Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)
Оценка 5

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
8 кл—9 кл
20.08.2019
Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)
Данная программа была разработана для подготовки учащихся 8-9 классов к устному собеседованию в ОГЭ в 2018-19 учебном году, программа содержит пояснительную записку,указание на учебно-методическое обеспечение, учебный план и календарно-тематическое планирование. Программа была успешно реализована в 2018-19 учебном году в 8 классе, были даны положительные отзывы учащимися.
программа спецкурса по русскому зыку Секреты правильной речи.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная  школа № 65 с углублённым изучением английского языка» г.Перми Рассмотрено и согласовано                                     «Утверждаю» На заседании МО г.Перми                                        Директор МАОУ «СОШ № 65» «___» ___________2018 г. Руководитель  МО                                                     __________________В.Ю.Щукина ______________________ Рабочая программа спецкурса  по русскому языку «Секреты правильной речи» класс 8­9 Учитель: Поплаухина Н.В.                  первая квалификационная категория Программа спецкурса по русскому языку для 8­9 классов «Секреты правильной речи» Пермь­2018 Пояснительная  записка Спецкурс «Секреты правильной речи» для обучающихся 8­9 классов направлен на  формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности (восприятие и  передачу устной и письменной речи), а также углубление знаний о языке как целостной  структуре, его законах и правилах. Программа создана, чтобы помочь учащимся овладеть  средствами языкового общения осознанно и через постижение красоты родной речи  воспитывать любовь и уважение к русскому языку как национальному достоянию. Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание  обучающихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуальность данной  проблемы возрастает в связи с введением новых форм итоговой аттестации выпускников 9­ х классов, а также с введением профильного обучения на III ступени.  При существующем количестве часов по русскому языку в 8 классе (105 часов в учебном  году, 3 часа в неделю), в 9 классе (70  часов в учебном году, 2 часа в неделю) учителю  необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации  простого, простого осложнённого  и сложного предложений, но и подготовить учащихся к  написанию изложения и сочинения­рассуждения, а также к   устному собеседованию в ОГЭ. Решение  задачи подготовки к устному собеседованию в ОГЭ  возможно через реализацию  предлагаемой программы спецкурса. Программа составлена с учётом тенденций новых  образовательных стандартов, связанных с актуализацией личностно ориентированного,  деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и  методов обучения русскому языку: ­ совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и  навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных  сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического  строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и  взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; ­освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных  сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах  русского языка; об основных  нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; ­ формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,  оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;  умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и  преобразовывать необходимую информацию; ­ применение полученных знаний и умений в речевой практике. Цель курса: формирование языковой и лингвистической компетенции через освоение  необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его  устройстве, развитии и функционировании; Задачи курса: овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;    формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;  формирование навыков аналитической работы с текстами, определения значения  сведений о содержательной и композиционной структуре различных типов текста. Программа спецкурса построена с учётом принципов системности, научности и  доступности, а также преемственности и перспективности между различными  разделами курса. Содержание учебного материала структурировано на основе  компетентностного подхода. В соответствии с этим на занятиях спецкурса  формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая  (языковедческая), культуроведческая компетенции. Значимость данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении  культурой устной речи и искусства речевого общения, формировании умений  применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения  материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических  способностей, логики мышления, подготовки конкурентноспособного ученика. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал  постигается учащимися через опыт анализа разных текстов, при этом особое внимание  уделяется  развитию устной монологической и диалогической речи. