социально приемлемых  моделей поведения. Эффект работы с родителями. Родители самостоятельно и с желанием принимают участие в жизни школы и  класса, следят за учебно ­ воспитательным процессом, оказывают посильную  помощь педагогу, принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, вместе с детьми ведут проектную и исследовательскую деятельность, ведут и  6 пропагандируют здоровый образ жизни, являются патриотами своей родины и  и прививают это чувство своим детям. Родител и выпускни ка НШ Модель «Родителя выпускника нашей  школы» Деятельный Готовый к сотрудничеству Общительный Готовый вместе с ребенком познавать мир Участвующий в жизни школы и класса Родитель выпускника нашей школы. Ведет и пропагандирует здоровый образ  жизни Патриот своей Родины Креативный Мероприятия по реализации программы Мероприятия Сроки Название 7 Изучение семьи с  целью выявления  ее возможностей  по воспитанию  своих детей. Род. собрание Начало  учебного  года. 1 – 2 раза в  четверть Встречи с  родительским  комитетом Индивидуальные беседы Консультации,  диспуты, беседы 1 раз в 2  недели По мере  возникновен ия  проблемы В течение  года В течение  года Ознакомление  родителей с  содержанием  учебно­ воспитательного  Анкетирование тестирование, беседы. « Готовность ребенка к школе» « Адаптация ­ страшно или легко» « Что такое проектная и  исследовательская деятельность. Мой  ребенок – исследователь» « Формирование устойчивого интереса к  обучению» «Листая страницы нашего альбома»,   «Воспитание в семье»,  «Агрессивное поведение»,  «Взаимоотношения в семье­ модель  поведения ребенка»,« Каждый ребенок  одарен по своему», «Трудовое воспитание  в семье». Организационные вопросы. Индивидуально « Почему они….», « Учиться, играя»,  « Как отношения в семье отражаются на  поведении ребенка», « Соблюдайте ПДД  вместе с детьми», «Чем увлечь ребёнка »,  « Доверяй но проверяй», «Организация  досуга детей», «Агрессивный ребенок»,  « Организация летнего досуга», « Как  помочь ребенку с домашним заданием» , «  Мы на дорогах­ пример для  детей», «Воспитание сознательной  дисциплины», «Внешний вид ребенка», « Аккуратность­ залог здоровья» Знакомство родителей с результатами  диагностик, контрольных срезов.  Консультации по интересующим вопросам. Знакомство с результатами детей и др. 8 процесса. Проектная  деятельность В течение  года Выставки и  конкурсы В течение  года Спортивно­  оздоровительные  мероприятия В течение  года Трудовая  деятельность КТД Посещение на  дому Совместные  мероприятия и  праздники В течение  года В течение  года В течение  года В течение  года Поездки и  экскурсии В течение  года «Семейные  вечера» В течение  года Род. собрание. Создание банка проектов, совместно с  детьми. Создание азбуки­ малышки для  будущих первоклассников. Выставка рисунков « Мой ребенок»,  фотовыставка «Село, в котором мы  живем», Конкурс эссе « Мой ребенок в  будущем», «Бабушкин сундук» Соревнования: « Мама , папа, я­ спортивная семья»,  выпуск агитационных буклетов,  пропаганда здорового образа жизни,  совместные походы, проведение  совместных детско ­ родительских дней  здоровья Совместные субботники, оказание помощи в организации оформления кабинета.  « Я расскажу о своей профессии»­ встречи и беседы родителей с детьми о  профессиях. «Мой родной Воронежский край», « Поможем ветеранам» Осенняя ярмарка, Посвящение в  первоклассники, День Матери, Новый год,  Папин день, Мамин день, День моей семьи. Посмеемся вместе( вечер юмора к 1  апреля), Прощание с 1(2, 3) классом,  Выпускной бал, «Не перевелись еще  богатыри»­интеллектуальная игра для пап, День Земли, День защиты детей. Посещение музея МКОУ  Новомеловатская СОШ, экскурсия в  осенний (зимний, весенний) парк (лес),  экскурсия на Центральный пруд. поездка в цирк (выездной в с. Новомеловатка). « Какие книги читают в нашей семье»­  вечер литературного чтения. Викторина « Зеленая поляна», КВН среди  семейных команд, турниры знатоков,  вечера за круглым столом. 9 Анкетирование,  диагностика Мероприятия по  ПДД В течении  года. В течение  года Дистанционное  общение В течение  года Работа с  родителями  одаренных детей. В течение  года Работа с « трудны­ ми» и неполными  семьями. В течение  года. Акция «Учись быть пешеходом»,  Родительское собрание «Дети и дорога»,  Разработка памяток, буклетов и  рекомендации по ПДД для родителей и  учащихся, «Мы изучаем ПДД с мамой и  папой», «Как влияет на безопасность  детей поведение родителей на дороге» Участие родителей в подготовке и  организации классного конкурса– фестиваля «Безопасное колесо», Участие  родителей в подготовке и организации  бесед с обучающимися «Ты и  безопасность!». Рассылка информации различного  характера (объявления, консультации, поздравления  и т.