ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)
Оценка 5

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

Оценка 5
Документация +1
doc
изобразительное искусство +2
Взрослым
12.08.2019
ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)
Данная программа представляет собой синтез трех направлений декоративно-прикладного творчества: ткачество, соломплетение и бисероплетение. Изучение их развивает у детей интерес к народному искусству, формирует художественный вкус. Одно из древнейших видов творчества, которое было известно задолго до появления ткацкого и гончарного ремёсел, – соломоплетение. Первыми плетёными вещами, которыми окружил себя человек, стали жилища, рогожи, верёвки, сосуды и одежда. Плетение соломенных изделий относится к периоду освоения земледелия. Соломой крыли крыши, она шла на корм и подстил скоту, в соломенных сосудах и корзинах хранили зерно, муку, продукты. Однако солома использовалась не только по утилитарному назначению, но и являлась декоративным материалом. Дети и молодёжь плели из соломки различные украшения: бусы, кольца и др. Большой интерес представляют подвесные украшения из полых соломенных трубочек – «пауки». Подвесные «пауки» имели не только декоративное значение, их происхождение связывают с земледельческой символикой. Этот необычный ажурный предмет создавал особое настроение праздничности, да и вывешивали его в доме во время Рождества. «Пауков» украшали колосками, плетёными декоративными элементами, а также сушёными ягодами, горохом, бобами, фасолью, перьями и прочими лёгкими материалами. В народном искусстве соломка служила великолепным материалом, превращаясь в руках народных мастеров в кукол, фигурки животных и птиц, которые являлись украшением праздников, свадеб и т.п., но основное их назначение в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение не только для детей, но и для взрослых. Соломоплетение – исконно крестьянское искусство, которое постоянно совершенствуется и развивается. Богатые народные традиции являются благодатной и живой почвой для приобщению детей к этому удивительному виду творчества. Не менее интересным видом традиционного народного искусства является ткачество. Узорные скатерти-столешницы, полотенца были известны еще в XVII в. По сей день сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного рукоделия. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти-столешницы с прошвой посередине, рушники, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала. В начале ХХ века ткачеством занимались в каждом украинском селе, так как продукция пользовалась спросом. Технический прогресс внес свои коррективы процесс производства тканей. Появились цеха с современным оборудованием, и труд сельских мастеров постепенно стал терять своего потребителя. Сегодня ручное ткачество развивается, в основном, как вид народного искусства. В Украине были организованы специальные центры и производственные объединения. Традиционной отраслью ткачества в Украине является изготовление ковров. Первые ковры на территории нашей страны появились в 998 году. В те времена ковер можно было встретить в жилищах богачей и в обычном сельском доме. Ковер выполнял разнообразные функции в жизни украинцев: коврами утепляли и украшали жилища, ими платили дань, их продавали, обменивали на другие товары, применяли в ритуалах. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времён. Ещё в Древнем Египте и Индии такими бусами украшали одежду, шею, руки, ноги… да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее. В Индии такие изделия называются хар, в Эфиопии – чале, в Болгарии, Румынии и Молдове – гарданы и згарды, в Беларуси – пляценки и горлячки, в России – ожерелки, цепочки, гайтаны и … "фенечки”, в Литве – каролинес, в Узбекистане – зебигардан, в Словении – нагрделники и, наконец, в Украине – герданы и сыплянки. На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Цветными стекляшками украшали не только одежду. Лоб, шея, уши, волосы … Сегодня, казалось бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным.