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом,  что практически не требуется домашней подготовки. В структуре занятий учтена необходимость повторения некоторых разделов  языкознания, изученных с 5 по 7 класс; даны разные типы заданий: выразительное  чтение публицистического текста, работа с интонационной разметкой текста, над  правильностью и беглостью чтения текста; пересказ текста с включением цитаты,  практические работы по созданию текстов разных типов. Цели и задачи образовательной области и учебного курса Теоретические:  освоить знания о языке и речи: литературных нормах, видах речевой  деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах  русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне  речевой деятельности, речевом этикете.       Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие  способности, логику мышления; развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку.      Практические:          совершенствовать коммуникативные умения; овладевать умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; уметь поддерживать диалог, вести спор; адекватно передавать содержание текста, выражать собственное мнение по  заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки  зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное монологическое  высказывание; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной  информацией.      Воспитательные:      воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры,  основному средству общения и получения знаний в разных сферах  человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой  устной и письменной речи; воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и  умений в различных областях жизни; воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке. Требования к уровню подготовки слушателей спецкурса: В результате изучения спецкурса учащийся должен: знать/ понимать: ­  смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера употребления и  ситуация речевого общения; ­основные признаки научного, публицистического стилей, языка художественной  литературы; особенности основных жанров научного, публицистического стилей; ­признаки текста и его функционально­смысловых типов (повествования, описания,  рассуждения); ­основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,  грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; Речевая деятельность: Аудирование: ­фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов,  резюме, полного или сжатого пересказа; ­формулировать вопросы по содержанию текста; ­замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; Чтение: ­понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим  организовывать процесс чтения; ­составлять конспект прочитанного текста; ­оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; ­прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения публицистического и  художественного текста; Говорение: ­создавать устные монологические высказывания на актуальные социально­культурные,  нравственно­этические, социально­бытовые, учебные темы; ­владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и  основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,  последовательность изложения (развёртывание содержания по плану), наличие  грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной  интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); ­строить устное высказывание в соответствии с предложенной коммуникативной задачей; Текст: ­проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная  мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,  строение текста); Фонетика и орфоэпия: ­правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; ­анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения  орфоэпических норм; Лексика и фразеология: ­разъяснять значения слов общественно­политической и морально­этической тематики,  правильно их определять; ­оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного  словоупотребления; ­проводить анализ публицистического текста, обнаруживая в нём  изобразительно­ выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка; Синтаксис и пунктуация: ­различать изученные виды простых и сложных предложений; ­интонационно выразительно читать предложения изученных видов; ­уместно пользоваться синтаксическими синонимами; ­правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; ­проводить синтаксический  и интонационный анализ сложного предложения; ­использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления  выразительности речи; Формы и методы работы. Спецкурс имеет познавательно­практическую направленность. В качестве основного  предлагается деятельностный метод в организации занятий, который предполагает  максимальную активность в самоопределении ученика при постановке учебных задач и  ориентацию на развитие самостоятельности в их решении, формировании логических и  аналитических компетенций ученика. Такой метод предполагает максимальное количество  практических и самостоятельных, творческих работ, актуализацию всех знаний, умений и  навыков ученика, полученных им за предшествующий период обучения. Срок реализации программы 1 год. Планирование составлено на 34 часа в год,  количество часов в неделю на изучение спецкурса – 1 час. Программа рекомендована для  обучения учащихся 8­9 классов. Учебно­методическое обеспечение Основная литература: 1.