Программа спецкурса по обществознанию
«Актуальные вопросы современного обществознания»
для учащихся 1011 класса
Учитель истории и обществознания МБОУ СШ №28 г. Ульяновска
Крапоткина Ирина Юрьевна Пояснительная записка
Программа спецкурса по обществознанию «Актуальные вопросы современного обществознания» составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для
проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Программы Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры», М.: «Просвещение», 2015 год.
Общая характеристика курса.
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе,
включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем
имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в
качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки,
сложны для понимания учащихся 1011 классов. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения
у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных
элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»),
недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и
общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная
сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др. Типичные ошибки
выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями,
мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо
освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с
жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать
проблемнопознавательные задачи, применяя социальногуманитарные знания и др.
Данный спецкурс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего
будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным
темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Спецкурс способствует качественной подготовке учащихся
10 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Цель спецкурса «Актуальные вопросы современного обществознания»: освоение системы обществоведческих знаний и
соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи курса:
1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания
учащихся.
2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной
деятельности.
3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары,
практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение
теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.
Структура элективного курса: рассчитан на 68учебных часов ( 10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные результаты изучения спецкурса по обществознанию в 1011 классе. Выпускник 11 класса должен знать/понимать:
основные обществоведческие термины;
структуру и содержательные блоки экзаменационной работы по обществознанию;
алгоритм выполнения заданий различного уровня сложности;
ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
объяснять внутренние и внешние связи (причинноследственные и функциональные) изученных социальных объектов;
раскрывать на примерах теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы
и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни;
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам.
Метапредметные результаты изучения спецкурса по обществознанию в 11 классе включают следующие умения и навыки:
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностными результатами изучения спецкурса по обществознанию в 11 классе являются:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и обще
человеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и
социальной среды;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Содержание учебного предмета, курса
10 класс
Тема 1. Экономика, ее роль в жизни общества.
1.1 Экономика как хозяйство, и как наука. Главная цель экономической деятельности
1.2 Производство — как главный элемент экономической деятельности. Обмен, потребление.
1.3.Факторы производства. Измерители экономической деятельности. ВНП. ВВП.
1.4.Фирмы в экономике. Источники финансирования бизнеса. ЦБ и коммерческие банки.
Тема 2. Экономические проблемы в современном мире.
2.1.Экономический кризис, его циклы. Причины и пути выхода. Рейтинг эконмического развития государств.
2.2.Занятость населения. Безработица, ее виды. Пути сокращения безработицы.
2.3.Инфляция и дефляция, причины и виды. Уровень инфляции в современном мире. Пути борьбы с ростом цен.
2.4.Потребитель, защита его прав. Уроки финансовой грамотности населения.
Тема 3. Роль права в жизни человека и общества.
3.1.Значение изучения права. Система юридических наук. Юриспруденция.
3.2.Теория происхождения права. Происхождение права в государствах древнего мира и наших предков —
славян. 3.3.Нормы права. Основная норма.Основные принципы права. Презумпция.
Тема 4. Теоретические основы права как системы.
4.1.Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристика.
4.2.Классификация норм права. Институты и отрасли права.
4.3.Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Нормативно-правовые акты, из виды.
Тема 5. Правоотношения и правовая культура.
5.1.Юридические факты как основание правоотношений, их виды.
5.2.Поведение человека вмире права. Правомерное поведение.
5.3.Правонарушение, их виды.
5.4.Принципы и виды юридической ответственности.
5.5.Правовое сознание и его структура.
5.6.Понятие правовой системы общества.
Тема 6. Государство и право.
6.1.Понятие государства и его признаки. Происхождение государства у славян.
6.2.Сущность государства, его функции. Правовое государство.
6.3.Форма государства и ее элементы. Монархия и республика.
6.4.Государственное устройство, его виды. Унитарные государства. Федерации.
6.5.Политический режим, его виды. Демократия. 6.6.Государственый механизм, его структура. Глава государства.
Тема 7. Правосудие и правоохранительные органы в РФ.
7.1.Защита прав человека в государстве. Европейский суд по правам человека.
7.2.Судебная система. Конституционный Суд РФ. Суды общей юрисдикции.
7.3.Система органов внутренних дел. МЧС.
7.4.Прокуратура и ее деятельность.
7.5.Федеральная служба безопасности. ФСО. ФМС. ФНС.
7.6.Особенности деятельности правоохранительных органов РФ.
Итоговое повторение - 2 часа.
Обобщение и закрепление знаний по курсу. Выполнение итоговых тестовых работ.
11 класс.