ПРОГРАММА.doc
ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение) СОСТАВИТЕЛЬ –   Семеня Ирина Михайловна    1 Симферополь, 2011 Пояснительная записка Государственная   программа   развития   внешкольных   учебных   заведений является   программным   документом   формирования   духовности,   художественно­ эстетического   воспитания   детей   и   молодежи.   Инструментом   реализации программных   положений   является   декоративно­прикладное   искусство,   которое способствует развитию эстетического чувства, художественного вкуса, абстрактного мышления, воспитывает  усидчивость, усердие, приобщает ребенка к творческому труду.  В   связи   с   быстрым   ростом   объёма   знаний,   увеличением   количества   часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей   предметно­практической   деятельности   учащихся,   возникает потребность в создании дополнительных  образовательных программ декоративно­ прикладного   творчества.   Такие   программы   способствуют   развитию   интереса   к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности,   воспитанию   мировоззрения,   правильного   представления   о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Данная программа представляет собой синтез трех направлений декоративно­ прикладного творчества: ткачество, соломплетение и бисероплетение. Изучение их развивает у детей интерес к народному искусству, формирует художественный вкус. Одно   из   древнейших   видов   творчества,   которое   было   известно   задолго   до появления ткацкого и гончарного ремёсел, – соломоплетение. Первыми плетёными вещами, которыми окружил себя человек, стали жилища, рогожи, верёвки, сосуды и одежда.  Плетение соломенных изделий относится к периоду освоения земледелия. Соломой крыли крыши, она шла на корм и подстил скоту, в соломенных сосудах и корзинах хранили зерно, муку, продукты. Однако солома использовалась не только по утилитарному назначению, но и являлась декоративным материалом. Дети и молодёжь плели из соломки различные украшения: бусы, кольца и др. Большой   интерес   представляют   подвесные   украшения   из   полых   соломенных трубочек – «пауки». Подвесные «пауки» имели не только декоративное значение, их происхождение связывают с земледельческой символикой. Этот необычный ажурный предмет создавал особое настроение праздничности, да и вывешивали его в доме во время   Рождества.   «Пауков»   украшали   колосками,   плетёными   декоративными элементами,   а   также   сушёными   ягодами,   горохом,   бобами,   фасолью,   перьями   и прочими лёгкими материалами. В   народном   искусстве   соломка   служила   великолепным   материалом, превращаясь   в   руках   народных   мастеров   в   кукол,   фигурки   животных   и   птиц, которые являлись украшением праздников, свадеб и т.п., но основное их назначение 2 в крестьянской жизни – игрушка, забава, развлечение не только для детей, но и для взрослых. Соломоплетение   –   исконно   крестьянское   искусство,   которое   постоянно совершенствуется и развивается. Богатые народные традиции являются благодатной и живой почвой для приобщению детей к этому удивительному виду творчества. Не   менее   интересным   видом  традиционного  народного   искусства   является ткачество. Узорные скатерти­столешницы, полотенца были известны еще в XVII в. По сей день сохранились великолепные по художественной выразительности образцы старинного рукоделия. Среди бытовых изделий можно выделить льняные узорные скатерти­столешницы с прошвой посередине, рушники, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала.  В начале ХХ века ткачеством занимались в каждом украинском селе, так как продукция   пользовалась   спросом.   Технический   прогресс   внес   свои   коррективы процесс производства тканей. Появились цеха с современным оборудованием, и труд сельских мастеров постепенно стал терять своего потребителя. Сегодня   ручное   ткачество   развивается,   в   основном,   как   вид   народного искусства. В Украине были организованы специальные центры и производственные объединения. Традиционной отраслью ткачества в Украине является изготовление ковров. Первые ковры на территории нашей страны появились в 998 году. В те времена ковер можно   было   встретить   в   жилищах   богачей   и   в   обычном   сельском   доме.   Ковер выполнял разнообразные функции в жизни украинцев: коврами утепляли и украшали жилища, ими платили дань, их продавали, обменивали на другие товары, применяли в ритуалах. Изделия из бусинок, бисера, всяких стекляшек, нанизанных на конский волос, травинку, а позднее нитку и – уже в наше время – леску, известны с древнейших времён. Ещё в Древнем Египте и Индии такими бусами украшали одежду, шею, руки, ноги… да, впрочем, всё, на что их можно надеть, пришить, привязать, вплести и так далее.   