ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА». Составитель:
Ушакова Галина Викторовна, педагог дополнительного образования, высшая кв.к. Направленность программы: художественно-эстетическая.
Уровень программы: начальное образование. Срок реализации: 4 года.Программа разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы «Смотрю на мир глазами художника» Коротеевой Е.И., в соответствии с нормами.программа по изобразительному искусству для занятий в студии изобразительного искусства.
Смотрю на мир ГЛАЗАМИ художника.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детскоюношеский центр Киренского района «Гармония»»
Согласовано: Утверждаю:
На методическом совете МАОУ ДОД Директор МАОУ ДОД
ДЮЦ «Гармония»» ДЮЦ «Гармония»
Протокол № 8 от «27 мая» 2014 г. ____________ Кулебякина И.Ю.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
Составитель:
Ушакова Галина Викторовна,
педагог дополнительного образования,
первая кв.к.
Направленность программы:
художественноэстетическая
Уровень программы:
начальное образование.
Срок реализации:
4 года Киренск
2014
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской дополнительной образовательной программы «Смотрю
на мир глазами художника» Коротеевой Е.И., в соответствии с нормами, установленными следующей
законодательной базой:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
локальный акт МАОУ ДОД ДЮЦ «Гармония» «Положение о дополнительных общеразвивающих
программах».
Актуальность: Искусство – явление социальное. Его специфика неповторима во многих областях
человеческой деятельности, так как приоритетной целью художественного образования является воспитание
духовного мира детей, развитие их эмоциональночувственной сферы, образного мышления и способности
оценивать окружающий мир по законам красоты.
Изучение изобразительного искусства формирует у детей художественный способ познания мира,
даёт систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественнотворческой
деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественных культур.
Новизна данной программы состоит в том, что углублено содержание отдельных тем.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде
искусства;
опыте мастеров искусства.
научить видеть и понимать произведения искусства;
научить правильно использовать термины, формулировать определения, понятия, используемых в
Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы,
увлекающихся искусством и художественнотворческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное
время один раз в неделю.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства
(живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративноприкладного искусства (аппликация,
декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается
творческая работа с природными материалами.
Учебные задачи:
освоение основных правил изображения;
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
умение осознанно использовать образновыразительные средства для решения творческой задачи;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Режим занятий: занятия проводятся один раза в неделю, по 2 часа. Программа рассчитана на 288
часов.
Формы и способы проверки результата:
наблюдение педагога, анкетирование, анализ, тестирование;
оформление выставок работ обучающихся в школе;
участие в районных конкурсах.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Виды и этапы аттестации учащихся:
начальная – тестирование;
2 промежуточная выставки творческих работ в школе, участие в районных конкурсах;
итоговая проведение итогового занятия в конце учебного года.
Критерии оценки уровня подготовки:
Навыки поведения в окружающей природной среде
Уровень развития ассоциативного мышления детей
Бережное отношение ко всем компонентам окружающей природной среды
Сформированность идеи о природе как об источнике вдохновения и творчества
Предполагаемые результаты обучения
и способы определения их результативности:
Виды УУД
Личностные УУД
УУД
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания исходя из
социальных и личностных ценностей.
Познавательные
УУД
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных
средств;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме,
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности,
формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера
Регулятивные УУД
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной
области;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового более совершенного результата;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнера;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
Коммуникативные
УУД
Учебнотематический план 1 год
№
содержание
1.
Раздел 1. живопись
2. Чем и как работают художники. Ознакомление детей
с акварельными красками
3.
Красивые цветочки.
Ознакомление с
3
всего
20
.
Колво часов
Тер
Практ.
3
1
1
17
1
1 простешими свойствами гуашевых красок, правилами
работы с гуашью
4. Золотые краски осени.
5. Волшебные краски осеннего дерева. Рисование по
памяти и по представлению осеннего дерева.
6. Волшебные листья и ягоды. Отработка простейших
приёмов рисования кистью декоративных листьев и
ягод.
7. Осенний пейзаж.
8. Волшебный узор. Составление узора из декоративных
ягод и листьев.
9. Праздничные краски узоров. Рисование кистью
элементов геометрического узора, украшающего
дымковскую игрушку.
10.В гостях у сказки. Иллюстрирование русских
народных сказок
11.
Раздел 2. Графика
18
Что такое «графика». Линия штрих и тон.
Техника работы графическими материалами.
12.
13.
Линия. Техника рисования прямых, кривых.
Определение места нахождения точки.
14.Штриховка, тушевка. Техника.
15.
Рисование плоских тел.
16.Объём. Рисование геометрических тел. цилиндр
17.Рисование геометрических тел. Конус
18.Рисование геометрических тел. Шар
19.Что такое пропорции. Метод
пропорций.
