Для всестороннего развития личности необходимо школьником:
• овладеть основами физической культуры;
• приобретение крепкого здоровья;
• развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
• развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
• выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
• способствовать укреплению здоровья;
• содействие гармоничному физическому развитию;
• развитие двигательных способностей;
• всестороннее воспитание двигательных качеств;
• создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.Для всестороннего развития личности необходимо школьником:
• овладеть основами физической культуры;
• приобретение крепкого здоровья;
• развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
• развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
• выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
• способствовать укреплению здоровья;
• содействие гармоничному физическому развитию;
• развитие двигательных способностей;
• всестороннее воспитание двигательных качеств;
• создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
• укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Программа спортивной секции «Волейбол»
Цели и задачи программы:
Для всестороннего развития личности необходимо школьником:
овладеть основами физической культуры;
приобретение крепкого здоровья;
развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные
движения, быстроту реакции);
развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
способствовать укреплению здоровья;
содействие гармоничному физическому развитию;
развитие двигательных способностей;
всестороннее воспитание двигательных качеств;
создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых
форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы.
2. Образовательные:
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию
движения, быстроту реакции, меткость);
обучить правильному выполнению упражнений.
3. Воспитательные:
выполнение сознательных двигательных действий;
любовь к спорту;
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
воспитанию нравственных и волевых качеств;
привлечение учащихся к спорту;
устранение вредных привычек.Тематический план группы 12 года обучения
2часа в неделю (68 часов)
1
2
3
4
5
№
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Изучаемые темы
история развития волейбола
общие основы волейбола
Правила игры и методика судейства
Техническая подготовка
Физическая подготовка
Методика тренировки волейболистов
Изучение технике игры в волейбол
Техника нападения:
перемещения
стойки
подачи
передачи
нападающие удары
Техника защиты:
перемещения
прием мяча
блок
Изучение тактики игры в волейбол:
Тактика нападения:
индивидуальные действия
групповые действия
командные действия
Тактику защиты:
индивидуальные действия
групповые действия
командные действия
Игра по правилам с заданием
всего
1
1
2
2
1
1 ч
1 ч
10 ч
5 ч
5 ч
2 ч
3 ч
3 ч
2
2
2
7
7
7
4
1
1
2
2
1
1
1
10
5
5
2
3
3
2
2
2
7
7
7
4
И т о г о:
68 ч
68 ч.Содержание программы
Тематическое планирование материала
( 2 часа в неделю 68 часов)
№
занятия
ТЕМЫ
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
№ 1
История развития волейбола
№ 2
№ 3
Правила игры и
методика судейства
№ 3
Техническая подготовка
волейболиста
№ 4
Техническая подготовка
волейболиста
№ 5
Техника игры в волейбол
№ 6
Техника игры в волейбол
Становление волейбола как вида спорта
Последовательность и этапы обучения волейболистов.
Общие основы волейбола
Правила игры и методика судейства соревнований.
Эволюция правил игры по волейболу
Упрощенные правила игры
Действующие правила игры.
Методика судейства соревнований.
Терминология и жестикуляция.
Значение технической подготовки для повышения
спортивного мастерства.
Основные задачи технической подготовки.
Особенности проведения занятий в начальном периоде
обучения технике.
Всесторонняя физическая подготовка – необходимое
условие успешного освоения техники в начальном
периоде обучения.
Определения и исправления ошибок.
Задачи тренировочного процесса.
Показатели качества спортивной техники
(эффективность, экономичность, простота решения
задач, помехоустойчивость)
Основы совершенствования технической подготовки.
Методы и средства технической подготовки.
Контроль технической подготовкой.
Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и
тренировке.
Ознакомление с техникой игры.
Последовательность, методы, методические приемы при
обучении и совершенствовании техники игры.
Роль соревнований для проверки технической
подготовки игроков.
Нормативные требования и испытания по технической№ 7
Физическая подготовка
№ 8
Физическая подготовка
№ 9
Методика тренировки
волейболистов
подготовке.
Техника игры, ее характеристика.
Особенности современной техники волейбола,
тенденции ее дальнейшего развития.
Терминология.
Техника нападения, техника защиты.
Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
Характеристика средств и методов, применяемых при
проведении общеразвивающих, подготовительных,
подводящих и специальных упражнений.
Подбор упражнений при составлении и проведении
комплексов по физической подготовке.
Индивидуальный подход к занимающимся при решении
задач физической подготовки.
Виды контрольных тестов по физической подготовке.
Проведение тестирования.
Подбор и применение упражнений для
исправления ошибок в технике игры.
Подбора и проведение упражнений для развития
физических качеств.
Анализ средств и методов при обучении основным
техническим приемам.
Виды упражнений и методы, применяемые при
обучении. Применение технических средств при
обучении технике.
