Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс
Оценка 5

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Оценка 5
Разработки курсов
docx
обществознание
10 кл—11 кл
16.02.2018
Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности». Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения. Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата. Это определило цели данного курса: - содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Задачи: 1) проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему населению страны; 2) показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи; 3) способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям; 4) научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
Раб ПРОГРАММА фин грам.docx
Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ___________  Н.В. Кузнецова УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета № ________ от __________________ 2017г. Директор МОУ СОШ  № 3 ____________________ Е. С. Нурбекьян Рассмотрено на заседании школьного МО обществознание Протокол № _______ от «____» _________________ 2017 г. Руководитель МО  ________________ М.Я.Осипова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10-11 класс) Автор: Кузнецова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3  Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 1 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Пояснительная записка 1 Назначение программы Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­ 11классов  для   создания  развивающего   пространства,   способствующего   формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   среднего   общего образования (ФГОС СОО). 2. Актуальность и целесообразность курса   Социально­экономическое   развитие   страны   и   ее   регионов   характеризуется динамичными   процессами   в   различных   секторах   жизнедеятельности.   На   процесс синхронизации   развития   секторов   экономики   и   социальной   сферы,     а   также   всех государственных   институтов   существенное   влияние   оказывает   состояние   финансовой грамотности населения.  Финансовая   грамотность   ­   сложная   сфера,   предполагающая   понимание   ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих   экономической   безопасности   и   благосостоянию   людей.   К   ним   относятся принятие   решений   о   тратах   и   сбережениях,   выбор   соответствующих   финансовых инструментов,   планирование   бюджета,   накопление   средств   на   будущие   цели,   например, получение   образования   или   обеспеченная   жизнь   в   зрелом   возрасте.   Важно   отметить,   что финансовая   грамотность   предполагает   необходимость   эффективного   реагирования   на постоянно   изменяющиеся   личные   и   внешние   социально­экономические   и   политические обстоятельства.   Обобщенное   понятие   финансовой   грамотности   определяется   как   умение эффективно   использовать   знания   и   навыки   по   управлению   финансовыми   ресурсами   для достижения финансового благополучия. Другими словами, индивид на основе полученной им информации   о   существующих   финансовых   продуктах   использует   ее   в   процессе   принятия решения о получении финансовых услуг, либо их предоставления. Очевидно,   что   повышение   финансовой   грамотности   обеспечивается   финансовым образованием   и   защитой   прав   потребителей   финансовых   услуг.   В   этой   связи   можно утверждать,   что   причиной   невысокой   финансовой   грамотности   населения,   является неадекватная современным требованиям система финансового образования. По   данным   Национального   агентства   финансовых   исследований     (далее   –   НАФИ), которое регулярно проводит измерение уровня финансовой грамотности населения России, ее уровень можно охарактеризовать как невысокий. Потребители   финансовых   услуг   в   отличие   от   потребителя   обычных   товаров   не обладают достаточными компетенциями и не знают, где они могут получить достоверную и понятную информацию, например, о переходе на накопительное пенсионное страхование, о состоянии   и   преимуществах   финансового   рынка,   принятие   самостоятельного   решения   о выборе   управляющей   компании   для   накопительной   части   пенсии   часто   становится неразрешимой проблемой. Казалось   бы,   существующая   в   течение   многих   лет   система   страхования   широко используется населением, однако, как показывают исследования, около 20% населения при покупке финансовых услуг не читали контракт или не до конца понимали его смысл, но все равно   подписывали   его;   14%   взрослого   населения   не   умеет   пользоваться   платежными терминалами, каждый десятый вообще не знает о такой возможности или не имеет платежного терминала на расстоянии пешей доступности. Инвестируют свои средства в акции, облигации Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 2 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов и другие финансовые инструменты сегодня менее 2% россиян. Менее половины населения (45%) осуществляют учет личных финансов, еще меньше (32%) способны различить простейшие признаки финансовой пирамиды. По данным опроса НАФИ, проведенного в апреле 2011 года, 78% опрошенных потребителей ничего не знали о вступившем в силу законе «О национальной платежной системе», регулирующем электронные платежи.  