Срок реализации один год для детей пяти с половиной до шести с половиной лет. Программа направлена на всестороннее музыкальное развитие ребенка. это развитие слуховых, голосовых, ритмических и других способностей ребенка. в программу входит изучение шумовых музыкальных инструментов и игра на них.Образовательная программа раннего музыкального развития детей
прогр.подгот.гр. муз.разв. 5.5 лет.doc
дополнительная образовательная
программа
подготовительной группы раннего
музыкального развития
(срок реализации – 1 год,
возраст детей 5,56,5 лет)
Автор программы;
Базарова Елена Валерьевна
педагог дополнительного
образования
первой квалификационной категории
2007 С О Д Е Р Ж А Н И Е
• Пояснительная записка 3
•
Учебнотематический план 7
• Содержание программы 8
• Методическое обеспечение 18
• Примерный репертуарный перечень 21
• Список используемой литературы 23
2 1. Пояснительная записка.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения
ребенка к миру прекрасного. Это время наиболее благоприятно для развития
образного мышления, воображения, эмоциональночувствительной сферы его
личности.
Учитывая психологические особенности этого возраста, целесообразно
развивать у детей творческое восприятие действительности.
обладающих музыкальными данными.
Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для
всестороннего гармонического развития личности ребенка, а также помогает
выявлению детей,
Музыка
непосредственно и сильно воздействует на эмоциональное состояние
человека. Древние мыслители отмечали, что единственным средством
воздействия, формирования души человека является музыка. С её помощью
можно (как музыкальный инструмент) настроить душу человека на чувства
возвышенные, прекрасные и благородные, а также можно победить низменные
и грубые чувства.
Пение – самый массовый и доступный для детей исполнительский вид
музыкальной деятельности, а голос – это прекрасный и доступный каждому
музыкальный инструмент. Пение в дошкольном возрасте играет очень
большую роль. Оно может оказывать сильное влияние на настроение детей и
их развитие.
По утверждению многих ученых, музыкальных педагогов, врачей
фониаторов, решающую роль в общем развитии музыкального слуха следует
отвести вокальной моторике, т.е. пению.
«Голосовой аппарат является не только исполнителем, но и в такой же
мере участником формирования музыкального слуха и памяти» (В.В.
Каменский).
Таким образом, пение вообще и хоровое – в особенности является
важнейшей основой для развития «музыкальнослуховых представлений»,
которые обуславливают развитие всех музыкальных способностей (Г.Л.
Беркман).
Музыкальный слух есть у всех без исключения здоровых детей, однако,
уровень развития музыкального слуха у всех разный: от очень слабого до
абсолютного; и, наконец, музыкальный слух, как и любая другая способность,
поддается тренировке и развитию. Чем раньше началась соответствующая
работа, тем большего результата можно ожидать.
Программа предназначена для детей подготовительной группы
раннего музыкального развития музыкальной студии «Росинка» (с 5летним
сроком обучения в системе дополнительного образования УДО) в возрасте
5,56,5 лет.
Состав группы из 1215 человек позволяет использовать групповые
формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода
к каждому ребенку. Занятия проводятся два раза в неделю по 25 минут.
3 Актуальность программы.
Ядром программы являются овладение ребенком всеми видами детской
музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе
овладения деятельностью у ребенка развиваются его способности,
нравственноэмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные
новообразования, т.е. осуществляется полноценное развитие личности
ребенка. Главное – ребенок должен сам желать освоить музыкальную
деятельность, а педагогу дополнительного образования необходимо помочь
ему в её овладении. Родители объединены общей проблемой – с одной
стороны, пониманием необходимости разностороннего развития своих детей
для наилучшей адаптации в условиях современной действительности и
предстоящей учебы в школе, с другой стороны, невозможностью или
неумением обеспечить собственными силами такое развитие, придать ему
системный, научнообоснованный характер.
Отсутствие типовой программы для дополнительного образования,
применимой в условиях ЦВР «Алиса», а также требования времени привели к
разработке данной программы.