определения
20.Перспектива.
21.
Раздел 3. Скульптура
22.
Знакомство с материалами (глина, пластилин)
и техникой работы с ними.
23. Лепка фруктов
24. Лепка животных. Кот, рыба, птица.
25. Лепка дымковской игрушки
26. Раздел 4. Аппликация
27. Одуванчики. Аппликация из салфеток
28. Техника обрывной аппликации
29. Изготовление открытки
30. Техника «Вырезанная аппликация»
4
8
8
1
2
2
2
2
2
2
2
4
2
1
4
16
2
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2
2
2
2
2
2 31. Раздел 5.Бумажная пластика
32. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его
возможностей
33. Квиллинг. Освоение техники
34.
Раздел 6. Работа с природными материалами
35.Коллективная работа.панно
36.Индивидуальная работа.панно
37.
38.
выставки детских работ
свободную тему
Раздел 7.
Организация и обсуждение
Раздел 8. Закрепление пройденного. Работа на
Итого
Содержание программы
6
6
2
4
72
1
4
16
1
4
4
2
56
Живопись
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение
основных тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в
зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идее от «пятна», без
использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линий,
которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о
контрасте тёмного и светлого пятен., о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с
вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых,
тканей.
Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином.
Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и
которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в
данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой
большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «Вырезанная аппликация» дети
осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с
другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию
художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с
необычными материалами, например с фантиками, из которых составляют сначала простые композиции типа
орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными
цветами, листьями, травами (создание простых композиций).
Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей; скручивание, сгибание,
складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим
нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения
заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских
горок, качелей, фонариков и т.д.
Работа с природными материалами
В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох,
кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. работа заключается в создании небольших объёмных
5 пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В
композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные
из бумаги.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды,
различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении
творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и
пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают
основные темы и содержание учебных задач.
Закрепление пройденного. Работа на свободную тему.
Учебнотематический план
2ой год обучения
№
Темы
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
1
2
3
4
5
6
7 Организация и обсуждение выставки детских работ
8
Закрепление пройденного. Работа на свободную
тему.
Итого
Колво часов
Те
Пр
ория
актика
го
3
3
2
1
1
1
17
15
6
7
5
5
2
4
Все
20
18
8
8
6
6
2
4
72
Содержание программы
Живопись.
Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и
холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его
ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета
серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов.
Практическая работа. Изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней,
сказочных персонажей.
Графика.
Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки
(проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий.
Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения
тонового пятна. Кроме этого знакомство с другими графическими материалами – углём, сангиной, мелом и
со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными
карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании
графического образа.
Практическая работа. Изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта.
Скульптура.
Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и
т.д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы
(изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме фактуры.
Практическая работа. Лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей.
Аппликация.
Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и
получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух
или трёх цветовых гамм.
Практическая работа. Изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.
Бумажная пластика.
6 Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании
художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания
дырка. Углубление представлений о получении объёма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа. Изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.
Работа с природными материалами.
Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов,
молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.
Практическая работа. Изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других
сюжетов ( по выбору детей).
Организация и обсуждение выставки детских работ.
При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести
темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.
Закрепление пройденного. Работа на свободную тему.
Учебнотематический план
3ий год обучения.
№
Темы
1
2
3
4
5
6
7
8
работ
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских
Закрепление пройденного. Работа на свободную
тему.
Итого
Колво часов
Те
актика
ория
3
3
2
1
1
1
го
Пр
17
15
6
7
5
5
2
4
Все
20
18
8
8
6
6
2
4
72
Содержание программы
Живопись.
Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов.
Зелёный, фиолетовый и оранжевый цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь
раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание своих пар. Знакомство с
живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а
также ахроматическим рядом.
Практическая работа. Изображение с натуры объектов природы – цветов, веток, фантастических
фигурок.
Графика.
Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник.
Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур,
работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств
(например, толстой и тонкой линий, ритма пятна, ритма элемента, контраста светлого и тёмного пятен и т.д.).
Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами.
Практическая работа. Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей,
фактуры тканей.
Скульптура.
Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от
общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных,
сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами
объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью
инструментов).
Практическая работа. Лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных
украшений.
Аппликация.
7 Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с
помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в
аппликации фломастеров.
Практическая работа. Изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.
Бумажная пластика.
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания,
надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией,
в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа. Создание пейзажей, парков, скверов, игровых площадок (коллективные
работы).
Работа с природными материалами.
Особенностьюработы с природными материалами является использование более крупных природных
форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в
их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого,
учащимся предлагается разрисовка камней как в живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа. Оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды,
различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых
результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого,
школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой
задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.
Закрепление пройденного. Работа на свободную тему.