Низкий уровень финансовой грамотности   приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие   к   финансовым   институтам   и   в   целом   государственной   политике   в   этой   сфере, обуславливает   дополнительную   нагрузку   на   бюджет,   приводит   к   снижению   темпов экономического роста. С   точки   зрения   экономики   в   целом   недостаточный   уровень   знаний   в   области финансовых   услуг   означает   низкую   степень   вовлечения   широких   слоев   населения   в   их потребление,   а,   значит,   ограничивает   уровень   и   качество   сбережений   и   инвестиций, определяющих потенциал экономического роста. Финансовое   образование   молодежи   способствует   принятию   грамотных   решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить их финансовую безопасность. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию,   уязвимости   к   финансовым   мошенничествам,   чрезмерным   долгам   и   социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Цель   финансового   просвещения   молодежи   ­   доставка   понятной   качественной информации о финансовых инструментах «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.  Финансовая   грамотность   ­   это   совокупность   способностей,   которые,   хотя   и приобретаются   в   процессе   финансового   образования   в   школе   и   вузе,   но   осваиваются   и проверяются на практике в течение жизни. Рассматривая финансовую грамотность и инвестиционную культуру, как составляющую   основной   целью социально­экономических   компетенций   современного   человека, предлагаемого   пособия   является   помощь   педагогу   в   формировании   у   сегодняшних подростков   и   молодежи   практических   навыков   использования   финансовых   инструментов. Главная образовательная и воспитательная задача   –  подготовить молодых людей к жизни в реальных   условиях   рыночной   экономики,   научить     эффективно   использовать возможности, предоставляемые современным обществом, в том числе и  финансовые услуги для  повышения собственного благосостояния и успешности в целом.   их   Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе. Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии,   а   выполнение   творческих   работ,   практических   заданий   и   итогового   проекта позволит   подросткам   приобрести   опыт   принятия   экономических   решений   в   области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с финансово­экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ. Исходя   из   этого,  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт образования  определяет   в   качестве   главных   результатов   ­  предметные,   метапредметные, личностные результаты. Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 3 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является   формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию,  что достигается путём сознательного, активного присвоения   учащимися   социального   опыта.   При   этом   знания,   умения   и   навыки   (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Универсальные учебные действия (УУД) ­ это обобщённые действия, обеспечивающие умение   учиться.  Обобщённым   действиямсвойственен   широкий   перенос,   т.е.   обобщенное действие,   сформированное   на   конкретном   материале   какого­либо   предмета,   может   быть использовано при изучении других предметов.Вэтой связи, реализация  программы«Основы финансовой   грамотности»,  выступает   развивающим   пространством   способствующим формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования. Целесообразность программы  «Основы финансовой грамотности» заключается в овладении   различными   (в   соответствии   с   ФГОС)   видами   деятельности   (самостоятельной проектной,   исследовательской   деятельностью   и   др.)   обучающимися   в   образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10­11 классов. 3.  Целевая аудитория 4.  Цели и задачи реализации программы «Основы финансовой грамотности» С   целью   обучения   школьников   деятельности   в   соответствии   с   ФГОС   разработана программа «Основы финансовой грамотности». Новизной   данной   программы  является   направленность   курса   на   формирование финансовой   грамотности   старшеклассников,   на   основе   построения   прямой   связи   между получаемыми   знаниями   и   их   практическим   применением,   пониманием   и   использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование   ответственности   у   подростков   за   финансовые   решения   с   учетом   личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью   программы данного элективного курса  является то, что он базируется на системно­деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно­познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания   в   финансовой   сфере,   но   также   необходимые   умения,   компетенции,   личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.  