В   Индии   такие   изделия   называются   хар,   в   Эфиопии   –   чале,   в   Болгарии, Румынии и Молдове – гарданы и згарды, в Беларуси – пляценки и горлячки, в России – ожерелки, цепочки, гайтаны и … "фенечки”, в Литве – каролинес, в Узбекистане – зебигардан, в Словении – нагрделники и, наконец, в Украине – герданы и сыплянки.  На   Руси   искусство   бисероплетения   называлось   низанием.   Цветными стекляшками украшали не только одежду. Лоб, шея, уши, волосы …  Сегодня,   казалось   бы,   умершее   искусство   изготовления   бисерных   изделий вновь стало популярным.  Цель программы:  создание   условий   для   развития   художественно­творческих   способностей учащихся посредством соломоплетения, ткачества и бисероплетения. Задачи: способствовать   развитию   у   учащихся   творческих   способностей,   внимания, фантазии,  усидчивости,  трудолюбия,  терпения,  потребности   доводить   начатое   до конца; 3 способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения работ; способствовать   воспитанию   творческого   начала,   взаимопомощи   при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам; способствовать   развитию   подвижности   и   координированности   движений пальцев и кистей рук; привлекать учащихся к участию в конкурсах, выставках и других массовых мероприятиях. Данная программа кружка рассчитана на четыре года обучения с детьми и юношеством в возрасте от 6 до 21 года. Наполняемость   групп   –   10  человек.   Она   обусловлена   тем,   что   обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. Теория   и   практика   разделена   на   три   образовательных   уровня   (начальный, основной и высший), которые в свою очередь распределены на четыре года обучения. Программа   начального   уровня   (первый   год   обучения)   содержит первоначальные   понятия   и   направления   развития   навыков   по   бисероплетению, соломоплетению и ткачеству. На основном уровне (второй и третий годы обучения) кружковцы знакомятся с рядом сложных техник изготовления изделий изучаемых направлений декоративно­ прикладного творчества, углубляют знания, умения и навыки, полученные на уровне начальном. На   занятиях   высшего   уровня   вводится   индивидуальная   форма   обучения, принимаются   меры   относительно   поощрения   воспитанников   к   занятиям   научно­ исследовательской работой, создания авторских изделий, участия в тематических выставках и конкурсах. Для   расширения  мировоззрения  детей  планируется  проведение  экскурсий  в музеи,   на   выставки   произведений   народного   искусства,   встречи   с   мастерами народного творчества.  4 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Первый год обучения 1. Первое полугодие № п/п Раздел, тема Вступительное занятие 1 2 Плетение лепестков простой формы Бисероплетение  Изготовление цветов, создание букетов Современные украшения Соломоплетение  3 4 Древние ремесла и промыслы Украины. Плетение из природного материала.  Кукла  Лошадка 5 6 7 Птицы 8 Новогодние игрушки и украшения                                                                           Итого 2. Второе полугодие № п/п Раздел, тема 9 История ткачества 10 Перевязка. Полотняная техника 11 Кошелек. Саржевое переплетение 12 Дорожка. Орнамент в полоске 13 Коврик. Орнамент в квадрате  Ткачество  Всего 4 6 4 2 8 10 10 14 58 Всего 4 12 10 10 12 Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 4 ­ 2 2 ­ 2 2 2 14 ­ 6 2 ­ 8 8 8 12 44 Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 2 2 2 2 2 2 10 8 8 10 5 14 Гобелен. Миниатюра  15 Творческая работа 16 Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки 17 Итоговое занятие                                                                           Итого 18 12 6 2 80 2 2 6 2 16 16 10 ­ ­ 64 Содержание программы: 1. Вступительное занятие (4 ч.) Ознакомление с планом работы кружка на учебный год.  Правила поведения в коллективе. Организационные вопросы. Рабочее помещение. Инструменты и материалы. Правила безопасности на занятиях. Распределение рабочих мест. Происхождение бисера, его производство и использование. Техника нанизывания. 2. Плетение лепестков простой формы  Изготовление цветов, создание букетов (6 ч.) Цветы и их особенности. Стилизация изображения. Схемы плетения лепестков. Приемы изготовления стебля. Соединение отдельных деталей с помощью проволки и ниток в готовое изделие. Практическая   работа:   подготовка   рабочего   места,   инструментов   и   материалов, плетение лепестков цветов, подготовка рабочего места, инструментов и материалов, соединение отдельных лепестков в готовый цветок, обматывание стебля нитками, соединение цветов в букет 3.Современные украшения (4 ч.) Способы исполнения современных украшений Разнотипные соединения бисера и бус Подбор бисера для работы Практическая   работа:  подготовка   рабочего   места,  инструментов   и  материалов, технология плетения современных украшений 4.Древние ремесла и промыслы Украины.  