МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Управление образования администрации города Шахтерска
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа № 1 «Веснянка» управления образования
администрации города Шахтерска
СОГЛАСОВАНО
Донецкий республиканский институт
дополнительного педагогического
образования
Протокол заседания Ученого совета
от__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Министерство образования и
науки Донецкой Народной Республики
Приказ от __ _______ 20___ №_____
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ШКОЛА ДЛЯ ДОШКОЛЯТ
для детей подготовительной группы
(16 часов) ДОНЕЦК – 2016
«Одобрено к использованию
в образовательных организациях»
Министерство образования и науки ДНР
Приказ от_________________№ _________
Рецензенты:
1.Нечипоренко Елена Дмитриевна,
методист психологической службы
методического кабинета управления образования администрации города
Шахтерска
2.Саламатина Евгения Эдуардовна,
методист психологической службы
методического кабинета управления образования администрации города
Шахтерска
3. Крутий Ирина Михайловна,
заведующий Шахтерским дошкольным
образовательным учреждением общеразвивающего типа № 1 «Веснянка»
управления образования администрации города Шахтерска, специалист высшей
категории, «воспитательметодист»
Составитель:
Галина Николаевна, педагогпсихолог, специалист высшей
Дмитренко
категории,
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа № 1 «Веснянка» управления образования
администрации города Шахтерска
Программа «Школа для дошколят» решает задачи общего развития
будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических
функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Материал представлен в виде специальных серий практических заданий,
которые предназначены для комплексной подготовки к школе детей старшего
дошкольного возраста.
Предложенный материал предназначен для педагоговпсихологов и
педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, педагогов
центров развития и подготовки детей к обучению в школе. Автор (составитель)
Галина Николаевна, педагогпсихолог, специалист высшей
Дмитренко
категории,
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа № 1 «Веснянка» управления образования
администрации города Шахтерска
Рецензенты:
1.Нечипоренко Елена Дмитриевна,
методист психологической службы
методического кабинета управления образования администрации города
Шахтерска (теоретик)
2.Саламатина Евгения Эдуардовна,
методист психологической службы
методического кабинета управления образования администрации города
Шахтерска (теоретик)
3. Крутий Ирина Михайловна,
заведующий Шахтерским дошкольным
образовательным учреждением общеразвивающего типа № 1 «Веснянка»
управления образования администрации города Шахтерска, специалист высшей
категории, «воспитательметодист» (практик)
Утверждено педагогическим советом
Шахтерского дошкольного образовательного учреждения
общеразвивающего типа № 1 «Веснянка» управления
образования администрации города Шахтерска
(протокол от 01.12.2015, № 2)
Заведующий
ДОУ № 1 «Веснянка» _______________ _________________
М.П. (подпись) (Ф.И.О. заведующего)
Согласовано с методическим центром (кабинетом)
Директор (заведующий) ___________________ _____________
М.П. (подпись)
Научнометодическая экспертиза ДРУМЦ ПС:
________________________________________________________________
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Школа не должна вносить резкого перелома
в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое
появляется в его жизни постепенно и не
ошеломляет лавиной впечатлений»
(В.А.Сухомлинский).
Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного
возраста к школьному обучению не нова, но остается актуальной. От
определения ее сущности, показателей готовности, зависит, определение целей
и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а так же
успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги
и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную
адаптацию ребенка в 1 классе.
На протяжении десятилетий готовность к школе рассматривалась, прежде
всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот
подход был обоснован периодизацией психического развития ребенка и смены
ведущих видов деятельности и предполагал разноплановые исследования,
касающиеся отдельных параметров. Одни специалисты ставили во главу угла
интеллектуальную сферу другие – мотивационную, как фундамент «школьной
зрелости». Такие подходы являлись в свое время актуальными и значимыми, но
не охватывали полностью феномена готовности к школе. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что
готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном
запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По
его мнению, быть готовым к школьному обучению – значит, прежде всего,
обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и
явления окружающего мира.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств,
образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев.
