Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью
Оценка 4.8

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
психологическая работа +1
1 кл
21.05.2019
Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Психомоторика 1 класс.docx
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»   имеет   своей   целью:   на   основе   создания   оптимальных   условий   познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное   многогранное   полифункциональное   представление   об   окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.   Достижение   цели   предусматривает   решение   ряда   задач,   основная   из   которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. В   программе   четко   просматриваются   два   основных   направления   работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого­либо предмета. I. Планируемые результаты В   результате   целенаправленной   деятельности   на   занятиях   по   развитию психомоторики и сенсорных процессов происходит достижение двух видов результатов, личностных и предметных: 1. Личностные результаты  Развитие   навыков   сотрудничества   с   взрослыми   и   сверстниками   в   разных социальных ситуациях;  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающимся мире;  Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2. Предметные результаты  Сравнивать   и   группировать   предметы   по   основным   параметрам   (размер, формы, длина, цвет, толщина);   Составлять сериационных рядов по выделенным признакам из 3­4 предметов  Обводка и рисование по трафарету, штриховка в разных направлениях.  Целенаправленно выполнять действия по инструкции;  Имитация движений, копирование поз  Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов;   Различение мелодии по характеру, узнавание знакомого голоса  Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;  Ориентировка в помещении, ориентировка в поле листа  Нахождение   различий   у   двух   сходных   сюжетных   картинок,   различение «наложенных» изображений предметов  Соотносить времена года с названиями месяцев   В   результате   освоения   коррекционного   курса   «Развитие   психомоторики     и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование базовых учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных). БУД (базовые учебные действия), формируемые при реализации коррекционного курса: 1. Личностные учебные действия:  осознание   себя   как   ученика,   заинтересованного   посещением   занятий,   школы, обучением;   способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;  положительное   отношение   к   окружающей   действительности,   готовность   к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;   понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в школе и обществе. 2. Регулятивные учебные действия:   принимать   цели   и   произвольно   включаться   в   деятельность,   следовать предложенному плану и работать в общем темпе;   активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  соотносить   свои   действия   и   их   результаты   с   заданными   образцами,   принимать оценку   деятельности,   оценивать   ее   с   учетом   предложенных   критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов; 3. Познавательные учебные действия:  Формировать эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве;  На основе анализа, сравнения уметь классифицировать предметы и их изображения по   признаку   соответствия   знакомым   сенсорным   эталонам,   делать   простейшие обобщения, умозаключения;  Владеть временными представлениями, использовать их в повседневной жизни;  Использовать   усвоенные   логические   операции   (сравнение,   анализ,   синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно­ следственных   связей)   на   наглядном,   доступном   вербальном   материале,   основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;  Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук обучающихся, исправлять недостатки   их   общей   моторики,   совершенствовать   их   зрительно­двигательную координацию. В процессе обучения ребенок овладевает сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и поисковыми способами ориентирования; у него появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.  4. Коммуникативные учебные действия:  вступать в контакт и работать в коллективе;  использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и педагогом;  обращаться за помощью и принимать помощь;  слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. II.  Содержание коррекционного курса Коррекционные   индивидуальные   и   подгрупповые   (2­4   человека)   занятия проводятся   2   раза   в   неделю,   как   в   первую,   так   и   во   вторую   половину   дня. Продолжительность   одного   занятия   15­25   минут.   Занятия   проводятся   с   учётом возрастных   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся.   Соотношение   количества индивидуальных   и   подгрупповых   занятий   определяет   педагог­психолог,   исходя   из степени подготовленности детей в каждом классе. В   начале   и   в   конце   учебного   года   проводится   обследование   уровня сформированности   моторных   и   сенсорных   процессов   обучающихся   (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича) (приложение 1). Учебно­тематический план № п/п Название раздела Всего часов Диагностические работы Примечание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Обследование детей;  комплектование групп для коррекционных занятий. 