Программа социальной практики учащихся 10-11 классов
гуманитарного профиля.
I. Пояснительная записка
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе новые требования, выражающиеся в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями. Выпускники должны быть социально-активными, ответственными, обладающими определенным социальным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений. Еще в школе ученику необходимо приобрести социальный опыт, который поможет ему получить профессию, найти достойную работу.
Главным условием приобретения данного опыта должно стать обеспечение организации практической деятельности во внеурочной деятельности – социальной практики.
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля. Рассчитана на 34 часа в год. ( предусматривает блочно-модульную организацию занятий).
Цель программы: организовать знакомство учащихся с социумом, общественными организациями и учреждениями города Волгограда, ВУЗами; познакомить учащихся с профессиями, где необходимы знания предметных областей «Филология», «Обществознание».
Задачи программы:
- предоставить учащимся возможность использовать накопленный опыт общения для развития коммуникативных способностей;
- закрепить умения анализировать информацию;
- создать условия для отработки умения выстраивать свое поведение в различных жизненных ситуациях при исполнении различных социальных ролей;
- помочь обучающимся в выборе будущей профессии.
Ожидаемый результат:
В результате прохождения социальной практики учащиеся должны получить
- представление о социуме как сложной динамичной системе,
- закрепить умения сбора и анализа информации,
- проявлять готовность принимать решения при создании социальных проектов,
- овладеть основами информационной культуры,
- закрепить умения преобразования и передачи информации,
- использовать современные информационные технологии,
- познакомиться с профессиями, требующими знания предметных областей «Филология», «Обществознание»,
- продолжить образование в вузах и сузах, связанное с профилем обучения в школе.
II. Тематическое планирование социальной практики.
Расчет учебной нагрузки 34 часа в год.
Познавательно-образовательный блок включает знакомство с профессиями типа
«Человек - Человек».
Формами организации этапа практических действий являются: экскурсии, интервью, встреча с представителями власти, учеными, социологическое исследование, наблюдение, волонтерская деятельность. Данная программа предусматривает сочетание этих видов деятельности.
№ п/п |
Направление деятельности |
Количество часов |
Форма организации занятия |
Тема |
Ответстве-нный |
|
1 |
Блок Познавательно-образовательный |
1.1. Вводное занятие |
1 |
Аудитория лицея. беседа |
«Компас в мире профессий»
|
Селявкина Н.Н. |
1.2. Экскурсии |
1 |
Встреча с библиотекарями лицея № 9 |
Профессия библиотекарь |
Селявкина Н.Н. |
||
1 |
Посещение библиотеки имени М.Горького (отдел иностранной литературы) |
|||||
1 |
Посещение занятия театральной студии лицея № 9, составление опросника |
Профессия актер |
Левицкая С.В. |
|||
1 |
Посещение Волгоградского музея изобразительных искусств |
Профессия экскурсовод |
Левицкая С.В. |
|||
1 |
Посещение Музея -Панораммы «Сталинградская битва» |
|||||
1 |
Встреча с писателями Волгограда на базе библиотеки им. В.М. Шукшина. |
Профессия журналист |
Левицкая С.В. |
|||
1 |
Посещение редакции газеты |
|||||
1 |
Посещение социально-педагогического колледжа |
Профессия учитель |
Левицкая С.В. |
|||
|
|
|
1 |
Встреча со студентами ВГПУ, выпускниками лицея № 9 |
||
2 |
Посещение ВолГУ |
Знакомство с историко-правовыми специальностями ВолГУ |
Левицкая С.В. |
|||
2 |
Посещение ВолГУ |
Знакомство со специальностями факультета филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ
|
Селявкина Н.Н. |
|||
2 |
Экскурсия на Пост № 1 |
Профессия педагог дополнительного образования. |
Селявкина Н.Н. |
|||
2 |
Посещение Волгоградского областного архива |
Знакомство со спецификой работы в архиве |
Левицкая С.В. |
|||
2 |
Блок Практическая деятельность |
2.1. Волонтерская деятельность |
2 |
Проведение занятий в группе продленного дня начальной школы |
Профессия «Учитель» (практические пробы) |
Селявкина Н.Н. |
2.2. Практикум |
2 |
Написание статьи в газету лицея |
Профессия «Журналист» (практические пробы) |
Левицкая С.В. |
||
|
|
|
2 |
Подготовка и проведение экскурсии в музее детского творчества лицея № 9 |
Профессия «Экскурсовод» (практические пробы) |
Селявкина Н.Н. |
2 |
Подготовка и проведение экскурсии в музее детского творчества лицея № 9 на иностранном языке |
Селявкина Н.Н. |
||||
3 |
Выполнение и презентация проекта «Наши музейные ценности» |
Левицкая С.В. |
||||
3 |
Социологическое исследование |
Опрос как основной метод социологического исследования (тема : «Молодежные субкультуры») |
Селявкина Н.Н. |
|||
3 |
Итоговое зачетное мероприятие |
|
1 |
Круглый стол |
Практический анализ реализации программы социальной практики |
Зам.директора по УР, координатор практики, Левицкая С.В., Селявкина Н.Н. |
III. Содержание.
Тема 1.
«Компас в мире профессий». (1 час)
Что такое профессиональная трудовая деятельность человека. Как связаны между собой профессия и увлечение. Что следует знать о профессиях :
- технологические характеристики профессии;
- экономические характеристики профессии;
- педагогические характеристики профессии;
- медицинские характеристики профессии;
- психологические характеристики.
Тема 2.
Профессия библиотекарь. ( 2 часа)
Встреча с библиотекарями лицея № 9 (1 час)
Заполнение профессиограммы:
Назначение профессии «Библиотекарь»
Основы профессии : - школьные знания
- специальные знания
Профессионально важные качества профессии «Библиотекарь»
Заболевания, противопоказания для профессии «Библиотекарь»
Уровень образования профессии «Библиотекарь»
Посещение библиотеки имени М.Горького (отдел иностранной литературы (1 час)
Знакомство со спецификой работы библиотекаря в отделе иностранной литературы.
Тема 3.
Профессия актер. ( 1 час)
Посещение занятия театральной студии лицея
№ 9, заполнение профессиограммы:
Назначение профессии «Актер»
Основы профессии : - школьные знания
- специальные знания
Профессионально важные качества профессии «Актер»
Заболевания, противопоказания для профессии «Актер»
Уровень образования профессии «Актер»
Тема 4.
Профессия экскурсовод. (3 часа)
Посещение Волгоградского музея изобразительных искусств. (1 час)
Посещение Музея -Панораммы «Сталинградская битва» (2 часа).
Заполнение профессиограммы:
Назначение профессии «Экскурсовод»
Основы профессии : - школьные знания
- специальные знания
Профессионально важные качества профессии «Экскурсовод»
Заболевания, противопоказания для профессии «Экскурсовод»
Уровень образования профессии «Экскурсовод»
Тема 5.
Профессия журналист. (2 часа)
Встреча с писателями Волгограда на базе библиотеки им. В.М. Шукшина. (1 час)
Посещение редакции газеты (1 час)
Заполнение профессиограммы:
Назначение профессии «Журналист»
Основы профессии : - школьные знания
- специальные знания
Профессионально важные качества профессии «Журналист»
Заболевания, противопоказания для профессии «Журналист»
Уровень образования профессии «Журналист»
Тема 6.
Профессия Учитель. (2 часа)
Посещение Волгоградского социально-педагогического колледжа (1 час)
по вопросам:
- общая информация об ОУ,
- специальности подготовки,
- формы обучения,
Особенности приема на базе среднего (полного) образования.
Встреча со студентами ВГПУ, выпускниками лицея № 9 (1 час).