В своих трудах они рассматривали готовность к обучению в школе как
многоплановое понятие, которое складывается из определенного уровня
развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к
произвольной регуляции и социальной позиции школьника. Они включают в
понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их
отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки
самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать,
слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Аналогичных
отмечая, что
взглядов придерживались В.С. Мухина, А.А. Люблинская,
готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему
взаимосвязанных качеств детской личности. На основании теоретических и
практических материалов ряда авторов общепризнанно, что готовность к
школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует
комплексных психологических исследований и подходов, а так же является
условием обеспечения преемственности между дошкольным и начальным
школьным образованием.
В последнее время в сфере образовательной политики и методологии
развития образования обозначился переход от стратегии «знания, умения,
навыки» к культурноисторической системнодеятельностной парадигме
непрерывного образования. Поэтому, одним из важнейших требований общества
к образовательной системе является формирование общего фундаментального базиса (предпосылок) в виде универсальных учебных действий, которые
коммуникативные,
подразделяются на 4 направления:
личностные,
регулятивные, познавательные.
Личностные универсальные действия – это внутренняя позиция ребенка: его
осознание в необходимости обучения и вхождения в новую социальную роль
(мотивационная готовность «дошкольникшкольник»); моральнонравственный
выбор (оценивание, аргументация морального содержания ситуации);
самоопределение. Эти действия направлены на принятие ребенком норм
поведения в обществе, на осознание, исследование и принятие жизненных
ценностей. Благодаря такому подходу, учение становится осмысленным,
связывается с реальными жизненными целями и ситуациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как
смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с
установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и
осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных
отношений. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с
воспитателем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать
решения, оказывать поддержку друг другу.
На ступени дошкольного образования развитие регулятивных действий
связано с умением детей осуществлять действие по образцу, анализировать и
сохранять поставленную задачу, строить элементарный план действий. Большое
значение имеет формирование произвольности поведения и волевых усилий,
которые направлены на преодоление препятствий и целенаправленное
достижение конечного результата. Таким образом, для детей старшего
дошкольного возраста обеспечивается возможность управления познавательной
и учебной деятельностью путем постановки целей, планирования, контроля и
оценки своих действий и их успешности. Происходит последовательный переход
от совместного контроля к самоконтролю, а затем – к саморегуляции, что
создает базу для будущего школьного образования. Познавательные учебные действия предполагают развитие психических
функций и включают познавательные операции: самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой
информации, моделирование, логические действия анализа, синтеза, сравнения,
классификации объектов, установление причинноследственных связей.
Эти действия определяют способность личности учиться, познавать,
сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира с постоянством,
то есть непрерывно.
На основе системнодеятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов) группой авторов: Г.В.
Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В.
Молчановым под руководством А.Г. Асмолова была разработана Концепция
формирования универсальных учебных действий (УУД). В своих трудах
педагоги и психологи рассматривают термин «универсальные учебные
действия» в широком смысле со значением «умение учиться». Это
универсальное (комбинированное, интегративное) умение, в свою очередь,
является важным фактором повышения эффективности освоения детьми
предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и
ценностносмысловых оснований личностного морального выбора; предполагает
оптимизацию образовательновоспитательного процесса для гармоничного
развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному
образованию, начиная с раннего возраста.
Дошкольное образование – первая ступенька формирования личности на
современном этапе с учетом государственных стандартов, приобретает новую
направленность: формирование у детей старшего дошкольного возраста
предпосылок универсальных учебных действий, которые станут фундаментом
для дальнейшего полноценного непрерывного обучения. В связи с этим понятие
«готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»
рассматривается как итоговое комплексное образование, включающее в себя личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные
учебные действия.
Сложность протекания данного процесса, следовательно, и его
результативность, тесно связаны с тем, что рост и развитие детей протекает
неравномерно и зависит как от генетических, так и от средовых факторов.
Вариации индивидуальных темпов развития в норме могут достигать 1 года и
более. Это не является признаком какихлибо опасных для здоровья отклонений
в развитии, но требует повышенного внимания и специальных мер, так как
несформированность или низкий уровень одной из составляющих влияет на все
остальные.
