Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО):
22.02.06 Сварочное производство,
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Бугульминский строительно-технический колледж» Республика Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Бугульминский строительнотехнический колледж»
(ГАПОУ «БСТК»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебнопроизводственной работе
ГАПОУ «Бугульминский
строительнотехнический колледж»
_________________Л.Г.Князева
«____» ______________2018 г.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.04 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
по специальностям
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
22.02.03 Сварочное производство
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
базовый уровень
1Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образовательных
стандартов (далее ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее –
СПО):
2018 г.
22.02.06 Сварочное производство,
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Организацияразработчик: Государственное автономное профессиональное
учреждение «Бугульминский строительнотехнический колледж» Республика Татарстан
образовательное
Разработчик: Смирнов А.В., преподаватель, кандидат психологических наук
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от «29» августа 2018 г.
Председатель ЦК __________ Г.В.Лыкова
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
стр.
4
6
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
10
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы
природопользования
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является
частью
основной профессиональной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
22.02.06 Сварочное производство, 23.02.03 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта, 08.02.01 Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений, 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология
швейных изделий.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в
математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных
видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов,
стоков, твердых отходов;
_ определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
_ оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном
объекте.
знать:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния
экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и
охраняемые природные территории РФ;
4 основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду,
способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки сточных
вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов
и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга
окружающей среды,
экологического контроля и экологического
регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей среды.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться
общие компетенции, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
5самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем часов
48
32
16
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень
освоения
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
3.3
Особенности взаимодействия общества и природы
Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста
Источники техногенного воздействия на окружающую среду. Концепции условий
устойчивого развития экосистем
Круговороты веществ в природе и антропогенной деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
Природные ресурсы и их рациональное использование
Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Основные направления
рационального природопользования. Принципы и методы рационального
природопользования
Рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов,
недр, земельных ресурсов
Рациональное использование и мониторинг растительного и животного мира,
ландшафтов. Проверочная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Экологические кризисы и экологические катастрофы
Загрязнение и способы ликвидации загрязнений окружающей среды токсичными и
радиоактивными веществами
Классификация групп отходов. Источники и масштабы образования отходов
Правила и порядка переработки,
отходов
Самостоятельная работа обучающихся
обезвреживания и захоронения промышленных
8
2
2
2
2
6
2
2
2
3
6
2
2
2
4
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
12
74
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
Правовые и социальные вопросы природопользования
Понятие и принципы мониторинга окружающей среды, оценка качества природной
среды и его нормирование
Анализ и классификация охраняемых природных территорий
Нормативные документы, регламентирующих экологическую безопасность
профессиональной деятельности
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Самостоятельная работа обучающихся
Обобщение
Защита проектов. Проверочная работа
Самостоятельная работа обучающихся
в
Всего
8
2
2
2
2
5
4
4
5
48
12
12
12
12
12
12
12
83 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
рабочее место преподавателя;
карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях)
Технические средства обучения:
ПК,
видеопроектор,
проекционный экран.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
Баркалова Н.В.
Арустамов Э.А.,
Учебные пособия:
1.
Экологические основы
природопользования: Учебник. М.: Издательскоторговая корпорация
«Дашков и К», 2014. 320 с.
2.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: Учебник. М.:
Издательство «Феникс», 2010. 220 с.
Дополнительные источники:
3. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебник.
М.: Академия, НМЦ СПО, 2009. 187 с.
4. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Академия,
2009. 257 с.
5. Воронцов Трифонова Т.А., Гришина Е.П., Селиванова Н.В. Основы
экологии и охраны окружающей среды. Владимир: Издво Влад.ГУ, 2002.
– 92 с.
Интернетресурсы
6. Особо охраняемые природные территории России (информационно
справочная система). http://www.oopt.info
7. Информационное экологическое агентство / ИНЭКА. http://www.ineca.ru.
9Международный
Социальноэкологический
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды".
8.
http://www.consultant.ru/popular/okrsred.
9.
союз
http://www.unico.ru/namsvet Официальный сайт журнала "Природа и Человек".
http://www.seu.ru.
10.
"Охрана
http://www.biodiversity.ru/publications/odp.
11. Журнал "Экология и промышленность России". http://ecip.newmail.ru.
12.
http://www.waterandecology.ru/magazine.
13. Бюллетень "Экология и права человека". http://www.index.org.ru/eco.
Журнал "Вода и Экология:
проблемы и решения".
Журнал
природы".
дикой
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
умения, усвоенные знания), общие
компетенции
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
2
1
Усвоенные знания:
анализировать
и прогнозировать
экологические последствия различных
видов производственной деятельности,
анализировать причины возникновения
экологических аварий и катастроф,
выбирать методы,
технологии и
аппараты утилизации газовых выбросов,
стоков, твердых отходов, определить
экологическую
пригодность
выпускаемой продукции,
оценивать
состояние экологии окружающей среды
на производственном объекте.
Освоенные умения:
виды и классификацию природных устного и письменного опроса;
устного и письменного опроса;
самостоятельной работы;
решения ситуационных задач;
тестирования по темам;
написания рефератов и творческих
работ;
создания презентаций по выбранной
тематике.
10 самостоятельной работы;
решения ситуационных задач;
тестирования по темам;
написания рефератов и творческих
работ;
создания презентаций по выбранной
тематике.
условия
воздействия
среду,
и
ресурсов,
устойчивого
состояния экосистем, задачи охраны
окружающей среды, природоресурсный
потенциал и охраняемые природные
территории РФ, основные источники и
образования
масштабы
отходов
производства,
основные источники
техногенного
на
окружающую
способы
предотвращения
улавливания
выбросов, методы очистки сточных вод,
принципы
аппаратов
обезвреживания и очистки газовых
выбросов и стоков производств,
правовые основы, правила и нормы
природопользования,
мониторинга
окружающей среды, экологического
контроля
экологического
регулирования, принципы и правила
международного сотрудничества в
природопользования
охраны
окружающей среды.
работы
и
и
11Разработчики:
ГАПОУ «Бугульминский Преподаватель, кандидат
строительнотехнический психологических наук ___________ А.В.Смирнов
колледж
Рецензенты:
ООО «Знанио» (лицензия серия 67 Л 01 № 002499 рег.№ 5257 от 11.12.2017 г., выдана
Департаментом Смоленской области по образованию и науке)
ГАПОУ «Бугульминский Зам. директора
строительнотехнический по научнометодической
колледж работе __________ Л.Г. Богданова
12