Программа студии художественного и декоративно-прикладного творчества

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-7 классов (7-14 лет) по направлениям художественного и декоративно-прикладного творчества. Срок реализации программы 7 лет. Занятия по данной программе позволяет продолжить работу по художественному и декоративно-прикладному творчеству, проведенную на уроках технологии в 1-4 классах начальной школы и в 5-7 классах средней школы.Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-7 классов (7-14 лет) по направлениям художественного и декоративно-прикладного творчества. Срок реализации программы 7 лет. Занятия по данной программе позволяет продолжить работу по художественному и декоративно-прикладному творчеству, проведенную на уроках технологии в 1-4 классах начальной школы и в 5-7 классах средней школы.
Иконка файла материала Рабочая программа 1-4 кл. Юный художник ФГОС с КТП (на 4 года) Магомедова С.С..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 79 г. Сочи УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от ______2013__   года Председатель педсовета                                                                          Подпись, печать  ОУ                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный художник» Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности Направление: общекультурное Срок реализации:1­4 класс начальная школа Возраст участников:  7­11 лет  Автор: Магомедова Светлана СтаниславовнаПояснительная записка 1.1. Нормативно ­  правовая база: Нормативно – правовыми документами программы являются: 1.Закон «Об образовании» Российской Федерации. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.     3. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). 6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010 7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя ­ М., Просвещение, 2010  8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР­2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 10.   Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373; Программа   разработана на основе   авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной. 1.2. Актуальность и перспективность курса: Программа   «Юный   художник»   является   программой   художественно­эстетической   направленности,   предполагает   кружковой   уровень освоения знаний и практических навыков.  Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.  В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира  способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно­эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.      Программа   кружка   предполагает   в   большом   объёме   творческую   деятельность,   связанную   с   наблюдением   окружающей   жизни.   Занятия художественно­ практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами художественной  деятельности учащихся являются: ­  художественное восприятие,  ­  информационное ознакомление,  ­ изобразительная деятельность,  ­ художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. ­ выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Принцип построения программы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы: ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;  развивающий  –  2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;  исследовательский  –  1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.    Основные   дидактические   принципы   программы:   доступность   и   наглядность,   последовательность   и   систематичность   обучения   ивоспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети  выполняют  творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:     занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм  занятия; допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). 1.3.  Возрастная группа учащихся:             Программа ориентирована на учащихся 1­4 классов. 1.4.  Количество часов        Программа рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и  проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками ­ 1ч в неделю. 1.5 . Продолжительность одного занятия:   в 1 классе ­  30  ­ 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут       1.6.  Цели и задачи реализации программы:  Цель:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами. Задачи: воспитательная  –   формировать   эмоционально­ценностное   отношение   к   окружающему   миру   через   художественное   творчество,  восприятие духовного опыта человечества – как основу  приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно­творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру  цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;  техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). 1.7. Формы и методы работы:   Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.   Коллективные   задания   вводятся   в   программу   с   целью   формирования   опыта   общения   и   чувства   коллективизма.   Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.  Основные методы и технологии: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:   Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.  Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.  