Специалистами Института возрастной физиологии Российской академии
образования было проведено комплексное исследование факторов риска в
функциональном развитии детей 67 лет. Ими были сформулированы новые
принципиально важные данные о нейрофизиологических механизмах
межцентральной интеграции, обеспечивающих функциональную организацию
мозга в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Нейрофизиологические исследования показали, что только около 30 %
учащихся начальных классов имеют соответствующую возрасту
функциональную зрелость коры и регуляторных структур. Значит, у большей
части (70 %) школьниковпервоклассников можно ожидать нарушение
организации внимания и целенаправленной
психических процессов,
деятельности, мотивационных структур перехода на новый социальный статус и
это объясняет высокую «уязвимость» в процессе интеллектуальной и
перцептивной деятельности, значимость этих факторов в качестве ведущих
причин трудностей на начальных этапах обучения.
Исследования института возрастной физиологии Российской академии
образования показали, что факторы риска в развитии психомоторных функций
имеют подавляющее большинство детей 67 лет (около 90 %). Основой этих
трудностей является,
прежде всего,
незрелость структур второго операционального блока мозга и функциональная незрелость фронто
таламической системы. Примерно 60% детей 56 лет имеют сложности в
организации деятельности, что объясняется с незрелостью регуляторных
структур мозга и осложняется функциональной недостаточностью
регулирующей функции речи (у 53% детей), которая позволяет фиксировать
цель, последовательность, этапы выполнения действий, результаты действий и
поэтому делает возможным управление своим поведением.
Все эти факторы могут служить причиной развития школьного стресса и
дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты
адекватные меры по их устранению.
Необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, занимающиеся
проблемами функциональной незрелости мозга и учебных трудностей, считают:
многие из этих нарушений могут быть в значительной мере скомпенсированы
еще до начала обучения при правильной работе с детьми в предшкольный
период.
Полученные теоретические результаты стали базовыми для разработки и
апробации программы развития потенциальных возможностей каждого
дошкольника с учетом нейрофизиологии.
Концептуальной основой Программы развития «Школа для дошколят»
является реализация государственного стандарта дошкольного образования
через создание предпосылок к школьному обучению посредством овладения
универсальными учебными действиями.
Главная цель – развитие личности каждого ребенка, формирование его
готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации
за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих
им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Основными задачами реализации Программы с учетом 4 направлений
универсальных учебных действий являются: 1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества,
2) Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
3) Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии,
воображения, конструктивных умений.
4)Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
5)Увеличение объёма внимания и памяти.
6)Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие
умозаключения.
7)Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя
глазами окружающих.
8) Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и
планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и
проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам).
9) Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования
личности ребенка:
Культурноисторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
Личностноориентированный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно
взаимосвязаны и составляют теоретикометодологическую основу программы.
Данные научные подходы объединяют в себе следующие принципы: принцип развивающего образования, который реализуется через деятель
ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии
и дошкольной педагогики; занятия на протяжении реализации программы могут
выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности,
приближаясь к разумному «минимуму», определенному для данной группы
детей;
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в
процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие
непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; Занятия с
одной стороны мягко корректируют нарушения в психическом развитии
ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие
проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей, что позволяет охватить все сферы
развития личности (мотивационную, интеллектуальную, эмоциональноволевую,
социальную);
комплекснотематический принцип построения
образовательного
процесса позволяет на каждом последующем занятии осуществлять решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно
образовательной деятельности, повторяя, закрепляя, обобщая пройденный
материал;
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности для них является игра. Одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию,
методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения в
деятельности. В соответствии с ним школьный урок открытия знаний
строится с использованием проблемнодиалогической технологии, а для занятий
с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к
возрасту детей. Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется
такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают
чтото новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных
задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным
этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне
технологии.
Особенность программы заключается в том, что она объединяет 2
вектора: психологический и обучающий, которые являются взаимопроникаемые
в содержательной основе, работающие над единой целью: обеспечение
преемственности дошкольного и начального образования. Приоритетным
является психологическое направление и предполагает развитие основных
личностных новообразований у детей старшего дошкольного возраста.
Обучающий вектор, реализуется через многообразные виды деятельности,
направленные на всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных
представлений об окружающем мире, развитие кругозора, интеллекта,
личностных качеств.