Главная задача преподавания экономики  на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.  : Это определило цели данного курса   ­  содействие   формированию   разумного   финансового   поведения  старшеклассников,   их ответственного   отношения   к   личным   финансам,   повышению   финансовой   безопасности   и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.  Задачи: 1) проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему  населению страны; Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 4 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов 2) показать реальные возможности   по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи; 3) способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки 4) на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;     научить   школьников   основам   личного   финансового   планирования   и   формирования сбалансированных   семейных   бюджетов,   позволяющим   повышать   свою   финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления. 5.  Методы и формы обучения Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и   учащихся   и   она   определяет   характер   (тип)   познавательной   деятельности   учащихся,   то методы обучения реализуются в следующих формах работы:  Экскурсии.  Игры.  Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.  Работа с источниками экономической информации.  Интерактивные технологии.  Индивидуальная работа. Принцип   отбора   материала   в   соответствии   со   спецификой   аудитории   связан   с необходимостью   выделить   те   темы,   которые   будут   способствовать   формированию финансовой культуры,  освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета, практических навыков принятия ответственных  решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.  На занятиях необходимо использовать игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные, исследовательские  и проектные формы работы.  Курс   «Основы   финансовой   грамотности»     имеет   интегрированный   характер,   что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием),  историей (например, история денег и т.д), обществознанием (основы экономики), технологией.  Оценка результатов обучения Учащиеся     проходят   процедуру   оценки   результатов   обучения   в   форме   итогового компьютерного   тестирования.   Тест   состоит   из   20   заданий   разной   сложности. Дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому школьнику на уровне его возможностей.  Для   проверки     практической   части   программы     учащиеся   защищают     проекты   по финансовой грамотности. Критерии оценивания результатов 1. Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение   тестовых   заданий   (если   обучающийся   набрал   12   баллов,   работа   считается выполненной): «отлично» ­ 18­20 баллов; «хорошо» ­ 15­17 баллов; «удовлетворительно» ­ 12­14 баллов; Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 5 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов «удовлетворительно» менее 12 баллов. 2.   Защита   проекта.  Процедура   защиты  предусматривает   доклад   учащегося     по материалам проекта (исследования) с демонстрацией презентации (5­7 минут). Доклад  должен быть тщательно продуман и отрепетирован как устное выступление. Не следует делать его "по бумажке", зачитывая текст; исключение может составить только чтение цифровых данных и заключительных выводов доклада. Не следует перегружать доклад обзорными   и   заимствованными   материалами,   лучше   сосредоточиться   на   собственных исследованиях  и результатах. Перечень возможных форм презентаций. 3. Выступление   на   научно­практических   конференциях,   социально­экономическая реклама, видеопрезентации и др. 6.  Планируемые результаты обучения Предметные   результаты изучения   данного   курса   –   приобретение   школьниками компетенций   в   области   финансовой   грамотности,   которые   имеют   большое   значение   для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того,   изучение   курса   позволит   учащимся   сформировать   навыки   принятия   грамотных   и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе. Метапредметные результаты  –   развитие   аналитических   способностей,   навыков принятия   решений   на   основе   сравнительного   анализа   сберегательных   альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента. Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к   труду,   стремления   строить   свое   будущее   на   основе   целеполагания   и   планирования, ответственности   за   настоящее   и   будущее   собственное   финансовое   благополучие, благополучие своей семьи и государства.         