Цели и задачи программы.
Цель программы – активное формирование музыкальных способностей,
творческих и исполнительских качеств. Создание условий, определяющих
успех дальнейшего музыкального образования детей в музыкальной студии
ЦВР «Алиса».
Для достижения этой цели необходимо:
• прививать детям любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем
развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые
помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание
услышанных произведений;
• накапливать музыкальные впечатления и воспитывать художественный
•
•
вкус, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
выявлять и всесторонне развивать сенсорные способности (ладово
высотный слух, чувство ритма и т.д.), формировать певческий голос;
содействовать возникновению и первоначальному проявлению
музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о
музыке, формируя сначала избирательное, а затем оценочное отношение к
музыкальным произведениям;
• пробуждать творческую активность детей, развивать их музыкальное
воображение и мышление;
• формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять
выученный репертуар в повседневной жизни, петь, играть пьесы на
музыкальных инструментах.
4 Методы и формы обучения.
В работе используются разнообразные методы: нагляднослуховой
(выразительное исполнение музыки педагогом), нагляднозрительный
(музыкальнодидактические пособия и настольные музыкальнодидактические
игры), двигательный (показ движений), словесный (образный рассказ педагога
о новой
игре, игровые, пояснения в ходе выполнения движений),
последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения,
возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Ожидаемые результаты.
Существуют определенные формы оценки детской деятельности.
Определить качественную особенность музыкальности можно, лишь
владея диагностикой музыкального развития детей.
Музыкальность определяется 7ью показателями, входящих в её
структуру. Каждый из показателей определяется 4 уровнями его развития:
№
Уровень
показателя
1. Оптимальный
2. Высокий
3. Средний
4. Низкий
Параметры
Баллы
Задание ребенок выполнил правильно,
самостоятельно.
Задание дошкольник выполнил правильно после
оказания словесной помощи
Задание ребенок выполнил правильно, после
оказания словесной помощи в сочетании с
действиями с предметом
Ученик выполнил задания со значительными
ошибками после оказания помощи
4
3
2
1
•
•
•
Концертная деятельность (выступления с готовыми вокальными
произведениями на урокахконцертах для родителей, педагогов, в
концертах ЦВР «Алиса»).
Участие в конкурсной программе «Талант» и других конкурсах,
вокальной направленности.
Индивидуальные выступления на концертах для сверстников и
родителей.
5 2. Учебнотематический план.
№ Наименование разделов, тем
Диагностика учащихся
Часы занятий с детьми 5,5 лет
теория
практика
всего
2. Пение и развитие вокальнохоровых навыков
звуковедение
2.1 Певческая установка
2.2 Дыхание
2.3 Звукообразование
2.4 Интонирование
2.5 Артикуляция и дикция
2.6 Рука и голос музыкальный
2.7 Нотка к нотке – будет песенка
2.8 Ансамбль и строй
инструмент
и
1
1
2
2
2
2
3
2
1
2
3
3
2
5
4
3
3.Музыкальноритмическая деятельность
3.1 Музыкальноритмическая
деятельность
2
3
4. Игра на простейших детских музыкальных инструментах
4.1 Игра на простейших детских
музыкальных инструментах
Обобщающий урокконцерт
ВСЕГО
2
28
4
2
44
1
Слушание музыки
1.1 Мир звуков
1.2 Музыка вокруг нас
1.3 Чувственный мир музыки
1.4 Песня, танец, марш – три «кита»
1.5 О чем рассказывает музыка?
1.6 Как рассказывает музыка.
1.7 Построение (форма) музыки
в музыке
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
3
4
3
3
2
2
3
5
5
4
7
7
5
5
6
2
72
6 3. Содержание изучаемого курса
Диагностика учащихся
Показатели
1.Эмоциональная
отзывчивость на
музыку
Уровни
Баллы
Методика выявления
У
ребенка
яркое
IV.