Изучение техники игры в волейбол
техника нападения:
№10
Стартовые стойки
Освоение техники перемещений,
стоек волейболиста в нападении
Освоение техники перемещений,
стоек волейболиста в защите
Устойчивая, основная;
статическая стартовая стойка;
динамическая стартовая стойка.
Техника стоек, перемещений волейболиста в
нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с
разбега, с места; толчком одной с разбега, с
места).
Техника стоек, перемещений волейболиста в
защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным
шагом (бег), приставным шагом (бег).
Выпады: вперед, в сторону.
Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед
(короткие, средние, длинные) на месте.
Обучение техники подачи мяча:
Обучение технике нижней
прямой подачи
Обучение технике нижней
боковой подачи
Обучение технике верхней
прямой подачи
Обучение техники верхней
боковой подаче
подводящие упражнения для обучения нижней
прямой подаче;
специальные упражнения для обучения нижней
прямой подаче;
подводящие упражнения для обучения нижней
боковой подаче;
специальные упражнения для обучения нижней
боковой подаче;
подводящие упражнения для обучения верхней
прямой подаче;
специальные упражнения для обучения верхней
прямой подаче;
подводящие упражнения для обучения верхней
боковой подаче;
специальные упражнения для обучения верхней
№11
№12
№13
№14
№15
№16
№17
№18
№19
№20
№22№23
Обучение укороченной подачи
Обучения технике верхних
передач
Обучения технике передач в
прыжке (отбивание кулаком
выше верхнего края сетки).
Обучение технике передач снизу
№24
№25
№26
№27
№28
№29
№30
№31
№32
№33
№34
№35
№36
№38
№37
№39
№40
№41
№42
№43
боковой подаче;
специальные упражнения для обучения
укороченной подаче
подача на точность;
Техника передачи двумя сверху
Техника передачи в прыжке над собой, назад
(короткие, средние, длинные).
двумя с поворотом, без поворота одной рукой.
подводящие упражнения для обучения:
с набивными мячами, с баскетбольными мячами;
специальные упражнения в парах на месте;
специальные упражнения в парах с
перемещением;
специальные упражнения в тройках;
специальные упражнения у сетки
подводящие упражнения с набивными мячами;
имитационные упражнения с волейбольными
мячами;
специальные упражнения индивидуально у
стены;
специальные упражнения в группах через сетку;
упражнения для обучения передаче одной снизу
Обучение технике нападающих
ударов
Обучение технике нападающих
ударов
Обучение технике нападающих
ударов
Обучение технике нападающих
ударов
Обучение технике нападающих
ударов
подводящие упражнения с набивным мячом;
упражнения для обучения напрыгиванию;
упражнения с теннисным мячом;
упражнения для обучения замаху и удару по мячу;
специальные упражнения у стены в опорном
положении;
специальные упражнения у стены в прыжке (в
парах);
специальные упражнения с мячом и резиновыми
амортизаторами;
специальные упражнения на подкидном мостике;
специальные упражнения в парах через сетку;
Техника защиты:
Обучение технике приема подач
Обучение технике приема подач
Обучение технике приема подач
Обучение технике приема мяча с
падением
Обучение технике блокирования
(подвижное, неподвижное)
Обучение технике блокирования
(подвижное, неподвижное)
упражнения для обучения перемещению игрока;
имитационные упражнения с баскетбольными
мячами по технике приема подачи (на месте, после
перемещения);
специальные упражнения в парах без сетки;
специальные упражнения в тройках без сетки;
специальные упражнения в паре через сетку.
на спину, бедроспину, набок, на голени, кувырок,
на руки – грудь
упражнения для обучения перемещению
блокирующих игроков;
имитационные упражнения по технике
блокирования (на месте, после перемещения);
имитационные упражнения по технике
блокирования с баскетбольными мячами (в паре);
специальные упражнения по технике блокирования
через сетку (в паре);
упражнения по технике группового блока
(имитационные, специальные)Изучение тактики игры в волейбол
Тактика нападения:
№44
№45
№46
№47
Обучение и совершенствование
индивидуальных действий
Обучения индивидуальным
тактическим действиям
Групповые взаимодействия.
Характеристика командных действий в нападении.
Условные названия тактических действий в
нападении. Функции игроков.
Взаимодействие игроков внутри линии и между
линиями. Определение эффективности игры в
нападении игроков и команды в целом
При выполнении вторых передач, подбор
упражнений, составление комплексов упражнений
для развития быстроты перемещений
Тактика защиты:
№48
Обучение и совершенствование
индивидуальных действий
№49
№50
Обучения индивидуальным
тактическим действиям при
выполнении первых передач на
удар
№51
№52
№53
№54
№55
№56
№57
№58
Обучения тактике нападающих
ударов
обучения индивидуальным
тактическим действиям
блокирующего игрока
обучения отвлекающим
действиям при нападающем
ударе
Обучение групповым действиям
в защите внутри линии и между
линиями
Применение элементов
гимнастики и акробатики в
тренировке волейболистов
Применение элементов
баскетбола в занятиях и
тренировке волейболистов
№59
Обучения индивидуальным
Групповые взаимодействия.
