Примерная программа работы изостудии в подготовительной группе детского сада за основу взята программа И. Лыковой "Цветные ладошки". Студийные занятия осуществляются с небольшим количеством желающих детей (12-14 человек). Большое внимание уделяю развитию самостоятельной изобразительной деятельности, коллажированию. Один раз в месяц приглашаю родителей для совместного творчества с детьми.
Рабочая программа изостудии в подготовительной к школе группе
«Радуга в ладошках» на основе программы Лыковой И.А. «Цветные
ладошки».
Воспитатель Бабий В.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства. Образы детского изобразительного творчества рассматриваются
как художественные, если в них находят отражение жизненные обобщения.
Специфика формирования эстетического обобщения формируется в первую
очередь способами восприятия мира ребенком и обуславливается
особенностями его внутреннего мира – такими, как повышенная
эмоциональная отзывчивость, синкретичность мировосприятия, острота
видения, глубина художественных впечатлений, обусловленная их
первичностью и новизной, яркость и красочность воспринимаемых и
создаваемых образов, стремление к экспериментированию при эстетическом
освоении мира.
Становление художественного образа у детей – дошкольников происходит на
основе практического интереса в развивающей деятельности.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического
опыта и является центральным связующим понятием в системе эстетического
воспитания. Овладение техникой при этом понимается не только как основа
возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего
представления о том или ином эстетическом объекте и способов передачи
обобщений о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже).
Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры
соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает
художественное – эстетическое развитие детей, которое является
приоритетным направлением деятельности детского сада.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с
каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений
стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только
соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение
самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Цель программы
– формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического
отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной
деятельности.
Основные задачи:
1.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в
2.
3.
4.
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
художественными материалами и инструментами.
художественно-образной выразительности.
эстетического опыта: «осмысленное чтение» — распредмечивание и
опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью
Создание условий для свободного экспериментирования с
Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами
Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-воображения; интерпретация художественного образа и содержания,
заключенного в художественную форму.
5.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных
видах детской деятельности.
6.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.
Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности
детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
8.
Формирование эстетической картины мира и основных элементов
Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные
ладошки»
Общепедагогические принципы: обусловлены единством учебно-
воспитательного процесса
Специфические принципы: обусловленные особенностями художественно-
эстетической деятельности
Принцип культуросообразности
Принцип сезонности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип цикличности
Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса
Принцип развивающего характера
Принцип природосообразности
Принцип интереса
Принцип культурного обогащения
Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской деятельности
Принцип естественной радости
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки»
сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного
художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
формирование эстетического отношения и художественных
1.
способностей в активной творческой деятельности детей
2.
создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке,
аппликации, художественному труду и самостоятельного детского
творчества
декоративно-прикладного искусства.
3.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый
из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1.
2.
Способность эмоционального переживания
Способность к активному усвоению художественного опыта
ознакомление детей с основами изобразительного и народного
(эстетической апперцепции, к самостоятельной творческой
деятельности), к саморазвитию и экспериментированию (поисковым
действиям).
(восприятие, исполнительство, творчество)
3.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных
Специфические художественные и творческие способности
Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности
Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта
Принцип организации тематического пространства
Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных
способов действий, направленных на создание выразительного
художественного образапредставлений (интеллектуальный компонент) и обобщенных способов
действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия
для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа включает систематизированный комплекс учебно-
методических изданий и современного наглядного материала
(демонстрационного и раздаточного)
К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по
изобразительной деятельности и художественному труду для всех
возрастных групп детского сада. Для каждого возраста издан отдельный
сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное
планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и
конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими
варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы
создания выразительного образа.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей
и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств
и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей
развивающего и творческого характера.
Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное
освоение детьми разных художественных материалов и способов
взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть
занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и
друг другом.
В непосредственно – образовательной деятельности дети:
— приобретают способность творчески реализовывать свои замыслы;
— развивают творческое воображение, чувство цвета и композиции;
— приобретают умения и навыки свободно экспериментировать с
художественными материалами;
— получают навыки создания художественных образов;
— знакомятся с приемами создания декоративной композиции.
В процессе занятий у детей развиваются усидчивость, мелкая моторика рук,
воображение, художественный вкус.
Формы работы: непосредственно – образовательная деятельность, беседы,
игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование
ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой.
Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-
белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой.
Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная.
Организация занятий.
Одно занятие в неделю по 30 минут для каждой возрастной группы.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
В ходе прохождения двухлетнего курса обучения рисования дети должны:
-Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков.
-Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более
точного образа.
-Владеть навыками рисования и лепки.
-Владеть первичными навыками дизайнерского искусства.
-Свободно ориентироваться в жанрах живописи.
-А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием,
лепкой и
аппликацией.
Ожидаемый результат работы кружка:
—Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
-Тематические выставки в ДОУ.
-Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень
привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности
выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются через занятия студийного образования
«Путешествия».
Сентябрь. «Мир детства»
Тема совместной
деятельности
Материалы
№
п/п
Дата
1
2
Друг детства
Аппликация с
элементами бумажной
пластики: «Веселые
портреты»
Задачи
Рисование
игрушечных мишек с
натуры. знакомство
с эскизом, как
этапом
планирования
работы.
Знакомство с
портретным жанром
и освоение
изобразительно-
выразительных
Литература
Бумага, гуашь,
карандаши, 3-5
разных мишек
Цветная бум для
причесок,
бумага, картон,
клей, кисточки
для клея
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.28.
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.30.Рисование с натуры.
«Что-что с нами
растет?» комнатные
растения.
3
Лепка . «Кто-кто с нами
живет?»
4
Октябрь.«Мир дома»
№
п/п
Тема совместной
деятельности
Дата
5
6
7
Аппликация из ткани.
Красивые светильники
Аппликация
симметричная.
Листочки на окошке
Аппликация силуэтная
«Башмак в луже»
Рисование
декоративное с
элементами
аппликации. Перчатки
и котятки.
8
Ноябрь. «Жаркие страны».
Дат
а
Тема совместной
деятельности
средств
бум.пластики.
Знакомство со
спецификой
реалистичного
рисования ком. раст.
С натуры, развитие
восприятия.
Создание
коллективной
композиции из
пластических
материалов(дом.жив
.) по выбору
Комнатные
растения, листы
бумаги, гуашь,
кисти разных
размеров.
Пластилин.
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.44.
Лыкова
И.А.Изо.деят.
Старш.гр. с.28
(с.46.-
Путешествия)
Задачи
Освоение техники
«коллаж» для
создания образов
бытовых предметов
из фактурной
бумаги, ткани и
ниток.
Комбинирование
знакомых техник
аппликации, учить
оформ.созданные
формы ритмов
мазков и пятен,
наносить
жилкование.
знакомство с
явлением отражения
и «открытие» худ.
Возможностей
симметричной
аппликации.
Создание
оригинальных
образованных основе
силуэта своей руки
(по мотивам
лит.произведения)
Материалы
Литература
Бумага, ткань,
ножницы, клей.
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.52
Цветная бумага
осенних цветов,
ножницы, клей,
картон,
фломастеры
Лыкова
И.А.Изо.деят.
Старш.гр. с.48
Тонированная
бум., цвет.бум,
ножницы, клей
кисточки
Белая или
цветная
бумага,
фломастеры,
гуаш.,
ножницы, клей
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.58
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.60
Задачи
Материалы
Литература
№
п/
п
9
Лепка (коллективная
композиция)
Кактусы зацвели.
Создание
творческой
композиции
«Кактусы
Пластилин,
стеки,
зубочистки,
трубочки для
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.72коктейля,
бусины,
бисер,
салфетки
бум,
матерчатые.
Удлинённые
листы бумаги
одного
размера
желтого,
светло-
оранж,
бум.прямоуг.
для
вырезания
верблюдов,
гуашь,
фломастеры,
вода,
салфетки
Листы
бум.белого
цвета
формата
А3иА4,
восковые
мелки,
гуашевые
краски
Пластилин,
стеки,
клеенка
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.76
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.84
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.86
зацвели»
Знакомство с
явлением
контраста,
освоение
рациональных
способов
изображения
нескольких
одинаковых
животных.
Создание
коллективного
панно
«Тропическое
дерево» с
разноцветными
попугаями
Создание
оригинальных
образов крупных
животных на
основе
обобщенного
способа лепки.