Таким образом, элективный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает   его   социальную   и   личностную   значимость,   и   является   актуальным   как   с   точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика. 7.  Деятельность педагога, работающего по ФГОС, и функциональные обязанности участников системы профильного обучения Организационная,   методическая   деятельность   педагога,   работающего   по   ФГОС,   и функциональные   обязанности   участников   системы   образования,   а   также   порядок взаимодействия между ними представлены в таблицах 1 , 2 : Таблица 1. Деятельность педагога, работающего по ФГОС при организации занятий с детьми Предмет деятельности Подготовка к занятиям   Основные деятельности Главная цель педагога этапы Деятельность педагога, работающего по ФГОС Пользуется сценарным планом, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. использует   учебник   и   методические   рекомендации,   интернет­ ресурсы, материалы коллег. Самостоятельная деятельность обучающихся. Организовать деятельность детей: постановке учебной задачи и т. д. • • по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 6 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов   Формулирование   заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Форма занятий Нестандартное   ведение занятий Взаимодействие сродителямиобучающихся Образовательнаясреда Результаты обучения   проанализируйте,   докажите   (объясните), Формулировки: сравните,   выразите   символом,   создайте   схему   или   модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Групповая, индивидуальная. Занятие ведут два и/или несколько педагогов. Информированность   родителей   обучающихся.   Они   имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение педагога с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета. Создается   обучающимися   (дети   изготавливают   учебный материал, проводят презентации). Не   только   предметные   результаты,   но   и   личностные, метапредметные. Создание портфолио. Ориентир   на   самооценку   обучающегося, адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя.   формирование Таблица 2. Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС Предмет деятельности Вид деятельности Деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС Активные действия Самостоятельный поиск решения поставленной задачи Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов Использование интернет­ресурсов самостоятельно Уточнение   вопроса   (ученики   задают   вопросы   с   целью уточнить, пояснить детали задания) Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно   развита,   они   свободно   взаимодействуют   в группах). Умеют применять правила работы в группе Значительно расширен ассортимент учебных материалов (средства ИКТ и т. д.) Самостоятельная   деятельность   детей   на   занятии осуществляется,   для   достижения поставленной цели Учителем организована деятельность детей:   в   основном, • • • по поиску, обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. Взаимодействие   ученика   и учителя Активное   включение   обучающихся   в   образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект­субъектных отношений Детям   предоставлена   возможность   вариативного выполнения   задания;   учащиеся   свободно   выражают Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 7 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Результатыобучения мысли,   доказывают   свою   точку   зрения,   не   боятся высказыватьмнения, противоположные мнению учителя Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и   навыки,   умеют   применять   знания   на   практике, способны действовать в нестандартных ситуациях Оценкадеятельностиобучающихся Учителем   формируется   адекватная   самооценка   детей; учащиеся   знакомы   с   критериями   оценивания   (на начальной   стадии),   у   них   есть   опыт   самоконтроля   и самооценки 8.  Психолого­педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы • соответствие возрастным особенностям обучающихся; • преемственность с технологиями учебной деятельности; • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; • опора на ценности системы воспитательной работы образовательного учреждения; • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка; • доступность и наглядность; • связь теории с практикой; • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. 9. Социальное партнерство Занятия   предполагают   проектирование   и   реализацию   инициатив   по   развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательного учреждения. Содержание курса по   выбору   «Основы   финансовой   грамотности»   предусматривает   привлечение   таких социальных партнеров, как отделение   Сбербанка    г. Георгиевска, Налоговая инспекция,    г. Георгиевска,   Пенсионный   фонд   России  г.   