Программа специальной (коррекционной) образовательной школы (литература - 6 класс)
Оценка 4.8

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы (литература - 6 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
русский язык
6 кл
12.01.2017
Программа специальной (коррекционной) образовательной школы (литература - 6 класс)
Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Погостина Е.С. Чтение. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.коррекционная программа
чтение 6 коррекция.doc

 

 

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

 

Задачи преподавания чтения и развития речи:

·        отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

·        учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

·        социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

§  Корригировать артикуляционный аппарат.

§  Расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

§  Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

§  Развивать речь, владение техникой речи;

§  Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

§  Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

§  Развивать познавательные процессы.

§  Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

 

 

 

Учебно – тематический план

 

Тема раздела

1

Моя Родина

 

4

2

Отечество, Верность, Братство.

 

3

3

Краски природы

 

10

4

Спешите делать добро

 

11

5

Внеклассное чтение

 

7

 

Итого:

 

34 ч.

 

Содержание тем учебного курса:

 

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.

 

 

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. 

Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

 

 

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника внеклассного чтения по данной учителем форме.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, название главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.

Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц.

 

 

 

Литература для внеклассного чтения

1.     Сказки народов мира.

2.     А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

3.     Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

4.     В.П. Катаев «Белеет парус одинокий».

5.     М.М. Пришвин «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».

6.     К.Г. Паустовский «Золотой ясень», «Кот-ворюга», «Прощание с летом».

7.     В.В Бианки «Голубые лягушки».

8.     Е.А. Пермяк «Волшебные истории», «Голубые белки».

 

 

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;

- читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- определять основные черты характера действующих лиц;

- пересказывать текст по плану полно и выборочно.

 Учащиеся должны знать:

- наизусть 8-10 стихотворений.

 

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

- пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

 

Учащиеся должны знать:

- наизусть 4-6 стихотворений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Перечень учебно – методического обеспечения:

 

1.     Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

 

2.     Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.

 

3.     Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

 

4.     Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

 

 

 


Календарно – тематическое планирование(34ч.)

 

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

Коррекционная работа

1

 

 

Отечество. По В. Пескову

Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.

2

 

 

Россия. М. Ножкин

 

Развивать память, внимание, мышление.

3

 

 

Моя Родина. (Из воспоминаний детства.) М. Пришвин

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

4

 

 

Сентябрь. В. Бианки

 

Развивать память, внимание, мышление.

5

 

 

«Лес, точно терем расписной…». И. Бунин

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

6

 

 

Грабитель. Ю. Качаев

Корригировать навык чтения целыми

словами, без ошибок,  выразительно.

7

 

 

Белый домик. Б. Житков

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

8

 

 

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной хозяин»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

9

 

 

Звонкие ключи. А. Белорусец

Развивать умения  пересказывать отрывки из текста.

10

 

 

Заячьи лапы. К. Паустовский

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

11

 

 

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание».) И. Тургенев

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

12

 

 

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Наш сад»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

13

 

 

Хитрюга. Е. Носов

Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.

14

 

 

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.)

Соблюдение пунктуации.

15

 

 

Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

3

 

 

Ноябрь. В. Бианки

 

Развивать связную речь.

4

 

 

Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву

 

Расширять словарный запас.

5

 

 

На берегу Невы. По С. Алексееву

 

Соблюдение пунктуации.

6

 

 

Внеклассное чтение.  П. Гайдар «Тимур и его команда»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

7

 

 

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву

Развивать познавательную деятельность

8

 

 

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

9

 

 

Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

10

 

 

Внеклассное чтение.  Н.Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

11

 

 

Тайна цены. (Сказка.) Е. Пермяк

Корригировать навык чтения целыми словами, без ошибок,  выразительно.

12

 

 

Здравствуйте! (В сокращении.) Перевод с польского Д. Гальпериной

Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями  на материале художественных текстов.

13

 

 

Декабрь. В. Бианки

14

 

 

Новогодние загадки. Е. Благинина

Расширять словарный запас. Заучивать загадки.

15

 

 

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Птицы под снегом»

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

16

 

 

Встреча зимы. (В сокращении.) А. Никитин

 

Развивать познавательную деятельность

17

 

 

Тёплый снег. А. Дорохов

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

18

 

 

«Вот север, тучи нагоняя…». А Пушкин

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

19

 

 

Пушкин. Д. Хармс

 

Соблюдение пунктуации.

20

 

 

Внеклассное чтение. М.М. Пришвин «Лесной доктор»

 

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

21

 

 

Лёля и Минька. М. Зощенко

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

22

 

 

Пурга. Ю. Рытхэу

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

23

 

 

Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев

Коррекция  правильного произношения, грамматического строя речи.

24

 

 

Февраль. В. Бианки

 

Развивать познавательную деятельность

25

 

 

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»

 

Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

26

 

 

Двенадцать месяцев. (Отрывки.) С. Маршак

Развивать связную речь через пересказ.

27

 

 

Март. В. Бианки

Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.

28

 

 

Весна идёт. По В. Пескову

Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.

29

 

 

Стальное колечко. (Сказка.) К. Паустовский

Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.

30

 

 

Злодейка. По В. Астафьеву

 

31

 

 

Наши песни спеты на войне. (В сокращении.) М. Дудин

 

Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

32

 

 

Звездолёт «Брунька». (Сказка.) В. Медведев

33

 

 

Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон».) В. Астафьев

Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.

34

 

 

«Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Н. Рыленков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

 

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает


Скачано с www.znanio.ru

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы

Корригировать артикуляционный аппарат

Корригировать артикуляционный аппарат

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по чтению и развитию речи

Перечень учебно – методического обеспечения: 1

Перечень учебно – методического обеспечения: 1

Календарно – тематическое планирование(34ч

Календарно – тематическое планирование(34ч

Звонкие ключи. А. БелорусецРазвивать умения пересказывать отрывки из текста

Звонкие ключи. А. БелорусецРазвивать умения пересказывать отрывки из текста

Алексееву Развивать познавательную деятельность 8

Алексееву Развивать познавательную деятельность 8

Пушкин. Д. Хармс Соблюдение пунктуации

Пушкин. Д. Хармс Соблюдение пунктуации

Наши песни спеты на войне. (В сокращении

Наши песни спеты на войне. (В сокращении

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017