Задачи
Материалы
Литература
10
Рисование с
элементами детского
дизайна «Корабли
пустыни»
11
Рисование с
элементами
аппликации «Пестрые
попугаи»
12 Лепка коллективная
«Топают по острову
слоны и носороги»
Декабрь. «Холодные страны»
Дат
а
Тема совместной
деятельности
Рисование пастелью с
элементами обрывной
аппликации
«Полярное сияние»
№
п/п
13
Освоение нового
худ.материала,
создание
колористических
нефигуральных
композиций.
Листы
бум.белого
цвета
формата
А3иА2,бум.
Белого,
голубого,
серебристого
цвета,
ватные диск.
Бумага
большого
формата
белого цвета
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.90
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.92
14
Аппликация с
элементами
конструирования
(бум.пластика)
Создание
сюжетной
композиции в
технике коллаж,«Белый медведь
любуется полярным
сиянием»
расширение
возможностей
бум.пластики.
для фона,
куски белого
поролона,
пенопласта,
ватные диски
Книжная или
журнальная
иллюстрация,
цвет и
бел.бумага,
клей
Лыкова
И.А.Изо.деят.
Старш.гр. с.110
Поиск изо.-
выразит. Средст
для создания
несложного
сюжета в
аппликации из
бумаги
15
Аппликация
сюжетная.»Где-то на
белом свете»
Январь.«Мир моря»
Дат
а
№
п/п
16
Тема совместной
деятельности
Рисование. «Я рисую
море — голубые
дали…»
17
18
19
Рисование –
экспериментировани
е «Крошки –
осьминожки»
коллективная работа
Аппликация с
элементами
рисования «По
морям, по волнам…»
Аппликация
силуэтная «Стайка
дельфинов»
Февраль. «Мир сказки»
Дат
а
Тема совместной
деятельности
Лепка сюжетная по
мотивам народных
сказок: «БАБУШКИНЫ
№
п/п
20
Задачи
Материалы
Литература
Бумага,
гуашь,
старые
зубные
щетки,
губки,
мочалки
Лист бумаги
большого
формата,
гуашь,
кисти, банки
с водой,
салфетки
Цв. Бумага,
обрезки,
фантики,
салфетки,
ножницы,
клей
Бумага,
цв.бумага,
ножницы,
клей,
салфетки
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.98
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.104
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.100
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.112
Экспериментирова
ние с бытовыми
предметами для
изображения вол
(моря) разными
способами.
Рисование
пластичных
обитателей моря
на основе
волнистой линии
(осьминоги,
медузы,
водоросли)
Создание
сюжетной
композиции по
замыслу,
свободное
сочетание худ.
техник.
Освоение новой
техники
аппликации —
симметричное
вырезывание по
нарисованному
или
воображаемому
контуру.
Задачи
Материалы
Литература
Лепка сказочных
персонажей по
мотивам русских
Пластилин,
стеки,
бусины,
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.142СКАЗКИ»
21
Рисование-
фантазирование:
«ДОМИК С ТРУБОЙ И
СКАЗОЧНИК-ДЫМ»
22
Аппликация-мозаика:
«ЛУЖИ-ТУЧИ ДЛЯ
ВЕСЁЛЫХ ПОРОСЯТ»
23
Рисование по
замыслу:
«ФАНТАСТИЧЕСКИЕ
ЦВЕТЫ»
Март. «Мир сказки»
Дат
а
№
п/п
24
Тема совместной
деятельности
Аппликация
сюжетная:
«ИЗБУШКА НА
КУРЬИХ НОЖКАХ»
25
Лепка сюжетная:
«ТАМ СТУПА С
БАБОЮ ЯГОЙ ИДЁТ-
БРЕДЁТ САМА
СОБОЙ»
народных сказок,
развитие
способностей к
сюжето
сложению.
Создание
оригинальных
контурных
рисунков в
технике «Живая
линия» (линия на
прогулке).
Свободное
сочетание
аппликативных
техник:
вырезывание по
контуру,
обрывная и
модульная
(мозаика).
Развитие
творческого
воображения —
свободное
применение и
комбинирование
знакомых
художественных
техник.
бисер,
лоскутки,
трубочки,
зубочистки,
фольга,
фантики
Цв. и белая
бумага,
ножницы,
клей, краски
гуашевые
Узкие
полоски
бумаги
синего,
фиолет. и
белого цв.,
ножницы,
клей
Цв. и белая
бумага, для
фона. Гуашь,
акварель,
фломастеры,
ручки,
карандаши,
ватные
палочки.