Плетение из природного материала. (2 ч.) Ознакомление с декоративно – прикладным искусством Украины и стран  Европы. История соломоплетения. Приемы технологической обработки соломы. 5. Кукла (8 ч.) 6 Конструктивные приемы исполнения соломенной куклы.  Варианты исполнения куклы:  ­ из одного пучка соломы, ­ из двух пучков соломы, ­ каркасы мужских фигурок. Этапы исполнения куклы в зависимости от выбора варианта.  6. Лошадка (10 ч.) Лошадка – традиционный образец народной соломенной пластики. Практическая работа: изготовление лошадки: 1) голова, шея, передние ножки из одного пучка соломы; 2) туловище и хвост из второго пучка соломы; 3) задние ножки из третьего пучка соломы; 4) грива и уши лошадки.   7. Птицы (10 ч.) Подвесные птицы Птицы на подставке Птицы на двух ножках Птицы на двух ножках с опорой на хвост Практическая работа: изготовление птицы в зависимости от выбраного варианта:   ­ изготовление каркаса, ­   формирование   туловища,   хвоста,   головы,   которые   связываются   из   отдельных пучков соломки 8. Новогодние игрушки и украшения (14 ч.) Народные поверья о магической силе рождественских украшений Празднование Нового года и Рождества в разных странах Приемы изготовления новогодних и роджественских украшений Практическая   работа:  подготовка   рабочего   места,  инструментов   и  материалов, исполнение схем плетения елочных украшений и игрушек 9. История ткачества (4 ч.) Ковер. Виды ковровых изделий. Художественные особенности ковра, региональные особенности Уникальные  работы народных мастеров 10. Перевязка. Полотняная техника (12 ч.) Перевязка – девичий головной убор Символика цветных ленточек и цветов Полотняное переплетение – самая простая и основная из техник ковроткачества Закладной и переборный способы Использование ритмичного вида цветных полос 7 Практическая работа: рисование эскиза, подготовка станка к работе, подбор ниток согласно эскизу, исполнение на станке, оформление готового изделия 11. Кошелек. Саржевое переплетение (10 ч.)  Ковровое изделие – кошелек Технологиеские особенности саржи, репса Характерный орнамент саржевой техники Традиционная цветовая символика в ковроткачестве Практическая работа:  зарисовка орнамента, выполнение эскиза, подбор ниток по эскизу, расчет основы, исполнение на станке, оформление готового изделия 12. Дорожка. Орнамент в полоске (10 ч.) Гладкотканый ковер и его назначение Настенные ковры Ритмизация полос по цвету, размеру и орнаменту Геометрический орнамент, характерный полотняного переплетения Способы соединения цветных ниток. Виды дефектов и способы их избежания Практическая работа:  рисование эскизов, подбор цветных ниток, исполнение на станке, оформление готового изделия 13. Коврик. Орнамент в квадрате (12 ч.) Типы ковров по технологии изготовления Ковровая композиция и её схема Символика традиционного геометрического коврового орнамента Ковры западных регионов Украины Содержание орнаментальных мотивов Практическая   работа:  рисование   схем   и   эскизов,   подбор   цветных   ниток, исполнение на станке, оформление готового изделия 14. Гобелен. Миниатюра (18 ч.) Искусство гобелена Развитие гобелена на основе национальных художественных традиций Украинский гобелен в современном интерьере Техники исполнения Выбор темы гобелена Практическая работа:  рисование и копирование орнамента, разработка эскиза к гобелену,   нанесение   контура   на   шаблон,   цветовое   решение,   подбор   ниток, исполнение на станке, оформление готового изделия 15. Творческая работа (12 ч.) Выбор типа коврового изделия Изготовление эскиза будещей работы 8 Решение   композиционных   заданий   и   цветовых   решений   с   учетом   символических значений Практическая работа: натягивание основы на станок, изготовление и оформление изделия 16. Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки (6 ч.) Познавательно­игровые программы, конкурсы Посещение   краеведческих,   этнографических,   художественных   и   исторических музеев Зарисовки с музейных экспонатов Пополнение альбома образцов Встречи с народными мастерами ДПИ 17. Итоговое занятие (2 ч.) Организация выставки Анализ выполненых работ Задание на лето Ученики должны знать: Прогнозированный результат ­ исторические данные по декоративно­прикладному искусству, ­   основные   теоретичекие   понятия   и   термины   бисероплетения,   соломоплетения   и ткачества, ­ основные сведения из истории соломоплетения; ­ приёмы заготовки и обработки соломы; ­ сведения по использованию соломы в быту; ­ основную терминологию, применяемую в процессе обучения и изготовления  поделок; ­ приёмы декорирования изделий; ­ правила безопасности при работе с соломкой. ­ правила организации рабочего места, ­ правила безопасности с инструментами и материалами, ­ направления работы с бисером и соломкой, ­ способы плетения украшений, ­ законы и средства композиции, ­ харектерные художественные черты и особенности изготовления ковров в разных регионах Украины, ­ основы современной цветовой символики, ­ основные цвета и цветовые гаммы. Ученики должны уметь: ­ подготовить эскиз, ­ составить технический рисунок с эскиза, ­ использовать цветовую символику изделия, 9 ­ читать и понимать схемы, ­ выбирать материал для изготовления изделия, ­ плести украшения.    