2 Раздел 1. Развитие  крупной и мелкой  моторики, графомоторных навыков. Раздел 2. Тактильно­ двигательное восприятие. Раздел 3.  Кинестетическое и  кинетическое развитие. Раздел 4. Восприятие  формы, величины, цвета;  конструирование  предметов. Раздел 5. Развитие  зрительного восприятия и  зрительной памяти. Раздел 6. Восприятие  особых свойств  13 4 4 16 4 4 Обследование уровня  сформированности моторных и  сенсорных процессов  обучающихся (диагностические  задания Н.И.Озерецкого,  М.О.Гуревича). Оценка общей и ручной  моторики; тесты зрительно­ моторной координации Оценка тактильных ощущений Оценка выполнение упражнений  по заданию педагога,  выразительность движений Оценка владения сенсорными  эталонами: тесты  цветоразличения, различения  формы, величины Оценка зрительного восприятия Оценка восприятия особых  свойств предметов 8. 9. 10 11 предметов. Раздел 7. Развитие  слухового восприятия и  слуховой памяти. Раздел 8. Восприятие  пространства. Раздел 9. Восприятие  времени. Обследование детей,  анализ результатов  освоения коррекционно­ развивающей программы  Всего 5 7 5 2 66 Оценка слухового восприятия Оценка пространственного  восприятия Оценка восприятия времени Обследование уровня  сформированности моторных и  сенсорных процессов  обучающихся (диагностические  задания Н.И.Озерецкого,  М.О.Гуревича). Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2 часа). Раздел 1.  Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (13 часов)                  Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога. Развитие крупной моторики.   Целенаправленность   выполнения   действий   и   движений   по   инструкции педагога  (броски   в  цель,  ходьба   по  «дорожке   следов»).  Согласованность   действий   и движений  разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация   движений   кисти   рук   и   пальцев.   Пальчиковая   гимнастика.   Специальные упражнения   для   удержания   письменных   принадлежностей.   Развитие   координации движения   руки   и   глаза   (нанизывание   бус,   завязывание   узелков,   бантиков).   Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.  Раздел 2. Тактильно­двигательное восприятие (4 часа). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часа). Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения   различных   частей   тела.   Выразительность   движений   (имитация   повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах). Раздел  4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (16 часов). Формирование   сенсорных   эталонов   плоскостных   геометрических   фигур   (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация   предметов   и   их   изображений   по   форме,   по   показу.   Работа   с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по   высоте,   длине,   ширине,   толщине;   обозначение   словом.   Различение   их   выделения основных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2­3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2­3 детали).  Раздел  5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4 часов). Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2­3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие   двух   предметов:   нахождение   отличительных   и   общих   признаков. Определение   изменений   в   предъявленном   ряду.   Нахождение   «лишней»   игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Раздел     6.   Восприятие   особых   свойств   предметов   (развитие   осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4 часа). Контрастные температурные ощущения (холодный – горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, солёный). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжёлый – лёгкий). Раздел  7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5 часов). Различение   звуков  окружающей  среды (стук,  стон,  звон,  гудение,  жужжание)  и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам. Раздел  8. Восприятие пространства (7 часов). Ориентировка   на   собственном   теле:   дифференциация   правой/левой   руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве  (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции  педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторана). Раздел  9. Восприятие времени (5 часов). Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели. Обследование   детей,   анализ   результатов   освоения   коррекционно­ развивающей программы (2 часа). Календарно­тематическое планирование курса «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» 1 класс (66 часов) Название раздела, тема урока. Количество часов Обследование детей,  комплектование групп для  коррекционных занятий  Раздел 1. Развитие крупной и  мелкой моторики;  графомоторных навыков  Развитие крупной моторики.  Целенаправленность выполнения  действий и движений по инструкции  педагога (бросание в цель). Развитие крупной моторики.  Целенаправленность выполнения  действий и движений по инструкции). Формирование чувства равновесия  («дорожка следов»). Развитие согласованности действий и  движений разных частей тела  (повороты с движениями рук). Развитие согласованности действий и  движений разных частей тела (ходьба с изменением направления). Развитие мелкой моторики пальцев  2 13 1 1 1 1 1 1 № урока 1,2 3 4 5 6 7 8 Сроки сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь руки. Пальчиковая гимнастика. Развитие навыков владения  письменными принадлежностями  (карандашом). Штриховка. Обводка по трафарету (внутреннему и  внешнему). Штриховка. Развитие навыков владения  письменными принадлежностями  (ручкой).  