Георгиевска,   Министерство   финансов Ставропольского   края,   ФГБОУ   ВО   «Ставропольский   государственный   аграрный университет»,  Главное Управление Центрального банка РФ по Ставропольскому краю. 10. Содержание программы элективного курса «Основы финансовой грамотности» Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой   на   межпредметные   связи   с   курсами   базового   уровня   обществознания,   истории, технологии,   математики,   предметами   регионального   компонента. Программа   курса рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год) Тема 1.  Банковские продукты (10ч.) Банковская система. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит  выбрать и какие условия предпочесть. Виды и принципы кредитования. Ипотечное  кредитование. Кредитное бюро. Что такое кредитная история заемщика? Расчеты размеров  выплат по различным видам кредитов. Виды депозитов и банка. Тема 2. Расчетно­кассовые операции. (2ч.) Конвертируемость национальной валюты. Валютные курсы. Выбор банковской карты.  Виды банковских карт Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 8 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (7ч). Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:  защитить нажитое состояние. Особенности  личного страхования Виды страховых продуктов.  Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько советов по выбору  страховщика. О пенсионной грамотности. Тема 4.  Основы налогообложения.  (8ч.) Система налогообложения в РФ. Классификация налогов. Принципы    налогообложенияЧто такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения  граждан.  Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые  вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Тема 5. Личное финансовое планирование.  (8 ч) Роль денег в нашей жизни.  Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не  попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не  потерять деньги при работе в сети Интернет.  Семейный бюджет. Личный бюджет. Как  составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу. 11. Календарно­тематическое планирование № Тема занятия Кол­ во  час Тип урока Краткое содержание Планируемые  Раздел I. Банковские продукты 10 часов 1 3 Основные понятия  кредитования. Виды  кредитов. Открытие  новых  знаний 2 3 Условия кредитов. 2 Что такое кредитная история заемщика? 1 Открытие  новых  знаний Комбиниро ванный  урок Виды кредитов. Ипотечное  кредитование. Принципы  кредитования Необходимые  документы при  оформлении кредита Федеральный закон  «О кредитных  историях».  Кредитное бюро,  кредитная история 4­5 Расчеты размеров  3 Практикум Виды платежей по  результаты Различать виды  кредитования Научиться  анализировать и  сравнивать условия по кредиту в различных  банках Формирование  осознанной  необходимости  соблюдения  платежной  дисциплины во  избежание личного  банкротства, поиска  легитимных способов  решения возможных  проблем совместно с  банком Уметь рассчитывать  Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 9 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов выплат по  различным видам  кредитов.  Виды депозитов. Условия депозитов. Выбор банка.  Открытие депозита. 2 2 3 6­7 8 9 кредитам Открытие  новых  знаний Банковские  депозиты: виды,  особенности и  доходность Способы начисления  Комбиниро процентов по  ванный  урок депозитам Практикум Критерии  надежности банка.  Условия открытия  вклада 10 Экскурсия в банк 1 Экскурсия Информация о банке и банковских  продуктах Раздел II. Расчетно­кассовые операции 2 часа Валютный курс. 3 11 Открытие  новых  знаний 12 Банковские карты. 2 Раздел III. Страхование 7 часов 13 Виды страхования в  России. 2 Открытие  новых  знаний. Открытие  новых  знаний 14 Страхование  имущества. 2 Комбинир ованный  урок. Конвертируемость  национальной  валюты.  Национальная  валюта. Валютные  курсы Выбор банковской  карты. Виды  банковских карт  (дебетовая и  кредитная) Понятие  страхования.  Страхователь.  Страховка.  Страховщик.  Договор  страхования.  Ведущие страховые  компании в России Страхование  имущества граждан. размеры выплат по  различным видам  кредитов Приводить примеры  виды банковских  депозитов Вычислять простые и  сложные проценты по  депозиту Решение  познавательных и  практических задач,  отражающих типичные экономические  ситуации  Составить рекламные  буклеты о банковских  продуктах Решение  познавательных и  практических задач,  отражающих типичные экономические  ситуации Применение  пластиковых карт в  расчетах и платежах,  различие между  дебетовыми и  кредитными картами Оценка роли  обязательного и  добровольного  страхования в жизни  человека Анализ договора  страхования,  ответственность  страховщика и  страхователя. Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 10 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов 15­ 16 17 18 19 Личное страхование. 2 Страховые  продукты. Выбор страховой  компании. Экскурсия в  страховую  компанию 2 2 1 Комбинир ованный  урок Комбинир ованный  урок Особенности  личного страхования Виды страховых  продуктов Практикум Информация о  страховой компании  и предоставляемых  страховых  программах Экскурсия Информация о  страховой компании Раздел IV. Основы налогообложения 8 часов Открытие  20 новых  знаний Налоговый кодекс  РФ. 2 Изучение налогового законодательства  РФ. Структура  налоговой системы  РФ 21 Виды налогов в РФ. 2 22­ 23 Налоговые льготы в  РФ. 24 25­ 26 27 Обязанность и  ответственность  налогоплатель­ щиков. Налоговый  инспектор. Экскурсия в  налоговую  инспекцию. 