1. Антонович   Е.А.  та  ін.  Декоративно­прикладне   мистецтво. –  Львів:   Світ, Список рекомендуемой литературы 1992 2. Барадулина В.А., Тонкус О.В. Основы украинского ремесла. – М., 1978 3. Гусакова М. О. Аппликация. — М.: Просвещение, 1987 4. Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки" 5. Интернет­сайт http://www.biserinki.ru 6.  Лобачевская О.А., «Плетение из соломки». М., 2000  7.   Сензюк П. К. Композиція в декоративному мистецтві. — К: Радянська школа, 1988 8. Стеченко  О.Ф.   Плетиво   із   соломки   та   рогозу   /   Народні   ремесла.   –   К.: Урожай, 1994 9. Стриженов А.Н. «Травы вокруг нас». М., 1983  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ  УРОВЕНЬ Второй год обучения 1. Первое полугодие № п/п Раздел, тема Ткачество Вступительное занятие 1 2 История ткачества 3 4 5 6                                                                           Итого Государственная и национальная символика Главные законы композиции Гобелен. Малая форма Творческая работа Всего 3 3 3 9 37 43 98 Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 3 3 3 3 2 2 16 ­ ­ ­ 6 35 41 82 10 2. Второе полугодие № п/п Раздел, тема Соломоплетение 7 Прием прямого плетения «паркетик» 8 Прием прямого плетения «шахматка» 9 Пауки 10 Цепочка удлиненная 11 Шляпка для куклы Бисероплетение 12 Вышивка бисером 13 Мозаичное бисероплетение 14 Современные бисерные украшения 15 Нагрудные украшения 16 Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки 17 Итоговое занятие                                                                           Итого Содержание программы: Всего 7 9 19 5 9 15 15 15 13 6 3 118 ­ ­  3 ­ ­ 3 3 3 3 6 3 26 1. Вступительное занятие (3 ч.) Итоги предыдущего года обучения Цель, задания, содержание и форма занятий на новый учебный год Распределение рабочих мест Правила поведения в коллективе Правила техники безопасности 2. История ткачества (3 ч.) Ковры эпохи Киевской Руси Влияние стиля барокко на развитие украинского ковроткачества Характерные художественные черты и особенности изготовления ковров из  разных регионов Украины Типология  3. Государственная и национальная символика (3 ч.) Графическое и колористическое значение символики государства, области,  города, села 4. Главные законы композиции (9 ч.) Декоративная композиция Главные общехудожественные композиционные законы Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 7 9 16 5 9 12 12 12 10 ­ ­ 92 11 Соотношение, равновесие и гармония композиции Пропорции и перспектива Практическая работа: составление композиции из заданых предметов,  составление композиции по собственному замыслу  5. Гобелен. Малая форма (42 ч.) История возникновения гобелена Обои Анализ композиции с учетом комбинированной техники Практическая работа: рисование эскиза с учетом комбинированной техники,  подготовительная работа перед изготовлением гобелена, создание рельефных  форм по эскизу, оформление готового изделия 6. Творческая работа (37 ч.)    Выбор типа коврового изделия малой формы Практическая работа: рисование эскиза, подбор цверных ниток по эскизу,  изготовление и оформление изделия 7. Прием прямого плетения «паркетик» (7 ч.) Практическая работа:  Ленточно­крестовое плетение Вариант расщепленных соломинок Вариант нерасщепленных ленточек Четные и нечетные группы соломинок, наращивание длины соломки Отделка края ленточно­крестового плетения 8. Прием прямого плетения «шахматка» (9 ч.) Практическая работа:  Ленточно­крестовое плетение Вариант расщепленных соломинок Вариант нерасщепленных соломок Четные и нечетные группы соломинок Сдвиг четных групп Наращивание длины соломки 9. Пауки (19 ч.)      Пауки – традиционные подвесные конструкции на Рождество и Пасху      Символическое значение пауков      Энергетика пауков      Практическая работа: традиционные формы и конструкции пауков:        пятиручный, ромбический, пирамидальный паук, большой ромбический паук,       пауки­звезды.      