В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.  Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.  Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.  Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать,   не   связывая   эти   задания   с   грамотным   выполнением   работы,   значит,   в   конце   концов,   загнать   ученика   в   тупик.   Поэтому,   традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.  Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);  эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.   Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где   стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.  В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер­классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. 2 . Структура программы 2.1. Основные разделы 1 класс ­ «Веселые буквы» 2 класс ­ «Веселый карандаш» 3 класс ­ «Веселые краски» 4 класс ­ «Мы ­ художники» 2.2. Перечень УУД 1­й класс Личностные результаты:     осознавать роль художественного искусства в жизни людей;  эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать  своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.Метапредметные результаты  Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в  иллюстрациях;   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные УУД:    оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);   понимать художественную речь других, понимать то,  что хочет сказать художник своим произведением;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  2­й класс Личностные результаты:    осознавать роль художественной культуры в жизни людей;  эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных  работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных  терминов)  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;  учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, в работах  художников;   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;   преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.  Коммуникативные УУД:   оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);  слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на  бумагу;   договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;   учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).  3­4­й классыЛичностные результаты         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художекственных произведений, стремиться к  совершенствованию собственной художественной культуры;  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;  интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;  интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной  форме общения;  интерес к изучению шедевров искусства великих художников;  осознание ответственности за выполненное художественное произведение.  Метапредметные результаты Регулятивные УУД:     самостоятельно формулировать тему и цели занятия;  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии  с этими критериями.  Познавательные УУД:     перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над  художественны произведением);  пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;  осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:    адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и  диалогической формами речи с использованием терминологии художника.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;   задавать вопросы, находить ответы.  3.Содержание программы. Тематическое планирование. 1­й класс         «Веселые буквы»  Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.  Программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть: Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.    Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.  Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме   Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира. Тема, содержание занятия Календарно­тематическое планирование первого года обучения Оборудо Дата УУД Кол­во часов вание № 1 2 3 4 5 6 7. ауд внеа уд план факт «Знакомство   с   королевой   Кисточкой».            Урок ­игра.     Условия   безопасной   работы.   (Введение   в образовательную программу.)   «Что   могут   краски?»  Изобразительные   свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. «Изображать можно пятном».  Акварель, отработка приёма   рисования   кругов   в   разных   направлениях. Плавное   движение.   Раскрасить   приёмом   «размыть пятно». «Изображать   можно   пятном».. чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку  Кляксография   в «Осень.   Листопад».  Смешение   теплых   цветов. Акварель.   Отработка   приёма:   примакивание   кисти боком,   от   светлого   к   тёмному.     Беседа   на   тему «Осень»   с   использованием   иллюстративного материала. Творчество великих художников. «Силуэт дерева». Передача в рисунках формы,  очертания и цвета изображаемых предметов.  Изображение дерева  с натуры.   «Грустный   дождик».  Образ   дождя,   ограниченная палитра.   Акварель.   