Организация занятий. Срок реализации с октября по апрель, 1 занятие в
неделю. В сентябре и в мае проводится диагностика. Цикл занятий рассчитан на
7 месяцев (28 занятий), 16 часов. Каждое занятие состоит из нескольких частей
и занимает 3035 минут, что полностью соответствует возрастным,
психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного
возраста.
Предполагаемые результаты освоения программы по развитию
универсальных учебных действий (УУД) В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
формирования предпосылок универсальных учебных действий, что способствует
достижению следующих результатов.
Личностные УУД: мотивационные, нравственные и коммуникативные
аспекты, осознание собственной ценности и ценности других людей, проявления
эмпатии и толерантности; формирование положительной «Я – концепции»,
положительное отношение к школьному обучению, осознание необходимости в
непрерывном обучении для становления личности и самореализации.
Познавательные УУД:
знаковосимволическое моделирование и
преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в
том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих
элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного;
осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор
способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному
правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и
исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей
деятельности; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение элементами культуры общения,
такими как: умение приветствовать, прощаться, произнести просьбу,
благодарность, извинение и др., уметь выражать свои чувства (основные эмоции)
и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной
поддержки сверстника, взрослого; овладение определенными вербальными и
невербальными средствами общения для согласованного выполнения
деятельности; эмоциональнопозитивное отношение к процессу сотрудничества
со взрослыми и сверстниками, понимание необходимости в корпорации для
достижения поставленной цели, умение осуществлять взаимоконтроль; ориентация на партнера по общению; умение слышать, слушать и понимать
собеседника; задавать вопросы с целью получения информации.
Система оценки.
По мнению Д.Б. Эльконина при переходе от
дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в
себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных
форм деятельности следующего периода»
полученных результатов
производится в виде диагностического минимума, включает следующие
методики.
Рекомендуемый диагностический инструментарий
Ориентационный тест школьной зрелости КернаЙирасека;
Методика раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 67 лет
М.М. Безруких.
Методика раннего прогнозирования строится как
интегральная диагностика развития ребенка, включающая функциональное
развитие и состояние здоровья, интеллектуальное и речевое развитие,
развитие координации движений, зрительного восприятия и ряда
интегративных способностей.
Комплекс показателей, выбранных для
интегральной диагностики, основан на результатах специальных исследований о
причинах и характере школьных трудностей на начальных этапах обучения и о
значимости отдельных показателей функционального развития для
формирования базовых школьных навыков. Методика предусматривает
количественную оценку факторов риска в развитии ребенка.
Диагностика умственного развития (методика экспрессдиагностики
интеллектуальных способностей детей (МЭДИС 67), методика «Исключение
лишнего», «Лабиринт» Л.А. Венгера, «Матричные задачи Равена» графический
тест «Рисунок человека»);
Диагностика произвольного внимания и регуляция действий (методика
«Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Графический узор», тест Пьерона
Рузера «Сравни картинки»); Диагностика сформированности учебной мотивации
(методика
«Определение мотивов учения старших школьников М.Р.Гинзбург; методика
«Беседы о школе» Т.А.Нежновой);
Диагностика пространственного восприятия (методики «Узнавание фигур»,
«Домик» Н. Гуткиной);
методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» (по Липкиной);
Комплекс методик «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к
обучению в школе» (авторысоставители Л. Е. Журовой, Е.Э.Кочуровой,
М.И.Кузнецовой);
Диагностика взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
осуществление кооперации (методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, Опросник
детскородительских отношений (Варга, Столин).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации занятий
Трудно представить себе лучший метод
обучения и воспитания, чем тот, который уже
открыт и проверен многолетним опытом,
имеет определенные результаты и остается
эффективным на протяжении десятилетий. Беря его за основу, никогда не прогадаешь и
ничего не испортишь!
Платон
Невозможно не согласиться с данным утверждением, а если объединить
несколько таких методов в единую систему, то можно добиться поставленной
цели. В нашем случае это реализация государственного стандарта дошкольного
образования через формирование у детей старшего дошкольного возраста
универсальных учебных действий.