Сложные конструкции ромбических пауков 12 10. Цепочка удлиненная (5 ч.) Практическая работа:  Цепочка из 2­х соломинок Перерез плетенки – правильный треугольник Постоянное наращивание длины соломки Оформление начала плетения Оформление конца плетения 11. Шляпка для куклы (9 ч.) Практическая работа: Исполнение плетенки одним из приемов плоского плетения Оформление дна шляпки овальной формы Выполнение боковой стенки шляпы Перегиб плетенки Выполнение «полей» 12. Вышивка бисером (15 ч.) Вышивка бисером как вид декора Орнаменты древних вышивок Традиции и современность декорирования бисером Практическая работа: подготовка рабочего места, подготовка инструментов и материалов, разнотипное соединение  бисера  в декорировании предметов быта, особенности   вышивки   декоративной   подушки,   изготовление   и   оформление изделия 13. Мозаичное бисероплетение (15 ч.) Схематические особенности мозаики Символика и орнамент украинских писанок Практическая работа: подготовка рабочего места, подготовка инструментов и материалов,   рисование   схем   мозаичных   геометрических   орнаментов,   плетение писанки техникой мозаики, изготовление и оформление изделия 14. Современные бисерные украшения (15 ч.) Изготовление шейного украшения Техника обвивания Изготовление застежки Практическая работа: подготовка рабочего места, подготовка инструментов и материалов, рисование схем, изготовление современного бисерного украшения и оформление изделия 15. Нагрудные украшения (13 ч.) Схематические особенности нагрудного украшения Практическая работа: подготовка рабочего места, подготовка инструментов и материалов, рисование схем, изготовление нагрудного украшения и оформление изделия 13 16. Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки (6 ч.) Познавательно­игровые программы, конкурсы Посещение   краеведческих,   этнографических,   художественных   и   исторических музеев Зарисовки с музейных экспонатов Пополнение альбома образцов Встречи с народными мастерами ДПИ 17. Итоговое занятие (3 ч.) Оганизация выставки Анализ выполненых работ Задание на лето Ученики должны знать: Прогнозированный результат ­ основные понятия о государственной и национальной символике, ­ историю возникновения и  особенности изготовления гобеленов, ­ главные законы композиции, ­ правила организации рабочего места, ­ правила безопасности с инструментами и материалами, ­ приёмы заготовки и обработки соломы, ­ сведения по использованию соломы в быту, ­ основную терминологию, применяемую в процессе обучения и изготовления  поделок, ­ приёмы декорирования изделий, ­ правила безопасности при работе с материалами, ­ приемы прямого плетения «паркетик» и «шахматка», ­ технику вышивания бисером, стеклярусом, паетками, ­ техники плетения изделий из соломы, ­ правила оформления работы, ­ способы плетения украшений, ­ законы и средства композиции, ­ основы современной цветовой символики, ­ основные цвета и цветовые гаммы. Ученики должны уметь: ­ подготовить эскиз, ­ составить технический рисунок с эскиза, ­ изготовить простейшие формы изделий из соломы, ­ изготовить гобелены малой формы, ­ выбирать материал для изготовления изделия, ­ плести украшения по собственной схеме, ­ изготовить из бисера цветы, ­ развивать индивидуальную манеру изготовления изделий. 14 15 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСНОВНОЙ  УРОВЕНЬ Третий год обучения Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 3 3 4 ­ 2 12 ­ ­ 8 12 78 98 Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 1. Первое полугодие № п/п Раздел, тема Ткачество Вступительное занятие Композиционные приемы 1 2 История ткачества 3 4 Ангел­кукла. Комбинированная техника 5                                                                           Итого Творческая работа 2. Второе полугодие № п/п Раздел, тема 6 Изготовление   украшений   по   народным образцам 7 Изготовление коллекции бабочек Бисероплетение  Соломоплетение 8 Объемное плетение. Витые плетенки 9 Цветы 10 Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки 11 Итоговое занятие                                                                           Итого Всего 3 3 12 12 80 110 Всего 34 18 30 16 6 2 106 8 2 10 2 6 2 30 26 16 20 14 ­ ­ 76 16     Содержание программы: 1. Вступительное занятие (3 ч.) Итоги предыдущего года обучения Цель, задания, содержание и форма занятий на новый учебный год Распределение рабочих мест Правила поведения в коллективе Правила техники безопасности 2. История ткачества (3 ч.) Ковры Украины 18 века Характерные черты и технология изготовления ковров народов Крыма 3. Композиционные приемы (12 ч.) Масштаб. Пропорциональность. Контраст Необходимость использования композиционных приемов декоративно­ прикладной композиции Использование цветов и их разнообразие и роль в композиции Современная цветовая символика как важное композиционное средство Плоскостная и силуэтная формы  Стилизация Декоративная роль растительного орнамента Практическая работа: рисование эскиза с учетом композиционных приемов и  соединение цветов, использование цветовой символики, использование  растительного орнамента 4. Ангел­кукла. Комбинированная техника (12 ч.) Особенности комбинированной техники Функциональное назначение ангела­куклы Практическая работа: изготовление ангела­куклы, использование полотняной и  узелковой техники, прикрепление крыльев, оформление готового изделия 5. Творческая работа (80 ч.) Проверка знаний кружковцев по созданию рисунка, цветоведения, стилизации,  композиционных приемов, построения орнамента Самостоятельный выбор темы, видов коврового изделия