Беседа   о   передаче   чувств   через 1 1 1 1 1 1 1       Регулятивные УУД: определять и формулировать  цель деятельности  с помощью  учителя;   учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в   иллюстрациях;   делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя;  Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на  уровне рассказа,  художественного изображения);   понимать художественную  речь других, понимать то,  что  хочет сказать художник своим  произведением;8. 9 10 11 12 13 14 15 16 иллюстративный материал. «Изображать  можно  в  объёме».  Превратить   комок пластилина в птицу. Лепка. 1 Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» Наблюдение   за   окружающим:   неживой   природой, людьми,   жизнью   животных   и   птиц.   Обсуждение увиденного. 1 «Красоту нужно уметь замечать». Изображение  спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка.  Знакомство с техникой одноцветной монотипии.  «Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета  с белилами. Рисуем дерево тампованием.  Создание творческие работы на основе собственного замысла   с   использованием   художественных материалов. «Зимний   лес». палитра. Изобразительные свойства гуаши.  Характер   деревьев.   Ограниченная  «Портрет Снегурочки».  Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.  Урок – игра: общение по телефону. «К нам едет Дед Мороз».. Фигура человека в одежде. Контраст   тёплых   и   холодных   цветов.   Урок   –   игра: общение по телефону «Снежная   птица   зимы»..  Холодная   гамма   цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция 1 1 1 1 1 1 1 17 «Дом снежной птицы».  Ритм геометрических пятен. 1  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли  (лидера, исполнителя).  Регулятивные УУД:    определять и формулировать  цель деятельности  с помощью  учителя;   учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в   иллюстрациях;   делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя;  Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на  уровне рассказа,18 18 19 20 21 22 23 24 25 Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.   «Ёлочка   –   красавица».Впечатления   о   прошедшем празднике.   Творческая   работа.   Свободный   выбор материала. «Кто живёт под снегом».  Урок – игра   на развитие воображения.   Холодные   и   тёплые   цвета.   Гуашь, акварель (по выбору).  Гуашь..Отработка   приёма   –   «Красивые   рыбы». волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью.   Беседа   с   показом   иллюстративного   и природного материала «Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. «Волшебная птица весны».  Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка «Моя  мама».  Творческая   работа.   Беседа   с   показом детских работ, иллюстраций по иконописи. «Цветы   и   травы»  Изобразительные   свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра  «Мы – гномики». «Цветы и бабочки».  Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.   «Орнамент   из   цветов,   листьев   и     бабочек   для украшения   коврика».  Понятие   «стилизация», переработка   природных   форм     в   декоративно­ обобщенные. 1 1 1 1 1 1 1 1 1   художественного изображения);   понимать художественную  речь других, понимать то,  что  хочет сказать художник своим  произведением;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли  (лидера, исполнителя).  . Регулятивные УУД:    определять и формулировать  цель деятельности  с помощью  учителя;   учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  26 «Моя  семья»  Творческая   работа.   Беседа   с   показом 1 Познавательные УУД:детских работ. Рассказы детей о своей семье. 27 28 29 30 31 «Веселые   фигуры»  Ритм   цветовых   геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. «Домашние питомцы» Рисование домашних  животных «Победителям – Слава! Творческая работа. Беседа о  великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в  дни ВОВ «Весенняя клумба» Тёплая палитра. Гуашь.  Рисование первых весенних цветов  «Веселая игра» Урок­игра. Творческая работа.  Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о  любимых играх. 32 «Лето, здравствуй!» Фантазия. Творческая работа 33 «Маленькая галерея» Заключительное занятие:  выставка работ, награждение активных кружковцев 1 1 1 1 1 1  находить ответы на вопросы в   иллюстрациях;   делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя;  Коммуникативные УУД:    оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на  уровне рассказа,  художественного изображения);   понимать художественную  речь других, понимать то,  что  хочет сказать художник своим  произведением;  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли  (лидера, исполнителя).  . .  2­й класс         «Веселый карандаш» На этом этапе формируется художественно­ эстетическое и духовно­нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира. Теоретическая часть:  Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.  Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы   рисунка.   Роль   рисунка     в   творческой   деятельности.   Упражнения   на   выполнение   линий   разного   характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.  Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.  Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.   Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.  Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. Календарно­тематическое планирование второго года обучения № Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7. «Мои увлечения» Беседа об увлечениях детей.  Рисование по теме. «Я и моя семья» Рассказ детей о своих семьях.  Рисование по теме. Красивый фантик. Знакомство с акварелью.  Орнамент. Сюжет Портрет Зайчика – огородника.  Работа цветными  карандашами. Рисование по воображению  «Три медведя» (акварель) Прослушивание сказки.  Выполнение иллюстрации  «Осенние сказки лесной феи» (акварель) Осенние  изменения в лесу. Рисование картин осени   «Правила дорожные знать каждому положено»   (цв. карандаши) Эскизы придуманных дорожных  знаков. Беседа о правилах дорожного движения. Кол­во часов Вне ауд ау д 1 1 1 1 1 1 1 Дата Оборудова ние УУД план факт 4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё  предположение (версию) на основе  работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в   иллюстрациях, в работах   художников;  преобразовывать информацию из  одной формы в другую: с помощью  художественных образов передавать  различные эмоции.  Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и8. 9 10 11 12 «Мои любимые сказки» Обложка любимой сказки.  Герои сказки. Сказочная природа «Мамочка любимая моя» Беседа о отношениях  детей с родителями, семейных традициях.  «Братья наши меньшие» Отношение к животным.  Любимое домашнее животное  «Мы рисуем цветы». Беседа  о цветах. Рисование  по теме.  «Птицы – наши друзья». Беседа о жизни птиц  зимой. Рисование по теме 13 Праздник русской матрёшки. Знакомство с  Хохломой. Знакомство с народными промыслами.  Роспись матрёшки. 14 «Вселенная глазами детей». Представления детей о космосе. Рисование 15 Изготовление новогодних карнавальных масок.  Карнавал. Карнавальная маска 16 17  «Петушок – золотой гребешок». Прослушивание  сказки. Иллюстрации Былинные богатыри. Илья Муромец. Знакомство с былинами. Изображение богатырей по  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23.10 30.10 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 художественной форме (на уровне  предложения, небольшого текста,  рисунка);  слушать и понимать речь других;  пользоваться приёмами передачи  эмоций с помощью художественных  образов , перенесенных на бумагу;  учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера,  исполнителя).    Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё  предположение (версию) на основе  работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану      Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в   иллюстрациях, в работах   художников;  преобразовывать информацию из  одной формы в другую: с помощью  художественных образов передавать  различные эмоции.  Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и  художественной форме (на уровне  предложения, небольшого текста,  рисунка);представлению. 18  «Зимние забавы» Рисование по теме 18  «Подводное царство» Рисование по представлению на заданную тему. 19 Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о  рыбаке и рыбке» Прослушивание сказки  иллюстрирование.  «Слава армии родной!». Беседа о героизме  защитников нашей Родины. Рисование по  представлению на заданную тему.  «Милой мамочке!» Беседа об истории праздника 8  марта.  Рисование по представлению на заданную тему « Красота вокруг нас». Изображение пейзажа  родного края. Рисунок­декорация «Сказочный домик» Просмотр картин художников по теме. Рисование по  представлению. «Любимые герои» Изображение человека и  животных художественными средствами.  «Люблю природу русскую» Беседа о важности  бережного отношения к природе. Рисование по представлению на заданную тему 20 21 22 23 24 25 26  «Родина моя». Передача красоты родного края  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.01 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 4.03 11.03 18.03   слушать и понимать речь других;  пользоваться приёмами передачи  эмоций с помощью художественных  образов, перенесенных на бумагу;  учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера,  исполнителя).  Регулятивные УУД:    определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё  предположение (версию) на основе  работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  Коммуникативные УУД:   оформлять свои мысли в устной и  художественной форме (на уровне  предложения, небольшого текста,  рисунка);  слушать и понимать речь других;  пользоваться приёмами передачи  эмоций с помощью художественных    находить ответы на вопросы в   иллюстрациях, в работах   художников;  преобразовывать информацию из  одной формы в другую: с помощью  художественных образов передавать  различные эмоции.выразительными средствами 27 Изготовление праздничной открытки. Создание  простого подарочного изделия 28 «Слава Победе!» Беседа о героизме нашего народа в дни Вов. Рисование по представлению на заданную тему 1 1.04 8.04 29 Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». Создание  1 15.04 сюжетных композиций. 30 Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари 1 22.04 «Приключения Чиполлино» Моделирование  художественными средствами сказочных и  фантастических образов 31  «Весенние картины» Беседа о весенних  изменениях в природе. Рисование по представлению  на заданную тему. 32 Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга,  1 6.05 Водяной, Кащей – Бессмертный. Изображение  сказочных и фантастических персонажей  образов , перенесенных на бумагу;  учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера,  исполнителя).  