Для эффективного проведения цикла занятий необходимо учитывать
следующие факторы:
1) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального
подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» каждого ребенка;
2) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников
группы живой интерес;
3) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными;
недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
4) ребенок должен иметь право на ошибку и при необходимости варианты её
исправления;
5) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует
положительная эмоциональная оценка любого достижения;
6) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей
способности к самостоятельному планированию действий, оценке своей работы
и её аргументации.
В данном случае мы говорим об оценке, как о словесном развернутом
анализе достоинств и недостатков качества выполненной работы. Вначале
взрослый сам объясняет ребенку, что у того получилось хорошо, а что не
удалось, причем такого рода объяснение должно быть в максимально
доброжелательной форме, ни в коем случае нельзя ругать ребенка за ошибки.
Затем педагог вместе с ребенком оценивает результат его работы. Через
некоторое время каждый может попробовать самостоятельно проанализировать
качество своей работы. Можно предложить детям оценивать работу друг друга. Такого рода
обучение самоанализу результатов собственной работы способствует развитию
самоконтроля во время выполнения заданий, а также адекватному восприятию
оценки в будущем со стороны учителя.
Занятия строятся на интегрированной основе с использование игровых
методов и образовательных технологий, которые ориентированы на
самостоятельную деятельность ребёнка, а так же предполагают групповые
методы работы, кооперацию. Широко используются информационно –
которые обеспечивают наглядность,
коммуникационные технологии,
доступность, устойчивый интерес к познанию нового, обеспечивают
технологии
дополнительные возможности получения информации;
деятельностного метода, развития критического и творческого мышления,
которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе
имеющихся знаний и опыта ребёнка.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Структура занятия:
• Приветствие
• Разминка
• Рефлексия прошлого занятия
• Основное содержание
• Рефлексия прошедшего занятия
• Ритуал прощания
Порядок упражнений в основной части можно менять, дополнять, однако
желательно придерживаться последовательности занятий, так как задания и
упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности
постоянно возрастает: увеличивается объем и сложность материала,
предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические
диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания. Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как
помимо интеллектуальноразвивающих игр и заданий включает целый комплекс
разноплановых игр и упражнений. Это позволяет сделать работу детей
насыщенной и менее утомительной за счет быстрого переключения видов
Система предложенных
деятельности и специфики их направленности.
упражнения является условием и одновременно средством общего,
интеллектуального и психического развития дошкольников, способствует
формированию универсальных способностей и познавательной активности.
Содержание основной части может варьироваться и включать следующие
направления:
1. Интеллектуальноразвивающие игры и упражнения, которые направлены
на развитие психических функций.
2. Дыхательнокоординационные упражнения, способствующие стимуляции
работы стволовых отделов мозга, ритмированию правого и левого полушарий
головного мозга, снятию мышечного напряжения, активизации межполушарного
взаимодействия.
3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений
и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и
межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по
правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие
пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций:
вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей
рук.
6. Упражнения для профилактики осанки, нарушений зрения и
предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию мышечного
напряжения, рефлекса периферического зрения, ритмированию полушарий.
7. Массаж и самомассаж. 8. Этические беседы, ролевое проигрывание ситуаций.
9. Упражнения на самопознание, психологические этюды, пантомимы.
10. Тематическое прорисовывание, штриховки, шнуровки, рисование
веревочкой.
11. Игра «Геометрический конструктор». Моделирование с помощью
набора геометрических фигур. Составление из геометрических фигур
плоскостных изображений предметов по образцу.
12. Корректурные таблицы, мнемотаблицы.
13. Развивающие мультфильмы и видеоигры, видеопроекты.
Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их
интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении
всего занятия и способствует нравственному, эстетическому воспитанию. На
занятиях дети не испытывают утомления, у них увеличивается объем внимания,
становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная
и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь,
пространственное воображение.
Развивающий и коррекционный эффект предложенного комплекса занятий
проявляется прежде всего в аккумуляции интереса детей к разным видам
упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив
деятельности детей. К концу учебного года улучшаются графические навыки и
формируется произвольность,
зрительномоторные координации детей,
улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая
положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к
школе.
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Программа "Школа для дошколят"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.