Заполнение профессиограммы:
Назначение профессии «Учитель»
Основы профессии : - школьные знания
- специальные знания
Профессионально важные качества профессии «Учитель»
Заболевания, противопоказания для профессии «Учитель»
Уровень образования профессии «Учитель»
Тема 7.
Знакомство с историко-правовыми специальностями ВолГУ. (2 часа)
Посещение ВолГУ
Факультет философии, истории, международных отношений и социальных технологий.
Специальности: политология, история, международные отношения, регионоведение, социология.
Юридический факультет.
Специальности: юриспруденция.
Тема 8.
Знакомство со специальностями факультета филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ. (2 часа)
Посещение ВолГУ
Факультет филологии и межкультурной коммуникации:
Специальности: журналистика, издательское дело и редактирование, филология, лингвистика и межкультурная коммуникация, документоведение и документационное обеспечение управления, литературное творчество.
Тема 9.
Профессия педагог дополнительного образования. (2 часа)
Знакомство с основными направлениями работы педагогов дополнительного образования «Пост № 1»
- образовательная деятельность,
- организация массовых мероприятий,
- научно-методическая деятельность,
- информационно-пропагандистская деятельность.
Тема 10.
Знакомство со спецификой работы в архиве. (2 часа)
Посещение Волгоградского областного архива, знакомство со спецификой работы:
- учет архивных документов,
- создание и совершенствование научно справочного аппарата к архивным документам,
- обеспечение условий для использования архивных документов и др.
Тема 11.
Профессия «Учитель» (2 часа)
(практические пробы)
Знакомство с функциональными обязанностями воспитателя группы продленного дня, помошь в организации выполнения домашних заданий, проведении культурно-досуговых мероприятий.
Тема 12
Профессия «Журналист» (2 часа)
(практические пробы)
Написание статьи в газету лицея по алгоритму:
1. Определить проблему.
2. Определить объем статьи.
3. Установить основные понятия темы.
4. Изучить проблему по литературным источникам, средствами массовой информации, Интернета и т.д.
5. Проанализировать статистические данные и фактический материал по теме.
6. Систематизировать отобранный материал.
7. Составить план статьи.
8. Записать текст в черновом варианте.
9. Откорректировать текст.
Тема 13.
Профессия «Экскурсовод» (7 часов)
(практические пробы)
- ознакомление с экспозицией музея детского творчества лицея № 9,
- отбор и изучение экспозиционных объектов,
- определение цели и задачи экскурсии,
- выбор темы,
- подготовка текста экскурсии,
- формирование «портфеля экскурсовода»,
- проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
Тема 14.
Опрос как основной метод социологического исследования. (3 часа)
(тема : «Молодежные субкультуры»)
Опрос как метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной вербальной информации. Виды социологического опроса. Технические средства опроса (телефон, диктофон, компьютер). Общие сведения о правилах, специфике и ограничениях применения опросов. Формы анкетного опроса.
Тема 15.
Практический анализ реализации программы социальной практики. (1 час)
Круглый стол по подведению итогов социальной практики.
IV. Приложение
Профессия библиотекарь.