Васинькова Н.Н., Карелина Л.В. Русский язык 9 класс Устное собеседование в ОГЭ:  теория и практика подготовки/ Н.Н.Васинькова, Л.В.Карелина. ­ Пермь: ООО  «Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2018. 2.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Развитие речи: теория и практика./  В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева,М.С.Соловейчик  ­ Москва,1994. 3.ОГЭ 2018.Русский язык. Тренажёр. Пособие по подготовке к устной части.Раздел  «Говорение»/Г.Т.Егораева.­ М.: издательство «Экзамен», 2018. 4. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru 5.ГРАМОТА. РУ ­ справочно­информационный Интернет­портал «Русский язык»  http  6.Ресурс «Решу ОГЭ» https  .  sdamgia    ://   www   .  gramota    .  ru   /  .  ru   /    ://   rus   ­  oge  Материально­техническое и информационно­техническое обеспечение 1.Компьютерный класс. 2.Учебно­практическое оборудование (таблицы, раздаточный материал, карточки) Содержание спецкурса «Секреты правильной речи». 1. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Понятие языковой  нормы. Литературно­языковая норма как центральное понятие культуры речи. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Варианты норм и их соотношение. Основные нормы  литературного языка: орфоэпические, морфологические, лексические, синтаксические. 2. Что значит выразительно читать? Критерии оценивания чтения вслух.  Правильность, беглость, осмысленность чтения. Интонационная партитура текста. Речевые ошибки, их классификация. Грамматические ошибки, их классификация. Грамматические  ошибки. Склонение числительных. Особенности склонения смешанных чисел. 3. Пересказ текста, виды пересказов, этапы подготовки к подробному пересказу.  Критерии оценки пересказа с включением приведённого высказывания. Особенности  строения текста­рассуждения, абзац, микротема. План пересказа. Способы цитирования. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Предложения с косвенной  речью с включением прямого цитирования. Предложения с вводными словами. Работа над пересказом публицистического текста. Пересказ публицистического текста с  включением высказывания. 4. Речевая ситуация. Монологическое высказывание, типы речи. Критерии оценивания  монологического высказывания. Монолог на основе описания. Монолог на основе  повествования. Монолог на основе рассуждения. Монологическое высказывание и диалог. Учебный план. Общее количество часов  ______________________________________34 1.Речевая культура. Язык и речь.________________________________ 4 2.Что значит читать выразительно?______________________________10 3.Пересказать текст ­ ничего сложного!___________________________10 4.Как построить монологическое высказывание____________________10 Календарно­тематическое планирование спецкурса по русскому языку  «Секреты правильной речи» в 8­9 классах (34 часа) Формы  работы  Лекция Количество  часов 1 Сроки по  плану Сроки  фактические   № п/п Тема 1. Речевая культура  как показатель  общей культуры  личности. Понятие  языковой нормы.  Литературно­ языковая норма  как центральное  понятие культуры  речи. 2. 3. 4. 5. 6­7. 8­9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Лекция Лекция Практикум Практикум Практикум Практикум Лекция Практикум Практикум Практикум Лабораторна я работа  № 1 Лекция. 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 Язык и речь. Виды  речевой  деятельности. Варианты норм и  их соотношение. Основные нормы  литературного  языка:  орфоэпические,  морфологические,  лексические,  синтаксические. Что значит  выразительно  читать? Критерии  оценивания чтения  вслух. Правильность,  беглость,  осмысленность  чтения. Интонационная  партитура текста. Речевые ошибки,  их классификация. Речевые ошибки и  как их избежать.  Работа с речевыми  недочётами  учащихся. Грамматические  ошибки, их  классификация. Грамматические  ошибки. Склонение числительных.  Особенности  склонения  смешанных чисел. Выразительное  чтение текста. Пересказ текста,  виды пересказов,  этапы подготовки  к подробному  пересказу.  Критерии оценки  пересказа с  включением 16­17. 18­20. 21­23. 24. 25. 26­28. 29­30. 31­32. 33­34. приведённого  высказывания. Особенности  строения текста­ рассуждения,  абзац, микротема.  План пересказа. Способы  цитирования. Предложения с  прямой речью.  Предложения с  косвенной речью.  Предложения с  косвенной речью с  включением  прямого  цитирования.  Предложения с  вводными словами. Работа над  пересказом  публицистического текста.  Пересказ  публицистического текста с  включением  высказывания. Речевая ситуация.  Монологическое  высказывание,  типы речи.  Критерии  оценивания  монологического  высказывания. Монолог на основе  описания. Монолог на основе  повествования. Монолог на основе  рассуждения. Монологическое  высказывание и  диалог. Практикум Практикум Практикум Лабораторна я работа  № 2 Лекция Практикум Практикум  Практикум  Лабораторна я работа № 3 2 3 3 1 1 3 2 2 2

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)

Программа спецкурса по русскому языку "Секреты правильной речи"(8-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019