отмечается
эмоциональное
оценочное отношение к
музыкальным образам,
выраженным
в
музыкальном
произведении,
самостоятельно
охарактеризовать
музыку,
художественно
образное описание
применяя
умении
но после
помощи
III. У ребенка имеется
эмоционально
оценочное отношение к
музыке; он обладает
умением
охарактеризовать
музыку,
словесной
взрослого
II. У ребенка имеется
эмоциональное
отношение к музыке;
может
охарактеризовать
музыку после словесной
помощи взрослого с
опорой на музыкальные
компоненты
(используется
зрительная наглядность
или моторные действия)
I. Отсутствует интерес
к
музыке
и
эмоционально
4
3
2
1
Взрослый спрашивает у ребенка,
что он больше всего любит: петь,
танцевать, играть на металлофоне
или слушать музыку? Почему?
Взрослый в соответствии с
возрастными возможностями и
музыкальной
обученностью
предлагает послушать ребенку 2
контрастных
музыкальных
произведения (незнаком.),
давая
названия произведения. Например:
«Болезнь куклы», «Новая кукла»
П.И, Чайковского. и предлагается
рассказать
о чем
композитор рассказал в музыке.
ребенку,
Рассказ
ребенка
должен
основываться на особенностях
произведения,
музыкального
соотноситься
средствами
музыкальной выразительности.
со
Если ребенок
затрудняется
высказаться, то взрослый помогает
ему, поясняя характер той или иной
музыки. Затем задание повторяется.
Ребенку показывают иллюстрации,
соответствующие
пьесам,
рассматривают вместе с ним, задание
повторяется.
После
прослушивания
музыкального произведения ребенок
может показать на иллюстрацию,
соответствующую
содержанию
музыкального произведения и
рассказать или через движения
показать характер музыки.
Оказывается любая помощь.
7 2.Звуковысотный
слух
оценочное отношение к
ней. Рассказ бессвязен и
не соотносится с
музыкой.
IV. Ребенок отлично
различает
выразительные
особенности
музыкальных
звуков:
лет – звуков терции
(мисоль).
III. Ребенок хорошо
отличает звуки по
высоте после словесной
помощи
взрослого
(задачи аналогичные)
(задачи
II. Ребенок различает
выразительные
соотношения
звуков
музыкальных
словесной
после
помощи с опорой на
двигательную
активность
аналогичные)
I. Ребенок различает со
значительными
ошибками указанные
выше выразительные
отношения
музыкальных звуков
IV. ребенок отлично
различает ритмические
отношения в следующих
музыкальных примерах
3.Чувство ритма
4
3
2
1
4
Взрослый показывает птицу и
птенчика сажает на соответствующие
ветки низко и высоко и одновременно
знакомит со звучанием их голосов.
Затем
предлагается
отвернуться, послушать и сказать:
чей
Звуки
предлагаются в последовательности:
высокий, низкий, высокий.
ребенку
звучал?
голос
Ребенку показывают птицу и
птенчика,
проигрывают
соответствующие звуки и поясняют:
«Птичка мама звала тебя низким
голосом, а птенчик – высоким.
Отвернись, послушай и скажи, кто
тебя зовет?» Последовательность
звуков та же.
Ребенку предлагается посадить
птицу маму на нижнюю ступеньку
музыкальной лесенки, сыграть на ней
и послушать, как она звучит; затем
предлагают птенчика посадить на
верхнюю ступеньку, сыграть на ней и
послушать какой высокий голос у
птенчика. Затем задание повторяется.
Последовательность звуков та же.
Оказывается любая помощь.
группе
Ребенку поясняют, что в гости
пришли игрушки (показываются в
каждой
свои
соответствующие
музыкальным
примерам) и каждый из гостей любит
свою музыку.
Предъявляются
музыкальные примеры, поясняется
какому гостю они соответствуют.