Назначение профессии библиотекарь: оперативное предоставление литературы по запросу читателя. |
|
Основные решаемые задачи профессии "Библиотекарь": · учет и систематизация имеющейся в хранилище литературы; · прием заявок от читателей; · оперативный поиск, оформление выдачи и возврата литературы; · проведение работ по сохранности имеющегося библиотечного фонда. Профессия "Библиотекарь" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. |
|
Основой профессии "Библиотекарь" выступают |
|
школьные знания: |
специальные знания: |
· русский язык; · литература. |
· делопроизводство; · архивное дело; · общественные науки; · мировая литература. |
Библиотекарь осуществляет деятельность в помещении за рабочим местом. Деятельность осуществляется посредством постоянного взаимодействие с новыми людьми в ходе работы. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно. |
|
Профессионально–важные качества профессии "Библиотекарь": |
|
· аккуратность в работе; · организованность; · ответственность; · концентрированность внимания; · способность запоминать на длительный срок большие объемы информации; |
· хорошая зрительная память; · сохранение работоспособности в условиях однообразной деятельности (монотонии); · усидчивость; · канцелярские способности; · склонность к работе с документацией. |
Заболевания, противопоказанные для профессии "Библиотекарь": |
|
· судороги, потери сознания; · некорректируемое снижение остроты зрения; · нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения; · расстройства слуха; · вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; · расстройства координации движений; |
· дрожание рук; · расстройства речи; · хронические инфекционные заболевания; · аллергии; · кожные заболевания; · выраженные физические недостатки. |
Уровень образования профессии "Библиотекарь" |
|
Для овладения
профессией "Библиотекарь" необходимо высшее профессиональное
образование. Профессии обучают вузы искусств и культуры. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Специальности среднего профессионального образования: · 071202 – Библиотековедение Специальности высшего профессионального образования: · 071200 – Библиотечно-информационные ресурсы · 071201 – Библиотечно-информационная деятельность Квалификации: 62, 65, 68 – Бакалавр библиотечно-информационных ресурсов, Библиотекарь-библиограф, преподаватель, Технолог автоматизированных информационных ресурсов, Референт-аналитик информационных ресурсов, Менеджер информационных ресурсов, Магистр библиотечно-информационных ресурсов. СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ: 78422 – Библиотековедение и библиографоведение. |
|
Учебные заведения, обучающие профессии "Библиотекарь": |
Профессия актер.
Назначение профессии "Актёр": донесение до зрителя целостного художественного произведения посредством игры роли. |
|
Основные решаемые задачи: · изучение сценария и уяснение замысла произведения; · создание художественного образа посредством игры соответствующей роли ("проживание образа"); · выступление перед зрителем в театре или съемка в кино. Профессия "Актёр" требует от специалиста интеллектуальных, физических, нервно–психических, эмоциональных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. |
|
Основой профессии "Актёр" выступают |
|
школьные знания: |
специальные знания: |
· литература; · история; · музыка. |
· актерская практика; · сценическое и театральное искусство; · культурология. |
Актёр осуществляет деятельность в помещении, чаще мобильный, реже за рабочим местом. Деятельность актёра предполагает постоянное взаимодействие с людьми в ходе работы. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно. |
|
Профессионально–важные качества профессии "Актёр": |
|
· решительность; · стремление к профессиональному совершенству; · уверенность в себе; · способность к созданию образа по словесному описанию; · способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; · абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления; · гибкость мышления; · интуитивное мышление; · образность мышления; · память на слова и фразы; · память на простые движения; · эмоциональная память; · развитая артикуляция и жестикуляция; · согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); · ораторские способности; |
· отсутствие дефектов речи, хорошая дикция; способность к изменению силы звучания; · способность к изменению тембра голоса; · способность к быстрому переходу из состояния покоя к интенсивной деятельности; · выносливость к эмоциональным нагрузкам; · способность работать в напряженных условиях; · энергичность; · литературные способности; · способность анализировать и сопоставлять факты; · способность находить контакт со зрителем; · творческие способности; · чувство гармонии; · чувство ритма; · развитый эстетический и художественный вкус. |
Заболевания, противопоказанные для профессии "Актёр": |
|
· заболевания сердца или нарушения артериального давления; · нервно–психические расстройства; · судороги, потери сознания; · употребление наркотиков, зависимость от алкоголя; · некорректируемое снижение остроты зрения; · расстройства слуха; · вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; |
· расстройства координации движений; · дрожание рук; · расстройства речи; заболевания позвоночника, суставов или нижних конечностей; · хронические инфекционные заболевания; аллергии; · кожные заболевания; · заболевания органов дыхания; · выраженные физические недостатки. |
Уровень образования профессии "Актёр" |
|
Для овладения профессией "Актёр" необходимо либо среднее, либо высшее профессиональное образование. Направление: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО. Специальности среднего профессионального образования: · 070201 – Актерское искусство Специальности высшего профессионального образования: · 070201 – Актерское искусство Квалификации: 65 – Артист драматического театра и кино; Артист музыкального театра; Артист театра кукол; Артист эстрады. |
|
Учебные заведения, обучающие профессии "Актёр": |
|
· Российская академия театрального искусства. 103009, Москва, Собиновский переулок, д. 6; · Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина. 103012, Москва, ул. Пушечная, д. 2/6; · Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина. 121002, Москва, ул. Вахтангова, д. 12а. |
Профессия журналист.