2 2 2 1 Открытие  новых  знаний Открытие  новых  знаний Открытие  новых  знаний Классификация  налогов РФ.  Принципы  налогообложения Назначение  налоговых льгот.  Порядок и основания предоставления  налоговых льгот Права и обязанности  налогоплательщика,  налоговых органов Деловая  игра Функции налогов.  Налоговый вычет.  Местные налоги Экскурсия Информация о  налоговой  инспекции. Отдел  учета и работы с  налогоплательщикам и Алгоритм поведения  страхователя в  условиях наступления  страхового случая Составление таблицы  «Страховые продукты  с учетом интересов  страхователя» Расчет страхового  взноса в зависимости  от размера страховой  суммы, тарифа, срока  страхования и других  факторов Составить рекламные  буклеты о компании Формирование  базовых знаний о  налоговой системе РФ  как инструменте  государственной  экономической  политики Составление схемы  «Налоги их виды» Вычисление величины  выплат по  индивидуальному  подоходному налогу Осознание  ответственности  налогоплательщика и  важности соблюдения  налоговой дисциплины Расчет налогового  вычета по НДФЛ. Расчет НДС Заполнение основных  разделов налоговой  декларации Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 11 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Раздел V . Личное финансовое планирование 8 часов 28 2 Роль денег в нашей  жизни. Открытие  новых  знаний Деньги. Финансовое  планирование.  Номинальные и  реальные доходы 29 Семейный бюджет. 30 Личный бюджет. 31 Личные финансовые  цели. Составление  личного  финансового плана. Защита своего  личного  финансового плана Итоговое занятие 32 33 34­ 35 2 2 2 2 1 2 Открытие  новых  знаний Структура  семейного бюджета.  Источники  семейного дохода Практикум Личный бюджет.  Дефицит. Профицит. Баланс Практикум Личные финансовые  цели,  предварительная  оценка их  достижимости Личный финансовый  план (ЛФП). Этапы  построения ЛФП Представление  личного финансового плана Итоговое  тестирование.  (Приложение 1)  Защита  исследовательских и  творческих проектов Урок –  проект Итоговый  урок Формулирование  финансовых целей,  предварительная  оценка их  достижимости  Составление  семейного бюджета Составление текущего и перспективного  личного финансового  бюджета Разработка стратегии  сокращения расходной части личного  бюджета и увеличения его доходной части  (на конкретных  примерах) Личный финансовый  план Индивидуальный  проект «Личный  финансовый план» Прохождение теста.  Индивидуальный  проект Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 12 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов 12. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники 1.        Гражданский Кодекс РФ  2.        Зеленцова, А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.  3.        Бокарев,   А.   А.  Повышение   уровня   финансовой   грамотности   населения   в Российской Федерации / А. А. Бокарев // Финансы. ­ 2010. ­ № 9.. 4.        Налоговый Кодекс РФ 5.        Прутченков, А. Личная финансовая безопасность. Как ее можно обеспечить: ["шк. финансовая   неделя":   обучение   финансовой   грамотности   школьников,   родителей   и педагогов] / А. Прутченков // Народное образование. ­ 2008. ­ № 10.  Дополнительная литература 1.        Завьялов, С. С.  Повышение  финансовой  грамотности  населения:  опыт Главного управления Банка России по Курганской области / С.С. Завьялов // Деньги и кредит. ­ 2008. ­ № 9.  2.        Карпунин, М. А.  "Свои деньги" ­ проект по повышению финансовой грамотности населения / М. А. Карпунин // Деньги и кредит. ­ 2008. ­ № 2.  1. учреждений  М.: Вита­Пресс, 2010 г. 2. пресс, 2014 5. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. АлмосовФинансовая грамотность. 10­11 классы. Учебная программа М.: Вита­Пресс, 2016 г. 6.Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10­11классы М.: Вита­ Пресс, 2011 г. 1. 2. 3. курсу для 8­9 классов М.: Вита­Пресс, 2008 г. 4. Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г. И.В. Лисиц «Экономика, 1­2 часть. Учебник для 10­11 класса, М.: Вита­пресс, 2014 Н.   Розанова   Банк:   от   клиента   до   президента:   Учебное   пособие   по   элективному В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: А.П.   Архипов   Азбука   страхования:   Для   10­11   классов   общеобразовательных В.С.  Антономов  «Введение   в  экономику».   Учебник   для  10­11  класса,   М.:  Вита­ 13. Аннотация сайтов 1.Фин­грамота. ру ­ www.fin­gramota.ru  Сайт   Центра   повышения   финансовой   грамотности.   Удобный   интерфейс   позволяет пользователю в зависимости от возраста, пола и интересов выбрать тот раздел сайта, где представлена   необходимая   информация.   Информационное   наполнение   и   тематические разделы сайта помогут желающим повысить уровень своей финансовой культуры. 2.