Развитие координации движений руки  и глаза (завязывание, нанизывание). Работа в технике «рваной»  аппликации. Сгибание бумаги. Вырезание  ножницами прямых полос. Раздел 2. Тактильно­двигательное  восприятие     Определение на ощупь величины  предмета (большой – маленький –  самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Определение на ощупь  плоскостных фигур и предметов. Упражнения в раскатывании  пластилина. Лепка «Угощение» Игры с крупной мозаикой Раздел 3.  Кинестетическое и  кинетическое развитие  Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных  ощущений. Дидактическая игра «Море  волнуется». Движения и позы верхних и нижних  конечностей (сенсорная тропа для ног,  «акробаты», имитация ветра). Движения и позы головы по показу;  вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация  движений (оркестр, повадки зверей). Раздел 4. Восприятие формы,  величины, цвета; конструирование  предметов  Формирование сенсорных эталонов  плоскостных геометрических фигур  (круг, квадрат). Формирование сенсорных эталонов  плоскостных геометрических фигур  (прямоугольник, треугольник). Выделение формы предмета.  Обозначение формы предмета словом. Группировка предметов и их  9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 16 1 1 1 1 сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь изображений по форме (по показу:  круглые, прямоугольные,  треугольные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, покажи по форме». Работа с геометрическим  конструктором (по показу: крупный,  напольный, «Лего»). Д/и «Какой фигуры не стало» (3­4  предмета) Различение предметов по величине  (большой – маленький). Сравнение 2­х предметов по высоте и  длине. Сравнение двух предметов по ширине  и толщине. 28 29 30 31 32 33 34 Моделирование геометрических фигур 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 из составных частей по образцу. Знакомство с основными цветами  (красный, жёлтый, зелёный, синий,  чёрный, белый). Дидактическая игра «Назови цвет  предмета». Различение и обозначение основных  цветов. Дидактическая игра «Угадай,  какого цвета». Конструирование объёмных предметов из составных частей (2­3 детали) –  домик. Составление целого из частей (2­3  детали) на разрезном наглядном  материале. Раздел 5. Развитие зрительного  восприятия и зрительной памяти  Формирование навыков зрительного  анализатора и синтеза (обследование  предметов, состоящих из 2­3 деталей,  по инструкции педагога). Нахождение отличительных и общих  признаков 2­х предметов. Игра  «Сравни предметы». Дидактическая игра «Какой детали не  хватает» (у стола , стула – ножки…). Дидактическая игра «Что изменилось»  (3­4 предмета). Упражнения для  профилактики и коррекции зрения Раздел 6. Восприятие особых  свойств предметов  Развитие осязания (контрастные  температурные ощущения: холодный –  горячий); обозначение словом. Вкусовые ощущения (кислый, горький,  солёный). Дидактическая игра «Узнай  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь январь январь январь январь январь январь февраль февраль февраль февраль февраль по вкусу». Развитие обоняния (приятный –  неприятный запах). Дидактическая  игра «Определи по запаху». Барические ощущения (восприятие  чувства тяжести: тяжёлый – лёгкий).  Упражнения на сравнение различных  предметов по тяжести. Раздел 7.  Развитие слухового  восприятия и слуховой памяти  Выделение и различение звуков  окружающей среды (стон, звон,  гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»  (звуки окружающей среды). Различение музыкальных звуков и  звуков окружающей среды (шелест  листьев,  шум шин). Прослушивание  музыкальных произведений. Различение речевых и музыкальных  звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос  подаёт» (имитация крика животных). Раздел 8. Восприятие пространства Ориентировка на собственном теле  (правая, левая рука, нога). Движение в заданном направлении в  пространстве (вперёд, назад). Ориентировка в помещении.  Определение расположения предметов  в помещении. Ориентировка в линейном ряду  (крайний предмет, первый, на третьем  месте…) Ориентировка на листе бумаги (центр,  верх, низ…). Составление на листе бумаги  комбинаций из полосок, плоскостных  геометрических фигур. Расположение предметов на листе  бумаги. Дидактическая игра  «Расположи верно». Раздел 9.  Восприятие времени  Сутки. Части суток (утро, день, вечер,  ночь). Упражнения на графической  модели «Сутки». Последовательность событий (смена  времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». Неделя. Семь суток. Порядок дней  недели. Дидактическая игра «Весёлая неделя». 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 1 1 5 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 февраль февраль февраль март март март март март март март апрель апрель апрель апрель апрель апрель апрель май май 65,66 Обследование детей, анализ  результатов освоения коррекционно­ развивающей программы Всего:         2  66 май

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью

Программа развития психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с интеллекткуальной недостаточностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019