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  учиться высказывать своё  предположение (версию) на основе  работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в   иллюстрациях, в работах   художников;  преобразовывать информацию из  одной формы в другую: с помощью  художественных образов передавать  различные эмоции.  Коммуникативные УУД:     29.04  33 «Моя любимая игрушка» Беседа о любимых  игрушках детей.  Рисование по теме 1 13.05  оформлять свои мысли в устной и  художественной форме (на уровне  предложения, небольшого текста,  рисунка);  слушать и понимать речь других;  пользоваться приёмами передачи  эмоций с помощью художественных  образов , перенесенных на бумагу;34  «Лето красное» Просмотр картин художников по  теме. Рисование по представлению. 1 20.05  учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера,  исполнителя).  3­й класс         «Веселые краски» Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными   материалами,   знакомится   с   мировой   культурой.   Более   свободное   владение   различными   художественными   средствами   позволяют ребёнку самовыразиться. 1. Основы художественной грамоты. Теоретическая часть.  Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.  Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.   Основы   рисунка.   Роль   рисунка     в   творческой   деятельности.   Упражнения   на   выполнение   линий   разного   характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.  Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.  Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,  «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.   Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.  Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. 2. Графика. Теоретическая часть.   Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.  Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики:   линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.   Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.   Прикладная графика. Открытка,  поздравление, шрифт.  Связь с рисунком, композицией, живописью. Гравюра на картоне.  Календарно­тематическое планирование третьего года обучения  № Тема занятия (содержание) Кол ­во  час Дата Оборудован УУД план факт ие Основы художественной грамоты. 16 ч. 1 2 3 4 5 6 Вводное   занятие. Знакомство с планом работы  Условия   безопасной   работы. Орнаментальная   Организация плоскости.  Выполнение   линий   разного   характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг композиция.   Натюрморт   из   трёх   предметов.   «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.  Понятие   Рисующий   свет.  Трансформация   плоскости   в   объём. Организация   пространственной   среды.   Карандаш, бумага. Холодные цвета. Стихия – вода.  Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Теплые цвета. Стихия­ огонь.  Акварель. рисование по методу ассоциаций. . 1 1 1 1 1 1 2.09 9.09 16.09 23.09 30.09 7.10 Регулятивные УУД:    определять и формулировать  цель деятельности  с помощью  учителя;  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем плану  Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в   иллюстрациях, в работах   художников;  преобразовывать информацию из  одной формы в другую: с помощью  художественных образов  передавать различные эмоции.  Коммуникативные УУД:7. 8. 9 10 11­ 12 13 14­ 15 16   «   Осенние   листья».  Зарисовки   растений   с   натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. Природная  форма – лист.   Тоновая   растяжка   цвета, акварель. Натюрморт. Изобразительные свойства гуаши.  Основные   и   дополнительные   цвета.   «Дворец  Снежной   королевы».  Ритм   геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь Портрет мамы.  Гармония теплых  и холодных  цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. «Цветы   зимы».  Изобразительные   свойства   акварели. Беседа   о   натюрморте,   как   о   жанре   живописи. Иллюстративный материал  «Здравствуй, праздник Новый год!» Свободный выбор тем и материалов для исполнения. «Прогулка по зимнему саду» Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. 1 1 1 1 2 1 2 1 14.10 21.10 28.10 11.11 18.11 25.11 2.12 9.12 16.12 23.12    оформлять свои мысли в устной  и художественной форме (на  уровне предложения, небольшого  текста, рисунка);  слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами  передачи эмоций с помощью  художественных образов ,  перенесенных на бумагу;  учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли  (лидера, исполнителя).  .                                                                                                        Графика. 8 ч. 17 1 13.01 Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.   Знакомство   с   планом   работы   с   графическими материалами   и   приспособлениями.   Разнохарактерные линии. Тушь, перо. 18 «Листья и веточки».  Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения   на   выполнение   линий   разного   характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. 1 20.01 19 «Осенние листья» Композиция  и использование листьев 1 27.01   Регулятивные УУД:  определять и формулировать  цель деятельности  с помощью  учителя;  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с материалом;  учиться работать по  предложенному учителем планугербария   в   качестве   матриц.   «Живая»   линия   –   тушь, перо. 20 Натюрморт   Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая. собственная. 21 22 « Родной поселок» Цветовой фон в технике монотипии.  Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как  выразитель настроения «Терема».  Гравюра   на   картоне.   Беседа   о   русской архитектуре   с   использованием   иллюстративного материала 23 Открытка – поздравление «Защитникам Отечества» Использование шаблона и трафарета. Штрих.  Выделение главного 24 Открытка   –   поздравление   «8   марта   –   мамин праздник»  Использование   аппликации,   орнаментики. Шрифт. Творческая работа. 1 1 1 1 1 3.02 10.02 17.02 24.02 2.03 . .  Познавательные УУД:   находить ответы на вопросы в   иллюстрациях, в работах   художников;  преобразовывать информацию из  одной формы в другую: с помощью  художественных образов  передавать различные эмоции.  Коммуникативные УУД:    оформлять свои мысли в устной  и художественной форме (на  уровне предложения, небольшого  текста, рисунка);  слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами  передачи эмоций с помощью  художественных образов ,  перенесенных на бумагу;  учиться работать в паре, группе;  выполнять различные роли  (лидера, исполнителя).  «Мир вокруг нас» Рисование с натуры. Гуашь Беседа об экологических проблемах окружающей среды. 1 9.03 Наше творчество. 1ч. Техники изобразительного искусства.4ч. 25 26 Волшебные нитки. Практическая работа. Работа  выполняется с помощью красок и нити. 27 Кляксография. Практическая работа. Работа  1 1 16.03 30.03. 1 1 1 1 1 6.04 13.04 20.04 27.04 4.05 11.05 30 31 32 33 34 выполняется с помощью красок и зубной щетки. 28 Выдувание. Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок 29 Пальчиковая живопись Практическая работа. Работа  выполняется пальцами Наше творчество. 5 ч. Рисование по теме: «Победа!» Свободный выбор тем и  материалов для исполнения Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»  Свободный выбор тем и материалов для исполнения «Мы рисуем бабочку». Свободный выбор тем и  материалов для исполнения Рисование по теме: «Мечты о лете!» Свободный выбор  тем и материалов для исполнения Творческая аттестационная работа. Свободный  выбор техники и материалов.  Подведение итогов. 1 18.05 4­й класс         «Мы ­ художники» На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных  им проблем. Развить их способность ставить перед собой  задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.  1. Основы изобразительной грамоты. Теоретическая часть.  Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими. Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.    Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.  Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.   Композиция. Основные правила композиции:   объединение по однородным признакам;  соблюдение закона ограничения;  основа живой и статичной композиции;  группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;  подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).  Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе. № Тема занятия. Содержание Календарно­тематическое планирование четвертого года обучения  Кол­во  часов Ауд. Дата Оборудо вание план факт УУД Основы изобразительной грамоты.13 ч 1 2 3 4 Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете». Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры. «Деревья».  Пленэрные зарисовки.   Акварель, гуашь. Принцип   «от   общего   к   частному».   Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка   растений   с   натуры   в   цвете.  Принципы естественного   положения,   пластика.   Группировка элементов.   Принципы   естественного положения,   Группировка   элементов. Акварель   Акварель.   пластика. 1 1 1 Натюрморт.  Наброски   графическими   материалами: тушью,   Предметы   и   заострённой   палочкой. 1 . Регулятивные УУД:    самостоятельно формулировать  тему и цели занятия;  составлять план решения  учебной проблемы совместно с  учителем;  работать по плану, сверяя свои  действия с целью,  корректировать свою  деятельность;пространство. Живая и статическая композиция.  Осенний   натюрморт  Ассиметричная   композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. Небо   в   искусстве  Использование   цвета   в   живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа   –   иллюстрация   прочитанных   стихотворений, личный опыт Монотипия.   «Отражение   в   воде».  Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. «Зимние   забавы».  Движение   в   композиции.   Ритм цветочных   пятен.   Фигура   человека   в   движении. Личный опыт. Гуашь.  Свободный   выбор «   Цветы   и   травы   осени». живописных   средств.   Сближенные   цветовые отношения.   Пластика   природных   форм   и   линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. «   Скачущая   лошадь». Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь.  Движение   в   композиции.  Линейная   перспектива. «Улицы   моего   поселка». Наброски,   рисунки   с   натуры.   Творческая   работа   по предварительным рисункам.  «Новогодний бал» Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты.  Гуашь. Выставки, экскурсии. Обсуждение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 6 7. 8. 9 10 11 12 13    в диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и  определять степень успешности  своей работы и работы других в  соответствии с этими  критериями.  Познавательные УУД:      перерабатывать и  преобразовывать информацию из одной формы в другую  (составлять план  последовательности работы над  художественны произведением);  пользоваться словарями,  справочниками, энциклопедиями; осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­ следственные связи;  строить рассуждения;  Коммуникативные УУД:  адекватно использовать  художественные средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть  монологической и диалогическойформами речи с использованием  терминологии художника.    высказывать и обосновывать  свою точку зрения;  слушать и слышать других,  пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым  корректировать свою точку  зрения;   договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности;   задавать вопросы, находить  ответы.  Регулятивные УУД: Декоративно – прикладное искусство. 17ч 14 15 16 Введение в тему. Планирование работы. Знакомство с  новым материалом, инструментом. «Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной  декоративной росписи. Освоение приёма  ­ кистевая  роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». «Цветы и травы». Декоративная роспись.  Ассиметричная композиция. Декоративная  переработка природной формы. Кистевая роспись,  гуашь. Ограниченная цветовая палитра.  Беседа о  жостовской  росписи. 1 1 117 18 19 20 «Цветы и бабочки» Декоративная роспись  подготовленной деревянной основы. Творческая  работа. Плакат – вид прикладной графики. Цветы, как  носитель настроения. Шрифт. Использование  трафарета и шаблона в изобразительных элементах. Поздравления к 23 февраля. Эскиз. Работа с  материалом в подгруппах, использование знаний по  композиции, живописи, графике. Применение приёмов  аппликации, техники бумажной пластики, кистевой  росписи. Открытка – поздравление к 8 марта. Свободный  выбор материалов и техники. Индивидуальная  творческая работа. 21­22 Холодный батик – особенности его как вида  декоративно – прикладного искусства. Связь с  живописью, композицией,  графикой. Техника  безопасности при работе с резервирующим составом.  Связь с живописью, композицией,  графикой. Техника  безопасности при работе с резервирующим составом. «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. «Туманный день» Интерпретация явлений природы.  Свободная роспись по ткани  без резерва. Связь с  живописью, композицией Кукольный антураж. Роспись ткани для кукольного  платья. Орнамент. Работа над образом. Цветоведение. Несложные цветы из ткани.  23­24 25­26 27 28 1 1 1 1 2 2 2 1 1Оформление цветка в композиции. Связь с  флористикой, батиком. 29 30 Флористика. Применение основных принципов  построения композиции. Объединение и выявление  главного. Выражение образа, чувств с помощью  природных форм и линий Оформление работ, выставки, посещение  выставок. 1 1 Наше творчество. 5ч     самостоятельно формулировать  тему и цели занятия;  составлять план решения  учебной проблемы совместно с  учителем;  работать по плану, сверяя свои  действия с целью,  корректировать свою  деятельность;  в диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и  определять степень успешности  своей работы и работы других в  соответствии с этими  критериями.  Познавательные УУД:  перерабатывать и  преобразовывать информацию изодной формы в другую  (составлять план  последовательности работы над  художественны произведением);  пользоваться словарями,  справочниками, энциклопедиями; осуществлять анализ и синтез;  устанавливать причинно­ следственные связи;  строить рассуждения;      Коммуникативные УУД:    адекватно использовать  художественные средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть  монологической и диалогической формами речи с использованием  терминологии художника.  высказывать и обосновывать  свою точку зрения;  слушать и слышать других,  пытаться принимать иную точку  зрения, быть готовым  корректировать свою точку  зрения;   договариваться и приходить к  общему решению в совместнойдеятельности;  задавать вопросы, находить ответы. 31 32 33 «День Победы» Свободный выбор живописных  средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика  природных форм и линий. Беседы с обращением к  иллюстративному материалу, натуральный материал Творческая аттестационная работа. Свободный  выбор живописных средств. Сближенные цветовые  отношения. Оформление работ к выставке Свободный выбор  живописных средств. Сближенные цветовые  отношения. 34 «Наша галерея». Выставка творческих работ 1 1 1 1  4. Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу 1­го класса Обучающиеся должны знать:   названия основных и составных цветов;  понимать   значение   терминов:   краски,   палитра,   композиция,   художник,   линия,   орнамент;   аппликация,   симметрия,   асимметрия, композиция, силуэт, пятно,  роспись;  изобразительные основы декоративных элементов;  материалы и технические приёмы оформления;  названия инструментов, приспособлений. Обучающиеся должны уметь:  пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;  полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;  подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;  владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;  моделировать художественно  выразительные формы геометрических и растительных форм;  пользоваться материалами.Основные требования к знаниям и умениям  учащихся к концу 2­го класса Обучающиеся должны знать:   особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;  разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;  творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;  правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне.            ,  Обучающиеся должны уметь:  пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;  различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;  рисовать кистью элементы растительного орнамента;  выполнять орнамент в круге, овал, ленту;  проявлять творчество в  создании работ. Обучающиеся должны знать: Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3­го класса  особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;  разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;  творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;   основы графики;  Обучающиеся должны уметь:  пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;  пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);  различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;  рисовать кистью элементы растительного орнамента;  выполнять орнамент в круге, овал, ленту;  проявлять творчество в  создании работ. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4­го класса Обучающиеся должны знать:   разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;  различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;  основы дизайна;  творчество   мастеров   русского   искусства:   А.К.   Саврасова,   В.А.   Серова,   М.А.   Врубеля,   И.И.   Левитана,   М.   В.   Нестерова,   К.Е. Маковского.  правила создания экспозиций, основы прикладной графики. Обучающиеся должны уметь:  работать в определённой цветовой гамме;  добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов  несложной формы;  передавать пространственные планы способом загораживания;  передавать движение фигур человека и животных;  сознательно выбирать средства выражения своего замысла;  свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;  решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.  5.1. Литература 5. Литература и средства обучения 1. Герчук  Ю.Я.  Что такое орнамент? – М.,1998г. 2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г. 3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г. 4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. –  М.,2003г. 5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г. 6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г. 7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г. 9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г. 10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин. 11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г. 12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г. 14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г. 15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г. 16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г. 17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.           18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.          19. ЖУРНАЛ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»          20. «Начальная школа» ­ журнал   и  приложение к газете « Первое сентября»          21. В.С. Кузин   «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1­4 кл. «Дрофа».2004г. 22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г 5.2.  Печатные пособия: Таблицы к основным разделам  материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования. Репродукции картин. 5.3. Технические средства обучения: Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Телевизор (по возможности). Видеоплейер ( по возможности). Магнитофон (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер (по возможности).  Фотокамера цифровая ( по возможности).5.4. ЭОРы: .  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http:// / ru  school Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http Коллекция «Мировая художественная культура»: http Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http . ru  :// www . september - collektion . musik :// www . art . edu . edu . ru  :// www . rus .1 september . ru  Журнал «Начальная школа»: www  Газета «1 сентября»: www .1 september . ru  .  openworld    /  school  6. Оценка эффективности реализации программы 1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям. 2. Участие в школьных конкурсах. 4. Участие в районных конкурсах. 5.  Портфолио достижений школьника

Посмотрите также