Характеристика командных действий.
Взаимодействие игроков.
Определение эффективности игры в защите
игроков и команды в целом.
Обучение технике передаче в прыжке: откидке,
отвлекающие действия при вторых передачах.
Подбора упражнений для воспитания быстроты
ответных действий.
Упражнения на расслабления и растяжения.
Обучение технике бокового нападающего удара,
подаче в прыжке.
Подбор упражнений для совершенствования
ориентировки игрока.
Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.
Подбор упражнений для развития ловкости,
гибкости.
Нападающий удар задней линии. СФП.
Подбор упражнений для развития специальной
силы.
Упражнения для развития прыгучести.
Нападающий удар толчком одной ноги.
Учебная игра.
Упражнения для развития гибкости.
Обучение техникотактическим действиям
нападающего игрока (блокаут).
Упражнения для развития силы (гантели,
эспандер). Обучение переключению внимания и
переходу от действий защиты к действиям в атаке
(и наоборот). Упражнения для развития быстроты
перемещений.
Подбор упражнений для воспитания прыгучести и
прыжковой ловкости волейболиста.
Учебная игра.
Техникотактические действия в защите при
страховке игроком 6 зоны
Учебная игра.
Техникотактические действия в защите для
страховки крайним защитником, свободным от
блока.
Учебная игра.
Обучение приему мяча от сетки.
Обучения индивидуальным тактическим действиям№60
№61
№62
№63
№64
№65
№66
№67
№68
тактическим действиям при
приеме подач
при приеме нападающих ударов.
Развитие координации.
Учебная игра.
Обучения взаимодействиям
нападающего и пасующего
Передача мяча одной рукой в прыжке.
Учебная игра.
Обучение групповым действиям
в нападении через игрока
передней линии
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией
сильных (обманные нападающие удары).
Обучение групповым действиям в нападении через
выходящего игрока задней линии.
Подбор упражнений для развития взрывной силы.
Учебная игра.
Обучение командным действиям
в нападении
Учебная игра с заданием.
Обучение командным действиям
в защите
Учебная игра с заданием.
Поурочный учебный план состоит из 68 занятий продолжительностью 2часа каждый.
Примечание:
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности
провести 68 занятий по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные
причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри
учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые занятия или заменить на другие, которые хуже
усваиваются.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения
№
норматива
п/п
1
2
3
Контрольные нормативы
Верхняя передача мяча в стену, на
расстоянии не менее одного метра (колво
раз)
Нижняя передача мяча в стену, на
расстоянии не менее одного метра (кол
во раз)
Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5–6 м (колво
раз)
1год обучения
2 год обучения
Оценка н
с
в
н
с
Юн. 12 14 16 12 14
Дев.
9
11 14
9
11
Юн. 10 12 14 10 12
8
8
10
Дев.
Юн. 17 20 25 17 20
10 12
Дев. 12 15 20 12 15
в
16
14
14
12
25
20Подача (нижняя/верхняя), количество
попаданий в площадку
Подача (нижняя/верхняя), количество
попаданий в левую/ правую половину
площадки, по заданию преподавателя
Передача на точность через сетку, из
зоны 4 в зону 6,из 5 попыток
Нижние передачи над собой
Верхние передачи над собой
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
5
3
2
1
3
3
15
10
15
10
10 15
10
6
3
4
2
4
4
20
15
20
15
3
5
5
25
20
25
20
–
–
3
2
3
3
20
15
20
15
–
–
4
3
4
4
25
20
25
20
–
–
5
4
5
5
30
25
30
25
4
5
6
7
8
Н низкий показатель; С средний показатель; В высокий
показатель;
Литература
Основная:
1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: ТерраСпорт,
2001
(Правила соревнований)
2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК,
2002
Дополнительная:
3. Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
4. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Просвещение, 1974
.
5. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар.асвета,19816. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение,
1989.
7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб.
пособие для
тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 1114 лет. – М. 1961.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978
10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.:
Физкультура и
спорт, 1965.
11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ
и
ДЮСШОР.– Омск.: ОмГТУ, 1994.
12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и
спорт,
1988.
13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск: Высшая школа, 1972
14. Клещев Ю.Н. Учебнотренировочная работа с юными волейболистами (1516 лет):
Методич.
материалы. – М., 1962.
15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.:
Физкультура и спорт, 1968
16. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
17. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебнометод. пособие
–
Нижневартовск, 2001.
18. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта
Молдовеняскэ», 1975
19. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. –
Волгоград, 1977.