Назначение профессии "Журналист": своевременное и достоверное информирование людей о наиболее важных событиях или интересных явлениях мира экономики, политики и культуры. |
|
Основные решаемые задачи профессии "Журналист": · поиск существенно важной, интересной, эксклюзивной информации по выбранной тематике. · фиксация найденного материала разнообразными методами, приемами и способами: анализом различных источников, опросом, интервьюированием, беседой; · анализ и проверка достоверности обнаруженных фактов; · подготовка материала к выпуску; · руководство редакторской группой, корректировка публикуемых материалов; · контроль процесса выпуска мателиала. Профессия "Журналист" требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. |
|
Основой профессии "Журналист" выступают |
|
школьные знания: |
специальные знания: |
· гуманитарные предметы; |
· разносторонняя образованность; · философия; · риторика; · прикладная психология; · практическое использование специализированной профессиональной аппаратуры; |
Журналист осуществляет деятельность в помещении, мобильный. Для успешного выполнения деятельности необходим обмен информацией с коллегами. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно, с помощью специальных средств связи. |
|
Профессионально–важные качества профессии "Журналист": |
|
· инициативность; · предусмотрительность; · пунктуальность; · самостоятельность; · активность; · способность аргументировано отстаивать свое мнение; · способность организовывать свою деятельность в условиях большого потока информации и разнообразия поставленных задач; · уверенность в себе; · избирательность внимания; · способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; · гибкость, динамичность мышления; |
· интерес ко всему новому; · творческие способности, склонность к исследовательской деятельности; · хорошая память; · организаторские способности; · способность анализировать и сопоставлять факты; · литературные способности; · широкая эрудиция; · политическая культура; · умение ориентироваться в сложных ситуациях; · коммуникативные способности (способности общения и взаимодействия с людьми); · умение грамотно выражать свои мысли; · умение быть интересным для содбеседника. |
Заболевания, противопоказанные для профессии "Журналист": |
|
· нервно–психические расстройства; · судороги, потери сознания; · употребление наркотиков, зависимость от алкоголя; · некорректируемое снижение остроты зрения; · расстройства слуха; · вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; |
· расстройства координации движений; · дрожание рук; · расстройства речи; · хронические инфекционные заболевания; · кожные заболевания; · выраженные физические недостатки. |
Уровень образования профессии "Журналист" |
|
Для овладения профессией "Журналист" необходимо высшее профессиональное образование. Профессии обучают гуманитарные вузы. Направление: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ Специальности высшего профессионального образования: · 030600, 030601– Журналистика Квалификации: 62, 65, 68 – Бакалавр журналистики, Журналист, Магистр журналистики. В зависимости от вида СМИ и характера материалов в журналистике выделяется множество специализаций: теле– и радиожурналистика, газетная, "новостная", аналитическая, публицистическая. |
|
Учебные заведения, обучающие профессии "Журналист": |
|
· Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) 127299, г. Москва, м. Сокол, ул. Космонавта Волкова, д. 20; · Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСГИ) 140410, Московская область, г. Коломна, ул. Зелёная, 30; · Университет российской академии образования (УРАО) 119180, г. Москва, м. Добрынинская/Полянка, ул. Б.Полянка, д. 58; · Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова) 111123, г. Москва, м. Площадь Ильича/Римская, ш. Энтузиастов, д. 2; · Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ) 141406, Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7; · Российский государственный социальный институт, Москва, ул. Лосиноостровская, 24. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.