Учебнотематический план
4ый год
№
Темы
1
2
3
4
5
6
7
8
работ
Живопись
Графика
Скульптура
Аппликация
Бумажная пластика
Работа с природными материалами
Организация и обсуждение выставки детских
Закрепление пройденного. Работа на свободную
тему.
Итого
Колво часов
Те
актика
ория
3
3
2
1
1
1
го
Пр
17
15
6
7
5
5
2
4
Все
20
18
8
8
6
6
2
4
72
Содержание программы
Живопись.
Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с
цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной
выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов – освоение детьми знаний о
тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа. Изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных
объектов, сказочных персонажей.
Графика.
Закрепление знаний о языке выразительности графики, использование знакомых приёмов работы,
выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста.
Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их сочетаниях). Работа с
цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в
печатных техниках. Новая учебная задача – рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от
8 начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности
листа.
Практическая работа. Изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
Скульптура.
Новые знания и навыки – работа над рельефом. Подготовительный этап по освоениюрельефа;
продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух
уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого материала
(пластилина, глины) с последующей доработкой образа.
Практическая работа. Нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом.
Аппликация.
Знакомство школьников с новыми материалами, используемыми в аппликации, например, с
шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое
пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и дырки,
полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его дырки позволит
получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из
которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая работа. Изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и
растений из засушенных листьев.
Бумажная пластика.
Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания,
надрезания бумаги. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической
композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.
Практическая работа. Создание образов танцующих фигур, фигур в движении.
Работа с природными материалами.
Новые творческие задачи в работе с природным материалом – выполнение тематических заданий.
Известными материалами учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона или
в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе.
Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более
сложной моторики пальцев.
Практическая работа. Оформление уголков природы с включением небольшого пространства воды,
различных построек.
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития, как всего
коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности
школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в
отдельных видах станукового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказать свои
суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности
изобразительного искусства.
Закрепление пройденного. Работа на свободную тему.
Условия реализации программы
Материальнотехническое оснащение:
Мольберты
Планшеты
Наборы кисточек
Наборы масляных красок
Гуашь, акварель
Карандаши и резинки
Натурный фонд
Набор предметов, служащих объектами изображения.
Набор моделей, объясняющих закономерности построения объектов, моделей для изучения явлений
перспективы, светотени и цветоведения.
Учебно–методические таблицы
Показ принципа стилизации и декоративной переработки растительных форм, животных, птиц.
Образцы народного декоративно–прикладного искусства, выполненные в различных плоских и
объемных формах
Изображение различных вариантов композиций натюрморта и последовательность выполнения
рисунка натюрморта в различной технике.
9 Таблицы, поясняющие принципы выполнения отдельных предметов, группы предметов, животных,
птиц, тематических композиций, различных форм орнамента: ленточного, замкнутого, сетчатого.
Особенности пропорциональных отношений фигуры человека, схема скелета человека в покое,
движении.
Изучение основ цветоведения.
Закономерности линейной и воздушной перспективы предметов, домов, улиц, пейзажей,
распределение светотени.
Репродукции картин художников, предметов декоративного искусства
Серия репродукций картин русских и советских художников «Третьяковская галерея».
Серия репродукций картин зарубежных мастеров.
Альбом «Жанровая живопись русских художников».
Серия репродукций с изображениями произведений народного декоративно–прикладного искусства
«Русская народная игрушка», «Мастера Палеха» и др.
Наборы открыток
Репродукции произведений искусства.
Раздаточный материал
Карточки–задания
Вырезки из журналов и газет
Папки с накопительным материалом
Творческие работы детей
Диагностика
Формы работы:
Беседа, рассказ.
Упражнения, изготовление образцов.
Конкурсы.
Выставки.
Тренинги, тестирование.
Праздники.
Ярмарки
Фронтальная (коллективная) работа– работа над единой задачей.
Индивидуальная работа – (звеньевая, бригадная, дифференцированногрупповая).
Самостоятельная работа.
Формы подведения итогов:
Итоговая работа
Коллективная работа
Устный опрос
Контрольный срез ЗУН
тестирование
Игровая форма проверки знаний
(викторина)
Литература для педагога
Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М., 1991.
Алёхин А.Д. Когда начинается искусство/ А.Д. Алёхин. – М., 1994.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Н.А. Горяева. – М., 1991.
Литература для обучающихся
Коротеева Е.И. Азбука аппликации/ Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Весёлые друзья – фантики: аппликация из фантиков/ Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Графика. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебнонаглядное пособие для учащихся 14 классов /
Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебнонаглядное пособие для учащихся 14 классов /
Е.И. Коротеева. – М., 2009.
Неменский Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский – М., 1987.
10
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Программа "Смотрю на мир глазами художника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.