Практическая работа: рисование эскиза, создание графического шаблона либо  технического рисунка, подбор цветных ниток, изготовление и оформление  изделия 6. Изготовление украшений по народным образцам (34 ч.) Народные украшения из бисера Плетение цепочек в полтора и два ряда, сеточка Бусы, браслеты, кулоны Схемы изготовления ажурных соединений Схемы нанизывания сеток      Практическая работа: подготовка рабочего места, инструментов и материалов,       нанизывание цепочек с ажурным соединением, нанизывание сеток, плетение       браслетов и кулонов     7. Изготовление коллекции бабочек (18 ч.) 17 Беседа об охране природы Бабочки, занесенные в Красную книгу Плетение изделия из отдельных деталей      Практическая работа: подготовка рабочего места, инструментов и материалов,       плетение бабочек по схеме, самостоятельная работа по теме       8. Объемное плетение. Витые плетенки (30 ч.) 1) Витая плетенка из 5 соломин. Плетение соломы на каркасе, используя в работе верхние стебли соломины.    Новые приемы наращивания. Практическая работа: Поделки: «сердечко», «подкова», заколка  2) Плетенка из 6, 7 соломин. Закрепление полученных умений. Практическая работа: Поделка: обруч 3) Плетенка из 4 соломин. Усложнение: плетенка не облегает плотно каркас. Практическая работа: Поделка: подвеска. 4)  «Колокольчик». Приемы расширения витой плетенки. 5) «Солонка». Оплетание объемного каркаса, в роли которого может выступать небольшая  баночка. 9. Цветы (16 ч.) 1) Бутон или маковка. 2) Ромашка (изделие выполняется из соломин с перетяжками). 3) Астра. 4) Роза 5) Незабудка. 6) Колокольчик. 7) Букет. Закрепление приемов изготовления декоративных цветов.  Очередность изготовления соломенных цветов. 10. Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки (6 ч.) Познавательно­игровые программы, конкурсы Посещение краеведческих, этнографических, художественных и исторических  музеев Зарисовки с музейных экспонатов Пополнение альбома образцов Встречи с народными мастерами ДПИ 18 11. Итоговое занятие (2 ч.)     Организация выставки     Анализ выполненых работ     Задание на лето Ученики должны знать: Прогнозированный результат ­ композиционные приемы ткачества,  ­ приёмы заготовки и обработки соломы; ­ сведения по использованию соломы в быту; ­ основную терминологию, применяемую в процессе обучения и изготовления  поделок; ­ приёмы декорирования изделий; ­ правила безопасности при работе с соломкой. ­ правила организации рабочего места, ­ правила безопасности с инструментами и материалами, ­ правила оформления работы, ­ способы плетения украшений, ­ основы современной цветовой символики, ­ основные цвета и цветовые гаммы. Ученики должны уметь: ­ подготовить эскиз, ­ составить технический рисунок с эскиза, ­ изготовить ангела­куклу, ­ владеть техникой ажурных соединений и нанизывания сеток,  ­ владеть техникой нанизывания дугами, ­ плести изделия из отдельных деталей, ­ развивать индивидуальную манеру изготовления изделий.    Список рекомендуемой литературы 1. Антонович Е.А. та ін. Декоративно­прикладне мистецтво. – Львів: Світ,  1992 2. Гура Л.П. и др. Укрась свой дом. – К., 1988 3. Данченко О.С. Народные мастера. – К., 1982 4. Некрасова М.Н. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983 5. Стриженов А.Н. «Травы вокруг нас». М., 1983  6. Тищенко О.Р. Декоративно­прикладное искусство. – К., 1983 7. Интернет­сайт http://www.biserinki.ru 19 УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЫСШИЙ  УРОВЕНЬ Четвертый год обучения 1. Первое полугодие № п/п Раздел, тема Ткачество Вступительное занятие 1 2 История ткачества 3 4 5                                                                           Итого Композиция. Средства выразительности Современный гобелен Творческая работа 2. Второе полугодие № п/п Раздел, тема Бисероплетение  6 Объемное вышивание бисером 7 Изготовление   бисерных   украшений   по собственным схемам воспитанников 8 Художественное оформление изделий Соломоплетение 9 Витый шнур Всего 2 6 16 63 53 140 Всего 16 48 14 20 Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 2 6 6 3 ­ 17 ­ ­ 10 60 53 123 Количество часов Теоретиче­ские занятия Практические занятия 4 8 2 2 12 40 12 18 20 10 Оберег с ангелами 11 Оберег с колокольчиками 12 Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки 13 Итоговое занятие                                                                           Итого 20 20 6 4 148 ­ ­ 6 4 26 20 20 ­ ­ 122 Содержание программы: 1. Вступительное занятие (2 ч.) Итоги предыдущего года обучения Цель, задания, содержание и форма занятий на новый учебный год Распределение рабочих мест Правила поведения в коллективе Правила техники безопасности 2. История ткачества (6 ч.) Ковры средневековой Европы Гобелены­обои. Современный гобелен: стили и направления Гобелен в интерьере Известные мастера гобеленов 3. Композиция. Средства выразительности (16 ч.) Создание композиции