Программа специальной (коррекционной) образовательной школы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
· отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
· учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
· социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
§ Корригировать артикуляционный аппарат.
§ Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.
§ Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
§ Развивать речь, владение техникой речи;
§ Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
§ Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
§ Развивать познавательные процессы.
§ Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Учебно – тематический план
№ |
Тема раздела |
|
1 |
Моя Родина
|
4 |
2 |
Отечество, Верность, Братство.
|
3 |
3 |
Краски природы
|
10 |
4 |
Спешите делать добро
|
11 |
5 |
Внеклассное чтение
|
7 |
|
Итого:
|
34 ч. |
Содержание тем учебного курса:
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.
Литература для внеклассного чтения
1. Сказки народов мира.
2. А.П. Гайдар «Тимур и его команда».
3. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
4. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».
5. М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
6. К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».
7. В.В Бианки «Голубые лягушки».
8. Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по чтению и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя.
- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 4-6 стихотворений.
Перечень учебно – методического обеспечения:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Календарно – тематическое планирование(34ч.)
№ п/п |
Дата |
Кол-во часов |
Тема урока |
Коррекционная работа |
1 |
|
|
Отечество. По В. Пескову |
Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками. |
2 |
|
|
Россия. М. Ножкин
|
Развивать память, внимание, мышление. |
3 |
|
|
Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин |
Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
4 |
|
|
Сентябрь. В. Бианки
|
Развивать память, внимание, мышление. |
5 |
|
|
«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
6 |
|
|
Грабитель. Ю. Качаев |
Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
7 |
|
|
Белый домик. Б. Житков |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
8 |
|
|
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин» |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
9 |
|
|
Звонкие ключи. А. Белорусец |
Развивать умения пересказывать отрывки из текста. |
10 |
|
|
Заячьи лапы. К. Паустовский |
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
11 |
|
|
Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
12 |
|
|
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Наш сад» |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
13 |
|
|
Хитрюга. Е. Носов |
Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. |
14 |
|
|
Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.) |
Соблюдение пунктуации. |
15 |
|
|
Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
3 |
|
|
Ноябрь. В. Бианки
|
Развивать связную речь. |
4 |
|
|
Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву
|
Расширять словарный запас. |
5 |
|
|
На берегу Невы. По С. Алексееву
|
Соблюдение пунктуации. |
6 |
|
|
Внеклассное чтение. П. Гайдар «Тимур и его команда» |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
7 |
|
|
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву |
Развивать познавательную деятельность |
8 |
|
|
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
9 |
|
|
Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
10 |
|
|
Внеклассное чтение. Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» |
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
11 |
|
|
Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк |
Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. |
12 |
|
|
Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной |
Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. |
13 |
|
|
Декабрь. В. Бианки |
|
14 |
|
|
Новогодние загадки. Е. Благинина |
Расширять словарный запас. Заучивать загадки. |
15 |
|
|
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом» |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
16 |
|
|
Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин
|
Развивать познавательную деятельность |
17 |
|
|
Тёплый снег. А. Дорохов |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
18 |
|
|
«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
19 |
|
|
Пушкин. Д. Хармс
|
Соблюдение пунктуации. |
20 |
|
|
Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор»
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
21 |
|
|
Лёля и Минька. М. Зощенко |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
22 |
|
|
Пурга. Ю. Рытхэу |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
23 |
|
|
Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев |
Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. |
24 |
|
|
Февраль. В. Бианки
|
Развивать познавательную деятельность |
25 |
|
|
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
|
Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. |
26 |
|
|
Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак |
Развивать связную речь через пересказ. |
27 |
|
|
Март. В. Бианки |
Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. |
28 |
|
|
Весна идёт. По В. Пескову |
Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. |
29 |
|
|
Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский |
Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы. |
30 |
|
|
Злодейка. По В. Астафьеву
|
|
31 |
|
|
Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин
|
Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
32 |
|
|
Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев |
|
33 |
|
|
Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев |
Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. |
34 |
|
|
«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.