Раздел 1. Структура и содержание экзаменационной работы по обществознанию.
Тема 1.1 Структура и содержание экзаменационной работы по обществознанию.
Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и
расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого
типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков.
Раздел 2. Содержательная линия «Человек и общество».
Тема 2.1. Системное строение общества. Многовариантность общественного развития. Системное строение общества. Основные институты общества. Понятие общественного прогресса. Многовариантность
общественного развития (типы обществ).
Тема 2.2. Типология обществ.
Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества, характерные черты каждого типа.
Тема 2.3. Глобальные проблемы человечества.
Угрозы XXI века. Характеристика глобальных проблем, их взаимосвязь, пути решения.
Тема 2.4. Социальные институты.
Основные социальные институты, их функции. Признаки социального института.
Тема 2.5. Человек. Социализация индивида.
Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Мировоззрение и его виды. Виды социализации.
Тема 2.6. Свобода и ответственность личности.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Природа необходимости. Проблема выбора.
Тема 2.7. Истина и ее критерии. Относительность истины.
Понятие истины и её критерии. Абсолютная и относительная истины. Субъективная и объективная стороны истины.
Тема 2.8. Научное познание. Формы научного познания.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки.
Тема 2.9. Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Человек и общество».
Раздел 3. Содержательная линия «Духовная сфера. Духовная жизнь общества».
Тема 3.1. Культура и духовная жизнь. Тенденции духовной жизни современной России.
Понятие культуры. Субкультура. Контркультура. Молодёжная культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 3.2. Роль СМИ в современном обществе.
Виды и особенности СМИ. Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Тема 3.3. Роль религии в жизни общества.
Религия. Искусство. Мораль. Мировые и национальные религии. Функции религии в обществе.
Тема 3.4. Наука и ее роль в обществе.
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социальногуманитарные науки.
Функции науки.
Тема 3.5. Тренинг по выполнению заданий содержательной линии. «Духовная сфера. Духовная жизнь общества».
Раздел 4. Содержательная линия «Экономика».
Тема 4.1. Экономика потребителя и производителя. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Производитель и
потребитель. Издержки. Прибыль. Рациональное экономическое поведение.
Тема 4.2. Роль государства в экономике.
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет. Монетарная и
кредитноденежная политика государства.
Тема 4.3. Ценные бумаги.
Акции. Курс акций. Контрольный пакет. Облигации, депозиты.
Тема 4.4. Деньги и денежная система государства.
Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Функции денег. Центральный банк РФ.
Тема 4.5. Регулирование спроса и предложения.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Закон спроса и предложения. Закон стоимости. Виды рынков. Функции рынка.
Тема 4.6. Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица).
Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Виды безработицы. Естественный уровень безработицы. Политика
занятости.
Тема 4.7. Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Экономика».
Раздел 5. Содержательная линия «Социальные отношения».
Тема 5.1. Социальные группы, их классификация.
Социальные группы. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Большие и малые социальные группы. Признаки
социальной группы.
Тема 5.2. Неравенство и социальная стратификация.
Социальная стратификация и мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Межпоколенная и внутрипоколенная
мобильность.
Тема 5.3. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов и пути их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль. Свобода и
ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Тема 5.4. Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Национальная политика современной России.
Тема 5.5. Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Социальные отношения».
Раздел 6. Содержательная линия «Политика и право».
Тема 6.1. Власть, ее происхождение и виды.
Понятие власти. Государственная власть и её виды. Негосударственная власть. Авторитет.
Тема 6.2. Политическая система государства. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки.
Гражданское общество и государство. Политическая элита. Типы избирательных систем. Органы государственной власти РФ.
Федеративное устройство России.
Тема 6.3. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политические партии и движения. СМИ в политической системе. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Тема 6.4.Отрасли российского права.
Частное и публичное право. Процессуальное право.
Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы
конституционного строя РФ. Субъекты гражданского права. Организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового
договора. Правовое регулирование отношений супругов. Особенности административной юрисдикции.
Тема 6.5. Международный механизм защиты прав человека в современном мире.
Тема 6.6. Тренинг по выполнению заданий содержательной линии «Политика и право».
Тема 6.7. Итоговая контрольная работа по выполнению заданий 2 части.
2124 составное задание с фрагментом текста (умение извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать
информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию);
25 задание, проверяющее умение правильно применять раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном
контексте;
26 задание, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия;
27 заданиезадача, требующее анализа представленной информации, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных,
прогностических суждений, выводов;
28 задание, требующее составления плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Тематическое планирование. - 10 класс № Тема раздела, занятия
Тема 1. Экономика, ее роль в жизни
общества.