д.), личное общение с родителями. Беседы, консультации (« Что такое  одаренность», « Мой ребенок одаренный,  что делать?»,  «Одаренный­ вундеркинд??» , «Особенности одаренных детей». Встречи  со школьным психологом. Посещение на дому, родительский  всеобуч, оказание помощи и поддержки  Предполагаемый результат работы по программе: 1. Сформирован позитивный жизненный стиль семьи. 2. Сформированы доверительные отношения между детьми и родителями. 3. Выросло количество родителей, активно участвующих в различных  мероприятиях, КТД , экскурсиях и т.д. 4. Расширено информационное поле родителей в области психолого– педагогического просвещения. Для отслеживания результатов работы по программе используется метод  наблюдения, анкетирование родителей , опрос родителей по результатом  анкетирования работы. Используемая литература: 10 http://festival.1september.ru/articles/subjects/23 http://sch49.mosuzedu.ru/node/70 http://class­15.jimdo.com http://vashpsixolog.ru/working­with­parents/156­programs­for­ parents http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=801 Приложение 1 Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» Цель: помочь родителям проанализировать свои взаимоотношения с детьми. Задачи: Классный руководитель 2б­3б  классов Каплина Л.П. Выявить приоритетную роль семьи в воспитании ребенка. Выявить тип взаимоотношения в семье. Помочь родителям увидеть себя глазами ребенка. Введение в тему: "Семья ­ это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию".  (В.А.Сухомлинский) Чтобы вырастить полноценного человека, творческую и социальную зрелую  личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники.  Школа ставит перед собой много задач, но она может только помочь родителям  при решении ими многих вопросов воспитания детей. Она никогда не сможет  конкурировать с семьей. Жизнь доказала, что все беды у детей, а потом и  взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых ­  отсутствие любви и неумение поддерживать своих детей. Мини­анкета «Общение в лицах» В.А.Сухомлинский говорил: «Там где нет мудрости родительского воспитания,  любовь матери и отца к детям уродуют их». Разновидности этой уродливой любви: Любовь умиления Любовь деспотичная Любовь откупа Разновидности этой уродливой любви: Любовь умиления 11          1. 2. 3. 4.    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.        Любовь деспотичная Любовь откупа Беседа «Общение в лицах» 1) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? 2) С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? 3) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время  общения с вами? Практическая часть. Как бы вы себя повели в данной ситуации? (Обмен мнениями) Вам не нравится новый друг вашего сына, дочери. Вам кажется, что он  плохо воспитан, слишком развязан, плохо влияет на вашего ребенка. Что делать? Ваш ребенок ведет себя возмутительно, натворил что то ужасное, на него  пожаловалась соседка, в дневнике грозная запись. Ваша реакция на это? Иногда ребенок приходит домой с плохими словами. Мы говорим ему:  "Кто тебя научил? Где ты этого набрался? Чтоб я от тебя этого больше не  слышала больше". Анализ анкетирования, проведенного с детьми ранее. (Кол­во детей ответивших  на тот или иной вопрос) Задача: помочь родителям поставить себя на место ребенка. Варианты ответов: Всегда Иногда Никогда Меня почти во всем поддерживают. У нас бывают разногласия, даже ссоры. Мне бывает трудно дома. Ко мне предъявляют слишком высокие требования. Меня во всем ограничивают. Дома считаются с моим мнением. Мне дают карманные деньги. У нас дома бывают одноклассники, друзья. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности. Родители заняты только собой. Дети учатся у жизни. Если: Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Ребенок живет во вражде, он учиться быть: агрессивным. Ребенок растет в упреках, он учиться жить: с чувством вины. Ребенок живет в терпимости, он учиться: понимать других. Ребенка хвалят, он учиться быть благодарным. Ребенок растет в честности, он учиться быть справедливым. Ребенка поддерживают, он учиться ценить себя. 12 ИТОГ. Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня,  Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха,  Поймут все без труда. Слова порой запутанны,  Пример же ­ никогда. 13

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»

Программа работы с родителями « Развитие универсальных родительских действий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017