Академия личных финансов ­ www.homecredit.ru  Сайт Банка Хоум Кредит. Интерес представляет раздел «Академия личных финансов», призванный помочь посетителю сайта сориентироваться в мире банковских продуктов и услуг.   В   этом   разделе   можно   найти   информацию,   которая   пригодится   при   выборе банковских продуктов. 3.Мои умные деньги­ www.visa.com.ru  Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 13 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов МЦФО ­ http://mmcfo.ru  Ученики Скруджа­ ycheniki­skrudja.com Доступно о деньгах ­ www.moneybasics.ru  Сайт   корпорации   Visa,   создавшей   крупнейшую   в   мире   сеть   розничных   электронных платежей.   Посетители   сайта   найдут   здесь   рекомендации   по   планированию   бюджета   и банковским   услугам.   Но   особый   акцент   сделан   на   пластиковых   картах   –   их   видах, особенностям их использования, правилам безопасного использования карт. 3. Сайт Молодежного Центра изучения финансовых операций ­ региональной молодежной общественной   организации,   созданной   для   получения   молодыми   людьми   практических навыков работы в области экономики и финансов. На сайте представлена разнообразная информация   о   фондовом   рынке   и   его   инструментах,   рекомендации   начинающему инвестору,   торговые   платформы   для   работы   на   фондовом   рынке   через   Интернет.   Но особый интерес представляет раздел о конкурсах, организуемых МЦФО среди молодых инвесторов – школьниках и студентах. 4. Школа личных финансов­ www.familyfinance.ru  Сайт   Галины   Остриковой   из   Воронежа   –   привлекает   своей   тематической   и информационной   насыщенностью.   Ориентирован   прежде   всего   на   родителей,   которым предлагается   «побывать»   на   Уроках   Здорового   Отношения   к   Деньгам:   Бездефицитное мышление и Как контролировать денежные потоки, Как жить по средствам и Как сберегать деньги… А также много другой полезной информации. 5. Сайт посвящен вопросам финансового просвещения. Тематика разнообразна – от личного финансового плана и семейной бухгалтерии до инвестиций на фондовом рынке и рынке недвижимости.   Обширная   библиотека   книг,   статей,   аудио­книг   и   видеофильмов   по финансовой грамотности. 6. Сайт создан при поддержке ДжиИ Мани Банка в продолжение программы корпоративной социальной ответственности, основанной на принципах Ответственного кредитования. И посвящен,   в   первую   очередь,   банковским   кредитам   –   потребительским,   ипотеке, кредитным картам. 7. Путеводитель по работе частных лиц с финансовыми организациями ­ банками, брокерами, ПИФами и ОФБУ. Знакомство с финансовыми инструментами – депозиты, ценные бумаги. Инвестиции на фондовом рынке и в альтернативные финансовые инструменты – памятные монеты и драгметаллы. Первый финансовый портал Краснодарского края  ­  www.finances26.ru  Портал 8. ориентирован в первую очередь на жителей Краснодарского края и призван помочь им в выборе   той   или   иной   региональной   финансовой   компании.   Значительное   место   в материалах   портала   отведено   теме   повышения   финансовой   грамотности   населения: кредитование и пенсионные накопления, ипотека и операции с недвижимостью. 9. Создатели сайта стремились помочь людям разного возраста и достатка приобрести знания и   умения,   которые   помогут   им   осознанно   принимать   финансовые   решения.   Сайт тематически делится на несколько разделов, каждый из которых ориентирован на свою аудиторию:   «для   Школы»   ­   будет   полезен   преподавателям   и   учащимся;   «для   Дома»   ­ взрослому   населению;   «для   Работы»   ­   предпринимателям   и   работодателям;   «для Организации»   ­   партнерам   и   потенциальным   участникам   программы   повышения финансовой грамотности. 10. Основы финансовой грамотности – www.finbas.ru Азбука финансов ­ www.azbukafinansov.ru  Финансовая грамотность ­ myfinance.ane.ru  Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 14 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Сайт  создан группой  разработчиков  Академии  народного  хозяйства  при  Правительстве Российской Федерации с целью повышения финансовой грамотности граждан России. Как принимать   финансовые   решения?   Какой   кредит   выбрать?   Куда   вложить   свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и своё имущество? Ответы на эти вопросы найдут посетители сайта. Методические приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Итоговое тестирование (1 ч.) Тест для контроля знаний и умений  Контроль   знаний   проводится   в   форме     стандартизованных   и   ограниченных   во времени электронных испытаний. Вид применяемых контрольно­измерительных материалов ­ традиционный тесты, который содержит список вопросов и различные варианты ответов.  Тест:  выполните задания с выбором ответа (с одним или несколькими правильными ответами) Условия выполнения задания: 1. Максимальное время выполнения задания: 30 мин. 2. Вы можете воспользоваться информационно­коммуникационными технологиями. Задания с выбором ответа Вопрос №1.            