Перышки и
т.д.
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.144
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.150
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.156
Задачи
Материалы
Литература
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.174
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.176
Создание образа
сказочной
избушки,
самостоятельный
выбор
изобразительно-
выразительных
средств.
Экспериментирова
ние в лепке,
трансформация
образа Бабы яги в
ступе (прячется,
выглядывает).
Цветная и
фактурная
бумага,
цветные
бумажные
салфетки,
ножницы,
клей кисти
Пластилин,
стеки,
бусины,
бисер,
лоскутки,
трубочки,
зубочистки,
фольга,
фантики26
Лепка сюжетная
(коллективная
композиция):
«ЛУКОМОРЬЕ»
27
Рисование
декоративное: «ПИР
НА ВЕСЬ МИР»
28
Моделирование из
фольги, фантиков и
цветной бумаги:
«СКАЗОЧНЫЕ
ДВОРЦЫ И ЗАМКИ»
Создание
инсталляции по
сюжету сказки А.С.
Пушкина, развитие
способности к
композиции и
сюжетосложению.
Создание
коллективной
композиции на
основе общего
замысла (по
мотивам
декоративно-
прикладного
искусства).
Создание
инсталляций из
бросового
материала, бумаги
и фольги,
знакомство с
архитектурой.
Пластилин в
брусках и
смешанный,
стеки,
бусины,
бисер,
лоскутки,
трубочки,
зубочистки,
фольга,
Листы
бумаги
желтого
цвета, гуашь,
кисти, банки
с водой.
салфетки
Лист бумаги
большого
формата,
фольга,
ножницы,
клей,
мишура,
блестки
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.178
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.184
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.186
Апрель.
«Мир космоса»
Дат
а
№
п/п
29
Тема совместной
деятельности
Аппликация из
цветной бумаги,
ткани и
фольги «Звезды и
кометы»
30
Лепка рельефная
(панорама)«В
далеком космосе»
31
Лепка, рисование
или аппликация(по
выбору)«Летающие
Задачи
Материалы
Литература
Создание
панорамной
композиции в
технике коллаж
из разных
материалов,
вырезание звезд
по опрной хеме.
Совершенствован
ие техники
рельефной лепки,
передача
пластики,
движения и
колорита
космических
объектов
Создание
оригинальных
образов
Фольга
золотистая и
серебристая,
цв. и факт.
бумага,
лоскутки
ткани,
серпантин,
ножницы
Пластилин,
стеки,
бусины,
бисер,
лоскутки,
трубочки,
зубочистки,
фольга,
фантики
Пластилин,
стеки,
клеенка,
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.122
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.124
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.126тарелки и
пришельцы из
космоса»
32
Лепка коллективная
и аппликация (по
выбору) «Наш
космодром»
космических
объектов по
замыслу, развитие
навыков
сотворчества
Создание
оригинальных
образов
космических
летательных
аппаратов по
представлению
или опорной
схеме.
фольга,
ножницы,
клей,
мишура,
блестки
Пластилин,
стеки,
клеенка,
фольга,
ножницы,
клей,
крышки,
трубочки,
палочки,
пуговицы
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.128
Май. «Древний мир»
Дат
а
экспериментирование:Наск
альная живопись
(мамонты и папонты)
Тема совместной
деятельности
№
п/
п
33 Художественное
34 Лепка сюжетная на
тему:«ДИНОЗАВРИКИ»
35 Аппликация силуэтная:
«ДИНОЗАВРЫ И
ДИНОЗАВРИКИ»
Задачи
Материалы
Литература
Сухие
материалы-
уголь,
сангина, мел,
фломастеры.
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.134
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.136
Пластилин или
соленое тесто,
стеки,
колпачки
фломастеров,
зубочистки,
губки
Лыкова И.А.
Путешествия.
С.140
Бумага цв.и
факт.,
ножницы,
карандаши,
клей,
фломастеры,
салфетки
Создание
оригинальн
ых
контурных
рисунков в
большом
масштабе,
развитие
творческого
воображени
я.
Моделирова
ние фигурок
динозавров
по
представле
нию,
создание
сюжетной
композиции
«Это было
давным-
давно».
Вырезывани
е фигурок
разных
динозавров
с помощью
шаблона
или
трафарета,
создание
сюжетных
композиций.