Затем ребенку говорят: «Слушай
внимательно: я буду сейчас хлопать
так, как сейчас звучала музыка. А ты
должен отгадать, для какой игрушки
я хлопаю» № 1, 3, 2
III. Ребенок хорошо
3
Ребенку еще раз дают послушать
8 4.Динамический
слух
различает ритмические
отношения
звуков
музыкальных
после
словесной
помощи взрослого в
виде
образной
характеристики
музыкально
ритмических примеров
II. Ребенок различает
выразительные
ритмические отношения
музыкальных
звуков
после оказания не
только словесной, но и
моторной помощи
I. Ребенок различает со
значительными
ошибками указанные
выше выразительные
ритмические отношения
музыкальных звуков
IV. Ребенок отлично
различает динамические
отношения
музыкальных звуков в
следующих
последовательностях: 1,
2,
3.– умеренно
громкое, громкое, тихое
звучание.
III. Ребенок хорошо
различает динамические
отношения музыкальны
но после
звуков,
словесной
помощи,
поясняющей
силу
звучания.
II. ребенок различает
выразительные
динамические
отношения
2
1
4
3
2
музыку и характеризуют движения
игрушек под музыку (задание
повторяется)
Предлагается еще раз послушать
музыку,
прохлопать её самому.
Одновременно дается словесная
характеристика музыки.
Задание
повторяется.
Оказывается любая помощь.
Ребенку показывают аккордеон
(объемные, не озвученные игрушки –
пособия) и поясняют, что каждый
аккордеон звучит поразному.
Предъявляется
звучание,
соответствующее по силе громкости
каждому аккордеону:
очень
аккордеону
громкое
среднему – громкое звучание;
Маленькому – тихое звучание.
Теперь послушай, скажи и покажи,
какой аккордеон звучит? Звучит
последовательность:
1, 3, 2.
Ребенку поясняют, что самый
большой аккордеон звучит очень
громко
(предъявляется
соответствующее звучание). Далее
показываются остальные аккордеоны,
предъявляются
соответствующие
звуки и поясняется сила их звучания.
Затем задание повторяется.
Ребенку предлагается поиграть
любые звуки на аккордеоне (детском)
в соответствии с предлагаемыми
динамическими
оттенками,
9
большому
соответствует
звучание; Ксилофона,
Флейты,
музыкальных
звуков
после оказания ему
словесной помощи и
моторной помощи
I. Ребенок не различает
правильно указанные
выше выразительные
динамические
отношения
музыкальных звуков
IV. ребенок отлично
различает тембровые
свойства музыкального
звучания следующих
инструментов:
Домры,
Цитры,
Аккордеона
(инструменты частично
знакомые детям.
Если нет указанных
инструментов
рекомендуется
подобрать аналогичные.
III. Ребенок хорошо
различает тембровые
отношения
музыкальных
после
помощи,
характеризующей
звучания инструментов.
II. Ребенок различает
свойства
тембровые
музыкальных
звуков
после оказания ему
моторной помощи.
I. Ребенок чаще не
различает
вышеуказанные
тембровые
музыкальных
инструментов,
различает их.
IV. Ребенок быстро и
правильно определяет
жанр
музыкального
произведения
и
эмоционально
рассказывает о его
звуков
словесной
свойства
чем
1
4
3
2
1
4
указанными для каждого возраста,
вслушаться в них. Одновременно
взрослый характеризует
силу
звучания. Задание повторяется.
Оказывается любая помощь
ребенку.
Ребенку показывают, называют
музыкальные инструменты, играют на
них. Такие же инструменты лежат за
ширмой. Затем объясняют: «Сейчас я
буду играть на какомто инструменте
за ширмой, а ты послушаешь,
посмотришь и покажешь тот, на
котором я буду играть».
Предлагается последовательность:
5, 2, 3, 4
Ребенку еще раз предлагают
послушать, как звучат инструменты,
одновременно дается характеристика
их тембров.
задание
повторяется.
Затем
Предлагается ребенку поиграть на
инструментах, одновременно дается
название
и
особенностей
характеристика
звучания. Задание повторяется.
Оказывается любая помощь.
инструмента
Ребенку предлагается послушать
музыкальные пьесы.