Экономика как хозяйство, и как наука.
Производство — как главный элемент
экономической деятельности.
Факторы производства.
Фирмы в экономике
Тема 2. Экономические проблемы в
современном мире.
Экономический кризис, его фазы.
Занятость населения. Безработица.
Инфляция и дефляция, причины и виды.
Потребитель, защита его прав
1
2
3
4
5
6
7
8
Кол-во
часов
Тип, форма занятия
Дата
план/факт.
1
1
1
1
1
1
1
1
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы.
Тестирование7
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся.
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся. Тема 3. Роль права в жизни человека и
общества.
Значение изучения права. Юриспруденция.
Теории происхождения права.
9
10
11 Нормы права. Основные принципы права.
12
Тема 4. Теоретические основы права как
системы.
Понятие и система права. Правовые нормы.
13 Классификация норм права. Институты и отрасли
права.
14
15
Источники права. Правовой обычай. Юридический
прецедент.Нормативно-правовые акты.
Тема 5. Правоотношения и правовая
культура.
Юридические факты как основание
правоотношений, их виды.
16 Поведение человека вмире права. Правомерное
поведение.
1
1
1
1
1
1
1
1
Лекция с элементами беседы.
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся.
Урок-практикум, работа с
документами.
Лекция с элементами беседы
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся.
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы. Правонарушение, их виды.
Принципы и виды юридической ответственности.
Правовое сознание и его структура
Понятие правовой системы общества.
17
18
19
20
Тема 6. Государство и право.
Понятие государства и его признаки.
Происхождение государства у славян.
21
22 Сущность государства, его функции.
23
24
Форма государства и ее элементы.
Государственное устройство, его виды.
1
1
1
1
1
1
1
1
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами
беседы.Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся 25
26
27
Политический режим, его виды.
Государственый механизм, его структура.
Тема 7. Правосудие и правоохранительные
органы.
Защита прав человека в государстве.
28 Судебная система.
Система органов внутренних дел.
Прокуратура и ее деятельность.
Федеральная служба безопасности.
Особенности деятельности правоохранительных
органов РФ.
29
30
31
32
28
1
1
1
1
1
1
1
1
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Тестирование
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Лекция с элементами беседы.
Сообщения учащихся
Тестирование7 33
34
Итоговое повторение - 2 часа.
Обобщение и закрепление знаний по курсу.
2
Выполнение итоговых тестовых
работ.
Тематическое планирование — 11 класс
№
тема раздела, урока
кол–во
часов
тип, форма урока
вид и формы контроля
дата урока
План
факт
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
Раздел 1. Структура и
содержание экзаменационной
работы по обществознанию.
Структура и содержание
экзаменационной работы по
обществознанию.
Раздел 2.
линия «Человек и общество».
Содержательная
Системное строение общества.
Многовариантность
общественного развития.
Типология обществ.
Глобальные
человечества.
проблемы
1
1
9
1
1
1
1
Лекция с элементами
беседы,
работа с
ЕГЭ,
бланками
знакомство
с
кодификатором,
спецификацией
демоверсией ЕГЭ.
и
Учительский
взаимоконтроль,
ЕГЭ.
контроль,
задания
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урок изучения и
первичного
закрепления знаний.
Выполнение тестовых
заданий
ЕГЭ
различного уровня
Самоконтроль
взаимоконтроль,
работа, задания ЕГЭ.
и
словарная
Взаимоконтроль, сообщения.
Учительский
взаимоконтроль,
ЕГЭ.
Учительский
взаимоконтроль,
контроль,
задания
контроль,
задания сложности.
ЕГЭ.
Самоконтроль
взаимоконтроль,
работа, задания ЕГЭ.
и
словарная
Учительский
взаимоконтроль,
ЕГЭ.
Самоконтроль
взаимоконтроль
контроль,
задания
и
контроль,
задания
Учительский
взаимоконтроль,
ЕГЭ.
Учительский контроль, тест в
формате ЕГЭ.
1
1
1
1
1
Социальные институты.
Человек.
индивида.
Социализация
Свобода и ответственность
личности.
Истина и ее критерии.
Относительность истины.
Научное познание.
научного познания.
Формы
Тренинг по выполнению
заданий содержательной линии
«Человек и общество».
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урокпрактикум.
Выполнение тестовых
заданий
ЕГЭ
различного уровня
сложности.
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урокпрактикум.
Выполнение тестовых
заданий
ЕГЭ
различного уровня
сложности.
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урокпрактикум.
Урок
знаний.