к современному гобелену Орнаментальная и сюжетно­тематическая композиция Испозование орнамента в гобелене Симметрия и асимметрия Динамика и статика Метрические и ритмические ряды Практическая работа: выполнение заданий с использованием метрических и  ритмических принципов, рисование эскиза с использованием гармоничности  родственных контрастных цветов, создание сюжетно­тематической композиции по  собственному замыслу 4. Современный гобелен (63 ч.) Разнообразная техника выполнения Специфика художественной выразительности Композиция с элементами традиционного коврового орнамента: геометрического,  цветочно­растительного, сюжетного  Практическая работа: рисование эскиза и шаблона, подбор ниток, изготовление и  оформление изделия 5. Творческая работа (53 ч.) Проверка знаний кружковцев по созданию рисунка, цветоведения, стилизации,  композиционных приемов, построения орнамента Самостоятельный выбор темы, видов коврового изделия 21 Практическая работа: рисование эскиза, создание графического шаблона либо  технического рисунка, подбор цветных ниток, изготовление и оформление изделия 6.  Объемное вышивание бисером (16 ч.) Изучение народных и авторских образцов Техника вышивания бусами, цепочкой, коралловым способом, полупетлей Практическая работа: подготовка рабочего места, инструментов и материалов,  вышивание по образцу, вышивание по собственному эскизу 7. Изготовление бисерных украшений по собственным схемам воспитанников (48 ч.) Ажурные украшения, мозаичные изделия, браслеты, кулоны Практическая работа: подготовка рабочего места, инструментов и материалов,  исполнение схем плетения бисерных украшений, плетение ажурной цепочки,  плетение изделия по собственной схеме 8  Художественное оформление изделий (14 ч.) Приборы и материалы для оформления Технология оформления изделия Практическая работа: оформление разнообразных изделий бисерной вышивкой 9. Витый шнур (20 ч.) Разновидности витого шнура  Разная частота витков Плотность плетения Толщина витой плетенки Практическая работа: подбор соломы, наращивание длины соломки  Витая плетенка из четырех соломинок  Витая плетенка из шести соломинок Витая плетенка из семи соломинокъ 10. Оберег с ангелами (20 ч.) Изготовление элемента «колокольчик» приемом крученой плетенки Добавление внутрь проволоки Придание изделию округлой формы Сшивание концов изделия Практическая работа: подбор соломы, наращивание длины соломки, изготовление  оберега с ангелами  11. Оберег с колокольчиками (20 ч.) Изготовление толстой или тонкой крученой плетенки Добавление внутрь проволоки Придание изделию округлой формы Сшивание концов изделия Формирование композиции с использованием ленточки 22 Символика оберега 12. Экскурсии, конкурсы, праздники, выставки (6 ч.) Познавательно­игровые программы, конкурсы Посещение краеведческих, этнографических, художественных и исторических  музеев Зарисовки с музейных экспонатов Пополнение альбома образцов Встречи с народными мастерами ДПИ 13. Итоговое занятие (4 ч.) Анализ выполненых работ Организация выставки Награждение лучших кружковцев Прогнозированный результат Ученики должны знать: ­ особенности народной игрушки, ­ характерные особенности петельковых ковров, ­ способы плетения украшений, ­ основы современной цветовой символики, ­ основные цвета и цветовые гаммы, ­ отличия техники украинского и зарубежного ткачества, ­ технику вышивания бусами, цепочкой, коралловым способом, полупетлей, ­ методы увеличения и уменьшения рисунка изделия,  ­ приемы перенесения рисунка на ткань,  ­ разнообразные виды швов,  ­ технологию оформления разнообразных изделий бисером,  ­ правила оформления работ для выставки, ­ символику оберегов. Ученики должны уметь: ­ выполнять задания с использованием метрических и ритмических принципов, ­ рисовать эскиз с использованием гармоничности родственных контрастных цветов, ­ создавать сюжетно­тематическую композицию по собственному замыслу, ­ составить композицию из заданых предметов,  ­ изготовить гобелен в разных техниках исполнения, ­ изготовить витый шнур, ­ изготовить обереги.    1. Антонович Е.А. та ін. Декоративно­прикладне мистецтво. – Львів: Світ, 1992 Список рекомендуемой литературы           2. Данченко О.С. Народные мастера. – К., 1982   3. Лобачевская О.А., «Плетение из соломки». М., 2000  23 4. Некрасова М.Н. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983 5. Росюк Е.О., Степан М.Г. Художественная вышивка. – К.: Высшая школа,  1984 6. Стриженов А.Н. «Травы вокруг нас». М., 1983       7. Тищенко О.Р. Декоративно­прикладное искусство. – К., 1983      8. Шевчук Л.В. Декоративно­прикладное искусство в школе. – М., 1981      9. Интернет­сайт http://www.biserinki.ru 24

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)

ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ  «ГАРМОНИЯ» (бисероплетение, ковроткачество, соломоплетение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2019