10
5.Тембровый
слух.
6.Музыкальное
мышление:
а)репродуктивное для
общем характере.
Предлагается
детей:
колыбельная, марш,
плясовая
III. Ребенок правильно
дает
жанровую
характеристику
музыкальных произве
дений и эмоционально
рассказывает об общем
характере музыки поле
словесной помощи.
II. Ребенок правильно
дает
жанровую
характеристику
и
рассказывает об общем
характере музыки после
моторной помощи
I. Ребенок чаще не
определяет жанровую
характеристику
музыкальных
произведений,
определяет.
IV. Ребенок свободно
сочиняет и исполняет
оригинальные песню
или танец.
Песню
можно исполнять на
металлофоне.
III. Ребенок сочиняет
или исполняет песню
(танец, марш) после
словесной
помощи
взрослого
II. Ребенок сочиняет и
исполняет песню (танец,
марш) после оказания
ему моторной помощи
чем
б)продуктивное
творческое
мышление
I. Ребенок отказывается
сочинять или делает
лишь
некоторые
попытки
IV. Ребенок самостоя
тельно быстро и
правильно
7.Музыкальная
память
3
2
1
4
3
2
1
4
Ребенку дается словесная помощь
в виде наводящих вопросов. Задание
повторяется.
Взрослый предлагает ребенку под
музыку петь,
танцевать или
маршировать. Задание повторяется.
Оказывается любая помощь.
Педагог предлагает ребенку
сочинить «свою» песню или танец,
либо марш, т.е. он может спеть или
станцевать,
или сыграть на
металлофоне (по своему желанию).
Ребенку оказывается элементарная
Задание
помощь.
словесная
повторяется.
Ребенку предлагается (образец)
песня или танец,
исполненный
взрослым, который можно вместе с
педагогом спеть, станцевать. Затем
ребенку предлагается сочинить
похожую, на «посвоему» песню
(танец).
Оказывается любая помощь.
Ребенку предлагается прослушать
24 такта незнакомой песни. Сначала
песня пропевается, потом мелодия
11 воспроизводит незнако
мую
мелодию.
Примерный образец
трудности задания:
«Как у наших у ворот»
(русская
народная
мелодия);
III. Ребенок правильно
воспроизводит песню
или мелодию после
элементарной
словесной помощи
II. Ребенок правильно
воспроизводит песню
или мелодию после
оказания ему моторной
помощи
I. Ребенок не может
правильно
воспроизвести мелодию.
проигрывается на фортепиано, затем
предлагается ребенку пропеть песню
со словами или только мелодию (по
желанию ребенка)
Ребенку дается небольшая
словесная помощь. Затем задание
повторяется.
Ребенку предлагается пропеть
вместе с взрослым 24 такта песни,
потом проигрывается мелодия на
фортепиано.
задание
повторяется.
Затем
Оказывается любая помощь.
3
2
1
2. Пение:
• Струве “Моя Россия”
• Струве “Колобок”
• Кожухина “Кто придумал песенку”
• Гомоновой “Что такое семья”
•
“У всех мамы есть”
• муз. Девочкиной, сл. Локтева «Котик и щенок»
• муз. Попляновой, сл. Пикулевой «Сороконожка»
• «Енотик»
• «Кукушка и лягушка»
12 Список используемой литературы.
1. Замыцкая Л.С., Крашенинникова Н.Б. Обучение дошкольников
выразительности пению. Н.Новгород, 2003
2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников. Москва, 1986.
3.Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. Москва. Просвещение, 1990.
4.Костина Э.П.
Н.Новгород, 1990.
Диагностика музыкальносенсорных способностей.
5.Костина Э.П. Программа «Камертон» Н.Новгород 2001
6.Радынова О.П. музыкальное развитие детей. Москва, 1997.
7.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников. Москва, 1994.
8. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. С.
Петербург, 1999.
9.Струве Л. Музыкальные ступеньки. Москва, 2001.
13
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Программа раннего музыкального развития детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.