Что такое  финансовый план? Варианты ответов: 1)  исполнение Ваших желаний;  2) это схема, которая отображает Ваше финансовое положение в определенный момент; 3) предположение о том, что может произойти в будущем. Вопрос№2.      Что такое бюджет? Варианты ответов: 1)  сумма, которую Вам надо накопить для достижения среднесрочной цели;  2)  Ваши ежемесячные расходы; 3)    зарабатываете. Вопрос №3.      Среднесрочная цель – это:   план,   показывающий,   как   тратить,   копить   и   вкладывать   деньги,   которые   Вы Варианты ответов: 1)   Вы хотите достичь ее в течение следующего года;  2)   Вы хотите достичь ее в течение пяти ближайших лет; 3)   для ее достижения Вам может потребоваться от пяти лет и больше. Вопрос №4.      Активы ­ это: Варианты ответов: 1)  квартплата;  2)  банковские депозиты; 3)  банковский кредит. Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 15 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов Вопрос №5.    Налоговая ставка       устанавливается в виде:    Налоговая декларация предоставляется в налоговую инспекцию: Варианты ответов: 1)  налогового периода;  2)  процентов; 3)  твердых сумм. Вопрос №6.    Варианты ответов: 1)  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;  2)  до 1 марта текущего года; 3)  до 15 июня. Вопрос №7.   под 10% годовых, то к концу первого года вы заработаете:      Расчет простого  процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет  Варианты ответов: 1)  1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3)  4000 рублей. Вопрос №8.   Расчет простого  процента. Вы положите 20 000 рублей на сберегательный счет  под 10% годовых, то к концу второго года вы заработаете: Варианты ответов: 1)  1000 рублей; 2) 2000 рублей; 3)  4000 рублей. Вопрос №9.    сберегательный счет под 10% годовых, то через два года в банке будет:   Простой расчет сложного процента.  Вы положите 20 000 рублей на  Варианты ответов: 1)  21000 рублей; 2) 22000рублей; 3)  24200 рублей. Вопрос №10.    Накопительная часть       пенсии формируется у граждан: Варианты ответов: 1)  старше 1955 года рождения; 2) с 1967 года рождения и моложе; 3)  с 1980 года рождения. Вопрос №11.        Финансовая "подушка безопасности" ­    : Варианты ответов: 1)  обязательный резервный фонд наличности на непредвиденный случай; 2) инвестиции в акции; 3)  кредитная банковская карта. Вопрос №12.     Недвижимость ­ это: Варианты ответов: 1)  высоколиквидный актив;  Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 16 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов 2)  низколиквидный актив; 3)  все ответы правильны. Вопрос №13.    при приобретении или строительстве имущества :   Имущественные налоговые вычеты предоставляются при продаже имущества и  Варианты ответов: 1)  при продаже имущества;  2)  при приобретении имущества; 3)  при строительстве имущества; 4) все ответы правильны. Вопрос №14.     Профессиональные налоговые вычеты предоставляются: Варианты ответов: 1)индивидуальным предпринимателям;  2)физическим   лицам,   получающим   доходы   от   выполнения   работ   (оказания   услуг)   по гражданско­правовым договорам;  3)лицам,   получающим   вознаграждения   по   авторским   договорам   или   вознаграждение   за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства; 4) все ответы правильны. Вопрос   №15.     задолженности:    Эффективные   способы   снижения   долгового   бремени   и   коэффициента Варианты ответов: 1) снизить расходы;  2) зарабатывать больше денег; 3) занять деньги у друзей.  Вопрос №16.    погашения кредита не должен превышать :   По ст. 138 Трудового кодекса РФ размер всех удержаний из зарплаты в счет  Варианты ответов: 1) 30% от нее;  2) 50% от нее; 3) 70% от нее. Вопрос №17.      Телебанкинг – это: Варианты ответов: 1)управление счетом при помощи телефона; 2) работа со счетом через персональный компьютер; 3)расчетные операции с помощью Интернета; 4) управление счетом при помощи портативных устройств.  Вопрос №18.     Профицит  бюджета ­ это: Варианты ответов: 1) убытки;  2) прибыль; 3) расходы.  Вопрос №19.        Инвестиционные активы имеют  цель: Варианты ответов: 1)    получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 17 Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10­11классов продаже;  2)  поддержание уровня жизни;  3) все ответы правильны.  Вопрос №20.     Потребительские  активы имеют  цель: Варианты ответов: 1)    получение текущего дохода и/или дохода за счет роста стоимости при последующей продаже;  2)  поддержание уровня жизни;  3) все ответы правильны.  №1 ­ 2 №2 ­ 3  №3 ­ 2 №4 ­ 2 №5 – 2,3 №6 ­ 1 №7 ­ 2 №8 ­ 3 №9 ­ 3 №10 ­ 2 Ключи к тесту №11 ­ 1 №12 ­ 2 №13 ­ 4 №14 – 4 №15 – 1,2 №16 ­ 2 № 17 ­ 1 №18 ­2 №19 – 1 №20­2 Кузнецова Наталья Владимировна,  учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 18

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс

Программа спец курса "Основы финансовойграмотности", 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018