контроля 3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Раздел 3. Содержательная
линия «Духовная сфера.
Духовная жизнь общества».
Культура и духовная жизнь.
Тенденции духовной жизни
современной России.
Роль СМИ в современном
обществе.
Роль религии в жизни общества.
Наука и ее роль в обществе.
Тренинг по выполнению заданий
содержательной
линии.
«Духовная сфера.
Духовная
жизнь общества».
4.
4.1.
Раздел 4.
линия «Экономика».
Содержательная
5
1
1
1
1
1
7
1
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урок круглый стол.
Урок семинар
Урок изучения и
первичного
закрепления знаний.
Урок
контроля
знаний.
и
Самоконтроль
взаимоконтроль, выполнение
заданий ЕГЭ.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, сообщения,
анализ документов.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, сообщения,
анализ документов.
Учительский контроль, тест в
формате ЕГЭ.
Учительский контроль, тест в
формате ЕГЭ.
Лекция с элементами
беседы,
выполнение Самоконтроль
и
взаимоконтроль, выполнение Экономика потребителя и
производителя.
4.2.
Роль государства в экономике.
4.3.
Ценные бумаги.
4.4.
Деньги и денежная система
государства.
1
1
1
1
1
1
4.5.
4.6.
4.7.
Регулирование спроса и
предложения.
Рынок
труда
стимулирование
безработица).
(зарплата,
труда,
Тренинг по выполнению заданий
содержательной
линии
«Экономика».
интерактивных тестов.
Урок семинар
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урок изучения и
первичного
закрепления знаний.
Урок изучения и
первичного
закрепления знаний.
Урок круглый стол.
заданий ЕГЭ.
Самоконтроль и
взаимоконтроль, сообщения.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, выполнение
заданий ЕГЭ.
Учительский контроль, тест.
Урок
контроля
знаний.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, выполнение
заданий ЕГЭ.
Самоконтроль и
взаимоконтроль, сообщения.
Учительский контроль, тест в
формате ЕГЭ. 5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6.
6.1.
6.2.
6.3.
Раздел 5.
линия
отношения».
Социальные
классификация.
Содержательная
«Социальные
группы,
их
Неравенство и социальная
стратификация.
Социальный конфликт и пути
его разрешения.
Проблемы межнациональных
отношений
политики
современных государств.
и
Тренинг по выполнению заданий
содержательной
линии
«Социальные отношения».
Содержательная
Раздел 6.
линия «Политика и право».
Власть, ее происхождение и
виды.
Политическая
государства.
система
Политические
движения.
многопартийности в России.
партии и
Становление
5
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
знаний.
Урок – семинар.
Учительский контроль, тест.
Урок изучения и
первичного
закрепления знаний.
Учительский контроль, тест.
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урок круглый стол.
.
Учительский контроль, тест.
Урок круглый стол
Самоконтроль и
Урок изучения и
первичного
закрепления знаний.
Урок
контроля
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Лекция с элементами
беседы,
выполнение
интерактивных тестов.
Урок круглый стол.
взаимоконтроль, сообщения.
Самоконтроль и
взаимоконтроль, сообщения.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, выполнение
заданий ЕГЭ.
Учительский контроль, тест в
формате ЕГЭ.
. 6.4.
Отрасли российского права.
1
6.5.
6.6.
6.7.
Международный
механизм
защиты прав человека в
современном мире.
Тренинг по выполнению заданий
содержательной
линии
«Политика и право».
Итоговая контрольная работа по
выполнению заданий 2 части.
Итого 34 часа.
1
1
Урок
знаний.
Урок
знаний.
контроля
Самоконтроль и
контроля
взаимоконтроль, сообщения.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, выполнение
заданий ЕГЭ.
Учительский контроль, тест.
Самоконтроль
и
взаимоконтроль, выполнение
заданий ЕГЭ.
Учительский контроль, тест.
Литература для учителя и учащихся
учебники:
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и
др. – 4 (5)е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и
др. – 4 (5)е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Экономика: базовый курс: Учебник для 1011 классов общеобразоват. учреждений. – М.: ВитаПресс, 20072010.
Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 20082010. пособия:
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.:
ACT : Астрель, 2009.
Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2012.
Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л.Бойко. – Ростовна Дону: издательский центр «МарТ», 2014.
методические пособия для учителя:
Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова.
М.: Просвещение, 2008.
Международноегуманитарное право: учебнометодические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» — 20112013.
//www.pish.ru – методический портал «Преподавание истории в школе»
//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».
пособия для учащихся:
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2014.
Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 20082010.
ЕГЭ20162017. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2009.
задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2016.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.